Дракин Александр Юрьевич: другие произведения.

Дневник: Белое море, паруса

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Дракин Александр Юрьевич (ada108@yandex.ru)
  • Обновлено: 16/03/2004. 18k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Карелия восточная , 350 км , 3 к/с , Парус
  • Дата похода 26/07/2001 {25 дн}
  • Маршрут: Мягрека - о. Кузов - о. Соловецкий - Летний_берег - Северодвинск - Архангельск
  •  Ваша оценка:

      Группа:
      Дракин Александр - капитан
      Дыбенко Сергей - рулевой
      Борисюк Сергей - матрос
      Катамаран: Парусный самодельный катамаран с рубленой рамой, парусность 13 кв. м. длина 6 м
      
      26/7/01, Брянск, 8:15 старт
      27/7/01, поезд, Кемь
      Проводы получились нешумными - провожать пришли Леша и Галка. Пожали руки, сели в поезд и поехали.
      Паруса, мачту, весла сдали одной упаковкой в багажный вагон за 150 р. Поскольку с картами второй половины маршрута проблемы заранее решить не получилось, побегали по Петрозаводску во время стоянки поезда по книжным магазинам, но так ничего и не нашли, хорошо что на поезд не опоздали, идет дождь. Обсуждался вариант смены места старта (с Мягреки на Рабочеостровск), решили сохранить исходное, главный аргумент - отсутствие там пресной воды и непонятно со строевым лесом (по прошлому году).
      
      28.7, ст. Мягрека P=745, переменно, кучевые, W
      До Мягреки от Кеми доехали поездом Мурманск-Вологда в общем вагоне за 10 р.
      Все продукты закупили в Кеми ночью - много круглосуточных магазинов, цены не отличаются от наших.
      На Мягреке удобная подходящая стоянка чуть выше поселка по реке на окраине леса на левом берегу.
      Полдня проспали, воспользовавшись мелким дождиком - сказывается недосып предыдущей ночи. Вечером заготовили и ошкурили жерди для катамарана.
      Местного населения практически незаметно - летом в поселке живет 5-15 семей, причем многие из Кеми - здесь у них дачи. Поезд на Кемь ходит полтора раза в сутки (три раза в двое суток). Покупать билет до Мягреки кассир в Кеми нас отговорила - он стоит 50р с человека, вместо 10 р. проводнику общего вагона - в плацкарту/ купе не сажают. Упаковка с парусным вооружением нормально умещается в тамбуре общего вагона, можно занести и в вагон, вопрос только в весе и сговорчивости проводника.
      
      29.7 ст. Мягрека, P9=746, перистые, NW 3
      Начали строить катамаран - за день собрали раму, поставили диагональные тросы. Проверили баллоны на предмет дырок - вроде все в порядке.
      В лесу полно спелой морошки, черники. Пороги на реке, по словам местных жителей сложности не представляют, но проблема с габаритами - не везде впишемся, но куда нам деться с подводной лодки - прорвемся.
      
      30.7 ст. Мягрека P10=740, слоистые, W 5, временами дождь
      Закончили раму, собрали баллоны, повесили рулевую коробку
      Из услышанного: какао - друг человека, женщину может заменить только водка или сгущенка..
      Погода способствует мыслям о вечном (шутка).
      
      31.7 ст. Мягрека P11=733 то же
      Выяснились проблемы со швертовым узлом - пришлось его частично переделать, потратив примерно полдня. С.В. выпросил у местного населения кусок полиэтилена на тент, в Кеми ночью купить не получилось - вещь не стратегически необходимая, но ее наличие комфорта добавляет.
      
      1.8 ст. Мягрека, ясно, W 3,
      Сегодня постараемся дойти до моря.
      О. Сев. Кильяк, 22:00, южная часть.
      За день пройдено 20 км, старт 12:30, финиш 21:00. Проходимых порогов на пройденном участке реки нет - все обнос или проводка на одном баллоне. 5 км по морю прошли веслами на попутном ветре. Импровизированный румпель из весла очень выручил - удалось идти в нужную сторону, особо не думая про рыскающую на волне и ветре посудину. Первый переход чуть умотал - не физуха, а ветер, нервы, неопределенность поведения ката на море, прочность конструкции и пр. Природа на Мягреке очень похожа на Чирко-Кемь, только очень малый расход воды и потому вместо порогов ручейки среди камней. Остров на Мягреке обходили слева.
      
      2.8 о. Сев. Кильяк, Р11=735, переменно, SW порывы 3-5 Р22=738, W 1, переменно
      Окончательно достроили катамаран - поставили мачту, это заняло практически весь день. По окончании стройки решили вместо ужина провести его испытания. Походили галсами три часа, пока получилось вернуться к месту старта, но, камень с души - вроде все работает как надо - парус тянет, шверт тормозит. Выяснились проблемы с латами - фанера ломается, ничего другого нет, посему пробуем вырубить из деревьев средней величины.. Технология непонятна, но может что-нибудь придумаем со временем. К ночи ветер стихает. В управлении катамараном пока много проблем - что то не получается по непонятным причинам, но какие то вещи вспоминаются, другие заново придумываются, т.е. "все идет по плану". Следов неолита на острове не видно, но может быть, завтра схожу на экскурсию - поищу наверху и в северной части.
      
      3.8. о. Сев. Кильяк, Р12=742, NW3-4, переменно.
      Выходим под рифами на Кузова.
      о. Немецкий Кузов
      Дошли за 4 часа, стали в проливе Н. Кузова и Вороньих островов. В бухте весьма населенно - на выходные приезжают из Кеми местные жители и подростки на рыбалку. В избе стоит группа из Курска (два Альбатроса) - двое взрослых и трое ребят лет 16 - возвращаются с кругосветки вокруг Соловков. Очень колоритный и общительный руководитель Сапожков Александр Моисеевич, работает учителем истории и литературы в школе, в отпуск ходит в море, по его словам - был на всех стоящих водоемах РФ. Напоил чаем, долго отговаривал от наших планов - идти на Архангельск, мотивируя нашей неопытностью, в качестве аргументов, предложил две карты Онежского залива, после чего наша уверенность несколько поколебалась, но решили дойти до о. Анзерского, а там уже принимать радикальные решения, имея представление о том как себя поведет кат на волне, ветре и неизбежных в море обстоятельствах. Основные опасности видит в протяженных переходах вдали от берега и возможных укрытий от ветра. Передал кучу приветов в Брянск и Белгород, обещал помолиться если что.
      
      4.8. о. Немецкий Кузов Р13=750, SO 3
      14:00, выходим на о. Соловецкий.
      Переход вышел несложным - занял 4 часа галфвиндом, дрейф от приливного течения удачно компенсировался ветровым дрейфом, т.ч. шли практически по прямой одним галсом. Наиболее сильное волнение моря на участке от о. Олешин до о. Топы, также как и в прошлом году в наш байдарочный поход, затем ветер и волнение скисает в тени Соловецкого и Заяцкого островов. Стали на старом месте - напротив о-вов Сенные Луды. Рядом стоят две группы - Мурманский яхтклуб - два тримарана (корпусники), пришли на Онежскую регату и трое ребят из Подмосковья (Жуковский?). Ребята идут маршрут Ловозеро - Умба - Кемь - Соловки - Нюхча - Илекса - Выг, поход рассчитан на 6 месяцев, начали в мае, когда на Кольском в горах было -10 и лежал снег.
      Из услышанного: ".. однажды объем прочитанного и пережитого достигает некоторого уровня, после которого надо уйти и осознать весь этот опыт, может быть перейти на другую ступень познания мира, которая требует также и пересмотра не только убеждений, но и образа жизни, ее целей." - где то близко к "Пути воина" по К. Кастанеде.
      
      5.8. о. Соловецкий., Р12=747, проверили и выставили барометр Р=760, S 3-4, слоистые облака.
      Вода есть вблизи стоянки - болотце чуть вглубь леса и родник на базе заготовителей ламинарии - примерно 20 минут в одну сторону по берегу.
      
      6.8. о. Соловецкий Р11=757, переменно, SO 2-3, слоистые облака.
      Сегодня постараемся уйти через о. Муксалму на Анзер.
      24:00 о. Соловецкий
      ветер поменялся на О, удалось пройти только до южной оконечности острова, стали восточнее мыса Печак, за 6 часов прошли 4 км, стоянка приметна с воды, есть пресная вода в луже - чуть солоноватая (молоко в какао сворачивается при варке). На мысу остатки каменных сооружений, около стоянки следы круглого лабиринта около 5м.
      
      7.8. о. Соловецкий, восточнее м. Печак, Р10=757, NO 2-3
      Ветер встречный, сегодня попытаемся пройти проливом Железные ворота с обносом дамбы.
      К ночи ветер стихает практически до штиля. Продолжаем пробираться на Анзер, прошли Муксалму, обнос дамбы занял полчаса с помощью проходивших мимо туристов. На острове разрушенные хозяйственные постройки. В проливе Железные ворота очень сильное приливное течение до 3 узлов, против него мы не справились, ждали три часа, пока сменится. Стали в избе чуть севернее пролива - база заготовителей ламинарии. Сейчас здесь живет одна семья, одна изба сободна. Есть пресная вода - колодец по тропинке. При постановке порвали стаксель. Трамплин на катамаране рвется по люверсу и на швертовом узле - пора меры примать.
      
      8.8. о. Соловецкий, изба севернее о. Муксалма Р11=754, туман, штиль, переменно
      23:00 о. Анзерский скит, Р23=755, пасмурно, дождь
      простояли практически весь день, потом прошли до Анзера ветром SO 1-2 за 3 часа
      
      9.8. о. Анзерский Р12=758, штиль, ясно
      Сегодня дневка - ходим на экскурсии. Я сходил на Троицкий мыс - самую северную точку архипелага, уложился в пять часов. Природа на острове очень своеобразная и ни на что не похожая - много лесных озер, кроме дорог других следов человеческой деятельности пока немного, от Анзерского скита в разные стороны идут дороги. Народ ушел гулять, я дежурю - грибы варю, загораю, сплю. Завтра, если позволит погода, постараемся уйти на мыс Колгуев и оттуда на материк. Вдоль берега бухты, в которой мы стоим на берег выходят родники, т.ч. никаких проблем с пресной водой. Решили сварить т.н. "грибной соус", представляющий собой грибы, уваренные до каши с мукой и маслом - варим весь день, а он все еще не готов. Серега сделал снасть для ловли трески, только закинуть ее пока никуда не получается. Дольмены на м. Троицком имеют форму усеченных конусов с углублениями наверху, ориентации по сторонам света не просматривается.
      В голову лезут всякие мысли, достойные вечности, но не задерживаются - видимо напрямую проходят по извилинам, много впечатлений, не успевших оформиться.
      
      10.8. о. Анзерский, Р11=758, штиль, моросит дождь, туман.
      Стоим на месте - выйти не удалось. Сереги ходили вчера в скит, там вышли какие то терки на предмет того что любой туризм здесь запрещен, все принадлежит церкви и без благословения соответствующей инстанции ничего нельзя. Спорить не стали. Стоянка тихая, за все время никого не встречали. На острове много послушников монастыря и волонтеров - достают песок из озер, возят на реставрацию скита, работа по восстановлению потихоньку идет.
      
      11.8. Летний Наволок P=755, SO 2
      ходовое время:
      стоянка - маяк на п. Колгуев 2ч
      м. Колгуев - Ухтнаволок 3ч
      Летний Наволок 3ч
      
      12.8. Летний Наволок Р10=750, пасмурно, S 2-3
      Ходового времени 2 часа, стали в избе на м. Плашковский - очень удобное место, крепкая большая изба.
      
      13.8. м. Плашковский Р10=750 W 2
      Ходового времени 7 часов.
      Прошли с. Яреньга - есть магазин, почта. Раз в неделю приходит пароход из Архангельска. Из Лопшеньги на Архангельск летает самолет за 600 р. Докупили продуктов и хлеба, установили зависимость между пивом и силой ветра - чем больше выпьешь, тем сильнее задует (средство применять с осторожностью!).
      
      14.8. м.Заячий (?) перед Унской губой Р12=748, SW 2-3, переменно.
      К концу дня ветер поменялся на NW, от хода в бейдвинд отказались, стали на стоянку - пройдено 9 миль за 4 часа.
      Побережье представляет из себя полосу песчаных пляжей до 1 км. Лес таежного типа - труднопроходим, в отличие от карельского. Пейзажи Летнего берега достаточно однообразны после островной природы, но тоже по - своему красивы. Вечером решили устроить праздник - пекли лепешки, пили огненную воду, песни горланили. Первый поход в моей жизни, когда по настоящему пригодилась гитара. Прошли Унскую губу - начало обратного отсчета похода и конец карты, дальше идем по лоции 1962-го года и легендам. Вдоль берега по всему побережью есть остатки дороги и столбы электрической линии.
      
      15.8. восточнее знака Красногорский Р10=754
      Рядом протекает неизвестная река. Вчера планировали устроить помойку, но ветер очень подходящий для перехода, посему идем дальше.
      м. Голец, 22:00 ввиду Северодвинска Р22=758 переменно NW 3-4
      Большая часть перехода на фордевинде, в конце волнение и ветер усилились, убрали грот (Привестись к ветру на волне удалось со второй попытки.), закончили переход под стакселем, делая 3-4 узла. Проблемы этого курса в наших руках очевидны по полной программе.. Стоим на краю залива, в котором расположен Северодвинск - просматриваются завод и высотная застройка. Чувствуется конец похода - населенка, транспорт. Завтра постараемся дойти до Северодвинска, найти яхтклуб и решить по поводу продолжения похода до Архангельска, поскольку как идти вверх по С. Двине пока не ясно (есть ли течение, обстановка,...).
      
      16.8. Р10=758 W 1, ясно.
      Ветер к концу перехода скис окончательно, т.ч. к берегу подходили веслами, иногда парусами на порывах. В заливе перед берегом очень протяженные банки - лучше подходить в полную воду. Завод делит город на две части: справа - Северодвинск, слева (куда мы и пришли) - Ягры. В Северодвинске есть ж.д., туда и на Архангельск ходят автобусы .
      
      17.8. Р16=756 пасмурно, штиль. Сходили в город - работает баня, есть яхтклуб. До Архангельска 40 км. В яхтклубе на свалке лежит корпус деревянной 7-8 метровой яхты, все дельные вещи сняты, но сам почти целый.
      
      18.8. Р9=750 переменно, SO 1-2 о. Ягры
      Сегодня ночью местные подвыпившие подростки пытались украсть катамаран, когда не удалось попробовали снять мачту, но Серега услышал и предотвратил - срезали только шнуровку с баллона и мягкие звенья на вантах. И они и мы легко отделались - настоящей разборки не вышло за деморализованностью преступников и нашей сонливостью ..
      Выходить с о. Ягры лучше в среднюю или полную воду из за банок, но учитывая ветер и приливно - отливное течение в С. Двине, там они запаздывают примерно на час к Северодвинску. Собственное течение реки до Архангельска незаметно.
      
      19.8. Архангельск, яхтклуб NW 5-6 Р=743
      Зачалились вчера около 19 часов (ходового времени 6 час.). Народ в яхтклубе не очень общительный, но и без претензий - встали напротив. К концу перехода развело ветер и волну до 4 баллов, некотрое напряжение вызвала встреча с судовой обстановкой. Но порывах ветра и маневрах потеряли один трос швертового узла - порвался в огоне.
      Вечером на огонек подходит народ - послушать песен, за жизнь поговорить. Катя - художник, долго ходила вокруг, потом все таки присела. - Вот и мне бы так хотелось, но работа, кошки.. Витя - геолог и спелеолог, порасказал про местные пещеры, звал в гости - посмотреть что есть под землей. Заговорили про искусство - ".. цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.." вроде все на этом сошлись. Пара с ребенком - принесли арбуз, просили спеть. Она - не поет, но пишет стихи, про любовь конечно. Он - скалолаз, кто в миру неизвестно. Потом подошла подгулявшая компания с едой и водкой - очень впечатлительные натуры девиц чуть не привели к конфликту.
      Купил билеты на поезд на 20 - е, померзнем еще денек, зато никуда не торопимся.
      
      20.8. Архангельск, яхтклуб, NW 5-6, пасмурно, временами дождь
      Прохладно, на набережной безлюдно. Вечером подошла компания студентов (отмечали день рождения) - разговор начался с того не обижают ли нас здесь, на что С.В. возразил, что для этого надо иметь очень серьезные намерения, поскольку мы вряд ли куда побежим, а при необходимости может и кровь пролиться. Затем переключились на вопросы свободы развития личности в нашей стране. Аргументов в пользу отсутствия оных ноль, зато весь арсенал штампов из СМИ. Хорошо, что ребята учатся в университете - пытаются думать и над контраргументами.
      Утром разбудил сторож яхтклуба - Ваша "байдарка" отчалила и бьет мотолодки на стоянке. Вылезли, правда - приливом и волной кат сняло с запеска и аккуратно и точно зачалило между двух мотолодок на месте платной стоянки. Сели, отгреблись, перезачалили на песочек. Причина - повышение уровня к приливному, за счет ветрового повышения уровня воды в Двине (бывает же такое..).
      Багаж (мачта, паруса, веревки) сдали в багажное отделение, баллоны и другой снаряж разбросали по рюкзакам. Вроде все получилось нормально.
      
      21.8. Москва
      22.8. Брянск
      
      Походный бюджет:
      Брянск -> Кемь = 370 р + питание
      Архангельск -> Москва = 270 р
      Москва -> Брянск = 140 р
      итого 780 р/чел + питание + стоимость багажа (100р/чел)
      
      Раскладка стандартная 450 г/чел/сутки - такая сложилась в нашей группе в предыдущих походах и, на наш взгляд, оптимальна для длительных походов такого рода в данном регионе.
      
      всего дней = 25
      ходовых часов = 60
      переходов = 12
      пройдено километров = 350
      
      средний переход 30 км, 5 часов, скорость 3,15 узла
      
      p.s. Поход удался таким как и задумывался - логическим продолжением нашего прошлогоднего маршрута. Очень хотелось посмотреть каким выглядит Белое море с борта парусного суденышка - впечатления очень сильные и новые. Нужно еще много времени, чтобы осмыслить все увиденное. К особенностям требований к снаряжению можно отнести его влаго - и ветрозащитные свойства. Средняя температура воздуха была около 10-15 градусов.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Дракин Александр Юрьевич (ada108@yandex.ru)
  • Обновлено: 16/03/2004. 18k. Статистика.
  • Водный:Карелия восточная
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка