Чхетиани Антон: другие произведения.

Отчет: В краcный день календаря на вершину Пайера

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чхетиани Антон (ochkheti@mx.iki.rssi.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Отчет. Прочее: , 200 км , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 30/10/1988 {12 дн}
  • Маршрут: ст.Елецкая - р.Ворча-шор - р.Кечпель -р.Пр.юнь-яга - в.724 - в. 1054 - г.Географов - пер.Верх. Хойла - в. 1136 - пер.Пайты - в.Сомкепай - пер.Левопайерский - р.Лев.пайера - пер.Южный - оз.Кечпель-ты -пер.Седло – в.Пай-ер( 1499) - р.Харота - ст.Харота
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчет-дневник о ноябрьском лыжном походе по Южной части Полярного Урала (1988)


  • ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АН СССР

    СПОРТИВНО-ТУРИСТКИЙ

    КЛУБ "СПАРТАК"

      
      

    ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПУТЕШЕСТВИИ III-ой КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ.

    СОВЕРШЕННОМ В РАЙОНЕ ПОЛЯРНОГО УРАЛА В НОЯБРЕ 1989 ГОДА

    ПО МАРШРУТУ:

    ст.Елецкая - р.Ворча-шор - р.Кечпель -р.Пр.Юнь-яга - в.724 - в. 1054 - г.Географов - пер.Верх. Хойла - в. 1136 - пер.Пайты - в.Сомкепай - пер.Левопайерский - р.Лев.Пайера - пер.Южный - оз.Кечпель-ты -пер.Седло - в.Пай-Ер( 1499) - р.Харота - ст.Харота

    МОСКВА - 1988

    СОСТАВ ГРУППЫ

      
      
       Ф И О
       Г.Р.
       Должность
       Место работы
       Туристский опыт
       Домашний адрес
       1
       Чхетиани Отто Гурамович
       1962
       руководитель
       ИКИ АН СССР
       инженер
       4ЛУ БАМ 1986, ЗЛУ Пол. Урал 1987, 5ГУ Ц.Кавказ 1987, 5ГУ Памир 1988
       Москва, ул.Ол. Дундича 9, к.2, кв.З
       2
       Романенков Алексей Игоревич
       1960
       завхоз
       ЦНИИПКС аспирант
       4ЛР Саяны,БАМ 1983,1986
       ЗГР Кавказ 1987
       Москва, Дорожный проезд 1, кв.352
       3
       Шалашов Владимир
       1946
       снаряженец
       СУ 208 МЭМ 3 инженер
       ЗЛУ Кольский п-ов 1988
       2ГУ Кавказ 1988
       Москва, Нагатинская наб.119-13
       4
       Громовой Владимир Николаевич
       1957
      
       з-д Знамя Революции
       наладчик
       ЗЛУ Кольский п-ов 1988
       ЗГУ Кавказ 1987
       Москва, Петров.- Разумов.пр.24-1
       5
       Ларионенко Александр Владимирович
       1959
       реммастер
       МИНХиГП слесарь
       ЗЛУ Кольский п-ов 1988
       ЗГУ Кавказ 1987
       Мос.обл.,п.Болшево, Советская 7-7
       6
       Слесарева Екатерина Геннадиевна
       1968
       медик
       МЭИС, студент
       ЗЛУ Кольский п-ов 1987 ЗЛУ Полярный Урал 1988
       Москва.Свободный просп. 1, к.4
      

    ВВЕДЕНИЕ

       Маршрут был задуман нами, как продолжение цикла походов по южной части Полярного Урала. Близость железнодорожной ветки Сейда-Лабытнанги, создает здесь хорошие условия для проведения в условиях ноябрьского межсезонья короткие, но технически насыщенные походы. Предыдущие походы группы дали достаточно полное представ­ление о характере гор к северу и югу от железной дороги (Рай-из, Ханмей, Харбей, Пайпудынские хребты, верховья Ния-Ю и др.). Незат­ронутыми оставались горы к западу от долины р.Макар-рузь - наш по­ход и ставил своей целью достаточно близкое знакомство с частью этого горного района.
       Техническая подготовка группы позволила включить в маршрут некоторые элементы походов Ш-ой категории сложности, а необычно ясная для ноября погода дала возможность полностью насладиться ра­достью восхождения, панорамой Урала и стремительным бегом по розо­ватой от низко-висящего солнца тундре.
       Выражаем благодарность Д.В.Пруссу и Е.В.Кармалининой за цен­ные консультации.
      
      
      

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

      
       Декретное время в районе Лабытнангской ветки на 2 часа отли­чается от московского. Но мы не переводили стрелок и жили "по Мос­кве".
      
       30 октября
      
       В 13.30 прибыли на ст.Елецкая. Горы затянуты дымкой. Вскоре наступают сумерки. Ночуем в станционном зале. Здесь достаточно места и тепло. Елецкая крупный поселок. Имеется своя пекарня, во­допровод, продуктовый и хозяйственный магазины, столовая, почта. Неподалеку от поселка на р.Елец гравийный карьер. Водокачка и тру­ба котельной видны из тундры километров за 20.
      
       31 октября
      
       Выход в 7.15. Дует северо-восточный ветер 5-7м/с. Температура -10® - -15®. Видимость до 2 км. Решили немного отойти от станции в тундру, поставить лагерь и вернуться на станцию за отставшим учас­тником (приезжающим на следующий день). Дорога проходит за зданием станции и спускается к Ельцу. Здесь дорога идет вдоль реки налево по ходу к карьеру. А ворга и "вездеходка" переходит через уже замерзший Елец, подымается на не­большой водораздел на левом берегу р.Ворча-Шор и идет в направле­нии юг-юго-восток. Встречаются заросли ивки. Через 2 перехода в 9.00 становимся в русле безымянного притока Ворча-Шора. Часть группы отправляется на станцию. Вечером уже все в сборе.
      
       1 ноября
      
       Выход в 7.30. Дует юго-западный ветер до 10 м/с. Температура
    -13®. Видимость 1.5-2 км. Местность слабо всхолмленная. Держимся
    все той же вездеходки. Пересекаем верховья р.Ворча-Шор. Черев 5
    переходов в 13.30 спускаемся к р.Кечпель в 6-7 км выше устья
    р.Лев.Кечпель . В долине реки растет большой ивовый лес. Река
    промерзла до дна. К вечеру температура падает до -20®. Ночью видны
    звезды.
      
       2 ноября
      
       Выход в 6.00. Видимость до 2 км. Температура -18®. Местность здесь сильно всхолмленная. Дорога уходит на юг по водоразделу Ср. и Лев.Кечпелей. Мы сворачиваем с дороги на юго-запад, подымаемся на водораздел и через 3 перехода спускаемся к р.Лев Кечпель. Лев.Кечпель несколькими рукавами течет в широкой котловине. Видна г.Кечпель. Следы ненецкой стоянки. Много оленьих рогов. Небольшие рощицы ивы. Перейдя реку, продолжаем движение в юго-западном направлении. Опять подымаемся на водораздел, где рельеф более сглаженный. Через 1.5 перехода выходим в обширную долину р.Юнь-Яга. Переход уходит на пересечение долины и спуск к реке. Откуда-то сбоку выныривает вездеходка, которая пересекает долину с востока на запад, подымается на противоположный берег и уходит куда-то вдаль, возможно в район Большого Хойленского прохода. Обширные за­росли ивки и тропежка. Ширина долины здесь до 4 км. По мере подъе­ма долина быстро сужается, т.к. река пересекает передовую гряду предгорных холмов. Через 1.5 перехода в 14.30 останавливаемся на слиянии Левой и Правой Юнь-Яги. Ставим стенку. Здесь уже отличный фирн. Температура -22®. С гор дует ветер. Ночью видны звезды.
      
       3 ноября
      
       Выход в 6.00. Температура -20®. Наконец видны горы от Пай-Ера до восточных склонов Хойленского прохода. Передовой увал вскоре кончается, мы движемся по условной долине Пр.Юнь-Яги к подножию северного гребня г.Географов. Через 5 км слабого подъема оказыва­емся на водоразделе западного истока Лев.Кечпеля и Пр.Юнь-Яги. Пе­ред нами короткая долина ручья, стекающего с развилки северного гребня. Долина замыкается разрушенным скальным гребнем, слева и справа видны простые седловины. Левая седловина расположена север­нее в.724, высота 530 м. Несложный лыжный подъем (до 20®) и через 35 минут мы на небольшом плато. Подъем на седловину с севера поз­волил избежать занудного, крутого и лавиноопасного подъема на се­верный гребень из долины Лев.Кечпеля (см. отчет А.Разумовского в библиотеке МГЦКТ, там подымались южнее в.724). Внизу под нами до­лина Лев.Кечпеля, виден каньон в устье долины. Идем траверсом склонов в направлении седловины 700 м, южнее в.724. Отдельные группы камней, местами мягкий фирн, крутизна до 20®. Подымаемся на следующую вершину гребня, откуда спускаемся на широкий платообразный гребень с обилием камней. Карты здесь слегка врут, но вполне терпимо. Снимаем лыжи. Перед в.1054 преодолеваем короткий участок разрушенных скал (50м,30®). Западные склоны круто обрываются к Лев.Кечпелю, на восток уходят неизвестные нам долинки и пологие гребешки. С в.1054 по разрушенным скалам спускаемся к седловине, которую кое-где называют перевалом. Крутые до 50® 300-метровые склоны увенчаны небольшим карнизом, который можно наверное обойти справа по более крутым скалам. На восток ведет небольшой гребешок, с которого есть приемлемый спуск в кар г.Два Озера. К г.Географов (1131 м) проще подыматься по 15-20-градусному западному склону (здесь мы не увидели 35-40® из отчета А.Разумовского). Через час подъема мы на вершине у разрушенного тригопункта. Прекрасный вид на горы в окрестности Хойленского прохода. В долину Лев.Кечпеля весь северный гребень обрывается карами и крутыми склонами. Видны балки и буровушка на дне кара прямо под г.Географов. Спускаемся по 15-градусному склону на восточное плечо 1019 м. Отсюда на юг плавно опускается красивый и узкий платообразный отрог с 2-мя гребня­ми-усами на конце (в.1019-в.996,1.5км). К пер.Верх.Хойла(1А,920) спускаемся по 130-метровому 20-25-градусному гребню - фирн, камни. Общий время спуска один час. Встали в 15.20. Пройдено 9 переходов.
      
       4 ноября
      
      
       Ночью погода переменилась. Сидим в туче. Палатка содрогается от порывов юго-восточного ветра (до 15 м/с). Видимость от 50 до 100 метров. Температура -12®. Посидев некоторое время, решаем спускаться с перевала к поселку геологов в каре г.Географов. Пути спуска в обе стороны были просмотрены еще вчера. В Азию ведет 250 метров фирново-осыпного в верхней части до 35® склона. В Европу, к подножию г.Географов - 300 метровый фирново-осыпной склон. Начало спуска довольно крутое - 40®,10 метров (повесили веревку), далее 150 метров 20-25® склона - фирн, камни, небольшие участки до 30®; сильные порывы ветра заставляют иногда останавливаться. Выкат по­логий, до 15®. Вскоре мы в поселке геологов - несколько балков, буровушка. Общее время спуска 1 час. В разрывах туч иногда виден контур г.Географов. Поселок вполне жилой, имеется работающая ра­ция, остатки угля - только нет хозяев, видно отдыхают после летне­го сезона. Как нам известно ПУГРЭ (Полярно Уральская Геолого-Раз­ведочная Экспедиция - базовый поселок на станции 110 км) ведет изыскания почти круглый год.
      
       5 ноября
      
      
       За ночь ветер слегка стих (5 м/с, порывы до 10 м/с). Види­мость до 500 м. Температура -15®. Спустились по долине 1 км мимо верхнего озера в направлении широкого пологого кулуара (15®, 20® в верхней части, I км), выводящего под склоны в.1136 (виден триго-пункт). Подъем на плоский гребень хребта занял около часа. Вышли в 1.5 км от в.1136 и начали движение в сторону пер.Пайты. Ориенти­ровка осложнена плохой видимостью, однако у нас неплохая "пятисот­ка" и немного подумав можно увязать расположение ближайших каров с конкретным местом на карте. Гребень здесь достаточно широкий и по­логий, отдельные крупные камни. Спуск, подъем - кары и озера под ними. Ветер стих, но все в довольно густой дымке. Через 1.5 перехода выходим к пер.Пайты (910,1А). Северная долина довольно узкая, зажата с обоих сторон крутыми склонами и скалами. На север ведет крупная осыпь (150м,30®), наполовину засыпанная снегом: на юг к оз.Пайты можно спускаться либо по каньону ручья (25-30®), хорошо видному с пере­вала, либо по крутому склону к левому притоку Пайты-вис. При нали­чии видимости можно также спустить по юго-восточному отрогу вв.982-808 в долину р.Ямботы-вис. Продолжаем движение в сторону в.Сомкепай. Сначала несложный подъем, не оставивший у нашей группы таких отрицательных эмоций, как у Разумовского, затем пологие поля и вершина, обрывающаяся с юго-востока большим каром (300 м) к ов.Ямбопайты. В 13.00 выходим на в.Сомкепай. Трига сломана, есть даже записка МАИ-шных туристов. Пологий спуск по широкому восточ­ному гребню приводит к некоторой широкой седловине с крупными кам­нями. На север уходят крутые склоны. На востоке сквозь дымку виден кар, позволяющий определить наше местонахождение - в 2.5 км от пер.Левопайерский. Встали в 14.00. Палатку поставили в прикрытии большого камня.
      
       6 ноября
      
       Ночью опять поднялся сильный ветер до 10-12 м/с. Теперь он западный. Видимость прегадкая - 200 м. Внизу это ничего, а здесь рельеф сильно изрезан и трудно удержаться от соблазна "свалиться" в ближайший пологий распадок. Вышли в 7.30. Долина ручья, текущего с пер.Левопайерский довольно глубоко врезана в хребет и найти начало спуска с хребта даже в отсутствии видимости нетрудно. Широкий цирк. Фирн. Крутизна спуска от 10® до 20®. Через 1.5 км долина резко сужается (до 15 м) и уходит в каньон. С левого борта свешивает­ся карниз (не упоминаемый в большинстве отчетов), прямо вниз ухо­дит водопад - 15 м, 25®. Выходим на разрушенные скалы справа по ходу и спускаемся по снежному кулуару (мягкий фирн) 50 м, 30® (выставляем наблюдателя, т.к. на спуске мы находимся в пределах дости­жимости карниза). Слева каменистые склоны, справа стена каньона. Спустя 1 км долина расширяется. Повсюду фирн, камни, наледи. Ветер здесь необычайно усиливается и мы быстро выкатываемся в долину р.Лев.Пайера. Неподалеку от устья встречаем на левом склоне 2 ле­довых образования. Поскольку ледников на Полярном Урале столь низко не бывает, то это скорее всего перекристаллизованные многолет­ние снежники. Видимость в долине возросла до 1.5 км. Напротив вид­на гора Верхняя Пайера (1045). Встали в 13.00.
      
       7 ноября
      
       Выход в 7.00. -23®. Безветрие, ясно. Отличная видимость. Любуемся "пилой Пай-Ера". Долина р.Лев.Пайеры - типичный ледниковый трог, носит ступенчатый характер (высота ступени 3-7м). Моренные валы. Многочисленные группы озер, грозные стены южного гребня Пай-Ера придают ей своеобразный вид. Здесь хорошо ощущается неко­торая выделенность "Камня-Хозяина" среди остальных гор. Гребни со всех сторон стекаются к Пай-Еру и возносят вершинное плато на поч­ти километровую высоту. Виден водопад, ведущий к перевалу на р.Лек-Хойлу (1000,1А* - обход слева по ходу приводит в в распадок, ведущий к перевалу). Через 3 часа подходим к скальной ступени, перегородившей долину. Скалы, водопады. Высота ступени около 150 метров. Одеваем кошки. Ступень обходим справа по ходу, с пересече­нием одного явного кулуара. Фирн, камни - 20®-30® 45 минут подъе­ма и мы в висячей долине, замкнутой с трех сторон Южным Пай-Ером, Пай-Ером и в.1132. Со всех сторон скально-осыпные склоны, лишь в северном углу глубокое понижение пер.Южный (1000,1В). Возможен по­дъем и к плато в.1132 в северо-восточном углу цирка. Плато здесь переходит в узкий скальный гребень (500м), стыкующийся с восточным гребнем Пай-Ера. Незаметный подъем (2 км) приводит к взлету пер.Южный - 120 м, до 25®. На седловине есть тур. Дует сильный ве­тер. Спуск (в ноябре) - фирновый склон с крупными камнями - 150м, 35®. Далее выполаживается - 200 м, 10®-20®. Справа видны следы свежего каменного обвала. На оз.Кечпель-ты снега нет, быстро про­носимся по льду в направлении пер.Седло (н/к,825). Подъем на пере­вал пологий. За 200 метров до перевала можно спуститься в безымянный исток Пр.Кечпеля - спуск слева по ходу 70 м, 30®. прямо возмо­жен карниз. Перевальное плато размером 1.5км*1.5км. Ночевать можно под склонами в.910. На юго-восток уходит широкий гребень Пай-Ера. Встали в 15.00.
      
       8 ноября
      
       Ясно. -18® . Выход в 7.15. Начали подъем по северо-западному гребню. Вначале широкий - до 1 км, фирн, 20®. Через 1 час подъема гребень сузился до 20 м, 25®. Одеваем кошки. Вскоре начинаются разрушенные скалы. Проходим по обстановке: в лоб, обходом снизу по склону, прямо по гребню. Еще через час связываемся. Гребень узкий. Налево и направо уходят крутые кулуары - 35®-45® . Скалы в общем несложные, но иногда требуется попеременная страховка. В одном месте даже садимся на снежную перемычку. Состояние снега удовлет­ворительное. Наиболее неприятные моменты в заключительной части гребня, здесь не слишком удобный выход. Скалы кончаются. В 10.00 выходим на вершинное плато. Триангулы сейчас здесь нет. Есть тур. Рядом с туром небольшой бюст Ленина. Вершинное плато состоит из 2-х частей: большей, где тур и выход с северо-западного и восточ­ного гребней и меньшего - куда выходит гребень с пер.Южный и пер.Спартак (он же Трудовые резервы - перевал так и гребень судя по-всему еще не пройдены, 2А-ЗБ к.с.). Плато соединены небольшой перемычкой - 1м*5м. Большее плато состоит из 2-х террасе. Часть групп, делавших полный траверс вершины устраивает в месте перегиба 2-х террасе ночевку (роет пещеру). В случае резкого ухудшения по­годы можно устроить сносную ночевку и на с.-з. гребне. С вершины вышли в 10.30. В 12.00 спустились в лагерь.
      
       9-10 ноября
      
       Ясно. -25® - -30®. Спускаемся с пер.Седло в долину р.Харота. И, придерживаясь долины реки, приходим на ст.Харота. 10 ноября в 15.00 сели на поезд.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Чхетиани Антон (ochkheti@mx.iki.rssi.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Прочее:
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка