|
Те лоции по которым мы шли оказались очень "нелинейными" по километражу, иногда с ошибками до 5-10 километров. Многих ориентиров мы так же не нашли... Поэтому я переписал всё "с нуля".
Как обычно я не признаю километров - их в походе не померишь... Все расстояния указаны в ходовых часах для "Щуки"/КНБ со смешанным взросло-детским экипажем. Килеватые суда (типа "Таймень") и суда с мужскими экипажами на плёсах пойдут быстрее... Катамараны - наоборот - чуть медленнее. Встречный ветер средней силы на плёсах учтён. Если вам повезёт и его не будет - ещё час-другой сэкономите :-)
Обозначения уже привычны для моих лоций: _ОВ_ - общее время включая осмотры и прохождения, ВПП - время от предыдущего препятствия (если у него УВП=0 - то от его НАЧАЛА, иначе - от конца), УВП - условное время прохождения - время на прохождение абстрактной достаточно организованной байдарочной группой, без проишествий и спасработ.
Категории сложности - "современные Карельские байдарочные", проставлены лично мной (ниже традиционных карельских, но выше международных и алтайско-кавказских). Если грубо, то эталоны 3/4/5 - Охта/Тумча/Кутсайоки.
И ещё важное позднее замечание (2004): лоция составлена по МАЛОЙ воде. По большой воде высота валов на большинстве препятствий значительная и для малых судов ("Щуки", "Ласточки" и пр.) рекомендация "по струе сходу" не соответствует действительности._ОВ_ | ВПП | объект | примечание |
0-20 | 0-20 | низкий деревянный мост | В высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом |
0-40 | 0-20 | длинный порожек (по струе ~5мин) | Ориентир - вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка - провода через реку. |
0-50 | 0-10 | порожек "у моста" | Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее. |
0-55 | 0-05 | шивера "мель" | Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет. |
1-00 | 0-05 | озерко | Стоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского) |
1-20 | 0-20 | порожек | На выходе из разлива |
1-25 | 0-05 | Порог-горка | По струе, мощнее предыдущих |
1-40 | 0-15 | озеро, лесистые острова | Выход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся. |
2-15 | 0-35 | шиверка | за останками плотины |
2-30 | 0-15 | порог "обливняк" | Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи. |
2-50 | 0-20 | перекат с мелким выходом | После разлива. |
3-10 | 0-20 | порожек "ряжевый" | мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои. |
3-40 | 0-30 | перекат | на правом повороте, островок с плавником |
3-55 | 0-15 | стоянка ЛБ | с большой поляной |
4-05 | 0-10 | Два порога-горки | с ходу по струе |
4-20 | 0-15 | стоянка ПБ | с табличкой. |
4-25 | 0-05 | Порог-горка | Сходу по струе. Вскоре справа стоянки. |
4-40 | 0-15 | Порог-горка | Сходу по струе. |
4-45 | 0-05 | Порог-горка | Сходу по струе. Заход под левым берегом. |
4-50 | 0-05 | Перекат "у моста" | Сходу. Через 5 мин - стояночка ПБ. |
5-15 | 0-25 | порожек | сходу, ещё через 10 минут - мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал. |
5-45 | 0-30 | стоянка ЛБ | В конце обрывистого левого берега. |
6-45 | 1-00 | стоянка ПБ | Перед "забором" на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже - болотины или луга. |
7-15 | 0-30 | впадение в Чирку-Кемь | - |
_ОВ_ | ВПП | УВП | объект | примечание |
8-15 | 1-00 | 0-00 | пара стояночек ЛБ | В остальном низко и болотисто |
9-15 | 1-00 | 0-00 | Стоянка ПБ | Начало ветвлений, отличная большая стоянка - в начале правого узкого рукава, основная же протока - левая. |
9-45 | 0-30 | 0-00 | Монс-озеро | "Короткий" вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом. |
9-55 | 0-10 | 0-00 | Выход из Монс-озера в "кривую протоку". | Сразу не виден - хочется идти к "заборам", а не "назад". В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок. |
10-25 | 0-30 | 0-00 | Мыс, Калмозеро. | Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине - кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка "пунктирных" дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы). |
10-55 | 0-30 | 0-00 | Выход из Калм-озера | Низкие заболоченные берега без стоянок. |
11-35 | 0-40 | 0-00 | Бетонный мост. | За ним между свай разрушенного моста перекатик. |
12-05 | 0-30 | 0-00 | ЛЭП | Низкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера. |
12-35 | 0-30 | 0-00 | Челгозеро. | Есть хорошие стоянки: одна - сразу у входа справа и несколько - у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На "выходных" стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью... На "входной" стоянке обилие ягод. |
13-05 | 0-30 | 0-00 | Выход в северном углу. | У выхода как бы развилка - идти левее, правая протока - глухая. |
13-45 | 0-40 | 0-05 | Железнодорожный мост | Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке - П."Нахко" - сходу. |
13-55 | 0-05 | 0-05 | П."Лоухи" | За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева. |
14-20 | 0-20 | 0-00 | Мост автомобильный, под ним перекат. | Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью. |
14-35 | 0-15 | 0-25 | П."Хаудо"(II) | Ряж слева. На выходе - бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом - хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок. |
15-05 | 0-05 | 0-00 | Два переката | - |
15-10 | 0-05 | 0-05 | П."Кривой"(II). | Состоит из двух частей - мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) - сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом - слив....). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу - там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк... УВП указано для прохода без осмотра. |
15-15 | за углом | 2-00 | П."Тахко"(IV). | Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в "котёл"). В "котле" байдарки стабильно кусает за правый борт - необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой "канализации" правее островка.
Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу - турбаза "Тахко", записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты - за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между "Тахко" и "Кривым" - отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды. Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах. |
20-35 | 3-20 | 0-00 | Приток слева | Няугу. Время на плёсы дано для встречного ветра. |
20-55 | 0-20 | 0-05 | П."Ледмозерский-1". | Типа мощной шиверы. Сходу по струе. |
21-15 | 0-15 | 0-05 | П."Ледмозерский-2". | Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу - хорошие стоянки по обоим берегам. |
22-00 | 0-40 | 0-00 | Впадение Растаса слева. | Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол. |
22-40 | 0-40 | 0-00 | Стоянки на ЛБ. | Большая сельга слева. |
23-10 | 0-30 | 0-05 | П."Кильбо". | Несложен, проход по струе. Вскоре слева - избы, за ними - перекатики и резкие повороты с течением. |
23-40 | 0-25 | 0-05 | П."Омос". | Перекат с поворотом. Сходу. |
24-00 | 0-15 | 0-25 | П."Никуттный"(II). | Ряж слева. Две ступени. Первая - большая бочка, "разорванная" чистым сливом ближе к правой части. Вторая - очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные - даже обедать негде. За порогом справа - обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку. |
24-30 | ~0-05 | 0-05 | П."Железные Ворота" | 5 ступеней, первая - несложный порожек сходу по струе, остальные - перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа - стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато... |
~24-40 | ~0-05 | 0-00 | П."Вигитус" | Слабенький, но интересный - зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу. |
~24-45 | ~0-05 | 0-00 | перекат | фигня |
~24-50 | ~0-05 | 0-00 | П."Островной". | Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня. |
24-55 | ~0-05 | 0-00 | П."Битуш". | Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала - ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе). |
~25-10 | ~0-15 | 0-00 | П."Грядовый". | Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П."Раух", но течения почти нет). |
~25-25 | ~0-15 | 0-05 | П."Елоха". | Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака "уступи дорогу" в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между "Елохой" и "Рокконеном" - короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно - вот и все ориентиры. |
25-30 | сразу | 1-00 | П."Рокконен"(III-). | Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место - в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева - мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки. |
26-40 | 0-10 | 0-00 | Отличные стоянки справа. | В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам - в левой протоке они нормальные, а вот в правой - мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока. |
26-50 | 0-10 | 0-15 | Сосновые пороги, 4 штуки. | Первый, третий и четвёртый - мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй - в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток. |
27-10 | 0-05 | 0-00 | Неизвестный порог | Каменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс. |
27-25 | 0-15 | 0-10 | Сотые острова. | Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов - два-три переката. Потом до "Оленьего" прямой широкий плес. |
27-45 | 0-10 | 0-10 | П."Олений"(II). | Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат. |
28-10 | 0-15 | 0-05 | П."Горшок(II)". Ряж справа (дамба). | Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе. |
28-25 | ~0-10 | 0-00 | Два порожка | После справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно). |
29-30 | ~1-05 | 0-00 | Мост, пос. Боровой | Посёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу - за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные...). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница. |
Со станции Боровая поездом до Петрозаводска. Отправление примерно в 17-00. Всего один плацкартный вагон, поэтому в сезон по пятницам-субботам могут быть проблемы с билетами. Касса работает примерно с 9 до 11 и с 15 до 17 часов. Поезд приходит в Петрозаводск рано утром, и до московских поездов весь день придётся пинать...
Если у Вас есть существенные ДОПОЛНЕНИЯ к лоции или другие общественно-полезные сведения, их можно в сухом и компактном виде написать (а всем прочим - и прочитать) на форуме тут.
Просто обсудить этот текст или задать автору вопросы можно на форуме здесь
|
Это наша кнопка |