|
Красивый, несложный и доступный маршрут по Горному Алтаю. Есть хорошие карты. |
Немного статистики о маршруте и средстве сплава:
Категория сложности 2.
Число ходовых дней 12.
Дневок 1.
Длина водной части: 450 км.
Средство сплава: катамаран 4-ка, самодельный, веретено.
Участники:
Сеславин Андрей Игоревич (1951) - руководитель
Туристский опыт: Снежная (5у кат), Урсул (4у кат), Катунь (5у кат), Улуг-Баш - Баш-Хем (5у кат), Кара-Холь - Алаш (4р байд), Нюхча-Илекса-Вама-Водла (4р байд), Каргы - Балыктыг-Хем - Каа-Хем (5р байд), Чуя (5у байд), Катунь (5у байд), Ока (5у байд), Ципа (5у байд), Кантегир (5у байд), Алаш - Хемчик - Енисей (4у байд)
Сеславин Андрей Андреевич (1984) - участник
Туристский опыт: Энгозеро - Воньга(2кс, байд, у ), Шуя (2кс, кат, у), Осетр (1кс, кат, р), Держа-Волга (1кс, байд, р)
Севрюков Олег Николаевич (1953) - участник
Туристский опыт: Энгозеро - Воньга(2кс, байд, у ), Шуя (2кс, кат, у)
Севрюков Константин Олегович (1983) - участник
Туристский опыт: Энгозеро - Воньга(2кс, байд, у ), Шуя (2кс, кат, у), Осетр (1кс, кат, у), Держа-Волга (1кс, байд, у)
Приехав поездом, прямо возле ж.д.вокзала Бийска, мы нашли газель фирмы ООО "Бийск Алтай Тур". Нам повезло, поскольку у них были уже пассажиры, которые ехали до поселка Чоя и плюс к этому надо было забрать туристов из Артыбаша. В итоге стоила нам заброска до кемпинга в Артыбаше 1600р. Дорога заняла порядка 4 часов. Ехали мы через Горно-Алтайск и Чою. Дорога - потрясающая! Особенно запомнился живописный участок начинается после Горно-Алтайска. Поскольку в Артыбаш мы прибыли около 20_00, то нам оставалось только встать на берегу на огороженной поляне рядом с ржавыми обломками теплохода Пионер Алтая. Ночь прошла очень беспокойно из-за массовых гуляний отдыхающих. Оптимальней высаживаться на мосту через Бию. Переправляться на ее левый берег и двигаться вдоль берега озера через поселок Иогач в сторону небольшого залива, расположенного как раз напротив Пионера Алтая. Длина пешей части будет не более 2км, зато вы окажетесь в достаточно хорошем лесу. Мы же, на утро второго дня, построили из подручных средств катамаран, переправились в означенный залив, нашли там прекрасную стоянку и неспеша стапелились. В лесу было найдено немало сухих кедров - идеальный материал для рамы. Пешка через Артыбаш и многочисленные турбазы вдоль северного берега - малоинтересна. Катеров и лодок на озере много. Частники берут дорого, поскольку бензин дорогой, а моторы у них мощные и неэкономичные. Большие же катера ходят нерегулярно, когда наберут нужное число людей. Учтите, что моторки курсируют преимущественно до водопада Корбу. В южную часть озера их заходит на порядок меньше.
Финишировали мы на ПБ перед деревней Енисейское. От берега до остановки автобуса около 1.5 км. Деревня достаточно большая. Автобусы на Бийск ходят 5_15, 12_30 и 16_45. Учтите - остановка находится не на основной трассе, а на тупиковом ответвлении! Ловить попутку целесообразней, пройдя до трассы. До Бийска автобусом добираться порядка 30 минут. Автовокзал находится рядом с ж.д. вокзалом и рынком.
Воможно финищировать значительно раньше - в Турочаке, Дмитриевке и других пунктах, расположенных на трассе у реки. Состояние дороги неплохое. Машин ходит, особенно в выходные достаточное количество до выброски.
Начнем с описания озерной части маршрута. Несмотря на свою незначительную максимальную ширину (6 км в южной части). Телецкое озеро может представлять существенную проблему на маршруте. Дело в том, что утром дует как правило всегда сильный южный ветер из долины Чулышмана, который где-то в 13-14 часов сменяется северным ветром. Это обстоятельство стоит учитывать при планировании дневных переходов. На 50-километровом южном плесе в плохую погоду ветер разгоняет волны до 3 м (со слов местных жителей). Несколько памятников незадачливым искателям приключений в шторм украшают берег. Из долин притоков также часто дует мощный ветер, что может сильно осложнять движение, особенно на катамаране. Северная часть озера, в особенности Артыбаш, значительно более сырая, нежели южная. Осадков здесь выпадает в 2 раза больше. Также, стоит принять во внимание. что Восточный берег озера попадает в зону заповедника, вседствие чего, останавливаться там не желательно. Мы прошли озеро оба раза вдоль западного берега. Проблема со стоянками начинается после устья реки Бол. Чили. Нf протяжении 15 км до дельты Чулышмана, западный берег непригоден для сколько-нибудь приемлимых стоянок. Места для причаливания и отдыха имеются, но палатки поставить будет негде, да и с лесом там плоховато. В первый день, мы нашли стоянку в маленьком заливчике, восточнее устья реки Колдор. Вторая ночевка была в 500 м севернее устья реки Мал.Чили (ориентиром служат скамейки и стол прямо на берегу). Эта мне показалось лучшей, благодаря кустам смородины, малины, дикого лука и кристально чистого ручья. На третий день мы пережидали ветер до 14_00, однако смогли до 19_30 добраться до большого острова в устье Чулышмана. Стояна мне не понравилась - на обоих берегах турбазы, даже на островке построили какие-то хибары. На 4-й день мы двинулись в обратном направлении - стоянка на маленьком пятачке (место отличное, но только для двух палаток) чуть южнее ручья Куркуре. Там была устроена дневка. Во время дневки мы соорудили из тента импровизированный парус, который решили использовать в дальнейшем. Пятый ходовой день по озеру был посвещен посещению водопада Корбу (парус очень пригодился - мы пересекли озеро меньше, чем за 40 минут). Следующая стоянка была найдена около м. Нянскоч. А шестой ходовой день по озеру закончился на месте стапеля, напротив останков Пионера Алтая.
Резюмирую по озерной части. Потрясающий маршрут! Одно только изучение озера стоит не ниже многих более динамичных в техническом отношении походов. Можно удлиннить путешествие, совершая различные радиалки в окрестные горы, сообразно вкусу и возможностям. Технические проблемы могут возникнуть лишь с преодолением встречного ветра и затяжными дождями (преисущественно в северной части). Отсутствие большого числа хороших мест для стоянок - лишь кажущаяся проблема - найти их при желании можно, особенно если придерживаться береговой линии. Общиая рекомендация очень простая - стоянки будут в устьях крупных притоков. Только здесь может водиться рыба. Купание в озере - мероприятие для закаленных - температура, как правило, не выше 15 градусов, но это уже мелочи. Проблем с ориентированием на озере не будет. Заблудиться - не где, а вершины, хребты, притоки и распадки очевидны.
Речная часть по Бии начинается прямо под мостом между поселками Артыбаш и Иогач несложным порожком "Слив". Разумно разделить реку по крайней мере на два участка: исток - Турочак, Турочка - Устье. Все препятствия находятся на первом участке. Его длина около 80 км - проходится он за 1.5 - 2 дня, даже если не торопливо смотреть все пороги. Все пороги мы шли без просмотра в спасжилетах (гидр и касок не было, да и не нужны они там). Пороги сильно меняются в зависимости от уровня воды. Основные препятствия - стоячие валы. В нашу высокую воду максимальная высота валов в Пыжинском и Кузенском порогах не превышала 1.5 метров.
Река очень впечатляет нестолько порогами, сколько общей мощью. Скорость течения на плесах может составлять 10-12 км/ч. Так что проблем с нудной греблей точно не будет.
Участок Бии после пос. Турочак более равнинный, а после пос. Озеро Куреево река начинает дробиться на протоки, хотя скорость течение не сильно падает. Проблем с завалами в протоках я не припомню, может быть будет пара мелей в низкую воду. Ориентироваться там также легко. Хороших стоянок становится после Турочака не так уж и много - по берегам растет высокая трава, изобилующая гнусом. Тем не менее, сплав остается очень динамичным, т.к. скорость течения сильно помогает. Мы затратили на сплав по Бии 4,5 дня, пройдя за это время около 265 км. За такой короткий срок очень примечательна и необычна для водного путешествия разительная перемена в ландшафте и климате.
Резюмирую по речной части. Маршрут в целом простой. Все пороги проходятся легко на любых судах при наличии хотя бы одного адекватного человека на судне. Чтобы не навтыкало, следует все же применить немного интеллекта и маневрировать в порогах. Маршрут очень очень полезен, поскольку дает представление о мощных горно-таежных сибирских реках с большим расходом. Такого в европейской части увидеть не получится ни в Карелии ни на Кольском, ни на Урале. Те, кто сравнивают Бию с Мстой глубоко ошибаются. Пороги Бии другой природы, посложнее, поинтересней и значительно более показательны в учебном плане.
Повторюсь, маршрут технически прост. Так что любителям чистого экстрима - делать тут решительно нечего. Заброска в целом простая, но опять-таки - сколько всего более технически интересного находится значительно ближе к Москве. В этом случае - отправляйтеся на Кутсу, Тумчу и прочие истоптанные вдоль и поперек маршруты.
Маршрут является, на мой взгляд, одним из идеальных для первого знакомства с регионом. Также, он будет весьма интересен для сплава с детьми. Приятно, что сроки проведения похода совершенно не зависят от уровня воды. Даже в сухой год, воды совершенно достаточно для комфортного сплава. Со стоянками на Бии - проблем нет, а вот на озере, как уже отмечалось, можно их и не найти. особенно в юго-западной части. Очень внимательно надо следить за погодой в северной части озера. В южном плесе, погода более теплая и устойчивая. На Бии, в особенности после пос. Турочак погода стоит уже совсем сухая и жаркая. Имеет смысл выходить рано утром, и пережидать самый зной на берегу. Из общественного снаряжения, стоит отметить импровизированный парус из тента, который сильно помогал нам на обратном пути в Артыбаш. Из личного снаряжения, я бы отметил необходимость иметь спасжилеты всем участникам, каски и гидрокостюмы на этом маршруте не обязательны.
К другим маршрутам данного региона стоит отнести возможность сплава по притокам Бии : Пыжа, Сарыкокша, Лебедь. Интересно будет, как я полагаю, только по большой воде. Также, Телецкое озеро может быть промежуточным объектом перед волоком в бассейн Абакана. В частности, стандартным вариантом является пеший переход из залива Камга через перевал и вдоль ручья Коный на Большой Абакан. Наконец, Телецкое озеро - место достойного финиша высококатегорийных маршрутов по Башкаусу и Чулышману. Теоретически, возможен сплав на полиэтилене нескольких километров по реке Бол. Чили до устья.
1.Достаточно подробная, хоть и старая лоция Бии.
2. Богатая коллекция топографических карт разного масштаба с удобной навигацией. Много километровок Алтая.
3. Квазиофициальный сайт. Много фотографий и приличного количества более-менее полезной информации.
|
Это наша кнопка |