Ностальгия по Кокшеньге
Идея и реализация похода
Это был невыносимо трудный тысяча девятьсот девяносто четвертый год. Я принимал второе за пять лет решение, круто менявшее всю мою жизнь, и не знал тогда, что ровно через пять лет придется принимать еще одно такое же решение, меняющее мою жизнь еще более круто.
Сын беззаботно учился в Питере, в кораблестроительном, был окружен такими же восторженными и энергичными друзьями. С ними мы и поплыли в наш первый совместный байдарочный поход. После Кокшеньги этой же командой мы прошли несколько рек, дети переженились - внутри группы образовалось целых четыре семьи, потом появились дети, потом семьи стали распадаться... Тогда, на Кокшеньге, все это было впереди.
Нас было девять человек, четыре лодки: три "Тайменя" и одна самодельная, очень похожая на истребитель F-117, такая же неуклюжая и непригодная в реальной жизни. Об архангельской Кокшеньге мы слышали краем уха от тех, кто по случаю общался с ходившими по ней лет двадцать-двадцать пять назад. Все они сходились в одном: река - хорошая. У нас была карта района в 1 сантиметре целых 10 километров, и мы отважно бросились вперед. В неизвестность.
Неизвестных было много:
- куда и откуда плыть, где сходить с маршрута, как добираться до станции;
- что за река, эта красиво звучащая Кокшеньга;
- судоходны ли Устья и Вага, куда нам неминуемо впадать;
- есть ли сейчас лесосплав по Кокшеньге.
Волевое решение было принято почти без колебаний - информации очень и очень не хватало. Едем до станции Кокшеньга направления Вологда - Коноша - Котлас, там останавливаются и московские, и питерские поезда, на станции определяемся, плывем ли сразу вниз по Кокшеньге, впадаем в Устью, с ней в Вагу и сходим в Ровдино, которое стоит на знаменитой автотрассе М8 Москва - Архангельск недалеко от старинного города Шенкурска. Там ловим попутку до Вельска, это большая станция, как-нибудь уедем. По карте этот вариант дает около ста восьмидесяти километров на воде. А может, со станции забрасываемся машиной в верховья Кокшеньги, спускаемся оттуда до станции и спокойно уезжаем по домам. Беда только, что поезд до Питера один раз в сутки, до Москвы - два или три (ветка из Архангельска и Северодвинска приходит только в Коноше, там-то поездов больше, а здесь даже не все останавливаются). Ну, решим на месте.
На месте решили объединить два варианта. В итоге на машине забросились вверх по Кокшеньге, до Устьяновской (по Кокшеньге названия сел звучат, как названия станиц: Конедринская, Федоровская, Охлябинская, Богачевская и др.); доплыли до впадения Кокшеньги в Устью, где встретились первые селения за много дней путешествия - Зиновьевская, Михалевская, Мишутинская; спустились немного по Устье, и не дойдя до впадения Устьи в Вагу всего час-полтора, а до Ровдино целых два дневных перехода, уехали на трассу М8 из Благовещенского, большого села, стоящего близ всех этих трех знаменитых рек: Ваги, Устьи и нашей Кокшеньги. На М8 нам пришлось долго, часа три, ждать попутки, которая привезла нас на станцию в Вельск. В Вельске мы мобилизовали все умение, всю выдержку и всю изворотливость, чтобы достать билеты на проходящие поезда и уехать двумя группами в Москву и Питер.
Некоторые цитаты о зоне похода
Из книги А.К.Чекалова "По реке Кокшеньге", Москва, "Искусство", 1973, стр.16-17:
"С чудью связаны не только названия рек, но и история большей части деревень и целых фамилий. (...) Существует предание о том, что чудские вожди Ровда (вот откуда Ровдино!), Караганец, Арик, Игнатец в 1315 году уступили русским всю Вагу (включая Кокшеньгу) за 20 тысяч белок и 10 рублей".
Из книги "Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых", Вологда, 1880 г, стр.2:
" Иоанн III, бывши в ней (Вологде - Н.Ч.) въ первый разъ пленником вместе с отцем, былъ и победителем мятежного князя Галицкого, возвращаясь изъ Кокшеньги".
Иоанн III Васильевич (1440 - 1505) - Великий князь московский.
Из книги Г.П. Гунна "Каргополье - Онега", Москва, "Искусство", 1989, стр. 17-18:
"В духовном завещании Ивана III сыну Василию отдается "Великий Новгород со всеми пятью пятинами, с волостьми и с погосты... Да сыну же своему Василию даю Завволотцкую землю всю, Онего и Каргополье, и все Поонежье, и Двину, и Вагу, и Кокшенгу, и Вельский погост, и Колмогоры, и всю Двинскую и Заволотцкую землю..."".
Из книги Н.А. Макарова "Русский Север - таинственное средневековье", Москва., Институт Археологии РАН, 1993, стр.25:
"...Важские могильники оставлены финно-угорским и смешанным славяно-финским населением, которое уже в XI веке было тесно связано с древенерусской метрополией. Наверное, основной приток пришлого люда на Вагу относится к XII - XIII векам.
В XIII веке важские погосты стали укрупняться, здесь сооружались церкви, сюда присылались из Новгорода церковные книги. Среди многочисленных рукописей, погибших в московском пожаре при вторжении Наполеона, был "Шенкурский пролог", написанный в 1229 году в Новгороде дьячком Давидом "в храм Спаса за Волок в Шенкурье". О связях Важской земли с Новгородом свидетельствуют пергаментные документы и берестяные грамоты. Но не позднее XIII века на Ваге и ее притоках Устье и Кокшеньге появились владения ростовских князей, вклинившиеся между новгородскими погостами..."
Из книги "Север", Москва, "Физкультура и спорт", 1975, стр.154
"...Средняя часть района, протянувшегося на 450 км с запада на восток, приходится на водораздел рек Ваги, Северной Двины и Сухоны, который резко обрывается к Двинской, Сухонской и Важской низменностям. Эти обрывы, обнажающие коренные породы (мергели, глины), поросли заболоченными еловыми лесами с отдельными массивами болот и более сухими сосново-еловыми лесами по моренным грядам и холмам. Западнее начинается незначительный подъем к Коношо-Няндомской возвышенности, достигающей более 200 м над уровнем моря...
...Территория находится под переменным воздействием арктического воздуха и воздуха умеренных широт, что определяет изменчивость погодных условий. Средняя температура января от -12 градусов по Цельсию на западе до -14 градусов на востоке. Лето сравнительно теплое (средняя температура июля +16 - +17 градусов). В течение года выпадает 450-500 мм осадков...".
Из БСЭ, 3-е изд., т.12, стр.460
"КОКШЕНЬГА - река в Вологодской и Архангельской обл. РСФСР, лев.приток р.Устья (басс. Сев.Двины). Дл.251 км, пл.басс. 5670 кв.км. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср.годовой расход воды у дер. Моисеевская (106 км от устья) ок. 35 куб.м/сек. Замерзает в октябре-ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная".
Это почти все, что мы знали о реке и о зоне похода.
Общие замечания по маршруту
Поход продолжался 14 дней, с 3 по 17 августа 1994 года. На воде мы были одиннадцать дней, потратили около 20 ходовых часов и преодолели около 130 километров реки. Река замечательная, но об этом потом.
Подъезд к реке идеален: беспересадочное сообщение поездами Москва-Котлас и Питер-Котлас. Они приходили тогда на станцию Кокшеньга в 16-30 и в 18-30 соответственно и стояли около двух минут, что вполне достаточно для выгрузки. Река находится метрах в семистах от станции вперед по ходу поезда. Лучше всего переносить вещи по той дороге, что идет слева от путей, метрах в ста пятидесяти от них: она приводит прямо к пляжу ниже моста. Водное зеркало слева от деревни, видное со станции - озеро, вернее, старица, которая в августе с рекой не сообщается.
Заканчивать маршрут там, где заканчивали мы, нет необходимости. Мы разбили лагерь за селом Благовещенское, которое протянулось километра на три слева вдоль реки, незаметно переходя в село Пловская и далее в Олюбинскую. До села - огороженный выгон и длинная старица, мешающая выйти на коренной берег. Сама Река Устья на этом отрезке широка и неинтересна и можно сэкономить пару ходовых часов, особенно утомительных в конце похода.
Лучше всего дойти до исключительно живописного места впадения Кокшеньги в Устью, искупаться в Устье, подняться на ее правый обрывистый берег, полюбоваться с пятидесятиметровой высоты живописной панорамой слияния двух могучих и красивых рек и вернуться на два километра назад к деревянному мосту у Кочневской - это первая деревня слева после недели тайги. От Кочневской до Благовещенского те же три километра, что и от того места на пустыре, в лопухах и чертополохе, на котором мы остановились.
Из Благовещенского можно уехать рейсовым автобусом до парома через Вагу в Столбовской, оттуда до М8 рукой подать. Но лучше всего найти грузовичок или трактор в Благовещенском и ехать на нем: весь путь около десяти километров. Мы ехали на самосвале. На шоссе лучше всего прибыть до девяти утра - в это время в Вельск идут автобусы из окрестных деревень. Можно поймать и попутку, хотя нам пришлось ждать часа три. В Вельске автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом.
Обратные поезда на Москву (шесть или восемь поездов) шли тогда между двенадцатью дня и полуночью. Единственный поезд на Питер - около десяти вечера.
Река милая, нежная и абсолютно пустая. Резко различаются ее два отрезка. На первом, от Устьяновской до Ревдино (не путайте с Ровдино!), около пятидесяти километров река мало интересна: широкая, с безлесными (лес метрах в двухстах от берега), неуютными и обрывистыми берегами, мало пригодными для стоянок. Живописные места попадаются изредка. Обустроенных стоянок на всей реке и тогда было не очень много, сейчас они вряд ли есть вообще. Сама река на первом отрезке монотонна, хотя достаточно извилистая. Много деревень, в основном, по левому берегу. Ревдино - последняя деревня, она на правом берегу. За Ревдино, как только пройдете впадающую слева милую речушку Ненюшку, и до самого впадения в Устью населенных пунктов на реке не будет. Надежда - только на себя и на Бога.
Зато река здесь мгновенно преображается. Она становится уже, быстрее, крутые повороты и перекаты, а кое-где и небольшие пороги (от Ревдино до Устьи река падает всего на 12 метров), следуют один за другим с интервалами иногда в 400 - 500 метров. Первый ощутимый порог - после Козловской и впадения небольшой речушки Шареньги, сразу за высоким мостом автодороги. Мостов тоже больше не будет до самой Устьи. Перед мостом на высоком правом берегу - роскошная стоянка.
Далее оба берега покрыты чистым высоким лесом, над которым регулярно возвышаются просто огромные лиственницы. Появляются обустроенные стоянки, в основном, по правому берегу в районе порогов, с навесами и даже баньками. Везде в местах стоянок берега высокие, и разгрузка лодок требует времени и усилий. Правда, везде это окупается изумительными видами на реку прямо из палаток.
Погода до двенадцатого августа была прекрасной - солнечно, не очень жарко, ночами на открытых местах даже прохладно, по утрам - красивые туманы. Начиная с тринадцатого августа, пошли дожди, и до конца похода практически не прекращались. Я замечал это и на других реках этого региона: в районе десятого - двенадцатого августа здесь щелкает выключатель, и лето гаснет навсегда, происходит резкий сброс температуры, и начинаются холодные дожди. Хотя - разрывы между ливнями значительны, и на реке быстро привыкаешь и к температуре, и к влаге. Гнуса в тот год не было, первое время донимали слепни и овода, но как только прошли деревни, они исчезли. Комаров на Кокшеньге много, но и к ним быстро привыкаешь.
Река рыбная. Говорят, водится хариус, встречаются лососевые, даже стерлядь. Не знаю про стерлядь, а вот щуки, голавли, язи, плотва, окуни - в изобилии. Так же много черники, голубики, к концу похода созрела брусника. Невероятно много морошки, но к этому времени она уже отходит, за ней надо приезжать на неделю-две пораньше. Много черной и красной смородины. Богатейшие клюквенные места, ее море, но клюква созреет только к середине сентября. Грибов в тот год не было совсем, вернее, они начались уже после завершения нашего похода.
Течение на реке хорошее, можно сплавляться на плотах, катамаранах, надувнушках, что некоторые и делают. Вообще-то мы шли по воде, более высокой, чем обычно. При более низкой воде проходимость порогов и перекатов усложнится, и река станет еще более привлекательной. Но даже тогда мне показалось, что Кокшеньга более интересная река, чем, например, Молога, Кобожа или даже Керженец.
На Кокшеньге мы построили роскошную сауну: срубили по всем правилам сруб, врезали его в крутой берег, сделали крышу, обмазав ее глиной и засыпав сверху песком. Я сложил внутри настоящую каменку - с поддувалом, оборотом, трубой. На трубу пошло два листа жести, снятых с заброшенной бытовки сборщиков живицы. Хорошая, добротная сауна получилась. Интересно, сохранилась ли?
А еще мы обустраивали каждую стоянку: столы с мощными сиденьями, навесы, места для костров... А еще мы ходили через тайгу на Вагу - это была очень опасная ошибка, не делайте этого! У нас была десятикилометровка, мы неверно определились с местом стоянки, и вместо пяти километров до Ваги оказалось восемнадцать. Дорог, естественно, нет. Мы вышли на Вагу в районе Юхнево - Есиповская, искупались в Ваге и вернулись назад, ошибившись всего на двести метров. Слава Богу, у нас был хороший компас и запас времени. Прошли мы более сорока километров по тайге и болотам, которых здесь много. А вообще, Вага местами подходит к Кокшеньге всего на километр-два, а в среднем отстоит от нее на десять-пятнадцать километров на протяжении километров тридцати. Соблазн огромный! Но нужны хорошие карты и очень точная привязка к реальному местонахождению.
В будущем году исполняется ровно десять лет с того исторического похода. Может, сходим по этому случаю?
Некоторые географические названия зоны похода
Авнега, Айга, Варюга, Волюга, Вондога, Вонжуга, Евда, Ельма, Елюга, Еменьга, Ерга, Илеза, Керзеньга, Кидюга, Кизема, Кишерма, Коленьга, Коноша, Кочкурга, Кулой, Лойга, Майга, Мехреньга, Можуга, Ненюшка, Норминга, Паденьга, Подюга, Сельменга, Сойга, Солга, Солюга, Стрига, Суланда, Терменга, Тулма, Удима, Ульюха, Уфтюга, Шеньга, Шереньга, Шоноша, Шунема, Шурай, Юрманга.
Подробный дневник похода
У меня есть детальный дневник этого похода, но он не в электронной форме. Может, когда-нибудь поставлю и его. Пока - несколько фото, не самых представительных, правда.