Аблизова Татьяна Григорьевна: другие произведения.

Очерк: Долина реки Аше

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 8, последний от 15/05/2013.
  • © Copyright Аблизова Татьяна Григорьевна
  • Обновлено: 14/06/2006. 10k. Статистика.
  • Очерк. Пеший: , 5 км , Ноги
  • Дата похода 30/07/2004 {1 дн}
  • Маршрут: р.Аше
  • Оценка: 5.54*27  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этот рассказ я написала ещё в 2004 году, но сначала как-то не придала ему особого значения, не стала где-то публиковать, а потом и вовсе про него забыла. Недавно, разбирая свои архивы на дисках, я наткнулась на него. Поскольку мои заметки 2005 года были уже отмечены моими знакомыми как занятные, я решила подредактировать этот рассказ и всё-таки опубликовать. Не судите строго – это была ћпервая проба пераЋ.

  •   СТАРАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ
      (рассказ об экскурсии по долине реки Аше)
      
      Вторую половину июля я провела в дивном местечке на берегу Чёрного моря - устье реки Аше, что всего в одной остановке электрички от Лазаревского.
      Издавна эти места были родными землями одного из крупных кавказских народов - адыгов (их самоназвание), более известных у нас как черкесы (тюркское название).
      "Аше" в переводе с адыгского имеет 2 значения: "`аше" - "торговля" или "аш`е" - "оружие". Я не ошиблась, употребив прилагательное "адыгский". Местное население практически не пользуется прилагательным "адынейский".
      Аше - одна из маленьких, но очень горных речушек предгорий Кавказа. Однако её тихая горная прелесть - лишь видимость, как и многое на Кавказе. Во время весеннего половодья уровень воды может в считанные часы вырасти в несколько раз. Помимо верхнего, видимого, русла Аше имеет и подземное, которое больше верхнего раз в пять.
      В давние времена долина реки Аше была портом, куда морские корабли заходили пополнять свои запасы пресной воды. Именно поэтому живущим здесь адыгам приходилось обороняться: не все "гости" приходили с добрыми намерениями. Именно в этом и сокрыта причина не только гостеприимства, но и воинственности адыгов.
      О воинственности адыгов свидетельствует и мужской национальный костюм. Черкеска до пояса плотно охватывает тело, давая свободу рукам, а её широкий подол не мешал стремительно взлететь в седло и в стужу согревал колени. Когда появилось огнестрельное оружие, вместо нагрудных карманов на черкеску почти у самого подбородка нашили газыри ("газырь" - адыг. "готовое", т. е. готовый заряд). Всадник на всём скаку мог в считанные секунды перезарядить ружьё. Чтобы было сподручней в бою, рукава черкески доходили лишь до локтя. Тюрбан из шерсти ягнёнка охранял голову от полуденного солнца.
      Кстати, увидеть этот костюм можно практически во многих краеведческих музеях Причерноморья. Я видела его в музее Лазаревского и музее Туапсе.
      О гостеприимстве адыгов говорит тот факт, что любой путник, проходящий через аул, мог рассчитывать на то, что хозяева распахнут перед ним дверь и примут на ночлег, даже не спросив имени. Он мог гостить так 3 дня. На третий день он должен был либо представиться, либо немедленно покинуть аул.
      Что же касается воинственности, то почти всё, чем пользовался черкес: конь, одежда, оружие. приспособлено к тому, чтобы быть бесстрашным воином. Особой любовью черкеса пользуется конечно же оружие, в первую очередь огнестрельное. Редкая адыгская свадьба обходится без грохота многочисленных выстрелов, выстрелами же черкесский рыцарь выражает почтение даме своего сердца, например, после исполненного ею танца. Танцы тоже "слабость" адыгов, особенно на свадьбах, куда приглашают как можно больше молодых девушек, которые непременно танцуют плавные красивые танцы. Юноши и девушки свободно общаются между собой, не допуская, однако, фамильярности.
      Сейчас же у побережья живёт пёстрый винегрет из множества народов, и только высоко в горах в густых зелёных зарослях среди горных рек и водопадов затеряны адыгские аулы, многие из которых живут по своим древним обычаям, не гнушаясь однако и современными благами цивилизации. Увидеть эти аулы тем, кто отдыхает на берегу моря не так-то просто: нужно около получаса петлять по извилистым горным дорогам, обвивающим горы долины Аше.
      Однако туристы имеют такую возможность. Одну из интереснейших экскурсий, продавцами коих изобилует практически каждый посёлок, куда приезжают туристы, мы и посетили. Экскурсия называлась "Долина реки Аше" и длилась около 5 часов. Началась экскурсия с обзора высокой скалы в долине - Скалы Стариков.
      Скала знаменита легендой о ней. Попробую рассказать её, как смогу.
      Старики у адыгов пользуются колоссальным уважением. Это можно увидеть, войдя в любой дом. Есть в аулах и дома для собраний. Здесь собираются только мужчины, женщинам вход запрещён. В центре большой комнаты на самом почётном месте сидят самые старые жители аула, вокруг них - более молодые. У дверей стоят совсем безусые юнцы, готовые выполнить любое желание старших. Они не имеют права сидеть в присутствии стариков. Но так было не всегда.
      В давние времена у адыгов, бывших тогда язычниками, существовал варварский обычай: когда человек достигал такого возраста, что уже не мог заботиться о себе, не мог укрыться в горах при набеге врагов, его младший сын был обязан зашить его в белый саван, взвалить себе на плечи, взобраться на самую высокую скалу, Скалу Стариков, и сбросить вниз, дабы он избежал пиратского плена и бесчестия. Все жители при этом собирались в долине реки и следили за исполнением обычая.
      Но однажды этот обычай был всё же нарушен.
      Жил в ауле человек по имени Тахир, и было у него трое сыновей. Двое старших погибли от рук врагов, остался у него лишь младший - Мурад, самый любимый.
      И вот однажды пришёл день, когда Тахир не смог подняться с постели и понял, что не в состоянии больше заботиться о себе. Пришлось Мураду, скрепя сердце, зашить своего старого отца в саван и нести на Скалу Стариков.
      Тропа к вершине скалы была узенькой и извилистой, слёзы застилали глаза Мурада. Он споткнулся и упал, уронив свою ношу. В этот момент старик засмеялся.
      - Почему ты смеёшься, отец? Ведь я несу тебя на смерть, - удивился Мурад.
      - Много лет назад я сам был младшим сыном и нёс своего отца по этой же тропинке. Я, также как и ты, запнулся, упал, а мой старик-отец засмеялся и сказал: "Пройдёт много лет, Тахир, и твой сын понесёт тебя в последний путь. Он тоже споткнётся и уронит тебя..." Кажется, пророчество сбывается...
      Не выдержал Мурад и разрыдался. Он не смог убить своего отца... Мурад спрятал Тахира в пещере, о существовании которой знали только они двое, и стал каждый день приносить еду и заботиться о своём отце. А чтобы жители ни о чём не догадались, он набил саван камнями и сбросил со скалы.
      Слетелись привыкшие к кровавой трапезе стервятники, и жители, собравшиеся в долине перед скалой, увидев, что обычай в точности исполнен, разошлись.
      Тахир, поселившись в пещере, стал щедро делиться с Мурадом своим богатым жизненным опытом. Мурад стал самым мудрым человеком в ауле. Так они и жили бы дальше, если бы не случай.
      Однажды все мужчины аула ушли в горы на охоту, а в ауле остались женщины и дети. Мурада как самого мудрого мужчину оставили в ауле охранять их.
      Вдруг с моря в долину реки зашли корабли разбойников. Мурад побежал за советом к своему старому отцу и получил его, как бывало уже не раз. Тахир сказал:
      - Есть один путь спасения. Но он связан с раскрытием нашей тайны. Сын мой, ты ведь знаешь, что если люди увидят меня живым, всю твою семью ждёт смерть.
      - Если я воспользуюсь этим путём, погибнет только моя семья, а если нет - весь аул.
      Совет был таков. В ауле, как и во многих других адыгских аулах, в каждом доме была хотя бы одна бочка с рододендроновым мёдом. Этот мёд обладал особыми свойствами: съешь ложку этого мёда - опьянеешь, а съешь больше - упадёшь без памяти. Секрет приготовления мёда до сих пор хранят старики-адыги.
      И вот велел Тахир Мураду выкатить на середину аула все бочки с рододендроновым мёдом, а всех детей и женщин увести в горы в пещеру, где скрывался Тахир. В те времена пещера была сквозной, и Мурад вывел односельчан на другую сторону горы.
      Вернулись с охоты мужчины и застали такую картину. В середине аула валялись пустые бочки из-под мёда, а вокруг них - смертельно пьяные разбойники. Мужчины аула подумали, что их семьи мертвы и, конечно, перебили всех врагов. Тут с гор спустились женщины и дети, а с ними Тахир и Мурад.
      Жители аула оценили поступок Мурада и с тех пор отменили варварский обычай умерщвления стариков, ибо они - кладезь мудрости. А пещеру нарекли Пещерой Спасения.
      Вернёмся же к экскурсии. Проехав мимо Скалы Стариков, мы оказались в ауле Калеж.
      Аул поражает тишиной и покоем заросших зеленью гор.
      Экскурсия продолжилась дегустацией местных вин. Вина аула пьются легко, не имеют привкусов сахара или дрожжей, что свидетельствует об их натуральности. Однако несмотря на лёгкость вина очень крепки. Особой же крепостью отличаются местные коньяки и чача - виноградная водка. Их крепость достигает 70%, но они не имеют вкуса спирта - просто очень крепкие. Удивительное ощущение возникает, когда пробуешь чачу: как будто пьёшь великолепный виноградный сок, который почему-то "бьёт" в голову своей крепостью.
      После дегустации нас, слегка хмельных, усадили в открытые машины и повезли к водопадам. Адыгским водителям доставляет огромное удовольствие слышать визг и крики туристов, поэтому машины ехали по горным тропам очень быстро, подпрыгивали на ухабах, наклонялись так, что казалось, будто ещё чуть-чуть и ты выпадешь. Если же приходилось пересечь горную речушку или ручей, водитель въезжал в них непременно с разгона, так, чтобы брызги воды были выше машины и разлетались в разные стороны. При этом туристы визжат особенно отчаянно. В долине реки Аше 2 примечательных водопада: Псыдах - "красивая вода" или "царица" и Шапсуг - "человек с тонкой талией". Первый - более живописный, имеет 2 каскада. Зато второй выше и находится в "колодце" - пропиленной им в теле горы нише круглой формы, напоминающей колодец, имеющей только с одной стороны проход. Чтобы пройти к водопаду Псыдах, нужно преодолеть шаткий навесной мостик над горной речкой и подняться по узенькой и крутой деревянной лестнице. Но оба водопада стóят того, чтобы к ним добраться - красивы не только они сами, но и окружающая их природа: непроходимые заросли, ущелья, узенькие тропинки...
  • Комментарии: 8, последний от 15/05/2013.
  • © Copyright Аблизова Татьяна Григорьевна
  • Обновлено: 14/06/2006. 10k. Статистика.
  • Пеший:
  • Оценка: 5.54*27  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка