Данилов Сергей Евгеньевич: другие произведения.

Описание: Ожу - Улуг-О

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Данилов Сергей Евгеньевич (danilov@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 01/11/2012. 50k. Статистика.
  • Описание. Водный:Саян восточный , 260 км , Ноги
  • Дата похода 28/09/2012 {22 дн}
  • Маршрут: Сплав по р.Стерлиг – р.Ожу – р.Бий-хем – пешком: р.М.шивилиг, - р.Черби – р.Урюн-суг – сплав по р Улуг-о – р.Бий-хем
  • Иллюстрации/приложения: 28 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Впечатления от самодеятельного путешествия туристов из г. Екатеринбурга, совершенного с 26 июля по 16 августа 2011 года, по маршруту : сплав по р. Стерлиг - р. Ожу - р. Бий-Хем - пешком: р.М.Шивилиг, - р. Черби - р.Урюн-Суг - сплав по р Улуг-О - р. Бий-Хем.


  • Ожу - Улуг-О

      

    "Что мне написать про наш поход?"

    - спросил я у друзей.

    "Напиши юмореску, как мы искали пороги на Ожу."

      
       Впечатления от самодеятельного путешествия туристов из г. Екатеринбурга, совершенного с 26 июля по 16 августа 2011 года, по маршруту : сплав по р. Стерлиг - р. Ожу - р. Бий-Хем - пешком: р.М.Шивилиг, - р. Черби - р.Урюн-Суг - сплав по р Улуг-О - р. Бий-Хем.

    Организация путешествия

       Мы являемся компанией людей предпенсионного возраста, проводящей отпуск в водных и пеше-водных походах с 70-х годов. В отпуск мы отправляемся раз год и хотим использовать его сполна для сплава по малопосещаемой интересной реке на уровне 4 - 5 к.с. Мы не ставим перед собой спортивных целей. Кроме интересных препятствий нас интересуют красоты, рыбалка, орехи, грибы и ягоды.
       Все участники имеют опыт сплава по рекам 5 к.с. Двое побывали на Улуг-О лет 30 назад. Однако Улуг-О, сама по себе, не вполне удовлетворяла нас. Начало традиционного маршрута (автомобильный подъезд и сплав по болотистой безлесной местности) не казалось интересным и удобным, традиционный маршрут короток по времени. Поэтому появилась идея похода - связки двух рек Улуг-О и Ожу (варианты названия: Оджа, Оджу). Было интересно увидеть эту реку, так доступно расположенную, но несмотря на это, так мало посещаемую. Об Ожу в интернете был найден единственный отчет Н.Лысенко из Новосибирска. В этом отчете река описывалась как сложная весенняя пятерка с большим количеством сложных препятствий, но сообщалось, что летом, из-за низкого уровня воды, река для сплава неперспективна. Вероятно, именно это утверждение помешало полноценному туристскому освоению реки. Мы решили рискнуть и проверить это утверждение, поскольку имелись отрывочные сведения о летнем прохождении этой реки.
       Ожу впадает в Бий-Хем справа, а Улуг-О - слева и выше по течению. Сплав по Бий-Хему, не имеющий препятствий, до точки начала пешего участка маршрута не является важным. Маршрут перехода с Бий-Хема к началу сплава по Улуг-О желательно было проложить по тропам, либо по открытым местам и выйти выше основных порогов на Улуг-О. В качестве возможной точки начала пешего перехода рассматривались устья Большого Буса, Большого Шивилига и Малого Шивилига. Был выбран Малый Шивилиг, который впадает в Бий-Хем слева, в 50 км ниже устья Ожу. Подъем в горную часть и переход в долину р.Черби планировался по дороге, далее по тропе на р.Урюн-Суг, приток Улуг-О. Таким образом сформировался общий план похода:
      
       1. сплав: рр.Стерлиг - Ожу - Бий-Хем до точки начала пешего перехода. 6 дней
       2. Пеший переход: от устья р. Малый Шивилиг на ручей Урюн-Суг до его впадения в Улуг-О. - 6 дней
       3. Второй сплав: рр. Улуг-О - Бий-Хем до юрточного городка (около переправы на Кара Хаак) - 6 дней
       4. Двукратное строительство катамаранов - 2 дня. Резерв (или дневки) - 2 дня
      
       Сплав группы из 6 человек проводился на катамаранах с рамой из жердей. Это были двухместный катамаран длиной 2,7 метра с диаметром баллонов 45 см. и четырехместный длиной 4,5 метра с диаметром баллонов 50 см. Гребцы сидели на пятой точке с закреплением в стремени ноги с внутренней стороны баллона на раме катамарана, это традиционно для нас. По видеоматериалам был сделан фильм на 20 минут (http://www.youtube.com/watch?v=uwn9mT8QxKE&feature=youtu.be).

    Подъезды и выезд

       Ж/д билеты на всех участников приобретались заранее, в Екатеринбурге. К началу маршрута - Екатеринбург 23.07.11 - Абакан 25.07.11. Возвращение - Абакан 17.08.11 - Екатеринбург 19.08.11. Автомобильная заброска к началу сплава от Абакана до Турана по Усинскому тракту - и далее налево, 40 км по Хутинской дороге до р.Стерлиг, притока Ожу (варианты названия: Стерлик, Стерлык; не путать с совершенно другими реками Серлиг и Сесерлиг, что важно при преговорах по заброске).
       Проблемным участком для автозаброски изначально представлялся отрезок от Турана до моста на р. Стерлиг. Из Турана получили информацию: "От Турана до р. Стерлиг по хутинской дороге в июле-августе можно добраться на любом виде транспорта, в том числе и на легковом (минут 30 - 40 езды). Дорога грунтовая, но вполне проходимая, если не преследуете цель подниматься выше по Стерлигу". С помощью того же доброжелательного корреспондента в Туране вышли на тамошнего водителя Михаила (8-913-342-86-27, микроавтобус "Тойота Хайсс" на 11 мест), который легко согласился доставить группу из 6 человек от Турана до моста на Стерлиге. Этот вариант рассматривался как запасной, поскольку нам требовалась заброска из Абакана.
       Доверившись комплиментарным отзывам (отчет 2005 года) о Викторе Филиппове, обратились сначала к нему - и получили счет за заброску в 14 тыс. руб. Выяснилось, что кроме заброски микроавтобусом до Турана за 9 тыс. рублей планировалось пригнать из Кызыла вездеход на этот участок (Туран-Стерлиг) в 40 км. В Абакане имеется десяток фирм, а также несколько независимых водителей, с которыми можно обсуждать условия заброски в Тыву (и обратно). В лице фирмы "Белая дорога" (info-zarya@list.ru), с диспетчером фирмы Юлией (8-923-383-55-13). мы встретились с доброжелательным отношением, обязательностью, четкой организацией дела и готовностью учесть наши дополнительные пожелания. С "Белой дорогой" загодя были согласованы:
       1. заброска, вокзал Абакана - р. Стерлиг, со встречей поезда 25 июля в 6:00 (цена заброски 7,5 тыс. руб.);
       2. обратный выезд, от т/б "Бий-Хем" (юрточный городок в 2 км выше паромной переправы на Кара-Хаак) - Абакан, на 17 августа, отправление 10:00 (цена 8 тыс.руб.)
       Водитель Вячеслав Владимирович (8-953-255-94-81) ни в чем нас не подвел как на заброске к началу сплава, так и на обратном выезде. Время автозаброски и длительность обратного выезда в Абакан составили и в том и в другом случае около 7 часов, включая оба раза обед в Танзыбее.
       Проселочная хутинская дорога на участке Туран-Стерлиг в конце июля находится в хорошем состоянии, на болотистых участках отсыпана гравием - и вполне проходима для любого транспорта. Движение по этой дороге (мы наблюдали его в рабочие дни в районе моста на р Стерлиг) довольно активное - около 10 автомобилей в день. В основном, это бензовозы и бортовые машины повышенной проходимости, обслуживающие прииски на притоках Сыстыг-Хема. Наблюдали также движение стареньких Жигулей и Москвичей.
      

    Описание маршрута

       Географические координаты указываются в системе Пулково 1942, формат: "градусы - десятичные минуты".
      
       1. Сплав по р. Стерлиг, р. Ожу и по Бий-Хему (уровень воды средний).
       Сплав по Стерлигу и Ожу мы проводили по лоции Лысенко, но обнаружили существенные расхождения с тем, что мы увидели на реке. Список несоответствий помещен ниже. При сплаве мы впервые смогли привязаться к этой лоции только в районе порога 25 "Интеграл". Тем не менее мы сохраняем нумерацию препятствий в соответствии с этой лоцией.
       Мы строили катамараны непосредственно в районе железного моста, GPS N52 20.018 E94 08.169
       Первый мост. []
       Фото 1. Первый мост.
      
       На берегу стол со скамейками и навесом. В окрестных лесах достаточно сухих елок для рам. Рыбалка была безрезультатной.
       Сплав от моста до устья р. Ожу - 47 км. (по Стерлигу - 9 км. По Ожу - 38 км).
       По характеру эта часть маршрута может быть разделена на 4 участка.
       1. От моста через Стерлиг до сужения долины р.Ожу (поворот русла на юг). 17 км. Характер - меандры, изредка разбои, завалы.
       2. От начала сужения до начала шивер. 12 км. Порог "Мельница" 2 к.с. Остальное быстротоки и слабые перекаты.
      
      
       3. От начала шивер до начала ущелья. 14 км. Участок заполнен шиверами, сложность которых первоначально на уровне 2 к.с., нарастает постепенно, пропорционально нарастанию уклона и к концу участка, начиная с порога-шиверы "Интеграл" несколько выше 3 к.с. Основные трудности при сплаве - маневры между камнями и причаливание на коротких быстротоках.
       4. Ущелье - 4 км. Имеет Y - образный характер. Уклон до 44 м/км, Появляются пороги, как правило, с забитым камнями заходом. Между порогами - крутопадающие шиверы. Есть места, где приходится наезжать на камни и перетаскивать катамараны через них. Желательно разведывать каждое препятствие. Сложность - 4 к.с. и несколько выше в некоторых порогах. Чалиться нужно очень споро, места и времени для чалки мало.
      
       1. Заимку Кунаева не видели, да и не искали. Характер реки равнинный, кусты в русле, крутые, заросшие травой и кустами берега, слабые перекаты. Сплав по Стерлигу - 1ч. 45 мин. Река меандрирует, идет то среди лугов, то через лес. Там где река проходит через лес, есть опасность завалов. Обнесли всего один завал на левом повороте незадолго до впадения в Ожу. Через 25 минут сплава по Ожу еще один мост, деревянный и более низкий. На берегу - еще один стол со скамейками и крышей. GPS N52 18.041 E94 11.224. Под мостом проплыли спокойно в левом пролете. Однако по весне могут быть проблемы. Чалиться перед мостом влево. Далее справа впадает приток, р. Ховалыг, характер реки Ожу не меняется. Конец участка может быть идентифицирован по однозначному ориентиру - высокий подмытый глинистый берег слева, с множеством птичьих гнезд. GPS N52 18.248 E94 14.306. Вдали на лугу л.б. примерно в 200 м видна изба. Возможно это ферма, упомянутая Лысенко. На берегу изб нет.
      
       2. Примерно через 1,5 км от сужения долины в реке 2-3 короткие шиверки на уровне 2 к.с. Вероятно это порог "Мельница", но остатков строений не заметили. Через пару поворотов - большой лагерь геологов из Красноярска на левом берегу GPS N52 17.424 E94 15.328. Далее весь участок реки представляет из себя спокойный быстроток с простенькими перекатами на уровне 1 к.с. Через 9 км от начала участка GPS N52 16.031 E94 19.287 справа впадает 2-я Глухариная речка.
       Впадает 2-я Глухариная речка. []
       Фото 2. Впадение 2 Глухариной речки (на 2 участке реки).
       Еще через 3км, к концу участка, уклон начинает возрастать.
      
       3. Участок шивер. Может быть идентифицирован по крутому правому повороту на 180 градусов вокруг пологого правого берега с двумя избами. Вероятно здесь подолгу живут люди, есть загон. Участок шивер начинается выше по течению на 500 м от этих изб. Долина сужается сильнее. Далее шиверы идут непрерывной чередой (фото 3,4,5 и 6) с возрастанием сложности приблизительно от 2 к.с. до 3+ к.с. к концу участка. Загромождение русла камнями также возрастает.
       Шиверы. Участок 3, начало. []
       Фото 3. Шиверы. Участок 3, начало.
      
       Нет никакой реальной возможности пересчитывать препятствия и отделять их друг от друга, тем более, что быстротоки, их разделяющие, очень коротки. Разведывать каждую шиверу слишком трудоемко. В этом быстро убеждаешься. Ориентиры в лоции типа "впадающий ручеек", "скальная стенка", "галечный осередок", "остров" встречаются на реке неоднократно и только путают. Разумно идти хотя бы первую половину этого участка без разведки.
       В шиверах. Поиск пути. []
       Фото 4. В шиверах. Поиск пути.
      
       Участок 3. Примерно середина. []
       Фото 5. Участок 3. Примерно середина.
      
       Катамаран-четверка в шиверах. []
       Фото 6. Катамаран-четверка в шиверах.
      
       Четверка в пороге 'Интеграл'. []
       Фото 7. Четверка в пороге "Интеграл".
      
       Примерно через 7 км от начала участка (11 км до устья Ожу), GPS N52 14.798 E94 24.001, мощная шивера, которую с некоторой натяжкой можно назвать порогом. Начинается на правом повороте, затем прямой кусок 150 м и на левом повороте справа скала. 4 слива по 0,6 м. Необходимо маневрировать. С лоцией Лысенко соотнести не смогли. Возможно это порог 17, но по описанию характера больше подходит порог 9. Дальше снова шиверы на уровне 3 к.с.
       Примерно еще через 4 км порог 25 "Интеграл", GPS N52 14.190 E94 26.928 (фото 7). Начинается горкой с плавным сливом, далее маневры между камней, потом сложный слив, направленный влево 0,7 м, за которым нужно сразу разворачиваться и уходить вправо. Навал на камень слева. Порог кончается серией невысоких сливов под правым берегом. В конце справа скала. Суммарная высота этих сливов около1,2 м. Не выше 4 к.с. Ниже порога хорошая суводь для рыбалки, на левом берегу - пологое место, удобное для стоянки. Отсюда примерно 2 км забитых камнями шивер несколько выше 3 к.с. до конца участка.
      
       4. Ущелье. Самая сложная часть реки. Начало - GPS N52 12.989 E94 28.294. На этом участке река сужается и уклон возрастает. Хорошим ориентиром начала участка служит большая серая осыпь левого берега, выходящая к реке ниже начала порога 28. Пристать нужно раньше этой осыпи для разведки порога 28, который мы назвали "Прорва". Он начинается на правом повороте.
       Нижние сливы П28 'Прорва' []
       Фото 8. Нижние сливы П28 "Прорва"
      
       Плавная горка - слив на входе и поворот направо. После разгона по струе (прижиматься влево) двойной слив по 1м каждый, через плиты (фото 8). В конце порога правый берег - скала, левый - обломки скал. Через небольшой промежуток еще один невысокий слив с камнем посередине. Не выше 4 к.с.
       Вид на П29 - П30 []
       Фото 9. Вид на П29 - П30
      
       Рыбалка ниже П30 []
       Фото 10. Рыбалка ниже П30
      
       Порог-шивера 29 - порог 30 это единый участок из последовательности сливов около 0,8-1м. В начале это узкая "труба" (фото 9), около 10-12 м шириной, со сливами. Потом плавный поворот направо с многоступенчатым сливом около скальной стены л.б. 4 к.с. После прохождения чалиться влево за скалой (фото 10).
       Порог 31. GPS N52 12.871 E94 29.305. По конфигурации похож на порог 33 "Залом". На входе крутая горка по обливным камням. Далее плавный левый поворот. Гряды камней со сложным прохождением. На выходе еще гряды камней не оставляющие надежды на чистое прохождение (3+ к.с.). Левая протока сухая и широкая. По ней обнесли порог, не желая лишний раз рвать катамараны. Может и зря тратили силы, т.к. далее снова все завалено камнями. Протащили катамараны по камням и отчалили в порог 32 - серию сливов под скалой левого берега. Пристали к левому берегу для просмотра порога 33 "Залом".
       Порог 33 "Залом" GPS N52 13.000 E94 29.755 принципиально не отличается от остальных порогов этого участка. Крутая горка по обливным камням на входе, плавный и чистый поворот-трек налево заканчивающийся высоким двухступенчатым сливом. В сливе видны каменные зубцы в пене. Суммарная высота слива около 2 м. Может быть и выше 4к.с. но до 5 к.с. по нашей воде явно не дотягивает. Левая протока - мелкий ручей.
       Порог 34 слив-горка (фото 11). За этим порогом причалили к левому берегу, где обнаружили неплохую полку для ночевки.
       Катамаран-четверка в П 34 []
       Фото 11. Катамаран-четверка в П 34
      
       Порог 35. GPS N52 13.029 E94 29.817. Слабый прижим влево к скале. В прижиме несколько сливов высотой около 0,7-1,0 м. 4 к.с. См. фото 12.
    П40 катамаран-двойка. []
    Фото 12. П35, катамаран-двойка.
       Далее пороги 36-39 образуют единую систему невысоких сливов между крупными глыбами. Перед правым поворотом нужно зачалиться к правому берегу для разведки порога 40 "Горло".
       Порог 40 "Горло" GPS N52 13.297 E94 30.335. Примерно полтора км до устья Ожу. Ничем принципиально не отличается от остальных порогов этого участка. Заход осложненный обливными камнями с поворотом направо. Прижима к скале л.б. нет. Двойной высокий чистый слив (фото 13). Вторая ступенька больше - примерно 1,2 м. Суммарная высота всего порога около 2,5 м. В нашу воду может быть и выше 4 к.с., но явно не дотягивает до 5 к.с. Для катамарана двойки, длиной больше 2,7 м вполне проходим.  
    П40 'Горло' []
    Фото 13. П40 "Горло"
      
       Порог 41. Скорее мощная шивера.
       Порог 42 . Аналогичен порогу "Горло", только прижим к правому берегу. Навал есть. Ступенчатый слив, осложненный торчащей плитой справа (фото 14).
      
