(Проверка возможности увеличения скорости и суточных переходов на туристических гребных судах за счёт установки на них парусного вооружения).
Время проведения "тест-драйва": с 19.08.08 по 23.08.08
Место проведения: акватория Иваньковского водохранилища.
Техника: байдарка "Ладога-1" фирмы "Тритон", самодельное парусное вооружение стаксельного типа.
Я являюсь большим поклонником открытых водных просторов и парусов, и обладателем небольшого прогулочного флота: семиметровой яхты, катамарана "Альбатрос" в его ещё первозданном исполнении, распашной лодки "Sava-370" и одноместной байдарки "Ладога". Поскольку только у "Ладоги" из всех моих кораблей к этому лету не было паруса, я его решил туда добавить и посмотреть, что получится.
Я сделал парусное вооружение стаксельного типа с накруткой паруса на мачту, с двумя боковыми поплавками на одной поперечной балке. Площадь паруса - 5.4 м2. Были свои резоны в изготовлении именно такой конструкции (стремление уменьшить вес, иметь возможность "рифить" парус в необходимых пропорциях и достаточно быстро, сохранить надёжность судна и безопасность в плавании и, в то же время, максимально использовать возможности ветра). Тем не менее вес всего этого хозяйства оказался немаленьким: 10 кг., особенно в сравнении с весом самой байдарки (18 кг. по паспорту). Кроме этого, лодка сильно проиграла в удобстве, когда надо было причаливать и, после разгрузки, выносить её на берег. Одно дело, когда причаливаешь на миниатюрной лодочке 60-сантиметровой ширины и совсем другое дело, когда делаешь это на судне шириной 3 м. с торчащей вверх на 4,5 м. мачтой. Любое стоящее на берегу дерево делает выгрузку невозможной. Хорошо ещё, что на водохранилище нет приливов и отливов, потому что перенести эту конструкцию через приливную зону в несколько десятков, а то и сотен метров, как это бывает на Белом море - это большой труд!
Если уменьшить вес парусного вооружения было бы довольно сложно, то время его установки может быть относительно небольшим - не более 30 минут, я думаю. Но я возился значительно дольше, поскольку система моя не отлажена.
19.08.08
Первый ходовой день. Ветер, конечно же, встречный (пардон, мореманы, противный). За день пройдено 28 км. по "генеральному курсу", средняя скорость составила 3,5 км/ч. Около 10% времени шёл на парусе, остальное - на вёслах.
Удалось сравниться с парусным катамараном средних размеров (площадь парусов не более 13 м2). Он тоже поднимался на ветер. Я шёл на вёслах, скорость встречного ветра составляла примерно 4-6 м/с. Катамаран немного отставал. Думаю, был бы ветер чуть сильнее, он бы меня обошёл. А при более слабом ветре отстал бы ещё больше.
20.08.08
Второй ходовой день. Подъём в 7-30, выход в 10-00. Ветер... мерзкий, одно слово! Я же не мышцы качать сюда приехал, а парусное вооружение испытывать, в самом деле! Всю первую половину дня грёб без какого бы то ни было энтузиазма, за 4 часа чистой езды прошёл 12 км. Во второй половине дня ветер стал ослабевать, иногда вовсе утихал. Встал поздно, почти в темноте. За день одолел около 30 км.
21.08.08
Третий день. Ветер благоприятный. За первую половину дня, четыре с половиной ходовых часа, прошёл около 26 км. На одном отрезке в течение часа удерживал скорость 8 км/ч. Собственные впечатления - я ожидал большего! Сильный попутный ветер, отсутствие волны, а скорость - менее 6 км/ч в среднем.
Пару часов шёл вслед за яхтой. Длина её корпуса, как мне показалось, была метров 8, шла она под гротом и стакселем. За два с небольшим часа дистанция между нами заметно не изменилась.
Остановился на перекус сразу за Оршей. Дальше река становится всё уже и всё грязнее, по берегам - заселёнка. до Твери - километров 15. Надо поворачивать обратно.
Обратно, соответственно, при менее благоприятном ветре, за 2,5 часа прошёл ещё 11 км.
Итог: 7 часов хода, 37 км. пройдено. Средняя скорость при, в целом, благоприятном ветре - около 5,3 км/ч.
Этот результат мне показался неудовлетворительным. Поскольку я остановился достаточно рано, у меня осталось время немного потеоретизировать.
За прошедшие 3 дня моя скорость оказалась значительно ниже той, которую я мог бы показать, рассчитывая только на вёсла. Почему? Ветер чаще всего задувает встречный. Это невезение или закономерность? Надо разобраться.
Итак, предположим, что я иду на вёслах с максимально возможной скоростью. Это примерно 7 км/ч. Тогда встречный набегающий поток воздуха, который я создаю своим движением, будет аналогичный - около 2 м/с. Следовательно, попутный ветер до 2 м/с для моего паруса бесполезен. Субъективно он будет восприниматься мной как лёгкий встречный ветер или его отсутствие. Если же будет дуть лёгкий встречный ветер, то, благодаря моему движению, он будет восприниматься мной как встречный ветер средней силы. И в том, и в другом случае мой парус будет бесполезен и даже будет мешать.
Что будет, если ветер будет боковой? Скажем, в галфвинд, и те же 2 м/с.? Тогда окажется, что вымпельный ветер, наполняющий мой парус - это бейдевинд в 45 градусов, дующий с силой 2,8 м/с. А если галфвинд 3 м/с? Тогда вымпельный бейдевинд будет не таким крутым и скорость его составит примерно 3,5 м/с:
А что будет, если ветер попутный, скажем, в бакштаг, силой всё те же 2 м/с? Получается, что вымпельный ветер опять чуть встречный, но при этом значительно слабее, всего около 1,6 м/с. А если курс к реальному ветру - полный бейдевинд?
Ну вот, вроде всё становится понятно. Если считать, что ветер с разных направлений дует одинаковое количество времени, то при энергичном продвижении вперёд у нас создаётся впечатление, что ветер почему-то почти всегда встречный, а если и попутный, то какой-то слабый. А слабый ветер для нас вообще бесполезен, так как скорость на вёслах оказывается значительно выше. Слишком сильный ветер в данной ситуации тоже не годится (из-за маленьких размеров самой лодки). Если даже мы будем считать употребимым ветер до 10 м/с, то окажется, что парусом мы сможем пользоваться только в двух случаях из пяти, то есть два дня из пяти мы сможем ехать на парусе с некоторой скоростью, далеко не всегда превышающей скорость лодки при гребле. А три оставшихся дня мы будем грести, преодолевая сопротивление встречного ветра, которое с установкой парусного вооружения в моём случае стало ровным счётом в два раза больше.
22.08.08
Вышел в 9-15. Первые два часа - на вёслах. Далее стал усиливаться попутный ветер. В 15-00 сделал остановку на перекус. За это время прошёл 38 км. Средняя скорость - более 6, 5 км/ч. при скорости ветра 6-8 м/с. Далее, с 15-45 и до 20-00, - ещё 27 км. Всего получилось 65 км. со средней скоростью 6,5 км/ч. Когда особенно сильно задувало в спину, засёк свою скорость. И опять получилось примерно 8 км/ч. В течение двух особенно удачных часов скорость держалась на уровне 7-8 км/ч. Наверное, когда подхватывала разгулявшаяся попутная волна, ехал и быстрее. Но тогда начиналась вибрация "шкуры" байдарки на каркасе, что-то наподобие флаттера, из чего напрашивается вывод об определённом скоростном пределе для каркасных и каркасно-надувных лодок.
23.08.08
Последний тест я сделал, сняв всё парусное вооружение и упрятав его внутрь лодки. Загрузка лодки и её осадка, а, стало быть, и сопротивление корпуса самой байдарки при этом никак не изменились. Я измерил скорость, двигаясь на вёслах в тех же условиях, что и накануне, т.е. при попутном ветре. Только ветер был послабее, и всё более утихал. Мне необходимо было пройти до финиша своего маршрута ещё 15 км. Грёб усердно, скрывать не буду. Хотел показать хорошую скорость, хотя понимал, что гружёную лодку особо быстро не разгонишь. Но хотел получить скорость не менее 5 км/ч., а лучше в районе 6 км/ч. Каково же было моё удивление, когда по прибытии я обнаружил, что двигался со скоростью 7 км/ч.! Даже не ожидал!... Но это значит, что...Что 7-8 км/ч - это предел скорости для лодки с данными параметрами корпуса. И этот предел вполне достижим и на вёслах!
Резюме:
За четыре дня я прошёл: 28+30+37+65=160 км. В среднем в день делал по 40 км. Чистой езды было 35 часов. При движении показывал среднюю скорость примерно 4,6 км/ч. (В первые 3 дня: 25 часов хода, 95 км., 3,8 км/ч.)
Парус показал свою эффективность только в последний день, когда дул сильный попутный ветер. При этом скорость оказалась практически такой же, как и при движении на вёслах в аналогичных условиях. Два дня из четырёх парусное вооружение служило помехой, удваивая сопротивление встречному ветру. Кроме того сопротивление волне создавали боковые поплавки.
Что же, это значит только одно: использовать парусное вооружение на байдарке для увеличения скорости не получается. Для того, чтобы покататься, - сколько угодно! Для того, чтобы пройти какой-либо маршрут, вовсе не нагружая рук, - да, но при этом скорость упадёт.
Конечно же, сделанное мной парусное вооружение не идеально. Его можно сделать лучше, качественнее, улучшить его аэро- и гидродинамические характеристики. Но принципиально это ситуацию никак не изменит, потому что вывести разборное туристическое судно с грузом и пассажирами на глиссирование нам всё равно не удастся, а в водоизмещающем положении оно и на вёсельной тяге, и на парусе может двигаться примерно с одинаковой скоростью.
Всё вышесказанное относится, конечно, к ныне существующей, "классической" схеме парусного вооружения: парус, шверт, боковые поплавки... Может быть, есть какие-то варианты ещё?..