|
По Охте, пожалуй, больше всего отчетов. Но когда я в августе 1999 пошел туда в "детский" поход, стало ясно, что "у семи нянек..." Этот документ исправляет эту ситуацию :) |
Полная версия (оригинал) с картой и схемой доступна на сайте автора: Охта - лоция
Номера препятствий я по традиции беру из отчета 4888 на Б.Коммунистической. Озера не описываются, т.к. более-менее соответствуют карте. Не забудьте компас!
Все времена основаны на нашем походе 1999 года, где на "Егере" кроме нас с женой сидело двое детей-школьников. На озерах ветер часто был встречным. Так что наиболее вероятно, что тайменьщикам, каякерам, КНБстам и пр. на спокойных плесах и озерах время придется корректировать в меньшую сторону. Поскольку в первые дни серьезных препятствий нет - ничего страшного - откалибруетесь :-) .
ВПП - время от предыдущего препятствия.
УВП - условное время прохождения. Включает осмотр, прохождение, страховку, фотосъемку и пр. для абстрактной "средней" байдарочной группы. Монстры на пластиковых каяках могут делить его на три-пять. Чайники на непролеенных старых тайменях - умножать на три-пять(учитывая ремработы)...
СВ - сквозное время от начала маршрута, включающее набежавшие ВПП и УВП. Условно так же, как и УВП, но позволяет адмиралу планировать дневные переходы и дневки и при этом не опаздывать на работу.
КС, осм. - байдарочная категория сложности и необходимость осмотра. Интервал сложности - для разной воды. В малую воду категория, как правило, ниже.
Поскольку от Сосновца и Беломорска возят в основном на мост, а от Кевятозера до моста ничего примечательного нет, этот участок я не рассматриваю.
_СВ__ | Название | ВПП | УВП | КС, осм. | Ориентир | Описание | Примечание |
0-00 | мост | 0-00 | 0-00 | - | - | Удобно выгружатьсяв 100м ПЕРЕД мостом ("перед" по дороге, а не по реке) - там неплохие места для стоянки и ночевки. | Можно вызвать "грузовое такси"(Черемухин Леонид) заранее по телефону 5-13-14 (ранее-2-1314) в Беломорске. Чуть дороже, но зато быстро и надежно. Мы уже дважды пользовались. Другие их (мобильные) телефоны - +79214610151 и +79214567788. По НЕПРОВЕРЕННЫМ данным есть другой телефон - Романа Фомина, 8-81437-3-66-88 или 8-81437-3-67-57, машина - 66ой. |
0-05 | П6-7 | 0-05 | 0-05 | 0-1 | Видны с моста | Мелкие перекаты | - |
0-30 | Пл2а | 0-25 | 0-05 | 0-1 | Озерко продолжается налево, а река через плотину уходит как бы поперек | Лоток, быстроток. Сходу. | - |
0-45 | П8-10 | 0-10 | 0-15 | 1-2, П10 | - | Каменистые шиверы, сходу. П10 - узкая с неплохим падением - требует аккуратности. | Чайникам можно просмотреть П10 - прямо у выхода в Муезеро. |
1-30 | о.Троицы | 0-30 | 0-00 | - | См карту. Церкви с воды не видно. | Неплохая стоянка на ближайшем - западном мысу. Церковь находится на восточном. К ней ведет тропа вдоль всего острова. | Стоянки есть и на соседних островах и прямо у впадения Охты в Муезеро (ПБ). |
2-20 | Пл3 | 0-50 | 0-00 | 0 | - | По правому проходу без осмотра | Слева от плотины есть стоянка. Далее до Чуружа разумных стоянок нет. Встретится перекат П11. |
3-00 | Чуруж | 0-40 | 0-00 | - | Впадает слева | Указан как надежная привязка. | Минут через 10 на ПБ - стоянка. Выше по Чуружу стоянок нет. |
3-15 | П12-14 | 0-15 | 0-15 | 1 | - | Перекаты/шиверки | За ними - болото. Стоянок не будет ВООБЩЕ НИКАКИХ. |
6-30 | впадение в Юляозеро | 3-00 | 0-00 | - | - | Цепочка стоянок ПБ. Стоянки есть и далее - на Ригореке и Хизипоки. | Остров в Юляозере лучше обойти справа - через Ригореку. Короткие протоки обычно непроходимы. |
8-50 | Пл4 | 2-20 | 0-20 | 1-2, | Ряжевые стенки, шум воды. | Два лотка. Проходимы оба, желателен осмотр. Правого лотка - с ПБ, левого - с ЛБ. | Советую правый - в нашу воду глубина была 5см и мы тащили лодки по бревенчатому дну лотка - никаких следов. А в левом известны случаи серьезных повреждений (что-то торчит на дне). |
9-10 | П15 | 0-00 | 0-10 | 1-2, ЛБ | Сразу за плотиной | Шивера с заметным падением. Можно сходу, но аккуратно. | Между П15 и П16 на озерке есть стоянка на ЛБ. |
9-35 | П16 | 0-15 | 0-00 | 0-1 | На выходе из озерка. | Перекатик. | - |
9-50 | П17 (Пор."Немес") | 0-15 | 0-15 | 1 | - | Цепочка шивер-перекатов | За ним впадает бурный ручей справа и тут же хорошая стоянка ПБ. Дальше - болото - стоянок ВООБЩЕ НИКАКИХ! |
12-05 | оз.Лежево | 2-00 | 0-00 | - | - | - | Есть две стоянки ПБ - почти у выхода в озеро и 5-10 минут ранее. На самом озере мы пристойных мест не заметили.
Стоянка у выхода в озеро (по сообщениям читателей) обживается местными, строится сруб... |
13-45 | Пл.5 | 1-40 | 0-00 | 0 | Видна от мыса, на котором остатки дер. Лежево. | Ворота. Падения нет. Просмотр не нужен абсолютно. | За плотиной - симпатичный корридор-аллея, затем - озеро. |
14-35 | П18 | 0-50 | 0-05 | 1 | Развилка. Основная струя - вправо, там начинаются ряжевые стенки. | Лоток с мощными валами "американские горки". Валы были даже в нашу супермалую воду. Идется сходу по центру (смотреть нечего - ровная струя). | В левой протоке, которая обходит этот лоток (от развилки) - мель. Лучше идти по лотку. |
14-50 | П19 + П20 "Пебозерский" | 0-10 | 0-40 | 2-3, ЛБ | Перекат (П19), ряжевые стенки. | Расположен на выходе в Пебозеро. Лоток с валами и камнями. Опытные экипажи без проблем идут его сходу, учитывая только два момента: 1)не попасть в разрыв правой стенки, куда идет половина реки, вовремя уйдя налево; 2) на выходе обливной камень обходить справа впритирку и тут же уходить за него (налево). Камень виден с воды хорошо. | Хорошие стоянки ПБ за порогом. Влезает 60 человек (проверено). |
17-30 | Пл.6 | 2-00 | 0-20 | 1, ПБ | - | Несложная, но осмотр желателен, т.к. с воды заход неочевиден. | Правее плотины на озере есть стоянки. На Вороньем вообще хорошие берега для стоянок. Отдельно отмечу о.Духов с выставкой деревянной скульптуры и ларек с баней (см. схему). |
18-00 | П22 "Олений" | 0-10 | 0-05 | 1-2 | Хорошо виден прямо от плотины | Каменистая горка - сходу по струе. | Между Пл.6 и П22 небольшой перекат П21. |
18-50 | П23 "Пичепорог" | 0-45 | 0-10 | 1-2 | Ветвления - везде НАЛЕВО. Далее - сужение русла, ускорение течения, каменистые берега. | Длинная мощная шивера. Сходу по струе. Требуется некоторый маневр. | Есть стоянки на ПБ. |
19-40 | П24 "Кожаный" | 0-40 | 0-05 | 1-2 | - | Локальная гряда - сходу по струе. | Есть стоянка. |
20-15 | П25 "Ойнегайне" | 0-30 | 1-00 | 2, ПБ | Заходная шивера уходит налево за угол - выхода сразу не видно. | Шивера с бочкой на выходе. Бочка удобна для катания. | Хорошие стоянки на ПБ. После порога - перекат П26. |
21-30 | П27 "Лоуна" | 0-15 | 1-00 | 2-3, ПБ | Зигзаг - левый поворот с бревнами на ПБ и тут же - правый поворот уже в порог. | Длинный порог с заметным уклоном. Ключевые места (в т.ч. косые сливы) находятся ближе к выходу и допускают несколько вариантов прохождения. Однокорпусным судам очень желателен просмотр, хотя он и неудобен. | После порога за углом - локальный слив П28 (сходу по центру), поворот налево и тут же порожек П29 - по струе сходу. |
22-50 | П30 "Хемег" | 0-20 | 1-00 | 2-3, ЛБ | Река упирается в косу ЛБ из каменных глыб, огибая ее справа. Чалиться сразу к глыбам, не поворачивая направо вместе со струей. | Сначала - узость с валами и небольшим прижимом к скале ПБ, а на выходе - гряда камней. Чистый проход у ЛБ - нужно успеть завернуть. | Есть стоянки на обоих берегах. ВНИМАНИЕ! На ЛБ могут ночью обворовать (см. подробнее на Кивиристи). |
23-55 | П31 "Кивиристи" | 0-05 | 2-00 | 3-5, ЛБ | Сразу за П30, за мысом ЛБ. | Три ступени. Перед первой - "пляж" на ЛБ с видимой просекой и тропой обноса. Можно легко обнести весь порог. 1ступень - несложный сливчик. Вторая - узкий высокий (несколько метров) водоскат с бочкой и/или котлом в зависимости от воды. Третья - красивый каньон с валами. | Есть стоянки, но на ЛБ обычно занято и, разумеется, туго с дровами. Справа за порогом дрова есть, но кататься и наблюдать катание не так удобно.
ВНИМАНИЕ! К порогу идёт тропа, которая примерно через 4км перерастает в автодорогу к трассе Кемь-Калевала и посёлку. Её используют местные для нового "бизнеса" - воруют по ночам мелкие и ценные вещи у туристов (в т.ч. из тамбуров палаток!). Первые сообщения появились в 2001году, но систематическим это стало к 2004 году. Крайне рекомендуется выставлять дежурных на ночь и кооперироваться с соседними группами. Осторожно относиться к местным "рыбакам" и детям даже ДНЁМ: это - наводчики, и светить при них фото-видеокамерами, дорогими спиннингами, рациями, мобильниками и т.п. не стоит. Не найдут ночью - могут лодки порезать с досады... Если же рюкзак или гермомешок таки "исчез", поищите остатки в окрестном лесу вдоль тропы - обычно потрошат их не очень далеко от лагеря, и всё "лишнее" бросают прямо на месте. |
26-05 | П32-34 | 0-10 | 0-15 | 1-2 | - | Шиверы сходу по струе. Две из них еще называют порогами "Черным" и "Белым". | При желании можно найти стоянку. |
26-25 | П35 "Печко" | 0-05 | 0-30 | 2, ПБ | Глыба у ПБ, река поворачивает направо ЗА глыбу. | Локальная гряда, два чистых слива на выбор. Проще попасть в левый - туда сносит. | Есть стоянка. |
27-00 | П36 "Петрушка" | 0-05 | 0-10 | 1 | - | Цепочка шивер - по струе. | При желании можно найти стоянку. Дальше до "Муравейных" со стоянками плоховато... |
28-00 | П37-П41 "Муравейные" | 0-50 | 0-30 | 1-2 | Избушка на ЛБ. | Несколько шиверок - порожков. Самый интересный в конце - слив упирается в камни - все обходится если не хлопать ушами. | При желании можно найти стоянку. |
28-45 | П42 Мост | 0-15 | 0-00 | 1 | Остатки моста | Перекат по струе | Стоянка ЛБ за мостом. Далее до П43 опять со стоянками туго. |
30-00 | П43 "Тютерин" | 1-15 | 1-00 | 3-4, ЛБ | Поворот направо, хорошо протоптанная тропа обноса и ровная поляна на ЛБ. | Отлогий водоскат по плитам, торчат зубья. В большую воду можно идти слева. В среднюю и малую лучше обнести, т.к. соотношение кайф/риск ниже разумного. | Удобный для стоянок и обноса мыс, однако плохо с дровами - нужно за ними плавать или заранее захватить с собой. Далее до П44 разумных стоянок нет. |
32-15 | П44 "Курна" | 1-15 | 0-05 | 1-2 | Скальное сужение. | Быстроток почти без падения. В большую воду возможны валы, прижимы. По центру без просмотра. | Хорошая стоянка на ПБ. |
32-35 | П45 "Охтопорог" | 0-15 | 1-30 | 3-4, ПБ | Поляна на ПБ, русло перегорожено грядой камней. | Проход через гряду слева - там основной слив сложной структуры (ключевое место). Далее очень мощная шивера с цепочкой мелких сливов. | На ПБ есть стоянки. В отличие от Кивиристи, порог с виду проще чем на самом деле. Один из немногих порогов, где байдаркам реально необходим фартук. Не пренебрегайте страховкой - путешествие перевернутого каркасного судна по шивере редко хорошо кончается. |
36-00 | Подужемская ГЭС | 1-55 | 0-00 | - | Плотина. Незадолго ДО - скальный остров. | Чалка и антистапель в поселке на ПБ недалеко от плотины. Лодочная пристань (мостки). | До остановки менее 10 минут пешком. Автобус в Кемь ходит регулярно. Между П45 и ГЭС на ПБ довольно много стоянок. |