Долматов Андрей Юрьевич: другие произведения.

Отчет: Кумир-Коргон-Иня, 2007

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Долматов Андрей Юрьевич (andolm@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 100k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Алтай , 249 км , 4 к/с , К2
  • Дата похода 01/07/2007 {16 дн}
  • Маршрут: р.Кумир (а\м) - руч. Сахаров (пешком) - р.Кумир - р.Чарыш - Устье р.Малая Татарка (сплав) - Вдоль р.Малая Татарка - р.Большая Татарка - р.Горелый Коргон (пешком) - р.Коргон - р.Чарыш - д. Сентелек (сплав) - д. Покровка (а\м) - Левый исток р.Сентелек - Исток р.Тулата - р.Сухая Татарочка - ур.Алексеевское (пешком) - р.Иня - п. Чинета (сплав) - ст. Алейск (а\м)
  •  Ваша оценка:


    Федерация оздоровительно-спортивного туризма Кировской области

     

    Отчет

    о пеше-водном путешествии 4 (четвертой)

    категории сложности

    по рекам Кумир, Коргон, Иня, Чарыш (Алтай), 

    проведенном с 7 по 29 июля 2007 г.

     

     

    Руководитель: Долматов Андрей Юрьевич.

    Домашний адрес: г. Киров, Профсоюзная, 82а-3

    т. (8332)363-323, andolm@mail.ru 

    Киров, 2007 г.

        
        

    Общие сведения о путешествии

        -- Район путешествия:   Алтай, западная часть, республика Алтай, Алтайский край
        -- Общие справочные сведения о маршруте:

      Вид туризма

      Категория сложности

      Протяженность активной части путешествия, км

      Продолжительность

      Сроки проведения

        
        
        

      Дней на маршруте (с подъездами)

      Активная часть

      Пешая часть

      Сплав

      Дневки

        

      водный

      4

      пешком - 75

      сплав - 174

      общая - 249

      23

      16

      7,5

      7

      3 п\дневки

      7-29 июля 2007 г.

          Нитка маршрута: г. Киров - Новосибирск - Бийск  (ж\д) - р. Кумир (а\м) - руч. Сахаров (пешком) - р. Кумир  - р. Чарыш - устье р. Малая Татарка (сплав) -  вдоль р. Малая Татарка -  р. Большая Татарка - р. Горелый Коргон (пешком) -  р. Коргон - р. Чарыш - д. Сентелек (сплав) - д. Покровка (а\м) - левый исток р. Сентелек  - исток р. Тулата - р. Сухая Татарочка - ур. Алексеевское (пешком) - р. Иня  - п. Чинета (сплав) - ст. Алейск (а\м) - Барнаул - Новосибирск - Киров (ж\д) 
          -- Определяющие препятствия:
           препятствие
           к.с.
           ориентиры
           описание
           п. "Тормоз", р. Кумир
           3
           скальная стенка левого берега (она уже в пороге) видная в конце прямого участка реки
           2 последовательных слива с общим перепадом до 1,5 м наиболее высокие у левого берега
           п. "Красноярка", р. Кумир
           3
           через 400 м после п."Тормоз", видимое сверху падение воды
           3 последовательных слива с общим перепадом до 2 м.
           п. "Миндойский", р.Кумир
           3
           крутой правый поворот с галечной отмелью справа
           в левой протоке - слалом между крупных валунов, в конце - крутопадающая горка, в правой - одиночный слив 0,8м с бочкой
           п. "Девичий", р. Кумир
           4
           скальные стенки по обоим берегам
           в скальном каньоне слив 1 м с мощной бочкой, через 20 м еще одна бочка размерами до 1 м на 1\2 часть русла слева
           п. "Малый", р.Кумир
           3
           скальное сужение
           мощные валы в скальном сужении
           п. "Кофейный", р. Коргон
           3
           начинается шиверой в 100 м от слияния Горелого и Прямого Коргноов
           слив 1,2 м с  прижимом к скале левого берега
           п. "Вираж", р. Коргон
           3
           остров с основной правой протокой
          
           ряд сливов по 0,5-0,9 м
           п. "Спартак", р. Коргон
           4
           скальное сужение, видимое падение воды в 50 м за п. "Вираж"
           водопадный слив 3.5 м
           п. "Аврора", р. Коргон
           4
           правый приток на крутом левом повороте, порог расположен на следующем правом повороте
           слив до 1 м через 10 м - прижим к скале правого берега
           п. "Ступенька", р. Коргон
           4
           видимое с наплыва падение воды
           слив 1,2 м через всю реку с мощным котлом
           п. "Сюрприз", р. Коргон
           3
           начало - шивера в основной правой протоке за правым поворотом, ниже - высокий скальник на правом берегу (это уже конец порога)
           выраженная основная струя с камнями вней, в конце - слив до 0,8 м
           п. "Абзац", р. Коргон
           3
           за левым поворотом, очень маленький остров, порог в левой протоке
           несколько крупных камней в основной струе
           п. "Бой", р.Иня
           3
           в конце левой протоки у большого острова
           крутопадающая горка с крупным "сухим" камнем по центру
           п. "Ступени", р. Иня
           3
           в 100 м после слияния проток с завалами
           4 слива 0,5 - 0,7 м на протяжении15 м. 
            
          

        Состав группы.

           
           ФИО
           возраст
           профессия
           адрес
           Туристский опыт
           Обязанности в группе
           экипаж
           1
           Долматов Андрей Юрьевич
           33 года
           врач
           Киров, Профсоюзная, 82а-3
           5р (Жом-Болок, Саяны), катамараны
           руководитель, врач, видеооператор
           кат-1(м)
           2
           Долматов Владимир Юрьевич
           26 лет
           м.н.с.
           Киров, Сутырина 1-234
           4у (Она, Саяны), катамараны
           завхоз, казначей, фотограф
           кат-1
           3
           Мельник Татьяна Владимировна
           36 лет
           ветврач
           Киров, Егоровская, 3-34
           5у (Жом-Болок, Саяны), катамараны
           завснаб, фотограф
           кат-2(ж)
           4
           Тарасова Марина Валерьевна
           32 года
           лаборант
           Киров, Воровского, 54\3-14
           3у (Ока, Саяны), катамараны
           летописец, фотограф
           кат-2
           Видеоархив, отчет - Долматов Андрей (8332)363-323, andolm@mail.ru
           Фотоархив - Мельник Татьяна (8332)501-604, tatyanamelnik@mail.ru
            

        Содержание отчета.

        Общая смысловая идея путешествия.

           Основные цели путешествия:
           0x01 graphic
           Главная, спортивная - это водный маршрут, включающий не многорасходные реки с препятствиями, в основном, слаломного характера. Состав и умения группы ограничивали его по сложности - не выше 4 к.с. - для соблюдения достаточной безопасности
           0x01 graphic
           Другая - познавательная - посещение Алтая.
           0x01 graphic
           Этим запросам вполне удовлетворял маршрут по притокам Чарыша. Однако, подавляющее большинство групп ходит только Кумир и Коргон, мы же хотели пройти все "спортивные" притоки, включая Иню.
           0x01 graphic
           Ну и, конечно же, нам нужен был отдых на природе в относительно автономном путешествии

        Обеспечение безопасности.

           Личная подготовка участников, наличие у всех достаточного опыта для прохождения маршрута. В начале маршрута все "вспомнили" технику гребли на тренировочных катаниях в шивере 2, с Мариной Тарасовой проводились дополнительные инструктажи перед прохождением отдельных препятствий.
           Подбор адекватного снаряжения для данного маршрута, как общественного (катамараны, запасные весла, спасконцы), так и личного (каска, спасжилет, гидрокостюм у каждого участника).
           Страховка, в основном, взаимная с воды при прохождении тандемом. При прохождении с просмотром первый экипаж страховал позадиидущий. Стаховка спасконцом с берега выставлялась на пп. "Спартак", "Аврора", "Ступенька" на Коргоне.
           Порог "Большой" на Кумире обнесли, несмотря на то, что при нашем уровне воды он стал вполне проходимым. Однако сложность этого препятствия мы оценили 5 к.с., а силы группы не позволяли выставить адекватную страховку.

        Краткая характеристика района путешествия.

           За последнее десятилетие маршрут по притокам Чарыша  - Кумиру и Коргону - стал весьма популярен и часто посещаем. Соответственно, многие уже познакомились с этой частью Алтая, появились многочисленные описания. Как обычно, наиболее дельное  - у Юрина [1] :
           Р. Чарыш и ее притоки образуют четвертую крупную водную систему Алтая — после Бии, Катуни и рек Южного Алтая, относящихся к бассейну Иртыша. Она осушает северо-западный склон Алтая, отделенный от бассейна р. Катунь Коргонским хребтом и постепенно переходящий в степные равнины. Описав широкую петлю по предгорьям, Чарыш впадает в Обь далеко на равнине.
           Горная часть бассейна р. Чарыш расположена относительно невысоко (600-1000 м, вершины хребтов до 2000 м) и покрыта пышной алтайской тайгой. Древесная растительность смешанная — хвойная и широколиственная, в изобилии встречается кедр. Много ягод (красная смородина, малина) и грибов. Животный мир весьма разнообразен, однако из-за относительно высокой плотности населения и его интенсивной хозяйственной деятельности не слишком обилен.
           Населенные пункты в верхней части долины Чарыша, до д. Усть-Коргон включительно, тяготеют к районному центру Усть-Кан, с которым связаны одной грейдерной дорогой по левому берегу реки. Помимо немногочисленных дорог, в долине и вокруг нее, как и повсюду на Алтае, имеется густая сеть конных троп.
           Далее  населенные пункты (начиная от д. Сентелек) тяготеют уже к расположенным ниже поселкам Чарышское и Краснощеково; последние, в свою очередь — к гг. Рубцовск, Алейск и другим станциям Туркестано-Сибирской железной дороги.
           Начиная свой бег вблизи пос. Усть-Кан, Чарыш быстро набирает силу, и уже в середине горного участка представляет собой весьма крупную реку, сравнимую по величине, например, с весенней Мстой. Препятствия на самом Чарыше несложные — отдельные шиверы 1-2 к.с., струйного типа. Верхняя часть реки, от пос. Усть-Кан до устья р. Кумир, изобилует разбоями и завалами.
           Основной же интерес для сплава представляют левые притоки Чарыша: Кумир, Коргон и Иня. Это несложные малорасходные реки, доступные для каякеров с небольшим опытом. Самая крупная из них — Кумир — имеет расход в устье 35 м3/с и уклон около 10 м/км. Наиболее сложной, вероятно, является Коргон — при расходе в устье около 25 м3/с он имеет существенно больший уклон. По характеру эта река сильно напоминает хорошо знакомую туристам Верхнюю Ону.
           ИнЯ (ударение местные делают на втором слоге) в начале имеет расход около 15 м3\сек, к концу сплава (п. Чинета) - около 50 м3\сек. Это наиболее длинная река. Препятствия предсталены шиверами, единичными порогами и прижимами. Протяженность порожистого участка около 30 км. В конце этой части маршрута есть несколько многолетних завалов. Затем Иня выполаживается, из препятствий остаются только мелкие шиверы и перекаты, чередующиеся с недлинными плесами. До п. ЧинетА около 40 км.
            Этот маршрут имеет характерную структуру: отдельные пешие подходы к каждой реке. Соответственно, имеется необходимость трижды собирать-разбирать суда. Для всех рек имеются варианты пеших подходов. 
           Техническое описание и, соответственно, нумерация препятствий на Кумире и Коргоне основывается на лоции и схемах  В. Юрина [1]  . Нами Кумир был пройден по высокой воде, участок начиная от п. "Девичий" при очень высоком уровне воды. Как паводковый мы его не расценили, но ни в одном отчете такой уровень не был описан. В Коргоне и Ине уровень воды средний. Уровень воды в  Чарыше сильно не изменяется: после сплава по Кумиру вода была мутной, но ее уровень не достигал паводковых отметок на берегах, через неделю, после сплава по Коргону обнаружили в Чарыше прозрачную воду, но препятствия практически не изменились, хотя в некоторых местах река стала более мелкой. Километраж, указанный в отчете, оценивался по картам и по впечатлениям участников.

        Подъезды к началу маршрута.

           Традиционная автомобильная заброска из Бийска. Так же можно ехать из Барнаула и даже из Новосибирска. Вариантов подъезда два: традиционный Чуйский тракт с поворотом на Усть-Кан в Туэкте. так же до Усть-Кана можно добраться через долину р. Песчаная, свернув с Чуйского тракта в Черге. Первый вариант длиннее, но стабильнее - везде до Усть-Кана асфальт. Вторая дорога короче, но недостроена, есть грунтовые участки. Дорога через Солонешное, описанная Юриным [1], сейчас для заброса в Усть-Кан не используется - через Чергу гораздо ближе.
           Километраж:
           0x01 graphic
           Новосибирск -215км- Барнаул -159км- Бийск -164км- Черга -105км- Туэкта - 114км- Усть-Кан -42км- Усть-Кумир -23км- Коргон
           0x01 graphic
           Черга -~130км- Усть-Кан
            Первая река - Кумир. Можно подняться вдоль реки по правому берегу на машинах 14 км. Грунтовка вверх в долину Кумира отходит от  дороги Усть-Кан-Усть-Кумир перед самым мостом через Кумир. До р. Осиновка дорога проходима для любого транспорта. Мостик через Осиновку разрушен, рядом с ним брод, однако выше брода мы видели низкосидящие иномарки. Дальше идет то же вполне приемлемая грунтовка, машину с повышенной проходимостью дорога начинает требовать на последних 2-х километрах: сначала дорога проложена под бомом, прямо по неровному скальнику (но все неровность заложены камнями), затем есть участок кочкарника без четкой колеи. Все это вполне проезжается, так как следы УАЗа видели на подъеме к Ипатовскому мосту за бомом и кочкарником. Дорога к мосту не подходит, идет выше, за 200 м. до него вниз отходит тропа. От моста пешком остается еще 14 до п. "Тормоз", начальной точки сплава.
           По отзывам в интернете мы выбрали фирму “БийскАлтайТур” (Бийск, ул. Мерлина, 4; Т/ф: (3854) 71-96-00, 23-31-11,  ivan@mail.biysk.ruhttp://www.bialtur.biysk.ru/) Замчалов Иван Юрьевич. Основные плюсы - это возможность обо всем договориться по электронной почте,  хорошая организация и точность. Мы договорились о встрече, типе машины и цене заранее. Оговоренная машина встречала нас у поезда. на четверых "Нива" обошлась в 4900 р. ($196). УАЗ предлагался за 8500 ($340). Минусом является принятая в этой фирме оплата услуг заранее. Мы расплатились с Иваном Юрьевичем тут же на вокзале - он  координировал отправку своих машин. А потом с водителем этой фирмы возникли нюансы: до оговоренного места (Ипатовского моста) не довез 1,5 км, несмотря на то что техническая возможность была. Мы ехали через Чергу и Песчаную. Время в пути около 8 часов с учетом получасового перекуса.
           Также имеется вариант подхода к Кумиру с юга от пос. Мендур-Соккон. Основные минусы этого варианта - это невозможность сократить пешую часть за счет подъездов на машине и наличие перевала на пешке. В качестве преимущества такого варианта можно расценить более логичное построение маршрута, исключающее передвижение "туда-сюда" (пешка и сплав) по одним и тем же местам.
           Некоторые группу вообще выше Миндоя не заезжают, начиная сплав от Миндойских порогов.

        Отъезды с маршрута.

           Выезд с Ини можно осуществить из пос. Чинета. Автобусов сюда не ходит, но развит частный извоз. Возят на легковушках, в основном в райцентр Краснощеково (75 км). Водители и пассажиры встречаются по утрам в 6-30 на центральной площади поселка, у магазина. "Билет" стоит 130 р., но оплату берут сразу в оба конца, так что цена на 1 человека до "района" 260 р., вся машина - 1040. Где живут извозчики в поселке все знают. Договориться о "чартере" за ту же цену в любое удобное время - не проблема. Мы доехали вчетвером на "копейке" со всем барахлом до Алейска (190 км) за 2000 р. ($80). Поиски более вместительной машины ни к чему не привели: колхозные машины заняты - страда, частные либо поломаны, либо в разъездах, да и вообще, люди, которые извозом не зарабатывают, ехать куда-либо желанием не горят.
           При желании можно сплавиться ниже по Ине и Чарышу до с.Маралиха или прямо до Краснощеково. Машины на реке можно встретить еще выше Тигирека, в районе бывшей базы геологов Комсомолец. Но туда люди ездят по делам - отдыхать, рыбачить, собирать грибы, ягоды, металлолом в брошенных поселках - и рассчитывать на отъезд отсюда, скорее всего, не стоит.
           При прохождении маршрута Кумир-Коргон все уезжают из п. Коргон.

        Аварийные выходы с маршрута.

           На всех трех реках маршрута аварийным выходом будет уход вниз (по реке или пешком вдоль реки) вниз. На Кумире рассчитывать на помощь можно уже в районе нижних крупных порогов (от п. Миндойский). Судя по отчетам и по нашим впечатлениям, там постоянно стоят отдыхающие с машинами. На Кумире и Коргоне есть еще пасеки, на которых можно найти лошадей. От Малой Татарки (пешки на Коргон) все пути ведут в Сентелек: снизу дорога вдоль Чарыша с регулярным транспортом на ферму и массой отдыхающих, от маральника и фермы - дорога. Не такая посещаемая, но люди там бывают постоянно. С пешки на Иню - только возвращение по тропе в Покровку. На самой Ине от ур. Алексеевского пасеки заброшены, постоянно люди живут только в п. Тигирек.

        Варианты маршрута.

           Маршрут может быть значительно изменен за счет различных подходов к началу сплава. Большое количество троп позволяет выбирать пешие подходы.
           0x01 graphic
           Уже упоминались разные подходы к верховьям Кумира: снизу, вдоль реки, или сверху, от пос. Мендур-Соккон
           0x01 graphic
           На Коргон можно зайти как вдоль реки, так через перевал из долины р. Большая Татарка, куда можно зайти несколькими путями: 
           1) непосредственно вдоль Б.Татарки (на карте тропы нет, но на карте нет и дороги вдоль Чарыша к устью Б.Татарки, а устье стоит ферма, к ней подъезжают на тракторах), 
           2) с востока от п. Коргон, поднимаясь вдоль р. Воронья, 
           3) с запада по тропе вдоль Малой Татарки или по дороге от пос. Сентелек. Тропа вдоль самой Малой Татарки сейчас перекрыта забором маральего питомника (так же, как и обозначенная на карте дорога Покровка-Коргон), новая тропа на Коргон идет вдоль ограды маральника в долину Б.Татарки. 
           4) Так же на Горелый Коргон можно зайти из д. Покровка через верховья р. Сентелек.
             0x01 graphic
           На Иню так же существуют варианты захода из д. Покровка:  вдоль левого притока р. Сентелек через верховья р. Тулата, либо через перевал у г. Горький Белок от истоков р. Сентелек.
           0x01 graphic
           Кроме всего вышеперечисленного, заезд из Алейска через Сентелек позволяет использовать Коргон - самую интересную реку нашего маршрута из трех  - в качестве разминочной для более сложных маршрутов Алтая.

        График движения.

           Дни пути
           Дата
           Участок маршрута
           Расстаяние, км
           Время
           Способ передвижения
           Препятствия
           Метеоусловия
           1-2
           7-8 июля
           Киров-Бийск
            
            
           поезд
            
           нормальные, немного жарко
           3
           9 июля
           Бийск-Кумир-3 км выше Ипатовского моста
           348 - а\м
           5 пешком
            ЧХВ 1 ч. 30 мин.
           а\м, пешком
           нет
           тепло, переменная облачность, вечером гроза
            4
           10 июля
           до р.Б.Осадина
           9
            ЧХВ 3 ч. 30 мин.
           пешком
           бомы
           тепло, дождь с утра и к ночи
           5
           11 июля
           за р. Сахаров
           4
            ЧХВ 1 ч. 15. мин.
           пешком, п\дневка
           нет
           тепло, днем дождь
           6
           12 июля
           за п. Миндойский (Миндой-2)
           24
           тех. время 4 ч. 30 мин.
           сплав
           пп. "Тормоз", "Красноярка", "Миндойский"
           тепло, пасмурно, под утро гроза, днем дождь, к ночи дождь
           7
           13 июля
           р. Кумир-р. Чарыш за устьем р. Плесовчиха
           26
           тех. 6 часов
           сплав
           пп "Девичий", "Большой", "Малый"
           тепло, всю ночь и утро дождь, далее переменная облачность, сухо
           8
           14 июля
           до устья р. Малая Татарка
           26
           ЧХВ 3 часа
           сплав
           нет
           солнечно, жарко
           9
           15 июля
           вдоль р. М. Татарка до маральника
           9
           ЧХВ 2 часа, тех. - 11
           пешком
           броды через р. М. Татарка, маральник
           солнечно, жарко
           10
           16 июля
           вокруг маральника
           7
           ЧХВ 3 часа
           пешком
           подъемы и спуски со значительным перепадом высот
           солнечно, жарко
           11
           17 июля
           до пасеки на р. Горелый Коргон
           11
           ЧХВ 4,5 ч.
           пешком
           перевал у г. Подъемный Белок, броды через Горелый Коргон
           солнечно, жарко
           12
           18 июля
           до п. "Спартак"
           6
           тех. 6 часов
           п\дневка, сплав 
           завалы на Горелом Коргоне, пп. "Кофейный", "Вираж", "Спартак", шиверы
           солнечно, жарко, вечером гроза
           13
           19 июля
           до п. "Сюрприз"
           14
           тех. 6 ч.
           сплав
           пп. "Аврора", "Кривуны", "Ступенька", "Сюрприз", шиверы
           солнечно, жарко
           14
           20 июля
           р. Кумир-р. Чарыш до начала долины р. Сентелек
           37
           тех. 6 ч.
           сплав
           п. "Абзац", шиверы
           солнечно, жарко
           15
           21 июля
           заезд до д. Покровка, вдоль левого притока р. Сентелек
           16 - а\м
           10 пешком
           ЧХВ 2 ч. 45 мин
           а\м, пешком
           набор высоты, высокотравье
           солнечно, жарко
           16
           22 июля
           истоки р.Тулата- спуск в долину р. Сухая Татарка
           9
           ЧХВ 4 ч.
           пешком
           нет
           солнечно, жарко
           17
           23 июля
           до р. Иня (ур. Алексеевское)
           9
           ЧХВ 3 ч.
           пешком
           высокотравье
           солнечно, жарко
           18
           24 июля
           ниже р. Калмыцкий ключ
           11
           тех. 3 ч. 30 мин
           п\дневка, сплав
           п. "Бой", одиночные деревья в русле, шиверы, прижимы
           солнечно, жарко
           19
           25 июля
           ниже р. Б. Тигирек
           30
           тех. 8 ч.
           сплав
           завалы, п. "Ступени"
           переменная облачность, днем гроза
           20
           26 июля
           до п. Чинета, выезд до ст. Алейск
           26-сплав
           190 - а\м
           тех 4 часа
           слав, а\м
           перекаты
           солнечно, жарко
           21-23
           27-29 июля
           ст. Алейск - Барнаул - Новосибирск - Омск - Тюмень - Киров
            
            
           поезд
            
           нормальная

        Техническое описание.

           9 июля, понедельник
           Сначала все было замечательно: нас встретили прямо у вагона, в машине разместились хорошо, все барахло распихалось без проблем, выехали достаточно быстро. Прибыли в 6-20 местного, выезжали из Бийска уже в 7-00.  В начале пути, правда водитель пытался заснуть, пару раз машину выносило на обочину, но до кювета, к счастью, дело не дошло. Занимали его разговорами, но взбодрился он только после обеда в придорожной кафешке, после чего поехали без особых приключений. С Чуйского тракта свернули в Черге, через несколько километров грунтовки выехали на нормальный асфальт. Правда, эта дорога недостроена, встречаются участки объездов без всякого покрытия, затем асфальт совсем кончается, остается отсыпанный гравием грейдер.  Дорога идет по долине р. Песчаная через пос. Беш-Озек в долину Чарыша.   Поворот на Кумир перед самым автомобильным мостом через реку. Хорошая грунтовка идет вдоль Кумира по правому берегу, одиночные лужи все объезжаются. Вдоль всей реки масса стоянок, забитых отдыхающими с машинами; у Миндоя стоит спортивный лагерь. Проехали один крутой подъем, на который не смогли подняться с полной загрузкой, пришлось немного прогуляться. Перед р. Осиновкой влево отходит слабо наезженная дорога, основная сворачивает к бывшему мосту через Осиновку, ныне разрушенному. Слева от него неглубокий брод. Выше Осиновки дорога стала похуже, но вполне проезжая, по крайней мере, вдоль реки все еще стоят не только УАЗы, но и "Волги", корейские микроавтобусы и низкие "Тойоты". Кроме того, встретили лесозаготовителей с кучей техники - вытаскивают одиночные деревья со склонов. Перед скалой, выходящей к реке, где дорога идет прямо по скальному основанию (участок около 25 м., неровный, но крупные выбоины и трещины заложены камнями), водитель остановился и дальше ехать отказался. Мол, "что я буду делать, если машину здесь угроблю". На наше предложение дойти пешком, а  рюкзаки довезти тоже не согласился. Таким образом, добавил нам 2 км пешки. Всего в машине провели около 8 часов с учетом одного обеда и немногочисленных разминок.
           После выгрузки девчонки перепаковались. Затем мы челноком забросили все вещи вместе с закладкой продуктов в рюкзаке с гермой и отдельном мешке на полкилометра вверх вдоль Кумира по хорошей наезженной грунтовке. Оставили заброску под деревом на острове (брод через правую малую протоку Кумира шириной 20 м, максимальной глубиной до 0,7 м, скорость течения 1-1,5 м\с). Дальше дорогу пересекает изгородь с открытыми воротами. Сразу за изгородью дорога разбивается кочками и крупными камнями с колеями между ними. При нашей погоде все сухо, видны следы узких шин -УАЗ или та же "Нива". Эти же следы есть и на подъеме к Ипатовскому мосту. Дорога огибает излучину реки по поляне и поднимается на склон. В начале подъема от дороги вправо отходит широкая тропа, которая спускается прямо к мосту. После моста тропа около 1 км идет вдоль реки по левому берегу, затем отходит от нее. Еще через километр пересекает сухое русло р. Широкий Лог и, километром дальше, спускается к реке.
           Сегодня девчонки тащили раму вдвоем в упаковке, к вечеру все подустали, поэтому "упали" на первом же пригодном для стоянки месте. Как выяснилось, вовремя - только-только натянули тент, как подкатила гроза.
           10 июля, вторник.
           С утра шел сильный дождь, собирались и выходили под дождем. Вышли в 11-30. Сырая тропа на полянах осталась твердой, но стала скользкой. Приходится выбирать наименее грязную из нескольких тропочек, вьющихся рядом, по краю тропинки идется без проблем.  Сыро, но тепло. Через 2 км от стоянки дошли до ручья Подъемный. К нему тропинка спускается с небольшого взгорка, Татьяна использовала эти 20 метров для показательного катания по грязи. Сегодня они с Мариной разложили раму по рюкзакам, но идут все равно тяжело. Мостик перекрыт воротами, сразу за мостиком - пасека на обширной поляне. Поляна вытоптана лошадьми, с нее на пригорок поднимается тропа, но надо идти по поляне налево в лес: нужная тропа собирается в лесу у самого дальнего левого края поляны из нескольких небольших тропок. В лесу тропа сразу же становиться широкой, разъезженной, с массой объездов - видимо, толком не просыхает никогда. Грязь на удивление твердая, но идти скользко, на обувь налипает. Пройдя километр по лесу, вышли к сухой протоке, вдоль нее еще пара сотен метров и тропа вышла к бому. При нашем уровне воды тропа подтоплена, но прижима нет, скорость течения небольшая, максимальная глубина до 0,8 м. Девушки прошли разгруженными. После бома пообедали, позагорали под неожиданно жарком солнцем. Через 1,5 км от начала бома тропа выходит на поляну и начинает подниматься на склон. Длина подъема 0,5 км, набор высоты не более 50 м. Наверху тропа раздваивается: правая уходит в долину Щебнюхи, левая, более выраженная, спускается вниз к мостику через Щебенюху. После Щебнюхи тропа идет по лесистому склону довольно высоко над Кумиром. До р. М. Осадина месили грязь 2 км, до Б. Осадины - еще 1 км. Девчонки шли временами опускаясь на все четыре конечности (скользко). Заночевали на "пупырике" слева над спуском к мосту через Б. Осадину, на поляну к пасеке решили не ходить. Встали на стоянку в 19-30.
           11 июля, среда.
           Вышли в 10-40, через пару сотен метров вышли на поляну. До пасеки от Б. Осадины около километра. Поляна перед пасекой обширная, разделена купами деревьев, так что стоять можно относительно спокойно. На поляне тропы нормальные, несмотря на ночной дождь, в лесу - снова грязевые ванны. До "Красноярки" от пасеки около 0,5 км, до "Тормоза" еще 1,5 км. Хотели встать над "Тормозом", но пока присматривали стоянку, разминулись с Вовой на многочисленных обходных тропках. Он ушел вперед, поэтому остальным тоже пришлось идти до следующего выхода тропы к реке за р. Сахаров еще 1 км. Тут остановились в 13-30, лагерь поставили прямо вокруг тропы. Остатки дня потратили на сборку катамаранов и тренировочные заезды по шивере у стоянки. Все было собрано к 18-00, но сегодня на воду решили не выходить. Вечер удивил безоблачной погодой, но под утро пришла гроза.
           12 июля, четверг.
           К подъему дождь кончился, но небо хмурилось. Прособирались до 11-30. Вода в реке чистая, отмели видны.
           пр.2,3 Достаточно чистые шиверы с небольшим уклоном в протоках у островов. 2-ая в правой, 3-я - в левой протоке. У 3-й шиверы правая протока по нашей воде была интереснее: S-образный проход в габарит катамаранов между 2-мя крупными валунами у берегов с навалами на оба, сначала направо, затем налево. Посмотрели, но ради первых минут сплава решили пройти по основной левой протоке.
           пр. 4 п."Тормоз" Расположен примерно через 80 м после шиверы 3, на прямом участке реки, с наплыва видна скальная стенка левого берега в самом пороге. Вдоль скального левого берега идет горка с двумя сливами,  последний достигает 1 м. В правой части русла проходы между крупных плит. Общий перепад около 1,5 м
           пр.5 п. "Красноярка" Расположен примерно через 400 м после пор. Тормоз. По структуре и ориентирам аналогичен ему, но существенно мощнее. Общий перепад около 2,2 м. Около скального выхода левого берега каскад сливов с поворотом струи направо,  и навалом  на левый берег. Последний слив каскада имеет высоту около 1,5 м и завершается бочкой 1,2 м сложной структуры. Через 50 метров быстротока есть еще один полуметровый сливчик.
            На "Тормозе" удалось организовать видеосъемку, а перед "Краснояркой" пошел проливной дождь. Пороги прошли без эксцессов, женский экипаж страховали снизу с воды.
           За порогом "Красноярка" впадает одноименный приток справа, в устье его через Кумир натянут трос. Отсюда начинается достаточно однородный участок без заметных локальных препятствий. Во всех лоциях выделены участки Красноярка-Ипатовский мост и мост-Миндой. При нашем уровне воды участок без препятствий, на котором были только несколько небольших шивер 2 к.с., продолжался до р. Осиновка. На этом участке в лоциях обозначены пп. "Медвежий" и "Косой". Выделить можно только "Косой" за устьем р. Березовый на левом повороте - он заметно мощнее всех остальных препятствий на этом участке. Линия движения хорошо видна с воды, сложностей при прохождении не возникает. Прошли этот участок практически без остановок, только с перерывом на обед по окончании дождя. Ориентироваться по препятствиям здесь сложно, хорошо прослеживаются только притоки.
           Следующий участок начинается от устья р. Осиновка (справа). Мощность и сложность шивер возрастает, препятствия однотипны, ориентиром служит следующий правый приток - Миндой и порог в его устье (в некоторых лоциях "Миндой-1"). Порог по сложности не превышает предыдущие шиверы, но имеет отличительную особенность - здоровенный, около 4 м,  камень-"кулич" в центре русла. Сразу за ним крутой правый поворот с галечной отмелью правого берега, за которой начинается
           пр.11 п. "Миндойский" (Миндой-2")  Галечный остров разделяет реку на две протоки. В правой есть только локальный слив 0,8 м с бочкой. Наиболее сильная бочка в центре, слева слив более пологий, справа есть несильный навал на скальник правого берега. В левой протоке интересный слалом между валунов, протока завершается метровой горкой с кривым проходом между камнями. После слияния проток в русле есть еще несколько камней с чистым центральным проходом.
           Мужской экипаж прошел по левой протоке, женский через бочку по правой.   Спортсмены все еще тут, в пороге повешены ворота, ниже порога утиными стайками тусуются каякеры. Правый берег обжит очень плотно, встали напротив спортивного лагеря на левом сразу у выходной струи Миндойского. Ниже, у Девичьего, на левом берегу стоянок нет.
           13 июля, пятница.
           Начавшийся с вечера дождь, шел без перерывов до 9 утра. Затем небольшие просветы и снова дождь. Окончательно прекратился только к полудню. Вода в реке поднялась на 0,7 м и продолжала прибывать все утро. Из-за дождя долго спали и медленно собирались, так что переехали на правый берег и начали просмотр порога только в 13-00.
           пр.12 п."Девичий" Расположен в скальном каньоне через 300 м быстротока после п. Миндойский. Просмотр по правому берегу. В нашу воду первый слив  и все зубья во втором сливе были "утоплены". Порог представлял собой "трубу" с мощной струей, валами и высокой скоростью течения. Второй слив 1,2 м образовывал мощную, но проносную бочку неоднородной структуры через всю реку. Бочка чуть посильнее справа, попроще слева. На месте третьего слива образовалась еще одна метровая придерживающая бочка на 1\2 русла от левой стенки. Далее около 200 м быстротока и Девий плес - участок спокойной реки в скальном каньоне - самое красивое место на реке.
           Проходили последовательно, во вторую бочку попали оба экипажа, несмотря на разницу в заходе в основной слив: экипаж 1 левее, 2-й - справа.
           До следующего крупного препятствия на реке на протяжении 1,5 км несколько шивер, разделенных короткими - от 30 до 70 м - участками быстротока с суводями.
           пр.13 п. "Большой" Ориентиры: за шиверой на крутом левом повороте   - правый поворот с осыпью левого берега. От поворота до входа в порог 70 м. Чалка на правый берег без затруднений даже в высокую воду. Порог совершенно не соответствовал ни одному из описаний. Первый слив около 0,5 м, ниже него от правого берега идет косая бочка, слева на 2\3 русла стоит мощная прямая бочка с пенной ямой. Совсем у правого берега река вода стекает негабаритными проходами между крупных камней. В 30 метрах от бочки река перегорожена скалой, слева от которой почти вся река собрана в неровный слив шириной 8-10 метров и высотой 4 м. Внизу мощный пенный котел. Справа от скалы немного воды падает в метровую щель, которая не позволяет подобраться с правого берега на скалу к основному сливу.
           Порог стал вполне проходим, но мы оценили его 5 к.с. Силы нашей группы не позволяли выставить достаточную страховку, поэтому мы обнесли порог по правому берегу.
           пр. 14 п. "Малый" До него от предыдущего препятствия около 1 км сплава с парой простых шивер. Ориентиры порога: скальные выходы с обоих берегов, сжимающие русло после впадения р. Кириллов (слева). Порог представляет собой сильную струю в скальном сужении, полого поворачивающую налево. По нашей воде все сливы залиты, в сужении только пенные валы высотой до 1,5 м.
           Прошли последовательно после просмотра.
           Далее до устья Кумира из препятствий есть только несколько простых шивер, на фоне которых выделяется - не сложностью, а необычной для этих мест структурой -
           пр. 15 п. "Интеграл" - трек с несильным прижимом к левому берегу на крутом правом повороте. прошли его сходу.
           Дольше до вечера сидели на катамаранах с перерывом в Усть-Кумире для телефонных звонков (безуспешных - дома никого не было, а из местных автоматов на мобильники не позвонить. Последняя зона мобильной связи заканчивается еще на перевале в долину Песчаной). Магазины открыты, ассортимент достаточный. Население спокойное, к туристам относится либо равнодушно, либо дружелюбно (особенно отдыхающие по берегам), несмотря на вечер пятницы. Однако, во Владимировке из кустов в катамараны кидались камнями.
           На Чарыше простые перекаты, местами валы; вода мутная, выглядит неприятно. Погода к вечеру наладилась: сухо, ясно, красиво.
          
           14 июля, суббота
           Сегодня "пляжный" сплав по Чарышу до Малой Татарки. В Коргоне опять прогулялись до телефона. Все значимое в поселке сосредоточено в его верхней части, в полукилометре от устья Коргона. В магазинах с продуктами проблем нет, население активно отмечает выходные - довольно много отдыхающих компаний как по берегу, так и в поселке.
           Долина Чарыша весьма обитаема, в пределах Республики Алтай поменьше: только в устье безымянного правого притока, следующего за р. Фомиха, стоит новый дом. Начиная от Б. Татарки народу становится очень много, по обоим берегам есть дороги, у долины Б.Татарки - тракторный брод через Чарыш, в устье М. Татарки стоит дойка, подведено электричество из Сентелека, дважды в день приезжает автобус с доярками и машина за молоком. Выше Коргона и ниже Б. Татарки на берегах очень много отдыхающих.
           После впадения Б.Татарки Чарыш выполаживается, скорость течения уменьшается.
           Оставили мешок с заброской продуктов на острове напротив устья Малой Татарки. Встали прямо около фермы. Сушились долго, поэтому уйти из населенки не сумели. Так и остались ночевать среди отдыхающих. Окружающие относятся спокойно, интерес проявляют только другие водники.
           15 июля, воскресенье
           Выход в 10-15. Жара. Дорога по склону за фермой поднимается к переправе через М.Татарку в 400 м от устья. Мостик разрушен, рядом брод. Мы перебрались по остаткам моста и по камням. Речка не производит впечатление паводковой, но вода в ней мутная, грязная. Следующие 3 км тропа идет по правому берегу (до первого от устья левого притока); тропа сильно разбита коровами, грязная, в дождь, видимо, будет совсем плохо. У левого притока тропа возвращается на левый берег, бродом глубиной 0,15 м со слабым течением. Тропа становится лучше, грязные участки попадаются только местами. Километром выше тропа обходит бом левого берега по правому, броды глубиной до 0,25 м. Длина обхода около 100 м, идти легче прямо по руслу среди небольших островков - на правом берегу тропа разбита очень сильно. Следующий обход километром выше. Первый брод глубиной 0,4 м, без течения. Между бродами по правому берегу около 400 м. Есть 2 тропки: первая с набором высоты, получше, вторая по низу, но похуже качеством. Брод обратно на левый берег глубиной 0,25 со слабым течением. Через полкилометра тропа перегорожена плетнем, за ним пастбище и постройки частной фермы. За плетнем вытоптаны оба берега, но основная тропа идет вдоль левого борта долины, пересекая небольшой ручеек. Вся ферма вытянута вдоль М. Татарки примерно на полтора километра. На ферме, кроме стада коров и небольшого табунка лошадей, никого не встретили. От фермы вверх по течению идет нормальная грунтовая дорога, около которой тоже пастбище. В полукилометре выше фермы она пересекает достаточно чистый ручей  и еще через 400 м выходит к дороге Сентелек-Коргон. Сразу за этой дорогой доли реки наглухо перегорожена сетчатым забором маральего питомника. Раньше между загонами был проход (что и обозначено на карте), ныне  он заделан с особой тщательностью, видимо, довольно давно. 
           Дорога, на которую мы вышли, на карте обозначена, к Коргону она не идет. Поэтому решили разведать тропы. Андрей пошел через маральник вверх по течению М.Татарки. Перелез через забор, первые полкилометра ломился по болотине вдоль русла, затем  поднялся на правый борт долины и перелез еще через одну ограду в основной загон. Здесь вдоль самой ограды вытоптана хорошая тропа, идущая по борту долины с минимальным набором высоты. Олени есть, некоторые с бирками в ушах. Ограда нигде не прерывается, все поломки тщательно отремонтированы, столбы подновляются. Вылез из маральника, когда ограда начала отходить от истока М.Татарки недалеко от запертых ворот - въезда в маральник. От ворот идет слабо проторенная дорога вверх от истока. В километре от забора маральника к ней подходит снизу слева хорошо набитая тракторная дорога. Спустился по ней , а затем по тропе, идущей по периметру маральника с юго-востока. Ограда пересекает ручьи и водоразделы, поэтому тропа постоянно идет вверх-вниз со значительными перепадами высоты; выходит на дорогу Сентелек-Коргон, срезая около километра. В месте подхода тропы к дороге строят новую частную ферму.
           Разведка заняла около 3-х часов, вернулся только к  ужину. Спать легли прямо у дороги.
           16 июля, понедельник.
           Опять жара, печет. Весь день лезли вверх-вниз вокруг маральника. Дорога нормальная, а срезающая тропа вдоль забора -  конская, местами грязная. Идти тяжело из-за постоянных спусков-подъемов. Днем с другой стороны забора проехал объездчик, позубоскалил.  Обедали в 16-00 у последнего найденного вчера ручейка. На белках за Коргоном люди из Сентелека пасут коней, ездят по дороге вокруг маральника каждые 10 дней на смену. Очередная смена проехала мимо нас как раз на обеде. Пока Андрей готовил обед, а отставшая Марина догоняла группу, Вова сбегал вверх по тропе, нашел лужу - источник воды. После обед поднялись по тракторной дороге 2 километра до этой лужи и встали на ночь, отчетливо понимая, что перевал к Горелому Коргону нам сегодня не перейти. Лужа оказалась подпитываемая из-под земли , так что воды вполне хватило.
           17 июля, вторник.
           От места стоянки уклон увеличивается, около километра - до 30®,  затем 1 км идет поровнее, а перед перевалом к Горелому Коргону у Подъемного Белка дорога полкилометра лезет вверх очень круто, местами до 45®. На этот подъем шли 4 ходки по 10 минут. С перевала открывается вид на долину Горелого Коргона и Королевский Белок. Вниз с перевала дорога спускается в широкую полукруглую долину левого притока Горелого Коргона и уходит направо, к домику у ручья. На средине спуск, в 300 м ниже перевала  влево от дороги отходит торная тропа, к которой еще ниже слева спускается  тропа, идущая из долины р. Вороньей мимо г. Балалайка. После слияния троп долина ручья сужается, тропа переходит на правый берег и отходит от ручья. Удобных подходов к воде нет практически до самого Горелого Коргона. От сужения долины до Горелого Коргона около 4 км.
           В Горелом Коргоне после впадения ручья воды всего около 6-7 м3\с, река мелкая, много поваленных деревьев. Расценили ее, как непригодную для сплава и пошли дальше. Тропа бродит Горелый Коргон на правый берег, через полкилометра - обратно на левый берег. Глубина бродов до 0,5 м, течение 1,5-2 м\с, ширина до 10 м. Через 0,5 км после второго брода тропа поднимается высоко на борт долины, где идет около 3-х км, пересекая небольшие ручейки. Затем видна большая поляна, тропа раздваивается: одна спускается на поляну, вторая идет прямо. До воды от поляны около 60 м, в Горелом Коргоне уже около 8-10м3\с, можно идти. Встали на стоянку на краю поляны в 21-00.
           18 июля, среда.
           Сборка катамаранов превратила этот день в полудневку. Около полудня сверху по тропе вдоль Горелого Коргона спустилась группа из 5 молодых парней на плохих лошадях. Они, единственные из всех встреченных на маршруте, выглядели праздношатающимися, вели себя вызывающе. Немного побазарили, и они поехали на пасеку, стоящую внизу этой же поляны (от стоянки не видна).
           Катамараны поставили на воду в 50 метрах ниже 2-х деревьев, полностью перекрывающих реку. Река представляет собой сплошную шиверу. Местами мелко, есть нависающие бревна, сплав пополам с проводкой. Проходы везде узкие, струя уже ощутима. Через 500 м на крутом правом повороте капитальный завал, перегораживающий реку. Обнесли суда 30 метров по правому берегу. После завала центральная струя становится более выраженной, в реке появляются локальные сливы 0,5 - 0,8 м.  В 300 м ниже завала на берегу пасека, стоит московская группа. При слиянии Горелого и Прямого Коргонов в русле навалены очень крупные валуны, образующие негабаритные  для катамарана проходы. Воды заметно добавляется, струя становится мощнее. Мужской экипаж вливался в Коргон в " полупроводку" (один баллон на струе, другой на камне), при этом Андрей не успел запрыгнуть на катамаран и нырнул, догонял зачалившегося в суводь в 30 м ниже Вову самосплавом. Возможность вылезти сразу на берег тоже была, пользоваться не стал. Затем Андрей помог с проводкой женскому экипажу. Коргон от слияния Горелого и Прямого - непрерывная курутопадающая шивера, которая через 100 м от слияния переходит  в
           пр. 1 п. "Кофейный" Шивера, в конце слив около 1,2 м с навалом на скальник левого берега. За сливом плес. Прохождение последовательное, без эксцессов.
           Затем около 3 километров идут несколько шивер, разделенных небольшими участками быстротока. Все они похожи друг на друга, сориентироваться можно по скальной стенке правого берега у порога  6. В этом порожке есть выраженная центральная струя и пара небольших пологих сливов. Это отличает его от всех предыдущих шиверок. До следующего препятствия - порога "Вираж" - несколько сот метров и 2-3 шиверы.
           пр. 7 п. "Вираж" Начинается разгонной шиверой. Ориентиры: вода собирается в одну струю, с наплыва видно падение. В пороге несколько сливов 0,6 - 0,9 м, затем 50 метров быстротока, одиночный слив 0,5 м и порог "Спартак". Появляются скальные выходы по берегам. Прошли "Вираж", зачалились на левый берег перед одиночной ступенькой.
           пр.8 п. "Спартак" Это одиночный водопадный слив высотой до 3 м с достаточно мягким котлом внизу. В нескольких метрах ниже вода наваливает на скальный левый берег, около которого есть мощный отбойный вал. Затем 50-метровый плес перед входом в следующую шиверу. Ориентиры порога: река со скальными берегами, видимый перепад уровня воды. В целом выше по течению (от п. "Кофейный") идет фоновый сплав 3 к.с. Все пороги похожи, идти надо внимательно в ожидании водопада. Тогда ориентиры заметны за сотню метров, иначе можно понять, что сейчас упадешь, только перед самым сливом.
           Пока просматривали "Спартак", снизу подъехал пасечник. Он работает первый год, турье ему внове, поэтому остановился посмотреть. Сказал, что уровень воды не менялся уже 3 недели, что баня есть на пасеке на Горелом Коргоне, а на пасеке ниже "Авроры" -нет. Поставили фото-видеостраховку и "морковь" с левого берега. Из мужского экипажа Вова отправился купаться сразу же, как прошли слив. Его немного - около 3-4 секунд подержало в бочке, затем вымыло и пронесло отбойным валом мимо скалы. Вова самостоятельно заплыл в улово слева, Андрей зачалился туда же. Женский экипаж положило через корму. Взяли обеих одной "морковкой". Шоу на сегодня решили закончить. Пасечник уехал, на лице у него отражались сомнения в нашей умственной полноценности. На стоянку встали на левом берегу в 100 м ниже порога. Сразу, как натянули тент, налетела гроза. Дождь шел всего час, но к вечеру (через 2 часа после дождя) порог резко изменился. Вода поднялась на 0,5 м, поток стал значительно мощнее, под сливом  - жесткий котел, отбойный вал от левого берега увеличился и перекрыл практически наполовину выход из котла; плес ниже порога исчез, быстроток до самой шиверы внизу.
           19 июля, четверг.
           К утру вода спала, порог принял практически прежний вид. Мужской экипаж вышел в 10-15, девушки, видимо будучи под впечатлением от вчерашнего дня, не собирались и вышли значительно позже. До п. "Аврора" около 1 км сплава по шиверам.
           пр. 9 п. "Аврора"  Ориентиры: крутой левый поворот с крутопадающим с правого берега по травяному склону ручейком. В конце этого  поворота и расположен порог. С наплыва видно падение воды и скальные выходы левого берега.  Начало порога не отличается от предыдущих шивер, в конце - двухступенчатый слив с общим перепадом около 1 м, в 10 за ним от левого берега в струю вдается утес характерной формы. В нашу воду 1\2 потока наваливала на утес, отбойника не было. На утесе укреплена мемориальная табличка с 2003 г.
           При прохождении с наплыва  первый экипаж заметил прижим уже при входе в слив, отгреблись реверсом в улово у  левого берега. Поставили сигналищика-фотографа и страховку спасконцом и стали ждать женщин. Они подъехали через полчасика, еще над сливом  сели на сухой камень, спихивались. Потом, не обращая внимания на сигналы, с разгону таранили утес. Он оказался крепче, чем они думали, катамаран прижало, но не кильнуло; понемногу сумели вытолкаться.
           Шиверы-"кривуны" дальше тянутся практически непрерывно, практически все 3 к.с., в отличие от Кумира, где фоновый сплав еле-еле дотягивал до 2 к.с. В одной из шивер есть полукруглый слив высотой до 0,8 м в правой части русла после левого поворота  с несильным котлом, слева чистый проход. Перед этим порогом пообедали, девушки прошли его дважды - по чистому языку и через слив, для поднятия тонуса. После Антонова Коргона, впадающего справа, шиверы становятся значительно мощнее, появляется выраженная центральная струя, появляются локальные сливы. В Коргоне воды становится около 35м3\с. Препятствия 10-12 на фоне остальных шивер теряются, они не сложнее и не мощнее других шивер, линия движения везде читается с воды.
           пр. 13 п. "Ступенька" Расположен на прямом участке реки после плавного левого поворота. На левом берегу скальник, виден перепад уровня воды. Порог представляет собой водопадный слив через всю реку высотой 1 м. В центре - мощный котел, слева - бочка послабее. Выставили страховку спасконцом с левого берега. Мужской экипаж прошел слева, дамы - по центру в котел. Варились пол минуты, потом выплюнуло. После "Ступеньки" недлинная шивера, затем, на правом повороте,
           пр. 14 п. "Разиня" От предыдущей шиверы отличается наличием крупных надводных камней в основной струе.
           Далее шиверы продолжаются, справа впадает М.Коргон (Коргончик), затем высокий пешеходный мост через реку. Через1,5 км  после шиверы на правом повороте (у острова, в правой протоке) с косым сливом в конце начинается
           пр. 15 п. "Сюрприз" Порог расположен на прямом участке, впереди справа виден высокий бом (он уже в конце порога). В пороге хорошо выражена мощная центральная струя, в конце небольшой - 0,6 м слив. В остальном порог практически ничем не отличается от предыдущих шивер.
           Пороги 14, 15 проходили с предварительным просмотром. К "Сюрпризу" почти все почувствовали усталость и встали на стоянку на левом берегу ниже "Сюрприза" в 18-00, невзирая на ранее время. Длинный вечер позволил активным девушкам полазать по скальничкам и осыпям над стоянкой.
           20 июля, пятница.
           От "Сюрприза" до "Абзаца" менее километра сплава с одной шиверой. Следующая шивера  - это уже вход в
           пр. 16 п. "Абзац" Начинается за небольшим левым поворотом. Порог расположен в левой протоке. Остров маленький, обозначен только парой растущих на нем кустов. Порог характерен несколькими крупными сухими валунами расположенными в основной струе. В целом, от предыдущей шиверы не оличается.
           Оба экипажа зацепили самый нижний камень в струе, но без проблем, отбойник мощный.
           Дальше около 10 км до устья Коргона перекаты, мелкие шиверы, разбои, единичные деревья в русле и прижимы. Прижим у Горячей Горы несильный, хорошо заметен с наплыва, обходится легко.  Зато выше по Коргону среди галечных островов река делает крутой S-образный поворот, основная левая протока выходит к скале левого берега и образует сильный прижим. Прямо в прижиме лежит могучее бревно с намотанным на него мусором, которое перекрывает всю протоку. Мужской экипаж обнес 3 метра по галечной косе справа, женский выполнил проводку около 100 м по маловодной правой протоке, для чего поднимался против течения по основной протоке около 50 м. Одно из последних препятствий на Коргоне - автомобильный мост, под которым многолетний завал из бревен и строительного мусора. У нас были проходимы только крайние пролеты. Слева, лавируя между бревнами, мужской экипаж налетел на сваю от старого моста, торчащую из воды вертикально на 20 см, погнули поперечину. Справа женский экипаж проехал по бревнам.
           В Коргоне быстренько сбегали к телефону-автомату и поехали вниз. Народу по случаю буднего дня на берегах не убавилось - ниже Б. Татарки по-прежнему очень много отдыхающих. Встали на левый берег у края долины р. Сентелек в полукилометре ниже подвесного автомобильного моста. До дороги около 200 м через березняк. По дороге до пос. Сентелек около 4-х км. Водитель маршрутной "Газели" (маршрут "Покровка-Чарышское") живет по адресу Луговая, 1 - направо к р. Сентелек от основной дороги под горку  после центральной площади с магазином и зданием администрации. Договорились с водителем на 9-00 и 300 р. ($12). Народ спокойный, доброжелательный; к "отдыхающим" здесь привыкли. Подзарядили аккумулятор к видеокамере. Магазин в поселке заметно беднее, чем в Коргоне или Усть-Кумире. В поселке есть пантолечебница. 
           21 июля, суббота.
           Водитель к 9-00 не приехал, в 9-30 Андрей отправился его искать, без минут 10 встретились на окраине поселка, водила извинился за задержку. Довез до края луга на западной окраине Покровки, дальше дорога подболочена. От луга вдоль ручья - левого притока р. Сентелек - идет не наезженная не расчищенная дорога, по ней набита коровья тропа. Дорога все время идет по правому берегу ручья довольно далеко от воды, порядочно срезая все изгибы ручья. В месте поворота долины ручья с ЮЗ на СЗ в 3,5 км от Покровки от дороги влево вверх отходит тропа.
           Развилку мы пропустили и пошли по дороге с коровьей тропой. Через километр они вывели нас к ручью в месте поворота его долины обратно с СЗ на ЮЗ направление. Здесь дорога кончается, а тропа переходит на левый берег. Ручей течет где-то под массой сухих камней, лишь изредка показываясь на поверхности. Вода в ручье мутная. На левом берегу тропа менее выражена, идет по склону круто вверх налево в зарослях высокой - больше 2 м - травы, поднимаясь от ручья. Поиски правильной дороги дали только звериную тропу, идущую параллельно дороге по правому берегу выше нее на 50-100 м, а затем теряющуюся в лесу. Поэтому приняли решение идти вверх по левому берегу. Прошли около 3-х км. Остановило нас только полное отсутствие тропы, пропавшей в труднопроходимых зарослях, обильно сдобренных упавшими деревьями. Пришлось разворачиваться. Спуск всем показался гораздо экстремальнее тяжелого подъема. Заночевали у ручья на дороге.
           22 июля, воскресенье.
           Пока готовился завтрак, Андрей, во исправление вчерашних ошибок, сбегал обратно по дороге подальше и нашел нужную тропу. Вышли в 11-00. Вернулись к развилке за 2 ходки. Тропа ведет вверх на правый борт долины, постоянно набирая высоту. Через 3 км  выходи к правому истоку ручья и бродит его по камням. Перед бродом несколько натоптанных тропок отходят от основной налево к новой избушке на берегу этого же ручья в 150 м. от брода.
           У развилки троп, пока Вова бегал на разведку, нас застала короткая гроза. Отсиделись под деревьями, заодно и пообедали.   После брода подъем выполаживается, тропа выходит из леса в зону редколесья. Через 2,5 км на подболоченных лужках тропа пересекает 2 ручейка - истоки р. Тулата.
           Через километр тропа становится твердой и выходит на обширные поляны, еще через километр начинается спуск в долину Сухой Татарочки - правого притока Ини. До Сухой Татарочки от полян около 3 км.
           У Тулаты мы были в 18-00, дойти до Татарочки не успели. Со склона, поросшего редкими пихтами, смотрели на роскошнейший закат над предгорьями Алтая. Затем, в сумерках, спуск стал уже неприятен. Встали в 21-00 у первой же лужи на склоне. Дождевая лужа осталась в пересохшем стоке с горы. Этой лужи нам хватило на ужин и на завтрак. Посуду вымыть было уже не в чем. Палатку поставили на уклоне, поэтому ночь провели разнообразно: кто-то скатился вниз, кто-то всю ночь полз наверх.
           23 июля, понедельник.
           С утра мимо нас снизу проехал забавный дед Губарев ("из партизан") , бывший пасечник из ур. Алексеевского, сказал что раньше таких зарослей здесь не было, тропа и склоны были чище. Мы вышли в 10-15. От первого стока, около которого мы стояли тропа становится подболоченной. Татарочка бежит в овражке, брод по камням на правый берег чуть ниже по течению. Дальше тропа становится очень тяжелой: трава высотой до 3-х метров, местами тропу видно только потому, что утром траву раздвинул всадник. Тропа малохоженная, часто прыгает вверх-вниз по склонам, обходя поваленные деревья, но все равно на тропе часто приходится переступать и перелезать через стволы. В 5 км ниже первого брода после пересечения сухого русла ручья (правого притока) тропа уходит обратно на левый берег. Еще через 1,5 км вышли по тропе к Сухой Татарочке. Название речки становится понятным: воды на глаз здесь гораздо меньше, чем выше по течению, есть масса сухих проток, но троп на другом (правом) берегу нет. Полчаса бегали искали тропу. Она продолжается по левому берегу за участком бурелома протяженностью около 100 м. Обошли поваленные деревья по сухой протоке, поднялись на тропу на левый берег и через километр вышли к Ине. Стоянку организовали на месте бывшей пасеки, на небольших полянках на правом берегу Ини. От пасеки осталась только печка из половины большой бочки. При подходах к стоянке выяснили, что основная тропа идет поверху - по водоразделу Татарочки и Ини. Идя вдоль Сухой Татарочки, мы тропу налево на водораздел пропустили.  
           24 июля, вторник.
           Вышли в 13-30, пообедав прямо после сборки катов.
           Иня представляет собой сплошную неглубокую шиверу, расход воды около 15м3\с. Напоминает Горелый Коргон, только пошире и воды побольше. Местами есть выраженная струя, горки, а местами мелко, приходится проводить. Есть единичные небольшие завалы. Острова на реке есть везде, не только на "участке разбоев и завалов", обозначенном на схеме. Нумерация препятствий дается по схеме В.Юрина [1] Однако на ней четко обозначен только первый именной порог (9).  Пр. 7 ниже впадения Сухой Татарочки выделить среди остальных шивер не удалось. В целом на Ине сориентироваться можно только по тросу над рекой в Ионыше, многолетним завалам ниже и по броду и людям у бывшего пос. Комсомолец. Препятствия ориентирами не являются, поскольку очень сильно зависят от уровня воды. Притоки из-за множества островов заметить сложно, долины их прослеживаются плохо ввиду большой ширины долины Ини и леса по берегам, закрывающего обзор.
           пр. 8 Интересный прижим к высокой скале правого берега и к скальному обломку в струе чуть ниже окончания долины Сухой Татарочки.
           пр. 9 п. "Бой" Расположен в конце левой протоки у большого острова сразу за впадением р. Тележный слева. Правая протока маловодная. С наплыва видно падение воды перед слиянием проток. Ключевое место порога - это крутая горка с перепадом до 3 м перед слиянием проток. В центральной струе стоит большой сухой обломок скалы.  Проходы по сторонам от него негабаритны из-за крупных полуобливных камней. Мужской экипаж прошел справа с частичной проводкой, затем подстраховал женский. Кат-2 навалило на скалу в центре, Татьяна, спихиваясь, упустила весло. Весло подобрал страхующий экипаж, женский катамаран протащило по камням справа.
           В 400 м ниже есть не обозначенный на  схеме порог. Река перегорожена крупными валунами, вода сливается несколькими струями с перепадом до 1,5 м. Основной проход справа коротким крутым треком с навалом на подпирающий снизу валун, ширина  - в габарит ката.. Мужской экипаж решил пройти с частичной проводкой: Вова на катамаране, Андрей, придерживает с валуна. Струя достаточно сильная, не удержал. Вова прошел чисто, но пришлось возвращаться по суводи снизу, забирать с камня отставшего. Девушки ловко закрутились вокруг верхнего камня, чисто пройдя порог.
           пр.10 Прижим к скале правого берега, менее сильный, чем пр. 8. Расположен он выше, чем обозначено на схеме - в полукилометре ниже впадения р. Ключ Калмыцкий слева. 
           Встали на стоянку в 17-30 на острове в 3-х км ниже впадения Калмыцкого. (Место стоянки определили позже, дойдя до точных ориентиров ниже).
           25 июля, среда.
           Река постепенно выполаживается, шиверы широкие, мелкие, есть еще пара несильных прижимов к скалам правого берега. (возможно, пр. 11,12).  Хороший ориентир - ИОныш- это крупный правый приток, перед устьем которого через Иню натянут трос. Шиверы продолжаются дальше, вплоть до бывшего поселка геологов Комсомолец на правом берегу. В 5 км ниже Ионыша основная левая протока перекрыта в 150 м от начала несколькими многолетними завалами (видели 3). Обнос 150 м. по сухому руслу, затем проводка по маловодной правой протоке полкилометра. Больше непроходимых завалов на реке не встретили. 
           В конце проводки с Тигирецкого хребта прошла получасовая гроза. Пересидели под деревьями на берегу. Весь день небо затянуто пеленой облаков, тепло.
           В 500 м ниже слияния проток после завалов с наплыва видно падение воды. Это
           пр. 13. Порог. Мы назвали его "Ступени" из-за характерного вида: 3 слива по 0,5 - 0,6 м на протяжении 10 метров, еще один сливчик в 20 м ниже. Прошли сходу. Порог, непонятно почему, никем не описан, на схеме не обозначен.
           По левому берегу идет дорога (слышали идущую вдоль реки машину). Пос. Камышинка с реки не виден, виден старый деревянный мост в устье одной из проток р. Черная слева. Затем справа открывается обширная ровная поляна с небольшим редколесьем. В конце этой поляны раньше был пос. Комсомолец, сейчас тут брод, на правом берегу  видели машины. Сразу ниже брода достаточно сильная шивера с выраженной центральной струей. После нее из препятствий на реке только перекаты, мелкие шиверки, заломы  и нависающие деревья. От Комсомольца до впадения реки Большой Тигирек слева Иня петляет по широкой долине, постоянно поворачивает, разбивается на протоки; скорость течения падает, недлинные перекаты перемежаются достаточно значительными плесовыми участками. По карте здесь всего около 5 км, но времени на них потратили столько же, сколько на предыдущие 20 вместе с обносом. 
           На берегах появляются люди - рыбаки, отдыхающие.   Горки выполаживаются, по берегам частые скальнички. На них  видели входы в пещеры, около одной даже разбит лагерь, в пещеру натянута от реки навесная переправа. 
           26 июля, четверг.
           Вышли в 9-30. После поворота реки на север Иня опять сжимается горками, островов мало, река сильно не петляет. Ориентиры и километраж полностью соответствуют карте. Характер реки не меняется: перекаты, местами небольшие - до 0,7 м - валы. Плесовых участков становится больше. Река сидеть спокойно, как Чарыш, не дает: либо рулишь в перекате, либо останавливаешься на плесе. Перед Чинетой река опять разбивается на протоки множеством островов. Проход везде без проблем, только в одном месте провели катамаран вдоль отмели справа из-за перекрывающего всю протоку дерева. Сама Чинета тоже стоит на островах. Дошли до поселка за 4 часа (мужской экипаж). Девушки останавливались  у одного из скальников левого берега и лазали наверх к дыре в горе, пришли в Чинету на 2 часа позже. 
           В попытках найти УАЗ Андрей обегал поселок дважды. Все либо сломано, либо колхозное, либо уже в отъезде. Ввиду отсутствия машин уже решились ехать на местных извозчиках. Были готовы брать 2 машины, памятуя от том, как дома на вокзал еле добрались на "шестерке" с верхним багажником. Но первый же таксист с "копейкой" оказался оптимистом: "я по 6 человек с двумя мешками сахара возил". В 19-30 упихались  в эти "Жигули", даже без верхнего багажника.
           Только отъехали, обнаружился значительный прокол в организации: договаривались ехать до "станции". А местные под этим термином имеют в виду автостанцию в "районе" - райцентре Краснощеково, где никакой железной дороги нет. Но водитель попался нормальный, тут же, на ходу договорились, что довезет нас до Алейска. Дорога первые две трети грунтовая, отсыпанная щебнем, очень пыльная. Местами плохой асфальт. Последняя треть  - хороший асфальт. Так далеко никого обычно не возят, поэтому водитель всю дорогу сокрушался о длине пути и пытался набавить первоначально оговоренную цену.   Но, тем не менее, довез хорошо за 4,5 часа, только в незнакомом Алейске покрутились в поисках вокзала. Он оказался на задворках клуба ночного "Метро" ( с трассы надо сворачивать направо у нефтебазы перед путепроводом через железную дорогу, а затем искать проезд налево за клубом). 
           Взяли билеты на местный поезд до Барнаула в общий вагон на 00-20 московского времени.
           27 июля, пятница
           В Барнауле пересели на скоростной электропоезд в Новосибирск. Этот поезд выведен из структуры РЖД, поэтому Вове пришлось искать специальную кассу для него, так и не нашел, еле выпросил билеты в общей, а в Алейске билеты на него совсем не продавали, не смотря на наличие его в расписании. На Транссибе с билетами на запад возникли значительные проблемы, пришлось брать с пересадками в Омске и Тюмени. По цене получилось дешевле, чем на фирменном поезде без пересадок.
            

        Потенциально опасные участки маршрута.

           0x01 graphic
           Река Кумир, п. "Большой"
           0x01 graphic
           Река Коргон, пп. "Спартак", "Аврора", "Ступенька"
           0x01 graphic
           завалы на Ине, попадать в них, разумеется, не стоит

        Дополнительные сведения о маршруте.

            -- Местное население. В этих районах Алтая к туристам привыкли. Отношение индифферентное или доброжелательное. Лучше воспринимают в Алтайском крае (Сентелек, Покровка, Чинета), чем в Республике Алтай (Усть-Кумир, Коргон). Хотя и там и там проблем никаких не было.
            -- Особенности снаряжения. Шли на 2-х катамаранах:
           Кат1 - 2-х местный. Длина 4,0 м, ширина 1,7 м. V баллонов 900 л. Баллоны обычные, круглого сечения, дно - тэза, дека - авизент, поддувы 2-х секционные из 2-х сторонне прорезиненного капрона. Рама - титановая, непрофилированная, разделена на сегменты максимальной длинной 110 см. Собрана на резиновых вязках.
           Кат-2 -  2-хместный типа “Twix”, длиной 3,8м, шириной 1,8м с профилированной рамой и баллонами типа "верблюд", V баллонов 750 л. Оболочка - тэза, поддувы односекционные, незамкнутые, сделаны из двухсторонне прорезиненного капрона - "чернухи". Рама - дюраль, собрана жестко, на шпильках с прокладками. Продолины поделены на отрезки по 1,2 метра, поперечины неразборные максимальной длиной 1,8 м. 
           Ремнабор был на обоих катамаранах, запасное весло брали 1 на два судна, спасконец 1 на группу.
           Брали с собой дополнительный рюкзак и гермоупаковки для упаковки закладок с продуктами.
            -- Финансовые затраты.   Всего каждый потратил на путешествие около 7900 р. ($315, доллар стоил около 25 р.)  Из них железнодорожные билеты и вперед, и назад стоили по 2500 р. ($100); продукты на весь маршрут на одного человека - 1060 р. ($42); автомобильные переезды 1800 р. ($72).
          

        Выводы и рекомендации.

            -- Маршрут, включающий все три крупных левых притока Чарыша  - Кумир, Коргон, Иню  - однозначно более полноценен, чем прохождение только Кумира и Коргона. Иня позволяет отдохнуть в относительно малонаселенной местности, посмотреть западные предгорья Алтая. Ее спортивный участок наиболее протяженный из всех притоков Чарыша, состоит из практически непрерывных препятствий 3 к.с. и является достойным завершением маршрута. О плюсах и минусах варианта с переездом на Урсул из Коргона судить не беремся.  
            -- Коргон  - это наиболее "спортивная" река маршрута. С учетом достаточно простого попадания на Коргон из Сентелека (там можно нанять лошадей), представляется возможным заезд в Горный Алтай с запада, из Алейска и прохождение Коргона в качестве "разминки" перед более сложными реками.
            -- Целесообразность пешего подъема вверх по Кумиру под вопросом: все основные препятствия на реке достигаются на автомобиле. Не пройденными остаются только 2 порога 3 к.с. ("Тормоз" и "Красноярка"). Единственный "плюс" пешки на Кумир - это то, что она может быть хорошей разминкой перед пешкой на Коргон и Иню.
            

        Приложения.

            -- Схема маршрута
            -- Видеоматериалы
            -- Карты:
           Схемы рек: Кумир, Коргон, Иня, часть 1, часть 2
           Лист бланковой карты Азиатской части России M-44-12, 1:200000
           Лист 28 из топографического атласа Алтайского края, 1:200000
            -- источники информации:
            --  ОТЧЕТ о водном (на каяках) туристском путешествии в районе Северо-Западного Алтая четвертой категории сложности по маршруту: г. Барнаул — д. Усть-Кумир — р. Кумир — р. Чарыш — — д. Усть-Коргон — р. Коргон — р. Чарыш — — пос. Чарышское — ст. Поспелиха (27 июля — 17 августа 1992 г.) Руководитель Юрин В.Е. mailto:iourine@iourine.msk.su     http://www.ruslan-com.ru/~iourine/ Полная электронная копия отчета доступна в библиотеке Мошкова            http://lib.ru/TURIZM/
           2. Отчет о водном туристском походе 4 (четвертой) к.с. по Алтаю (рр. Кумир - Чарыш - Коргон, Урсул - Катунь), совершенном со 21 июля по 12 августа 2004г. Шварц Д.А. тел. (095)279-54-89(д).
        e-mail: http://turizm.lib.ru/s/shwarc_d_a/     shvarts@mccme.ru
           3. Отчет Кумир, Коргон и Чарыш, совершенном со 2 по 22 августа 1999 года Алексей Томин (Самара) http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/99tomin/index.html . Веб-сайт автора - http://alxt.pp.ru/
            4. 0 Т Ч Е Т    0 ВОДНОМ ТУРИСТИЧЕКОМ ПУТЕШЕСТВИИ    5к. с. по р. р. Кумир, Коргон, Чарыш  в районе Западного Алтая,    совершенном с 18 августа    по 14 сентября 1981 года. Руководитель Ковалев С. С. http://lib.ru/TURIZM/kumir.txt Отчет предоставил А.С.Ходов.  mailto:gts@hodov.kemerovo.su
            5. Путешествия по Чарышу и Ине, 1999, 2002, Георгий Гуляев. http://trip.altailand.ru/
            6. http://www.turistka.ru/ - транспорт по Алтаю
            7. ТурАкадемия - Доставка ТурАкадемия 630060, г. Новосибирск 60, ул. Зеленая Горка-3 тел/факс: (3832) 92-88-86, 138-200, 32-36-52(ф), email: touracademy@ngs.ru ICQ: 248201131(Полина), 308631220(Аня), 221685263(Павел) http://www.touracademy.ru/
            8. Отчет  о водном спортивном походе 5 к.с.  по рекам Кумир-Коргон-Чарыш   Проводящая организация: Туристический клуб "Драккар" г. Омск http://drakkar.good.ru/index.php?act=rep&id=21
                          
          
          
          
          
           18
          
          
          
          
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Долматов Андрей Юрьевич (andolm@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 100k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка