Берсенева Наталья Борисовна: другие произведения.

Впечатления: Про Кумир, который оказался вело-Песчанкой и Нижней Катунью с часовыми сплавами

• Комментарии: 11, последний от 26/10/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 03/11/2006. 17k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Алтай , 3 к/с , К4
  • Дата похода 14/06/2006 {7 дн}
  • Маршрут: Павлодар-бийск-солоновка-бийск-нижняякатунь-павлодар
  • Иллюстрации/приложения: 23 штук.
    Даже если у вас выходит всё совсем не так, как планировали, - это еще совсем не значит, что вы будете разочарованы.

•   ПРО КУМИР,
      КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ ВЕЛО-ПЕСЧАНКОЙ
      И НИЖНЕЙ КАТУНЬЮ С ЧАСОВЫМИ СПЛАВАМИ

...На Кумир мы так и не поехали - новосибирцы за 2 дня до тура отказались, не смогли. А я была тогда уже на базе на Песчанке, - позвали пожить на базе до Кумира, на Песчаную летнюю посмотреть и отдохнуть.

ПЕСЧАНКА, КЕМПИНГ "3-А"

Привезла обещанную казахстанскую жару - до этого они жили под холодными долгими ливнями.
     Сплавами не пахнет, вода низкая, клиентов почти нет (только начали раскручивать тут часовые сплавы - клиенты с рядом расположенной Белокурихи), экстрима нет совершенно. Но есть горячее солнце, чудесный воздух, горные велосипеды и наши мальчишки (работают инструкторами тут лето). Я скучала по некоторым с апрельской Песчаной - есть о чем поговорить. Сейчас жарким ленивым летом, все пережитые апрельские ужасы так далеки и безобидны.
    бабочки на Песчаной []
    Песчаная летом [] Песчаная летом
     Прокатили в понедельник до обеда по нижней Песчанке школьников на двух рафтах, я шла на кате-2 с другом хозяина базы - воды мало, мелко и ничего не напоминает ТУ ПЕСЧАНУЮ. Дети в восторге, бурно обсуждают сплав и как их "в пороге волной окатывало". Дима очень колоритен в пиратской косынке, растянутой майке и коричневом загаре, соответственно своему имиджу в поведении крут и суров. Но девочки все почему-то пошли на рафт к Коле, наверно потому что у Коли лицо доброе очень.
      После обеда я распласталась на каремате и жадно впитывала солнце, смущая немногочисленное местное население. Слушала услаждающий всю округу мафон, наблюдала вполглаза за работой мальчишек - Коля взялся за ТО велосипедов (он инструктор по горным велосипедам), Дима хлопотал по лагерю, распиливал сухое дерево на дрова.
     Несколько раз катались с Колей на великах к реке купаться - жарища. Вроде и гладкая вода, а сносит сильно, пока на ту сторону переплывешь. Я гордо демонстрировала Коле свои способности - удерживалась на месте, загребая против течения. Пока мне не сообщили, что инструктор Света (она из "Касаток") здесь же поднималась вплавь ПРОТИВ течения. Я сразу поскромнела, - куда мне с "Касатками" тягаться.
     кемпинг 3А на Песчаной [] кемпинг "3А" ("три А")
    Коля у горы Толстухи [] Коля у горы Толстухи
     Под вечер поехали прокатиться до горы Толстухи (там обычно парапланеристы тренируются), от комаров спасались высокой скоростью. Комары тут воспитанные - вечером 1,5 часа ужинают и утром час у них на завтрак (в остальное время мы их не интересуем). Посмотрели звероферму, лошадок. Гора Толстуха смешная - гладкая, ровная, травяная гора. Кубарем с такой кататься бы, по снегу. Интересно, что в определенном месте склона ВСЕГДА сильные восходящие потоки.
     Вечером позвонили Соколовы и сказали, что Кумир срывается. Ну вот!...

Пили под тентом на кухне чай со сгущенкой и сушками, - света нет, но нашли свечку. Романтика. Млечный путь над головой, прозрачность звездного неба, воздуха. На сердце меланхолия, вечер такой проникновенный. Душа рвется в ночь голосом Земфиры:

"Пусть, ты не случился, я не жалею, я привыкаю
      Рыбы и змеи, сколько их будет в этом романе...
      ...Грусть, и сигареты, что может лучше, лучше, чем это
      Я на диване, небо в кармане, так и оставим..."

Втроем сидели у костра, я смотрела то в гигантский огонь (Димка сжигал мелочь и ветки, оставшиеся после распилки дров), то в звездное небо...

Во вторник утром около 11 часов мы с Колей рванули на велосипедах вверх по Песчаной до устья Быстрой (где мы 1 мая переправлялись вечером) - как там красиво теперь, просто рай! Море цветущих трав, бабочки тучами, теплая вода в речке. Милое дело нестись на горных великах вверх-вниз по дороге, уворачиваясь от камней и вписываясь в повороты.
    бом на Песчаной, где весной была затоплена дорога [] Бом на Песчаной, где весной была затоплена дорога
    я у речки Быстрой [] я у устья Быстрой
     В Быстрой искупались, полюбовались на поляну и понеслись обратно.
     Нас местные жители пугали радоновыми ручьями-источниками. Якобы после землетрясения сентября 2003 тут радон на поверхность вышел и все ручьи теперь не питьевые - позеленеешь и хана. Но мы пили, не позеленели, зато нахохотались, присматриваясь к цвету лица друг у друга.
     К обеду довольные прилетели назад, я быстро упаковалась и Колин папа (он фотохудожник, живет тут же в Перекопе) с Колей отвез меня в деревню Солоновку на автобус Бийский.
    инструкторская сиеста в сиеста
    мы с Колей у его дома [] мы с Колей у его дома в Солоновке
      КАТУНЬ НИЖНЯЯ, ЧАСОВЫЕ СПЛАВЫ, УСАДЬБА УЗНЕЗЯ.

Предложили мне Соколовы взамен Кумира Нижнюю Катунь, у них там база и часовые сплавы коммерческие, как раз завтра туда и выезжают. Ну не ехать же домой, не помахав веслом. Согласилась, тем более Нижнюю Катунь я не ходила еще, поехала туда с ними.
     К вечеру среды выехали с Соколовыми и Денисом на Нижнюю Катунь, где я была до утра понедельника.
     Кстати, инструктором на Нижней Катуни - Лёха, который вместо меня на кат-2 "Ворон" сел перед Лестницей на Песчанке. Спас тогда меня от гарантированного самосплава, на 80% по той воде и при моих возможностях криминального.
     Заставил он поволноваться Соколовых - не выходил на связь двое суток, стали его вызванивать через знакомых, нашли - оказалось, килялся с клиентом и промочил сотовый. Теперь к нему и Денис присоединится вторым инструктором. Ну и Вика, конечно. К выходным всегда наплыв клиентов.
    инструктора Лёха и Денис [] инструктора Лёха и Денис в vip-палатке
    я и Вика на рафте [] мы с Викой на рафте
    наш лагерь на Нижней Катуни [] наш лагерь
     Лёха оказался очень славным парнем, сильная и цельная натура, понравился мне. Вообще такое сильное теплое чувство к спасшим тебя... Как к очень близким родственникам.

Из плюсов этой поездки на Нижнюю Катунь - узнала немного изнутри жизнь инструкторов по рафтингу, катающих клиентов на 2-3 часовых сплавах, прошла раза на 3 всю Нижнюю Катунь, правда по частям. Побывала сама в роли инструктора и даже ни одного клиента не утопила.
     Народ отдыхающий к выходным как пошел, инструкторов не хватает, а суда свободные есть, и Вика мне, загорающей мирно на каремате:
      - Наташ, одевайся. Четверку поведешь от Еландинского.
      - Я?!!! Не-еее...
      - Поведешь. Давай, давай!
      - Утоплю ведь...
      - Ну ладно, тебе двойку. Денис на четверке первым в пороги заходит, ты за ним и как он. Все нормально будет, вода средняя, там не страшно сейчас. Если что - ты 100 раз тут все проходила.

Вела кат-2 от Еланды до Чемала. Клиентом мне отчаянный мужчина достался, Владимир, слегка навеселе (после Еланды протрезвел и голосил от восторга на каждой плюшке, а я уж постаралась - мы все плюхи собрали). А отчаянный потому, что из группы 2 девушки + 4 мужика он один решился со мной на двойку сесть. Остальные жались к Денису и кату-4. Потому что Денис объявил сразу, что кат-4 безопаснее, а кат-2 - экстремальнее. Почему-то не доверяют клиенты девушкам-инструкторам, сулящим экстрим на спортивной двойке.
    порог Еландинский [] порог Еландинский
     Я ему сразу пообещала аварийный киль устроить для экстрима (самой-то страшновато капитанить, но я ведь типа 100 раз тут все проходила). После Еландинского меня отпустило (я его второй раз в жизни прохожу, первый раз в 2004 на рафте с "Братьями Говор") и дальше пошел чистый кайф, хоть всё, включая Чемальские Ворота, иду впервые. Люблю я на двоечке по нестрашной воде.
     Он вроде согласился на киль, но веслом после моего обещания работал как зверь - видать втайне хотел сухим остаться. Но уже к Чемалу устал, приходилось покрикивать - Чемальские Ворота проходим (фантастично красивое место!), на стенки кидает. Не понимают клиенты, что сильно работать надо не в эффектных, но безопасных валах, а в воронках и прижимах, не очень заметных, но коварных.
     Он на меня исправно гребущую (я-то к веслу привычная, выносливая) косится, решила тоже уставшей притвориться, дабы не уязвлять самолюбия.

Клиенты разношерстные, иногда до смешного доходит. Прикольно катать, но напрягает ответственность за людей - уже не сунешься лишний раз в слишком веселую бочку. Особенно когда на четверке на баллонах пассажиры сидят, на честном слове держатся. Вот уж не хотела бы на их место...
     Особенно эффектным мне показался порог Семинский - мини-Тельдекпень, с валами, мощным прижимом на левую стену-скалу в сужении. На этой скале стоят два огромных креста-памятника, и несет прямо на них течением - у клиентов глаза делаются стеклянные (как и у меня в первое прохождение) - все на эти кресты смотрят, как кролики на удава - только и успеваешь веслом за всех отмахиваться. Потом серия воронок и сбоек, мост и выход из порога. Сразу за порогом - мост через Катунь.
    за Семинским мостом [] за Семинским мостом
    птичка []
     Запомнились особо три группы - в первом случае это была компания с очаровательной девчушкой лет пяти. Девочку посадили в середину рафта, на порогах она садилась на самое дно, полностью прячась в спасжилете и каске, как черепашка. На втором или третьем пороге в ответ на вопрос родителей из-под каски послышался тихий и жалобный плач "Я бою-юююсь...". Бедненькая! Леша усадил ее рядом с собой на корму, обнял покрепче и назначил помощником капитана и вперед смотрящей. Ребенок разулыбался, осмелел, зато я осталась одна с веслом из осмысленно гребущих. Потом с Лёшей смеялись: "Лёша, а если в другой раз ВСЕ клиенты забоятся, ты их всех рядышком усадишь, и мне одной в пороге грести придется, да?" "Нет, я их всех выматерю и будут пахать у меня как миленькие, не в первый раз...".
     А другая группа вообще атас. Трое мужчин, все раненые какие-то и женщина. Один одноглазый и явно пьяный, другой кг за 100 и с перебинтованной кистью руки, третий какой-то неповоротливый и весь красный (потом выяснилось - давление), представился нам ментом в отставке. Женщина тоже шальная и очень веселая. Всю дорогу они распевали блатные песни, покрикивали на Леху, требуя экстрима, и пили водку.
     К нам с Лёхой, видя таких клиентов, решила присоединиться Вика - правый нос. Всю дорогу мы с ней тихо угорали, а Лёха явно психовал, скулами играл молча. Естественно, гребля вся на нас легла.
     Так вот, заходим мы этак аккуратненько в Чепошский порог - чуть выше по течению и левее гряда полуобливных камней, правее и чуть ниже тоже самое, по центру хороший слив-ступенька и серия валов после. К сливу подошли, рафт точно носом заходит и... Перед первым валом вдруг крутанулись, встали боком, рывок, я носками ног за веревку еле удержалась - наружу кинуло, тут же внутрь рафта швырнуло, водой окатило, промаргиваюсь...
     Да что происходит, ё-моё?! Уже в следующую секунду ткнула весло в воду - выравниваться. Тут слышу сзади голосят - "В воде Серега, в воде!". Видать выпал кто-то из клиентов... Но впереди еще вся цепочка из валов - если лагом встанем все там будем. Колюсь в валы, держу нос, Вика сунула весло в рафт и полезла клиента спасать. "Вика, а рафт!...".
     Оборачиваюсь - каска клиента, который за 100кг и с рукой перебинтованной, и все ее содержимое как мячик у левого борта прыгает (а сидел он на правом борте). Вика с одноглазым и женщиной клиента тянут-потянут, втянуть не могут. Леша с кормы к ним перебрался - втащили в рафт. Повязки нет, глаза прояснившиеся, протрезвевшие. Ошалевший слегка, но улыбается. Мент сзади меня - глаза как бритвы сверкают, начал выговаривать, чтоб мы это все кончали, что он в спасработах участвовать не собирается и т.п.
     А Леха наш такой довольный сидит, змей, - сияет не скрываясь. "Это я вас лагом довернул. В следующем пороге вообще кильну..." "Лёша! Ты что! Не надо - это же клиенты, не вздумай, мало ли..." "Кильну. Поздно. У меня крышу снесло уже, киляться будем, я устрою". Хотели экстрима - получайте!
     Клиенты наш спор внимательно слушают, примолкли. Потом Одноглазый, самый отчаянный, первый голос подал: "А что? Давайте и правда кильнемся!!!" Мент еще пуще занервничал, глаза красные, лицо багровое, как давай покрикивать, команды нам подавать! Тем временем приближается порог Семинский (тот, где прижим к левой скалке с огромными крестами-памятниками в сужении). Входим в него, несет на левую скалку, вода грохочет, Мент орет команды благим матом не переставая, и я Лёху вообще не слышу, Вика сама выгребает. Оборачиваясь в очередной раз посмотреть на Лёху я не выдержала и гаркнула на мента "Да замолчи же!,,,". А он, бедный, - весло к груди наперевес прижал, откинулся внутрь рафта и глазами выпученными на кресты смотрит, явно о фатальном думает... Стыдно мне и жалко его стало.
     Проскочили порог, валом окатило с головой, тут же за мостом чалка вправо, выгружаемся, я как обычно в воду кинулась - поплавать. А мента из рафта еле-еле под руки выводят - давление высокое + алкоголь + стресс. Хорошо хоть, что не он выпал... Тут клиенты нас благодарят, мы их - за веселый на редкость сплав.
     Еще поразила меня девочка в одной из групп - ребенку лет 9, но такая неуёмная и бесстрашная - из каяка Викиного ее не вытащишь, с рафта она быстро убежала на кат-2 к Лёхе - просекла сразу, где веселее. И как давай они учебные кили устраивать, и через корму, и через борт, и через нос... ничего не боится. А ее младшая сестренка стояла на носу в рафте в позе гондольера, и с серьезным видом веслом курс рафту задавала. Мы с Викой продемонстрировали работу safety-каякера (Вика), спасающего и транспортирующего всеми возможными способами потерпевшего самосплавщика (это была я)
     Вообще очень интересно наблюдать поведение людей, впервые решившихся на рафтинг: нервное возбуждение, напряжение и боязливость при прослушивании вводного инструктажа, потом осваиваются с веслом и порогами понемногу, млеют от окружающей красоты и на финише счастливые улыбки и радость - "Мы смогли это! Классно!".
     Вот только что такое их 2-3 часа? Если бы многодневка, в режиме ралли - вот это кайф!
     А чего стоит густой запах разогретой на солнце хвои, когда он волнами накатывает на нас посреди речной свежести? А невесомые белые кудри тумана, что повисают на горных склонах после окончания дождя? Они медленно тают, поднимаясь выше и выше. Такое не забывается.

Был еще мужик-экстремал залетный, хотел экстремального сплава на кате-2, но такой занятой, что появился уже около 8 вечера. Договорились они с Лёхой, по рукам. Сплав 3-часовой, время 8 вечера... Дали мы Лёхе рацию и сотовый, отправили их с богом. Привезли Лёху с катом и клиентом на базу в пол-двенадцатого уже в темноте. Супер-экстрим-сплав ночной, мужик довольный! Прыгнул в машину свою, уточнив по карте маршрут и перекусив с нами, и помчался в ночь по Алтаю...
    вечерний клиент [] вечерний клиент с Лёхой
     Жили мы на территории усадьбы Узнезя, ее хозяева - Соколовские знакомые или родственники дальние. Очень прилично и со вкусом все у них устроено - молодцы, берут совсем недорого с жильцов. На 1-ом этаже сами живут, второй - номера люкс, еще есть два 2-этажных домика для гостей, полу-люксы. Плюс кухня-столовая. Своя вода, котел-нагреватель, электроника везде, автоматы, все в евроремонте, красиво, удобно и грамотно.
    кат кат "вода-земля-воздух"
    наш лагерь на Нижней Катуни [] наш лагерь
    усадьба Узнезя [] усадьба Узнезя
     У нас же был домик-вагончик возле дороги + vip-палатка, час утром на приготовление пищи и завтрак в столовой, уличный деревянный лакированный туалет с видом на реку, чистейшая вкусная вода.
      "Спортивный режим" - подъем в 6.30 (мои стоны и стенания - по нашему времени это 5.30), завтрак, сборы, с 9-10 утра первая группа, потом в обед вторая, после обеда до вечера третья. В промежутке возвращение на базу, быстро-быстро перекус и опять с группой на реку. Нравится мне такой ритм отдыха - супер.
     ждем подвоза клиентов [] ждем подвоза клиентов
     Побывали на Чемальской ГЭС. Пришлось мне пробираться в обход, через колючую проволоку - тарзанка была закрыта, но я добралась до этой доски над бушующей водой.. Ужас. Ползла с фотоаппаратом на четвереньках по ней, колени и руки дрожали, вниз на воду старалась не смотреть. И как можно оттуда прыгнуть - кошмар!
    Чемал перед плотиной [] речка Чемал перед плотиной
    плотина Чемальской ГЭС [] плотина
    тарзанка на Чемале [] тарзанка на Чемальской ГЭС
     Пора домой. Добиралась обратно с приключениями - автобус Чемал-Барнаул пролетел в 11.20 - только глазами его проводила, идя от столовой. Около 12.00 меня подобрал крутой дядька на джипе, довез до Маймы, там посадил на ГАЗЕЛЬку до Барнаула. Дядька из Новосиба, мотается постоянно туда-сюда, занимается строительством, в том числе баз на Нижней Катуни. Любит всякий экстрим и холодную воду вообще, купается принципиально только в Катуни, в других реках ему жарко. Вот с кем бы киляться и киляться!

Далее везде успевала по расписанию. По дороге останавливались у кафешки, - поболтала с велосипедистами - едут толпой с автоподдержкой из Рубцовска в Ташанту - неслабо тренируются. Такие колоритные ребята, типа байкеров, только вело.

...Загар с Песчанки, растопленный жирок и проступивший рельеф мышц с Нижней Катуни... Неплохо, неплохо. Конечно не Кумир, но тоже ничего. Я довольна и похоже всё сильнее обожаю Алтай и его реки.

• Комментарии: 11, последний от 26/10/2006.
  • © Copyright Берсенева Наталья Борисовна (nata_286528@mail.ru)
  • Обновлено: 03/11/2006. 17k. Статистика.