Cеславин Андрей Андреевич: другие произведения.

Обзор: Кокса-Катунь 2007

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 21/01/2008. 42k. Статистика.
  • Обзор. Водный:Алтай , 350 км , 4 к/с , К4
  • Дата похода 04/08/2007 {12 дн}
  • Маршрут: пос.Юстик - р.Кокса - пос.Усть-кокса - р.Катунь - пос.Тюнгур - пос.Иня - пос.Еланда - пос.Чемал
  • Иллюстрации/приложения: 12 штук.
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приятый маршрут по Горному Алтаю. Пройден в очень высокую воду втроем на кате 4-ке. Много фотографий. Подробная лоция и топокарты-километровки с привязкой.

  • Отчет о водном походе 4-й категории сложности по рекам
    Кокса и Катунь

    Автор отчета: Сеславин Андрей Андреевич (г. Москва) mailto:sesljr@mail.ru


    Паспорт маршрута
    Сведения об участниках
    Предварительные замечания
    Заброска, выброска, места аварийного схода
    График движения
    Описание водной части
    Радиальный выход
    Меры безопасности при прохождении маршрута
    Смета расходов на путешествие.
    Выводы и рекомендации
    Фотографии
    Список используемых источников

    Паспорт маршрута.


    Вид туризма: водный
    Категория путешествия: IV (четвертая) к.с.
    Район путешествия: Горный Алтай
    Административный район: Россия, Республика Алтай.
    Маршрут путешествия: г. Москва - г. Барнаул - г. Бийск - пос. Усть-Сема - пос. Усть-Кан - пос. Юстик - р. Кокса - пос. Усть-Кокса - р. Катунь - пос. Тюнгур - пос. Иня - пос. Еланда - пос. Чемал - пос. Усть-Сема - г. Бийск - г. Барнаул - г. Москва
    Время проведения путешествия: 04.08.2007 - 17.08.2007
    Тип судна: малый четырехместный катамаран 'Красное солнышко', Объем 1200л, рама - деревянная, срублена на месте.
    Продолжительность путешествия: 12 дней
    Количество ходовых дней: 10 дней
    Количество дневок: 1 дневка, 2 полудневки (стапель, антистапель)
    Протяженность водной части маршрута: 340 км.
    Протяженность радиальных выходов: 10км
    Основные препятствия на маршруте: Аккемский прорыв, пор. Ильгуменский, Кадринская труба, пор. Шабаш, пор. Тельдекпень 1,2, пор. Еландинский, Чемальская труба
    Количество участников путешествия: 3 человека
    Руководитель похода: Сеславин Андрей Игоревич

    Сведения об участниках.


    Сеславин Андрей Игоревич (г.р.1951) - руководитель
    Туристский опыт: Она (4р кат), Снежная (5у кат), Урсул (4у кат), Катунь (5у кат), Улуг-Баш - Баш-Хем (5у кат), Кара-Холь - Алаш (4р байд), Нюхча-Илекса-Вама-Водла (4р байд), Каргы - Балыктыг-Хем - Каа-Хем (5р байд), Чуя (5у байд), Катунь (5у байд), Ока (5у байд), Ципа (5у байд), Кантегир (5у байд), Алаш - Хемчик - Енисей (4у байд)
    Сеславин Андрей Андреевич (г.р.1984) - участник
    Туристский опыт: Зеленчук (3у кат), Она (4у кат), Чирка-Кемь (3у кат), Сережа (2у кат), Мста (2у кат), Щегринка (2у кат), Сакмара (2у кат), Бия (2у кат), Воньга (2у байд), Шуя Южная (2у кат)
    Баранов Дмитрий Васильевич (г.р.1980) - участник
    Туристский опыт: отсутствует

    Предварительные замечания

    Поход по Катуни состоялся, как запасной вариант, вместо долгожданного заезда в Туву на Балыктыг-Хем - Каа-Хем. О причинах, писать, полагаю, не столь интересно, потому как, выбранный в итоге маршрут доставил нам массу удовольствия. Ограничений на маршрут было не так уж и много: - хотели уложиться в 2 недели с авиазаброской, обойтись без пешки. Алтай, как ни один другой регион Сибири, идеально подходит выбора для подобного путешествия. Сначала мы подумывали о реках Рудного Алтая, однако необходимость пересекать границу с Казахстаном и отсутствие доступных билетов в Усть-Каменогорск, заставили нас ограничиться только отечественной частью данного региона. Песчаная, Чарыш и его притоки были нами отвергнуты вследствие простоты или маловодности, на Чулышман и Башкаус мы не собирались, оставался бассейн Катуни. В итоге было принято решение остановиться на связке Кокса-Катунь. Руководитель похода уже имел опыт прохождения непосредственно Катуни с верховьев до Ини (на кате и байдарке), Урсула и Чуи, так что данный регион ему был известен более чем хорошо. Кокса была выбрана, отчасти, как тренировочная река перед Аккемским прорывом, поскольку один из участников не имел водного опыта. Об этой реке мы имели достаточно отрывочные сведения, зная достоверно, что препятствия на ней не выше 2 к.с. Старт в Юстике был выбран достаточно произвольно. Полагали, что это застрахует нас от завалов и мелких перекатов.

    Заброска, выброска, места аварийного схода.

    Заброска: Мы в очередной раз воспользовались услугами незабвенной конторы Бийск Алтай Тур. Списались с Иваном Замчаловым, который весьма оперативно организовал заброску до Юстика из аэропорта Барнаула. Заброска стоила на 6700р. Выехали из Барнаула мы 5 августа в 7:20 - в Юстике были в 19:00. Дорога получается действительно длинная, однако часть времени была потрачена на закупку продовольствия в Бийске, обед в Усть-Семе, общение с местными представителями ГАИ и пограничниками, заправки, фотографирование наиболее живописных объектов. Юстик целесообразно проехать и высаживаться в 1км же за последними домами, где дорога подходит прямо к реке. Река в этом месте делает резкий правый поворот практически на юг. Ориентир - большой остров в русле, который хорошо виден с дороги. Мы прошли порядка 500м и остановились напротив слияния проток после острова в прибрежных зарослях. Место, достаточно тихое, несмотря на близость деревни. Нас тревожили только местные коровы и один раз подходили местные мальчишки-рыбаки. Со строительными материалами на этом месте, однако, не все так хорошо. Тем не менее, мы сравнительно легко нашли необходимые палки для рамы, благо катамаран наш весьма скромных размеров.
    Выброска: Происходила в пос. Чемал. Удобный антистапель мы устроили на ПБ на большой поляне через 1км после красивого скита на скалистом островке. Ориентир - мелкий ручей на ЛБ. От поляны до автобуса - порядка 300м. Мы высадились в Чемале около 12_00. Просушились, запаковались и в 15_00 погрузились в автобус до Барнаула. Время в пути - порядка 5.5 часов. Цены в автобусе достаточно демократичные, 360р на человека +72 р. за багаж. Автобус идет через Бийск и в конечном итоге прибывает на автовокзал в Барнауле. Там не составит труда найти такси или маршрутку до аэропорта. Время в пути меньше получаса. Теоретически можно и договориться с 'Бийск Алтай Тур', однако связаться с ними можно непосредственно из Чемала, поскольку на остальном маршруте, исключая Усть-Коксу телефон не работает. Во-вторых, по деньгам получается дороже (4000р), да и автобус - на порядок комфортней.
    Места аварийного схода: До Тюнгура - проблем с аварийной выброской не существует, поскольку дорога идет сначала вдоль Коксы, а после чего продолжается левым берегом через Уйменскую степь. На машине можно подъехать по ЛБ практически вплоть до Аккема. От начала Аккемского прорыва дорога левым берегом превращается в тропу, проходимая, по словам пеших туристов, на мотоцикле. Аналогичная тропа, но худшего качества идет и по ПБ от Тюнгура. Проблемным участком является собственно прорыв - выбраться из него после аварии будет непросто, а на ЛБ практически невозможно.
    После впадения Аргута тропа по ЛБ продолжает наблюдаться и доходит вплоть до Ини. Чуйский же тракт появляется на ПБ прямо за устьем Чуи. До Ильгуменского порога, именно Чуйский тракт, который в Ине перебирается на ЛБ и позволяет уехать в любой момент. Движение на нем весьма оживленное. Из Ини ходят автобусы, расписание, увы узнать не удалось. Сравнительно ненаселен отрезок от Ильгуменского порога, до устья р. Сумульта. Именно этим, в частности, опасна Кадринская труба. После р. Сумульта на ПБ явно появляется дорога, по которой добираются до Катуни любители автолюбители. Асфальт появляется только в Еланде.
    В целом, по сибирским меркам - регион очень цивилизованный, это и позволяет выбирать удобные место начала и завершения сплава, а также повышает безопасность. Местных жителей - сравнительно не много, мы с ними пересекались только в Еланде и Ине - к нам они относились вполне дружелюбно.

    График движения.

     

    Дата

    День пути

    Участок маршрута

    Расстояние

    Способ передвижения

    04.08-05.08

    1,2

    Москва - Барнаул - Бийск - Юстик

    ,527

    Самолет, автомашина

    06.08

    3

    Юстик - ЛЭП через 1км после рюгурюк

    20

    Сплав

    07.08

    4

    ЛЭП через 1км после рюгурюк - ПБ в 2.5 км ниже р. Мульта

    49

    Сплав

    08.08

    5

    ПБ в 2.5 км ниже р. Мульта - препятствие 60

    45

    Сплав

    09.08

    6

    препятствие 60 - рргут

    22

    Сплав

    10.08

    7

    Дневка. Радиальный выход вверх по р. Аргут

    8

    Пешком

    11.08

    8

    рргут - ПБ 1км ниже р. М. Яломан

    45

    Сплав

    12.08

    9

    ПБ 1км ниже р. М. Яломан - рузюр

    35

    Сплав

    13.08

    10

    р. Кузюр - р. Каянча 2-я

    25

    Сплав

    14.08

    11

    р. Каянча 2-я - ПБ 2км ниже порельдекпень2

    47

    Сплав

    15.08

    12

    ПБ 2км ниже порельдекпень2 - отметка 430

    33

    Сплав

    16.08

    13

    отметка 430 - Чемал - Барнаул

    19, 331

    Сплав, автобус

    17.08

    14

    Барнаул - Москва

     

    Самолет

    Описание водной части.

    На Коксе в нашу воду, проблем не было никаких. Перекаты начинаются в районе р. Тюгурюк и тянутся практически вплоть до Усть-Коксы. Среди них можно выделить две шиверки с валами до 1м, однако камней в русле не очень много и проходы очевидны. Сразу же за стрелкой с Катунью начинается участок разбоев в Уйменской степи. Выбор проток, как правило, очевиден, завалов в основных - нет. Однако есть с десяток мелких мест, в которых в малую воду понадобится проводка. Мы прошли их с хода.
    Хорошая лоция Катуни, которой мы пользовались, взята из [1]. Стоит, однако, учесть, что В. Юрин шел Катунь на каяках в очень малую воду. Этим объясняется тот факт, что описание прохождения основных порогов нами практически не использовались. Валы и бочки и поганки оказались совершенно иной конфигурации и больше, заявленных в [1] размеров. Все препятствия стали намного опасней. Однако, лоция оказалась очень полезна, поскольку положение всех без исключения препятствия указаны там весьма точно.
    Также стоит отметить, что схемы из [1], которыми мы также пользовались можно условно разделить на две части: листы верхней и нижней Катуни. Источники у них, вероятно разные, поэтому и нумерация препятствий на маршруте несколько необычная. Последний порог Ининской трубы имеет номер 83 (лист 10 Верхней Катуни), он же на листе 1 (часть Нижняя Катунь) имеет номер 54. Эта небольшая путаница обусловлена, как мы полагаем происхождением этой части схем из лоции маршрута нижняя Чуя-Катунь. Схемы достаточны для сплава, для продолжительных радиальных выходов, будут полезны километровые карты, находящиеся в [4].
    Писать свою лоцию по этому популярному маршруту, было бы, по меньшей мере, самонадеянно, поэтому ограничусь небольшими комментариями используемой лоции с описанием способов прохождения основных препятствий. Комментарии, выделяю курсивом.
    47-57. Простые шиверы. На общем фоне можно выделить препятствие 52 (за устьем р. Нижний Кураган) - валы до 0,7 м. В остальных валы не более 0,5 м. Валы местами больше 1м, шли схода.
    58. Шивера перед устьем р. Деты-Кочек. Валы до 0,7 м.Валы до 1м, шли сходу.
    59. Шивера сразу за устьем р. Деты-Кочек. Валы до 1,0 м.
    60. Шивера на левом повороте за устьем р. Деты-Кочек. Валы до 1,2 м. Валы местами больше 1м, шли сходу, тренировали телемарк.
    61-70. Аккемский прорыв*. Ущелье с крутыми бортами. Начинается от устья правого притока р. Берткем. Правый берег крупноглыбовый, левый в основном отвесная скальная стенка. Выше стенки, судя по всему, продолжается тропа до пос. Инегень, проходимая пешком, на лошади, велосипеде или мотоцикле. На ручье есть стоянка в глубине леса, чалиться надо сразу за его устьем непосредственно на конус выноса; здесь вялое улово, подпертое снизу грядой обливных камней - по более высокой воде оно, вероятно, исчезнет. Более традиционное место для стоянки - после входной шиверы на высоком правом берегу. Далее до устья р. Аргут берег крутой обрывистый или осыпной, мест для стоянки нет. Все препятствия локальные, разделенные плесами по 200-700 м. Характер их сильно зависит от уровня воды. Основные валы и бочки занимают небольшую часть русла и при желании легко обходятся. Просмотр по правому берегу.
    61. Входная шивера*. Начинается на левом повороте перед устьем р. Берткем. Валы до 1,0 м (1989: 1,2 м). Прошли сходу
    62. Первый слив. Превратился в пару надводных камней, больший из них высотой около 1 м над водой. (1989: Слабо выраженный слив.) Гладкая вода. Прошли сходу в обход валов вдоль л.б - валы до 1м.
    63. Второй слив. Локальная бочка в центре русла. (1989: Бочка 1,5 м ближе к правому берегу.) Пройден после разведки с ПБ.
    64. Третий слив*. Цепочка валов в сужении русла, высота до 1,0 м. (1989: До 1,2 м.) Слив практически полностью залит водой. Проход очевиден, однако сразу через 50м находится четвертый слив, а чалка между ними невозможна.
    Именно в момент разведки 4-го слива мимо нас прошли два рафта, которые стартовали в Усть-Коксе. Первый - 4-ка прошел 4-ый слив вдоль самого ЛБ и скрылся за поворотом. Второй - 8-ка влетел в него полулагом и кильнулся на косой бочке. Именно эти события заставили нас осуществить очень утомительную, хоть и короткую проводку обеих ступеней. Мы не рекомендуем, неподготовленной в этом отношении группе, осуществлять проводку в Аккеме. Последствия могут быть хуже, нежели банальный оверкиль. На проводку потратили порядка 30 минут.
    65. Четвертый слив*. Одиночный надводный камень ближе к правому берегу, валы до 1,2 м. (1989: В центре слив через плиту, бочка 1,5 м.) Валы в 4-м сливе были более 1.5м.
    66. Пятый слив*. Две горки с валами до 1,5 м, перед и под высокой скальной стенкой левого берега. Валы до 1 м. Пройден сходу. Валы обошли справа.
    67. Шестой слив. Ориентиры: справа впадает ручей (в нашем случае он пересох), слева в конце слива стенка переходит в осыпь, поросшую березняком. Две обливные плиты, первая в центре, вторая через 50 м после нее справа. Обходятся легко. (1989: В центре надводная плита, слева за ней бочка 1,2 м, справа чистый проход. Вторая плита, очевидно, была закрыта.) Пройден сходу.
    68-70. Седьмой, восьмой и девятый сливы. Валы, бочки до 1,2 м. В восьмом сливе обливной камень в центре. (1989: то же, за исключением камня.) Пройден сходу.
    В целом, резюмируя по Аккему. Безусловно, препятствие опасное, причем не столько для судов, сколько для людей. Пассажиров кильнутого рафта несло порядка 2км, прежде чем они выбрались на берег. История с гибелью туриста в 2006 году очень поучительна. Страховка береговая в Аккеме практически бессмысленна. Лезть напролом, полагаясь на объем судна также весьма самонадеянно - мы в этом убедились, к счастью, на чужом примере. Стоит отметить, что в нашем случае неполного экипажа и единственного судна, решение о проводке было заведомо правильным.
    71-73. Шиверы. Валы до 1,5 м (1989: до 1,2 м), отдельные обливные плиты, бочки. Ближе к конце ущелья начинает проявляться вертикальная турбулентность.
    Шли сходу, выбирали место для дневки, в конце концов приняли решение вставать на стрелке Аругта и Катуни.
    На стрелке Катуни и Аргута - традиционная стоянка, место для бань, употребления алкогольных напитков, писания своих имен на заборе или, за неимением оного - на близлежащих предметах, и прочих ритуальных действий. Хотя туристы продолжают посещать этом место на протяжении всех последних лет, их уже стало относительно немного, в связи с чем запах фекалиев из окружающих кустов уже не пронизывает насквозь всю поляну, как это было в 1989 г. Различных отходов жизнедеятельности проходивших здесь групп, несмотря на это, имеется в избытке. За устьем Аргута по правому берегу сразу начинается степь, деревья остаются только у воды.
    74. Шивера за устьем р. Аргут. Валы до 1,2 м. После дневки нам показалась весьма непростой. Валы были до 1.5м . Прошли вдоль ЛБ..
    75-79. Простые шиверы, валы в пределах 0,8 м. (1989: до 1,2 м.) Перед пос. Инегень остатки парома, трос полощется в воде. Шли сходу.
    80. Шивера за устьем р. Чуя. Валы до 1,2 м. Шли сходу. Валы до 1.5м. Шивера служит началом порогов Иниской трубы.
    81-83. Ининская труба - протяженный участок с высоким правым берегом и скальной стенкой по левому берегу. В первой трети подвесной мост. Сложная картина течений, развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки. Юшмановский слив (82) - на правом повороте две горки с валами до 1,2 м, отдельные обливные плиты. На выходе из трубы - сужение в скальных стенках, два высоких моста Чуйского тракта (старый и новый), и пор. Ининский (83) - валы до 1,2 м, отдельные обливные плиты. Ходовое время от устья р. Аргут 2.40. Пос. Иня с воды плохо виден. Пороги Ининской трубы весьма динамичены. В кульминациях - валы до 1.5м, мощные бочки, между которыми лучше маневрировать. Чалиться для захода в Иню лучше у первого моста. В поселке несколько магазинов, почта, автобусная остановка. Любопытно, что хлеб в магазинах не продают, а отсылают в местную пекарню.
    От пос. Иня до устья р. Б.Ильгумень шиверы с отдельными валами и бочками до 1,2 м, ближе к концу участка - до 1,5 м. Река течет по степной котловине, пейзаж типично среднеазиатский, только теневой склон левого берега местами покрыт лесом. По левому берегу идет Чуйский тракт, местами видимый с воды, местами отходящий довольно далеко. На уединенных террасах обоих берегов есть хорошие стоянки. В пос. Яломан паром и строящийся мост. В конце участка Чуйский тракт уходит в горы по долине р. Б.Ильгумень. На ручье несколько домиков дачного вида - какой-то новый кордон, предлагающий различные услуги отдыхающим.
    Пор. Ильгуменский*. Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж (в нашу воду был залит); слева устье р. Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога, а также домики на левом берегу. В сужении русла цепочка валов в пределах 2,0 м. По сравнению с 1989 г. они стали меньше, но круче и жестче, с обильными пенными гребнями. Далее под левым берегом бочка, не представляющая особого интереса. Просмотр по правому берегу; порог очень фотогеничный. Берега высокие, сложены из крупных темных валунов, удобная чалка находится довольно далеко. За порогом степь быстро кончается, начинается сосновый лес.
    Этот порог для нас оказался самым сложным и запоминающимся на маршруте. Беглый осмотр вели по ПБ. Решили зайти вдоль самого ЛБ впритирку с камнями и уходить вдоль него же от валов в центре русла и правой его части. Зашли очень четко и точно, после чего отбойной струей от ЛБ были несколько сдвинуты в строну центра, попали правым баллоном на один из двухметровых валов, однако слаженные действия не позволили нас кильнуть. Очень эмоциональное прохождение получилось!
    Кадринская труба (57-67). Начинается от устья р. Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер (56) непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные - ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами.
    Мы полагали, что Кадринская труба, является одним из самых опасных препятствий на маршруте именно из-за ее значительной протяженности и сложности порогов, относительной изолированности от цивилизации. К прохождению подошли очень серьезно. Немаловажным положительным фактором явилось удачное прохождение Ильгуменского. В трубе запомнилась вторая шивера, самая большая по протяженности и обилию камней. Пришлось изрядно маневрировать, чтобы не попасть в самое пекло. Очень поразили первые мощные поганки.
    Пор. Мешок (68). Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые поганки. Интересно, что река, ее изгибы, ландшафт, растительность почти в точности повторяют участок в середине Кадринской трубы после предыдущего правого поворота.
    Порог смотрели по ПБ, в целом ничего сложного в нем нет. Валы до 1.8 м легко обходятся.
    Пор. Шабаш**. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скальные обломки на правом. Просмотр по правому берегу. В первой ступени (69) на входе валы, бочки до 1,5 м: сначала на полреки от правого берега, затем на полреки от левого. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2 м, слева косые бочки до 1,5 м, под правым берегом есть чистый проход. На повороте между входными сливами и основным - поганки, сложная картина боковых сносов, лечь на боевой курс удается только с последнего вала непосредственно перед главной бочкой. Ситуация усугубляется тем, что с наплыва сама бочка не видна за сливом и ориентироваться возможно только по ширине реки и по брызгам, периодически взлетающим над наиболее мощным участком бочки. На выходе валы до 1,5 м.
    Вторая ступень (70) - прямая горка с валами до 2,0 м. На входе возле правого берега крутой слив высотой 1,2-1,5 м через гряду обливных камней, за ним жесткая бочка. За порогом на правом берегу лежат остатки понтонного моста, принесенного и выброшенного давним паводком. После просмотра в ходе предшествующих спасработ, ступень пройдена остальными участниками походным порядком.
    Порог не планировали проходить еще в Москве, поэтому и решили его особенно не смотреть, а аккуратно проводить вдоль ПБ и обносить кульминацию во второй ступени. По нашей воде первая ступень было легко проходима вдоль самого левого края большой скалы в русле с последующей чалкой за поворотом перед 2-й ступенью. Ее, в принципе можно было бы прыгать вдоль самого ПБ с высокого слива с малой бочкой, однако без страховки, делать этого не хотелось. В итоге - 1-ю ступень провели по канализации под ПБ, Заход во 2-ю ступень провели, вдоль ПБ, собственно слив, обнесли по камням ПБ до обломков старого понтона.
    До устья р. Урсул несколько простых шивер. От устья снова начинается степь, попадаются мотоциклы, машины, новые избы и всякий праздный люд. Порог за устьем р. Урсул (72) - гладкие валы до 1,5 м. За порогом слабый прижим к скале правого берега. Порог прошли левой частью сходу. Далее простые шиверы с валами до 1-1,2 м. Аналогичные шиверы образуют общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных сужений на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные поганки.
    Фон в нашу воду дополнялся валами до 1.5, хотя проходы были везде очевидны с воды.
    Примерно через 5 км после устья р. Сумульта русло сжимается скалами, над очередной шиверой (74) через реку переброшен подвесной пешеходный мостик.
    Лазили на мост обозревать окрестности в ЛБ. Мост в центре сгорел, не совсем понятно, кто же и зачем его поджег.
    Пор. Каянча (75). Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-я. Валы до 1,8 м, прохождение с хода.
    Порог в нашу воду весьма сложный. В центре порога надо очень оперативно резать струю с ЛБ на ПБ до слива с гряды валунов! После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих 2 шиверах (76, 77) валы до 2,0 м.
    От устья р. Каянча 2-я начинается сосновый лес с хорошими стоянками.
    Мы встали на хорошей стоянке на ПБ прямо в устье этого ручья.
    Между устьями рр. Кемечапык и Байтыгем - 2 длинные шиверы (79, 80) с валами до 2,0 м.
    Пор. Аяла (81) - за устьем р. Б.Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,2 м. Прохождение с хода. Далее простые шиверы.
    Шли сходу, порог весьма неприятный, были поползновения поставить нас лагом с помощью одной из поганок прямо перед сливом. В устье р. Улюта красивые скальные острова.
    От устья р. Бельтертуюк по правому берегу ясно видна дорога. В 1 км ниже на правом же берегу большая стоянка дикарей с машинами, среди которых немало приличных городских иномарок; из этого можно сделать вывод, что качество дороги вполне удовлетворительное. В устье р. Ороктой разрушенный паром, трос полощется в воде.
    Пор. Тельдекпень-1 (88)**. Ходовое время от пор. Шабаш 5.00. Начинается разгонной шиверой на местном правом повороте после устья р. Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1,0 до 1,8 м, очень фотогеничные. Рекомендуется заранее выслать видеооператора вперед по правому берегу. После шиверы справа большое улово и песчаный пляж, однако плес перед основной частью порога практически отсутствует - только участок быстротока около 150 м. Входную шиверу прошли вдоль самого ПБ. Чалка на пляж. Осмотр порога по дороге ПБ. После местного левого поворота скальные ворота - вход в порог; за ними продолжается скальный каньончик высотой 5-8 м. В воротах слив и валы высотой не более 1,0 м, но очень мощная вертикальная турбулентность. Через 300 м потока, насыщенного воронками и поганками, еще одно сужение, без четко выраженного слива, но с новым усложнением турбулентности. За ним мост, сразу после моста удобная чалка в извилистых шхерах правого берега. Просмотр по правому берегу возможен, но малопродуктивен. Берега крутые, подойти к воде сложно.
    Порог сложен именно мощными поганками и воронками. Удержаться по центру потока очень сложно.
    Пор. Тельдекпень-2 (89)**. Ходовое время от моста 5-7 минут. Ориентиры: справа устье р. Чеба; широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним местный левый поворот. Порог начинается на этом повороте. Справа сухая протока. В основной протоке на входе от правого берега отходит гряда полуобливных камней (по большей воде она заливается). Особенность порога - обильная и исключительно сложная турбулентность в нем еще и нестационарна. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга; по большей воде к ним добавляются пульсирующие валы. Поток изначально неустойчив; любое возмущение, даже движение весла в воде, может спровоцировать развитие воронки, способной целиком проглотить каяк - именно так и случилось в 1989 г. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6-10 м. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом. Первая пара проходила с взаимостраховкой, остальные - со страховкой с воды.
    После осмотра по ЛБ прошли весьма легко по центру.
    Далее простые шиверы. За устьем р. Коскол порог (92): мощная вертикальная турбулентность в скальном сужении. Для сравнения, в 1989 г. по большей воде запомнились: "слив в скальных воротах, валы до 1,2 м, прижим вправо, на выходе поганки". Прохождение с хода.
    Порог похож на Тельдекпень 2. Прошли сходу.
    Пор. Еландинский (93)*. Ходовое время от пор. Тельдекпень-2 1.00. Ориентиры: справа высокая скальная стенка и выходы штолен, слева устье р. Тыгкескен, за ним округлый утес-"черепаха". Чалка для просмотра в устье ручья. По малой воде порог деградировал чрезвычайно сильно и превратился в типичное карельское препятствие, наподобие увеличенного Большого Толли. (Для сравнения, в 1989 г. в нем присутствовали валы до 2,5 м.) Два слива с интервалом в несколько десятков метров. Первый - в левой половине реки, правая половина забита камнями, есть чистые проходы и канализация. Второй - гряда камней через всю реку, есть несколько проходов в разных местах. За порогом мощные поганки, а ближайшие улова у левого берега подняты выше уровня струи.
    Прошли правой протокой после беглого осмотра по ПБ.
    Впереди через полкилометра видны недостроенные опоры моста на окраине дер. Еланда; как и штольни на правом берегу, этот мост предназначался для строительства Катунской ГЭС, к счастью, неосуществленного. Ныне он может служить удобным ориентиром для встречи с заказанной ранее машиной. Удобное место для чалки и перепаковки - песчаный пляж на правом берегу перед мостом.
    Зачалились на ПБ за опорой моста. Ходили в местный магазин - примерно 500м ниже по течению. В Еланде начинается асфальт - до Чемала. До Чемала еще есть 2 несложные шиверы и очень красивый порог в устье реки Чемал, похожий на Тельдекпень. Каньон в этом месте еще выше. Самое красивое место - маленький скит на скале в русле на выходе из порога. Скит соединен с ПБ подвесным мостиком. После порога прошли еще 1.5 км и зачалились на ПБ в устье маленького ручейка. На большой прямо перед домами просушили и запаковали вещи. До автобусной остановки порядка 300м.

    Радиальный выход.

    10 августа, мы в 10_15 вышли с поляны на стрелке Аргута и Катуни и направились по тропе вдоль орографически ЛБ Аргута вверх по его течению. Тропа находится в очень хорошем состоянии. По ней явно гоняют скот. Местами, особенно в начале, тропа разделяется на две части - одна идет внизу, около берега, вторая забирается на прилавок - по ней двигаться значительно удобней. Местами открываются очень живописные виды на долину Аргута и ее пороги. Нашей целью был порог 'Атланты', расположенный в устье ручья Сата-Кулар. Расстояние от стрелки до порога порядка 4км. Мы добирались порядка 1 часа, поскольку потратили часть времени на фотографирование местных красот. Порог в нашу воду производит колоссальное впечатление. Особенно потрясли воронки в скалах ЛБ, оставленные водоворотами в большую воду. Абсолютно круглые колодцы имеют глубину до 2.5 метров при максимальном диаметре 1м! Есть на берегу чуть ниже порога, несколько своеобразных ванн, выточенных в камнях, заполненных прогретой солнцем водой. В них весьма приятно греться, после успешных попыток окунуться в одном из уловов Аргута. Мы поднялись вдоль берега до начала разгонной шиверы перед 'Атлантами', и двинулись в лагерь по уже знакомой тропе. В итоге, на радиалку потратили с учетом купания, фотографирования и сбора грибов около 3-часов. Если экономить время, то можно в быстром темпе уложиться и в 1.5-2 часа. Радиальный выход технически очень прост, но необычайно красив. Всем рекомендуем его повторить. Целесообразно подняться выше по Аргуту до первого, второго или третьего левого притока, и по его долине пытаться пробиться к правому притоку Катуни - ручью Бим-Бом, который пересекает тропа, идущая вдоль Аккемского прорыва из Тюнгура до стрелки с Аргутом. Этот маршрут вполне проходим за день налегке. Можно поднимать и существенно выше по Аргуту. По словам пешей группы, которая ходит в этих краях каждый год - где-то в верховьях Аргута, в трех днях пути от стрелки есть поселение староверов на одном из притоков - где именно, они не рассказали. В любом случае - вверх по Аргуту можно подниматься достаточно высоко, равно, как и вверх по основным притокам Катуни, а тем самым, разбавить сплав приятной прогулкой.
    Вторая приятная прогулка состоялась вечером 12.08. От правого притока - ручья Кузюр, где была наша стоянка, мы поднялись вверх до порога Мешок, завершающего Кадринскую трубу, после чего спустились практически до начала порога Шабаш. Хорошая тропа идет по ПБ. Места очень живописные, в особенности, интересны скалы на левом повороте, после ручья.

    Меры безопасности при прохождении маршрута

    При сплаве, разведке препятствий и страховке все участники находились в касках, спасжилетах (объем от 20 до 30л) и защитных костюмах Triton.
    Третий, четвертый сливы Аккемского прорыва после осмотра с ПБ были проведены вдоль ПБ. Прежде всего это было обусловлено килем рафта 8-ки в 4-м сливе прямо у нас на глазах.
    Пор. Ильгуменский и Шабаш проходили с предварительным просмотром с ПБ.
    Первая ступень порога Шабаш провели по канализации под ПБ, второй слив, частично провели, частично обнесли по ПБ.
    Пороги Тельдекпень-1 и 2 шли с предварительной разведкой соответственно по ПБ и ЛБ. Порог Еландинский проходили после беглого осмотра с ПБ.
    Остальные препятствия маршрута проходились сходу.
    При прохождении маршрута оверкилей не было.

    Смета расходов на путешествие.


    Все цены указаны в рублях.

     

    Статья расхода

    Затраты на группу (3 человека)

    Затраты на человека

    Авиабилет Москва-Барнаул-Москва (рейс 217/128 компания S7) + переплата за 5кг лишнего веса при заброске

    33600+800

    11200+267

    Заброска машиной Аэропорт Барнаула - Бийск - Усть-Сема - Усть-Кан - Юстик

    6700

    2234

    Автобус Чемал-Барнаул

    1296

    360+72

    Такси Барнаул - Аэропорт

    500

    167

    Элестричка Москва - Домодедово

    165

    55

    Аэроэкспресс Домодедово - Москва

    450

    150

    Питание в походе + обед в Усть-Семе

    3000

    1000

    ИТОГО:

    46515р

    15505 (585$ по курсу августа 2007)


    Выводы и рекомендации.


    1. Добавление к Катуни р. Кокса оказалось очень приятным. Возможно начинать значительно выше и финишировать в Тюнгуре. Такой маршрут будет не сложнее 2 к.с. на любых судах и очень полезен для первого знакомства с Алтаем для начинающей группы или коллектива с детьми.
    2. Подъезды к началу маршрута очень удобные. Стоит заранее заготовить список группы с паспортными данными для пограничников перед Усть_Каном. Заполнение документов заняло у нас порядка 20минут
    3. Оптимальные метеоусловия для путешествия по Алтаю наблюдаются в июле и первой неделе августа. Хотя у нас погода испортилась только 15 августа.
    4. Основную часть продуктов для похода возможно закупить на месте - в гг. Барнаул, Бийск, крупных поселках на Чуйском тракте и, вероятно, в Уйменской степи. Мы закупили все продукты о заранее заготовленной раскладке в одном из больших супермаркетов Бийска, пока руководитель заезжал в офис наших извозчиков.
    5. Используемые схемы вполне соответствуют действительности - использование топокарт и/или GPS приемников пригодится только при радиалках.
    6. Мобильный телефон уверенно работает только в Юстике, Усть-Коксе и Чемале. Это стоит принять во внимание, если возникнет желания аварийно выброситься из других пунктов с помощью 'Бийск Алтай Тура'

    Фотографии.

    Фотографии с маршрута делались с помощью мыльницы Canon Power Shot A 510, качество вполне удовлетворительное.

    Список используемых источников.


    1. Отчет В. Юрина. Вокруг да около Катуни.(2000г).
    2. Отчет А.Кривоноса. Катунь (2004г).
    3. ООО Бийск Алтай Тур Организация перевозок по Алтаю.
    4. Коллекция карт MAPSTORE.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 21/01/2008. 42k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка