Афанасенков М. А.: другие произведения.

Техотчет: Куржма

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Афанасенков М. А. (mike@afanas.ru)
  • Обновлено: 04/01/2007. 15k. Статистика.
  • Техотчет. Водный:Карелия , 20 км , 3 к/с (4) , Байдарка
  • Дата похода 19/06/2001 {3 дн}
  • Маршрут: Система - р.Куржма - Нижний мост
  •  Ваша оценка:

    Краткие впечатления и рекомендации.

    Приятная маловодная речка с одним хорошим порогом (Большой порог, он же - Дубненский каскад). Даже в июне воды мало, поэтому либо нужно идти в конце мая - начале июня, либо ловить дождевые паводки, что из Москвы малореально. Оптимальные суда для летнего (маловодного) сплава - полиэтиленовый каяк, Егерь/Скаут, Щука, Ласточка. Для весеннего (полноводного) - полиэтиленовый каяк, Егерь/Скаут, кат-2. В любом случае не следует брать каркасные байдарки - в ключевых шиверах вероятность их намотать очень велика.

    Оптимальный маршрут - от третьего со стороны Калевалы моста(под ним порожек с островком) до порога Колива. Проходится за один ходовой день (5часов, включая осмотры, страховку и фото-видео. Из них лишь полтора часа гладкой гребли!). Разумно при договорённости с транспортом стоять базовым лагерем, а проходить речку несколько раз на пустых лодках. Водопад в "Академике" допускает многократный короткий обнос слива вверх и катание в нём. Это - один из немногих "честных" водопадов такой высоты в Карелии. Припоминается лишь Пуло-порог на Шуе, но он(Пуло) не так удобен и более опасен (камни в сливе).

    В знак благодарности первопроходцам - дубненским физикам - мы оставили их названия ключевых порогов: Атлас, Академик, Дубненский каскад. Сама же их лоция была почти полностью переделана, как мало соответствующая реальности (т.е. я просто написал свою).

    Лоция Куржмы

    УВП - условное время осмотра и прохождения порога (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой).

    ВПП - время от конца предыдущего препятствия если у последнего УВП>0 и от начала предыдущего препятствия если УВП=0

    СВ - суммарное время от начала похода, включающее набежавшие от начала ВПП и УВП Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

    Важное замечание: я старался приводить РЕАЛЬНЫЕ высоты сливов и падения порогов. Обычно в "карельских" отчётах принято завышать их раза в два. Поэтому не сравнивайте цифры "в лоб" - реально по крутизне ключевых участков с Куржмой может сравниться лишь "Карельский Башкаус" на Кутсайоки. Остальные карельские "двухметровые" сливы как правило оказываются сантиметров по 70-80 :-) ...

    СВ ВПП УВП КС Объект Описание
    0-00 0-00 0-05 1 + шивера от моста системы
    0-05 0-00 0-05 1 + разбой"Злобный" перекаты и быстринки между островками
    0-10 0-00 0-00 - протока в траве  
    0-15 0-05 0-00 - озеро  
    0-25 0-10 0-00 - выход из озера по правому берегу, а кажущийся издали выходом болотистый заливчик в дальнем конце озера - приток
    0-30 0-05 0-20 непроход низкий мост обнос по правому берегу
    2-00 1-10 0-00 1 + мост, порожек сразу за мостомпроход в средний пролёт, далее по струе, левее островка.
    2-05 0-05 0-00 1 перекаты в сужении, сразу за ними - островки с берёзами.
    2-10 0-05 0-10 2 - порожек-шивера каменистое сужение, мелко, слалом.
    2-40 0-20 0-00 1 порожеккороткий и прямой, по струе сходу
    2-45 0-05 0-05 2 входные шиверы "Дубненского каскада" без просмотра два поворота - далее чалка на мысу левого берега. Скоро вставлю схему. На словах: плёс, левый поворот - первый короткий шиверный участок, мелко, особенно на выходе, затем правый поворот - второй короткий шиверный участок, затем опять левый поворот - виден длинный шиверный участок, заканчивающийся на горизонте глыбами и скальным сужением. Вот на этом левом повороте (в начале длинного участка) и нужно чалиться.
    2-50 0-00 1-10 4
    осмотр обязателен
    "Академик" Мощная входная шивера, далее входной слив с бочкой (высота примерно 0,4-0,5м, заход по центру), затем быстроток с валами в узком скальном желобе, заканчивающийся мощным узким водопадным сливом, высотой примерно 1,8-2,0м. Под сливом - глубокое безопасное "блюдце" в виде круглой чаши. Течение в чаше очень слабое, что сильно упрощает спасработы в случае оверкиля. Над водопадом на левом берегу есть место для стоянки, но от автодороги идёт тропинка.
    4-00 0-00 1-00 4 -
    осмотр обязателен
    "Атлас"Почти двойник "Академика": сразу от чаши - шивера, затем входной слив с бочкой (высота примерно 0,4-0,5м, держаться правее), затем короткий скальный желоб и мелкий водоскат по кривой плите с бочкой, высотой примерно 0,9-1,0м. Есть короткий улов для зачаливания. С помощью хитрых манёвров под правым берегом можно водоскат обойти справа и скатиться по отлогой пене под основной бочкой, что мы успешно и сделали.
    5-00 0-00 0-30 2 выходные шиверы "Дубненского каскада"Река расширяется и глубина катастрофически падает. Местами - проводка. Тем не менее опыт показал, что быстрее провести гружёные суда, чем таскать вещи по берегу - тропинки на этом участке нет, а берег извилист и местами болотист.
    5-35 0-05 0-00 - мост  
    6-00 0-25 0-05 2 + "Хирви" Шивера, по струе. Образует правый поворот, примерно под прямым углом, после первого "катета" можно зайти телемарком в улов в "вершине" у левого берега, откуда хорошо виден второй "катет".
    6-30 0-25 0-30 3 -
    осмотр желателен
    "Колива" Локальный порог. Вдоль правого берега проходит дорога - можно закончить маршрут. Падение примерно 1,8 метра. Первые 0,9м падают в косых бочках слева и ровном чистом пологом сливе справа(где и нужно идти). Далее небольшая бочка и мелкий грязный слив с плиты через всю реку - чуть меньше метра. Прохождение по вкусу - слева и по центру гладко, но мелко, справа чуть глубже, но торчат камни. После порога - мелкая выходная шивера, и после короткого плёса - намёк на перекат
    7-05 0-05 0-00 1 шиверка Сходу по струе
    8-05 1-00 0-00 1 мост Конец маршрута. Перед мостом - шиверка.

    Карты и схемы.

    Карта - здесь.

    Технический Дневник Куржмы

    19 июня 2001.

    17-50 мост у системы. Шивера. Мелко.
    17-55 разбой "злобный"
    18-05 озеро.
    18-15 выход у правого берега.
    18-20 низкий мост, начало обноса по правому берегу.
    18-40 конец обноса.
    Далее меандры, спокойные плёсы, только примерно в 19-20 и 19-25 - несложные завалы (прыгали через брёвна, но следующий ледоход может их и разобрать, а может и добавить), а в 19-40 - быстринка в сужении.
    19-50 мост, сразу за ним - порожек, проход в средний пролёт, далее левее островка по струе. Можно без осмотра.
    19-55 перекаты в сужении, в большую воду скорее всего будут валы. Сразу за ними - островки с берёзами.
    20-00 начало "каньончика" - каменистое сужение, затем в нём порожек с достаточно равномерным падением - в нашу воду - слалом по мелкой шивере.
    20-10 закончили прохождение шиверы. Плёс.
    20-20 встали на ночёвку на правом берегу. Стоянка с воды неприметная, но очень приличная.

    20 июня 2001.

    12-55 вышли
    13-05 порожек(перекат),короткий.
    13-10 начало каскада "Дубненский",осмотрели первые два поворота с ЛБ.
    13-30 пошли первые два поворота (мелкие шиверы).
    13-35 прошли до начала "водопадной" прямой ("Академик"). Пошли её смотреть.
    14-00 успешное прохождение катамарана, вещи не разгружали.
    14-20 прохождение груженого "Егеря" закончилось килем под водопадом - перед самым сливом начало сносить вправо и на выравнивании потеряли скорость. Удар при падении со слива был солидный. Я попытался опереться на весло - оно сломалось об воду прямо у меня в руке (дюраль от "Салюта"). В эту, "безвёсельную" сторону нас тут же и положило. Выплыли в левый улов сами, без спасработ. Все вещи оказались на месте, утонула только отломанная лопасть весла.
    14-30 решили пообедать прямо под водопадом. Пока дежурные делали обед, я приладил запасную лопасть и мы с Таней прошли водопад ещё раз, на этот раз успешно. Два гермомешка из четырёх выгрузили, а лодку занесли на десять метров выше слива. Пока мы садились, Вова держал нас на струе за чалку. Потом отпустил, и мы почти без разгона спрыгнули в водопад. Интересные ощущения.
    16-00 закончили обед и начали осмотр "Атласа". Катамаран шел по-прежнему груженым, я же из-за мелкости основных сливов решил часть вещей и матроса с собой не брать. Все прошли успешно.
    17-00 закончили прохождение "Атласа", начали продвижение по выходной шивере каскада. Кат шёл груженым, но медленно (садились на камни). Я шел пустым и быстрее, но зато много времени занял последующий обнос вещей - тропинки до конца шиверы нет и места болотистые. Видимо, правильнее нести по тропе от слива до автодороги, а по ней до моста. До него от конца шиверы около пяти минут сплава.
    18-00 закончили прохождение шиверы и обнос вещей.
    18-05 мост, впадение правого притока.
    18-30 порог "Хирви" - шивероподобный, падение умеренное, прошли сходу, без осмотра примерно за 5 минут.
    19-05 подошли к порогу "Колива", осмотрели его и встали на днёвку в 150 метрах выше его на левом берегу, "в окопах".

    21 июня 2001.

    Днёвка.

    22 июня 2001.

    09-50 вышли, прошли Каливу (сразу, т.к. осмотр был вчера и позавчера)
    10-00 вышли из-под Каливы
    10-05 шиверка с поворотом
    11-05 мост, перед ним шиверка, чалились за мостом к правому берегу. Антистапель.

    Оригинал (полная версия) этого отчёта находится на сайте автора.

    Там же можно посмотреть фотоальбомы по походу 2001 года: Куржма-фото-часть1, Куржма-фото-часть2.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Афанасенков М. А. (mike@afanas.ru)
  • Обновлено: 04/01/2007. 15k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка