Cеславин Андрей Андреевич: другие произведения.

Отчет: Мста-Щегринка-Мста 2005

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 03/05/2006. 7k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Валдай , 100 км , 2 к/с , Байдарка
  • Дата похода 27/04/2005 {5 дн}
  • Маршрут: Жадины - Боровичи - Угловка - р.Щегринка - р.Мста - Топорок-окуловка
  • Иллюстрации/приложения: 12 штук.
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть немного кликабельных фоток

  • ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    Описываемый поход представлял собой связку Мсты и Щегринки. Преследовалась цель прохождения основных порогов Мсты и переезда на маломощную Щегринку. Такой маршрут представляет больший интерес, нежели классический - по Мсте от верховьев. Средством сплава по Мсте был малый катамаран 4-ка (объем около 1т), а на Щегринке добавилась еще и КНБ "Свирь". На Мсте нас было четверо, а пятый участник приехал на второй день на Щегринку с КНБ. Поход занял 5 ходовых дней. Из них один по Мсте и четыре собственно по Щегринке и участку Мсты от устья последней до Топорка. В общей сложности было пройдено порядка 100 км. Поход проходил в условиях высокой, но далеко не максимальной воды. Высота валов на Мсте в Большом пороге была не больше 1.5 м.

    ЗАБРОСКА НА МСТУ, ПЕРЕЕЗД на ЩЕГРИНКУ, ВЫБРОСКА

    Заброска на Мсту была стандартной - прямой поезд Москва-Боровичи приходит в 5:00, далее ехали машиной за 250р. правым берегом чуть ниже д. Жадины. Такой вариант очень удобен - поезд приходит затемно, ехать около 30 мин. Нас было 4, так что проблем с поиском машины не было.От дороги до реки около 100м. Хорошее место для стапеля найти очень легко. Есть даже небольшой лес, так что дрова будут. Финиш этого участка Мсты был в Боровичах в этот же день. Для антистапеля мы выбрали небольшую площадку на правом берегу сразу за вторым по счету автомобильным мостом, откуда до автовокзала около 2 км. Можно высаживаться и раньше, но лучше спросить у местных. Добираться до Угловки автобусом оказалось удобней, нежели поездом, который теперь ходит ререгулярно. Автобус идет около часа и останавливается на станции. Целесообразней вылезти у поворота на д. Шуя. До реки там ближе, чем от станции, да еще по хорошей дороге и еще пропускаете противный участок Щегринки с многочисленными завалами. Нам этот вариант был неудобно, т.к. ночью подъезжал в Угловку еще один участник сплава с байдаркой. От станции до реки около 3.5 км. Справа от полотна прямо у забора есть тропинка, по ней итти удобнее, чем по шпалам. Место для лагеря мы выбрали стандартное - большая поляна на левом берегу в 200 метрах ниже моста. Пятого участника похода мы встретили ночью и доставили в лагерь. Маршрут мы традиционно закончили в Топорке. Поезд оттуда уже не ходит, а вот автобус до Окуловки имеется. Удобно вылезти прямо за ж.д. мостом на левом берегу.

       МЕСТА АВАРИЙНОГО СХОДА С МАРШРУТА

    На Мсте вдоль правого берега идет шоссе в Боровичи, так что проблем с аварийным сходом нет. На Щегринке с этим все значительно сложнее и на порядок актуальнее. Достаточно один раз хорошенько кильнуться байдаркой в завале, чтобы поход был завершен. Особо жестко поломаться в глухом месте в районе начала второй шиверы, за автомостом. Придется устраивать бросок через лес.

       ПРИРОДА И ПОГОДА

    О природе Валдая написано много, поэтому хочу поделиться своими свежими впечатлениями. Прежде всего, нас очень удивила благоприятная экологическая обстановка на Мсте. Там полно мест для стоянок с нормальным лесом, чего не было 15-20 лет назад. Следов сельского хозяйства практически не было замечено, следовательно качество воды также повысилось. На все Щегринке нас поразило отсутствие людей. За 4 дня мы видели только одного рыбака около второй шиверы, да еще двух - в устье. Везде в деревнях запустение - все разрушается и гниет. На реке полно завалов как естественного, так и искуственного происхождения, из-за деятельности бобров. Болотистые участки встречаются, но их совсем немного. Погода в целом была холоднее нормы. Снег местами еще не сошел. Почти каждый день шел дождь, 3 раза шел град. Замечу, что на Щегринке дождь не сильно нам мешал, зато на Мсте дождь и встречный ветер сильно затруднял движение. Однако ночью заморозков не было.

    ПРЕПЯТСТВИЯ

    Пороги Мсты настолько известны каждому, что писать о них не очень и хочется. Отмечу только, что во время сплава по первому участку Мсты, все участники были в спасжилетах. Просматривали только Большой порог - по правому берегу. Большой порог - шли с зачаливанием на правом берегу у поворота в самом начале трассы по ТВТ. Слив у д. Ровное прошли у самого левого берега сходу. Порог Егла и Малый - по основной струе. Замечу, что все участники имели опыт не ниже 2 к.с, руководитель же опыт 5 к.с. , так что даже в условиях отсутствия страховки риск при прохождении препятствий был минимален. Препятствия Щегринки в сильной степени отличаются от порогов Мсты вследствие маловодности. Для катамарана существенными препятствиями являлись завалы, поскольку они требовали обноса. Всего на Щегринке было порядка 25 обносов. Байдарка же почти везде проходила, поскольку проходы соответствующего размера были проделаны другими группами. Шиверистый участок проходился без разведки. При этом байдарка шла первой одним гребцом. Вода, как уже отмечалась, была не максимальная, вследствие чего, пострадали протекторы на оболочке байдарки и она текала. Тем не менее, все препятствия Щегринки проходились схода без разведки, благо скорость течения оставляла достаточно времени для маневра.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    Прежде всего, развею миф о криминальной обстановке на маршруте. Мы не видели ни в самой Шуе, ни в других деревнях ни одного человека. Может виной тому 1 мая, а скорее всего, просто никого уже не осталось. Так что леденящие кровь истории о наездах отошли в прошлое. Плотность населения региона монотонно стремится к аналогичной характеристие для пустыни Такла-Макан. С одной стороны, брошенные деревни в самом центре Родины наводят тоску, но с другой - все это превращается в огромный заповедник, так что есть и плюсы. Сильно разрушается и вся инфраструктура. Ж.д. Любытино-Топорок уже не функционирует, т.к. лес полностью перестали добывать. Питерских дач здесь маловато, но пока есть. В Топорке - очень много заколоченных домов. В общем везде на маршруте запустение. Исключение составляют, пожалуй, только районный центр - Боровичи.

    ФОТОГРАФИИ

    Валы в Большом пороге на Мсте [SESL] Пробка у завала на Щегринке [SESL] Начало шиверы [SESL] Камень - чемодан [SESL] Завал под мостиком [SESL] Ж.д. мост в Топорке [SESL]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 03/05/2006. 7k. Статистика.
  • Водный:Валдай
  • Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка