Денисов Евгений Сергеевич: другие произведения.

Лоция: Волома-Ёлма-Онда - Лоция 2003

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Денисов Евгений Сергеевич (zhenyadenisov@yandex.ru)
  • Обновлено: 01/08/2009. 64k. Статистика.
  • Лоция. Водный:Карелия , 250 км , 3 к/с , Байдарка
  • Дата похода 19/07/2003 {17 дн}
  • Маршрут: Ж/д мост через р.Волома - р.Волома - Волок на оз.Ёлмозеро - р.Ёлма - оз.Ондозеро - р.Онда - Ондское вдхр. - пос.Майгуба
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая подробная лоция по рекам, особенно по Воломе и Ёлме


  • Автор будет весьма благодарен за предоставление интересной информации по данному маршруту и с удовольствием использует ее в этом отчете. Заранее спасибо!

    Реки Волома, Ёлма, Онда

    (р. Вoлома - волок на оз. Ёлмозеро - оз. Ондозеро - Ондское вдхр. - пос. Майгуба)

      
      
      
      * Некоторые пояснения
       Приведено описание маршрута для группы из 9 человек (4 байдарки) с разным опытом (много новичков). Все цены, расписания и другая информация даны по состоянию на лето 2003 года.
      
      
      * Краткое описание маршрута
       Протяженность маршрута - 250 км.
       Время - 11 ходовых дней.
       Категория сложности - III.
       Дорога туда: поездом Санкт-Петербург - Костомукша либо 680 Петрозаводск - Костомукша (отправление 19-25) до станции Пенинга. За несколько часов до Пенинги поезд в последний раз имеет длительную стоянку - на станции Суккозеро. На ней можно обратиться к дежурной по станции с просьбой остановить поезд на мосту через р. Волома -на 10 км севернее ст. Пенинга - это 199-й км. Дежурная запрашивает разрешение у диспетчера и выдает предписание на остановку с указанием причины - "туристы". Его надо отдать машинисту, и он остановит поезд в нужном месте.
       Дорога обратно: (от пос. Майгуба): на станции останавливается только один поезд:
       N 181 Мурманск - Москва 13.01-13.02 ежедневно
       N 182 Москва - Мурманск 19.00-19.03 ежедневно
       Также можно уехать на электричке:
       Кемь - Сегежа 17.07-17.09 пт, сб, вс
       Сегежа - Кемь 17.50-17.51 пт, сб, вс
       и на почтово-багажном ("веселый"):
       N 931 Мурманск - Санкт-Петербург 19.00-19.03 по четным
       N 932 Санкт-Петербург - Мурманск 04.52-04.53 по четным
       (Следует учесть, что если в месяце 31 день, то в первые дни следующего месяца "четность" сбивается).
       Каждый день с 8 до 19 ходит автобус, на котором также можно доехать до Сегежи (или Надвоиц). Из Сегежи ходят 3 поезда до Москвы, 2 до Санкт-Петербурга, раз в несколько дней - поезда до Минска, Великих Лук, Астрахани, Адлера, Новороссийска и Симферополя. Из Кеми также ходят поезда до Вологды.
       Аварийные варианты схода с маршрута ввиду разветвленной сети дорог существуют практически из каждой точки маршрута. Основные:
        * Из бывшей дер. Кузнаволок 28 км по дороге до пос. Шалговаара. По ней раз в несколько дней ездят машины с рыбаками и сенокосцами.
        * Из дер. Ондозеро - до Сегежи 120 км, до Ругозера (там есть больница) - менее 50.
        * Из дачных поселков на озерах Кирасозеро и Панозеро.
      
      
       Существует еще несколько вариантов сплава:
        * Если не удается договориться об остановке поезда, нужно от ст. Пенинга на машине доехать либо до оз. Волома, либо до того же моста через реку Волома (автомобильная и железная дороги идут на этом участке параллельно друг другу на расстоянии 10 метров). Наилучший же вариант - чтобы Вас подбросили до необозначенного на карте моста через реку в 10 км ниже (на карте - просека) или даже до устья р. Талвиесдеги (по ней также можно сплавляться с оз. Талвисъярви или от моста через Чиас). Выше этого моста река представляет собой сплошную череду мелких перекатов, представляющих интерес только для новичков, которым необходимо практиковаться в проводке и ремонте судов.
        * При желании можно завершить маршрут на Ондском водохранилище в пос. Лососий, Верхний или в любой точке трассы Надвоицы - Сегежа.
        * Большим сильным группам имеет смысл доплыть по Выгозеру до самого вокзала г. Сегежа - от воды до путей - 15 м.
        * Можно совершить путешествие только по реке Онда - для этого надо доехать до ст. Сегежа, Надвоицы, Кочкома дороги С.Пб. - Мурманск, откуда автобусом (ходит несколько раз в неделю) или автомашиной 70 км по шоссе Кочкома - Тикша, либо от ст. Ледмозеро дороги С.Пб. - Костомукша 50 км по тому же шоссе до моста через Верхнюю Онду.
        * По Воломе можно продолжить путешествие до Сяргозера (170 км, 9 х. дней), либо сразу до выхода из Сегозера (дер. Попов Порог) (220 км, 11 х. дней), а то и до города Сегежа по одноименной реке. Имеет смысл доплыть до Маслозера, славящегося чистотой воды (от одноименной деревни каждое утро ходит автобус до Медвежьегорска). Во всех этих случаях категория сложности понижается до II. Можно совершить волок на р. Сонго с дальнейшим продолжением по Лужме до пос. Паданы, либо также до дер. Попов Порог.
      
      
      * О реках
       Техническое время приведено при не очень быстром темпе сплава с учетом осмотров при среднем уровне воды (вторая половина июля, нужно обратить внимание, что лето 2003 года выдалось маловодным, хотя мы этого и не заметили). При этом следует отметить, что Волома - река с очень малым водосбросом. Поэтому даже при высокой воде на выходе многих порогов очень мелко, часты проводки, особенно в верховьях. По этой же причине пороги кат. сл. Iа-Iб доставляют хлопот не меньше, чем даже "тройки". При низком уровне воды река в верхнем течении представляет собой длинную череду мелких и очень мелких перекатов и порогов, что, в конце концов, может плохо сказаться на техническом состоянии Вашего плавсредства. Следует учесть, что чем ниже вода, тем дольше идти. Часты завалы, многие из которых непроходимы. Онда - река значительно более полноводная, и характер препятствий здесь определяется, в основном, именно этим.
       К достоинствам маршрута можно причислить:
       Туристов на маршруте немного, особенно в первой его части; местное население - очень редко в начале маршрута, появляется после волока (рыбаки), встречается постоянно после Кирасозера.
       Ягоды - черника, голубика, морошка, брусника - в основном, во второй части маршрута.
       Грибов, как и везде в Карелии, много, особенно в дождливые годы.
       Рыбалка - блестящая на протяжении всего маршрута.
       Стоянки - частые и хорошо оборудованные. Бани встречаются не очень часто.
       Маршрут очень разнообразен: небольшие красивые озера, реки с большим количеством разнообразных препятствий. При этом сложность препятствий нарастает по мере прохождения маршрута.
       Опасных для жизни экипажа препятствий на маршруте нет.
       Главным недостатком маршрута является достаточно сложный продолжительный волок, который можно рекомендовать только хорошо подготовленным физически группам.
    *    Маршрут пролегает по местам боев с финнами во время Великой отечественной войны, описанным в романе-хронике Дмитрий Гусарова "За чертой милосердия" (фрагмент).
      
      * О погранзоне
       ВНИМАНИЕ! Раньше ж/д ветка Санкт-Петербург - Костомукша практически полностью находилась в границах погранзоны, в т.ч. и станция Пенинга. Прежние границы погранзоны отменены в начале 90-х гг, но для некоторых чиновников все осталось по-прежнему, поэтому во избежание непредвиденной ситуации распечатайте следующий документ: http://www.gov.karelia.ru/gov/Karelia/821/26.html. Это Постановление Правительства Республики Карелия "О пограничной зоне и пограничном режиме на территории Республики Карелия", в котором подробно расписаны новые границы погранзоны и правила въезда в нее. Теперь Пенинга не относится к погранзоне, поэтому Вам не нужны НИКАКИЕ дополнительные документы для проезда. При появлении каких-то проблем можете смело показывать этот документ - может быть, поможет. Также рекомендуем заранее составить список участников похода с паспортными данными - его требуют почти у всех на ст. Суоярви.
      
      
      * Лоция

    Ж/д мост через р. Волома - р. Волома - оз. Сонозеро - р. Волома - оз. Пертиярви - р. Волома - оз. Шуонъярви - р. Волома - оз. Шуя - р. Волома - оз. Мал. Куранъярви - р. Волома - оз. Куранъярви - р. Волома - оз. Лайгаярви - р. Волома - оз. Елозеро - р. Волома - волок на Елмозеро - оз. Елмозеро - р. Елма - оз. Типингянозеро - р. Елма - оз. Кодарви - р. Елма - оз. Маръярви - р. Елма - Коргуба - оз. Ондозеро - р. Онда - оз. Лавашиламбина - р. Онда - оз. Панозеро - р. Онда - Ондское вдхр. - оз. Выгозеро - пос. Майгуба

    Р. Волома (115 км, 4 ходовых дня)

    Волома вытекает из карельских болот, вода в ней сравнительно теплая, но очень грязная и темная, прозрачность - не более метра. Максимальный расход воды в реке - в июле. Стоянок на реке немного, в основном - на озерах. На реке много завалов. Они образовываются и исчезают довольно быстро, поэтому следует учесть, что некоторые непроходимые завалы во время Вашего похода, возможно, станут проходимыми и наоборот. Но большинство свежих завалов часто легче разобрать, чем обнести. Обычно для этого необходимо лишь разрубить/распилить одно-два бревна.

    Ж/д мост через р. Волома - устье р. Талвиесдеги (47 км, 10-12 ходовых часов)

    До первого притока - р. Талвиесдеги - река шириной 5-15 метров сильно петляет, большой уклон наряду с малым расходом воды определяет характер препятствий и время сплава. На реке - бесконечное число мелких перекатов, порожков и шивер, многие из которых приходится попросту проводить, особенно это относится к не очень прочным судам: обладателям Тайменей, Салютов и пр. советуем не лениться и чаще вылезать из байдарки (можете смело делать это сразу при виде перекатов) - многие камни на реке острые, можно сильно попортить судно. Плесов и, к счастью, завалов, почти нет. Приемлемых стоянок на этом участке очень мало. По сути, встать можно только перед непроходимым мостом и на озере Шуонъярви. Из-за многочисленности препятствий может возникнуть небольшая, но не существенная путаница с их нумерацией.

       Машинист при толковом объяснении остановит поезд так, что дверь Вашего вагона с точностью до 2 м окажется напротив спуска с ж/д насыпи к реке (направо по ходу поезда). По тропинке спуск к автомобильной дороге, через нее до полянки - итого 50 м. поляна большая, места хватит на десяток байдарок, но спуск к воде, хотя и удобный, но не очень широкий, уместить можно всего три-четыре судна.
      
       Если Вам все же не удалось договориться об остановке поезда, то порядок действий следующий. Выходить надо на станции Пенинга. Во-первых, поезд на Костомукшу обычно встречает несколько машин. Если не удастся договориться с ними, то надо дойти/доехать до пос. Пенинга. За 0.5 км до него справа от дороги находится местная автобаза. Рабочий день на ней начинается в районе 7 часов утра, начальник и водители подъезжают к 7-30. Вам будет либо по дороге с кем-то, либо нет. Но при этом Вас почти точно подвезут, причем по невысокой цене.
      
       Почти сразу Волому пересекает ЛЭП. Через несколько минут сплава справа по ходу - небольшое озерцо.
       Через 2 часа (острова, десятки шивер и перекатов - все не представляют технической сложности)
      
       Препятствие N1 (Категория сложности - Iб, длина - 300 м). Сходу, можно осмотреть конец по правому берегу. Перед порогом - около ста метров река течет по болоту и почти сразу - порог. Сначала - несложная шивера, затем река сужается до 4 метров, валы. Далее - опять шивера, в основном - вдоль правого скалистого берега. При большой необходимости на этих скалах можно остановиться.
       Через 30 мин
      
       Препятствие N2 (непроходимо, 70 м). В самом начале порога через реку переброшен старый автомобильный мост, возвышающийся над водой на 5-10 см. Вход в порог из-за него невозможен. Сам порог - прямой, короткий и мощный, валы. Обнос 50 м по обоим берегам. Перед порогом на левом берегу - хорошая стоянка, дров достаточно.
       Дорога на карте не обозначена, там на ее месте изображена просека. Если идти по дороге налево (С), то через 150 м она раздваивается, правая часть заканчивается прямо посреди леса через 400 м, выводя к небольшому лесному озерцу, левая же часть, судя по всему, является продолжением обозначенной на карте лесовозной дороги из пос. Волома.
       В южном направлении через 1 км одна за другой следует несколько развилок, одна дорога в результате идет вдоль южного берега реки, еще две - к хорошей дороге Пенинга - Маслозеро.
       Через 5 мин
      
       Препятствие N3 (Iа, 100 м). Сходу. Простая мелкая шивера.
       Еще через 5 мин
      
       Препятствие N4 (Iа, 100 м). Сходу. Шивера чуть сложнее предыдущей, камни на выходе.
       Через 10 мин
      
       Препятствие N5 (Iа, 100 м). Сходу. Имеет смысл провести.
       Через 5 мин
      
       Препятствие N6 (Iа, 100 м). Сходу. Имеет смысл провести.
       Через 10 мин
      
       Препятствие N7 (порог "Зигзаг") (IIб, 200м). Осмотр желателен, проводится по правому берегу. Представляет серьезную опасность для байдарки, особенно для 3-хместных. На протяжении всего порога - камни в струе. Перед началом порога река уходит влево, затем мощный слив. Через 10 м (валы до полуметра) - еще один слив, ближе к левому берегу, сразу за которым - резкий поворот направо, здесь и следующие 50 м - сильный прижим к левому берегу, особенно опасен навал на громадный валун на выходе из основной части порога. Последние 100 м - несложная, но очень мелкая, вся наполненная камнями шивера. Скорее всего, понадобится проводка.
       Через 1.5 часа (сначала несколько мелких шивер, затем длинный плес, в конце которого попадаются завалы)
      
       Оз. Сонозеро. Озеро мелкое и рыбное, но стоянок нет. По нему 10 мин на СВ, выход чуть правее, закрыт травой и с воды не виден. Сквозь заросли травы - около 400 метров, затем - немного чистой воды и выход из озера. После короткой шиверистой протоки (около 10 мин) - небольшая ламбина. Прямо напротив входа в нее - небольшая стоянка.
       Выход из озера - налево, почти сразу за входом. Через 100 м - короткий чистый перекат, еще через 200 м за левым поворотом
      
       Препятствие N8 (Iб, 100 м). Лучше произвести осмотр (вполне удобен как по левому, так и по правому берегу). Сначала струя идет вдоль левого берега, постепенно выходя к центру, затем река поворачивает вправо (перед поворотом с левого берега поперек реки лежит неудобное бревно, перекрывающее половину русла), разбиваясь затем о поперечную гряду камней. Перед бревном необходим резкий маневр поперек реки.
       Через 5 мин
      
       Оз. Пертиярви. По нему 10 мин на В. Выход из озера - налево, напротив холма на правом (южном) берегу. Справа от выхода из озера - сарайчик, чуть правее - мост через ручей. Протока начинается небольшим перекатом (50 м).
       Через 150 м
      
       Препятствие N9 (Iа, 100 м). Сходу. Несложный порожек. Мелкий каменистый заход, резкие повороты реки (лево-право), затем сравнительно глубокая часть без камней, заканчивающаяся чистым сливом. В середине порога можно наблюдать жалкие остатки бывшего автомобильного моста, дорога от которого ведет, видимо в Волому (налево) и Пенингу (направо).
       Через 300 м по зарослям травы вы попадаете в
      
       Оз. Шуонъярви. Для выхода из него нужно около 10 мин плыть вдоль правого (южного) берега примерно на СВВ. Сразу после входа в озера справа на берегу - небольшая стоянка. Если подняться чуть выше, то Вы придете к окончанию автомобильной дороги, по-видимому, она ведет к озеру Пертиярви и, далее, к автодороге Пенинга - Маслозеро. 200 м правее этой - еще неплохая стоянка на мысу. На обеих стоянках мало дров. Напротив, на левом берегу - тоже стоянка. На выходе из озера на левом берегу - отличное место для стоянки.
       Через 100 м после стоянки
      
       Препятствие N10 (Iа, 70 м). Сходу. Левый поворот. Правильно зайти мешают кусты у правого берега. Камни.
       Сразу вы попадаете в небольшое озерцо. По нему - 5 мин. Левый берег - высокий, лесистый, правый - заболочен. Перед самым выходом из озера на правом берегу маленький пляж и небольшая стоянка.
       Сразу на выходе
      
       Препятствие N11 (Iа, 100 м). Сходу. Несложная шивера. Выход - у правого берега.
       Почти сразу
      
       Препятствие N12 (Iб, 2000 м). Сходу. Каскад из 5-6 порожков. Мелко, струи грязные, возможна проводка.
       Затем плес 10 мин (на левом берегу отличная стоянка, дров много) и
      
       Маленькое озеро Шуя, на правом берегу которого - стоянки. Посреди озера - высокий красивый остров.
       Через 500 м (берега высокие, густо поросли сосновым лесом)
      
       Препятствие N13 (Iа, 200 м). Сходу. Узкий слив 0.3 м.
       Через 600 м
      
       Препятствие N14 (Iб, 100 м). Сходу, хотя можно посмотреть по правому берегу. Посередине остров, очень мелко, проводка по левому руслу.
       Через 100 м перекат, через 50 м - еще один.
       Затем плес 600 м, слева впадает ручей из оз. Туохиламби. 50 м далее - на левом берегу развалившаяся землянка, еще через 100 м - отличная недавно построенная бревенчатая изба, в ней можно переночевать.
       Затем плес 30 минут (два переката и шивера), недавно построенный автомост, перед ним на левом берегу - домик сенокосцев, пешеходный мостик через заливчик.
       Через 1 км справа в Волому впадает река Талвиесдеги. В этом же месте реку пересекает еще одна автомобильная дорога (мост в хорошем состоянии), около него - домики сенокосцев.
      
      

    Устье р. Талвиесдеги - оз. Елозеро (33 км, 7 х.ч.)

    Река расширяется и становится значительно более полноводной, препятствия становятся более редкими, но более мощными и полноводными, проводки практически исключаются. На этом участке река пересекает Средне-Карельскую возвышенность, холмы возвышаются над уровнем воды на 200 м, пейзаж становится грандиозным. Берега реки поросли густым сосновым лесом, дно, в основном, песчаное. Места очень живописные. Стоянок много, все они хорошо оборудованы. Особенно хочется отметить прекрасную стоянку на озере Мал. Куранъярви.

       Через 1 км слева в реку впадает шумный ручей. Еще через 400 м на реке остров, с обеих сторон от него перекаты. Обойти можно с любой стороны. Справа короче, но гораздо мельче, слева немного дольше, но зато перекат гораздо проще и глубже. Через 50 м на правом берегу - остатки старой избы и почти полностью сохранившееся строение туалета. Через 200 м на том же берегу хорошая стоянка, дров не очень много. Стоянка расположена у подножия г. Талвиесдеги, возвышающейся над водой на 28 метров. С ее вершины можно наблюдать окрестные болота, леса и вырубки; там же остатки развалившейся лет десять назад геодезической вышки.
       Через 200 м
      
       Препятствие N15 (Iб, 300 м). Сходу. Большие валы, но в струе камней почти нет. На выходе мелко, много камней, возможно, потребуется проводка.
       Через 500 м плеса
      
       Препятствие N16 (IIа, 400 м). Можно осмотреть по правому берегу. Берега в районе высокие, покрытые лесом. Сначала довольно мелкая, но не трудная шивера, через паузу - перекатик (заходить справа), еще через паузу - основная часть. Заход в левое русло, валы более 0.5 м, сложная траектория, все камни видно с воды.
       Почти сразу перекат и
      
       Препятствие N17 (Iа, 100 м). Сходу. Несложная шивера. Впереди видна г. Мяндувара.
       Почти сразу
      
       Препятствие N18 (Iа, 100 м). Сходу. Несложная мелкая шивера.
       Почти сразу
      
       Препятствие N19 (Iа, 100 м). Сходу. Опять несложная шивера.
       Затем плес 10 мин и
      
       Препятствие N20 (Iб, 100 м). Сходу. Мелкая, но мощная шивера.
       Через 800 м
      
       Препятствие N21 (Iа, 100 м). Сходу. Заход чуть правее центра.
       За порогом на правом берегу стоянка.
       Через 5 мин
      
       Препятствие N22 (Iа, 100 м). Сходу. Идти правее центра, в струе камни.
       Через 10 мин слева впадает ручей. Через 5 мин слева - приток, за ним на левом берегу - развалины избы.
       Через 500 м
      

    Оз. Мал. Куранъярви - оз. Куранъярви (3 км, 1 х.ч.)

      
       Оз. Мал. Куранъярви. Очень живописное озерцо у подножия г. Мяндувара. На входе в него на мысу правого берега - неплохая стоянка, в 100 м далее, также на правом берегу озера - великолепная шикарно оборудованная стоянка с бревенчатой (!) баней и маленьким пляжем. На склоне горы рано созревает черника. Имеет смысл подняться на вершину горы - отсюда прекрасная панорама окрестностей. Видны озера Куранъярви, Кемяярви, Лайгаярви, горы Муштавара, Нестерова.
       Озеро мелкое, рыбное. Для выхода из него надо держаться правого берега, тогда Вы не заблудитесь в островах.
       Через 5 мин
      
       Препятствие N23 (Iб, 150 м). Сходу. Заход слева, затем вдоль правого берега, выход - чуть правее центра.
       Через 100 м
      
       Препятствие N24 (IIа, 100 м). Осмотр по правому берегу. Мелкий заход у левого берега, затем вдоль скалы на том же берегу, и сразу - мощный чистый слив (проходить чуть левее центра), затем валы до 1 м, через 20 м - второй слив, на этот раз грязный. Сразу за ним по центру в русле камень, так что в слив надо входить левее центрального котла. На выходе слева громадный валун, а по центру струи - камень, идти между ними.
       Через 3-4 мин
      
       Мост. От него налево - через 7 км развилка. Налево - пос. Волома, направо - дорога, ведущая к Маслозеру. Если от моста пойти направо, то развилка будет через 10 км. На этот раз налево - Маслозеро, направо - Волома. Все 4 варианта примерно одинаковы по расстоянию (30-35 км) и одинаково часто (т.е. одинаково редко) посещаются местными жителями на автомобилях. Проходить мост под вторым слева пролетом (неглубокое бревно под водой). Сразу за мостом начинается
      
       Препятствие N25 (Iа, 50 м). Сходу. Заход у правого берега. Струи чистые, валы. За порогом на правом берегу - красивый скальный выход.
       Через 150 м Вы попадаете в
      

    Оз. Куранъярви - оз. Лайгаярви (3 км, 1.5 х.ч.)

      
       Оз. Куранъярви. Прямо перед Вами - скалистые склонны горы Нестерова, возвышающейся над озером на 177 метров. Вид, правда, портит вырубка, почти сплошная по обоим берегам. Справа от входа в озеро - пляж, стоянка. На середине озера на самом восточном из островов - отличная стоянка с баней.
       На озере имеет смысл устроить дневку и совершить восхождение на гору (331 м), с которой открывается прекрасный вид на окрестные болота и озера и другие вершины гряды.
       По озеру 4 км на С, сразу на выходе
      
       Препятствие N26 (Iа, 50 м). Сходу. Чистый слив, небольшие валы.
       Через 400 м
      
       Препятствие N27 (Iа, 50 м). Сходу. Заход правее центра. На выходе - камни.
       Через 300 м довольно серьезный
      
       Препятствие N28 (IIа, 50 м). Осмотр по правому берегу. Все вдоль правого берега, слив с камнем, в струе также камни.
       Через 100 м
      
       Препятствие N29 (IIб, 300 м). Осмотр по правому берегу. Река перед порогом поворачивает налево, затем - плавно направо. До входа в порог он представляется не самым серьезным препятствием. В пороге несколько мощных бочек, линия движения плохо проглядывается, камни в струе, валы до 1 м.
       Сразу за порогом на правом берегу - стоянка.
       Через 400 м песчаного плеса
      

    Оз. Лайгаярви - оз. Елозеро (7 км, 2 х.ч.)

      
       Оз. Лайгаярви (кар. "Узкое"). На озере много песчаных пляжей, красивые берега, поросшие сосновым лесом. При выходе из озера Вы увидите перед собой высокий остров с характерным лысоватым местом. Так вот, на острове стоянки нет, можно только пообедать. Зато они есть: на левом и правом берегах сразу после устья реки, но самые лучшие - на мысу за упомянутым островом. Хорошо продуваемая - на самом западном конце мыса, самая большая (места хватит на добрый десяток палаток) - чуть дальше, 300 м вдоль южного берега мыса. Все стоянки хорошо оборудованы, проблем с дровами не возникает.
       По озеру 15 мин на ЮВ, оставляя слева вышеупомянутый мыс. Выход из озера находится легко, в районе истока в него справа впадает шумный ручей.
      
       Через 200 м после истока - небольшой перекатик, еще через 250 - второй перекат, немного сложнее первого.
       Через 100 м
      
       Препятствие N30 (Iа, 100 м). Сходу. Шивера. Заход слева, выход - справа.
       Через 400 м перекат с завалом, далее после 500 м плеса слева впадает ручей.
       200 м спустя посреди реки стоит скала. Перед ней на левом берегу - небольшая стоянка, затем простой перекат и через 50 м
      
       Препятствие N31 (Iа, 100 м). Сходу.
       После него 100 м мелковатой паузы и
      
       Препятствие N32 (Iа, 150 м). Сходу. Заход у правого берега, маневр налево поперек русла, далее по центру. Все довольно чисто, кроме выхода. Сразу на левом берегу можно встать.
      
       Через 200 м - новый автомобильный мост, проход у правого берега. Под мостом - перекат. За мостом на левом берегу - стоянка.
       Через 50 м
      
       Препятствие N33 (Iб, 150 м). Сходу. Заход по центру, сложный фарватер. На выходе уходить к правому берегу. Затем, на мелкоте, уходить влево, к острову.
       Через 100 м остров, слева - короче. В этом месте река образует дельту, лучше держаться основного русла, т.к. остальные рукава часто завалены.
       Через 10 мин реку пересекает
      
       Старый полуразрушенный мост, перед ним мощный завал. Пройти можно слева, петляя между бревнами. Висит трос с туристской пометкой.
       Далее продолжается дельта, попадаются завалы. Через 500м после моста на левом берегу стоянка. Еще через 5 мин
      
      

    Оз. Елозеро - Волок на оз. Ёлмозеро (36 км, 6 х.ч.)

    (участок бывшего молевого сплава)

      

    Рубка леса по берегам Воломы велась от Елозера до устья реки в Сегозере. Следы вырубок заметны до сих пор, хотя берега начинают зарастать молодым лесом. Сплав леса дает знать о себе также обильным количеством леса в русле (будьте внимательны!), многочисленными ряжевыми стенками и боновыми заграждениями. Река на этом участке расширяется еще больше, после левого притока Аминдомаоя она почти перестает петлять, препятствия становятся еще реже, а плесы длинней. На этом участке реки - самые рыбные места Воломы. Многочисленные старицы, рукава и заливы богаты щукой и крупным окунем. Стоянки не столь часты, как на предыдущем участке реки.

      

    Оз. Елозеро - устье р. Аминдомаоя (12 км, 2 х.ч.)

      
       Озеро Елозеро состоит из трех обособленных заливов: северо-западного, южного и восточного. Берега озера подтоплены, много зарослей травы, и перед Вами предстает довольно безрадостная картина. Несмотря на это в озере много рыбы. Хорошая стоянка есть только на высоком, самом крупном острове СЗ части. В ней же есть еще несколько мест для ночлега с хорошими песчаными пляжами.
       Всего по озеру - 20 мин. До прохода в восточную часть - 0.5 км. Он на 400 м правее нового домика сенокосцев, что находится прямо напротив устья. Проход плохо виден издалека. Через 400 м на правом берегу домик с печкой, в нем и около него можно переночевать.
       По восточной части озера 15 мин на В, выход из него находится довольно легко - он в дальнем левом углу озера, издалека также не очень очевиден.
      
       Через 100 м перекат, после него еще несколько перекатов и отдельных камней в русле, затем длинный плес. Берега довольно высокие, дно песчаное, много широких пляжей, при желании можно остановиться практически в любом месте.
       Через полчаса после выхода из озера встретится первый остров. Еще через 10 мин в течение также 10 мин 6-7 перекатов. Спустя 15 мин справа - полуразрушенная ряжевая стенка. Через 10 мин на правом берегу добротная изба, к ней подходит лесовозная дорога.
      
       Через 20 мин слева будет остров и сразу напротив него, за правым поворотом, справа впадает река Пелкула.
       Через 20 мин на правом берегу барак, еще через 10 мин
      
       Препятствие N34 (порог "Дяврума-Кошки", кар. "Порог с омутами") (Iб, 100 м). Сходу. Заход вплотную к дереву у левого берега. Струи чистые. Сразу за порогом и слева приток - р. Аминдомаоя.
      

    Устье р. Аминдомаоя - волок на Ёлмозеро (24 км, 4 х.ч.)

      
       Следующие полчаса - длинный с редкими поворотами плес. За ним
      
       Препятствие N35 (порог "Медвежий") (IIа, 400 м).
       1-я ступень (100 м). Сходу. Заход справа, далее - по диагонали налево. Затем пауза 200 м, на левом берегу хорошая оборудованная стоянка, много дров, баня. В рукавах реки великолепный клев. Отсюда нужно осматривать следующие ступени порога. Чуть ниже на правом берегу - полуразрушенная изба (из-за мелкого рукава она оказывается на острове). Около нее также можно переночевать.
       2-я ступень (50 м). Осмотр по левому берегу. Вдоль правого берега тянется ряжевая стенка. Проходить вплотную к ней. Валы 0.5-0.7 м. Затем через паузу 50 м (необходим маневр к левому берегу реки)
       3-я ступень (30 м). Осмотр по левому берегу. Грязноватый слив, камень на выходе.
       Через 100 м перекат, еще через 50 м
      
       Препятствие N36 (порог "1-й Островской") (IIа, 300 м). Сходу.
       1-я ступень (50 м) - вдоль правого берега. Через 50 м
       2-я ступень (100 м). Заход справа, далее по центру. Через 50 м
       3-я ступень (50 м) - по центру.
       Следующие 200 м - перекаты, камни в русле. Через 300 м
      
       Препятствие N37 (Iб, 100 м). Сходу. Сложный фарватер. Заходить слева, затем направо-налево, выход по центру.
       Через 20 мин сразу за правым поворотом на правом берегу остатки домика.
      
       Через 10 мин реку пересекает основательная бобровая плотина. Можно пройти справа, в противном случае - обнос по левому берегу.
       Через 500 м
      
       Препятствие N38 (порог "2-й Островской") (IIа, 350 м). Сходу. Много камней в струе, линия движения прослеживается плохо.
       Через полчаса плеса
      
       Препятствие N39 (порог "3-й Островской") (Iб, 200 м). Сходу. Заход правее центра, чисто.
       Через 200 м перекат, через 20 мин
      
       Препятствие N40 (Iб, 300 м). Сходу. Слева - ряж. Заход по центру, затем - к правому берегу, выход по центру.
       Через 1 км
      
       Препятствие N41 (Iа, 50 м). Сходу. Чистый слив у правого берега.
       Через 200 м (много камней в русле)
      
       Препятствие N42 (порог "4-й Островской") (IIб, 300 м). Сходу. Справа - ряжевая дамба. В конце порога на правом берегу виднеется сплавной домик. Заход и первая половина справа, напротив избы - маневр к левому берегу, выход по центру. Сразу за шиверой слева остров.
       Через 500 м начинается обозначенный на карте характерный километровый изгиб реки: два поворота - налево, затем направо - на 180 градусов, острова.
      
       Через 2 км на левом повороте на правом берегу - дощатый домик в нежилом состоянии. Через 100 м слева в реку впадает ручеек, видно наведенный через него мост старой зимней дороги, ведущей к месту начала волока. По воде еще метров 300 и на левом берегу - примятое место высадки. Около него на дереве висит видная издалека туристская метка. Места здесь мало, берег на 30 см выше уровня воды. Глубоко - на расстоянии 1 м от берега - более 2 м.
      
       (Для ориентировки - менее чем в 1 км ниже по течению расположен Ложный Сигпорог с островом из каменных плит).
      
       Если продолжать путешествие дальше, то можно по Воломе доплыть до Сегозера, а можно совершить волок в бассейн реки Сонго по маршруту: Маслозеро - волок - Большое Кукозеро - Сидраозеро - Тумасозеро - Унутозеро - р. Сонго.
      
      

    Волок: р. ВОлома - дер. Кузнаволок (8 км, 1 ходовой день)

       В 50 м выше места высадки - довольно большая полянка, вполне оборудованная стоянка. Почти сразу начинается болото, так что с дровами проблем не будет.
       Волок достаточно сложный и продолжительный, рекомендован только подготовленным физически группам. Байдарки, скорее всего, придется разобрать. В очень быстром спортивном темпе без привалов, "под рюкзаком" дорога до дер. Кузнаволок занимает 1 ч 45 мин; обратно "порожняком" - 1 ч 15 мин.
       Первые 500 м нужно идти по болоту (Пимейшуо), по старому зимнику, вплотную к которому слева тянется молодой лес. Местами - по колено воды. Через 500 м лес заканчивается и из него выходит старая гать. Гать обильно поросла голубикой и еще обильнее населена слепнями, количество которых ужаснет любого. Еще через 500 м она постепенно пропадает и дальше перемежается тропинкой, которая приводит в небольшой лесок. В нем Вас ждет первый подъем. В лесу тропинка кончается и упирается в старую мокрую дорогу. По этой дороге - налево около 100 м, затем направо опять уходит гать. Она также быстро исчезает, и второй и третий перевальные взлеты Вы проходите уже по обычной лесной тропинке. Между взлетами опять-таки болото. Самый большой из них, третий, идет по старой просеке, густо заросшей молодым осиновым лесом. Всего от начала волока до перевала около часа ходьбы.
       Следующие полчаса идти по этой же тропинке, после перевала расширяющейся и постепенно приобретающей черты старой добротной дороги. По пути Вам встретятся 2 полуразрушенных моста через один и тот же ручей. Оба практически непроходимы, но обходятся слева по тропинке. Между мостами, ближе ко второму, налево уходит заросшая просека. Через 300 м после второго моста налево уходит хорошая автомобильная дорога, за ней справа - развалины нескольких строений и сохранившийся забор. Через 500 м после дороги наша просека кончается у грунтовой автодороги. По ней нужно пройти вперед еще 200 м. Здесь - свежая действующая вырубка, с вершины холма можно наблюдать окрестности и южную часть Елмозера.
       Если пойти от вырубки направо, то через 200 м справа покажется озеро Хаурисламби, местные зовут его просто "Светлым" - в нем чрезвычайно прозрачная вода, что большая редкость для Карелии.
       От вырубки налево - 3 км по дороге до бывш. дер. Кузнаволок. Раз в несколько дней по ней проезжают сенокосцы - если повезет, можно даже поймать попутку. Через 20 мин справа от дороги будет старое, но действующее кладбище, сразу за ним - мостик и через 10 мин Вы выйдете к деревне на берегу озера. От нее почти ничего не осталось: несколько полуразрушенных кирпичных домиков, в которых раньше жили военные связисты. Один дом, правда, сохранился почти полностью. На окрестном поле есть еще несколько жилых сарайчиков с печками и нарами, в них можно переночевать.
       В Кузнаволоке летом живет отставной военный врач из Санкт-Петербурга Валерий Алексеевич с женой. Приезжает сюда с середины 80-х каждый год. Человек очень приветливый и гостеприимный, так что к нему можно обращаться с вопросами, он всегда поможет.
       Стоянку лучше устраивать не около домиков, а метров на 100 левее, чуть ниже ряда деревьев - здесь гораздо чище и уютнее, есть столик. До воды - 50 метров сквозь заросли травы. Дров в районе деревни мало.
      
      

    Р. Ёлма, Онда (135 км, 6 ходовых дней)

      

    Дер. Кузнаволок - Коргуба (38 км, 7 х.ч.)

    Елмозеро вытянулось с севера на юго-восток на 40 км, берега высокие, лесистые. Озеро глубокое (до 100 м), вода в нем холодная, но очень чистая, особенно по сравнению с Воломой. Р. Елма (кар. "Протока") имеет всего два препятствия сразу после истока, а затем медленно течет среди однообразных карельских болот, стоянок почти нет, даже на озерах. В Елме до оз. Кодарви вода также чиста, а затем хоть и темнеет, все равно остается довольно прозрачной. На озере рыбалка плохая, рыбы почти нет, попадается только у берега; на реке же - неплохая рыбалка.

       На берегу Елмозера - остатки двух причалов, на другом берегу также виднеются какие-то сооружения. Дно песчано-илистое, места для погрузки достаточно.
       По Елмозеру на север до истока реки около 7 км. Стоянок на озере почти нет, единственное хорошее - в районе устья реки - это напротив истока, около песчаного пляжа.
       Исток реки находится легко. Вначале река очень мелкая, много камней в русле. Через 150 м после истока
      
       Препятствие N43 (IIб, 350 м). Осмотр по обоим берегам, начало удобнее по правому, конец - по левому. Река перегорожена старой плотиной, на дамбе которой на правой стороне небольшая уютная стоянка. Через проран плотины наведен пешеходный мостик.
       Линия движения сложная, несколько поворотов от одного берега к другому, камни в русле. Посреди порога неопасный, но большой многолетний завал - проводка справа 20 м по мелкому рукаву, либо обнос 3 м по завалу (скользко). Через 50 м после него мощный чистый слив с поворотом направо, далее река делает еще несколько поворотов, но камней уже почти нет, небольшие валы.
       За порогом на правом берегу скальные выходы белого мрамора высотой до 15 м, под ними из кусков того же мрамора выложены оборонительные позиции времен Великой Отечественной войны.
       Через 400 м после порога
      
       Препятствие N44 (IIа, 400 м). Сходу.
       1-я ступень (30 м). Мелко, но чисто. Через 50 м
       2-я ступень (100 м). Также чисто, но камни на выходе. Еще через 50 м
       3-я ступень (150 м). Сложный фарватер, камни в русле.
       Сразу за порогом
      
       Оз. Типингянозеро. Озеро узкое и длинное, есть стоянки, самая лучшая - примерно через 1 км на мысу на правом берегу. По озеру - 40 мин, затем опять начинается река, медленно текущая среди лесов, дно песчаное или илистое. Через 20 мин - автомобильный мост, еще через 5-10 - на правом берегу бывшая дер. Елма, теперь - большая частная лесозаготовительная фирма - несколько домов, техника, лодки и пр. там же - небольшой перекат. Через 1 час
      
       Оз. Кодарви. Небольшое, сильно заросшее озеро с болотистыми берегами. Стоянок нет, зато на берегах много ягод. По нему - 15 мин на СВ, выход - в дальней левой части озера, плохо заметен издалека.
       Следующие 1 ч 15 мин река течет по глухим карельским болотам, течение отсутствует, река сильно петляет. Затем следует
      
       Оз. Маръярви. На озере - несколько стоянок. Одна - прямо напротив устья, на левом берегу. Еще одна - напротив выхода из озера, на правом берегу на сосновом холмике. В принципе, встать можно в любом месте правого берега. По озеру - 15 мин на С, выход издалека совсем не виден.
       Через полчаса (все те же гиблые болота) - островок. Обходить с любой стороны (перекат). За ним до Коргубы река течет уже по лесу. Огромное количество сухостоя, плавняка и пней оставляет удручающее впечатление. Через 200 м после острова на правом берегу стоянка, еще одна - через 1 км также на правом берегу. Обе - плохие.
       Через 30 мин после острова река впадает в залив Ондозера - Коргубу. По ней плыть сначала 15 мин на С, затем еще 15 мин на В. На крайнем мысу в районе поворота с С на В - приличная стоянка. На крайнем с севера мысу слева от выхода в озеро - большая, продуваемая, хорошо оборудованная, но сильно загаженная стоянка, широкий песчаный пляж на косе. Напротив, на высоком берегу - также хорошая оборудованная стоянка. Много хороших стоянок есть на участке озера от выхода из Коргубы до г. Хаговара.
       В 2-х км слева от выхода в Ондозеро - нежилая деревня Коргуба. В 14 км - большая жилая деревня Ондозеро. В ней почта и три магазина, один работает всегда, в нем есть свежий хлеб, другие продукты, даже резиновый клей! Цены в магазине - не выше московских. В деревне можно взять напрокат баркас, который может перевезти на другую сторону озера в случае плохой погоды.
      
      

    Ондозеро (25 км, 5 х.ч.)

    (Коргуба - плотина)

    Вода в Ондозере сравнительно чистая и очень теплая. Ондозеро - самое рыбное место на всем маршруте. Водятся: окунь, щука, лещ, сиг и др. Стоянок на озере много, все хорошо оборудованы, с дровами проблем нет.

      
       Ондозеро (саам. "Песчаное") - одно из самых крупных озер Карелии. Как и все большие карельские водоемы, оно легко подвержено изменениям погоды: шторм здесь может разыграться за 15-20 мин, волны бывают до двух метров. Поэтому, выплывать в открытое озеро не советуем. Рекомендуется проходить его под вечер или даже ночью: примерно с 21 часа озеро обычно успокаивается, штормы ночью случаются гораздо реже.
       Плыть надо сначала 2 км на СВ мимо о. Кевяттэми, затем 6 км на В - к островам Пурутшарет. Слева остается высокий остров Лайдашари, стоянка на котором затруднена. Самый крупный из о-вов Пурутшарет имеет размеры 1.7x1.1 км. Еще три острова - достаточно большие для стоянки. Но все они каменистые и сильно заросшие лесом, так что встать на стоянку можно только на самом западном из крупных островов возле разрушенной избы (потолка и пола нет). Хорошо сохранившаяся изба есть на берегу озера напротив архипелага. Отсюда - 6 км до о. Тероншари. Сзади имеется прекрасный ориентир - почти безлесный 43-хметровый песчаный склон горы Хаговара.
       Если же Вы уверены в погоде и хотите плыть через озеро по кратчайшему пути, то после о. Кевяттэми Вам надо держать курс на мыс у правого берега (2 км), а затем - на северную оконечность о. Тероншари - это самое низкое место в линии леса на восточном побережье озера (азимут 110). В этом случае посреди озера Вам встретится отмель с надводными камнями.
       Следующие 2 км - по губе Онда до косы Хордюкорга (кар. "Грива-Коса"). В воде много топляка, по берегам - плавняка. На подступах к косе очень мелко.
       Коса представляет собой узкую (ок. 5 метров) высокую (до 5 м) полосу суши. Стоянки есть в ее основании и в конце уширения в середине косы. Вторая - отличная, прекрасно оборудованная и очень уютная, 2 бани, пляжи, небольшой причал у воды и наверх ведет лестница с перилами.
       Далее - еще около 10 км по губе Онда. Через 5 км - пролив в заключительную часть губы. На северном (левом) мысу можно встать на стоянку (в западной части) и на обед (в восточной). Также можно остановиться в районе барака "Бабай" на левом берегу через 2 км после пролива.
       В истоке реки плотина. Хорошим ориентиром служит старая ржавая цистерна в 100 м выше плотины.
      
      

    Плотина Ондозера - Оз. Панозеро (30 км, 10 х.ч.)

    На этом участке встретятся самые мощные и одновременно самые сложные препятствия. В каждом пороге большие валы, а камней почти нет. Река попеременно течет то по болотам, то среди леса; много рыбы, на порогах ловится хариус. Стоянок на этом участке много, большинство из них хорошо оборудованы.

      
       Препятствие N45 (Плотина). Скорее всего, непроходима из-за завалов. Спад воды около 2 м. Возможно, правый проран проходим (обратите внимание на противную железяку у левого края прорана), возможно для прохождения придется немного разобрать завал перед ним, но, по всей видимости, Вам не удастся пройти здесь на байдарке.
       По плотине проходит хорошая лесная дорога, но проезд через нее невозможен из-за прорана. Можно доехать до Сегежи - 45 км.
       Обнос через дамбу плотины 10 метров. Места для погрузки немного - хватит на одну-две байдарки. Всего обнос занимает от 15 до 45 мин.
       Через 70 м после плотины
      
       Препятствие N46 (Iа, 50 м). Сходу. Мощный перекат.
       Через 200 м на левом берегу стоянка (болота с морошкой и голубикой) и сразу за ней
      
       Препятствие N47 (порог "Бабай") (IIа, 100 м). Сходу. Чисто, валы выше полуметра.
       За ним на правом берегу, в глубине, изба. Около нее можно переночевать.
       Через 100 м
      
       Препятствие N48 (Iб, 50 м). Сходу. Чисто, валы.
       Еще через 100м
      
       Препятствие N49 (порог "Большой") (Iб, 100 м). Сходу. В начале порога на правом берегу - небольшая стоянка. За ней - левый поворот, уход левее центра.
       Через 50 м
      
       Препятствие N50 (Iа, 50 м). Сходу. Несложная мощная шивера.
       Спустя 50 м
      
       Препятствие N51 (Iа, 50 м). Сходу. Слабенькая шиверка.
       Через 300 м перекат, еще через 200 - на правом берегу барак.
       Через 200 м
      
       Препятствие N52 (порог "Херакиви") (Iб, 100 м). Сходу. Чистая мощная шивера.
       За ней посередине реки в течение 200 м тянется большой ряж, затем плес 200 м и
      
       Препятствие N53 (Iа, 50 м). Сходу. Сразу за ним на левом берегу плохая стоянка.
       Через 200 м на левом повороте
      
       Препятствие N54 (Iа, 50 м). Сходу. Валы, справа - ряжевая стенка.
       Через 400 м плеса на левом берегу маленькая стоянка и
      
       Препятствие N55 (порог "Хемая") (IIа, 100 м). Можно осмотреть по правому берегу. Слева - ряжевая стенка. В конце порога справа в струе огромный обливной камень, нужно от него отрулить.
       Через 100 м река раздваивается, следует маленький перекатик и через 10 минут
      
       Препятствие N56 (порог "Кривой") (IIб, 200 м). Можно осмотреть по обоим берегам, слева удобней. В середине порога на левом берегу изба, в которой и рядом с которой можно заночевать. Порог начинается 100-метровой шиверой с плавным поворотом направо и небольшим сливом напротив избы - идти ближе к левому берегу, валы. Затем опять нетрудная шивера на правом повороте и в конце - мощный слив 0.7 м с валами до 1м - идти чуть правее центра, можно справа от слива.
       Сразу за порогом на правом берегу - хорошая, но муравьиная стоянка.
       Следующие 400 м - затяжной перекат, плавно переходящий в
      
       Препятствие N57 (порог "Быстрица") (IIа, 200 м). Сходу. Чистый мощный порог с высокими валами. Справа - ряжевая стенка.
       После порога река разливается, появляются многочисленные острова, лес отходит в глубину. Начиная отсюда и еще в течение 10-15 км на западе (слева, а потом справа по ходу) видна недалекая геодезическая вышка. Через 800 м после порога на правом берегу маленькая стоянка, рядом небольшой перекат и слева в Онду впадает приток Быстрица, и река поворачивает на ЮВ.
       Следующие 12 км река медленно течет среди "Гусиных Болот", лес же тянется на расстоянии 100-200 м от берега.
       Через полчаса справа в реку впадает ручей. Через 40 мин после устья Быстрицы на реке остров и 100-метровый перекат. Еще через 15 мин на левом берегу стоит небольшой сарайчик. Спустя полчаса река делает характерный изгиб, на берегу - остатки каких-то человеческих сооружений.
       Через 10 мин справа к реке примыкает небольшое
      
       Оз. Лавашиламбина. Восточный берег озера - высокий, скалистый, поросший сосновым лесом, есть стоянки.
       Через 10 мин - перекат, сразу за ним - остров, обходить который лучше слева (справа мелко). Вокруг острова - 10 мин, через 100 м
      
       Препятствие N58 (порог "Ромака", кар. "Резвый") (IIа, 250 м). Сходу. Слева - ряжевая стенка. 1-я часть (30 м) - заход справа около большого валуна, через 50 м - вторая часть (100 м). Большие валы (выше 1 м), в струе камней нет. На выходе из порога по центру в воде - совершенно незаметный камень.
       Сразу за порогом на правом берегу маленькая загаженная стоянка без дров.
       Через 5 мин на левом берегу стоянка, слева - ряж. Сразу за ним на левом повороте -
      
       Препятствие N59 (Iа, 150 м). Сходу. Несложный перекат.
       Через 100 м
      
       Препятствие N60 (Iа, 100 м). Сходу. Совсем простой перекат.
       Еще через 100 м
      
       Препятствие N61 (порог "Нила") (IIа, 250 м). Можно осмотреть с обоих берегов. Валы более 0.5 м, заход справа, далее по центру. Посередине порога на левом берегу скальные выходы, отличная стоянка с трудной чалкой (к ней можно также пристать сразу после порога). В конце порога надо опять уходить вправо - там мощный широкий слив.
       После порога река разливается, через 400 м на правом берегу рыбацкое строение, напоминающее шалаш, затем остров (идти слева). Еще через 400 м на левом берегу опять сооружение непонятного предназначения, и почти сразу (через 1 км после Нила) река раздваивается. Нужно идти левой (более узкой) протокой. Ее длина - 1 км.
      
       Правая протока имеет длину около 2-х км и выводит в Кирасозеро, которое вытянулось с Севера на Юг и плавно переходит в Волдозеро. На Кирасозере - дачные участки, местами начинает появляться мобильная связь. На Волдозере - одноименный поселок с магазином. Отсюда 17 км до Сегежи.
      
       Через 500 м после соединения на левом берегу стоит знак, сообщающий, что Вы находитесь на территории "Ондозерского Охотхозяйства". Еще через 500 м река вновь раздваивается. На этот раз нам направо.
      
       Налево от реки отходит узкая протока Пудас. На входе в нее ряж, проходить слева. Через 400 м
       Препятствие N62* (Iб, 250 м). Можно осмотреть по правому берегу. В начале порога слева ряж, прижим. Далее узкая струя, валы менее 0.5 м.
       Через 10 мин
      
       Препятствие N63* (Iб, 100 м). Можно осмотреть по правому берегу. В начале порога завал из бревен - обнос 5 м прямо по нему. Сам порог простой.
       Через 10 мин
      
       Препятствие N64* (Iб, 100 м). Можно осмотреть по правому берегу. Небольшой порожек со сливом.
       Через 20 мин плеса, сменяющегося длинным перекатом
      
       Препятствие N65* (IIа, 300 м). Можно осмотреть по правому берегу. Красивый порог, высота берегов - до 10 м. Сложная линия движения, много камней в русле, валы до 0.5 м.
       Через 5 мин - Панозеро.
      
       Почти сразу за вторым раздвоением
      
       Препятствие N62 (Iа, 100 м). Сходу. Простой прямой порожек, валы до 0.5 м.
       Через 400 м - остров, обходить справа 100 м. За ним -
      
       Препятствие N63 (Iа, 100 м). Сходу. Несложная шивера, ряжевая стенка справа. Заход по центру, затем уходить к левому берегу и выход опять по центру.
       Через 150 м сразу после длинного ряжа справа
      
       Препятствие N64 (порог "Щелье") (IVа, 100 м). Обязательный осмотр по левому берегу - причаливаться лучше сразу после предыдущей шиверы. Тут же можно пообедать. Осмотр неудобен, т.к. сильно мешают кусты и деревья, но все же необходимо посмотреть на слив как сверху, так и снизу.
    Желающим: обнос по левому берегу, проводка вдоль правого.
       Порог образован пологими гладкими скалами, "щельями", чем и обусловлено его название. По этим щельям можно справа совершенно безопасно подойти почти к самому сливу.
       В начале порога - перекат, затем нужно резко уходить правее, чтобы не влететь в громадный валун. До него - метров 20 разгона. Справа от валуна - чистый слив более 1 м, ширина около 2 м. Правее слива - большой пологий обливной камень, по которому, вообще-то, также можно сползти вниз.
       За сливом - большие косые валы и бочки с обеих сторон, особую опасность представляет сильная боковая волна справа, метров через 7 после слива. Далее - еще метров 30 бурной воды, есть один-два камня в струе.
       В принципе, можно пройти порог слева от жандарма вплотную к берегу, но опасность налететь на большой камень у берега в этом случае очень велика. Можно также, перенеся байдарку через ряж, пройти порог по мелкому правому рукаву; этот же путь, но в обратном порядке нужно проделать желающим пройти порог несколько раз. Пройти порог посередине практически невозможно - слишком много камней.
       Сразу за порогом на правом берегу рядом со щельями отличная стоянка. Дров на соседнем болоте достаточно.
       Через 5 мин после "Щелье"
      
       Препятствие N65 (порог "Буй") (IIIа, 400 м). Обязательный осмотр по любому берегу, но справа удобней. При нашем уровне воды это была скорее даже "двойка". С воды порог просматривается плохо. В начале слева - небольшой ряж. Сначала - 150 м переката (река делает два поворота), который плавно переходит в бурный порог с большими валами (до 0.7 м). Проходить, в основном, ближе к левому берегу, на выходе надо уйти влево от гряду поперек струи. Перед ней справа от струи - большой надводный камень. Затем порог заканчивается очередным 150-метровым перекатом.
       Через 100 м
      
       Препятствие N66 (порог "Панозерский") (IIа, 50 м). Можно сходу, а можно и посмотреть по правому берегу. Для захода в порог или его осмотра сразу после правого поворота реки нужно резко уйти вправо, почти под самый берег.
       Заходить в порог по центру, затем уходить чуть правее.
       Через 50 м (на левом берегу шикарная стоянка с баней) -
      
       Препятствие N67 (Iа, 50 м). Сходу. Простой перекат.
       Через 100 м вы попадаете в
      
      

    Оз. Панозеро - пос. Майгуба (40 км, 10 х.ч.)

    Сложные препятствия на этом участке практически прекращаются, а во второй половине и вовсе отсутствуют. На всем участке часто встречается местное население. Стоянок на этом участке немного, большинство - ближе к концу. Практически везде есть сотовая связь.

      
       Оз. Панозеро. Озеро размерами 5x2 км вытянулось с СЗ на ЮВ. На СВ в него впадают река Пана и протока Пудас. На входе в озеро на правом берегу - стоянка. Еще одна, лучше - слева от впадения реки.
       По озеру - 20 мин прямо на СВ. озеро местами заросло травой, довольно мелко. На СВ берегу в 300 м справа от мыса - изба-землянка в отличном состоянии. В ней или около нее можно переночевать. Еще на 200 м правее на берегу стоит заметная издалека старая ржавая цистерна-вагончик.
       На южной оконечности Панозера недавно построен дачный поселок. Местные рыбаки на моторных лодках постоянно по нему плавают.
       Выход из озера спрятан среди островов, но ошибиться все же довольно сложно.
       Через 10 мин
      
       Препятствие N68 (порог "Кеккей") (Iб, 250 м). Сходу. Справа - ряж. Сначала 150 метров перекат, за ним - 100-метровый порог. Сначала идти левее центра, затем небольшая пауза (надо уйти под самый левый берег) и короткая вторая часть. На выходе противный надводный камень поперек струи, обойти который можно с обеих сторон.
       Через 200 м слева в реку впадает приток.
       Через 15 мин
      
       Препятствие N69 (Iа, 100 м). Сходу. Справа - ряжевая стенка. Сначала небольшой входной перекат и затем простой прямой порожек.
       Через 100 м - узкий вытянутый островок (3x50 м), через 600 м после него
      
       Препятствие N70 (порог "Пятчий", кар. "Печной") (Iб, 200 м). Сходу. Сначала простой перекат из двух частей. Повороты налево-направо. Затем непосредственно сам порог - прямой и короткий. Идти слева от центра. Мелковато на выходе. Посреди порога на правом берегу - стоянка.
       Через 20 мин (река делает несколько обозначенных на карте разворотов) начинается серия порогов 70-74 под общим названием "Медная Карешка"
      
       Препятствие N71 (Iа, 100 м). Сходу. Простой перекат.
       За ним на левом берегу - большая красивая жилая дер. Медная Карешка.
       Через 100 м после переката
      
       Препятствие N72 (Iа, 100 м). Сходу. Слева - ряж.
       Еще через 100 м
      
       Препятствие N73 (Iб, 150 м). Сходу. Слева - две ряжевые стенки. Идти по центру, после поворота реки налево уходить вправо от валов, далее идти левее основной струи.
       Через 200 м
      
       Препятствие N74 (Iа, 100 м). Сходу. Два широких чистых слива.
       Метров через 50
      
       Препятствие N75 (Iб, 250 м). Сходу. Длинный S-образный порог. Справа - ряжевые стенки. Заход по центру, далее - налево и до конца порога - вдоль левого берега. В конце порога - бревна в русле. Отсюда становится слышно шоссе.
       Через 700 м
      
       Препятствие N76 (Iа, 50 м). Сходу.
       Далее река медленно течет среди скучных болот, стоянок нет.
       Через 5 мин реку пересекает автомобильная трасса Москва-Мурманск (М-18), по которой можно добраться попуткой до Сегежи (Надвоиц).
       Через 1 час после моста слева в реку впадает приток. Через 200 м - короткий перекат и почти сразу
      
       Препятствие N77 (порог "Ямный") (IIа, 100 м). Можно осмотреть по любому берегу. Перед порогом справа тянется длинный ряж.
       Вход слева (валы до 0.5 м), после поворота реки вправо уход правее центра (в русле камни) и затем 2-я часть - валы более 0.5 м, особенно на выходе.
       Сразу за порогом справа начинается очередной ряж. С другой его стороны - стоянка.
       Через 100 м - последний на маршруте
      
       Препятствие N78 (Iа, 50 м). Сходу. Несложный порожек.
      
       Через 200 м поперек реки натянут стальной трос. На севере видна металлическая вышка или башня.
       Спустя 20 мин на правом берегу начинается большой пос. Лососий, из которого можно на автомашине доехать до Сегежи или Майгубы.
       Река расширяется до нескольких сотен метров и плавно переходит в
      
       Ондское водохранилище. Первые метров 500 вид удручающий - в реке множество топляков, бревен, гнилых пней; еще большее количество рыбацких сетей, мостков, мостиков и даже остатки большого деревянного моста.
       Само по себе Ондское водохранилище - одно из самых красивых мест на маршруте, но весь вид портят трубы Надвоицкого Алюминиевого Комбината на СВ и упомянутая выше вышка на С. Также на СВ видна ЛЭП.
       Стоянок на водохранилище много - на островах восточнее пос. Лососий, на СВ берегу напротив него, на группе островов в СЗ оконечности водоема.
       От Лососьего надо плыть сначала 2-3 км на В, затем 8 км на ЮВ. Всего 2,5 часа. На водохранилище почти всегда гуляет сильный ветер.
       Примерно через 2 часа его пересекает ЛЭП, за ней автомобильный и железнодорожный мосты.
      
       Через 500 м на правом берегу пос. Майгуба. Удобнее всего проплыть почти весь поселок и пристать к южному причалу сразу за длинной чередой лодочных ангаров. От него вверх 100 метров до ж/д платформы и еще 50 до автобусной остановки. Магазина в поселке нет.
      
       Имеет смысл плыть по Выгозеру прямо до Сегежи, до вокзала (около 3-х часов). От воды до путей - метров 20-25. Переночевать при этом можно на многочисленных стоянках п-ова Май-Наволок.
       В Сегеже у вокзала есть магазин, работающий до 22-00. Восточнее ж/д - историческая часть города, несколько памятников, музей, очень симпатичный детский парк с аттракционами. Большинство домов - деревянные либо каменные не выше 5 этажей. Больших магазинов нет, есть одно приличное кафе. С другой стороны от ж/д - новый микрорайон, блочные многоэтажки, много магазинов, в т.ч. круглосуточных, несколько баров.
      
    Автор будет весьма благодарен за предоставление интересной информации по данному маршруту и с удовольствием использует ее в этом отчете. Заранее спасибо!
  • Комментарии: 3, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Денисов Евгений Сергеевич (zhenyadenisov@yandex.ru)
  • Обновлено: 01/08/2009. 64k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка