Cеславин Андрей Андреевич: другие произведения.

Впечатления: Большой Зеленчук 2007

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 25/09/2008. 10k. Статистика.
  • Впечатления. Водный:Кавказ , 3 к/с , К2
  • Дата похода 30/04/2007 {4 дн}
  • Маршрут: Архыз - р.Большой Зеленчук - Нижний Архыз
  • Иллюстрации/приложения: 33 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Свежие впечателения и комментарии. Много фотографий. Есть карты 1:100000

  • 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    Река Большой Зеленчук - наверное, самый классический маршрут на северном Кавказе. Так что рекламировать его, а уж тем более писать занудный техотчет смысла нет. Я поставлю себе более скромную цель - поделиться своими свежими впечатлениями, а также полезной информацией, найденной мной в разных источниках при подготовке маршрута.

    Основная цель похода состояла в знакомстве с новым для основной части нашего коллектива регионом. Именно поэтому, не рассматривались более сложные с технической точки зрения маршруты северного Кавказа, такие как Большая Лаба или Белая. Весна этого года оказалась очень маловодной - уровень воды в левых притоках верхней Кубани был очень низкий. На Аксауте, и тем более, Марухе, воды оказалось ничтожно мало. Изначально планировалась связка Большой Зеленчук (Архыз - Нижний Архыз) + Кубань (Хурзук - Карачаевск). Однако, из-за сильного снегопада и ухудшения погоды 3.05.2007 - пришлось отказаться от запланированной переброски.

    Участников было трое (Костик, ААС, АИС). Опыт от 3 до 5 кс, средний 4. Средство сплава - катамаран 2-ка, самодельный, веретно. Объем 1000л. Рама - самодельная, дюралевая. Несмотря на не полный комплект экипажа, нам удалось достаточно уверенно действовать в порогах и шиверах. Оверкилей и других аварий за время похода не было.

    2. ЗАБРОСКА

    В Невиномысск мы прибыли поездом Москва-Назрань (отправление из Москвы в 14_37, прибытие в 21.36). Поезд этот - крайне неудобный (время в пути 30 часов, прибытие вечером). Пришлось ехать на нем, т.к. других билетов не осталось. Высадившись из поезда, мы около вокзала сразу же нашли таксиста Олега (89097600336) на "Волге" с багажником. Он и отвез на в Архыз за 2000р. Для маленькой группы проблем с заброской точно не будет. Можно примкнуть к большим компаниям, которые заранее бронируют "Газели" и автобусы. Места там, как правило, имеются, да и по деньгам выйдет дешевле. С другой стороны, группа из 4 человек без проблем грузится в легковое такси с багажником. Ехали мы, несмотря на ночную дорогу, меньше 3 часов. В 1_10 мы были на поляне у дороги, не доезжая до Архыза 1 км. Быстро поставили палатку и переночевали прямо в глубине леса с правой стороны шоссе. Утром, обнаружили, что вдоль левой строны шоссе тенятся на пару км забор, который препятствует проникновению к реке. Как нам объяснил местный пастух - территория является частным владением. Это нам не помешало перелезть через забор и пройти лесом 200м до Зеленчука. Там хорошая поляна для стапеля. Дров полно. Никаких проблем с местным населением не было, ввиду полного их отсутствия.

    3. ВЫБРОСКА

    Финиш состоялся на ЛБ Зеленчука в 2км выше села Нижняя Ермоловка. Пока мы паковались, в сторону Архыза проехал рейсовый автобус, водитель которого предупредил, что будет возвращаться в строну Невномысска около 12_30. Времени нам хватило, чтобы успеть к этому времени уложить рюкзаки. Маршрут автобуса идет через станицу Зеленчукскую, Усть-Джегуту, Черкесск. Ехать порядка 4 часов, правда с остановками. Автобус ходит несколько раз в день. Из станицы Зеленчукской существует 5 автобусов до Невиномысска за день. Движение в сторону Зеленчукской достаточно оживленное. Однако большой группе, желательно заранее договориться о выбросе. Важная деталь! Покрытия МТС на этом участке дороги не было, так что как вызвать знакомого водилу - было не понятно.

    Резюмирую. Заброска/выброска - тривиальные. Можно договариваться о них заранее, а можно надеяться на попутку или транспорт больших групп. То же можно сказать и о возможной переброске на Кубань. Состояние дорог - прекрасное.

    4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

    Все препятствия, кроме 1-го Взрывного, Пушки и 4-го Взрывного проходились сходу без просмотра всеми участниками. Нижняя часть Пушки была проведена, т.к. в разгонной шивере лопнул шов на внешнем баллоне. Такой же маневр, увы по такой же причине был вынужденно применен и в кульминации 4-го Взрывного. Проводки осуществлялись по ЛБ. Опыт экипажа, позволил, произвести их за минимальные сроки без малейшего риска. Стоит заметить, что проводка, как и прохождение порогов требует грамотных действий и определенного опыта. Мест, где можно крепко заклинить судно, даже по такой низкой воде было предостаточно.

    Перед Нижним Архызом в одной из проток был произведен обнос подмытого в этом году дерева, перегородившего всю протоку (см. фотографии) Препятствие было оперативно замечено с воды и грамотная чалка прямо перед препятствием, позволила сократить обнос до 10-15м.

    Вода, как уже отмечалось, была очень малая. Это сильно усложнило маршрут, поскольку русло Зеленчука богато забито камнями всевозможных мастей. Приходилось очень много маневрировать, хотя несколько раз случалось садиться на камни. В большую воду, проблем было бы значительно меньше. Порадовали своей динамичностью шиверы после каньона Косой (в день их прохождения воды стало побольше). Из техногенных опасностей, стоит отметить низко висящий провод, в 1 км выше автомоста в Нижнем Архызе. Провод серый и практически незаметный издалека. Проход вдоль самого правого берега. Два раза, в районе пешеходного моста в Нижнем Архызе встречались бетонные конструкции в русле с какими-то железяками.

    Все же, основными препятствиями, помимо порогов, с четкими ориентирами и удобными тропами для просмотра, являются завалы и расчески. Проблема в том, что их положение сильно меняется год от года. Зачалить перед ними большой и груженый кат 4-ку, местами достаточно проблематично. Поэтому рекомендуем проходить данный участок с предельным вниманием и в любой момент быть готовыми к аварийному зачаливанию судна. По нашей воде мест для чалки было полно. В большую воду - удобные местечки зальет и будет несколько противней.

    В целом, препятствия по нашей воде были с технической точки зрения более сложные, нежели в большую воду, когда все камни заливает. Смертельно опасных мест я не заметил. Тем не менее, плесов как таковых практически нет. В связи с этим, крайне не желательно выбирать Зеленчук командам с чисто карельским опытом - может и навтыкать. Маршрут сейчас превратился в тренировочный полигон. Мы были, единственными "дикими" представителями веслорукой братии. Остальные группы базировались в одном из нескольких больших лагерей и катались с помощью зафрахтованных заранее машин вверх-вниз. Замечу, что пороги они проходили пустые без вещей, что также сильно облегчает дело.

    Дальнейший сплав по Зеленчуку до ст. Зеленчукской смысла не имеет, т.к. там ничего интересного, кроме разбоев и завалов с дороги мы не увидели. А перед Зеленчукской построили небольшое водохранилище, которое не совсем понятно как преодолевать. Каньон Курлюк и порог в Исправной, увы мы не увидели, хотя по нашей воде, полагаю ничего интересного там и не было.

    5. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

    Карачаево-Черкессия привлекательна для туриста большим количеством совершенно разнообразных интересных объектов. Здесь каждый может найти что-то интересное, сообразно своим вкусам и увлечениям. Прежде всего, жителей мегаполиса привлекают горы разных мастей, которые занимают большую часть республики. Есть на маршруте аланское городище с храмами 10-11 веков, которое мирно соседствует с астрономической обсерваторией, с самым большим в Евразии телескопом. Ссылки на обзор всего интересного в регионе можно найти в списке используемой литературы.

    6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    Как уже отмечалось, Зеленчук - самая популярная река на северном Кавказе. Эта популярность обусловлена удобством заброски, наличием весьма привлекательных препятствий и незначительной протяженностью сплавной части. Также интересны для изучения будут памятники древнего аланского городища в Нижнем Архызе и астрономический комплекс в ст. Зеленчукской и академгородке. Зеленчук можно использовть и как раскаточный маршрут на 1-2 дня перед более серьезными реками (Аксаут, Бол. Лаба, Белая), и как полигон для многократного прохождения препятсвий и тренировки техники. Относительная ненаселенка по ПБ позволяет делать радиальные выходы вверх по долинам притоков и основных истоков (хотя могут быть проблемы с пограничниками. Все-таки, идеальным средством сплава по Зеленчуку является полиэтиленовый каяк или катамаран двойка. Было бы здорово ходить здесь и на байдарке, хотя это и весьма экстремально. Для четверок, он все-таки несколько маловат. Возможно, имеет смысл ходить на Зеленчук в первой половине лета, пользуясь пиком таяния ледников. В этом случае, Зеленчук можно включить в связку с уже перечисленными реками бассейна Кубани. Для ознакомления с данным регионом - маршрут идеальный. Очень рекомендую.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Зеленчук - Кубань 2003.

    2. Лоция реки Большой Зеленчук.

    3. Коллекция ссылок по данному региону.

    4. Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс.

    4. Зеленчукская обсерватория.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Cеславин Андрей Андреевич (sesljr@mail.ru)
  • Обновлено: 25/09/2008. 10k. Статистика.
  • Водный:Кавказ
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка