Ded Pasha: другие произведения.

Отчет: Сплав Катугин Калар Витим 2006-09гг.

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 27/06/2020.
  • © Copyright Ded Pasha (splav@75.ru)
  • Обновлено: 04/12/2010. 10k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Забайкалье , 550 км , 3 к/с , К4
  • Дата похода 04/08/2009 {11 дн}
  • Маршрут: Катугин-калар-витим
  • Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

      Сплав по рекам Катугин - Калар - Витим (Забайкальский край)
      Отчет о проведении ежегодного спортивно-туристического похода III к.с. на катамаране в 2006-2009 гг.
      
      Руководитель: Александр Ларионов (Чита)
      
      Автор: Павел Кобелев (Чита)
      Маршрут Катугин - Калар - Витим, был выбран исключительно из-за удобства путей захода- выхода и как оказалось впоследствии красоты окружающей природы, рыбалки возможности ознакомления с геологией, фауной и флорой края.
      
      Маршрут не представляет особой сложности для новичков или неопытных туристов водников, достаточно общефизической подготовки, закалки и одного опытного участника, капитана, на каждое плавсредство. Все препятствия проходятся для катамаранов сходу, без предварительной разведки, путем визуального осмотра участка пути с места старта. Наиболее сложны прижимы в устье Чукчуду, Бугунды, в большую воду, коса Многообещающая, и нижний участок Витима в р-не Ю.Муйского хребта, также в большую воду, где требуется резко менять направление движения поперек течения. Бирамиянский каскад легко обходится при желание, вдоль одного из берегов. "Центрифуга" в ее нынешней конфигурации также не представляет никакой сложности в любую воду, как многочисленные прижимы и шиверы до нее. В крайнем случае, в малую воду есть опасность сесть на камень в шивере, на мелком месте. Но в начале пути таких участков нет, поэтому экипаж до подхода к ним уже приобретает опыт слаженной работы. Отрезок в 20 км по р.Катугин, конечно потребует физического напряжения и закалки так, как приходиться, особенно в малую воду, толкать кат, иногда по пояс в воде, стоя на скользких камнях в струе течения. Но в этом могут не участвовать все члены экипажа, а только наиболее физически подготовленные. Именно этот участок и дает возможность пройти крещение новичкам и добиться слаженной работы экипажа. Перепадов воды на Катугине нет, есть только камни, иногда размером с автомобиль или небольшой грузовик, в русле, в том числе и подводные.
      
      В случае непредвиденных ситуаций единственный населенный пункт на р.Калар - село Средний Калар, где имеется и спутниковый телефон (бесплатный) работает с 23-00 (когда появляется спутник). Можно конечно выйти и вверх по реке Чукчуду и далее на Чину или трассу, но лучше дождаться следующих за вами сплавщиков благо в неделю в сезон их идет группы три и более. Информацию о группах можно получить у водителя, который будет вас завозить или в местном МЧС.
      
      Заход на маршрут, точнее заезд, из пос.Старая Чара (аэропорт) или Новая Чара (Жд.вокзал). Вахтовка "Урал", водитель Мисюра Анатолий Иванович, координаты его есть во множестве в Интернете. Он же заполнит вам бланк для регистрации в МЧС, и поможет иностранцам с местной регистрацией.
      
      При прибытие самолетом из Читы, встретит у самолета в 12-00. Потом в магазины за продуктами и вечером часов 19-20 уже на месте, на косе речки Катугин.
      
      Если прибываете по ЖД лучше стартовать с утра пораньше, тогда есть возможность в этот же день собрать катамаран и на следующий день к вечеру прибыть на оборудованную стоянку на Каларе, в устье ручья Мудобхит, где имеется зимовье, банька и прочие удобства. Но дров нет!!! Запасайтесь заранее.
      
      Где и провести торжественную часть, посвящение в матросы и начало сплава. Скоротать время в поселке можно в отеле*** напротив ЖД вокзала. Продукты можно закупить в различных магазинчиках в Новой Чаре. К концу июля уже есть новая китайская картошка. С остальным проблем нет. По пути можно обратить внимание на редкое растение "Сахан-даля", (рододендрон Адамса). Водитель покажет. Заваривать в чай по два листика. Аромат изумительный. Не переусердствуйте!!. Только два листика! Между устьем Калара и устьем Мудобхит, по левому берегу, попадается "верблюжий хвост" (карагана гривастая). Пригодится на будущее.
      
      Путь по Катугину 20 км. Занимает часов 6-8 в зависимости от уровня воды, чем выше, тем быстрее и скучнее. Первая хорошая стоянка сразу после входа в Калар на левом берегу за мыском песчаный пляж, напротив метеостанции. Метеостанция действующая, радиостанция, персонал, собаки, ребятишки на каникулах, лодки с мотором и возможен автомобиль. На протяжении следующих 50 км участка сплава возможна встреча с охотниками на моторках, геологами (р.Луча). Рыбалку можно начинать с устьев речек начиная с Лучи. (ленок) и вверх по речкам и ручьям - хариус. Удобных стоянок, песчаных пляжей достаточно.
      
      Дальнейший участок до устья Чукчуду, позволяет спокойно любоваться проплывающими за бортом пейзажами и иногда копытными, в вечернее время выходящими на водопой или спасающимися от гнуса в воде. У устья справа по берегу отличная стоянка, правда, на высоком берегу. Лучшее место сразу за скалой метров в 300 до устья. На этой речке лично нам не доводилось поймать рыбу. Возможно в очень малую воду, на перекате или выше по течению рыбалка будет более удачной, как у наших коллег, земляков. Правда, в конце августа. Сильный прижим у левого берега, от впадения Чукчуду, обходится по правой стороне.
      
      На этом участке, все острова в русле, делящие Калар на два, а иногда и три рукава, обходятся по любой протоке, где больше уровень. Причем, как правило, правый рукав более мелководен в конце, а левый в начале. А левые или средние протоки упираются в отвесные скалы правого берега, имеют большую скорость и требуют внимательного прохода вдоль этих скал.
      
      Следующее интересное место, Берамиянский каскад, перед так называемыми "Чашами", формами рельефа, которые хорошо видны в Google. Ничего сложного не представляет и легко позволяет обходить все препятствия даже в очень малую воду. Интересны сами "Чащи", особенно вторая. Внутри ее, как в замкнутой котловине, расположен изумительный пляж. С шикарными косами. Можно посмотреть снимок в Google Earth. В большую воду он не виден.
      
      В устьях речек, правого берега, от Лучи и до Бирамиян, особенно Чукчуду, попадается много красивых камней различных расцветок. Так, как эти реки текут с массива Удоканского хребта, где имеются древние вулканы. Это и различные многокомпонентные породы - конгломераты, из различных по цвету и характеру окатанных обломков. И зеленые, красные, черные яшмоиды, туфы различных форм, напоминающие головы странных чудовищ.
      
      Следующая достопримечательность - село Средний Калар. Население сейчас, наверное, человек 150, эвенки, якуты, русские. Пьют самогон, иногда стеклоочиститель, когда нечего, охотятся и рыбачат. Зимой шкурки заготавливают, белку соболя росомаху и сдают приезжим перекупщикам. Себе заготавливают ягоды, мясо, грибы, орехи. Самая распространенная фамилия - Кирилловы. Года три назад на высоком левом берегу в 2-х км. от села была стоянка оленеводов, штук 10-15 оленей. Сейчас нет. Говорят волки съели(?) В сельпо можно купить дешевые консервы, сахар, карамель. И то не всегда. Один год была "Прима". У населения молоко и хлеб. Генератор дает электричество где-то с17-00 до 02-00. Спутниковый телефон, бесплатный, начинает работать с 23-00. Молодежь и старики собираются к нему, как раньше на посиделки. Много детей, которых на лето привозят вертолетом из Куанды, из интерната.
      
      Для захода в село, если позволяет уровень воды, лучше воспользоваться первой протокой вправо, как только откроется вид на село. Перед этим виден канат, натянутый над рекой, по которому раньше ходил паром. Если протоку проскочили, или маленькая вода можно спуститься с полкилометра и повернуть в следующую протоку, вверх по ее течению подойти к селу на веслах или на бурлаках.
      
      Следующий участок за селом и до ближайшего хребта довольно равнинный. От села сопровождает мошка. По берегам в лесу много озерушек. На стоянку лучше уходить на места, непосредственно перед входом в хребет. Потом начинается большая петля. Для любителей пешей прогулки можно пешком срезать ее нижний пупок, это километра два через перевальчик. По времени минут 40-45, как раз кат успевает обогнуть пупок. Встречу назначайте на правом галечном берегу после острова с протокой. По пути много голубики, грибы, изюбры попадаются ближе к берегу.
      
      Рыбалка хороша в устье ручья Безымянный, крупный темный хариус. В устье Бугунгды - ленок. Далее идет довольно ровный спуск к Витиму, мимо урочища Топоры, где был найден в 40-х годах первый нефрит на Каларе. До Витима шивера "Центрифуга". Проходили в разную воду, особо не затруднялись. Большая высокая песчаная коса под углом к основному руслу. Но может после весеннего ледохода менять свою конфигурацию, поэтому внимательность не помешает.
      
      Последний довольно узкий участок перед Витимом, напоминает трубу. Встречный ветер в ненастную погоду. На берегах много деревьев расщепленных молнией. Вот и все про Калар.
      
      Витим от устья и до БАМовского моста в хорошую воду можно пройти часов за 15. Но если уровень мал, и встречный ветер, то двое суток минимум. Перед "Многообещающей" косой берем влево и прижимаясь к берегу, идем до впадающей слева речки. Затем по ее течения, держась ближе к косе скатываемся благополучно вниз. Последние препятствие - ущелье Ю.Муйского хребта, особенно после р.Таксима. Требует постоянного внимания, особенно в большую воду, так, как скорость очень большая и сложно маневрировать.
      
      Приставать можно не доходя 2 км. до моста на левом берегу, у хуторка с пятью домиками. Один, из которых превращен в отель для туристов, с сохранившейся крышей. Но по- видимому долго не протянет. Разберут на дрова. Если жив дед Иванович, то может на своей "Ниве" подбросить до платформы метров 700. Раньше у него всегда "было", для окончания сплава. Лишние продуктишки и вещички, пойдут в оплату доставки до платформы. С платформы рабочим поездом "барыгой" до ст. Куанда, или часов в 8 утра или часов в17, а оттуда кому на Восток, кому на Запад.
      
      Можно пристать и за мостом, там есть какой-то поселочек. Тоже на левом берегу.
      
      Счастливого плавания.
       P/S/ 2010г.К сожалению Иваныч умер.Но место для ночлега ввиде старого домика с крышей, таксофон, возможно кто из соседей -осталмсь. В селе Ср. Калар, таксофон работал круглосуточно от аккумуляторов, по карточкам которое лучше приобрести в Чаре(Сибирьтелеком для таксофонов). Подробнее отчет по сплаву за 2010г.
  • Комментарии: 3, последний от 27/06/2020.
  • © Copyright Ded Pasha (splav@75.ru)
  • Обновлено: 04/12/2010. 10k. Статистика.
  • Водный:Забайкалье
  • Оценка: 6.72*6  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка