Афонин Алексей Николаевич: другие произведения.

Отчет: О водном путешествии 3 к.с., совершенном компанией туристов "Иван и Андриан" по реке Умба, Кольского п-ва.

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 06/08/2010.
  • © Copyright Афонин Алексей Николаевич
  • Обновлено: 03/11/2012. 49k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кольский п-ов , 120 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 25/07/2002 {14 дн}
  • Маршрут: г.Апатиты - Шоссе Апатиты - Октябрьский - мост. через р.Умба - р.Умба - Капустные озёра - р.Умба - о.Канозеро - р.Умба - п.Умба - Шоссе Умба - Кандалакша - Кандалакша
  • Иллюстрации/приложения: 25 штук.
  • Оценка: 7.15*8  Ваша оценка:

    Отчет о водном туристском путешествии по реке Умба, Кольского по-ва.

    25 Июля - 6 Августа 2002 г.

    Об участниках:

    1-й экипаж, катамаран Тритон - 2:  [] []
    Андрей Валерьевич
    - навигатор, оператор и видеоинженер, консультант по катам и маранам. Мста, Умба (3 к.с.), Охта (3 к.с.),Онда (2 к.с.), Чирка-Кемь (3 к.с.), Писта (3 к.с.), Кутсайоки (4 к.с., дважды) и прочие.
    Николай Александрович
    - разливающий (повелитель "серебряного искушения"), владелец "бесценной" коптильни.

     

    2-й экипаж, КНБ Свирь-Н: Алексей и Юрий
    Алексей Николаевич
    - рыболов-любитель, фотограф и автор отчёта (Alex.slay@rambler.ru). Суна (2 к.с., дважды), Муезёрка-Чирка-Кемь (3 к.с.), Писта (3 к.с.) и прочие.
    Юрий Васильевич
    - Специалист по улаживанию спорных вопросов с проводниками, инспекторами и прочими товарищами при исполнении. Просто, очень хороший человек!

     

    Предисловие.

    Данный отчет не является в прямом смысле техническим отчетом или лоцией, но может быть к ним хорошим дополнением. Как нам кажется, несет в себе достаточное количество свежей полезной информации, особенно для тех, кто собирается в эти места впервые. В качестве лоции можем рекомендовать (и сами руководствовались): Умба-Колвица (1981,1989,1999) Дмитрия Кувалина (наиболее полная и подробная, но требующая обновления). Возможно, если вы учтете наш опыт, удовольствие от путешествия будет ещё большим.

    25 Июля (ночь)- 27Июля (утро). Поезд.

    Событие, не заслуживающее освещения. Проблемы с проводниками, связанные с перегрузом, мгновенно решены на месте Юрием при помощи обычных денежных купюр.

    27 Июля. Апатиты.

    Еще перед выездом договорились о заброске на Умбу силами местного лесхоза. По приезде перед вокзалом нас уже ждал ГАЗ-66 с белым листом на лобовом стекле. Не спеша погрузились, заехали в магазин и с комфортом отправились в путь.
    В принципе, на вокзале всегда есть машины, готовые отвезти вас, куда вам надо. Но если у вас большая группа или много вещей, то на легковушках делать это менее удобно. Размер запрашиваемой благодарности подвержен колебаниям в зависимости от размера группы. Торг практически бесполезен. Поиск машины на стороне может занять определенное время. Нам же это обошлось по 100р. с человека, без учета количества баулов и рюкзаков.
    Лесхозовцы вообще оказались людьми приятными. Поделились свежей информацией о погоде, о рыбалке, о грибах-ягодах; дали полезные рекомендации (впоследствии пригодившиеся), как вести себя при общении с рыбнадзором.
    Шоссе Апатиты-Октябрьский представляет собой дорогу с вполне приличным покрытием. Весь путь занял у нас не более 40 минут. Бешеная московская жара наконец-то сменилась приятной прохладой.

    Стапель.
    В перерывах между зарядами дождяОднако идиллия закончилась сразу по прибытии к мосту через Умбу. Из ближайших кустов вылетели и ,как родные, накинулись, позабытые уж было за год комары, мухи и какие-то малоприятные гнусы. Небо незамедлительно затянуло тучами, и пошел дождь.
    (Дождь - это когда стеной...)
    Вот теперь все в порядке! Теперь точно на месте, прибыли!!!

    Лесхозовцы на прощание, по-отечески заботливо, напомнили, что на реке есть пороги, от которых могут "гибнуть большие человеческие жертвы" и уехали.
    Пока пережидали дождь, я осмотрел место стапеля. Картина грустная. Немалый вклад в оформление данного колоритного пейзажа вносят аборигены, но... чувствуется рука умелого художника! Увы, московский, да и вообще турьёвский мусор ни с каким не спутаешь. Из пустых банок и пластиковых бутылок можно было построить приличных размеров плот, не говоря уже о прочих отходах. Братья-пацаки, забудьте свои городские привычки, нет здесь уборщиц!!!
    Однако, поспешу успокоить тех, кто придет за нами, места для стапеля еще есть! По правому берегу (здесь и далее определяется по ходу течения реки) одновременно, не мешая друг другу, могут собираться несколько групп. Дрова для катамаранных рам есть.
    Потихоньку собрались. Вдобавок к приступообразному дождю, ближе к выходу, задул приличный встречный ветер ("в-морду-винд").
    В довершение мелких радостей этого дня, в первом же озерце я перепутал протоку и завел нас на 1,5 км вверх по речке, вытекающей из озера Банникова. Да ещё и по ветру! Представляете лица экипажа катамарана, когда против ветра пришлось возвращаться. На данном отрезке реки, состоящем из корявых плесов, не помешает, если у вас под рукой будет компас и карта.

    Падун. N 62,27; E 34,06.
    Первая ступень. Левая протока.
    В планах первого ходового дня - дойти до Падуна (около 8 км) - самого большого и красивого препятствия на реке.

    Пожалуй, это единственный недостаток маршрута для не очень опытных групп: без тренировки и раскачки река сразу же начинается с препятствия III к.с.

    (Нет такого препятствия, которое нельзя было бы обнести...)

    Падун довольно легко определяется с воды, а с левого берега есть удобный участок для причаливания и вполне приличная тропа обноса (при необходимости!).

    Там же можно посмотреть обширные голые каменистые россыпи, с островами из мха и ягодника и растущими прямо из камней соснами. Ну, очень красиво, рай для дзэн-буддиста! Сад камней
    Сам порог состоит из трех четких ступеней общей протяженностью около 1 км. Первая ступень разделена на неравные правую и левую протоки живописным скалистым островком. Еще один остров находится в проекции третьей ступени. Там же, на обрыве, стоит памятник Дмитрию Самышкину, "мечтавшему возмужать на трудных порогах севера", погибшему здесь в 75г. По левому берегу, на всем протяжении порога, есть несколько довольно засиженных мест для стоянки. Наиболее подходящая - сразу за порогом. С дровами весьма проблематично, особенно наверху. Часто встречаются аборигены. Многие группы при нас сходу проходили порог и шли дальше. Если не хотите кататься на пороге, то делать здесь нечего, но осмотреться и пофотографироваться рекомендуем.

     


    28 Июля. Днёвка. Падун.

    С вечера развели в бутылке из-под Кока-Колы спирт, повеселились над этикеткой с заманчивой надписью "Серебряное искушение" и отметили "спуск на воду" двух наших товарищей. Юрий, правда, к.м.с. по академической гребле, а Николай служил на флоте, но разве можно отказаться от лишнего повода выпить?
    В это время на Кольском ещё стоят практически белые ночи. Немудрено попутать время. До двух часов ждали ночи. Не дождавшись, в четыре встретили восход и легли спать. 04:00. Восход на Падуне.
    Этот день решили посвятить катанию на пороге. Кроме нас, тут стояла ещё пара групп туристов и местные ребята, человек восемь, от 12 до 25 лет, занимавшиеся ловлей хариуса на кораблик и форели на червя. В отношении рыбалки сразу хочу заметить, что если вы не рыбак-профессионал и не планируете все своё время посвятить рыбной ловле, то, скорее всего, будете несколько разочарованы результатами. Даже у местных рыбалка шла из рук вон плохо, и если уж что-то и ловилось, то, в основном, после 1:00-2:00 часов ночи.
    Никаких конфликтов с местными, и никакого покусительства на наше добро, даже в наше отсутствие, не было.

    Оверкиль на первой ступени.Катание на Падуне на "Свири" закончилось оверкилем на первой ступени и успешным преодолением оставшейся части порога на спасе. По течению на спасах мы проехались по тем местам, которые при традиционном варианте спуска разумно обходятся. Впечатления фантастические!

    Проход первой ступени справа от острова, описываемый, как наиболее удобный, таит в себе незаметную с берега косую бочку, требующую для преодоления достаточного разгона. При нас та же бочечка положила еще пару байдарок. Катамаран же беспрепятственно осилил все ступени падуна. Посреди белой воды...
    В результате оверкиля никто, кроме байдарки, не пострадал. А вот здесь я был неприятно удивлен и даже разочарован. В сравнении с тем же "Тайменем" каркас "Свири" оказался неприлично хрупким! Банальный оверкиль новенькой негруженной байдарки закончился скелетными травмами разной степени тяжести. Треснул носовой кильсон, погнулись стрингеры, полопались пластиковые крепления шпангоутов. Шкура по всему носу распоролась в месте прошивки (этими нитками еще бабушка царя Гороха, видимо, носки штопала).

    - Вот, что бывает с плохо сконструированными и склеенными байдарками! - многозначительно произнес Андрей, оценивая наши повреждения.

    Во избежании преждевременной кончины "Свири", катания на ней были прекращены. Все участники получили законные килевые 100 г. "искушения" и занялись ремонтом.

    29 Июля. Второй ходовой день.

    Задачей этого ходового дня было дойти до Среднего Капустного озера (8-10 км). И кто их так только назвал? По берегам ничего похожего на капусту я не видел. Разве что рыбнадзор, "срубающий капусту" на озерах и ниже по течению. Но об этом позже.

    Прохождение данного участка не представляет каких-либо трудностей. Есть стоянки (о качестве не знаю) на правом берегу Верхнего озера. Найти проход в Среднее озеро нетрудно. Правая протока, несмотря на обозначения на карте, порогов не содержит, на выходе заканчивается мелкой шиверой, требующей проводки. Левая протока описывается как препятствие II к.с. (сомнительно), просмотра не требует. В обоих протоках на крутилочку вяло ловится мелкая форель и хариус. Сразу на выходе из левой протоки имеется стоянка. Далее по Среднему озеру стоянок нет вообще, берега болотистые, заросшие багульником, карликовой ивой и березой. Кроме одной, по левому берегу, примерно в километре от перекатов. Нашли мы её случайно. По всей видимости, основные туристские массы проходят эти места мимо запланированным марш-броском. Благодаря этому вполне приличное место оказалось во вполне приличном состоянии. Выглядит оно как постепенно сужающаяся коса длиной 150 метров и шириной метров 20 (5 метров - песчаный пляж и 15 - полоса сухого леса). Вполне достаточно, чтобы встать даже большой группой. Ровные площадки для палаток. Дрова есть в болоте в виде сухих сосен. Здесь мы впервые пилу распаковали. С правой оконечности косы открывается потрясающий вид на Хибины. На подходе к стоянке нас внезапно накрыл грозовой фронт, после которого небо расчистилось и установился полнейший штиль. Представляете: абсолютная тишина, закат и туман, наползающий на Хибины...

     [] []

     

     

     

     

     

     


    30 Июля. Среднее капустное озеро. Днёвка.

    Передаю привет всем, кто меня знает...Погода в эти дни, хотя и с переменным успехом, но была хорошей. Температура днем примерно 16-22 градуса, ночью - 6-8. Моя лысина на ветру незаметно обгорела так, что невозможно было голову к спальнику приложить. Этот день выдался практически безоблачным. Загораем , купаемся.

     

    Ремонт рюкзака, перегруженного искушением...

     

     

    На болоте есть спелая морошка. Пытаемся ловить рыбу. При всей своей красе и немалых размерах в Среднем озере трудно найти место, где бы глубина была больше, чем по пояс. Даже на середине озера легко можно выйти из байдарки и немного "пройтись по воде". Для рыбалки можем рекомендовать впадающую в правой оконечности озера речку Воронья. Места шикарные: медленное течение, глубокие омуты, заводи. Наш результат, правда, оказался скромным: щучка и несколько окуней. Возможно, получилось бы лучше, если бы пошли ночью. На Умбе вообще какая-либо рыбалка начинается после 23:00 часов и позже.
    Возвращаемся на перекат и ловим хариуса. В общем, вечером на поджарку рыбы хватает. Однако, совершенно определённо вырисовывается дальнейшая судьба самонадеянно взятой из Москвы коптильни. Представляете - притащить с собой металлический гроб, килограммов пяти весом, совершено лишенный полезного назначения! Отныне этот предмет нами любовно именуется не иначе, как Кабздильня!!!

    (Чемодан без ручки: и выбросить жалко и нести неудобно! А.П. Чехов).

    Помещаем её сверху на грузовой отсек байдарки и используем для транспортировки собранных в пути грибов. Со стороны, конечно, все это выглядит комично. В глухих лесах возить грибы в сейфе!

    (Вы бы ещё с чемоданом за грибами пошли! И. Печкин)

    31 Июля. Третий ходовой день.

    В этот день доходим до Разбойника (6-8 км). В месте перехода Среднего озера в Нижнее находится старый мост. Мост вполне сохранный, но достаточно низко посаженный. Течение под ним приличное, так что при проведении груженых судов, нужно быть осторожными. Нижнее Капустное озеро совсем мелкое, местами приходилось слезать с ката и вести его в проводку.

    Нижнее капустное озеро. На выходе из озера, слева, есть высота 186, г. Кохтавуара. Очень рекомендую не пожалеть времени, слазить туда. Гора покрыта сосновым редколесьем, вереском и ягелем. Изобилует грибами. С открытых участков открываются потрясающие живописные виды на Капустные озера и Хибины.Вид с г. Кохтавуара

    Далее, после пары перекатов (на которых имеются приличные стоянки), начинается порог Разъё..., простите, Разбойник N 67,18; E 34,06. Стоянки на пороге тоже есть.

    Мы стояли на заходе на порог, с правой стороны. Чистая стоянка. Много дров. Удобное место для купания. Юра наш, независимо от температуры воздуха и воды, каждое утро начинал с водных процедур. На пороге, в самых пенных и бурных участках, неплохо ловится форель. И как она там только стоит? Вечером, после определенного количества "серебряного искушения", рыбалка сразу как-то лучше пошла. Так что поздним ужином у нас была жареная рыба. В лесу много черники и грибов. Обилие грибов в меню (вплоть до компота с грибами), иногда приводит к довольно бурной диареи. Не у всех, но будьте бдительны!

    1 Августа. Четвертый ходовой день.

    По планам этого дня - дойти до Жемчужного плеса (8-12 км). Ввиду сильной остаточной "искушенности" на воду выходим часов в 17:00-18:00. Большая продолжительность светового дня позволяет такие вольности. Параллельно с нами двигалась группа катамаранщиков, которые просто за правило дрыхли до 14:00-15:00 часов, а на стоянки вставали часа в 2:00 ночи.Ночь на Разбойнике.

    После ознакомления с лоцией преодоление Разбойника не представляет технических сложностей.

    Далее следует мост в районе Деткова Ламбина. Мост практически развалился. Даже чтобы просто пешком по нему перейти нужно обладать определенной смелостью и эквилибристскими навыками. Кат, не разгружая, можно провести под центральными пролетами. Здесь, как и было обещано, встречаемся с рыбнадзором. Выглядит это так. На левом берегу стоит Урал-фургон, на правом - будка, размерами немногим превышающая собачью конуру - "пункт выдачи рыболовных лицензий". От "Урала" в нашу сторону нетвердой походкой выдвигается мужичок, и, не слишком вежливо, требует, явить ему разрешение на сплав или незамедлительно уплатить штраф - 500 р. В дело вступает Юра:

    - Мужик, а ты собственно кто?

    Мужичок представляется не то помощником заместителя, не то заместителем помощника рыбинспектора. Во! Власть, одним словом.

    - Вот и занимайся своей рыбой! Мы же рыбу не ловим?!

    Все это произносится с таким суровым видом и столь авторитетно, что власть на некоторое время оказывается в замешательстве. Причем настолько, что даже забывает проверить наше судно (неосмотрительно брошенный на дно байдарки спининг предательски выглядывает наружу).

    Далее происходит вялый спор между мной, уверенным, что разрешение на сплав не нужно (уверенность подкреплена прочитанными перед выходом документами), и бодрящимся помзамом, считающим, что деньги все таки надо взять! В конце концов, в качестве аргумента, я вспоминаю про лесхоз. Инспектор задумчиво произносит:

    - Лесхоз, это да... дрова, опять же, зимой понадобятся... Ну что с вами делать, проплывайте!

    Таким образом, все довольны, последнее слово осталось за властью. Конфликтная тема исчерпана и атмосфера потихоньку смягчается. Пока ждем отставший на озере кат, завязывается разговор. Помощник инспектора оказался очень даже контактным, вполне адекватным человеком. Посетовал, что утром пришлось еще одну группу москалей пропустить, а вот хохлов удалось оштрафовать. Потом по нашей карте показал несколько опасных, на его взгляд, мест и мелких проток, в которые лучше не заходить. Предупредил, что ниже, на выходе из Канозера, в районе зашейка, нас снова будет трясти рыбинспекция.

    - Скажите, что я вас пропустил, а то не отвяжутся, все равно оштрафуют.

    ________________________________________________________

    Все дело в том, что по Мурманской области действуют несколько взаимно противоречащих постановлений. Сначала были введены ограничения на занятия водным туризмом, постановление губернатора Мурманской области от 25.04.2000г ? 171-ПЗ. Затем, в связи с иском прокуратуры Мурманской области, как противоречащее законодательству РФ, постановлением того же губернатора ? 21-113 от 06.01.2001 первое постановление признано недействительным. Однако, существует распоряжение исполкома народных депутатов Мурманской области от 29.01.97 47-р, запрещающее проведение путешествий по основным сёмужьим рекам области ежегодно с 1 июня по 1 октября. Его никто не отменял. И Умба относится к семужьим рекам. Грамотные люди утверждают, что и это незаконно. В общем, если вас даже заставляют заплатить штраф, вы можете потребовать выдать вам установленного образца квитанцию с указанием полных данных организации и лично человека, взымающего с вас штраф. В этом случае, по возвращении, можно будет через суд вернуть свои деньги. Квитанция пригодится также для того, чтобы не платить штраф второй раз другим инспекторам ниже по течению.

    Кроме того, интересующие вопросы вы можете задать губернатору Мурманской области Юрию Евдокимову лично, через виртуальную приемную: http:\\reception.murman.ru .

    _________________________________________________________

    С рыбинспектором расстались практически по-дружески. Он пошёл к фургону.

    В это же время к мосту, наконец-то, подошел кат, буквально ощетинившийся удилищами ...

    Поселение Деткова Ламбина, обозначенная как нежилое, на самом деле очень даже жилое. Мы видели аборигенов на лодках, занимающихся рыбной ловлей. Поздоровались с ними.
    Как правило, вам так же радушно ответят на ваше приветствие. Иногда формальная вежливость даёт неожиданные положительные плоды в виде полезной информации и т.п. Вежливость вообще не бывает лишней, тем более, когда находишься в гостях.

    Выход в реку разделен островом на две протоки. Правая - очень мелкая. Дальше начинается порог Семиверстный. На этом месте я хотел бы остановится отдельно. Ни в одной лоции должного внимания ему не уделяется. Однако, на входе, за правым поворотом, имеется весьма неприятное локальное препятствие. Как мы смогли рассмотреть его с воды, это что-то вроде плиты, идущей практически поперек всей реки, за которой образуется мощная бочка. Проход возможен только под правым берегом, причем, если на него ориентироваться заранее. Выгрести с середины реки, когда препятствие становится уже обозримым, очень сложно. Бочка действительно мощная. Не знаю, как для ката, а вот для байдарки попытка преодоления этого препятствия в лоб, скорее всего, закончится килем и поломками. В начале лета, по словам местных, здесь имел место трагический инцидент. Позже я нашел и другие свидетельства аварийных прохождений этого участка. Далее Семиверстный действительно не представляет технических сложностей. При прохождении на байдарке требуется определенное внимание и рулежка, чтобы на скорости не налететь на камни. Камней много.

    По некоторым описаниям Семиверстный - это самое подходящее место для рыбалки. Не знаю. Во всяком случае, местных рыбаков по берегам видели много.

    Сразу за Семиверстным начинается "Жемчужный плёс", тянущийся 3-4 км. Левый берег высокий и обрывистый. Правый - болотистый, на нем есть всего одна стоянка, ближе к концу плёса. Радужные описания плёса не совсем соответствуют действительности. Первые стоянки по левому берегу представляют собой вытоптанные, пыльные площадки, на которых частенько останавливаются местные рыбаки. В принципе, встать лагерем можно в любом месте, ровных мест для палаток в лесу достаточно. Но высадка на берег в большинстве мест затруднена заболоченностью или крутизной подъёма. Такие вещи имеют определенное значение, если вы собираетесь делать дневку. Пара симпатичных мест в конце плеса были заняты. Но одна из групп оказалась нашими знакомыми, с которыми мы вместе катались на падуне. Они любезно согласились на наше соседство.

    2 Августа."Жемчужный плёс". Днёвка.
    N 67,11; E 34,06

    Первые разочарования. Утром, при ближайшем рассмотрении, выяснилось, что река в этом месте больше напоминает канал: ровные берега, гладкое песчаное дно, глубина не более 2-3 метров, прозрачная вода. Рыбалки, несмотря на все потуги, не вышло. Ни поклевки! Лес вдоль и поперек пересечен уверенными натоптанными тропинками. Утром мы также обнаружили беспорядок в оставленных под навесом вещах, исчезновение некоторых продуктов, в том числе мешка с сушками. Сразу подумали о лесных бомжах. Во многих описаниях фигурируют живущие в этих местах бродяги-браконьеры, промышляющие ловлей красной рыбы, не брезгующие при случае умыкнуть плохо лежащие вещи. Однако, вскоре была обнаружена тропа из сушек, ведущая к огромной сосне. На верхушке сосны, в развилке, было что-то вроде гнезда, по размерам - не меньше, чем орла. Кто там живет, мы так и не узнали. Следующей ночью в том же направлении пропали сухари у наших соседей.

    Вскоре действительно появились лесные бомжи: два зачуханных разухабистых мужичка, бойко предлагающих поменять красную рыбу на водку. Причём водка - вперед! Сразу же посланные подальше, к нам они больше ни с какими предложениями не приходили. А вот соседи, на свою беду, купились на это обещание и водки им дали. Через какое-то время бомжи вернулись без рыбы, но с тем объяснением, что, дескать, рыба большая, надо ещё водки. Без этого её не то вытащить, не то дотащить никак невозможно. Рыбы ребята так и не увидели, а вот бомжей было уже не выгнать. Они, как навязчивая галлюцинация, то исчезали, то являлись вновь, причем каждый раз с неожиданного направления. Они то просили, то требовали. Устраивали между собой ссоры. Вечером наиболее навязчивый из них приплыл по реке на надувной лодке и начал практически буйствовать. Мужичонки-то они так себе, соплёй перешибешь, а вот ножи за поясами у них действительно серьёзные. До физических конфликтов дело не дошло. Но вот соседский Адмирал (компьютерщик по образованию), в очередной раз увещевающий этого чёрта, вид имел, прямо скажем, жалкий. Одним словом, если не хотите портить себе настроение и отдых, просто не связывайтесь с этим народцем, тем более на дневке.

    3 Августа. Пятый ходовой день.

    Погода значительно ухудшилась. С вечера задул сильный ветер. Температура сразу же опустилась градусов до 12-14.

    Каково же было наше разочарование, когда, спустившись ниже плеса, до того места где начинаются первые Карежки, мы обнаружили по левому берегу две отличные оборудованные стоянки. С хорошим причалом, небольшими песчаными пляжиками. Подходящими для рыбалки местами. Пустые!!!

    В планы этого дня у нас входило выйти в Канозеро и, не теряя наступательного темпа, сходу форсировать его. Вышло, однако, по-другому.

    Карежки, как препятствия, интереса не представляют. Между Карежками-2 и Карельским на левом берегу стоит буржуйская рыболовная база (в лоции не обозначена). Туда за приличные деньги возят иностранцев ловить семгу. Якобы они её из чистого спортивного интереса ловят и отпускают. На севере Кольского есть целый ряд рек, на которых владельцы подобных баз (сведения из туротчетов) чувствуют себя безграничными хозяевами и не всегда доброжелательно настроены по отношению к туристам. В числе прочих полезных советов рыбинспектор рекомендовал без надобности к ним не обращаться и рядом не причаливать (базу охраняют собаки).

    Просмотр Карельского удобно делать справа (в лесу, кстати, полно грибов, черники, появляется спелая голубика), однако из-за большой протяженности и вариативности прохождения порога просмотр оказался бесполезным. Преодолели его без труда. Прохождение на байдарке гарантирует получение порции адреналина.

    Начало Канозерского.Далее следует порог Канозерский. Просмотр лучше делать справа. Однако, как и на Карельском, гораздо важнее будет аккуратное подтормаживание и рулежка на воде. Порог длинный, запомнить его сложно. В русле очень много камней, как над-, так и подводных. Вариантов прохождения много, однако, справа, под берегом, будет безопаснее. Проводка - не самое худшее решение проблемы (при нас две группы по правому берегу безопасно провели свои суда и ушли дальше). На выходе остров делит реку на два рукава. В левый лучше не соваться, сядете на длинную мель, метров 200 (даже не проводка, а волок получится). Справа тоже будет проводка, но значительно более короткая. Река в этом месте разливается и образует кучу островков, усыпанных спелой голубикой. Не стоит увлекаться, забирая вправо, иначе можете выйти в протоку, огибающую большой остров. Получится крюк километра на три-четыре.Левая протока на выходе с Канозерского.

    Катамаран прошел Канозерский без проблем. Мы тоже прошли уже большую часть и тут, практически на выходе, случилось непредвиденное...

    Злополучная коптильня поквиталась с нами за все! При очередном маневре коптильня сорвалась с крепления на багажном отсеке и на веревке упала за борт. Представляете - на пороге - такой якорь за бортом! Извлечение металлического "гроба" из воды потребовало отвлечься от управления лодкой. И этих долей секунд было достаточно для того, чтобы наскочить на камень и прочно завязаться на нем узлом.

    Спасательная операция заняла несколько часов и оказалась успешной. Наши потери составили одну юбку, упаковку от байдарки и часть продуктов (особо живописно смотрелись мчащиеся по волнам лимоны и двухлитровая бутылка "искушения", настоенного на чернике. Даже не успели попробовать!). В списке спасенных значилась и коптильня...

    (На поле было много брани...)

    Не будем подробно описывать процесс и технологию спасения. Во-первых, получится длительный рассказ, а, во-вторых, это не имеет практического значения. Ваши действия в подобной ситуации будут определяться конкретной обстановкой.

    Могу только сказать, что, для того, чтобы снять с камня на середине реки прижатую течением и наполненную водой байдарку, требуется напряжение всех физических и душевных сил всего коллектива. Будет так же хорошо, если в этой ситуации вас не покинет чувство юмора. Тогда, при выяснении извечного вопроса кто виноват и что делать, возможно, вы не поубиваете друг друга. И даже при всем при этом вероятность спасти байдарку, к сожалению, невелика.

    Продолжение пути в этот день оказалось невозможным. Радости добавляли сильный ветер и моросящий дождь при температуре 10-12 градусов. Правый берег болотистый. В несколько заходов перетащили спасенные вещи и байдарку на другой берег. На левом берегу, практически на повороте, оказалась очень приличная стоянка. N 67,06; E34,05 Можем рекомендовать её для выжидания погоды перед тем, как лезть в озеро. Наверху слева, тоже есть стоянки, но гораздо худшего качества.После завершения спасательной операции.

    При осмотре повреждений выяснилось, что, несмотря на значительные скелетные повреждения, байдарка не потеряла каркасности. После вправления и фиксации нескольких вывихнутых и переломанных стрингеров, ушивания и заклеивания рваных ран от дальнейшего ремонта (лучшее - враг хорошего!) решили воздержаться. Лодка приобрела продольную и осевую деформацию, но плавучесть сохранила.

    4 Августа. Шестой ходовой день.

    Погода на утро стояла отвратительная. Сильный ветер, периодически дождь. Температура держалась на отметке 10 градусов. После долгих совещаний озеро все же было решено форсировать.

    На скалистом острове.Дальний край озера скрывается за горизонтом. Чтобы снова выйти в реку, вам придется преодолеть 20-22 км открытого пространства. Пересечь озеро при встречном ветре практически невозможно. В такой ситуации лучше попытаться дождаться более подходящей погоды. Обычно ветер стихает ночью. Плюс к этому светлые ночи. Возможны разные варианты, но лучше планировать пересечение озера за один ходовой день. Стоянки на озере найти достаточно проблематично. В большинстве отчетов как возможная переходная стоянка описывается остров Скалистый N 67,04; E 34,05 (на карте не подписан), в 4-х километрах от выхода из реки. С 1997 г. остров объявлен заповедником. На нем обнаружены наскальные рисунки (петроглифы), оставленные первыми побывавшими здесь туристами, примерно 5-6 тысяч лет назад. Советуем заглянуть. На острове немало и других, более свежих, петроглифов (здесь был Вася и т.п.), так что истинные придется поискать. Здесь можно остановиться, перекусить, но как длительная стоянка остров тянет на слабую троечку. Да и неудобно как-то "памятник культуры мирового значения" загаживать.

    Юра под указателем заповедника.Изучая наследие предков...В нашем случае дул практически попутный ветер. Однако назвать путь легким не могу. Волнение доходило до 2-4 баллов (Николай на Северном флоте служил, как раз в районе Западной Лицы, его оценку можно считать авторитетной). Байдарка наша скрипела и трещала, изгибаясь на волнах. Грозила в любой момент совсем развалиться. Ощущения непередаваемые. Мелкий моросящий дождь, холодный северо-западный ветер. Не замерзнуть помогала только усиленная гребля. Лодка то вылетала на гребень волны, разгонялась, то зарывалась в волну, словно налетая на невидимое препятствие. Стать под волну лагом практически означало перевернуться. Даже наличие спасжилета не защищало вдали от берега от "кошек", скребущих внутри. Весь путь с перекурами занял примерно шесть часов. Двигаться лучше вдоль левого берега. Сначала ориентиром служит о. Скалистый, потом следующий, безымянный, остров, далее оконечности левого берега. На втором острове, со стороны берега, есть места для чалки и стоянки. Остров чистый, практически нет следов пребывания человека, кроме, разве что вездесущих прокладок. В связи с этим отдельно хочется обратиться к нашим милым дамам. Ну, не разбрасывайте вы своё добро где попало! На некоторых участках лесах крылатые и бескрылые гигиенические изделия могли по количеству успешно соперничать с грибами.

    Поселение Канозеро (слева) жилое, люди там есть. Возможно даже, что там "гнездо" рыбнадзора. Есть данные, что частенько они на моторке вылавливают нашего брата на озере.

    В такую погоду нас никто не беспокоил (мы вообще никого на воде в этот день не видели). Ориентиром при поиске выхода в Родвингу могут служить полуразвалившиеся черные бараки зашейка Канозеро (справа). Разглядеть их можно километра за четыре. При этом лучше выдвигаться ближе к середине озера. На выходе, справа и слева от истока Родвинги, есть отличные (в хорошую погоду) стоянки. Песчаные пляжи, заготовки для бани. Однако они совершенно открыты для ветра. В нашем случае остановиться там было практически равноценно самоубийству.

    Мы стали ниже по течению, примерно в 1.5 - 2 км, на правом берегу. Там есть очень приличная, тихая стоянка. N 66,54; E 34,13 Но если вы её проскочите, то дальше следуют низменности и болота, и длительное время стоянок не будет вообще!

    5 Августа. Седьмой, последний ходовой день.

    Низьменская ступенька.Температура ночью примерно 2 градуса. Днем едва доходит до 10. В планах этого дня - дойти до моста через Умбу, обогнув о. Кривицкий по Низьме. До падуна на Низьме встречается ряд порожков и шивер, прохождение которых не составляет технических трудностей. По Кривцу просто приятно прокатиться, осмотр не обязателен. Будьте внимательны, чтобы сходу не влететь на Низьменскую ступеньку N 66,49; E 34,16, чётких ориентиров нет. Чёрточки на карте вообще ничему не соответствуют. Возле падуна есть хорошие стоянки, так что, при наличии желания, здесь можно остановиться и покататься. Удовольствие гарантировано. Сам порог можно осматривать как справа, так и слева. Для обноса лучше подойдет левая тропа. Мы не смогли отказать себе в удовольствии и подвергли свою старушку последнему испытанию. В этот раз пришлось пожалеть о потерянной юбке. За счет заброса воды на валах и бочках на середине порога лодка перешла сначала в полуподводное, а к концу и вовсе в подводное положение. Совсем затонуть не давали надувные борта. Приходилось одной рукой подруливать, другой, как спадающие штаны без резинки, поддерживать лодку за борт. Но это только усилило остроту впечатлений. В другую погоду обязательно покатались бы еще.

    Далее, до моста через Умбу, водных препятствий практически нет. Зато всё сильнее ощущается присутствие человека (лодки, домики по берегам, катера с мощными моторами и т.п.). С рыбнадзором мы больше не встречались, однако на Низьме и ниже, до моста, есть много потенциальных мест, где бы это могло случиться. По берегам часто встречаются щиты, напоминающие о запрете на рыбалку и возможной за неё ответственности. Места для рыбалки там просто потрясающие, хотя половить уже не получилось. При подходе к Погосту, на правом берегу, расположилась еще одна буржуйская рыболовная база (в лоции не отмечена). Сам же Погост представляет собой не только жилой, но и довольно развитый посёлок, с новыми домиками, иномарками и спутниковыми антеннами. Стационарной сети на сёмгу, описанной у Кувалина, мы не встретили. Однако, видели массу других сетей на плёсах. На финишной прямой, раньше чем мост, слева становится виден выброшенный на берег ржавый пароходик.

    Дорога на КандалакшуСтоянки у моста в качестве антистапеля есть и справа и слева. Для других целей рассматриваться они не могут. Справа со стоянки можно подняться прямо на шоссе. Слева для этого надо будет сделать крюк примерно в 300 метров. Не всякая машина и не в любую погоду сможет за вами туда подъехать.

    Проблема с дровами в принципе решаема. Много местных. Вокруг нас периодически ходили бомжеватые браконьеры, круглолицые бритые хозяева браконьеров на новеньких ВАЗах и милицейский наряд с автоматами, собакой и надувной лодкой. Всех их, в некотором смысле, объединяет красная рыба. К нам же они интереса не проявляли. Кроме того, периодически по реке на мощном катере проносился рыбнадзор. Со слов браконьеров, снизу к катеру прикреплен трал, которым они цепляют и рвут расставленные сети.

    Здесь же мы вновь повстречали две команды наших старых знакомых.

    Разбирая байдарку, мы просто высыпали из шкуры поломанные "кости" и впервые смогли оценить реальный объём повреждений. Фактически каркас подлежит замене. Два из шести шпангоутов оказались полностью разрушены. Удивительно другое. При том, что 1/3, если не больше, деталей имели серьёзные повреждения, лодка не только не потеряла плавучести, но оказалась пригодной для прохождения порога уровня Падуна-на-Низьме.

    У наших товарищей дела обстояли веселей, однако железного лома тоже хватало.

    Ночью дежурили по очереди.

    Часа в четыре, когда всё улеглось, даже браконьеры куда-то пропали, к берегу на всех парах примчался рыбнадзор. Два мужика с бляхами на груди быстрым шагом направились к одному из туристских лагерей. И там они, ни много - ни мало, потребовали разрешения на сплав. Проснулись! Это когда байдарки и каты уже убраны в рюкзаки! Ребята, не моргнув и глазом, заверили, что разрешение имеется. На вопрос, кем оно выдано, так же уверенно сказали, что неким октопусом. Слово октопус подействовало магически. Рыбнадзор бодро погрузился в лодку и умчался в том же направлении, откуда прибыл. Осталось ощущение, что доблестные инспекторы целенаправленно к нам мчались среди ночи. Зачем? Может быть, спокойной ночи пожелать хотели? А по привычки получилось только:

    - А разрешение имеется?

    6 Августа. Кандалакша.

    Кандалакшская губа.Кандалакшская губа.

     

     

     

     

     


    Ровно в 9:00, как и было оговорено, за нами приехала машина из лесхоза. Безо всяких проблем мы добрались до Кандалакши. Водитель по пути показывал местные достопримечательности. На подъезде к Кандалакше он сделал остановку возле природной смотровой площадки, откуда открывается потрясающий вид на Кандалакшский залив Белого моря. На прощание мы оставили в подарок
    водителю наш талисман - коптильню.

    В городе выяснилось, что первый поезд на Москву проходит в 01:50, остальные - ещё позже. Так что, планируя поход, расчитывайте время выброски. Местным всё равно когда вас вывозить. От Умбы до Кандалакши на любом транспорте не больше 2 часов езды. А вот убить 15 часов оказалось делом непростым. Камера хранения на вокзале начинает работу с 17:00 часов. До этого времени мы оказались привязанными к вещам.Здоровый сон в компании с местным котом На вокзале можно нанять машину и за небольшие деньги устроить себе экскурсию по городу и в порт. Нормально поесть можно в двух местах. Одно находится в гостинице Беломорская. Однако, в этом, надо сказать, средней руки заведении нас отказывались обслужить из-за отсутствия выходных костюмов. Тут же неподалеку, за площадью, мы нашли ресторан с вывеской "Ротари клуб". Более респектабельное заведение, с меньшими претензиями (туда не пускали только людей в спортивных костюмах). Отличная кухня и вполне доступные цены. Рекомендуем.

    А дальше снова поезд.

    Практические выводы.

      Карта маршрута.
    1. Умба - наиболее доступная для посещения река Кольского п-ва. Удобная заброска и выброска, хорошая асфальтированная дорога в обе стороны. Пешка исключена совершенно. Есть также отработанный вариант посещения в связке Умбы и Колвицы (это при наличии спортивного интереса). Время пребывания на маршруте можно достаточно точно рассчитать, что позволяет заранее договориться о выброске. Мы воспользовались помощью лесной службы Мурманской области (E-mail: murwood@land.ru ; root@forest.murmansk.ru ) и лично Пестова Павла Викторовича, за что отдельное ему спасибо!
    2. Река очень красивая. По богатству и разнообразию природных видов отличается от рек Карелии, и может быть хорошим стартом на пути к освоению других рек Кольского п-ва. Однако с хорошими стоянками плоховато. На стоянках много турьёвского и рыбачьего мусора. С выбором мест для дневок можете ориентироваться на наш отчет, проверено.
    3. О погоде. Выходить все же лучше на недельку раньше, если любите солнышко, хотите позагарать и не любите преодолевать водные препятствия в сырую, прохладную погоду. Последние две недели июля погода почти всегда хорошая (анализ многолетних туристских наблюдений). Грибы и ягоды в это время уже есть. С начала августа с погодой как повезет.
    4. Отношение к комарам и мухам дело сугубо индивидуальное. Однако специальными средствами лучше запастись. Неплохо себя зарекомендовал "Аутан" как в отношении комаров, так и гнуса. Для особо нервных товарищей, вполне возможно, потребуется "шапка пасечника". Для сравнения: на Умбе кровососов больше, чем на Писте, но значительно меньше, чем на Чирке-Кеми.
    5. При наличии нездорового пофигизма река может быть опасной: необходимость иметь в наличии такие вещи, как спас-жилет и каску,- не обсуждается! Думаю, что неопреновый костюмчик также должен быть включен в список обязательных вещей. Очень хорошо, если в пути под рукой будет ламинированная карта. Компас нужен, если у вас есть трудности с сопоставлением данных карты с местностью. Фонари, свечки и прочие источники света в принципе не нужны. Ни в коем случае нельзя брать с собой палатки, крепящиеся множеством колышков и растяжек. На большинстве стоянок колышки вам просто некуда будет втыкать, кругом камень.
    6. Хариус и форель неплохо ловятся на крутящуюся блесну ? 2-3, особенно на серебристую, с красными или черными точками. Поимка же красной рыбы любителем относится к разряду случайностей. На маршруте река проходит на участках, подкронтрольных двум разным госинспекциям рыбохраны - Апатитской и Терской. На каждом участке действительны лицензии, выданные только данной инспекцией. Так что, если вы не профессионал, можете просто оставить снасти дома. Этим вы избавите себя от серьёзной головной боли. А рыбу можно попробовать купить или обменять у приличных аборигенов.

    Координаты по GPS-навигатору:
    1. Порог Падун N 67,27; E 34,06
    2. Порог Разбойник N 67,18; E 34,06
    3. Стоянка на Жемчужном плёсе N 67,11; E 34,06
    4. Порог Канозерский N 67,06; E 34,05
    5. Остров Скалистый N 67,04; E 34,05
    6. Канозеро (метка 010) N 67,01; E 34,10
    7. Канозеро (011) N 66,57; E 34,12
    8. Стоянка после Канозера N 66,54; E 34,13
    9. Низьма (013) N 66,53; E 34,14
    10. Низьма (014) N 66,51; E 34,11
    11. Падун-на-Низьме N 66,49; E 34,16
    12. С.Погост N 66,46; E 34,20
    13. Антистапель N 66,43; E 34,17

     

    Любые письменные выражения вашей реакции на прочитанное присылайте по адресу:

    Alex.slay@rambler.ru

    2003 Copyright "Иван и Андриан"

  • Комментарии: 3, последний от 06/08/2010.
  • © Copyright Афонин Алексей Николаевич
  • Обновлено: 03/11/2012. 49k. Статистика.
  • Водный:Кольский п-ов
  • Оценка: 7.15*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка