На первомайские праздники 2000 года я в одиночку прошел всю р. Льняную (Валдай) от ст. 220км на полиэтиленовом каяке Invaider за полтора дня.
Надо сразу оговориться, что я не фанат одиночных походов и пошел один не от хорошей жизни. Просто среди знакомых не нашлось группы, которая бы шла интересный для меня маршрут в приемлемые сроки. На Кавказ вырваться я не смог - да и вариант был не самый лучший для меня - соревнования на Белой. После того, как в компании старых друзей было объявлено, что на майские идем на Вьюн (речка в Лен.области 1.5 часа от Финляндского вокзала, для нормальных байдарочных групп 1-2 дня), я понял, что я туда не пойду. На Вьюне я уже был в 96 и 98 году на выходные, а тратить на это целые первомайские праздники да еще собирать ради Вьюна разборный каяк решительно не хотелось. (Материальные затраты на перевозку туда Invaider`а не компенсировались бы морально)
А на Льняную я, начитавшись отчетов из библиотеки Мошкова, хотел вырваться уже третий год. Решил, что на следующий год обязательно вырвусь на какой-нибудь серьезный маршрут, а в этом надо сходить на Льняную, иначе не схожу туда никогда и мое любопытство останется неудовлетворенным.
Надо сказать, что Валдай кроме Мсты почему-то мало популярен в Питере. А зря, заброска от Питера до Окуловки - две электрички с пересадкой в Малой Вишере. Если удастся выехать в 5-6 вечера, то поздно вечером можно уже быть на месте. Проанализировав обеспечение безопасности в тех походах, куда ходил раньше, понял, что рискую не больше обычного идя в одиночку. Да и что со мной может случиться на двоечной речке на полиэтиленовой лодке? Вот только скучно будет - это уж точно. Но я надеялся, что на столь популярном маршруте прибьюсь к какой- нибудь группе.
Дневник похода
На работу в пятницу 28-ого апреля я отправился с рюкзаком и веслом в руках. После работы поехал на дачу за каяком. Электричка сильно опоздала, и я не успел уехать с дачи вовремя. (Дача у меня по мгинской(мурманской) ветке и мне нужно было вернуться на Московский вокзал, чтобы сесть на электричку идущую на Малую Вишеру. Следующая электричка прибывала на вокзал в тоже время что и отправлялась нужная мне. Пришлось пересаживаться на станции до того как ветки разойдутся. С лодкой я в этом случае рисковал не влезть в поезд. Но, на удивление, в электричке не было много народу, и я влез. Электричка 20:25 была последняя, и мне предстояла ночевка в М.Вишере. В итоге, скинувшись еще с тремя пассажирами, мы дали машинисту по 10 рублей и переночевали в электричке, в которой приехали. Поспать удалось только 4 часа. В 5:35 отправилась электричка на Окуловку.
~7:00 я на станции 220км. Далее 1км пешком в сторону Питера. Лодку я тащил волоком по траве.
Перебрался на ЛБ, где заметил группу туристов. Ребята оказались из Москвы. Опыт у них был разный. Одни ходили Чую-Катунь (на катах) и этой веcной уже успели побывать на р.Полисть, а вот Андрей спросил, почему у моего весла (прийоновский HS-signal) лопасти стоят перпендикулярно друг другу. На это я не нашел ничего лучшего, как ответить что эта фирма по-другому и не делает. Однако Льняную они собирались идти двумя тайменями-3, КНБ и, кажется, тайменем-2. Фартуков у тайменей не было. Я предупредил их что это не самые подходящие суда для этой речки. Ребята попросили разрешения покататься на моем каяке. Несколько человек покатались. Денис кильнулся. После купания он перебрал портвейну.
Ребята покормили меня завтраком и даже налили портвейну. Мы обменялись телефонами, пожелали друг другу удачи и в
10:00 я отчалил.
Примерно через 200м после моста река разливается. Течения нет совсем, основное русло трудно просматривается. Однако находить проходы в кустах проблем не вызывает.
Примерно через час река собирается в русло. Начинаются завалы. Я до оз. Островенского обнес 3-5 завалов (точно не помню) - У байдарок будет около 10 обносов и проводок.
11:23 проплыл под ЛЭП.
11:45 Вошел в оз. Островенское.
В 13:00 встал на обед на небольшой поляне ЛБ у ельника. Река в этом месте снова разлилась.
В 14:40 Пошел дальше. Незадолго до деревни Мельница участок шивер-быстротоков. Длина участка около 1 км. Мне этот участок показался более сложным и опасным чем участок от Коржавы. Сложнее он тем, что река в этом месте уже, а течение ничуть не слабее, улова небольшие. Я применил тактику "прыганья по уловам" при проходе этого участка. Также идти на байдарках типа "Таймень" не получиться. На этом участке я обнес одно дерево, висящие низко над водой.
15:34 Вошел в оз. Льняное.
17:00 Вышел из оз. Льняного. По озеру греб довольно интенсивно. Через некоторое время начались быстротоки с завалами. Обнес завалов 5, через остальные продирался.
Потом начались разливы почти до самой Коржавы. Пытался срезать петли, но по мелководью лодка движется очень тяжело.
Перед Коржавой река снова собирается в русло. Течение умеренно-сильное.
18:36 Прошел под автомобильным мостом. На берегу толпа народа собирают каты. Помахал им рукой и пошел дальше.
20:36 достиг устья Мшанки. У меня на этом участке было 3-4 обноса, включая плотину у разрушенного завода.
21:20 Встал на стоянку на ПБ. Палатку поставил внизу, а ужин варил наверху, в лесу.
Утром вышел в 9:50 и шел час-полтора. Пытался определить место указанное Антоном Каменецким, но сошел чуть раньше. Вышел на шоссе, 500м по шоссе, 500 по тропе и я на берегу Перетны вот только моста нет. Спустился ближе к реке, увидел местных на другом берегу. На мой вопрос, где тут пешеходный мост, ответили - " нет здесь моста иди 2км к автомобильному". Чуть позже я увидел остатки пешеходного моста. Мелькнула мысль переправиться на каяке, но решил, что переупаковка вещей займет больше времени, чем крюк к автомобильному мосту.
Было уже начало второго, когда я вышел к ж.д. Местный житель сказал, что поезд с мая 1999 года ходит только по понедельникам и пятницам, ближайший автобус 14:30. Моя электричка уходила из Окуловки 14:25. Это было предпочтительнее чем уезжать на скором, а лодку отправлять багажом и по деньгам и по времени. Тот же местный житель сказал, что он нанимал легковушку до Окуловки за 120 рублей. Завидев красные "Жигули" с верхним багажником я кинулся его останавливать. Водитель запросил 150 и я не стал торговаться, т.к. опасался опоздать и мне пришлось бы либо опять ночевать в М.Вишере, либо ехать скорым и заморачиваться с багажным отделением. В итоге я успел в этот же день отвести лодку на дачу и вернуться домой. Когда ехал в метро, было ощущение, что вернулся в город после двухнедельного отсутствия.
Выводы и рекомендации.
Такая скорость прохождения возможна только на полиэтиленовом каяке такого же класса. На коротких не удастся столь быстро идти по плесам, а на разборных не удастся столь же лихо проходить завалы, да и менее удобная посадка не способствует длительной гребле. Но в принципе прохождение Льняной за 2 дня возможно. Но байдарочникам, особенно на "тайменях" на это рассчитывать не стоит. Хотя, опытный экипаж на легкой маневренной байдарке за два дня, пожалуй, уложиться. Я делал длинный ходовой день, поскольку мне нечего было больше делать и торопился завершить свое одиночное плавание. Река мне в целом понравилась, хотя я ожидал несколько большего. На участке от Коржавы до устья Мшанки я просто расслаблялся. Сложность действительно 2 К.С., осложненный завалами. Но на байдарке некоторые, проходимые на каяке завалы благоразумней обнести.
Еще раз напоминаю, что выброска из Топорка усложнилась: Подкидыш ходит только 2 раза в неделю в понедельник и пятницу (время то же) Автобус Паз 7:15, 14:30 и 18:00. Это данные 2000г.
Нанять легковую машину в 2000г стоило от 120руб (1$ ~ 29руб).
P.S. Я позвонил ребятам из московской группы, встреченной на старте. Они успели дойти только до Коржавы. Однако, шиверы перед д.Мельница прошли успешно.
Прохождение группой 8-10 мая 2004г
В 2004г опять не получилось устроить большой поход на Кавказ, а по сему первые четыре дня праздников провел на Тохмайоки а на 8-10 собрался на Льняную. Почитав отчеты из этой библиотеки, что Льняную ходят на 9 мая решил что для нас это будет подходящий вариант. Шли мы следующими судами - Жуковская байдарка и полиэтиленовые каяки Pyranha Creek-280 и Pyranha InaZone-232. Выехать накануне вечером не получилось. Выехали из Питера электричкой 7-20 которая, как значилось идет до Окуловки. Все бы хорошо но электричка потом 2 часа отстаивалась в Малой Вишере.
На остановку 220км мы вышли где-то в 13-20. К реке подошли уже к двум часам. А поскольку мы все очень сильно не выспались (спали 2-5 часов), собирались медленно и вышли только в 17-00 (8 мая). На ночевку встали в начале девятого на оз.Островенское. На следующий день вышли в 10-30. Замечу что река уже ни где не разливалась и если на первомайские можно было срезать путь через разливы, то в этот раз приходилось идти по всем петлям русла. На оз.Льняное словили сильный встречный ветер с волной. На обед встали пройдя 2/3 озера.
Сначала я предполагал что байдарочники выиграют у каяков как минимум 30 минут по озеру и поручил им встать на выходе из озера и развести костер (котелки были в каяке и перегружать не хотелось). Однако они меня разочаровали - двигались по озеру даже медленнее чем я на игровом каяке(!). На ночевку я предполагал встать там же где стоял 4 года назад, оставив 'шустрый' участок позади и 2 часа до точки выброски. Однако уже на выходе из оз.Льняного стало ясно что в Коржаву мы придем позже чем я 4 года назад.
В итоге встали напротив брошенного завода в 9 вечера. Утром вышли в начале одиннадцатого. Участок от завода до устья Мшанки шли около 3-х часов. 1 киль каяка в кустах (девушка, первый раз на Валдае) и 1 раз байдарка чуть не завернулась на обливной камень. Байда при аварии легла на борт - киляться было слишком мелко.
Изначальным планом предполагалась выброска у Топорка и отъезд электричкой 17-03 из Окуловки на Питер (в Питере 22-00, прямая). Однако уже по прохождению 'шустрого' участка было видно что мы не успеваем на эту электричку. У деревни Теребляны увидели на берегу антистапель другой группы. Подошли к ним, поговорили. Оказалось они ждут такси из Окуловки, которое уже вызвано и едет. Решили с их помощью тоже вызвать такси в Теребляны - появлялся шанс успеть на нужную электричку. Вскоре послышался шум мотора. Но поднявшись с берега на верх, в деревню машины мы не увидели. Пытались дозвонится таксисту но 'телефон абонента выключен или вне зоны действия сети:'. Спустя примерно час до него дозвонились. Оказалось он не увидев никого в деревне просто развернулся и уехал (деревня на верху, а мы все стояли внизу у реки, с дороги не видно). Ребята вызвали машину и нам и где-то в начале пятого мы выехали из Тереблян.(Теребляны-2)
На прямую электричку мы опоздали. Выехали из Окуловки электричкой 20-15 и ночевали в М.Вишере. В Питер приехали утром уставшие и не выспавшиеся:(
Кто-то может сказать 'а чего вы шли с верху, шли бы от Коржавы, и успели бы:'. Да, наверное успели бы. Но там один день сплава а было 3 дня выходных, проходить дважды не хотелось. Текст этот пишу в назидание другим чтоб не обламывались как мы.
РЕЗЮМЕ: Льняная на 9 мая идется плохо. Меньше воды, меньше скорость течения. На верхнем участке исчезают разливы по которым можно срезать петли русла и иногда обойти завалы. На 'шустром' участке жуткий шкуродер, лодка постоянно едет по камням. Наши байдарочники не слабо уделали свою байду. Во встреченной группе там разделали КНБ и пропороли катамаран. На игровом каяке весьма плохо прыгать через бревна, а на течении просто опасно. На течении при таком прыжке плоская и малообъемная корма игровухи притапливается и на нее накатывает вода - есть опасность что положит через корму. Я такое на Хоринке видел, там у нас так FLY положило.
А еще скажу что на 9 мая река совершенно не впечатляет. Идти туда в это время на разборных байдарках и каяках это только если суда не жалко.
Телефон таксистов в Окуловке (257)22222. Видел что сейчас в Топорок ходит ЛиАЗ, все ж лучше чем ПАЗ, расписание не узнавал.
Отдельное спасибо ребятам из встречной группы за помощь в выброске.