Афанасенков М. А.: другие произведения.

Техотчет: Чирко-Кемь

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Афанасенков М. А. (mike@afanas.ru)
  • Обновлено: 07/01/2007. 19k. Статистика.
  • Техотчет. Водный:Карелия , 100 км , 3 к/с (3) , Байдарка
  • Дата похода 28/07/2002 {12 дн}
  • Маршрут: Муезерский - р.Муезерка - р.Чирко-кемь - Боровой
  •  Ваша оценка:

    Варианты маршрута

    Сейчас популярны три основных варианта маршрута: "длинный" - по Чирко-Кеми от Сонозера, "муезерский" - по Муезерке от ст.Муезерка, и "короткий" - от моста в р-не пос.Тикша (ур.Андронова Гора). Заканчиваются все они одинаково - в пос. Боровом. При байдарочной группе продолжительность "короткого" варианта - примерно 18 ходовых часов, т.е. три полноценных дня, поэтому он хорош для недельного похода. Для двухнедельного оптимален "муезерский" вариант - около 30 ходовых часов. "Длинный" вариант добавляет ещё десяток часов, но верховья Чирко-Кеми малоинтересны, ИМХО лучше подневать лишние пару дней на Монсозере (или на Тахко-ламбинах, или за Рокконеном, или в любом другом приятном месте, благо их на маршруте хватает). Мы ходили "муезерским" вариантом.

    Заброска

    Для "муезерского" и "длинного" варианта очень похожа: до Петрозаводска 112-м поездом(приходит примерно в 16-00), далее в 19-20 местным поездом Петрозаводск-Костомукша до Муезёрской/Сонозера соответственно. Но это ещё не всё: в Суккозере примерно в 4 утра можно выслать гонца к машинисту (можно с "сувениром"), т.к. там меняется бригада (стоянка 20минут) и договориться чтобы остановил у моста. В нашем поезде ехали группы как на Муезерку(наша), так и на верхнюю Чирку и даже на Волому - от всех были делегации у локомотива - в результате поезд делал целых ТРИ лишних остановки у мостов. Нас остановили так точно, что идти вообще не пришлось - только "скатились" с насыпи. Но даже если договориться не удалось - от ст.Муезерская назад до моста не более двух километров.
    Для "короткого" варианта нужно ловить автотранспорт либо от ст.Кочкома/ст.Надвоицы (ветка Петрозаводск-Мурманск), либо от ст.Ледмозеро (ветка Петрозаводск-Костомукша). Оба способа имеют достоинства и недостатки (расстояние/цена, пересадка в Петрозаводске, время прибытия поезда). В 2004 была успешно опробована предварительно заказанная заброска из Надвоиц - телефон 8-81431-38080 (Александр). Встречает у поезда, может обслужить группу любого размера (либо несколько групп). Координирует несколько УАЗов и микроавтобусов, в т.ч. с прицепами. О тарифах - по телефону либо по почте: zotal@onego.ru

    Лоции

    Те лоции по которым мы шли оказались очень "нелинейными" по километражу, иногда с ошибками до 5-10 километров. Многих ориентиров мы так же не нашли... Поэтому я переписал всё "с нуля".

    Как обычно я не признаю километров - их в походе не померишь... Все расстояния указаны в ходовых часах для "Щуки"/КНБ со смешанным взросло-детским экипажем. Килеватые суда (типа "Таймень") и суда с мужскими экипажами на плёсах пойдут быстрее... Катамараны - наоборот - чуть медленнее. Встречный ветер средней силы на плёсах учтён. Если вам повезёт и его не будет - ещё час-другой сэкономите :-)

    Обозначения уже привычны для моих лоций: _ОВ_ - общее время включая осмотры и прохождения, ВПП - время от предыдущего препятствия (если у него УВП=0 - то от его НАЧАЛА, иначе - от конца), УВП - условное время прохождения - время на прохождение абстрактной достаточно организованной байдарочной группой, без проишествий и спасработ.

    Категории сложности - "современные Карельские байдарочные", проставлены лично мной (ниже традиционных карельских, но выше международных и алтайско-кавказских). Если грубо, то эталоны 3/4/5 - Охта/Тумча/Кутсайоки.

    И ещё важное позднее замечание (2004): лоция составлена по МАЛОЙ воде. По большой воде высота валов на большинстве препятствий значительная и для малых судов ("Щуки", "Ласточки" и пр.) рекомендация "по струе сходу" не соответствует действительности.

    Муезерка

    _ОВ_ ВПП объект примечание
    0-20 0-20 низкий деревянный мостВ высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом
    0-40 0-20 длинный порожек (по струе ~5мин)Ориентир - вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка - провода через реку.
    0-50 0-10 порожек "у моста"Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее.
    0-55 0-05 шивера "мель"Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет.
    1-00 0-05 озеркоСтоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского)
    1-20 0-20 порожекНа выходе из разлива
    1-25 0-05 Порог-горкаПо струе, мощнее предыдущих
    1-40 0-15 озеро, лесистые островаВыход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся.
    2-15 0-35 шиверказа останками плотины
    2-30 0-15 порог "обливняк"Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.
    2-50 0-20 перекат с мелким выходомПосле разлива.
    3-10 0-20 порожек "ряжевый"мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои.
    3-40 0-30 перекатна правом повороте, островок с плавником
    3-55 0-15 стоянка ЛБс большой поляной
    4-05 0-10 Два порога-горкис ходу по струе
    4-20 0-15 стоянка ПБс табличкой.
    4-25 0-05 Порог-горкаСходу по струе. Вскоре справа стоянки.
    4-40 0-15 Порог-горкаСходу по струе.
    4-45 0-05 Порог-горкаСходу по струе. Заход под левым берегом.
    4-50 0-05 Перекат "у моста"Сходу. Через 5 мин - стояночка ПБ.
    5-15 0-25 порожексходу, ещё через 10 минут - мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал.
    5-45 0-30 стоянка ЛБВ конце обрывистого левого берега.
    6-45 1-00 стоянка ПБПеред "забором" на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже - болотины или луга.
    7-15 0-30 впадение в Чирку-Кемь-

    Чирка-Кемь

    _ОВ_ ВПП УВП объект примечание
    8-15 1-00 0-00 пара стояночек ЛБВ остальном низко и болотисто
    9-15 1-00 0-00 Стоянка ПБНачало ветвлений, отличная большая стоянка - в начале правого узкого рукава, основная же протока - левая.
    9-45 0-30 0-00 Монс-озеро"Короткий" вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом.
    9-55 0-10 0-00 Выход из Монс-озера в "кривую протоку". Сразу не виден - хочется идти к "заборам", а не "назад". В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок.
    10-25 0-30 0-00 Мыс, Калмозеро.Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине - кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка "пунктирных" дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы).
    10-55 0-30 0-00 Выход из Калм-озераНизкие заболоченные берега без стоянок.
    11-35 0-40 0-00 Бетонный мост.За ним между свай разрушенного моста перекатик.
    12-05 0-30 0-00 ЛЭПНизкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера.
    12-35 0-30 0-00 Челгозеро. Есть хорошие стоянки: одна - сразу у входа справа и несколько - у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На "выходных" стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью... На "входной" стоянке обилие ягод.
    13-05 0-30 0-00 Выход в северном углу. У выхода как бы развилка - идти левее, правая протока - глухая.
    13-45 0-40 0-05 Железнодорожный мост Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке - П."Нахко" - сходу.
    13-55 0-05 0-05 П."Лоухи"За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева.
    14-20 0-20 0-00 Мост автомобильный, под ним перекат. Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью.
    14-35 0-15 0-25 П."Хаудо"(II)Ряж слева. На выходе - бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом - хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок.
    15-05 0-05 0-00 Два переката-
    15-10 0-05 0-05 П."Кривой"(II).Состоит из двух частей - мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) - сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом - слив....). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу - там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк... УВП указано для прохода без осмотра.
    15-15 за углом 2-00 П."Тахко"(IV). Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в "котёл"). В "котле" байдарки стабильно кусает за правый борт - необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой "канализации" правее островка.
    Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу - турбаза "Тахко", записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты - за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между "Тахко" и "Кривым" - отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды.
    Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах.
    20-35 3-20 0-00 Приток слеваНяугу. Время на плёсы дано для встречного ветра.
    20-55 0-20 0-05 П."Ледмозерский-1". Типа мощной шиверы. Сходу по струе.
    21-15 0-15 0-05 П."Ледмозерский-2". Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу - хорошие стоянки по обоим берегам.
    22-00 0-40 0-00 Впадение Растаса слева.Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол.
    22-40 0-40 0-00 Стоянки на ЛБ.Большая сельга слева.
    23-10 0-30 0-05 П."Кильбо".Несложен, проход по струе. Вскоре слева - избы, за ними - перекатики и резкие повороты с течением.
    23-40 0-25 0-05 П."Омос".Перекат с поворотом. Сходу.
    24-00 0-15 0-25 П."Никуттный"(II). Ряж слева. Две ступени. Первая - большая бочка, "разорванная" чистым сливом ближе к правой части. Вторая - очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные - даже обедать негде. За порогом справа - обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку.
    24-30 ~0-05 0-05 П."Железные Ворота"5 ступеней, первая - несложный порожек сходу по струе, остальные - перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа - стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато...
    ~24-40 ~0-05 0-00 П."Вигитус"Слабенький, но интересный - зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу.
    ~24-45 ~0-05 0-00 перекатфигня
    ~24-50 ~0-05 0-00 П."Островной". Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня.
    24-55 ~0-05 0-00 П."Битуш". Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала - ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе).
    ~25-10 ~0-15 0-00 П."Грядовый". Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П."Раух", но течения почти нет).
    ~25-25 ~0-15 0-05 П."Елоха".Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака "уступи дорогу" в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между "Елохой" и "Рокконеном" - короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно - вот и все ориентиры.
    25-30 сразу 1-00 П."Рокконен"(III-). Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место - в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева - мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки.
    26-40 0-10 0-00 Отличные стоянки справа. В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам - в левой протоке они нормальные, а вот в правой - мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока.
    26-50 0-10 0-15 Сосновые пороги, 4 штуки.Первый, третий и четвёртый - мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй - в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток.
    27-10 0-05 0-00 Неизвестный порогКаменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс.
    27-25 0-15 0-10 Сотые острова. Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов - два-три переката. Потом до "Оленьего" прямой широкий плес.
    27-45 0-10 0-10 П."Олений"(II). Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат.
    28-10 0-15 0-05 П."Горшок(II)". Ряж справа (дамба). Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.
    28-25 ~0-10 0-00 Два порожкаПосле справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно).
    29-30 ~1-05 0-00 Мост, пос. БоровойПосёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу - за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные...). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница.

    Выброска

    Со станции Боровая поездом до Петрозаводска. Отправление примерно в 17-00. Всего один плацкартный вагон, поэтому в сезон по пятницам-субботам могут быть проблемы с билетами. Касса работает примерно с 9 до 11 и с 15 до 17 часов. Поезд приходит в Петрозаводск рано утром, и до московских поездов весь день придётся пинать...


    Обсуждения и дополнения

    Полная (оригинальная) версия этого текста тут: Чирко-Кемь-2002.

    Если у Вас есть существенные ДОПОЛНЕНИЯ к лоции или другие общественно-полезные сведения, их можно в сухом и компактном виде написать (а всем прочим - и прочитать) на форуме тут.

    Просто обсудить этот текст или задать автору вопросы можно на форуме здесь

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Афанасенков М. А. (mike@afanas.ru)
  • Обновлено: 07/01/2007. 19k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка