|
Классическая лоция со ссылками на обширный фотоальбом |
Река Кутсайоки (или ее приток) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при впадении в Тумчу - 25 куб./с.
Реку можно условно разделить на три участка - "Карельский башкаус", средний и нижний. Заехать можно на любой.
Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.
Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумча-озера - 35 км, длина маршрута по озеру около 50 км.
Любым поездом до станции Кандалакша. Далее два варианта - сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик.
Я пробовал оба, и принципиальной разницы нет. Для большой группы дешевле сразу грузовиком (1200рублей с группы в 1999 до "чертова моста"). Зато легковушками приятней - дорога красивая. Хорошо идет под Queen в автомагнитоле, захватите кассетку - рекомендую.
Итак,
УВ - "условное время". Скорость прохождения сложных порогов ( в отличие от плесов) у разных групп сильно отличается и зависит от многих причин (число видеокамер и фотоаппаратов, желание и возможность ставить страховку, организованность и пр...).
УВ прох. - условное время осмотра и прохождения (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой). В каньоне "Крутой" включено и время на обнос груза.
УВ от нач. - суммарное время от начала похода, включающее время сплава МЕЖДУ препятствиями и УВ прох. Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.
Время от пред. - время от КОНЦА предыдущего препятствия
КС - категория сложности, моя собственная, "современная карельская". "Карельская" - категории выше чем по Алтайско-Саянско-международным меркам. "Современная" - но всё же сильно ниже старых "турклубовско-брезентово-Салютных", на которых я воспитывался.
Таблицу лучше печатать при "Альбомной"(горизонтальной) ориентации листа, самым мелким шрифтом.
- огромный фотоальбом (более 400 снимков). Аналогичная пиктограммка в лоции ведет на соответствующую страничку этого же альбома.
УВ от нач. | Название | Время от пред. | УВ прох. | КС | Ориентир | Просмотр | Описание | Примечание |
0-00 | перекатик | 0-00 | 0-00 | 0 | виден с моста | - | - | - |
0-05 | порожек | 0-05 | 0-00 | 1 | на выходе из озерка | - | - | по струе |
0-10 | перекат | 0-05 | 0-00 | 1 | - | - | - | по струе |
0-15 | Каньон "Короткий" |
0-05 | 3-00 | 4 | Сужение русла, скальные берега | Обязателен, ПБ | 2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка и страховка. Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ. Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык. Ic - небольшой прижим к скале ПБ. IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход по правой "лапе" или между ними. IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому их краю. |
Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. За каньоном - разлив. |
3-30 | порожек | 0-15 | 0 | 1 | на выходе из разлива | - | Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко - лучше не ходить. | выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка |
3-45 | порог "Каменистый" | 0-15 | 0-45 | 3 | заметное падение с подковообразной гряды | Желателен, ЛБ. Для НЕкатамаранов - обязателен. | Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто... | между этим и предыдущим - несложные шиверки |
4-50 | порог "Островной" |
0-20 | 0-30 | 1 | Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая отмель | Желателен, ПБ | За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача - вовремя уйти в правую протоку. | После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим - простые шиверки. |
5-25 | две шиверы | 0-05 | 0-15 | 1 | сразу за "Островным" | - | первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая - просто шивера. | Начинается каньон "Крутой". |
5-45 | порог "Прыжок" |
0-05 | 1-00 | 3 | Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены крестом "Х". | Обязателен, ПБ. | Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим, но неприятен. Торчат камни. | Удобный обнос-проводка по канализации у ПБ. За порогом - плес. |
6-50 | порог "Щечки" |
0-05 | 1-30 | 3 | Входная шивера видна от "Прыжка". Рекомендую посмотреть в фотоальбоме фото под названием "Пролезем?" - ни с чем не спутаете. | Обязателен, ПБ | Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель (2м) - основной слив. Идется всеми судами. | Чалка между шиверой и основной частью ювелирна, а обнос шиверы длинен и опасен (скалы) - разумно сразу идти весь порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ. |
8-25 | порог "Кавказский" |
0-05 | 4-00 | 5 | Сразу за Щечками, после небольшого плеса. | Строго обязателен, ПБ | Длинная (более200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб. | Успешно проходился разгруженными катамаранами. Через короткий плес между "Кавказским" и "Горкой" удобно перекинуть косую веревку над водой для уверенного зачаливания в аварийном случае. Вещи можно носить сразу вниз, за "Горку". |
12-25 | порог "Горка" |
0-00 | 2-00 | 4 | Сразу за "Кавказским" | Обязателен, ПБ | Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера. | Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и затем идти только шиверу. |
14-25 | озеро Пюхяярви | 0-00 | 0-05 | - | - | - | Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до "чертова моста" (около 3 часов сплава). | Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка, куда удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки". |
14-45 | порог "Сомнительный" |
0-15 | 1-30 | 4 | На выходе из озера - шивера, через 5мин - еще одна, через 10мин от нее - "каменные ворота", затем сужение, начинается правый поворот(за ним сразу левый - уже в порог), на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности"("!"). К нему и надо чалиться, не дожидаясь левого поворота - вход в порог СРАЗУ за ним. | Обязателен, ЛБ | Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. | После первого слива прижимает вправо к скале, а на входе в третий сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом. |
16-25 | порог "Муравей" | 0-10 | 1-00 | 3 | На резком повороте влево лесистый островок. | Желателен, ЛБ | Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру. | Небольшие суда (КНБ,КНК), расслабившиеся после первого слива, легко кладет косым валом во втором. |
17-35 | порог "БСТ" | 0-10 | 1-00 | 2 | Русло перегораживает гряда камней. | Обязателен, ПБ | Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны успевают уходить вправо после второго слива (после первого справа мелко), более мелкие суда могут уходить и после первого. НЕ НУЖНО идти в третий! Плохо там... (см памятник на ЛБ). | В большую воду открывается вход у ПБ и можно легко идти хоть на надувном матрасе - шивера полуторной КС. |
18-40 | Водопад "ОбаНа" | 0-05 | 1-00 | 6 | Сразу за углом после "БСТ" | Обнос - ПБ. | В правой части - маловодный водопад ~6-7м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку... | Чалиться осторожно! УВ указано для обноса. Прохождение требует обработки и страховки. При аварии в верхней половине до низу одни уши доедут... |
19-45 | Водопад "Маманя" |
0-05 | 2-00 | - | Сразу за "Оба-На" | Обнос ЛБ | Водоскат ~15м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех палаток, влажно (водяная пыль). | Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила. В дождливую погоду или при маленьких судах можно использовать верхнюю тропу обноса. |
22-20 | порог "Тесный" |
0-35 | 1-30 | 3 | Река "кончается". | Обязателен, ПБ | Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". Лучше СПРАВА. Налево успеть практически не получается (хотя с берега кажется очевидным). | За 15мин ДО - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. В среднюю и малую воду кат-2 пролезает в сливы, хотя они и кажутся негабаритом. В супермалую воду, участившуюся последнее время,- уже нет (ширина становится порядка 140-150см). |
24-00 | три шиверки | 0-10 | 0-20 | 1 | - | - | первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом | |
24-55 | четыре шиверки | 0-25 | 0-20 | 1 | после длинного прямого плеса- | - | первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже) | последняя заканчивается у остатков моста и дороги. Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок. |
25-15 | мощная шивера | 0-25 | 0-10 | 2 | На выходе из озерка, сужение, падение | Возможен для "слабых" судов по ПБ, но малоэффективен. | Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом. Мы шли слева. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы. | С берега мощность недооценивается, да и валов так много, что траекторию расчитывать бессмысленно. Рекомендую даже Ласточкам идти сходу, позаботившись только о взаимостраховке с воды. |
27-00 | локальный порог | 1-35 | 0-10 | 2 | Перед правым поворотом, видно падение | Желателен для байдарок и т.п., ПБ. Остальные - сходу. | Слив сложной формы через всю реку. | - |
27-15 | порог "Ступенька" |
0-05 | 1-00 | 4 | За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ. | Обязателен, ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка поближе, к плитам. | Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера. | Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ. |
28-20 | три шиверы | 0-05 | 0-05 | 1-2 | - | - | Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением. | - |
28-55 | порог "Струя" или "Малый Каньонный" | 0-20 | 0-30 | 2 | На левом повороте. Ускорение течения, сужение. | Желателен, ЛБ. | Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы. | После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ |
31-05 | перекат у моста | 1-40 | 0-00 | 1 | разрушенный мост | - | - | От "Струи" плес с меандрами почти без течения. |
31-15 | шиверка | 0-10 | 0-00 | 1 | - | - | - | - |
31-30 | локальный порог | 0-15 | 0-00 | 1-2 | - | - | - | - |
31-35 | локальный порог | 0-05 | 0-00 | 2 | сразу за предыдущим, видно падение | Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. | Остров. Высокий кривой слив. | Правые протоки, кажется, получше. |
31-40 | порог "Водопадный" |
0-05 | 3-00 | 5 | правый поворот, река упирается в скалу ЛБ | Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота. | 4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~3м, L>10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ. | Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2ая ступень ходится отдельно, можно кататься - обнос вверх короткий. |
35-10 | порог "Лесенка" | 0-30 | 0-00 | 2 | перекат, за ним - островок и поворот налево | Только для очень "слабых" или сломанных судов - по ЛБ, чалка лучше ДО переката. | Кривой слив, косой вал/бочка. | За порогом на ПБ - лесенка к воде. |
35-40 | порог "3 протоки" | 0-30 | 0-00 | 2-3 | Остров, шум. | Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. | Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть. | На "Егере" сходу (без просмотра) слева, затем в центр - кайф! Удовольствия и воды полные штаны. |
36-00 | река Тумча | 0-20 | 0-00 | - | развилка | - | - | - |
Далее позже допишу, а пока смотрите лоцию Тумчи
В Зареченске (если вас сами не нашли) ищете КИРПИЧНЫЙ дом (там все знают).Спрашиваете Аполлонова, у него Жигули с верхним багажником и он сам наберет остальных. Адрес: Зареченск, ул Нивская 8А кв 11, тел 60-447(через 81533 если межгород). Цена в 1999 - 350-400руб с легковушки.
Если облом (что маловероятно) - с почты или из чьей-нибудь квартиры звоните в Кандалакшу по одному из двух телефонов, указанных в "Заброске" - они приедут и вас заберут.
|
Это наша кнопка |