|
Отличный тренировочный маршрут на два ходовых дня для начинающих (если использовать выходные, то можно прогулять всего лишь один понедельник и не брать отпуска). Сложных препятствий нет, но, с другой стороны, подготовленные участники могут "отыграться" в бочке Б.Толли. Удобные и недорогие подъезд и отъезд.
Оптимальные суда: "Щука", КНБ, "Ласточка", "Скаут/Егерь", каяк. На "Тайменях" чуть менее удобно "лазить" по брёвнам, и они больше будут застревать на перекатах (в невысокую воду потребуются проводки). Катамараны-2 ещё хуже (потребуются обносы или эквилибристика на завалах). Катамараны-4, плоты, рафты и прочие гиганты вообще не рекомендуются. На "Щуках" все перекаты проходились в невысокую воду(июнь 2002) достаточно чисто, без проводок, но с частым "шелестом" камней по дну лодки. В высокую воду (август 1993) не было проблем и на гружёном "Таймене-3", но в июне 2002 ему бы пришлось несладко...В августе на Кутижме много грибов.
Время указано в ходовых часах и минутах от начала для достаточно организованной группы. Включает кроме времени сплава также и время обносов, подлезаний и перелезаний завалов, просмотров и т.п.
Карта (часть 2-километровки) здесь, но она особо не требуется.00-00 | Старт от моста. Сразу - мелкий перекатик и вскоре - коротенький обнос двух бобровых завальчиков по левому берегу. |
00-15 | плёсы, берега низкие, заболоченные, стоянок нет. |
00-30 | руины опоры моста в русле, затем ЛЭП, затем ветвления с завалами в правых протоках. Слева - чисто. Стоянок нет. |
00-55 | перекаты, мелко. Затем снова плёсы. Стоянок по-прежнему нет. |
01-20 | стоянка ПБ, с воды видно несколько берёз с ободранной для костра корой. Дров мало, в основном осина и берёза. После стоянки через 5 мин. - руины опоры моста в русле. |
01-50 | "поляна порушенных деревьев" слева, часть выдрано с корнем и лежат в реке - проход везде есть, под правым берегом. (см. фотоальбом) |
01-55 | перекаты (проход по правой протоке) - в левой обнаруживается значительная бобровая плотина. Сразу за перекатами - хорошие места для стоянок. Вообще берега непрерывно улучшаются... |
02-10 | цепочка перекатов |
02-20 | длинная (минут 15) цепь порожков-перекатов с заметным падением. Затем ещё пара коротких цепочек перекатов. Хорошие стоянки по берегам. |
03-05 | локальный завал, за ним "завал" из одного неудобного бревна. Обнос по ПБ за ~10 минут.За следующие полчаса до 03-45 ещё два коротеньких обноса, два "пролезания"(под или над брёвнами, но без обноса) и два перекатика. |
03-45 | За следующие 40мин до моста - ещё две-три цепочки перекатов и два "пролезания"(без обносов). |
04-25 | мост. Обнос. |
04-35 | Сразу за мостом сначала короткий, затем длинный порожек-перекат. |
05-00 | Порог "Бобёр" - явный шум слышен за резким правым поворотом, там двойной слив (общее падение сантиметров 30-40) в сужении, частично забитый ветками. Рекомендую просмотреть по ПБ на случай появления новых веток и сучков. См. фотоальбом. |
05-30 | начало цепи завалов с вырубкой на правом берегу. Примерно 20 минут непрерывных подлезаний и перелезаний через брёвна, но без обносов. См. фотоальбом. Всего порядка десятка брёвен. |
06-30 | заметный левый приток (Виллайоки?). Отдельные брёвна встречаются, но значительно реже... Преодолеваются легко, без обносов. Берега начинают ухудшаться с точки зрения стоянок, переходя постепенно в лиственный лес (осинник). |
07-10 | цепь перекатов, манёвры. |
07-50 | длинная (до 20мин) цепь шиверок-перекатов, требующих манёвра. Заканчиваются разливом с осиново-берёзовыми берегами и островком на выходе. |
08-30 | Впадение в Шую. Радиомачты. На ЛБ прямо у впадения неплохая оборудованная стоянка, но небогатая на дрова. Много места для палаток, стол, скамейки. На ПБ Шуи стоянки могут быть запрещены (военная часть Юманишки, обслуживающая радиомачты, на карте обозначена как "Площадка"). |
08-35 | Кутижмский порог - мощный S-образный перекат, валы. По струе сходу. |
09-00 | Питкакоски - длинный (10-15минут) мощный извилистый перекат. Валы. По струе сходу. Встречается пара бочек, которые легко обходятся. Хорошая стоянка на ЛБ сразу за порогом (на возвышении, с воды видна плохо). |
09-20 | После разлива - каменистое сужение. Обычно - народ по берегам. Это - пор. Большой Толли. Чалка к ЛБ для стоянки, осмотра и катаний. Просмотр левого и центрального сливов - слева, правого слива и бочки - справа. Дров обычно мало (все сухие уже порублены), поэтому имеет смысл заготовить их заранее в районе перед Питкакоски или сразу после него. |
Перед порогом Б.Толли на ПБ есть полянка, удобная для разборки и сушки судов. Над ней (в лесу) есть несколько удобных кострищ для обеда. От поляны по дороге (мимо порога) вверх до шоссе примерно 20минут пешком(с грузом). На шоссе первая же автобусная "будка" - искомая остановка. Если не успели на автобус, можно ловить попутный транспорт - движение на трассе хоть и не слишком интенсивное, но регулярное...
Теоретически можно уложиться вообще за выходные (ПВД в Карелию!!!), имея энную сумму денег. Для этого, во-первых, нужно ехать в пятницу в Петрозаводск фирменным поездом "Карелия"(он сильно раньше приходит, но почти вдвое дороже стоит). Затем сразу идти на автовокзал и либо штурмовать автобус (не уверен что там есть подходящий по расписанию и что он возьмёт с лодками), либо сразу ловить частника до моста у пос. Кутижма. Это не более часа езды. Таким образом, при организованном стапеле после обеда (~15-00) уже можно выплыть. Если в первый день сделать 6 часов (до~21-00, белые ночи), то, чтобы успеть покататься и собраться к автобусу 16-20 в Матросах (3,5сплав+1катание+2сборы+0,5пешка=7), нужно выплыть утром в 9-20, т.е. (при организованной группе) проснуться в 6-20 утра. Напряжённо, но вполне возможно. И, если обратно уезжать той же "Карелией", в Москве можно быть часов в ~10 утра в понедельник, сдать вещи в камеру хранения и ехать на работу.
Оригинал (полная версия) лежит тут: Кутижма
|
Это наша кнопка |