Аргашокова Лилия Темиркановна:
активный отдых

[По видам] [По регионам]   Отсортировано по: [Видам] [Региону] [Дате похода] [Дате редактирования] [Популярности]

• WWW: http://iglfire@mail.ru
  • E-mail: iglfire@mail.ru
  • Родился: 05/03/1956
  • Живет: Россия,Нальчик
  • Обновлялось: 17/08/2010
  • Объем: 30k/2
  • Посетителей: 107

• Аннотация к разделу: 5июля Первый день отпуска н начался с утра. В 7.20 утра выехала рейсовым автобусом из Нальчика в Майкоп. Ехали 9 часов. Я конечно была в шоке, когда в Майкопе мне пришлось впервые одеть на плечи рюкзак (одевать и снимать я сама не могла - мне все время помогали добрые мужчины), меня прямо-таки 'штормило', ведь я впервые в жизни одела его на плечи. В 16.30 я уже села в автобус на Хаджох. Впечатлила аллея из тополей при въезде в Хаджох. Река Белая очень понравилась - широкая и гладкая.И вот я наконец на базе. Встретил меня Азат - директор базы и вкуснейший ужин. Кстати, база оказалась гораздо лучше, чем я ожидала. Заселили меня в уютненький вагончик ? 19, где я жила как королева одна в 2-х местном номере. Очень мило и аккуратно для турбазы. Вечером (вернее ночью) пошел ливень. Мы все пошли в беседку на берегу реки и устроили вечер знакомств с гитарой, коньяком и шутками. Возраст членов компании от 16 лет и до…Собаки на базе - прелесть. Это тема для отдельного разговора. Очень дружелюбные. Одна, коричневая, я ее назвала Леди, всем подает лапу и требует, чтобы ей отвечали. Другая, полупородистая (я ее назвала Боксер) делает все время потягуши. Светлая, я ее назвала Лжелидер, хочет, чтобы ее гладили за ушком. Все три собаки принимают активное участие в туристической жизни - от посиделок до походов. Я приехала поздно, поэтому в первый день в поход не попала, но говорят, что все три ходили в поход, причем, когда нужно было забираться на валуны, две залезли сразу, а третья - 'аферистка' требовала, чтобы ее поднимали, но когда поняла, что номер не пройдет, полезла сама. Это, конечно же, была Леди, которая являлась 'серым кардиналом', и все время подстрекала Лжелидера, чтобы он вел себя как настоящий лидер. Эта парочка 'держала власть', у них были очень серьезные отношения. Причем, когда мы пошли в поход на водопады Руфабго до конца дошла только Леди.6 августаВсю ночь кусали комары, А так все хорошо и замечательно. Как истинный жаворонок проснулась в 5.30, встала в 7.00, прошлась по базе. В 9.00 завтрак, а в 10.00 пойдем в однодневный поход на водопады Руфабго. Был шикарный день, посетили 5 водопадов в том числе Каскад, Девичья коса, Сердце Руфабго, Бачуринский. По совету своей тезки обула трекинговые ботинки, чему была очень рада, так как пошел дождик и глиняная почва скользилы как смазанная маслом. Попадались довольно-таки крутые места, где приходилось подниматься чуть ли не по-пластунски, цепляясь за корни деревьев. Все три собаки пошли в поход с нами.В группе были две подруги из Москвы Татьяна и Юлия, они приехали на базу Хаджох всего на 3 дня, на 30 маршрут не собирались и естественно совершенно не были подготовлены к походным условиям. Я бы дала Татьяне медаль за мужество, она физически была подготовлена неплохо, но обувь…это были коньки. Бедная Татьяна падала и вставала, падала и вставала, как стойкий оловянный солдатик. К концу похода она практически вся была в глине, ее пришлось даже отмывать.Растяжка у меня была никуда, т.к. не успела хорошенько позаниматься перед походом и было тяжеловато, но наши галантные мужчины всегда протягивали руку помощи.Вечером была посиделки, пели песни под гитару, общались. Максим играл на варгане. Было здорово - я отрешилсь от всего: проблем, ненужной мишуры и суеты!7 августа (среда)Поход в ущелье реки Мешако. Бодрящий Мешковой водопадик с ложбинкой-лежаком просто класс! Прохладненько… Здесь есть медвежьи тропы. У нас два инструктора: главный и очень опытный - Виталик; и молодой еще пока неопытный, но очень добрый и человечный - Максим. Максим угощает нас зеленым чаем из термоса. Очень вкусно.Водопад Анастасия. По легенде где-то в этом месте упала с лошади и разбилась девушка, в ее честь назвали водопад. Река Мешако дарит нам прохладу.И вот мы на стоянке первобытного человека. Это большой грот, внутри которого сталактиты. Развели костер, Виталик готовил нам вкуснейший суп, а мы помогали.Вечером отправили все ненужные вещи в Дагомыс, оставили только то, что нужно для похода.9 августаОписываю события двух дней, так как 8 августа не было ни сил, ни возможности делать записи.8 августа подъем в 5.00. На 6.00 запланирован выезд на плато Лаго-Наки, до которого нас довезли на автобусике. Подъехали к посту заповедника, быстро позавтракали. Раздалась команда 'В рюкзак'. Группа из 42 человек (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Тюмень, Нефтеюганск, Тамбов, Архангельск и.т.д.) двинулась к плато Лагонаки на 30 маршрут 'Через горы к морю'.Как только я одела рюкзак и пошла, мне стало страшно, что я не дойду. Ведь это первый поход в моей жизни, и рюкзак я одевала впервые. Подъем был небольшой, но меня штормило, дыхалка стонала, и болели ноги после двух однодневных походов. В итоге я плелась в конце хвоста, чуть ли не за инструктором Максимом. Максим сказал, что это не дело, и что нужно сказать 'вожаку', чтобы меня поставили первой, иначе я буду задерживать всю группу. Я слабо отбивалась от этой идеи, но вопрос был решен в добровольно-принудительном порядке. Меня и мою тезку поставили впереди группы, и никому не было разрешено обгонять нас (кто обгонит, должен был нести наши рюкзаки). Вот тут и началось! Расслабиться и пожалеть себя, родную, не было вариантов. Народ дышал в затылок и наступал на пятки. Так мы и шли - две Лилии поочередно первыми, а за нами 11-летний ребятенок - Наталья, умничка, которая шла в ногу с взрослыми и ни разу не пожаловалась. А потом практически я шла первая всю дорогу. Скажу честно, мне пришлось нелегко. Одни говорили, что я иду слишком быстро, другие - слишком медленно, а я шла, как могла. Но случилось чудо - всевышний послал мне двух замечательных ребят, которые практически 'вели' меня, поддерживая на подъемах поочередно мой рюкзак своими большими добрыми руками, буквально несли его и меня. Они появились очень незаметно и также тихо ушли, когда основной путь был пройден. Ребята, огромное Вам спасибо, если бы не вы, туго бы мне пришлось. Вы - настоящие мужчины!Плато Лагонаки с его снежниками и альпийскими лугами - великолепно! Мы прошли 3 перевала - Абадзешский (это было нетрудно), Гузерепльский (очень затяжной) и Армянский (показался очень трудным, мы были уже уставшие).Мне очень понравилось Инструкторское ущелье. Красивая панорама, много снежников, альпийские луга. Привал был у озера. Это единственное ущелье, где мы увидели рододендроны, ведь они практически уже отцвели. Я была так измучена болью в ногах, что не смогла даже обедать. У меня дико стали болеть щиколотки из-за того, что в них впивались рассохшиеся ботинки. Каждый шаг был пыткой, как будто в щиколотки вонзали шило при каждом шаге - настоящий 'испанский сапог'. Огромное спасибо Рите - добрейшей женщине из Москвы, она дала мне мазь Дикуля, которой я мазала больные места, и это хоть на какое-то время снимало боль.Итак, путь продолжался. На Армянском перевале членам группы подкладывали в рюкзак 'камень счастья'. Они несли его через перевалы и были очень счастливы, когда им об этом сообщали и они избавлялись от него. Последние три километра я испытывала нестерпимую боль, и хотя дорога была нетрудной - мы шли через лес, я еле шла и чуть не упала. Меня спасла поддержка молодого паренька Володи из Москвы. Володя, спасибо огромное!Мы шли очень плотно по времени, т.к. не позже 19.00 должны были быть на приюте Фишт. Уложились почти в срок. После трех перевалов я почти выбилась из сил, но меня поддерживали горы, природа, а самое главное - хорошие люди, а их в группе - большинство. Большое спасибо за поддержку Римме и Игорю (Москва), Оле (Тюмень), Володе - мужу моей тезки (Москва), Володе (Москва) и моим двум ангелам-хранителям (Майкоп-Москва). Вы все - прелесть, и пусть хоть кто-то при мне попробует сказать, что москвичи равнодушные люди. Счастья вам, ребята!И вот наконец-то мы на приюте Фишт. Нас встретили Сан-Саныч со своей хозяйкой и ледяной компот с теплыми пирожками. Я выпила две алюминиевые кружки этого волшебного напитка, и это вернуло мне силы.Устроились спать в комнате. Спали на деревянных топчанах по 5 - 15 человек, независимо от пола. Отлично выспалась.9 августа все ушли на ледник, а я осталась на базе лечить ноги и разнашивать ботинки. Сижу около реки Белой и делаю записи за два дня. Пришла куча мужчин и устроила купание в ледяной воде с нырянием 'с головкой', что чередовалось с приемом коньяка. Было весело наблюдать!Решила утроить постирушку, и тут у меня случилось ЧП! Я поставила походные ботинки-мучители на берег так, что касались воды только кончики их носков, и на несколько секунд отошла. Когда вернулась, одного ботинка уже не было. Ребята кинулись вдоль берега искать и ловить его, но тщетно! Они сказали, что надежды нет, и посоветовали попрощаться с ним. Я была в шоке. Для меня в данный момент это была потеря потерь, т.к. хоть эти треккинговые ботинки и были моими мучителями, без них мне не дойти (в запасе только сандалеты), а обратной дороги нет в полном смысле (из средств передвижения - только вертолет). Но я решила не сдаваться и понуро побрела искать вдоль берега. И нашла! Он стоял на запруде из камней, наполненный водой и одиноко ждал меня. Честное слово, я была счастлива! Я залила второй ботинок водой и весь день разнашивала.Кроме меня на базе остались Римма и Игорем и Оксана. У Риммы и Оксаны тоже болели ноги, а Игорь остался в знак солидарности. Мы шикарно провели день, Покорили Фиштенка (Малый Фишт), посидели там, потом пошли к реке пить пиво и общаться. На ужин был Кубанский борщ с чесноком. Завтра - на Бабук-Аул, боюсь своих ботинок.Сегодня день рождения у Тани. Виталик выбрал несколько человек, вручил нам продукты (печенье, сгущенку и шоколадку) и попросил сделать торт для именинницы. Мы - я, Оля (Тюмень), Оксана и Ваня (Москва) нашли потайную комнату и пальцами размягчили печенье. Оказалось, что это далеко нелегкое дело .У Оксаны даже образовался волдырь на пальце. Потом присоединился Паша (Тамбов) и Ира со своими двумя замечательными детьми (Москва). Вот так дружной компанией из разных концов России мы перемешали крошки со сгущенкой и слепили из этой массы торт в виде хребта с горой Фишт и домиком-приютом Фишт с крышей из пластинок шоколада. Оля - добрая душа, нашла у туристов орехи и мы сделали из половинок фундука надпись 'ФИШТ 30' по аналогу Голливуда. Потом собрались на лавочке и сочинили за 5 минут до торжества четверостишие для именинницы. Церемония прошла отлично, с вручением торта, 'камня счастья', коньяка, с водружением короны из надувного валика для шеи. Было здорово, праздник отмечали весело!10 августаУтром тронулись на Бабук-Аул. Нас сразу же ждал крутой подъем, было трудно, но мои два ангела-хранителя были всегда рядом и помогали мне. Покорили два перевала: Белореченский и Черкесский. На Черкесском было потрясающе красиво! Молочный туман и гора, словно хрустальная. Из-за тумана не удалось заснять Кавказский хребет. Бедной моей тезке подложили 'камень счастья'. Когда она его обнаружила, она плакала. В знак поддержки я подарила ей на счастье крошечный 'камень счастья', который нашел для меня заботливый Игорь.Затем начался 7-ми километровый 'веселый спуск' - очень тяжелый и затяжной, который отобрал много сил. До Бабук-Аула еще 4 километра, ноги болят нестерпимо, ботинки впиваются, как кандалы. Если до этого шла первой, то теперь плелась в хвосте группы. Макс, спасибо за моральную поддержку и дружескую руку помощи во время спуска! Ты очень добрый парень, счастья тебе безмерного! Добрела до висячего мостика, перешла его, хотела переобуться - отговорил Макс. Со мной шла Ирина (Москва), она тоже выбилась из сил. И хотя до базы оставалось уже чуть-чуть, мы поймали проезжавший мимо УАЗик, и добрались до нее.Сразу же искупалась и помыла голову в горной реке Шахе. На мой взгляд, Бабук-аул - самая неуютная база. Старые палатки, очередь в душ, мало рукомойников и много гнуса, который кусает все тело. Для меня на этой базе самое запоминающееся - это искрящаяся и дарящая прохладу река Шахе, удивительно теплая для горной реки. Нас ждал ужин, после которого сочиняли песню-шарж для наших инструкторов на прощальный вечер в Солох-Ауле. Ночью у меня даже не осталось сил гулять под звездным небом, я завалилась спать и от души покормила гнус.11 августаУтром проснулись полные сил, позавтракали. Виталик предложил желающим отправить за дополнительную плату тяжелые рюкзаки и ненужные вещи в Солох-Аул, и пройти оставшиеся 27 километров с легким рюкзаком. Большинство, в том числе и я, согласились с радостью. Мы погрузили наши вещи в грузовичок и помахали ему на прощание. Больше всего я рада была отправить в Солох-Аул свои ботинки-мучители. И вот я в легких сандалетах с легким рюкзаком иду с группой по самой красивой части маршрута. Может быть мне так показалось потому, что это были первые за весь поход километры, которые я шла без боли.Красота неимоверная! Как на картинах средневековых шотландских художников: водопадики; деревья, поросшие бархатным мхом; тенистые леса; роднички. Самшитовые рощи, лианы, реликтовые деревья поразили меня. Казалось, что здесь теряешь связь времен и климатических поясов - столько здесь всего! Я представляла, как когда-то по этой дороге скакали на скакунах аборигены этой земли - мои предки - адыги. Ведь когда-то давно здесь жили мои предки - убыхи, шапсуги и другие представители адыгского народа.И вот мы перешли реку Шахе и остановились на привал. Удивительно, я настолько была пропитана впечатлениями, что на протяжении всех дней похода практически не ела на привале. Не хотелось. Пила только воду, а она здесь необыкновенно вкусная и дает силу! Виталик сказал, что здесь есть знаменитое место - слияние двух рек: Шахе и Бзыч. Я нашла это место, мы с Риммой искупались там обнаженные. На память о земле предков я достала два камешка со дна реки и привезла в подарок своему брату, чему он был несказанно рад.Вот так и прошла эта удивительная часть нашего похода. Было радостно и немного жаль, когда закончились эти прекрасные 27 километров.Нас ждала туристическая база в Солох-Ауле: уже было и электричество, и можно было наконец-то подзарядить телефоны, но всем нам не хватало той первозданности и красоты природы, которая сопровождала нас все эти дни. Уже с первой минуты нам не хватало этих роскошных альпийских лугов, озер, водопадов, снежников, табунов лошадей!Вечером был праздничный ужин и нам вручили значки и удостоверения 'Турист России', мы подарили инструкторам нашу дружескую композицию. Было здорово, много шутили, веселились.12 августаУтром после завтрака за нами приехал автобусик, и мы отправились в Дагомыс - буквально 30 минут езды. Здесь начались наши новые приключения и веселое времяпровождение. Но это - отдельная история.Ребята, все без исключения, кто был в группе, огромное вам спасибо за прекрасную компанию. Вы все молодцы! Очень приятно было встретиться с такими увлеченными, добрыми и интересными людьми. Удачи Вам и новых приключений! Лилия, Кабардино-Балкария, г. Нальчик июль 2010 года