       П42 катамаран-четверка. []
       Фото 14. П42 катамаран-четверка.
      
       Чтобы обойти плиту, на двойке смещались сильно влево, возвращаясь на основную струю чуть выше плиты. Трехступенчатый слив, самая высокая - вторая - около 1,2м.
       Порог 43 -крутая шивера со сложной линией движения.
       Порог 44. Непроход. Необходимо выбрасываться на камни в правой части русла и перетаскивать суда. Сюда ведет набитая тропа с берега Бий-Хема.
       Шивера 45 следует непосредственно за предшествующим порогом. Длина шиверы 500 м. Разведка ее бессмысленна, поскольку она представляет из себя непрерывную цепочку невысоких сливов 0,5-0,8 м через гряды камней.
       Шивера заканчивается непосредственно в Бий-Хеме, GPS N52 13.438 E94 31.383.
       При прохождении р.Ожу мы пользовались лоцией Лысенко. Однако, ориентироваться по ней было затруднительно, по крайней мере, до порога Интеграл. Явно была завышена сложность препятствий на втором и третьем участке, что было очевидно несмотря на предполагаемую разницу уровней воды. Поход группы под руководством Лысенко проходил весной. Однако, сравнивая свои фотоматериалы с теми фотографиями Лысенко, где можно было опознать те же участки, мы пришли к выводу, что уровень воды в весеннем походе Лысенко был выше нашего уровня на 20-30 см. В нашем походе уровень воды был примерно средним для лета, если судить по границе растительности. Возможно, что увеличение расхода воды может несколько повысить сложность некоторых порогов, но уж никак не на две категории. При этом повышении уровня воды, пороги не могут появиться там, где мы их не видели вообще.
      
       Сравнительная таблица расхождений в описании Лысенко и наших наблюдений.
       В описании Лысенко
       В нашем походе
       в самом начале дороги Туран-Хут стоит контрольно-пропускной пункт лесхоза, и без памятки-удостоверения на Серлиг ... туристов не пускают.
       В данный момент никакого пункта нет. Река называется Стерлиг. Река Серлиг тоже существует, но находится в другом месте.
       До впадения в Ожу нам предстояло пройти по Серлигу около 9 км. Сплав занял 3 часа. ... От устья Серлига до фермы на левом берегу около 11 км.
       Сплав на катамаранах без гребли до впадения в Ожу в конце июля занял 1час 45мин. От устья Стерлига до вхождения реки в долину 8,5 км.
       порог 2 "Мельница" ... Он расположен на месте бывшей мельницы. Состоит из 3-4 ступеней. Порог III-IV к.с.
       Остатков мельницы не видели. Короткая шивера не выше 2 к.с.
       ... Затем примерно 12 км (при скорости реки около 7 км/час) идёт ряд "троечных" и "двоечных" шивер 3 вперемешку со спокойными участками.
       Ничего этого нет. Только слабенькие перекаты.
       ...после локального поворота налево и большого поворота направо пошёл ряд (порядка 10-12 штук) шивер 4 III-IV к.с. Среди них - порог-шивера А и порог-шивера Б.
       Видимо это начало участка шивер. По сложности эти шиверы на уровне 2 к. с.
       порог 7 "Желанный" V к.с. .... Сливы и бочки высотой 1м. ...После этого около 5 км идёт система шивер 8 ... IV-V к.с. Мощная вода. Ямы и сливы до 1м....порог 9 V к.с. ... Ямы и сливы - до 1-1,3м.
       Не видели никаких порогов. Только непрерывные шиверы на уровне 2 к.с.
       В месте порога 13 в Ожу справа впадает мелкая речка-ручей Глухариная 2-ая.
       Это явная ошибка. Речка 2-я Глухариная впадает гораздо выше этого места на участке слабых перекатов.
       мощная шивера-порог 14 (около 6 ступеней). Сливы 1-1,3 м, бочки 1-1,3 м. ... порог 16 V к.с.... Порог-шивера 17 начинается водопадными сливами через камни высотой 1-1,5м ...
       Шиверы не выше 3 к.с., заканчивающиеся небольшими сливами осложненными камнями в русле. Если где-то и можно усмотреть перепад в 1,5 м, то это только от начала очередной шиверы и до ее конца.
       Порог 25 "Интеграл" - V к.с. Сливы 1,5 м. Косой вал 1,5 м. Бочки 1,5 м ... За порогом 25 долина Ожу сильно сужается
       Сливы 0,7 м. На выходе чистый плавный многоступенчатый слив. Суммарная высота этого слива около1,2 м. Не выше 4 к.с. Долина сужается позже.
       Порог 28 - V к.с. Более 5 ступеней. .... Мощные сливы. Вал 1,5 м. Бочки 1,5 м.
       С этого места действительно начинается ущелье. Сливы около 1 м. Не выше 4 к.с.
       Порог 36 - IV-V к.с. ...Порог 37 - V к.с. ... Порог 38 - V к.с., опасный. ...Порог 39 - V к.с.
       Пороги - шиверы на уровне 4 к.с. Необходимо разведывать.
       Порог 40 "Горло" - V к.с. ... В пороге два слива, особенно мощный второй (через огромный обливной зуб) - высотой 2,5 м. ... Порог "Горло" в большую воду для катамарана-двойки чрезвычайно опасен.
       Никакого обливного зуба не видели. Вторая ступенька примерно 1,2 м. Суммарная высота всего порога около 2,5 м. Для катамарана двойки вполне проходим, вероятно и в более высокую воду.
       Порог-шивера 42 - V к.с. Начинается на левом повороте у скалы на правом берегу. Идти в целом по центру. Огромное количество сливов, бочек высотой 1 м (около 20 ступеней). Сплошной слалом.
       Аналогичен порогу "Горло", только прижим к правому берегу. Навал есть. Слив, осложнен торчащей плитой справа. Трехступенчатый слив, самая высокая - вторая ступень - около 1,2м. Идти прижимаясь влево.
      
       От устья р. Ожу продолжили сплав по реке Бий-Хем 50 км до левого притока Малый Шивилиг. Препятствий на Бий-Хеме нет. Сплав по нему занял около 5 часов.
      
       После совершения похода в интернете был обнаружен еще один отчет с описанием сплава по Ожу (http://www.veslo.ru/2011/otchet/lifanov/1988_01/biy_ulug.html). Однако сравнение описания Ожу из этого отчета с лоцией Лысенко выявляет дословное совпадение. Это, а также другие несуразности:
       - сплав от устья Улуг-О до устья Ожу по Бий-Хему занял 12 часов (реально 3 часа);
       - 33 км от устья Ожу по тропе до 13 порога, (находящегося в 10-12 км от устья по реке);
       - прохождение за один день с разведкой и страховкой (!) участка "Интеграл" - устье Ожу с чистым ходовым временем 9 часов (сколько же ушло на разведку ?);
       не позволяют считать его достоверным.
      
       2. Пеший переход на Улуг-О
       Пешему переходу предшествовала дневка на Бий-Хеме в 150 м выше устья реки Малый Шивилиг. Стояли на большой левобережной травянистой поляне в пойме Бий-Хема, Под высоким коренным берегом - группа берез, в тени которых мы укрывались от зноя (N51 58.234 E94 29.696). Место живописное: всхолмленная степь и красноватая скальная стена напротив - на правом берегу Бий-Хема. На дневке выполнили разборку судов, мелкий ремонт, инвентаризацию продуктов. Сняв лопасти с весел, получили отличные альпенштоки. Общая длина пешего перехода - 59 км.
       3 августа (первый день) 10,7 км Перепад: +475 м Чистое ходовое время: 3,5 ч.
       Подъем на рыхлый коренной берег с типичной степной растительностью (общей высотой 20-30 м) выводит на верхнюю террасу, где вдоль Бий-Хема идет степная дорога, она уходит далее на юг (скорее всего - к пос. Кара-Хаак). Около этой дороги на М. Шивилиге расположена ферма. Вверх по М. Шивилигу по правому (орографически) берегу идет дорога. Дорога живописная, сухая и ровная, удобна для пешего перехода с грузом (фото 15). Она идет из долины Бий-Хема со значительным набором высоты, в основном - по открытой местности, изредка предоставляя возможность отдохнуть в тени деревьев или кустов, образующих ленточное обрамление реки.
       По М. Шивилигу, начало пути. []
       Фото 15. По М. Шивилигу, начало пути.
      
       По бортам долины встречаются живописные красноватые скалы-останцы, периодически попадаются участки фрагментарного лиственного редколесья и постепенно путь обретает черты более привычной лесной дороги, несколько даже сыроватой. Река постоянно находится рядом, дорога неоднократно пересекает ее по бревенчатым мостам.
       Приблизительно через 7 км от Бий-Хема - характерное двойное пересечение притоков реки (два идущих подряд накатных мостика). Еще через километр основная тракторная дорога уходит влево от реки (со значительным набором высоты) на открытый безлесный склон, оставляя справа реку с идущей вдоль нее хорошей колейной дорогой. Только эта вторая дорога показана на картах, поэтому далее пошли по ней. Примерно через два километра в левом распадке возле дороги - полуразрушенная изба с земляной крышей, сюда же по распадку выходит хорошая дорога (возможно, это она ушла ранее вверх на склон). Метрах в 50 вверх по реке тракторный накатный мост из бревен (N51 59.676 E94 37.128) через М.Шивилиг уводит к старым лесоразработкам. У моста по правому берегу - большая поляна, удобная для организации лагеря.
       4 августа (второй день) 12,2 км. Перепады: +315 и -235 м Чистое ходовое время: 4,7 ч.
       От поляны (у моста на лесоразработки) движение продолжилось правым (орографически) берегом М.Шивилига вверх по заросшей дороге. Через 1,5-2 км - прошли мимо последнего мостика, ведущего за М.Шивилиг. Постепенно втянулись в лесную зону - появляются буреломы, дорога вверх по реке заканчивается приблизительно, через 5 км от места ночевки. Правый борт суженой долины - крутой склон, частично открытый, пойма Шивилига сузилась и забита мощными буреломами. Поднявшись вверх по реке и далее по склону и проведя затем разведку по нескольким направлениям (N52 01.282 E94 40.423) приемлемых вариантов движения вверх по Шивилигу не обнаружили. Поэтому решили выполнить переход в долину р.Черби. Перешли через реку и пообедали (N52 01.217 E94 40.382) на левом берегу М. Шивилига вблизи голубичника. Затем по легкопроходимой тайге поднялись на левый борт долины к излучине тракторной дороги, которая траверсирует склон урочища Чайлаг. Вероятно было бы проще, если бы мы сразу пересекли М.Шивилиг по последнему мосту и оказались бы на этой-же дороге. Она вполне подходит для быстрого движения и идет плавно спускаясь вниз. Через 2,5 км на повороте тракторной дороги обнаружили заросшую колею - отворотку влево на восток в направлении реки Черби, с нее далее перешли на зимник, вскоре выродившийся в слабую тропку (N52 00.533 E94 43.125), по которой примерно через 2,5 км от тракторной дороги вышли наконец, к дороге вдоль р.Черби идущей по правому (орографически) берегу реки. Чербинская проселочная дорога приходит с юга - из одноименного поселка.
       Ущелье на р.Черби. []
       Фото 16. Ущелье на р.Черби.
      
       В месте нашего выхода к реке Черби (N51 59.888 E94 43.321) все пространство до реки (шириной около 150 метров) представляло из себя луг со свежескошенной травой. В поисках места для ночевки пришлось уйти по дороге вверх примерно на 1 км, поскольку она за лугом идет траверсом крутого склона высоко над р. Черби.
       5 августа (третий день) 7,2 км. Перепад: +240 Чистое ходовое время: 3,7 ч
       Ночью - затяжной сильный дождь. По мокрой дороге быстро доходим до урочища Устю-Черби (N52 00.676 E94 44.086). Здесь полевой самодеятельный стан (палатка с печкой) тувинца, который привез жену лечиться на минеральный источник. Источник - вверху, на склоне Чайлага.
       Дорога идет дальше еще около 2 км, переходит на левый берег Черби по бревенчатому мосту (N52 01.08 E94 44.711) и через 300 м заканчивается. Здесь мы обнаружили временный лагерь геологов, которые готовились к конному переходу на Улуг-О с серьезным хозяйством - для ведения там разведочных работ. Этот отряд оказался частью партии, большой лагерь которой мы видели еще на Ожу.
       Хотя карта показывает, что пройти левым берегом до тропы остается буквально 250 метров, но непосредственно за лагерем вверх по Черби этот берег труднопроходим, густо завален и энтузиазма не вызывает. Поплутав в буреломе, выполнили несложный брод, вернулись на "правильный" правый берег - и встали на тропу. Проще было не переходить по мосту на левый берег, а сразу искать тропу на правом берегу.
       Почти сразу после точки выхода на тропу (N52 01.291 E94 44.814) долина Черби приобретает характер узкого и весьма живописного ущелья (фото 16). С обеих сторон видны высокие отвесные скалы, путь проходит почти по реке, которая здесь причудливо петляет между огромными скальными глыбами. Сама река здесь также очень красива - миниатюрная модель горного потока с мини-порожками. По берегу много красной смородины. Через 2,5 км характер склонов постепенно меняется, долина несколько расширяется, пейзаж становится привычно-таежным. Часто встречаются заросли брусники, голубики, смородины. Закончили движение около 18 часов (N52 02.769 E94 48.003).
       В целом вся тропа от Черби до Улуг-О находится в хорошем состоянии. Тропа конная, хорошо набита, потерять ее практически невозможно, крупные упавшие поперек стволы часто пропилены для прохода коня, либо хорошо просматривается простой обход. По всей видимости, ее часто используют жители Черби, отправляясь на заготовку рыбы и кедрового ореха. Если бы не болотистые участки, многочисленные броды и поля карликовой березки, ее следовало бы считать просто идеальной. К тому же, на значительном протяжении (вплоть до резкого 90-градусного поворота Урюн-Суга на СЗ) эта тропа идет точно так, как показано на карте - т.е., каждый брод может использоваться как надежный ориентир.
       6 августа (четвертый день) Полудневка по погодным условиям. 6,8 км. Перепады: +460 м, -280 м Чистое ходовое время: 3,8 ч
       Ночью и утром - был затяжной густой дождь. Выход отложен до 13-00. Необходимо подняться на перевал, 1940 м, он ведет через отрог Донгул-Тайги в долину ручья Хортун-Гол. Тропа идет через густые кедровники, проходит ряд мелких бродов. Вскоре после поворота на правый приток Черби проходим неприглядную избушку (N52 03.363 E94 49.262). Позже нам сообщили где-то рядом есть новая избушка. Далее крутизна подъема заметно возрастает. Встречаем станок для лущения кедровой шишки. Его время пока еще не приспело. Кедровник редеет и мельчает. Ожидая выхода на открытое пространство и подъема на перевальную точку, неожиданно для себя оказались на пологом широком перевале (N52 04.328 E94 49.712), с небольшим туром (фото 17). Рядом - невысокие кедры, обильно усеянные шишками. Красивый вид, но холодный ветер и быстрое движение туч не располагают к созерцанию.
       После крутого спуска с перевала - уютное место отдыха под мощными кедрами (N52 04.706 E94 49.809). Ниже на широкой сырой (треугольной) поляне, заросшей баданом, тропа не видна (видимо, это единственное такое место на всем пути) - ее надо искать внизу, в вершине треугольника.
       Далее тропа уверенно ведет по приятным светлым лужкам, кустарнику и перелескам вниз, довольно круто, и постепенно входит в светлый присклоновый лес. Земля и многочисленные камни закрыты моховым ковром. Хортун-Гол неслышно бежит рядом.
       Вечером через наш лагерь (N52 04.493 E94 51.659) по тропе проследовал караван геологов. Вся поклажа ехала на конях, небольшой отряд передвигался налегке пешим порядком. Возглавляли караван два тувинца на конях. Угостили путников чаем - и тепло распрощались. Следующая наша встреча состоялась уже на Улуг-О.
       Перевал []
       Фото 17. Перевал.
      
       7 августа (пятый день) 10,6 км. Перепад высот: -290 м Чистое ходовое время: 4,6 ч
       Быстрый спуск по светлой тайге через 2,5 км после лагеря (около 6 км от перевала) выводит в поля карликовой березки, заполняющие весь левый борт долины Хортун-Гола. Движение несколько затрудняется, появляются болотистые участки.
       Еще через 2,5 км тропа выходит в светлую долину Урюн-Суга, также заросшую кустарником. Здесь Урюн-Суг растекается множеством мелких проток, в них отдельные струи имеют отчетливо выраженный белесоватый оттенок (возможно, именно это и дало название ручью, которое в русском варианте звучит как Солонешный).
       Вниз по долине, приблизительно через километр, русло сжимается крутыми скальными берегами. Урюн-Суг собирается в один поток и входит в ущелье, уклон возрастает.
       В ущелье увеличивается число переправ, они несколько усложняются, течение быстрое. Путь проложен по изрядно захламленной тайге (фото 18). Одновременно начинаются длинные болотистые участки со слоем воды до 25 см. Болотца легкопроходимы. Регулярно встречаются хорошие голубичники - но они расположены как раз на болотах, где привал организовать невозможно. Общее направление русла на этом пятикилометровом участке - северо-восток.
       Вниз по Урюн-Сугу. []
       Фото 18. Вниз по Урюн-Сугу.
      
       В конце участка - переправа через довольно мощный приток (N52 07.196 E94 57.253), который показан на картах как пересыхающий. Это явный признак дождевого паводка: наверху идут сильные дожди. Буквально через 100 м ущелье резко, практически под прямым углом, поворачивает на СЗ. Переправа через Урюн-Суг, ставший теперь довольно глубоким - до 0,7 м - осуществлялась после разведки поочередно малыми группами.
       Сразу за переправой на небольшом светлом лесистом бугре - был организован лагерь (N52 07.330 E94 57.232), поскольку далее (если верить карте) опять идут поля карликовой березки. В месте лагеря собрано и уничтожено изрядное количество кедровых шишек.
       8 августа (шестой день) 10,4 км Перепад высот: -220 м Чистое ходовое время: 4,6 ч
      
       Один из наиболее живописных отрезков пути - это последние 10 км. Тропа идет в тесном ущелье. Над рекой - грандиозные стенки. Бесконечно идут броды - иногда до четырех штук на отрезке в полкилометра (так обходятся бомы). Общее количество бродов на этом отрезке пути - не менее двух десятков.
        Брод на Урюн-Суге. []
       Фото 19. Брод на Урюн-Суге.
      
       Тропа проложена не совсем так, как показывает карта, но по-прежнему логична и надежна. Река приобрела коричнево-красноватую окраску, стала мутной и постепенно набухает. Со склонов Донгул-Тайги приходят довольно мощные быстрые притоки светло-кофейного цвета. Над хребтом ходят грозы. По мере продвижения вниз броды все серьезнее. Расположение камней на дне уже разглядеть невозможно. Все чаще приходится подолгу разведывать маршрут переправы, переход по одному стал опасным (даже с альпенштоком) - применяем короткие стенки из трех человек (фото 19). На левом борту долины отдельные участки тропы залиты застывшими потоками густой вязкой грязи. Вскоре вышли к сплошному полю оползня: за счет перенасыщения водой сошла внушительная часть склона. Грязь, комья глины и дерна, беспорядочно торчащие переломанные стволы, корни деревьев, камни и т.д. Приходится искать обход (около 100 м) по самой кромке Урюн-Суга - благо пока не весь галечник залит.
       Далее, приблизительно в 2 км от Улуг-О, тропа уходит на переправу в такой бурный поток, что всем очевидно: здесь не пройдем. Поиск приемлемого места переправы, сам переход через реку и затем поиск тропы заняли около получаса.
       Наконец достигли очередного несложного брода, от которого осталось до Улуг-О не более километра, а характер русла в этом месте уже позволял предполагать возможность сплава со скорым выходом в основную реку.
       Место удобно для организации лагеря и стапеля, (простор, обилие дров и строительного материала) и при этом завораживает красотой и покоем. Кажется, что неведомой силой ты занесен в затерянный мир, в центр светлого таежного пятачка, который окружен высоченными скальными стенами буквально со всех сторон.
       9 августа 1 км. Выход на Улуг-О и дневка.
       Утром разведка показала, что сплав по оставшемуся участку Урюн-Суга проблематичен из-за завалов. Было решено выйти на берег Улуг-О, подняться вверх по реке 200м и на ровной полке организовать лагерь и строительство катамаранов. Сухих елок для рам достаточно. Здесь вновь встретились с геологами, вставшими лагерем на Урюн-Суге в 200м от устья в избе. Рыба и грибы ознаменовали окончание пешей части (фото 20).
      
       3. Сплав по Улуг-О
       Лоция реки Улуг-О существует в интернете во многих вариантах. Некоторые дают вполне адекватное представление о препятствиях. Мы в основном шли по лоциям Юрина 1999г. и Федоровой (Мумми-Тролли) 2010 г., которые вполне нас удовлетворили. Поэтому вновь писать лоцию здесь не имеет смысла. Начало сплава происходило в условиях дождевого паводка, далее вода постепенно понижалась, до среднего уровня.
       Рыба и грибы во время стапеля на Улуг-О []
       Фото 20. Рыба и грибы во время стапеля на Улуг-О
      
       ћКатерина 2Ћ кат. двойка. []
       Фото 21. Катерина 2 кат. двойка.
      
       10 августа продолжалась постройка катамаранов на галечной отмели в условиях поднимающейся воды и переменного дождя.
       11 августа Переправив геологов на правый берег Улуг-О, мы вскоре прошли порог Начало и первую ступень Чертовой Дюжины. Описанной стоянки в этом месте не обнаружили. Вторая ступень Чертовой дюжины слилась с последующей шиверой Тарелочки. Все эти препятствия проходили сходу на взаимостраховке. В шивере Тарелочки двухместный катамаран неожиданно налетел рамой на камень в одной из бочек. В результате удара в один из углов, катамаран немного деформировался по диагонали. Вырвало укосину, которая после причаливания была заменена стяжкой репшнуром. Хорошая стоянка перед порогом Катерина 1 и успешная рыбная ловля завершили день. Перед Катериной 3 на другой хорошо разработанной стоянке ночевала группа из Перми.
       12 августа. Преодоление Катерины 1 и 2 на следующий день прошло успешно. Большую пенную лохань в конце Катерины 2, на двухместном катамаране удалось миновать слева по струе (фото 21). В Катерине 3 (фото 22 и 23) четырехместный катамаран налетел на "затычку". Сломало три продолины. Катамаран сняли используя веревку с берега. Весь оставшийся день занимались ремонтом.
       Не хватило маневренности четырехместному катамарану для ухода вправо от "затычки" или гребцы сработали недостаточно сильно, сказать трудно. Струя несущаяся на "затычку" дает всего пару секунд для маневра.
        ћКатерина 3Ћ, ворота. []
       Фото 22. Катерина 3, ворота.
      
       Возможно, для успешного ухода вправо нужно было еще на входе разгоняться слева направо. Основная струя шла от затычки влево, но далее она выносит на гряду крупных обливных камней. Возможно, что легче было бы идти слева от "затычки", заворачивая направо сразу после нее.
       ћКатерина 3Ћ, затычка. []
       Фото 23. Катерина 3, затычка.
      
       13. августа. Прощание с Катеринами прошло без слез, в спокойной и деловой манере. Катамаран двойку провели по берегу до уровня затычки, решив не испытывать судьбу. Быть может зря. Прохождение остальных порогов дает основание считать, что и Катерину 3 на двойке прошли бы нормально. Стартовали от затычки. Последний слив двойка прошла справа по пологому треку, четверка по центру.
       Демирсал 1 относительно прост и был пройден после разведки сходу на взаимостраховке. Демирсал 2 и Демирсал 3, однако, потребовали страховки с правого берега. Непростые сливы, требующие для успешного прохождения довольно точных маневров. На правом берегу в Демирсале 3 хорошая стоянка. С памятниками. Демирсал 4 - серия сливов на прямом участке с относительно большой скоростью воды образует своеобразную трубу. В конце - простой маневр - уход к правому берегу. Далее крутой поворот направо между скал не позволяет просмотреть реку вперед. Пристать сразу за поворотом к правому берегу относительно легко.
       Порог Рижский 1 начинается крупным сливом, за которым скалы в русле оставляют свободу выбора траектории движения. Однако все варианты кончаются серией сливов, самый последний -самый сложный, содержит в левой части "петуха" - большой камень сразу после слива, на котором струя резко поднимается вверх образуя горку, напоминающую хвост петуха. Далее - большая скала в левой части русла (фото 24).
       ћРижский 1Ћ, окончание []
       Фото 24. Рижский 1, окончание.
      
       ћРижский 2Ћ, окончание. Кат. четверка []
       Фото 25. Рижский 2, окончание. Кат. четверка.
      
       Однако чистый проход именно слева от скалы, а справа - через крупные обливные камни. Длительная разведка, связанная с трудностью движения по берегу, из-за зарослей и скал позволила ожидающим наловить немного рыбы. Порог прошли успешно. Катамаран-двойка шел слева от скалы на выходе, четверка - напрямую через камни. Рижский 2 начинается вплотную за Рижским 1. Места для стоянки за Рижским 1 нет, берег труднопроходим. Однако небольшой участок с ровной, покрытой травой поверхностью, достаточной для двух палаток мы нашли. Остальное дело опыта. Костер разместили на песке недалеко от воды.
       14 августа. С утра проходили 2,3,4 Рижские пороги. 2 Рижский длинный, но относительно прост. Маневры между скал в русле. Сложность только с причаливанием вправо (фото 25). Очень короткий отрезок спокойной воды. Здесь хорошая стоянка. Опять памятники. 3 и 4 Рижские разведывали вдоль левого берега (в отличие от остальных порогов). Несмотря на большой перепад и загроможденные камнями сливы, эти пороги были пройдены легко (фото 26).
       ћРижский 3Ћ, кат. четверка. []
       Фото 26. Рижский 3, кат. четверка.
      
       Далее ущелье продолжается, но пороги просты и разделены большими участками быстротока. Много мест, удобных для рыбалки (фото 27). В конце ущелья, через километр от конца Рижского 4, расширение и скалы в русле. Красивое место. Далее за левым поворотом порог Аллигатор. Крокодильскую спину напоминает длинная цепочка валов идущая вдоль крупной глыбы, остающейся слева. Далее поплыли без разведки. В основном шиверы, но есть и пороги, заливает иногда с головой. Необходимо быть начеку. Остановились на стоянку у острова. Правая протока - слабый ручеек. К ужину, как повелось - запеченная рыба.
       Выход из ущелья. []
       Фото 27. Выход из ущелья
      
       Катамаран - четверка в пороге ћСашаЋ. []
       Фото 28. Катамаран - четверка в пороге Саша
      
       15 августа. Несколько поворотов и мы у порога Саша 1. Ориентир - высокая скальная стена правого берега и большая галечная отмель слева. Чалиться влево сразу за отмелью. До начала порога еще метров 50. Интересное место. Крупные скалы в русле (фото 28). На входе - большой слив с пенной лоханью.
       Здесь мы встретили группу из Казани. Они также испытали навал на затычку в Катерине 3. Но с большим ущербом. Они обносили Сашу 1. Далее относительно простой Саша 2 и вскоре - устье реки, впадение в Бий-Хем. На последнем перекате поймали последнюю рыбку исключительно из спортивного интереса. Обед, сушка и снова сплав. Через 3 часа сплава достигли стоянки в устье уже знакомой нам Ожу. В лесу неожиданно много белых грибов.
       16 августа. Весь день плыли по Бий-Хему. 80 км. до юрточного городка (турбаза "Бий-Хем), который находится в 2 км выше по течению от переправы на Кара Хаак. Желающие могут переночевать и поесть на этой турбазе. Однако мы выбрали самостоятельную стоянку. Здесь есть большая поляна около горы, а дрова у нас были с собой в виде катамаранных рам.
      

    Выводы

       По итогам прохождения маршрута можно сказать, что р. Ожу летом это полезный для отработки техники гребли и тактики маршрут 4+ к.с. Наиболее подходящим судном является катамаран - двойка, так как необходима в основном маневренность. Ничего опасного для такого катамарана на реке по нашей воде нет, как и для четверки, впрочем. Протяженность наиболее сложной части - 4 км, это немного, так что логично добавить к прохождению Ожу в связку еще другую реку.
    Пеший переход к началу ущелья на Улуг-О особой сложности не представляет, поскольку проходит либо по дорогам, либо по хорошо набитой и расчищенной конной тропе. Броды через Урюн-Суг и через Черби могут представить некоторую сложность только в период сильного паводка.
    Ущелье с основными порогами на Ожу уже чем на Улуг-О, и уклон реки там заметно больше. Однако воды было существенно меньше.
       В целом пройден интересный маршрут, состоящий из сплава по двум порожистым рекам Ожу и Улуг-О и пешего выхода на Улуг-О выше участка основных порогов. Вполне можно рекомендовать этот маршрут другим группам. Более подготовленные в спортивном плане группы могут пройти этот маршрут на несколько дней быстрее.
       Поход отличался холодными ночами, зато комар и мошка отсутствовали. Несмотря на отзывы не внушающие больших надежд, на обоих реках, Ожу и Улуг-О, ловили рыбу и ели ее почти каждый вечер. При этом рыбалкой занимался один человек, никогда ранее не ловивший на мушку. На блесну рыба не идет. Обилие шишки, ягод и грибов также разнообразит меню.
      
       Данилов Сергей (danilov@imp.uran.ru)
       Александр Ткач
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Данилов Сергей Евгеньевич (danilov@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 01/11/2012. 50k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка