Абросимов Вячеслав Константинович: другие произведения.

Отчет: В гости к Илье-Муромцу и Соловью -Разбойнику

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 13/05/2009.
  • © Copyright Абросимов Вячеслав Константинович (avk787@hotmail.com)
  • Обновлено: 08/11/2004. 34k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Россия средняя , 1 к/с , Велосипед
  • Дата похода 01/08/2004 {6 дн}
  • Маршрут: Рязань-ласково-криуша-спас-клепики-тума-гусь-железный-касимов-меленки-ляхи-казнево-муром
  • Оценка: 1.98*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На муромcкой дороженьке стояли три сосны...О нашем путешествии по Мещере и о том,, как мы гостили у Ильи -Муромца и Соловья-Разбойника и ездили на вело по старой касимовской дороженьке, где наши предки то на мурому ходили, то их в татарский полон гнали...

  •   
      МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      
      Секция велосипедного туризма "ПЕДАЛЬ"
      
      Группа "РВСН"
      
      Ветеранское направление
      
      
      
      
      "В гости к Илье Муромцу"
      
      
      ОТЧЕТ
      о велосипедном путешествии
      по маршруту
      
      Рязань-Ласково-Криуша-Спас-Клепики-Тума-Гусь-Железный-Касимов-Меленки-Ляхи-Казнево-Муром
      
      
      
      
      
      
      
      
      1-6 августа 2004г.
      
      Протяженность маршрута - 400 км
      Категория сложности - первая
      
      1. ЗАДУМКА
      На Муромской дороженьке стояли три сосны
      Русская народная песня
      Не начать ли нам, братья, по-стародавнему повесть о походе велосипедном, ветеранском, ракетчиков-полковников запаса Николая свет Петровича, Вячеслава свет Константиновича да Валерия свет Палыча!? Иль да начнется песнь эта по былям нашего времени - не по замышлению Боянову! Ведь Боян, когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он и давних времен их походы - и по Вологодчине (http://isakov.narod.ru/cep6.htm) и по Ярославщине (http://isakov.narod.ru/cep3.htm), и не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами ветеранам-велосипедистам славу рокотали.
      Начнем же, братья, повесть эту про наших ветеранов, Летописца-Нестора Вячеслава Абросимова, Князя Николая Чаусова да Боярина Валерия Перевалова, что отвагою закалили себя, заострили сердца свои мужеством и, исполнившись ратного духа, поехали по Следам Илюши Муромца, в гости да к Соловью Разбойнику...А в общей сложности ветеранам стукнуло 182 годика- дай им и Вам Бог здоровья!
      Как во-стольных градах белокаменных Москве да Королеве, что под Москвою, с лета начиная раздавались телефонные звонки. То Нестор звонил Князю Николаю, то Князь Николай Нестору - да не пройти ли нам снова велосипедный маршрут по Земле нашей русской многострадальной? Демократы ее продавали, супостаты растаскивали, враги топтали. Да осталось ли что на Руси-то? Время-времечко прокатиться по лесам по муромским, по касимовской дороженьке, где наши предки то на мурому ходили, то их в татарский полон гнали.
      
      Вот так и собрались они в путь-дороженьку.
      
      2. ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ
      А дадут Криушане воды попить?
      Криушане дадут, если по ушам не надают!
      Из дорожного фольклора
      
      Из того ли-то из города из Москвы,
      Из того села да с Королева,
      Выезжали удаленькие дородные добры молодцы,
      Они стояли заутрену во Рязани ,
      Ай к обеденке поспеть хотели в Спас-Клепики
      Да приключение случилося
      
      Приехали в Рязань во второй половине дня. Тихие улочки встретили нас полным спокойствием. Российская глубинка. Воскресение.
      Сразу же с вокзала направились в Кремль. Кремль, как правило, это сердце города, его исторический центр, его исток и начало. И в каком бы старинном городе он не находился, для нас он всегда объект повышенного интереса и внимания.
      Через первые триста метров от вокзала встретилась поразительная по цинизму растяжка-реклама на центральной улице: "Агенство недвижимости (название забылось). Купи себе кусочек Рязани". Нестор подумал, что лет пятьсот бы назад за такое рязанский князь Олег подверг бы это Агенство недвижимости публичному сожжению, а самих бы брокеров посадил бы на кол!
      Над городом медленно и спокойно, как в сонном тумане, плыл колокольный звон. Еще 2 километра - и Кремль. Сегодня он меньше всего напоминает крепость, точнее сказать совсем ее не напоминает, и представляет собой историко-архитектурный музей-заповедник.
      Осматриваем грандиозный Успенский собор(1693-1699), построенный крепостным зодчим Яковом Бухвостовым. Собор специалисты относят к шедеврам своеобразной Рязанской архитектуры. Стоит он на краю обрыва, откуда открывается очень живописный вид на пристань на реке Трубеж.
      Зайдя в собор, восторгаемся его иконостасом - фигуры святых, выполненные практически в полный рост, поднимаются на многометровую высоту и ясно чувствуешь их величие.
      
      Здесь же на территории Кремля стоит маленький Михайло-Архангельский храм(1517) - самое старое здание в Рязани. Привлекает своим интригующим названием трехэтажное здание, именуемое "Дворцом князя Олега". В действительности деревянный дворец Олега, современника Дмитрия Донского, жившего в 14в, когда-то находился поблизости. А это здание, построенное в 17-18вв, служило митрополичьим дворцом.
      На территории Кремля у стен собора находится могила известного поэта 19 века Якова Петровича Полонского(1819-1898) - уроженца Рязяни. Это ему принадлежит сжатая характеристика своей эпохи: "век девятнадцатый - мятежный строгий век". Памятны и трогательны его строки, адресованные жившему в Париже И.С.Тургеневу:
      Донашивать свои седины
      Нам порознь суждено судьбой!..
      Тебе - в объятиях чужбины,
      Мне - в кандалах нужды родной.
      
      Отмечаем характерную примету нашего окаянного времени - рядом с немногочисленными монахами и молящимися на территории Кремля патрулируют милиционеры с автоматами. Н-да!
      При выезде из неторопливой Рязани вспомнилось, что в былые времена именем Рязань называли целую страну, но ее одноименная столица упоминается в Никоновской летописи только под 1096 г., когда внуком Ярослава Мудрого черниговским князем Ярославом Святославичем была заложена нынешняя Рязань - Переяславль Рязанский. В XIII веке Рязанское княжество, имея свое ядро в среднем течении Оки, распространялось на юг до рек Воронежа и Дона и существовало достаточно автономно от великого княжества Владимирского, и управляясь князьями, представлявшими "... самую воинственную и беспокойную ветвь Рюрикова дома". Эта воинственность, скорее всего, была следствием геополитического положения княжества - именно рязанцы одними из первых встречали татаро-монгольские орды и страдали от них более всех! Теперь, правда, уже почти ничто не напоминает о былой славе.
      Мост через Оку на пятом километре маршрута стал памятен своеобразным рекордом: на 150 метрах дороги сначала проколом, а затем разрывом камеры переднего колеса "иностранного" велосипеда Нестора, что составило абсолютный результат за много лет наших велопутешествий.
      "Рязанскую Италию" - окрестности Солотчи - объехали по "рязанской Польше" - хорошему, но скучноватому шоссе с лиственным лесом по сторонам. Вечерело, поэтому мы не пошли к Солотчинскому монастырю, стремясь поскорее уйти от людских муравейников и массы машин.
      Впрочем, задумка не совсем удалась. Как обычно около крупных городов вечером в воскресение по всем дорогам и всем полосам шел оживленный поток машин. Обгоняли они "на гране фола", выжидая, вопреки общечеловеческой логике, когда создастся наиболее опасная ситуация с нашим участием. Князь же, не выдержав, однажды пошел прямо посередине шоссе на встречный таран особо наглого джипа. Странно, но поединок был выигран, и джипу пришлось спрятаться за проходящий трейлер и Князь торжествовал победу.
      Заехали в поисках воды и крова в деревню Полково, что в 33-х километрах от Рязани. Зрелище соткано из противоречий - песок по самые педали, козы, дети, шарахающиеся от велосипедов, пьяный мужичок в рванье и рядом молодой розовощекий крепыш моет 600-й Мерседес. Именно в этой деревне проходящему бычку снова приглянулись традиционные красные штаны Князя, но то ли бычок долго раздумывал, то ли мы были оперативны - это событие (в отличие от "корриды" на Арабатской Стрелке в Крыму в 1988 году!) не имело серьезных последствий. Озеро, о котором местные говорили как о лучшем месте ночлега, оказалось просто лужей в чистом поле на краю деревни, а другое, то, что в лесу, по данным местных жителей было совсем рядом: "от-то недалече, ну километра с три лесом будет. - По песку? - Ну да, песочек есть тама". Три километра по песочку, с комарами и к вечеру не обнадеживали.
       Выбранное в конце концов место ночлега-лесное озеро Уржинское вдали от большой дороги и в двух километрах от поселка Ласково - было единодушно признано уникальным по двум причинам: во-первых-это замечательный природный уголок, хотя и затоптанный многочисленными отдыхающими, приезжающими сюда на выходной день и, во-вторых, к ночи все отдыхающие укатили на своих авто, на озере мы остались одни и наступила такая долгожданная и приятная после утомительного дня тишина. Палатки поставили почти в темноте. Зато как же здорово было купаться ночью в чем мать родила в еще теплой воде при полной луне, глядя на мерцающую лунную дорожку и падающие августовские звезды ...J. А утром вспомнилось "Выткался на озере алый свет зари..."
      
      3. МЕЩЕРА
      Мещерская сторона с дороги не видна.
      Совместное умозаключение
      
      Со дня смерти святых Петра и Февронии (она, по преданию, родом из села Ласково, в окрестностях которого и прошла наша ночевка), прошло уже более 775 лет, а людская молва по-прежнему считает, что своими молитвами они низводят небесное благословление на всех вступающих в брак. Очень интересно их жизнеописание. Особо поражает логика девы Февронии, когда она, плывя в лодке, в ответ на вожделенные взгляды одного из сопровождающих, сказала ему: "Испей воды с правой стороны лодки. А теперь испей с левой. Ну что, есть разница?- Вот так и женское естество - у всех одинаково. Чего же ты желаешь меня?" Прекрасное назидание из глубины столетий всем вступающим в брак!!!
      С села Кельцы начинается Мещера. По краям дороги Вас сопровождает великолепный сосновый лес....И в воздухе плывет есенинское:
      
      "Но вот и Криуша...
      Три года
      Не зрел я знакомых крыш.
      Сиреневая погода
      Сиренью обрызгала тишь.
      Не слышно собачьего лая.
      Здесь нечего видно стеречь
      У каждого хата гнилая,
      А в хате ухваты да печь..."
       На железнодорожной станции поселка Криуша по историческим данным в 1913 году было 13 буфетов! Сейчас уже нет такой станции, но криушане живут, в отличие от есенинского описания в поэме "Анна Снегина" сравнительно неплохо. Рекомендуем медленно проехать по деревне. Через поселок проложена прекрасная асфальтовая дорога. Правда, современные жители села слабо знают знаменитого поэта, которому в годы революции 16-ти летняя Анна "в белой накидке сказала ласково - нет...". А название "Криуша" нам объяснили геометрией когда-то протекающей по окраине деревни петляющей речки. И действительно, изгибающаяся, как Змей-Горыныч, деревня протянулась на целых несколько километров.
      
      На следующем этапе была замечена необычайная активность Боярина, который, в отличие от вчерашнего, первого дня, ехал довольно оживленно, хотя утренний завтрак был для его организма явно слабоват. Выяснилось, что резинкой рюкзака у Нестора, за которым ехал Боярин, были прихвачены остатки вчерашнего ужина, приготовленные для выбрасывания, как только представится случай (мы никогда и ничего не оставляем на местах ночевок). Похоже, что именно это Боярина и подогревало. J
      
      Великолепная дорога на Спас-Клепики проходит через болотистый мещерский лес. Прокладку асфальтированного шоссе в этих местах краеведы называют подвигом. Рельеф местности равнинный, но почему дорога все время сильно петляет, для нас осталось загадкой.
      Основная достопримечательность дальнейшей дороги заключается в интересно оформленных местах отдыха. Довольно часто встречаются сказочные домики, грибочки, причудливые конструкции из изогнутых, а порой поставленных вверх корнями деревьев... Поэтому не преминули заехать на чаек к Бабе -Яге J.
       К обеду по жаре и встречном ветре, который сопровождал нас практически все дни путешествия, добрались до Спас-Клепиков.
      Предварительно удалось искупаться в реке Пра, о которой Паустовский писал: "Я много видел живописных и глухих мест в России. Но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра". Действительно, небольшая, но очень приятная речушка! Кстати, на ее берегу застали группу туристов-водников (а может пеших), не очень-то словоохотливых, которые пожаловались, что их оштрафовал то ли егерь, то ли рыбнадзор за остановку в заповеднике.
      Исключительно печально, что Интернет, кроме того, что в Спас-Клепиках есть "...замечательный пролетарский ансамбль "Кувалда" (имеет ярко выраженную триллерскую направленность, упаси Вас Господи его слышать!) и школа, где учился С.Есенин, ничего не сообщает о небольшом провинциальном городке. Но мы то знали, что название "Клепики" произошло от древнерусского "клепик", что означало "нож", "клин", "костыль", а добавок "Спас" появился после открытия церкви во имя Преображения Господня. Тогда деревня получила странное для современного уха звучание "Спасское, Клепики тож". И было очень приятно и неожиданно, когда в маленьком магазинчике в центре города купили великолепные перочинные ножи (искусно скопированные со швейцарских военных образцов) стоимостью....полтора доллара! И еще оказалось, что в Спас-Клепиках живут хорошие душевные люди, подсказавшие нам дальнейшую дорогу на Туму.
      О школе в Спас-Клепиках в душе поэта не нашлось теплых слов. Про эту школу Есенин писал:
      
      "Душно мне в этих холодных стенах,
      Сырость и мрак без просвета,
      Плесенью пахнет в печальных углах"...
      
      На Туму шли очень долго и снова при встречном ветре. Или просто так показалось? Нет, ветер-то точно был. Но дорога шла преимущественно по полям и была довольно скучноватой.
      Имя собственное "Тума" как-то привлекало внимание чем-то зловещим. "Тумак он тумак и есть. Сказано - глухая сторона. Лешаки да разбойники" - так описывали эти края доступные источники прошлого века. "Тума железная, а люди в ней каменные" - почему-то записано Куприным со слов местных жителей. Бывал там знаменитый писатель, описывал окрестные столетние боры, местное население, которое "говорит непонятным для нас певучим цокающим и гокающим языком и смотрит на нас исподлобья, пристально, угрюмо и бесцеремонно".
      В целом с тех пор Тума мало изменилась. При покупке минеральной воды в магазин вместе с нами завалились два водителя, тут же у прилавка "раздавили" чекушку, закусив ее взятым в долг у продавщицы печеньем, и поехали дальше (по тем же дорогам, по которым пролегал и наш путь!). Ничто не напоминает сейчас также и о знаменитой в недавние времена самой тихоходной железной дороге-узкоколейке Тума-Рязань, когда поезд ехал медленнее лошади, а когда какая-то старушка опаздывала на поезд, то весь поезд возвращался за ней назад...У базара и автостанции местное население, в том числе вечные на Рязанщине цыгане, проводило нас в дорогу точно по Куприну - "пристально, угрюмо и бесцеремонно".
      День клонился к вечеру. В поисках ночлега пришлось по совету местной милиции свернуть от основной дороги в сторону аж на 6 километров до речки Нярва у деревни Меркулово. Там и заночевали.
      Утро было росистое, свежее и звало в путь.
      
      "Проедешь от Тумы до Окатова -доедешь до Саратова" - говорят в этих местах. Но нам-то предстояло дойти пока только до Гусь-Железного. Этот поселок считается самым "мещерским", поскольку он расположен в глубине хвойных и смешанных лесных массивов.
       В середине XVIII века появился в здешних краях "возникший из ничтожества" тульский купец Андрей Родионович Баташев, и стали расти вокруг Касимова баташевские железоделательные заводы, работавшие на местной болотной руде. В 20 верстах от города, в поселке Гусь-Железный, устроил Баташев свою резиденцию, где до сих пор сохранились построенные им громадная белокаменная Троицкая церковь, плотина и длинный усадебный дом - рассказывают, что построен он был прямо на границе Рязанской и Владимирской губерний, и концы его выходили в разные губернии, что позволяло Баташеву быть недосягаемым для местных властей
      О семействе Баташевых ходили в здешних краях предания и легенды, не раз вдохновлявшие известных писателей, в том числе А. Куприна и А. Мельникова-Печерского. Одни деяния Баташевых внесли немалый вклад в становление промышленности России и заслуживают славу и хвалу, а другие до сих пор окружены недоброй молвой, зловещими легендами и неразгаданными тайнами.
      С середины 50-х годов XVIII века Баташевы, с помощью связей в Петербурге, а также, как поговаривали, путем всевозможных махинаций стали владельцами огромных земельных наделов и железных заводов на Оке. Андрей Баташев приобрел огромную власть и влияние в окрестных местах, превратившись в почти безграничного хозяина здешних краев, а его имение в Гусь-Железном, в центре его колоссальных владений, получило прозвище "Орлиное гнездо".
      В Гусь-Железном царила тишь и запустение.. Все заводы сейчас закрыты, и люди живут, как могут. Говорят, правда, что на окрестных ягодах и грибах работает местный пищекомбинат. Но на нашем маршруте следы его активного функционирования не проявились.
      Хотя вид со стороны дороги на знаменитый Троицкий храм XIX-ого века впечатляющий, но сам храм оказался закрытым и, к сожалению, разрушающимся. В магазинах же на площади, где он стоит, продавали пиво 6 сортов, Пепси и химическую "Радову". Поистине - нынешнее поколение выбирает....L
      
      4. ПО СТАРОМУ КАСИМОВСКОМУ ТРАКТУ
      Соловей-разбойник - в славянской мифологии
      чудовище, живущее в гнезде на двенадцати
      дубах и грабящее проезжающих в Киев.
      Убит Ильёй Муромцем.
      Из мифологичекой энциклопедии
      
      Гусь-Железный - Касимов = 20 км. Остановились на въезде в город, так как объективно подошло время поиска ночлега.
      Местные жители направили к Оке по каким-то еле заметным и одним им ведомым тропкам, мостикам через притоки Оки. Иногда путь преграждался местными животными, которые требовали уважения.
      После высказывания уважения путь освобождался. Попетляв, нашли одно их немногих подходящих мест у реки, недалеко от нового автомобильного моста (открыт в 1985г), шум которого ночью неожиданно оказался весьма чувствительным. Зато на Оке, которую раньше называли "труженицей" и "важной транспортной артерией" стоит мертвая тишина, характерная для постперестроечного времени. Ни ночью ни днем мы не увидели на реке ни одного судна.
      На следующее утро въехали в самый социалистический из виденных за последнее время город в России - Касимов.
      Так все-таки какой город является городом контрастов? Париж-город контрастов? Рио-де-Жанейро-город контрастов? Нет, Касимов - город контрастов. Красивейшая в своем разливе великая русская река контрастирует с отвратительными колодцами с питьевой водой с зияющими рядом глубокими проемами-ямами. Жители указывают направления в противоположные стороны. Вроде бы неплохая набережная Оки резко обрывается к реке лебедой и бурьяном. Рядом с блестящими отремонтированными купеческими зданиями стоят и, видимо, дождутся своей очереди только к очередному юбилею, такие же по форме и размерам развалюхи. В конце крутейшего спуска к Оке дорога отличная, а дальше без всяких предупредающих знаков ее пересекает ПРОВАЛ на полдороги шириной сантиметров тридцать, из которого торчат куски ржавой арматуры.
      Но все недостатки города скрасила столовая прямо в центре. О, это чудо послеперестроечной жизни! О, этот волшебный кусочек рая среди битвы за жизнь! О, этот кулинарный Клондайк, еще ожидающий своего Джека Лондона! Всего за 36 (тридцать шесть!) рублей Вам дают: почти стакан сметаны, салатик, неплохо приготовленные борщ, 2 котлеты с макаронами и 2 стакана смородинового компота по 2 ( два - верно! ) рубля стакан!
      
      А теперь (переходя на одесский говор J) я Вас, уважаемые, спрашиваю: и где еще Вы видели такие цены, если не в Касимове? И не надо даже мне возражать! Вы нигде после перестройки не могли видеть таких цен! А до перестройки? Перестаньте сказать! О, до перестройки на ужин я покупал булочку хлеба за 16 копеек и пакетик молока тоже за 16 копеек! И, заметьте, не чувствовал себя голодным!
      Еще в городе Касимове есть рельефная достопримечательность - так называемый Рязанский спуск от центральной Соборной площади к Оке, к существовавшей раньше переправе. Такой крутизны мы еще никогда не встречали! Процентов 30, не меньше! На такой спуск надо водить школьников на уроки геометрии, потому что наглядно ощущаешь на своей шкуре, что такое тангенс угла наклона J.
      А теперь по-существу.
      Касимов - город исторический и настолько колоритный, что личными, эмоциональными, нередко поверхностными впечатлениями нам не обойтись. Обратимся к документам.
      До 1471г город назывался Мещерский Городец и принадлежал не Рязанскому, а Московскому княжеству. Он был пожалован московским князем Василием Вторым (Темным) беглому казанскому царевичу Касиму, который стал нести охранную службу на восточном рубеже Руси. Ее продолжали нести и преемники Касима, со времен которых сохранилось два мавзолея 16-ого (Шах-Али-хана) и 17- ого (Афган-Мухаммед-султана) веков.
      Касимовское царство просуществовало до 1681г.
      В Касимове сохранилось так много классических построек 17-19 веков (храмы, торговые ряды, дома купцов и других богатых людей) отразивших дух времени, что это дает право краеведам говорить об особой касимовской архитектуре и, что примечательно, о "классических особняках Касимова" или "касимовском" ампире (дома Наставина, Губина, Шемякина, Баркова, Алянчикова и др.).
      К сожалению, на город надвигалась гроза, и мы куда-то и почему-то заспешили. Теперь жалеем, что кроме ансамбля центральной площади с громадным реставрируемым Вознесенским собором XIX-ого века, наполовину отремонтированными торговыми рядами и Успенской церковью так и не посмотрели изюминку города - мусульманские памятники (город был много веков назад столицей отдельного мусульманского ханства) - мечети, ханские мавзолеи, остатки мощенных камнем дорог и др. Кстати видя, насколько город "не идет в высоту", начинаешь понимать последствия приказа Петра Первого, который, проплывая по Оке, и увидев белый высокий минарет мечети, приняв его за православный храм перекрестился. А когда ему пояснили, что это мечеть, Петр Первый в сердцах приказал искусным пушкарям сбить верхушку, что и было сделано.
      Прежде чем расстаться с Касимовым, хочется напомнить об одном незаслуженно забытом имени - писателе и ученом Александре Фомиче Вельтмане (1800-1870). Судя по его известной "Песне разбойников" из повести "Муромские леса" наш маршрут пролегал по дорогам купцов минувших веков:
       Время!.. Веди мне коня ты, любимая,
      Крепче держи под уздцы!
      Едут с товарами в путь из Касимова
      Муромским лесом купцы!
      
      За Касимовым пошли поля, поля, поля.... Но зато на автобусных остановках появились лавочки - видимо в XIV- м веке ханы Мамай и Тохтамыш эти места обошли стороной J (на всем остальном протяжении маршрута поработали наши "вандалы" - на скамейки под навесами не было даже и намека!).
      После Касимова, началась также "неприкрытая эксплуатация" старослужащими Нестора- самого молодого члена команды, не достигшего еще шестидесятилетия J. Она заключалась в том, что:
      а) его определили ехать позади князя Николая и отгонять слепней, садящихся на его спину J;
      б) держать на весу голову князя Николая во время отдыха, создавая импровизированную подушку J;
      в) поливать участникам во время привалов ноги холодной родниковой водой J;
      г) бегать за прохладительными напитками J;
      Но Нестор совсем не обижался, выполняя дружеские просьбы друзей, понимая: надо очень много хорошего сделать, чтобы называться "ветераном велотуризма".
       В районе села Мильна проходит граница между Рязанской и Владимирской областями. Наш многолетний опыт показывал, что на границах российских областей ждать хорошего нечего - впечатление такое, что дорожники действуют по принципу "а дальше хоть трава не расти!". Как правило, встречается ухудшение асфальта. Мы были приятно удивлены, что такого не произошло. И в Рязанской, и во Владимирской областях асфальтовое покрытие великолепное. Правда, если с него съезжаешь на проселочные дороги, то песок и реже щебень насыпан весьма щедро, что иногда останавливало от радиальных выходов. Но это уже другая история.
      В литературе отмечается, что в Меленковском крае встречаются названия деревень, которые имеют загадочную для русского человека основу- Лався, Чаур, Мотмос, Чуликса и др. Ясно, что это последние земли исконного народа этой земли - муромов, одного из славянских племен. Увы, не видели и не проезжали. Зато увидели поворот в Любовниково, куда, понятное дело, чуть и не свернули, заинтересовавшись этим притягательным названием. Правильно говорят: "Седина в бороду-бес в ребро".
      Заявляем ответственно: ни на старом Касимовском тракте, ни на Муромской дороге посвиста Соловья-разбойника, и даже просто соловьиных трелей не слышно. Последние, должно быть, изведены перестройкой. Но леса по дороге были действительно знатные! То березнячок такой, что дух захватит, то сосны корабельного типа, то смешанный елово-сосновый бор! В общем, именно здесь и могла появиться народная песня: "На Муромской дороженьке стояло три сосны". Впрочем в наше поганое время могла бы появиться и более печальная песня - вдоль всего нашего маршрута вдоль дороги мы видели десятки памятников молодым людям, погибшим в автокатастрофах в последние 10 лет.
      
      5. ПРИОКСКИЕ РАЗДОЛЬЯ
      А почему Ляхи так называются?
      Да лях их знает...
      Шоферский ответ
      
      Прямоезжею дороженькой пытьсот есть верст,
      Ай окольноёй дорожкой цела тысяча.
      Он спустил добра коня да й богатырского.
      Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
      Ёго добрый конь да богатырский
      С горы на гору стал перескакивать,
      С холмы на холму стал перемахивать,
      Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.
      
      Замена в русской былине про Илью Муромца слова "конь" на "велосипед" было бы слишком современно и привело бы к нарушению былинного ритма, зато отражает наш маршрут после Меленок. Еще можно добавить фразу "а дождь-то ему не был помехою". Шли быстро и весело, несмотря на в ряде случаев затяжные (свыше километра) подъемчики. И искали поворот на Ляхи, поселок с явно польским названием, в четырех километрах от которого находится село Казнево, где живут летом наши сослуживцы по тем прекрасным годам, когда про нас говорили: "Мы Ракетные войска, нам любая цель близка!", не было казино, поколение, выбравшее "Пепси" еще не родилось, а образование было по-настоящему высшим. Нет, мы не ностальгируем. Просто это было время, когда задачи ставились четко, жить было по-настоящему интересно, и проблем выиграть золото на Олимпиаде, или надрать уши "канадцам" в хоккей у страны не возникало.
      В каждом селе Муромского района - типовой памятник погибшим на войне. Склонивший голову солдат с автоматом. Уже скоро 60 лет как разбросаны по стране и Европе останки этих людей, в основном простых красноармейцев. Урваново, Панфилово, Максимовка. Степаньково..... и в каждой деревеньке на стелле выбиты фамилии: Масловы (в небольшом селе Высоково Владимирской области - 20 Масловых!), Пуховы (11 человек!), Фроловы (10 фамилий!), Чаулины (9 фамилий!). Козловы, Денисовы, Чернышовы, Панкратовы, Ершовы, Моховы, Гришины ... В Казнево - когда-то большом приокском селе - ушли и не вернулись с войны 87 мужчин! В Высоково, в пяти километрах от Казнево - 164 человека! Полки, дивизии, армии простых мужиков, уничтоженное поколение русских людей, брошенных в топку войны!.. И ведь точно такую же картину мы видели в наших походах по областям: Ивановской, Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской. Вологодской, Ярославской.... Десятки, если не сотни таких солдат-памятников... Вечная им память!
      От Меленок до Ляхов - 18 километров. Путь проходит по совершенно пустынной и исключительно живописной дороге, с лесными участками Владимирского заповедника, являющимися особо охраняемой природной зоной. И есть, что охранять - вдали проплывали неописуемой красоты лесные островки...
      Поднимаясь в горку, наконец-то встретили муромских "разбойников". Трое ребят из Ляхов сидели на дороге и не думали уходить при нашем приближении. Между нами состоялся содержательный разговор. "А Вы чего сидите-то?" - "А Вы чего едете?". Примирил нас цифровой фотоаппарат, который ребята видели впервые в жизни, и их моментальная фотография. Путь был далее свободен!
      Казнево получило свое название предположительно по печальному поводу - поляки, оккупировавшие эти земли где-то в 16-ом веке, избрали гору на берегу Оки местом казней. Так это или нет - не совсем ясно, но в окрестностях села в позапрошлом и прошлом веке проведено множество раскопок, давших богатый урожай находок разного рода, правда больше от славянских поселений.
      Пойма реки Оки между Ляхами и Казневым также считается особо охраняемой замечательной природной зоной. И мы решили на один день слезть с седел и пройтись пешком. Какой же прекрасный день мы провели здесь! Неторопливо гуляли по пойме, по травостою высотой по пояс, купались в Оке, собирали зверобой, мяту, чебрец и другие травы, любовались Окой и видом на приокские и заокские дали.
      В этот день до Нестора дошел тайный смысл жизни. Во время одного из небольших привалов он обозначил веточками квадрат размером 20х20 сантиметров и стал наблюдать за жизнью. О какое это было прекрасное наблюдение, какие замечательные полчаса! Ползли дорожкой мураши. Пропрыгал кузнечик. Какие-то едва заметные блошки суетились под листочками. Разноцветные клопики переползали с места на место. Гусеница прокладывала свой путь между травинками. Жучок тащил что-то очень махонькое. А когда Нестор виртуально "взял" свое начальство, "вынул" его из Москвы и "поместил" в середину этого кусочка настоящей жизни J, то получил громадное моральное удовлетворение!!! JJ
      
      6. МУРОМ
      
      От Казнево до Мурома мы добрались на следующий день по одной из дорог, проходящей между селами и лесами, бывшим вотчинам Ивана Грозного, бывшими колхозами "Борьба" и "Светлый путь". Путь показали жители одного из поселков, где наконец-то удалось услышать чисто муромскую речь: "А вона дарога до моста, а там направо, да до лесу не ехайте, там дарога плахая. А щавелю, грыбочков, агурчиков в путь не возмёте"?
       Справа осталось озеро "Дальние Мочилки". Пересекли речку Мокрую (каковых только во Владимирской области четыре!). День выдался жаркий, солнечный. Вообще в этом велопоходе с погодой нам повезло - за все время ни одного дождя.
      
      И вот Муром!
      Город не удивился нашему прибытию. На улицах было довольно оживленное движение, которое к вечеру стихло.
      Мы проехали по Московской улице, сохранившей старинную застройку, посетили городской музей, Свято-Благовещенский мужской монастырь, искупались в Оке на городском пляже, убедились в мощи памятника Илье Муромцу и отдохнули перед поездом в городском парке.
      Все поезда на Москву - проходящие. Билет взяли в общий вагон, так как плацкартных мест не оказалось, на поезд Љ 97 Сергач-Москва отправлением в 23-18. Малость "покемарили" и прибыли в Москву рано утром, полные впечатлений от интересной недели, проведенной в седле.
      Будем ждать следующего лета!
      
      PS. Этот отчет с фотографиями ищите на сайте http://isakov.narod.ru . Удачи!
      
      гАбросимов В.К.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 7, последний от 13/05/2009.
  • © Copyright Абросимов Вячеслав Константинович (avk787@hotmail.com)
  • Обновлено: 08/11/2004. 34k. Статистика.
  • Вело:Россия средняя
  • Оценка: 1.98*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка