Долматов Владимир Юрьевич: другие произведения.

Отчет: р. Нижняя Охта 05

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Долматов Владимир Юрьевич (vdolm@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 24k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Карелия , 60 км , 3 к/с (2) , Байдарка
  • Дата похода 27/06/2005 {9 дн}
  • Маршрут: г.Беломорск - пос.Сосновец - оз.Маслозеро - оз.Лежево - р.Н. Охта - оз.Пебозеро - оз.Воронье - р.Н. Охта - оз.Корнизозеро - р.Н. Охта - р.Кемь
  •  Ваша оценка:


    ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ "АБРИС"

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    О Т Ч Ё Т

      

    о водном путешествии 3 (2) категории

    сложности по р.р. Нижняя Охта - Кемь

    (Карелия),

    проведённом в июне - июле 2005 г.

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    Руководитель:

    Фуфачев Константин Витальевич

    Домашний адрес:

       610046 г.Киров
       проспект Октябрьский д.107 кв.49
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    - г. Киров 2005 г.-

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

      
       1. Поход проводился в период с 27 июня по 10 июля 2005 г. по маршруту:
       г. Киров - г. Беломорск - пос. Сосновец - оз. Маслозеро - оз. Лежево - оз. Торосозеро - сплав по р. Н. Охта - оз. Пебозеро - оз. Воронье - сплав по р. Н. Охта - оз. Корнизозеро - сплав по р. Н. Охта - сплав по р. Кемь - Подужемская ГЭС - ст. Кемь - ст. Волховстрой - г. Киров.
      
      
       2. Состав команды:
      

    Фамилия, имя

    Туристский опыт

    Обязанности в группе

    Экипаж

       Окулов Алексей

       Рыбак, псевдозавснар

    "Катран"-1

    "Спортсмены"

       Мельник Татьяна

       Фотограф, спортсмен
      
       Фуфачев Константин

    5у, 4р

       Руководитель, видеооператор, рыбак, дайвинг-рыбак

    "Таймень"-1

    "Руководятлы"

       Семёнова Аня

       Завхоз, хранитель руководителя
      
       Загребин Сергей

       Роговозец

    "Таймень"-2

    "Гонщики"

       Крюкова Лариса

       Оператор, актриса
      
       Мышкин Василий

       Фотограф, рыбак, банщик

    "Катран"-2

    "Экстремалы"

       Малютина Марина

    1у, 1р

       Художник
      
       Первомайский Андрей

       Посыльный

    "Таймень"-3

    "Пофигисты"

       Мерзлякова Екатерина

       Дневниковед
      
       Долматов Андрей

    5у, 4р

       Врач, видеооператор, тортополучатель

    Катамаран

       Долматов Владимир

       Фотограф
      
      
      
       3. Протяжённость маршрута около 60 км.
      
      

    2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

       На формирование рельефа Карелии и, соответственно, на характер рек и водных препятствий большое воздействие оказало многократное оледенение территории. Ледники принесли со Скандинавских гор множество скальных обломков. Сейчас территорию Карелии характеризуют как холмистую равнину со множеством озерных котловин, плоских и возвышенных скальных глыб и валунов, скоплений песка, глины, гальки в форме гряд и холмов. Самые высокие участки - хребет Манселькя на северо-западе (г. Нуорунен, 577 м) и Западно - Карельская возвышенность; в прилегающих к морю и крупным озерам районах - низменности. Средняя высота местности над уровнем моря 250 м. В Карелии добывают, в основном, строительные полезные ископаемые, многие из которых уникальны: мраморы, граниты, слюда, кварц, пегматиты.
       Климат мягкий.
       Карелия очень привлекательна для туристов-водников, особенно начинающих. Ее реки относят к особому типу - Карельскому, поскольку они характеризуются незначительным средним уклоном и течением, обилием плесов. Но в то же время, в местах прорезания водой морен, оставленных ледниками (осколков Скандинавских гор), образуются пороги (некоторые - водопадного типа), многочисленные шиверы. Ступенчатый характер рек, в целом низкая и постепенно нарастающая сложность препятствий, отсутствие паводковой опасности, развитая транспортная сеть делают Карелию сверхпопулярной в туристском отношении. В настоящее время в этом регионе разработано самое большое количество маршрутов, в том числе включающие разнообразные связки рек. Реки (свыше 23000) принадлежат бассейнам Белого и Балтийского морей. Питание рек снегово-дождевое, регулируется огромным количеством озер (более 60000) и болот.
       Растительный мир многообразием не отличается: больше половины территории Карелии занято лесами, преимущественно хвойными, с преобладанием сосны. Из лиственных пород здесь произрастают береза, ольха, осина, изредка встречается ценная карельская береза. Многие леса сейчас сведены из-за интенсивной заготовки древесины. На болотах нередки заросли морошки, черники, голубики, брусники, клюквы; тайга изобилует грибами.
       В Карелии водятся рысь, куница, норка, хорёк, горностай, ласка, росомаха, барсук, выдра, бурый медведь, северный олень, волк, лиса, енотовидная собака, белка, крот, еж, ондатра. Встречаются глухарь, тетерев, куропатка, рябчик, утка, гагара, выпь, лунь, сарыч, сова, ястреб. На островах Белого моря гнездится гага. В реках нерестятся ценные промысловые рыбы: семга, кумжа, сиг, форель, озерный лосось, ряпушка, хариус.
       Программа пребывания в Карелии может быть дополнена культурной частью: постоянно открыты для посещений о. Кижи, г. Петрозаводск, Валаамские о-ва, Соловецкие острова, заповедник Кивач, Музей деревянного творчества туристов (о. Добрых Духов, оз. Воронье).
      
      

    3. ОСОБЕННОСТИ РЕКИ ОХТА И ЕЁ ОПИСАНИЙ

      
       Охта - нетипичная Карельская река. Во-первых, препятствий на реке очень мало. Во-вторых, фоновый сплав, соответственно, достаточно протяжённый, и представляет собой практически исключительно греблю по стоячей воде. В-третьих, Охта течёт по болотистой местности, поэтому длительные переходы являются необходимостью: встать в любом месте невозможно. Тем не менее, Охта чрезвычайно популярна не только среди туристов-водников, но и среди фирм, организующих водные путешествия. Отсюда вытекает четвёртая особенность Охты - высокая концентрация народа на реке. Следствия - сложности с добыванием дров, а в июле - августе и с поиском мест стоянок.
       На мой взгляд, Охту делают культовой рекой Музей деревянного творчества туристов и порог Кивиристи. Оба этих места можно посетить при сплаве по Нижней Охте. Учитывая, что в верхнем и среднем течении реки нет хоть сколько-нибудь интересных препятствий, зато имеются весьма протяжённые болота по берегам (позволившие туристам дать одному из участков такие имена: "Гнилая Охта", "Дурная протока", "Чёрная протока" - о прохождении которого все без исключения вспоминают как минимум без восхищения), представляется целесообразным организовывать сплав исключительно по Нижней Охте. Справедливости ради отмечу, что в верхнем течении Охты есть достопримечательность - Никольская церковь на о. Троица в оз. Муеозеро.
       Сверхпопулярность Охты привела к отсутствию внятных и удобных лоций реки. Официальные отчёты загромождены ненужными словами, а описания препятствий составлены так, что "хочется пускать детей по берегу, а лодки чуть ли не обносить" (М. Афанасенков). Неофициальные же сообщения содержат, в основном, впечатления и соответствуют тезису: "Про Охту и так все всё знают - нечего писать". Единственная стоящая лоция составлена М. Афанесковым (www.afanas.ru). Только не нужно строго относиться к указанному времени переходов, у каждой группы свой темп. У нас, к примеру, байдарки шли в два раза быстрее, а катамаран - примерно с такой же скоростью, что и суда в группе М. Афанасенкова.
      
      

    4. ПОДЪЕЗД К НАЧАЛУ МАРШРУТА

      
       Для заезда на реку Нижняя Охта необходимо добраться до станции Сосновец Октябрьской железной дороги. Поскольку на ней останавливаются немногие поезда, можно проехать до Беломорска.
       Дорога на Маслозеро из Беломорска идёт через Сосновец (30 км асфальта), затем к трассе Санкт-Петербург - Мурманск (8 км асфальта) немного по трассе на север (4 км) и дальше по лесу (25 км грунтовки). По грунтовой дороге можно проехать на УАЗе.
       Привожу все собранные нами координаты водителей:
       Черёмухин Леонид
       Беломорск
       ул. Воронина д. 2 кв. 62
       5-13-14
      
       Зимин Олег Васильевич
       Сосновец
       5-22-10
       УАЗ
       Володя
       Беломорск
       5-31-77
       УАЗ
       Липкин Алексей
       Беломорск
       5-39-79
       УАЗ
       Володя Белонович
       Беломорск
       ул. Воронина д. 1 кв. 4
       5-34-30
       УАЗ
       Юра Фомин
       Сосновец
       3-66-88, 3-67-57 (мама)
       ГАЗ-66
       Мы из Беломорска доехали до Сосновца на УАЗе за 40 минут и 400 рублей. Из Сосновца до Маслозера на ГАЗе за 3 часа 10 минут и 6000 рублей.

    5. ЛОЦИЯ

      
       Группа маршрут прошла в очень медленном темпе за 9 дней с одной днёвкой и 6 полуднёвками. Общая протяжённость сплава около 60 км. Во время проведения путешествия уровень воды в реке оставался высоким.
       Оз. Маслозеро. На месте обозначенного на карте посёлка теперь находится луг. По озеру двигаться на запад около 5 км, выход в короткую протоку из-под левого берега.
       Оз. Лежево. По озеру двигаться на запад вдоль правого берега, обходя острова с севера, около 5,5 км до залива. Перед заливом на правом берегу видны строения д. Лежево. Залив пересекать по диагонали к левому берегу, на северо-запад, около 800 м.
       Пр. 1. Плотина с дощатым лотком. Далее ламбина со слабым течением 800 м.
       оз. Торосозеро. Озеро мелкое, не более 1 м глубиной. Пересекать его нужно вдоль, выход из-под правого берега. 2 км. Далее 500 м до
       пр. 2. "Мельничный". Быстроток между ряжевых стенок в правой протоке. Я бы его назвал или "Эскалатор", или "Ковровая дорожка". Ещё 300 м до
       пр. 3. "Пебозерский". Шивера.
       Оз. Пебозеро. Курс держать на первый мыс правого берега (на нём видны строения), затем на второй мыс (также со строениями), после чего двигаться к строению на левом берегу. 4 км. Выход из озера широкий, справа в проливе маленькая скала. По берегам видны деревянные идолы.
       Оз. Воронье. От входа в озеро на его левом берегу видна изба, так называемый, "ларёк", где местные торгуют пивом, газированной водой. Остров Добрых Духов находится во втором ряду островов, чуть правее входа в Воронье. До него около 1,5 км. Музей деревянного творчества туристов расположен на берегу и по протяжённости занимает примерно треть береговой линии. Двигаясь прежним курсом, следующий островок огибают слева и правят к месту, где пропадает кромка берега. От о. Добрых Духов до выхода из озера около 2 км.
       Пр. 4. Широкая плотина с бревёнчатыми лотками. Через 400 м
       пр. 5. "Олений". Шивера.
       Оз. Корнизозеро. Неширокое, длина примерно 4 км, представляет собой плавный левый поворот. В месте выхода из озера через Нижнюю Охту проходит ЛЭП. Через 1 км
       пр. 6. "Пиче-порог". Длинная, узкая интересная шивера в левой протоке. После неё протоки сливаются, есть места для стоянок на обоих берегах. Далее на протяжении трёхкилометрового плёса стоянок нет, кругом болото.
       Пр. 7. "Кожаный". Шивера. Плёс 2 км.
       Пр. 8. "Ойнегайне". Порог с полуметровым сливом через всю реку на выходе. После слива, похоже, при любом уровне воды, стоит бочка. Через 1,5 км
       пр. 9. "Лоунапорог". Шивера с нетяжёлым слаломом . 150 метрами ниже
       пр. 10. Отсутствует в других описаниях, поскольку не обращает на себя внимание. Однако, следуя строгой классификации препятствий, описать его можно как порог: одиночный пологий водоскат высотой 25 см. Перед сливом на левом берегу качели. Через 50 м
       пр. 11. Шивера. Плёс 2 км.
       Пр. 12. "Хемег". Порог. Слив 0,6 м с правым прижимом в скальном сужении. Далее 100 м
       Пр. 13. "Кивиристи". !!! Трёхступенчатый порог. Первая ступень - одиночный слив 0,4 м с валами за ним. Вторая ступень обязательна для просмотра; спокойно зачалиться после первой ступени можно, просматривать удобнее с левого берега. Основной слив мощный, имеет высоту 1,8 м. В наших условиях он был осложнён котлом. При другом уровне воды конфигурация слива и котла, очевидно, иная. На мой взгляд, попадание в котёл без судна смертельно опасно. Третья ступень - это невысокий каньон с валами высотой до 1 м.
       В случае организации стоянки у порога целесообразно в любое время суток оставлять в лагере дежурных, поскольку местные здесь стабильно воруют и/или портят туристское снаряжение.
       Пр. 14. "Чёрный". Шивера в восьмистах метрах после "Кивиристи". Через 500 м
       пр. 15. "Белый". Шивера. Ещё через 80 м
       пр. 16. Шивера. Далее 100 м до
       пр. 17. "Печко-порог". Порог, высота слива 0,5 м. Заход в слив интересен, поскольку осложнён камнем, предлагающем несколько вариантов прохождения. За порогом примерно на 1 км растянулся перекатистый участок реки. Далее пятикилометровый плёс.
       Пр. 18. "Муравейные пороги". Несколько шивер и перекатов. Протяжённость препятствия примерно 1 км от строения на левом берегу до остатков моста у правого берега. Ещё 5 км плёса.
       Пр. 19. "Тютерин". !! Порог. Настоятельно рекомендуется просмотр (удобнее по левому берегу). После входной шиверы двухметровый слив по нагромождению плит. Препятствие опасно для судов, поскольку толщина слоя воды над плитами в сливе лишь в некоторых местах превышает 5 см. Плёс 5 км.
       Пр. 20. "Курна". Перекат. Плёс 2 км.
       Пр. 21. "Охта-порог". ! Просмотр весьма желателен по правому берегу. Порог начинается сливом 0,6 м нетривиальной структуры, за которым следует крепкая стометровая шивера с довольно мощной струёй. Через 3 км плёса Нижняя Охта впадает в Кемь справа. По Кеми мимо многочисленных дач до Подужемской ГЭС 4 км. Перед плотиной остров, огибать его удобнее справа. Чалка к мосткам.
      
      
      

    6. ПУТИ ВЫЕЗДОВ С МАРШРУТА.

      
       От места антистапеля до конечной остановки автобуса "Кемь - 20-й километр", которая находится на трассе "Мурманск - С.Петербург", 400 м по дороге. Автобус ходит несколько раз в день. Последние рейсы в 16.00, 18.00, 19.20. На станции Кемь останавливаются все поезда Мурманского направления.
       Теоретически до города можно сплавится по Кеми, однако, это малоинтересно и, возможно, неоправданно тяжело, поскольку ниже Подужемской на реке расположено ещё как минимум три ГЭС, которые приятно обозревать из окна автобуса.
       Аварийный выход с маршрута возможен от порога "Кивиристи", к которому подходит тропа с грунтовой дороги к трассе "Кемь - Калевала".
      
      

    7. ВЫВОД

       Путешествие по культовой туристской реке Охте рекомендуется организовывать от Маслозера. В этом случае маршрут охватывает основные достопримечательности реки - Музей туристского деревянного творчества на острове Добрых Духов в оз. Воронье и нетипичный для Карелии мощный порог Кивиристи. С другой стороны, сплав по Нижней Охте позволяет избежать бессодержательных переходов по Средней Охте, осложнённых болотистой местностью.
      
      

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

      
       1. Отчёт о путешествии по р.р. Кепа - Кемь - Норва - Воинга - Чуруж - Охта - Кемь группы Фокина Ю.Г. из г. Москвы 2000г.
       2. Отчёт о путешествии по р. Охта группы Кильдишева В.П. из г. Волгограда 2000г.
       3. Отчёт о путешествии по р. Охта группы Перескокова Ю.А. из г. Уфы 1990г.
       4. Лоция р. Охта, составленная Афанасенковым М.А. по результатам путешествия 1999г.
      
      

    Составитель: Долматов В.Ю.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Долматов Владимир Юрьевич (vdolm@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 24k. Статистика.
  • Водный:Карелия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка