Давыдова Ирина: другие произведения.

Впечатления: село подмоклово. церковь пресвятой богородицы

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 16/04/2014.
  • © Copyright Давыдова Ирина (annaolga@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Впечатления. Пеший:Подмосковье , Ноги
  • Дата похода 01/01/1999 {1 дн}
  • Маршрут: Серпуховской район московской области
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    фотографии размещены на сайте photofile.ru/users/annaolga


  • Село Подмоклово. Июль 2006 года.

       Ставший уже традиционным песенный "Слет 2 канала" под Серпуховом состоялся в очередные вторые выходные июля. Погода стояла жаркая, и слет удался. Это коротко. Коротко потому, что о слете нужно писать или много или ничего. Я напишу больше, чем ничего. Слет был обалденно хорошим.
       Я была в третий раз на слете, и каждый из этих разов пыталась совместить пребывание там с поездкой по памятным местам. Бывают такие места, куда непременно хочется вернуться. Одним из таких мест для меня является село Подмоклово неподалеку от Серпухова.
       В это село я попала впервые около 10 лет назад в январскую стужу. Тогда, в середине 90-х годов, набирала темпы земельная реформа, и я занималась инвентаризацией земель в Серпуховском районе. Наша группа жила в Лукьяновском сельсовете и каждый из нас занимался отдельным населенным пунктом. Мне досталось село Подмоклово. До него было неудобно добираться - от села Лукьянова нужно было идти пешком 7 километров по периферийной дороге, проложенной вдоль правого берега Оки. Может, тогда я умела быстрее шагать, а может быть, дорога по утреннему 25 градусному морозу среди заиндевелых деревьев казалась мне необыкновенно красивой после серого Московского асфальта, но 10 лет назад я преодолевала этот путь легко и безболезненно. Тогда я провела всего три дня в этом селе, заходя в каждый обитаемый дом, разговаривая с зимовавшими там бабушками, но эти три дня запечатлелись в моей памяти как очень светлые дни, как искрящийся снег, заваливший по крыши деревню, как душистый чай с медом и плюшками, только что вынутыми из печи. Непонятное чувство радости охватывало меня, начиная с той минуты, как только я входила в село - целых три дня были полны радостью, и в каждом доме мне радовались, как самой близкой родне. Первый дом села, в который я вошла, и в который входила потом каждое утро, был дом бабы Тани. Она сразу, без разговоров усадила меня за стол завтракать. Разговоры начались потом. Мы говорили о селе и о жизни в нем. Жизнь бабы Тани - кусочек жизни села.
       Баба Таня работала поваром в подмокловском детском доме. Детский дом после революции был устроен в господской усадьбе. Детский дом был небольшой, но в нем работала добрая половина жителей села. Этот дом был домом для ребят, оставшихся сиротами в послевоенные годы. Хотя усадьба была добротная - стены из кирпича в полметра шириной, но и она со временем обветшала, а денег на ремонт не нашлось. Детский дом расформировали. Дети лишились дома, половина населения лишилась работы, и жизнь из села потихоньку утекла.
       От усадьбы остались только мощные стены из кирпича, а из жителей - доживающие свой век старики, да дачники, приезжающие на лето. Еще один художник, немного не от мира сего, рисовал весенние разливы Оки да церковь Рождества Богородицы. Эта церковь и манила меня все эти годы. Я помню чувство смятения и восторга, охватившее меня при первом свидании с нею. Я как будто увидела экзотический цветок, странный, но прекрасный. Я никогда до того момента не видела вживую церковь-ротонду с аркадой, увенчанной фигурами святых по фронтону.
       - Что это у вас за церковь такая непонятная - спрашивала я у местных бабушек. - Да это не церковь, это склад совхозный - отвечали мне они.
       Все эти годы круглая церковь села Подмоклово оставалась для меня загадкой, до тех пор, пока я не приехала туда снова этим летом.
       С трудом, но я таки добралась до села Подмоклово. Дорога туда осталась окольной и автобусы из Серпухова проезжают мимо села всего три раза в сутки. Пришлось вспомнить старый путь и добираться пешком от Лукьянова.
       Хотя утекло столько насыщенных лет из моей жизни, но в памяти сразу всплыло имя женщины, хлебосольно встречавшую меня каждое утро много лет назад. Я также вспомнила дорогу к церкви. Она была такой и не такой. Лето - вместо пышных сугробов - обильная зелень кустов акации и вишен. Тогда, под снегом, я не заметила пруда возле усадьбы, блестевшего теперь зеленью в обрамлении кудрявых лип. Среди могучей крапивы, выросшей на месте нарядного паркета, гуляли козы.
       Я подошла к церкви. Она выглядела как королева в обветшалом платье. Штукатурка осыпалась, а побелка облупилась. Но изящные формы и гармонии архитектурных линий говорили о том, что церковь построена настоящим мастером. Фигуры на фронтоне были целые и необычайно украшали церковь. Они не только украшали, но и оживляли ее. Благодаря им, казалось, что на пороге церкви вас встречают радушные хозяева, несмотря ни на что не покинувшие своего дома.
       Мы разговорились с человеком, сидевшим на бревнах возле церкви.
       - Вы знаете Бабу Таню? - спросила я его.
       - Баба Таня недавно умерла.
       - Жаль - сказала я - добрая была женщина.
       Я стала расспрашивать его про церковь.
       - Ты поговори лучше с тетей Дусей Богомоловой. - посоветовал мне мужчина. - Она живет тут неподалеку.
       Я постучалась в дверь небогатого дома. Тетя Дуся встретила меня приветливо, ввела в дом, усадила за стол, накормила картошкой и солянкой, напоила чаем. Мы говорили о церкви.
       Батюшка приезжает редко - по субботам - рассказывала тетя Дуся. - Он живет в Лукьяново и у него много других забот. Прихожан здесь мало. Порой только две убогие старушки стоят на службе.
       Выйдя от тети Дуси, я прошлась по деревне, а потом спустилась к Оке. Ока тут делает крутой поворот и скорее напоминает большой стоячий пруд, заросший водной растительностью. Зато вода оказалась теплая, прогретая и купаться в ней было тепло. От берега Оки был хорошо виден белый храм на фоне темной зелени.

    Храм Рождества Богородицы. Село Подмоклово Серпуховской район Московской области

       Храм Рождества Богородицы села Подмоклова стоит в 7 км к юго-западу от г. Серпухова, на правом крутом склоне р. Оки. Село Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с 1929 года в Серпуховском районе. В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895 г.) сообщается: "Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г., ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход".
       В этой же книге сообщается: "...Название свое село Подмоклово получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села...".
       Храм Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи. Он построен в стиле западноевропейского барокко и представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Он окружен открытой аркадой, соединенной с массивным куполом системой крестовых сводов. По осям пилонов аркады, над карнизом, на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады, поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов высотой 1,82 м.
       В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода, который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви.
       Все фигуры, несмотря на то, что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела.
       Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов -- Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов -- Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.
       Каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангелистских преданий.
       Автор проекта храма неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
       Начало строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723) - сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла -- созданию храма-ротонды в своем имении, селе Подмоклове.
       По смерти Г. Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну -- дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С. Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось. Закончил его сын Сергея Григорьевича, Николай Сергеевич, после возвращения имения семье Долгоруких императрицей Елизаветой Петровной.
       Храм был освящен в 1754 году.
       История села Подмоклово
       Еще во времена Ивана Грозного возле села Подмоклово "из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор".
       В допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, а в начале XVIII века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая замуж за Михаила Николаевича Васильчикова. В 1840-х годах село перешло по наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и суконная фабрика под селом Подмоклово. С 1870 года в селе действовала земская школа.
       В 1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П. И. Рябов, который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек.
       В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
       От усадьбы остались лишь флигель и часть парка.
      
  • Комментарии: 5, последний от 16/04/2014.
  • © Copyright Давыдова Ирина (annaolga@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Пеший:Подмосковье
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка
    Экопол купить для пчел