Дубровский Александр Сергеевич: другие произведения.

Справка: "Велосипедом в Париж, далее везде" или "Одинокий находится в плохой компании?"

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 3, последний от 22/05/2011.
  • © Copyright Дубровский Александр Сергеевич (dubrov.gals@mail.ru)
  • Обновлено: 19/05/2011. 59k. Статистика.
  • Справка. Вело:Европа ,Эстония , 4000 км , Велосипед
  • Дата похода 01/07/1992 {месяц дн}
  • Маршрут: Польша - Грмания - Бельгия - Франция - Швейцария - Грмания - Чехословакия - Украина
  • Иллюстрации/приложения: 11 штук.
  • Оценка: 6.28*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Характер описываемых событий совершенно экспромтный, как в детской сказке: "...села кошка в ложку и поехала..."Целью этой экспедиции было пройти хотя бы полтысячи км вдоль французского Средиземноморья, где можно увидеть виндсёрфинговую Мекку, а ежели повезёт, то и походить на парусной доске под знаменитым "Мистралем" - ветром, дующим в этих краях. Франция, Париж - хрустальная мечта юности...http://zhurnal.lib.ru/d/dubrowskij_a_s/

  • Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать: прекрасна ли земля?...
    М. Лермонтов
    Две полуфразы, полудиалоги, а остальное Франция, Париж.
    В. Высоцкий
    Cколько себя помню всегда с самого раннего детства жажда дальних дорог мне неизменно вырисовывала морские ландшафты, мужественные лица у штурвалов и парусного рангоута. При словах же Средиземное море, Марсель, Монпелье переполнявший меня восторг не оставлял места сомнениям. Я знал, что непременно вдохну этот воздух, обязательно увижу этот искристый берег, этот удивительный мир. Однако, годы летели, а Зурбаган, обернувшийся в годы юности суровым Мурманском, не обнаружил места швартовки бригантин с алыми парусами. И вот, когда уже груз прожитых лет стал настолько весом, что перенос времени свидания со Средиземноморьем мог поставить под сомнение саму возможность такового, нужно было принимать решение, ведь на дворе стояло лето 1992-е от рождества Христова. И из всех возможных на ту пору вариантов транспорта, наиболее предпочтительным для меня оказался... велосипед.
    Если к своим "досочным" экспедициям я достаточно основательно готовился, то характер описываемых событий совершенно экспромтный, как в детской сказке: "...села кошка в ложку и поехала..." Замысел подобного вояжа восходит к отроческим годам, когда двое тринадцатилетних пацанов, среди которых был Ваш покорный слуга, на одном моторизованном велосипеде без тормозов, катнули за две сотни км и по дороге встретили дуэт велосипедистов, проехавших уже половину своего 1000 км-го пробега. На меня эта встреча произвела неизгладимое впечатление.
    Сейчас же, (а, мой велопробег, повторюсь, проходил в 1992 году) основные усилия и время были потрачены не на подготовку к походу, а на организационную суету. Ещё не было плана экспедиции, не было немецкой и бельгийской виз, не было даже велосипеда, однако была почти 100%-ная уверенность в реальности задуманного, и родилась она в тот момент, когда обаятельная работница, только появившегося, французского посольства в Эстонии вклеивала, на моих глазах, в мой же паспорт 3-х месячную туристическую визу.
    Не исключено, что южнее Парижа я бы и не поехал, но рассказ москвича (тогда ещё Андрюши) Маслова о Средиземноморье был так ярок и убедителен, что соблазн увидеть это своими глазами вырос до искушения, избавиться от которого можно было только уступив ему.
    Таким образом, целью этой экспедиции было пройти хотя бы полтысячи км вдоль французского Средиземноморья, где можно увидеть виндсёрфинговую Мекку, а ежели повезёт, то и походить на парусной доске под знаменитым "Мистралем" - ветром, дующим в этих краях.
    Это было бесконечно давно т.к. та жизнь, то время не вернётся никогда... Бесконечно далёкие, невозвратимые дни. Франция, Париж - хрустальная мечта юности...
    Дневник экспедиции.
    30.06.92
    Мой поезд пришёл в Гродно вечером, а следующий до Кузницы, на который я мог рассчитывать (с учётом, по местным понятиям, небольшой, примерно 10-ти часовой, очереди в досмотровый зал) отходил в 5 утра. В фойе вокзала меня встретили безразмерные баулы, тележки, бесчисленные торбы и местный закалённый перестройкой, суровый торговый люд. Этот муравейник на 99% состоявший из коробейников, дифундирующих через таможенный шлюз на польские рынки, гудел базарным шумом. Не смотря на свой "бело-вороний" имидж, уверенности в том, что пересечение границы будет безболезненным, я не ощущал, ведь, наша доблестная таможня способна "завернуть" кого угодно. Да и рассчитывать на то, что меня пропустят, без выдержки в этом концентрированном растворе, не приходилось; так же не рассматривал я и иные варианты пересечения границы, например автодорожный т. к. там обстановка могла оказаться ещё более суровой.
    И вот, просочившись в третьем часу ночи в таможенный зал и предъявив инспектрисе паспорт, я от неё же и узнал, что с велосипедом она меня не может пропустить через границу, даже с учётом того обстоятельства, что сегодня день моего рождения. Но, когда я обратил её внимание на изрядную его потрепанность, и отсутствие товарного вида, она сразу же капитулировала. Один - ноль, в мою пользу!
    Следующий барьер - погранец (Word предлагает слово "поганец" и я растерялся, какое же из них правильнее?) оказался орешком покрепче - едва заглянув в мой документ, он изрек: "А, так ты ещё и прибалт! Мы руководствуемся решением гродненского исполкома, запрещающего проход через этот зал чужаков". Дескать, "поезжай в свой Таллинн, садись там на поезд, вот тогда я тебя может и пропущу. А так, низя!" Спрашиваю: "А нельзя ли поговорить со старшим смены?" "Отчего же, можно, но только после шести". Ну, что ж? Запасаюсь терпением, ведь, достойной то альтернативы нет! Зато, как только, после четырёхчасового ожидания, пришёл старшой (а его я узнал по майорским погонам), тот же прапор, давая "добро", без единого слова шлёпнул штамп в мой аусвайс. Затем лавинообразная посадка в поезд (описание которой опускаю, потому что, это действо требует отдельного повествования и, которую я без содрогания вспомнить не могу).
    "На свободу с чистой совестью!"
    Жаль только, что в результате бессонной ночи оказался немного помят. Ну, да ладно! В лучшем мире отосплюсь.
    1 июля
    Кузница. Навьючиваюсь и верхом на Белосток, и далее на Замбрув...Дороги неплохие, но допекает жара и беспокоит чрезмерная жесткость узкого седла, а, кроме того, двухпудовый скарб, уложенный на багажники, и заметно снижающий управляемость, изрядно добавляет напряжённости. Но, постепенно привыкаю и к этому. Всё остальное в пределах нормы. В первый день, проехав чуть больше сотни км, принял ночлег в сосновом лесу.
    2 июля
    Кручу педали дальше. Остров Мазовецкий. Обстановка, как в другой детской сказочке: "Жар донимает, пот выступает..." Тормознул перевести дух. Останавливается рядом со мной Икарус, из которого выпархивает очаровательная девчушка и по-русски, с, до боли, знакомым акцентом, вопрошает: "Исвинитте, нэе скасзыте ли, гдеэ сдесь дорога на Минск Масовецкий?" А я ей прямо на почти чистом эстонском языке: "Вабандгэ, ма эй теа тяпсэльт", дескать, "Виноват, не знаю". Вижу у неё глаза округливаются, челюсть отвисает, что, впрочем, её ничуть не портит. Однако, спасать надо ребёнка, и я произношу вторую известную мне фразу: "Ма элан Таллиннас" и всё становится на свои места, она восторженно улыбается, а я достаю из закромов атлас дорог и мы с водителем автобуса, везущим эстонских плавцов на соревнования в польский Радом и в Венгрию разбираемся в паутине дорог. Оказывается, нам по пути, и они в знак признательности предлагают меня подвезти до Минска Мазовецкого (60 км). Почему бы и нет? - "Дорога легче, если встретишь хорошего попутчика."
    От них же узнаю и последнюю новость - за время моего отсутствия Эстония ввела свою валюту, а это уже верный признак "отрезаного ломтя"!!!
    Еду с комфортом. Хорошо бы так до самого Средиземноморья! Но, "назвался груздем... люби и саночки возить!" Дороги наши расходятся. Дальше следую в автономном режиме.
    В Варшаве встретил Казимира - приятеля, который за несколько лет до описываемых событий, целую ночь "сидел на телефоне", пытаясь снять с поезда, от которого я отстал, мои документы и багаж. А поезд, тем временем, всё дальше и дальше увозил их в направлении Берлина. И увёз бы, конечно, если бы не его упрямство и настойчивость дежурного последней перед границей станции Познань, которому всё-таки удалось достучаться до частично протрезвевших под утро питерских проводниц...
    Жара не спадает. С целью экономии моторесурса, решил дальше ехать поездом. На ночлег на зависть хиппи, душевно расположился прямо в сквере у ж/д вокзала (ст. Кутно).
    3 июля .
    В 4 утра поезд до Познани. А от туда, окончательно, оседлав своего двухколесного мустанга, далее верхом до Збоншинека, Жепина, Куновиц, где произвёл последнее пополнение провианта.
    Жизненный опыт навевает легкую тревогу, ведь впереди граница. Въезжаю на мост через Одер, который заполнен праздной публикой(?), чего по моим понятиям не должно иметь места "быть" в пограничной зоне. Любуются панорамой, прогуливаются... И в меня закрадываются сомнения - быть может, это вовсе и не граница? Или сегодня какой-нибудь праздник?
    На другом берегу, это уже во Франфурте, уставший пограничник смог уделить мне не более 1 сек, что меня вполне устраивало, ведь, если бы он проставил на моей транзитной визе (дающей право нахождения в стране лишь в течение одних суток) дату въезда в Германию, то при выезде через неделю, у меня могли бы возникнуть проблемы. А сейчас чиновник, удостоивший меня мимолётным взглядом, нетерпеливо махнул рукой: "Шнельт!" - этим и закончилась контрольная процедура. Я даже не останавливался! Невольно сравниваю её с тягостным многочасовым переходом советской границы и агрессивную "бдительность" нашего КГБ.
    Далее Бесков, Шторков и душно-комариная, и от этого, бессоная ночь в лесу. Но на костёр не отваживаюсь, всё-таки частная территория, да и спасёт ли он от озверевших беспозвоночных? По характерным звукам, где-то рядом жильё. А здесь тучи комаров, попирающих принципы гостеприимства, и не взирая на несметные потери, неустанно атакуют теплокровного пришельца. О сне можно только мечтать, посему, едва лишь забрезжил рассвет, я, оставив поле битвы кровожадному противнику, через кустарниковые заросли, позорно бежал с этого кошмарного места.
    4 июля.
    Замелькали указатели: Цоссен, Требин, Брюк, Бельциг. Многие восточногерманские городки похожи друг на друга. Островерхие крыши домов, стены которых (словно это где-то в Тамбове или Жмеринке) давно взывают к помощи штукатура, а брусчатка улиц в шрамах и выбоинах.
    Еду по старинным мостовым - от трясучки по булыжникам отдаются многие резьбовые соединения. Того и гляди, рассыпется мой конь.
    Дороги в восточных землях Германии конечно же реставрируют, и с конца 80-х годов восстановили до современного уровня значительную их часть. Но это преимущественно основные транснациональные артерии, которые после реконструкции в своём большинстве получают статус автобанов, куда велосипедисту въезд "заказан". Поэтому, приходится двигаться просёлками, а это дороги, хоть и с покрытием, но таким, которого рука рабочего не касалась многие годы. Есть бетонки и брусчатки происхождения довоенного, а быть может ещё более почтенного.
    Идёт дождь, уже весь вымок до нитки, но еще не холодно. К ночи дождь стихает. Решаюсь ночевать под открытым небом, отгородившись от дороги узкой полосой чьей-то молодой кукурузы.
    5 июля, воскресенье.
    С утра проливной дождь. Промок насквозь. Заметно холодает. Донимает голод. Вдоль дороги множество фруктовых деревьев, и если груши и яблоки ещё зелёные, то черешня уже в соку. И соблазн слишком велик, как тут не остановиться. Во время коротких остановок пасусь этой на удивление мелкой, и как я понимаю пропитанной свинцом черешней.
    Я полагал, что чувство голода будет преследовать меня куда больше, однако к своему удивлению, не смотря на значительные и весьма непривычные физические нагрузки (серьёзным педалированием раньше я практически не занимался) по настоящему голодным я себя не чувствовал ни разу. С целью снижения потерь, как времени на поиск необходимого провианта, так и дорожных расходов, я запасся: гречей и курагой, геркулесом и мёдом, орехами и сублимированным творогом. За время пребывания на чужой территории, я ни разу не встретил следов костра, поэтому и сам не решился его раскладывать.
    Бесконечный дождь. Глубина дорожных луж заметно возросла. В Магдебург въезжаю, отплёвываясь от почти брандспойтных струй воды, из-под колёс, обгоняющих меня машин. Во дворе монастыря обнаружил навес, где удалось и обсушиться и утолить голод и даже пообщаться с монашками. Сюда же приехал и автобус с украинскими детьми и их песнями. Привет вам, землячки!
    6 июля.
    Холодно. Льет, как из ведра. Дует встречный порывистый ветер. Мокрая одежда прилипла к спине, противно. Пока едешь холод отступает, но не далеко. Даже короткие остановки, под случайными укрытиями, сопровождаются хачатуряновским танцем с саблями - зуб на зуб не попадает. Читаю на указателях: Брауншвайг, Хильдезайн, Хамельн. Вышел из строя блок направляющих роликов цепи. Нужно перебрать. Ищу сухое место. Чувствую себя насквозь промокшей курицей. Не правда, что все немцы добры и гостеприимны. Дерьмо - интернационально! Только с третьей попытки получил "добро" на стоянку под каким-то навесом.
    7 июля.
    От Падерборна начались горы, двигаться стало труднее. А тут ещё и "дорога раздвояяца*", а знака нет! Видимо, лучшие в Европе дороги - это немецкие, но и они иногда, особенно в сельской местности, обставляются (опять же, с моей точки зрения) недостаточным количеством указателей. Поэтому, прибегаю к испытанному средству. Как известно, язык до Киева доведёт, а до Эрвитте? Оказывается тоже, но окольным путём. На участке от Падерборна до Эрвитте встретил последователей наших одесситов, которые направили меня на Мешеде, вследствие чего отмахал лишних 20 км. Настроение смайналось ниже ватерлинии. Но, не бывает, худа без добра! И в сущности, много ли нужно человеку для счастья? Философский вопрос. И да, и нет. Тут всё зависит от ситуации. Дождь кончился, набитая до синяков пятая точка на узком и ужасно жёстком седле притерпелась, болевой порог отошел. Показалось солнце, даже велик перестал ломаться, купил янтарно-золотистые, свежие, словно только что с дерева снятые, бананы. Жить можно!
    Перед Ольпе нашел скошенное поле у речки, где имел первый за последнее время сухой ночлег. Молодой немец, живущий обок моего лагеря, у которого я консультировался о дороге, как бы в компенсацию за вчерашние мои мытарства и невзгоды, принес яичницу, свежий хлеб, йогурт. Вот так и мне довелось отведать "гуманитарного пирога". Данке шён!
    А теперь вообразите место трапезы: излучина речки, вокруг горы красоты неописуемой, темно-зеленая полоса леса, чуть светлее поля и красно-белые поселки с пиками лютеранских церквей. Да, ради только одной этой картины следовало перетерпеть любы-ые напасти!
    * "Дорога раздвояяца" - Наименование дорожного знака, на котором изображены в профиль два яйца, если, конечно, верить армянскому радио.
    8 июля .
    Ежедневно встречаю "дальнобойных" велосипедистов, упакованных так, что дух захватывает. И что ещё любопытно, они все(!) вежливы и доброжелательны. И у них принят ритуал приветствия. И в обязательном порядке! И у немцев, и у бельгийцев, и у французов. Братство!
    В Кёльне сбился с прямой и колесил по городу лишних десятка два километров, о чем ни на грамм не сожалею. Город красив, ни хрена не скажешь! Разинул варежку, а как известно, стоит только лишь слегка расслабиться, как тут же следует расплата. При выезде из города рассыпался тормозной узел моего харьковского мустанга, но довольно быстро удалось отыскать утерянную пружину и кое-как отремонтировать его. Двигаюсь дальше. Однако, чувствуется усталость. Нужно бы передохнуть денёк, или хотя бы ночь, но подходящего места пока нет. Креплюсь. На пути Бернхайм. Заехал в первый подвернувшийся двор за водой: (Фрау, дай воды напытысь, бо так йысты хочэться, що нема дэ й пэрэночуваты), а гостеприимные немцы не только утолили жажду, но и предоставили даже раскладушку в пустом гараже, а утром - фрюштук. Блеск! Осмелел до того, что испросил разрешения побриться. Спасибо, дорогие, я помню о вашей доброте. Мирного и солнечного вам неба!
    9 июля .
    У Юлиха неожиданно выехал на автобан, где велосипедист вне закона, опять блукал в поисках доступной дороги, опять лишние км, возврат назад, и наконец Ахен и немецко-бельгийская граница, где на моё удивление, ни одной живой души. А всё от того, как я потом смекнул, что время-то не рабочее! До Батиса осталось 25 км. И долгожданный отдых!
    10 июля, пятница.
    Батис небольшой, чистенький, зелёненький бельгийский городок, расположенный недалеко от Льежа. Душевно разместился у Марии Максимовны, слегка потеснив старушку. Нели, дочь Марии Максимовны и Жози пригласили в ресторан на своё предъюбилейное 24-летие, а на следующий год у них серебряная свадьба!
    11 июля.
    Весь день посвятил ремонту велосипеда.
    12июля. Воскресенье.
    Необходимо отписать письма, нанести визиты к Оскару и Додье (сыну и внуку Марии Максимовны).
    13 июля. Понедельник.
    "У Адама большая стирка". Сборы.
    Мария Максимовна не дала "добро" на старт 13-го да ещё и в понедельник, зато сосватала Додье в провожатые, и он с Кристель впаре на своём Мерсе(выехав после 24.00 часов) лихо подкатили меня в третьем часу ночи к самой Эйфелевой башне, предварительно учинив, как минимум часовой экскурс по всему праздничному городу.
    В 4 утра мои благодетели (у них был рабочий день) вынуждены были вернуться, мои же интересы здесь: вокруг Булонского леса, Марсового и Елисейских полей.
    Весь ночной Париж был на ногах. Толпы пьющего, едящего, смеющегося люда и швыряющего под ноги всё имеющее разовое применение, запрудили улицы феерического города. Это не могло не произвести неизгладимого впечатления, в том числе и "сугробы", если не завалы мусора, которые растаяли на моих изумленных глазах под напором армии уборщиков. В 7 утра город был в своём обычном блеске. Вот уж действительно, чисто не там, где не мусорят, а там где убирают.
    На Елисейские поля наступал день...
    14 июля.
    С рассветом, первым делом надо осмотреться: Сена, мосты, Триумфальная Арка, Нотр Дам, Лувр, Елисейские поля - всё на месте.
    Городу, которому более 2-х тыс.лет, раскинулся как в долине Сены, так и на холмах высотой до 150 м. Такое разнообразие оживляет ландшафт, придаёт ему живописность.
    Из истории мы помним, что в 14 - 16 веках - это самый многолюдный город Европы, на это же время приходятся народные восстания, столетняя война и Варфоломеевская ночь. С 17 века - это мировой центр науки и искусства. Великая французская революция - это уже 18 век. В 19 веке развивались банки, автомобильная индустрия, построена железная дорога. 72 дня из этих же ста лет существовала Парижская коммуна.
    В Париже торжественные обширные ансамбли в стиле ренессанса и классицизма, эспланады, и бульвары соседствуют с набережными и небольшими уличками восходящими к (так себе, средненьким) векам, а так же со скоростными автомагистралями и небоскрёбами. По некоторым данным, парк легковых автомобилей превышает число жителей города.
    Однако, пора возвращаться к нашим баранам, тем более, что необходимо ещё выбрать удобное место для наблюдения за парадом. С 7 утра на Елисейских полях праздничное оживление, стягиваются БТРы, танки, собирается публика, к 10 часам, концентрация которой становится такой, что передвигаться по проспекту с вЕликом становится невозможно. Занимаю место там, где мне понравилось, благо, никто ни у кого не требует никаких пропусков!
    Торжественно звучит Марсельеза. Начинается парад. Пошли ряженые. Мелькают кивера, треуголки, бряцают шпаги. Проходят конники и моряки...
    Для Французов годовщина взятия Бастилии, - несомненно знаковое событие. И военным парадам они придают огромадное значение, не жалея на их организацию ни времени, ни средств. Однако, от тех, московских, подавляющих воображение своей грандиозностью, милитаристских спектаклей, с раздутыми от собственной значимости престарелыми вождями, принимающих их У РОДОВ ... войск, с захлёбывающейся трескотнёй телекомментаторов, с лязгающими гусеницами бронетанковой армады, ну и, конечно же, с кульминацией сего действа - выводом на Красную Площадь зловещих промежконтинентальных сигар, способных нести термояд и прочую дьявольскую начинку; так вот, от тех демонстраций силы, этот парад имел существенные отличия. И, прежде всего - это какая-то лёгкость, и я бы даже сказал, элегантность. Это - шоу, в котором были представлены не только роды войск, но и ретроспективный взгляд на историю. Тут тебе и кавалерия в неправдоподобных одеяниях с какими-то кастрюлями на головах, и пехие с разнокалиберными треуголками, посаженными и по диаметральной плоскости и поперёк, и какой-то десант во всём белом: и тужурка, и берет, и гетры, и кальсоны, и само собой, перчатки - всё белое, окромя автомата - калаш, тот, извините, чёрный, а могли бы и его для пущей важности отбелить.
    А то, идут себе молодые мордатые мужики в кожаных фартуках и здоровенными тесаками на плечах: фиг разберёшься: толи палачи догильятинного периода, толи тривиальные мясники.
    И одновременно с наземными передислокациями даётся знаменитый воздушный французский парад, когда восмёрки современных истребителей, сохраняя интервал, словно привязанные друг к другу, выполняют всякие чудеса верхнего пилотажа: тут тебе и горки, и бочки, и мертвые петли и прочие элементы фристайла с триколоровыми шлейфами. Кстати, красный и синий шлейфы из сопла реактивного самолёта я живьём лицезрел тут впервые. Фантастика!
    Да, и ещё, чуть не забыл! У нашего солдата строевой шаг чеканный, печатающий - "выше ногу, твёрже шаг", носок тянут не хуже танцоров Мариинского балета. А здесь же служивый идет, конечно, не в развалку, но, как-то весьма вальяжно - ну, просто не воин, а туз!
    После парада народ, как и у нас, кучкуется, первым делом: закрепить, не расплескав праздничное настроение.
    На улице шум, гам, смех, сквозь который отчетливо слышу русский слог. А на дворе, заметьте, год НОМЕР 1992-й. На запад прорываются единицы. А тут, подишь ты, случись такое, вот тебе и пожалуйста!
    Однако, график мне никто не менял. Последняя экскурсия по городу: архитектурные ансамбли Лувра, дворца правосудия, Нотр-Дам, и перед нами новая цель - Монпелье, до которого "всего, каких-то" тыща вёрст! О - ой! Выдюжит ли мой конь? Первые десятки км, какие ж вы тяжкие после трёхдневной расслабухи!
    15 июля.
    Пока надыбал на обменный пункт, рабочее время его кончилось. И жара и голод донимает, а без денег совсем неважно. Дороги после германских кажутся никудышными, дома неухоженные, везде кучи мусора. Вот уж действительно: "У горбатого всё горбатое". Это я про себя, вернее о своём настроении.
    16 июля.
    Ну, что за невезуха, денег опять не выменял: кассирша (вот - стерва!) потребовала паспорт, а он же, зараза, так далеко упакован: ведь, как не просто уберечь его от потопа...
    Попробовал купить хлеб за доллары: денег не взяли, а булку дали - всё-таки мир не без добрых людей!
    100 - 150 км, поверьте, не мало, а это обычная моя дневная норма. За день по жаре настолько
    выматываешься, что ноги не держат от усталости! Но приходит ночь, и казалось бы, спать должен как убитый, однако, эта закономерность(?) срабатывает далеко не всегда. Та же жара в кУпе с комарьём могут ночь превратить в кромешный ад!
    17 июля.
    Проделал непростую, почти эквилибристическую операцию (не хуже плоскостопного медведя, пытающегося скостить от армии, оскопившись) благодаря чему, паспорт всё-таки извлёк на свет божий, но, самое обидное, это то, что для обмена валюты, на этот раз, он оказался ну, совершенно ненужным.
    Дорога Париж - Монпелье перестраивается отдельными участками в автомагистраль, на которой я, уже по привычке, оказался неожиданно. Возвращаться назад не хотелось, и я словно лягушка в пасть удава вполне осознано устремился навстречу своей судьбе, которая в лице дорожной полиции не заставила себя долго ждать. Переговоры с властями были вполне корректны. Я апеллировал к карте, в которой автобан не был указан, на что полицейский, подчеркнув год её издания, закрыл эту тему, а на прощание сказал, что наша следующая встреча на участке ближайших 50 км будет мне стоить 250 франков. Хош - не хош, а пришлось свернуть на горную дорогу, и хотя она повторяла в точности рельеф местности, вследствие чего была раза в два, а то и в три длиннее, всё же красоты, разбросанные здесь природой, стоили того, чтобы пройти её. Дорога петляла серпантином мимо курортных городков, где в придорожных кафе, отдыхая от дневных забот, веселилась праздничная публика. Кругом дышала сладость бытия, сама атмосфера была пропитана красотой, а предвечерний воздух звенел гимном природе. Пора делать и мне привал.
    18 июля.
    Прошедшая ночь на берегу озера запомнилась регулярными пробуждениями оттого, что в паре метров от меня какая-то животина громко вздыхала и чавкала, солируя на общем фоне ночного хора, в котором остальные голоса природы сливались в один протяжный убаюкивающий аккорд.
    До Монпелье оставалось примерно 300 км: Мироль, Весс, Конда, Мюка, Флур, Гараби, Ненде - они ещё впереди. Интересно, хватит ли трёх дней? Слишком часто приходится ехать по щебню ремонтируемых участков дороги. Узким шинам моего "Старт-шоссе" это явно противопоказано. Помню, с какой завистью я смотрел на педалирующую на многоскоростных горных машинах публику, невольно сравнивая их со своим, настолько ветхим конём, что все 4 тыс.км, включая и горные участки, он прошёл практически на одной передаче.
    19 июля. воскресенье.
    Дорога оказалась длиннее планируемой не только потому, что один км на равнине - это min два км в горах, но и потому, что ни какие карты, и ни какие лоции не в состоянии показать ремонтирующиеся и реконструируемые участки. Затяжные подъёмы, часто пёхом под испепеляющим солнцем с велосипедом в руках, на багажнике которого закреплён полутора пудовый сидор, вынуждают делать дополнительные привалы. А быстрые спуски заставляют тормозить, при этом колодки горят, и переставлять их приходится ежедневно. По этим и иным причинам дневные прохождения заметно снизились.
    20 июля
    В Мило взял восьмикилометровый подъём не спешиваясь, на одном дыхании. Ну и что? Взял и взял. А добавить нечего. Прошедшее время стёрло из памяти детали, видимо, недостойные длительного хранения. Но бумаге свои мысли всё-таки нужно доверять, причём, своевременно. Ведь, в чём ценность таких отчётов, на кой ляд они надо? А пишут их, на мой взгляд, для того, чтобы те, кто пойдёт завтра (жажда же дальних дорог - это вирус поражающий значительную часть человечества) не повторяли наших ошибок.
    Ночлег у Ля Кавалери, до моря менее сотни км.
    21 июля
    Солнце уже высоко, скоро начнёт припекать, пора в дорогу...
    За 30 км до Монпелье начались виноградники. Идёт гроза, хорошо бы переждать, пересидеть под столом. Но, надо спешить - график явно не выдерживается. Последние км, и вот оно Средиземное море!
    Монпелье не просто красив, мне он представился фантастично ярким Зурбаганом, городом - сказкой, сошедшим с картины, нарисованной Александром Грином. Я со своей лайбой-ветераном чувствовал себя здесь каким-то постыдно лишним, чужеродным, посторонним телом, явно не вписывающимся в общий ансамбль праздничной атмосферы. И город меня не принял - на его улицах произошёл прецедент - первый прокол, и дай бог, последний.
    Вечером, по завершению операции замены камеры переднего колеса, принял первую купель в Мидитеране (Средиземное море). А с выбором места ночлега очередная осечка, да и о какой селективности можно говорить в кромешной тьме? Ну, и как результат, бессонная и душная ночь на берегу в соседстве пасущихся лошадей, прошедшая в малоуспешных отражениях москитных атак.
    22 июля .
    Жара не располагает к физической работе: изучаю Палава, купаюсь, захожу в виндсёрфинговые магазины, в которых выставлены промышленные образцы последнего мирового писка. Даже призвав всё своё воображение, не могу представить, что вся эта экзотика через несколько лет перешагнет и эстонскую границу, а пока лишь любуюсь этим блеском, давясь от зависти. Ехать не хочется и от того, что рядом берег лучезарного моря, в котором плавает, ныряет, плещется, повизгивая от удовольствия, отдыхающая публика.
    На спусках пожёг почти все лампочки. Попытка наладить освещение ни к чему не привела.
    Где-то около Гродюруа, плутая в паутине приморских дорог, познакомился с Лари, инженером из Лондона, который на велосипеде катил в Канны. Вместе, довольно бойко добрались до Роны и "удачно" проскочили мимо паромной переправы аж на 15 км, до самого "синего моря" - что ж? завтра придётся их повторить в обратном порядке.
    У Лари есть велокомпутер, и я полагал, что он контролирует дорогу. Будь я один, непременно расспросил бы о переправе. На карте в этом месте знак "В", очевидно - "batеau" - паром. Кроме того, у него в небольших приосных контейнерах есть палатка в 1 кг, радио, магнитофон, фотоаппарат, а главное банковская карточка: вечером зашёл в кафе, поужинал, взял пару сэндвичей на утро - и половина проблем решена. Сразу видно, человек серьёзно готовился к этой экспедиции. У меня же для всего этого не хватило места, т.к. в рюкзаке одних харчей почти пуд.
    Вечером собралась интересная кампания: "англичане" интервьюировали Лари, французы - меня. Затем морская купель и ночлег у моря.
    23 июля.
    Утром водные процедуры. Лари побрился, съел свой сэндвич, попробовал, из вежливости, мою гречу с паштетом, похвалил, опять же, из вежливости, и через час мы были уже у пристани, и прямо с хода, без ожидания и без оплаты (к моей радости) форсировали Рону.
    По пути в Порт-де-Бу окунулись и в канале и в море. Вода, наконец - то, я её распробовал, солё-ё-ёная!
    Примерно в полдень прибыли в Марсель. Чудо-город! Белый, как невеста! Причудливая природа, сколько красок, какая архитектура! Приветливые лица. Лари, пока я рассматривал карту, уехал. Я же, так и не смог его догнать, т.к. по дороге наткнулся на мурманскую "ПУРГу".
    Не мог же я проехать мимо этого парохода! Поднялся на борт. Поговорил с электромехаником (оказалось, что он тоже заканчивал Мурманскую Морскую Академию). Вспомнили альма-матер, общих знакомых, наставников. И тёплое, ностальгическое чувство, возникшее сразу же, как только я увидел порт приписки этого судна, переполняя меня какой-то необъяснимой тихой радостью (ведь, Мурманску отдано десять беспокойных юношеских лет) ещё долго согревало чем-то очень добрым и светлым.
    Не успел отъехать от "Пурги", смотрю - одесский "ЗУБР" у стенки! И там, с явным удовольствием, поболтал по-русски.
    По дороге выглядываю Лари, но, видимо, бесполезно. Он уже далеко.
    В Сиота въехал затемно с погашенными ходовыми огнями, так как, на одном из затяжных спусков сжёг последнюю лампу, дай бог, не динамку. Поэтому, после долгих поисков хлеба и поздней трапезы в порту, удалось в темноте отыскать какой-то заросший метровой травой пустырь, где и расположился до рассвета.
    24 июля .
    Очередная напасть - кажется, зубная боль "испортит мне весь компот". Еду не спеша, превалирует горный ландшафт, но красот почти не замечаю. Тулон тоже красив, праздничен. Захожу в многие виндсёрфинговые школы и магазины. Где то за Тулоном, после беседы с местным серфистом, получив в подарок переднюю оковку гика, обрадовался до того, что забыл о зубе, к сожалению, ненадолго. Место для ночлега отыскал уже в темноте на территории кемпинга, близ тропы с интенсивным движением. Пол ночи "давал жизни" зуб, закимарить удалось лишь под утро. А французы веселились всю ночь: шум, смех, но пьяных нет.
    25 июля
    Выехал рано, но часам к одиннадцати, почувствовав усталость, сделал получасовой привал у моря где-то в районе Кавалере. Потом пошло легче, хотя зубная боль и не отпускает. Делаю много остановок возле сёрфинговых школ. У Сан-Рафаэля поболтал с менеджером такой школы. А походив на парусной доске, отодвинул и болевой порог.
    Населенные пункты вдоль моря идут беспрерывно: один закончился, через десяток метров граница следующего. И всё виллы, отели, бистро, рестораны и праздничная публика.
    Во время дневной трапезы "принимал" воздушный парад: восьмёрки реактивных самолётов, выделывая наисложнейшие фигуры пилотажа, приводили в экзальтированное состояние даже публику, видавшую подобное, как я понимаю, явно не впервые.
    В Канны въезжал уже в сумерках. Забрался на солярий (в Ялте наверняка стражи порядка согнали бы, а здесь - "пожалуйте бриться") подкрепился слегка и взялся за дневник - благо, иллюминация, как на французской Ривьере. Публика, похоже будет веселиться до утра, а мне бы вздремнуть по-быстренькому, ведь утром предстоит прощание с морем, ландшафт усугубится затяжными подъёмами и отсутствием регулярных водных процедур, к коим, надо признаться, за последнюю неделю я успел нежно привязаться.
    26 июля, воскресенье
    Утром поиск выезда из Канн. Горная дорога номер 85 на Гренобль, до которого более 300 км - т.е. 3-4 дня. Ну, сие, как сказал незрячий, "Будет видно".
    Опять дорога идёт на подъём, и опять в тени под 40*С. Часто попадаются мемориальные доски, на одной из которых успеваю не спешиваясь прочитать: "...дорога Наполеона..."
    27 июля
    Подъёмов не меньше, но их крутизна явно пошла на убыль. Однако перевал следует планировать на завтра или последующие дни. Купил пару спиц, без которых еду с Монпелье, и для постановки которых раскидал чуть не весь велосипед.
    На ночлег припарковался возле сломанного мотодельтаплана. Вот достойный снаряд для путешествий! При условии его исправности, конечно.
    28 июля
    Дорога идёт опять и почти весь день на подъём. Сменил 85-е шоссе на дорогу N 75, т.к. указатели обещают перевал на 70 метров ниже.
    Гренобль проехал вечером. В городе узкие улицы старой его части, богатой архитектурными памятниками: Сен-Лоран, Нотр-Дам, Сент-Андре, соседствуют с эффектными современными сооружениями. Здесь расположены центры альпинизма и горнолыжный. Часа три любовался ночным городом: мостами, маятниковыми и другими канатными дорогами через горные реки Изер и Драк, причудливой с подсветкой неповторимой архитектурой. Admirable - восхитительно!
    29 июля
    Без подъёмов чего-то не хватает. Усталость, тем не менее, даёт себя знать по полной программе, а зуб дополняет эмоциональный спектр. Сегодня Женевы не будет, да и не надо - в тени и здесь не плохо. Горы с обеих сторон дороги. В воздухе разноцветные дельта и парапланы, иногда воздушные шары. Умеют сволочи развлекаться. Часто встречаются буксируемые на трейлерах катера, гидроциклы, яхты. Редко на какой машине нет багажника с парусной доской, дельтапланом, или на худой конец, велосипедом.
    Но, вернемся к нашим баранам. Солнце перевалило за полдень, а пройдено "аж" 10 км. Жарко даже сидеть в тени, однако внутренний голос с присущей ему всей жестокостью уже не говорит, и даже не кричит, а надсадно трубит: "По ко-о-оням!"
    30 июля
    Подъезжаю к границе, а у самого ведь швейцарской визы нет. Ну, думаю, пустят хорошо, не пустят - ещё лучше.
    Нет - нет! Не верьте, не лучше. Охота смертная увидеть всё своими глазами!
    На контольно-пропускном пункте (КПП): "Бон Жур - Бон Жур". Смотрю, пограничник и глазом не повёл в мою сторону, ну я и расхрабрился: поставив рядом с ним велик, побрился, помылся, сменил футболку и, "Оревуар, месье!"
    Женева! - "как много в этом звуке для сердца русского слилось..."
    Осматриваюсь: старый город, банки, парк, городское озеро со 130-ти (!) метровым фонтаном!, праздничная публика с восхищёнными лицами. Осмотрев центр, располагаюсь на берегу озера Леман, (у нас больше известное как Женевское озеро). Распаковываюсь, принимаю купель. А после водных процедур выходишь на берег словно молодой бог! "Вокруг меня цвёл божий сад...": горы, водная гладь, яхтклубы с их причальными сооружениями и судами - всё требовало эпитетов превосходной формы!
    31 июля .
    Следующая жемчужина - Лозанна. Её я проходил утром, когда ещё "растений радужный наряд хранил следы небесных слёз...".
    В городе превалирует французская речь, хотя многие понимают и итальянский и немецкий. Дорога пошла в гору уже в черте города, когда я был занят поисками шоссе номер 1. За исключением меняющихся панорам, которые день ото дня всё краше да ярче, событийный ряд остаётся практически неизменным: крутая дорога, крутая жара, крутая работа.
    В Берн въехал уже в сумерках, и несколько часов колесил по нему, рассматривая ночной город.
    Здесь говорят преимущественно по-немецки.
    Ночной приют отыскал на ощупь в полной темноте, и как выяснилось утром, прямо на лесной дороге, с "чудесным" видом на... железнодорожное полотно.
    1 Августа.
    Сегодня очередной национальный праздник, о чём мне доложила хозяйка булочной, в которой я намеревался купить хлеб, и в ознаменование чего, раздобрившись, презентовала мне кроме хлеба, ещё и булочку с пирожным: "Гуляй рванина..."
    Снова блукал "в трёх соснах". Капиталисты чертовы, понастроили дорог, а на знаки средств не осталось, или, как и наши рационализаторы, решили сэкономить на спичках? А я отдувайся! Опять отмахал лишних пару десятков км!
    К вечеру показался Базель. На улицах по-праздничному многолюдно. Только тормознул, меня сразу же обступили молодые, как они представились, албанцы из Косова. Рассказывали о своём житье-бытье на чужбине. Говорят, что работы много, но зарплату называют 2 тыс франков, т.е. в 2 раза меньше, чем у местных.
    По дороге в Лёррах (это уже возле немецкой границы) на каком-то дачном участке был усажен за праздничный стол и невольно озадачил гостеприимных хозяев, отказавшись от алкоголия. (Была в моей жизни такая десятилетняя безалкогольная полоса.)
    Интересно, в их доме говорят по-немецки, но хозяйка француженка, а зять - итальянец. И ничего, уживаются.
    Говорили за жизнь. Бернард (это имя хозяина) работая на строительстве яхт краснодеревщиком, зарабатывает 5 тыс.шв.фр.
    Из находящихся за столом никто не слышал о существовании Эстонии. Но, на моё уточнение, что эта страна расположена вблизи от Ленинграда, Бернард проявив верх осведомлённости, внёс поправку: "Пэтэрсбург!".
    Границу пересекал в полночь и опять обнаружил ну, полне-ейшее безразличие погранцов к
    моей персоне. А, ведь, прояви они минимум интереса, и у меня могли бы быть осложнения.
    2 Августа, воскресенье .
    Утром, на берегу речки, изготавливаясь к трапезе, и разложив на тёплых камешках выстиранное бельё и приготовленный завтрак, я вдруг заметил её. Она была грациозна и необыкновенно прекрасна. Я откровенно любовался нею. Как на духу признаюсь, что именно о такой я мечтал многие годы. Все её движения были наполнены экспрессией.
    А сопровождал её бодрячок с палкой, к которой она проявляла неподдельный интерес. Подойдя к берегу, он размахнулся и швырнул палку в воду. Чёрной молнии подобно вонзилась она следом в водное зеркало и, через мгновенье палка была уже у неё в зубах. Когда она выходила на берег, густая и длинная шерсть, покрывавшая её крупное тело, казалось, впитала в себя всю речку и теперь нехотя возвращала её назад. Видимо, предчувствуя нежелательную развязку, я как бы под гипнозом, с паническим ужасом взирал на неё, не в силах отвести свой взгляд. И возможно именно этот эмоциональный накал и заставил суку обратить своё внимание на меня. Она шла ко мне, и я видел, как с неё лилась мутная жижа. Демонстрируя своё дружелюбие к новому объекту, псина, при полном одобрении хозяина, возложив подарок к моим ногам, с наслаждением отряхнулась на мой завтрак и пожитки! Всего то. А, могла бы, для полного счастья, ещё и пометить их!
    Следующая ближайшая цель - Штутгарт, нужно выбираться на магистраль (шоссе номер 317),но она, кажется, тоже скоростная. А, как хочется быть законопослушным! Ну, что? Где её шукать, эту объездную? Опять десятки лишних км по горам?! А, быть может это и не автобан? Тем более, что запрещающих-то знаков не видать! И так почти целый день под сомнениями давил я, что было сил, на педали, пытаясь как можно скорее пройти эту шестиполосную непонятку.
    В Донауэшинге я пересёк Дунай, к которому питаю самые нежные чувства, ведь семь лет были отданы работе в Дунайском пароходстве, а это (исключая годы дошкольного детства) шестая, и, пожалуй, самая яркая часть моей сознательной жизни. Именно здесь я своими глазами увидел Вену и Линц, Белград и Братиславу, Будапешт и Измаил.
    Ширина этой великой европейской водной артерии здесь составляет... 10 метров при глубине в один. Разве мог я пройти мимо этого места, без остановки, не приняв очищающего омовения?
    Во второй половине дня, когда снова пошли подъёмы, под Целли понадобился небольшой ремонт. Подыскивая в свалке металлолома подходящую гайку, я неожиданно нашёл помощника. Герхард Карле (так звали добровольца) принёс инструмент, смазку и сам принял участие в починке, по завершению которой, предложил фанту и даже свой мобильник. Соучастие в чужих бедах - весьма распространённый в Германии вирус. Вот бы к нам его, на бескрайние просторы!
    Снова рядом с дорогой летающие парапланеристы. Завидки берут. А какие красоты здесь разбросаны! Именно они явились причиной очередной остановки на (почти километровой длины и стометровой высоты) мосту. Дома, железная дорога, проезжающий по ней поезд, речка, вековые ели - всё от сюда воспринималось нереальным, словно игрушечным!
    В 15 часов преодолел перевал Фельдберг. Теперь будет легче.
    Ближе к вечеру довольно низко проплыли два воздушных шара с часто, всего на 1 - 2 сек, включающимися форсунками. Хорошо были видны машущие руками пилоты. Этот приветственный ритуал принят (как я смекнул) на всей территории Западной Европы и исполняется путешествующей публикой неукоснительно.
    Ночевал на окраине Рот-Вайля.
    3 Августа.
    К 16-ти часам заканчивалось моё целоденное пребывание на скоростной магистрали. Буквально сотни три метров бы ещё и я в безопасности, а так ...опять объяснения с бдительной полицией...
    Обыкновенно я пополняю свою кухню в Алди, где соотношение: "качество - цена" на мой взгляд, наилучшее. Остатки прежнего роскошества, при последней трапезе, говорили о необходимости срочного проведения такой операции, что я и рассчитываю проделать уже сейчас, в Штутгарте.
    Город, расположенный на реке Неккар красив, как и все немецкие города. Здесь кроме Алди, между прочим, находятся (или находились) и головные конторы Мерседес и Бош, Кодак и Порше, Цейс и Даймлер...
    4 Августа. В противоположность дню вчерашнему на автостраду не лез, за что поплатился, как минимум, лишней полусотней км. Уж, такие спирали выписывал! Куда там Архимеду. Но слава богу магистраль номер 29 ещё не вся скоростная, так что немного всё-таки продвинулся. Завтра планирую въехать в Регенсбург. Встречу ли там кого-нибудь из знакомых?
    Опять зуб! Может обратиться здесь к врачам? Жаль времени. Кабы не тётушкины переживания!
    Связь с Украиной некудышная, не прозвониться, а контрольное время на излёте.
    5 Августа
    Проехал просёлками Нойбург, Инголштадт, везде натыкаясь на знаки "скоростная магистраль". Совсем запутался в паутине дорог. В посёлке Гейсенштеттен подарили подробную карту, спасибо, ребята, теперь с этим нет проблем.
    6 Августа
    Доехал до Регенсбурга не спеша. В полдень уже был в городе и до вечера шукал наши суда. И вот, чудо, нашёл таки! "Загорск" стоял в затоне Хицлера, а это такие шхеры, в которые при тщательном прочёсывании можно попасть только на пятый день - мне просто повезло.
    Валентин (теперь Сергеевич) Глущенко (ВС), тамошний капитан, мгновенно меня узнал, однако восстановить в памяти наименование теплохода, на каком мы вместе ходили, хоть и удалось, но не сразу - прошло ведь два десятка лет. Тогда, в 1972-ом году он был третьим помощником капитана на т/х "Ярославль", а я там подменял своего лучшего друга, электромеханика Колю Мешкова. Вспомнили друзей, коллег. Помянули ушедших в лучший мир. Он рассказал о проводке судов через югославский участок во время войны, об обстрелах у Вуковара, когда 20-ти милиметровая обшивка рулевой рубки на его глазах рвалась, как папиросная бумага. О гибели нашего друга, старпома Бори Макарова во время такого обстрела, чьим именем теперь названо сУдно Дунайского пароходства. Прощание с ВС на следующий день
    (7 Августа) было очень трогательным. Удастся ли когда-нибудь ещё свидеться?
    В Регенсбурге первым делом приобрёл башмаки, старые развалились вконец. Затем, осмотр города и с богом! Опять пошли просёлки. Еду не спеша. Вечером в Хаме привлёк внимание полицая, и поделом - нет необходимости ехать в темноте.
    8 Августа
    До границы осталось 20км . И хоть длиннее обычных они оказались, но и им пришёл конец.
    На КПП, впервые за последние пять недель, немцы, не только пролистали паспорт, но и ввели данные визы в компутер. - "Гут".
    А далее Социалистический (извините за грубое слово) лагерь (Чехословакия, Домажлице). Даже не будь никаких указателей (на что ни взгляни: дороги с выбоинами, пыльные стёкла домов, тронутая временем городская грязь, до которой никому нет дела, очереди у киосков и магазинов, построенные на диезах* диалоги покупателей) - всё говорило, что это уже не Германия, а вовсе даже наоборот.
    Обменный пункт, конечно же, по закону стервозности закрыт, а две пигалицы, предложившие свои услуги в одно касание "обули" меня на 10 дойче марок. Информацию о месте стоянки пражского поезда получить не удалось, тем удивительнее то, что на поезд я всё-таки успел. Велосипед со снятыми колёсами уже под сидением. К его незначительным услугам возможно и придётся ещё прибегнуть, но то, что моя пятинедельная велоэпопея в основном закончилась, причём без заметных приключений, это уже ясно, как в полночь при мелком дождичке.
    С целью экономии средств купил билет не на скорый, но на пассажирский поезд, а в доживающей (последние месяцы) свой век Чехословакии это транспорт, которым нормальные люди пользовались, если ехали от 5 до 50км, но ехать им 700км - это явный перебор!
    * Диез- повышенный тон (если не верите, спросите у музыкантов).
    9 Августа, воскресенье.
    Кроме того, что пассажирский поезд можно обогнать пешком, если конечно, очень постараться, он и идёт не далее чем на сотню, другую км. Иначе говоря, от Домажлице до Циерна мне пришлось выдержать семь(!) пересадок (сомневающиеся могут проверить: Прага, Колин, Тжебова, Пшеров, Жылина, Врутку, Кошице). Но, дожидаясь очередного поезда, я и подумать не мог, о том, что можно выбросив билет, далее двигаться на велосипеде. Для меня это было категорически невозможно - я на него не мог уже без раздражения даже смотреть.
    На вокзале в Кошице много наших коробейников, да и где их теперь нет? Зарабатывают люди как могут.
    10 Августа.
    У Циерна на Тисе железная дорога кончается - Социалистический Тупик. Далее, опять (!) сборка велосипеда, и до Ужгорода на нём ещё часов восемь верхом, надеюсь, что треснутое седло за это время до конца не развалится, впрочем, особой тревоги у меня на сей счёт нет. Велик всё-таки экзамен выдержал. Похвалил бы и себя, да нет такой традиции. А ведь было что сказать: и сидение жёсткое (до синяков на... теле, ведь, не важно, что у тебя болит спина или глаз - самая неприятная боль - собственная!), и жара допекала (в тени 40*С, а на дороге какая тень? - две футболки под солнцем сгорели!). А горы! С велосипедом ХВЗ пройти их - это, конечно, экстремально! Сколько сотен км дорога шла в гору 8 - 10 градусов? Какие подъёмы были самыми тяжёлыми? За Флермонтом или перед Греноблем? И те, и другие впечатляют. Да, и вдоль Средиземноморья от Монпелье до Марселя и далее до Канн, тоже, скажем мягко, прошёл не без энергозатрат!
    Правда, с компенсацией этих потерь всё обстояло вполне удовлетворительно.
    И вот, после почти бессонной ночи и затем 8-часового педалирования, совершенно выхолощенный, подъезжаю я к объединённому КПП (контрольно-пропускному пункту) Здесь и погранцы, и таможники, и миграционные работники обеих сторон. И как в начале экспедиции, так и сейчас опять наши вымогатели пытаются что-нибудь экспроприировать "для дома, для семьи". За пять недель прошёл я 4тыс км и 14 КПП по странам Европы, но нигде не было таких узаконенных рэкетиров, как наши мытныкы. Ни-где!!!
    Неужели действительно необходимы таможне такие церберы?
    Нехватка времени и средств при подготовке велопробега вынудили меня в качестве вместилища багажа использовать не специальные, удобные контейнеры, а обычные рюкзаки, которые просто привязывались к багажникам (однако, ужасно были неудобны, при пользовании ними). И вот, после проверки у троих словацких и двоих наших чиновников, и имея, таким образом, в своём пропуске уже пять из шести необходимых отметок, я после томительного ожидания, наконец попадаю в руки инспектора украинской таможни. Диалог прежний: "Давай паспорт" - слова, их тон ничего хорошего не предвещают. Отдаю ему документ.
    "Откуда едешь?" - "Из Франции"
    "Шо у тебя?" - "Личные вещи, продукты"
    "Развязывай!"
    И начинается шмон. Тщательный просмотр каждой вещи, "добросовестный". Тут невооружённым глазом видна личная заинтересованность. Всё перетряхнул, ну до последних плавок! Экзекутирование длилось минимум полчаса. Плевать, что толпа людей ждёт : " Я начальник, ты дурак..."
    Но наконец, и он поставил свою печать. На упаковку и крепление багажа ещё полчаса и вот я снова на родине.
    Мой привет тебе обездоленная Украина!
    "Якщо той, то й того; якщо того, то й гайда!"
    Первым делом на междугородний телефон. Но ни во Львов, ни в Мелитополь, ни даже в Москву
    сигналы не проходят. Следующее дело было более успешным. Билет на поезд до Львова, не смотря на толчею к кассе, взял сразу. Длинный день кончался удачно.
    11 Августа.
    Во Львов приехал ночью. Будить людей в третьем часу не решился - кимарил под дверью. Утром радость встречи с Курганскими отодвинула на второй план все насущные проблемы (в том числе ж/д билеты и телефонные переговоры) и тем не менее пришёл новый день и нужно было приниматься за дела.
    Львов - город, к которому я отношусь с большой нежностью и не только потому, что он необыкновенно красив по своей природе и архитектуре. У меня с ним связаны и личные переживания. Здесь живут мои друзья и коллеги, с которыми я пересёк на парусных досках Азовское море. Но, боже, в каком "поруйнованом" состоянии он находится! И когда же средства обновившие Крещатик придут и сюда?
    При посадке в поезд выясняется, что мой вагон из категории прицепных, и до Симферополя он меня не довезёт, так как будет отцеплен в Кривом Роге, где меня ожидает непредвиденная пересадка, а быть может, в связи с изменением режима движения, и не одна. Ну да нам к этому не привыкать - многолетний опыт жизни в СССР не мог не закалить в ежедневном противостоянии неожиданным проблемам: "Веселей, веселей жизнь воспринимай, с песнею ложися, с песнею вставай!..."
    Ну да, конечно, жизнь прекрасна и удивительна, вот и сейчас пытаюсь убедить себя в том, что не до конца протрезвившиеся и поэтому излишне агрессивные проводники придают нашей среде, неповторимую ни в какой другой, самобытность и ещё добавляют ей, по меньшей мере, разнообразия. По всей Европе ходят поезда с одним кондуктором на весь состав, а у нас? Что мы можем противопоставить "гнилому Западу" кроме своей неповторимости? Разве что самобытную алкоголизацию, да дисквалификацию?
    И еще один нюанс своего вояжа в советском вагоне "а ля караван-сарай". Нетерпеливого читателя отсылаю на страницу ниже, а остальным поведаю о своём отношении к одной из самых стойких зависимостей человечьих...
    Весь мир сейчас на полном серьёзе воюет с одним из самых давних людских пороков - куревом, справедливо полагая, что достигнуть какого-то результата (в США это до 30% годовых) можно не наскоком, вроде наших пресловутых месячников, а ведя постоянную деятельность. Весь мир, но не мы! Для нас доктрина, принятая в цивилизованном мире, в соответствии с которой, каждый некурящий имеет право не быть окуриваемым, не приемлема, а если её и принимают, то только там, где хозяин, положения (таксист, проводник, кабинетный работник) является сам некурящим. Поэтому у нас некурящих попросту нет, так как все мы курим, по меньшей мере пассивно. А что хуже добровольное или насильственное принятие яда (путь даже меньших доз) это ещё предстоит выяснить. Эгоизм курильщика общеизвестен: "не хочешь дышать дымом - ступай вон - на улице воздух свеж!" И если в наших вагонах (с неработающей с самой постройки вентиляцией и задраенными на зиму окнами, а они невскрываемы и в апреле, и в июне и даже в августе!) все заядлокурные пассажиры послушно следуют для обникотинывания в нерабочий, опять же, невентилируемый тамбур, то проводникам закон не писан, и обычная вагонная пыль "сдабривается" ещё и табачным дымом. Вот в такой концентрированой атмосфере и возникает мысль, а не пора ли внедрить в нашу практику хоть какие-то меры ответственности. И не ту эфемерную "ответственность", о которой часто говорят, имея в виду "слуг народных", а вполне реальные, материальные санкции.
    Неужели среди шахтеров нет людей, которые пробавляются табачком(?), а поди ж ты, ни один из них не позволит себе ни единой затяжки в течение всей смены (а это, с временем на дорогу до забоя и назад, не менее десяти часов пребывания под землёй!). Потому, что знает курилка, расплата за сомнительное удовольствие придёт незамедлительно. Да, что шахты! Видели ли вы курящего в метро? Я - нет, хотя пользуюсь подземкой не один десяток лет. А разуйте глаза и взгляните на наши тротуары. Ведь, не менее 50% мусора - это окурки, спички, сигаретные упаковки. И обратите внимание на курящего, который стоит на автобусной остановке. Ведь сосёт он свой "бычок до упора" и выбрасывает его под ноги у самой двери автобуса, а специально для этого стоящая в 2-х - 3-х метрах урна остаётся для него невидимой. Дым же, зачем добру пропадать, он выпустит уже в салоне - почему бы не поделиться с ближним? Нет, увещевательные меры для человека (знакомого с газетным пафосом нашего недавнего прошлого, воспитанного в бесконечных очередях и в них оттачивавшего весьма выразительный фольклорный словарь, прошедшего огонь и воду, коллективизацию и разруху, построившего развитое социалистическое общество и принявшегося за перестройку) - одни эти меры совершенно не достаточны. Против этого у него создан достаточно эффективный иммунитет. Думаю, что методы борьбы с этим пороком должны быть не только увещевательные, и принятие штрафных санкций должно найти своё место среди них, так как оно просто не может не дать положительного результата. Никому не придёт ведь на ум, отменить штраф по отношению к тем же "зайцам" в общественном транспорте, потому как, такая мера привела бы к новым мощным помётам этих "грызунов". Так для чего же продолжать плодить неуправляемых курцов?
    Ну, это, так сказать, лирическое отступление, вернёмся к нашим баранам... Идут по бескрайним просторам сотни поездов, с облупленной штукатуркой и пегими окнами (от слежавшегося, за десятилетия, траура между стёклами) сдабривая, pardon, экскрементами дорогу и плодя рабочие места для армии проводников, имеющих свои стабильные "дотации" от "левых" пассажиров.
    Так может, и слава богу? Может и не надо экспериментов с иными схемами, могущих привести к бог весть какой ситуации? Нам и Европа и вся мировая цивилизация не указ! Каждый мочится, как ему хочется.
    Вот так мы, и дальше будем сосать свою принципиальную лапу.
    Продолжение следует?
    Alexander Dubrovskiy
    e-mail: dubrov.gals@mail.ru
    ТАЛЛИН, 1992
    ----------------------------------------------------------------------------------------------
    ----------------------------------------------------------------------------------------------
    ПОКАЯНИЕ
    ...а теперь прикинь, солдат, где Москва, а где Багдад...
    - ЛЕОНИД ФИЛАТОВ.
    Безумству храбрых поём мы песню!
    МАКСИМ ГОРЬКИЙ.
    После своего европейского велопробега, рассказывая о нём друзьям, и демонстрируя при этом свой битый ХэВэЗэ, я (а пишу это с целью получения индульгенции за свою гордыню) машинально выгибал грудь колесом, и невольно раздувал свои же щёки... вот, дескать, знай наших! И так было неоднократно, дай бог памяти, в течение года... до того момента пока не произошла эта памятная встреча...
    Так вот, встречаю я как-то в ТАЛЛИНЕ молодого мужика ведущего "под уздцы" видавший виды велосипед, даже не велосипед, а лайбу: битую-битую(!), или скорее убитую, непонятно даже как она вообще может перемещаться в пространстве. Когда-то и у меня, после европейского турне, был, такой же примерно потертости, вЕлик. Помнится, тогда в своем отчете, (вспоминая французский фрагмент этой экспедиции) я написал:
    "Ежедневно, с обязательным ритуалом приветствий, встречаю дальнобойных велосипедистов упакованных так, что дух захватывает от зависти, когда смотришь на эту ухоженную публику, педалирующую на новеньких многоскоростных горных машинах. Невольно сравниваю их со своим, настолько ветхим конём, что почти все 4 тыс. км, включая и горные участки, он (с упрямством карабахского ишака, не желая переключаться) прошёл практически на одной передаче."
    Так вот, даже мой ветхий, харьковского "разлива", конь в конце европейского марафона, в сравнении с этой лайбой, выглядел более свежим. Да и сам мужик, под стать ей, весь был ободранный, помятый, с двухнедельной щетиной на щеках, ну, явно не западного происхождения. Поэтому, потрафляя собственному любопытству, смело обращаюсь к нему по-русски:
    - Куда ездил, браток?
    А этот мужик в ответ мне произносит что-то по-аглицки...
    -О-ОПАНЬ-КИ! - случись такое, вот тебе и, пожалуйста!
    Я тогда, (до сих пор удивляюсь своему нахальству):
    - Parle vous france?
    - Oui - соглашается этот полиглот.
    Ну, куда деваться, повторяю свой вопрос, уже с парижским прононсом. А он и отвечает:
    - В Пекин.
    - А где живёшь? - вопрошаю.
    -Он: В Лондоне...
    - ??????????? (...а теперь прикинь, солдат, где Москва, а где Багдад...)
    Мысленно соединяю эти точки на глобусе, прикидывая расстояние:
    - И сколько же ты ехал? - допытываюсь я дальше.
    - Год - признаётся он.
    Находясь ещё в сомнении правильного понимания этого признания, вопрошаю:
    - Две-на-а-а-дцать ме-есяцев?!!! - произношу я, мысленно снимая с себя виртуальную (за неимением реальной) шляпу...
    - Да - скромно соглашается англичанин.
    Включаю своё воображение, пытаясь минимизировать сложности такого путешествия: но, как бы ты
    не построил маршрут, а зимы (если едешь год) не миновать! Стало быть, и морозов тоже.
    А если это сибирские морозы (!)...
    А если это сибирские расстояния... (как известно, там 1000 км - это сущий пустяк!)
    И всё это в одиночку!!! Мороз по коже! Хотя, на дворе - лето...
    После этой встречи, рассказывая о своей велопрогулке по Европе, я щёк больше не раздувал...
    "Безумству храбрых поём мы песню!"
  • Комментарии: 3, последний от 22/05/2011.
  • © Copyright Дубровский Александр Сергеевич (dubrov.gals@mail.ru)
  • Обновлено: 19/05/2011. 59k. Статистика.
  • Вело:Европа
  • Оценка: 6.28*7  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка