Евлахов Михаил Васильевич: другие произведения.

Отчет: Сказание о земле исландской

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 25/12/2008.
  • © Copyright Евлахов Михаил Васильевич (turist4475@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 84k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Европа ,Исландия , 2300 км , Велосипед
  • Дата похода 16/07/2007 {28 дн}
  • Маршрут: Вокруг Исландии
  • Иллюстрации/приложения: 85 штук.
  • Оценка: 6.93*7  Ваша оценка:


      
       НАЧАЛО
      
       А начиналось все с того, что год назад я начал прокладывать маршрут очередного путешествия. На этот раз по Испании. Да-да. Именно Испании. Собирая сведения по этой стране в интернете, я постоянно сталкивался с ее "соседкой" по поисковой системе Исландией. В конце-концов захотелось расширить свои познания об этом острове. Мне было известно только, что это где-то на севере, там есть вулканы с гейзерами и столица там Рейкъявик, про который поет Маша со своими медведями. Чем больше я знакомился с Исландией, тем больше мне туда хотелось. В конце-концов, просмотрев сотни фотографий и прочитав немногочисленные отчеты тех, кто там побывал, составил маршрут. Я, реально, понимал сложность задуманного путешествия и, поэтому, хоть и предпочитаю ездить один, предложил учавствовать в проекте своему хорошему знакомому. Знал, что не бросит в трудный момент. Да и физическая подготовка у него не слабая. Когда он увидел материалы по острову, в глазах у него вспыхнул азартный огонек. Вот так и стали мы готовиться потихоньку. Благо, что до намеченного старта было еще полгода. Но, когда пришло время покупать билеты на самолет, у моего напарника так сложилась семейная ситуация, что он вынужден был отказаться от проекта. Ну, а я решил не отступать от задуманного.
       img1

       ПОДГОТОВКА

       Из Литвы самолеты до Рейкъявика не летают. Поэтому в авиакомпании "Iceland Express" приобрел билет за 300 евро туда-обратно с вылетом из Берлина. Это самые дешевые билеты. Правда, брал я их в марте на 17 июля. До Берлина взял билет на автобус. Туда-обратно обошелся в 100 евро. Я понимал, что исландские дороги мой верный "Result" не осилит и, поэтому, купил "Spider" этой же фирмы "Kellys" с дисковыми тормозами и передними амортизаторами. Благо, что как постоянному клиенту магазин предоставил скидку. Наибольшей проблемой мне представлялся перелет с велосипедом (как же я ошибался) и я предпринял все возможное, чтобы максимально уменьшить габариты и вес багажа. Благодаря паре тренировок и советам в интернете, я наловчился довольно быстро упаковывать своего паука до размеров рамы. Опять-же из-за экономии места не стал брать Therm-a-Rest, а прихватил надувной матрас. Горелку взял газовую Campingaz TWISTER 270. Меня убедили, что в Исландии картриджи к ней будут на любой заправке. С собой-то в самолет баллон брать нельзя. Экономя вес, палатку взял однослойную двушку, которую обработал водоотталкивающей пропиткой. Этим же составом покрыл верхнюю куртку и армейские кожанные высокие ботинки. Спальник взял 'кокон', обеспечивающий комфорт до -10 градусов. Медицинскую аптечку постарался укомплектовать так, чтобы избежать любых недоразумений. В аптеке, куда я пришел со списком необходимых медикаментов, поинтересовались, не на войну ли я собрался. Ремнабор для велосипеда также выглядел солидно. Единственое чего не взял, так это запасной покрышки. Понадеялся на то, что резина на колесах новая. Продовольственные припасы состояли в основном из двух десятков пакетов с овсянкой быстрого приготовленияи и пакетиков с чаем и кофе. Большое внимание уделил информационной поддержке маршрута. Распечатал на цветном лазерном принтере участки дороги на листах А4. Чтобы карта не намокла, прогнал ее через ламинатор. Дополнительно скачал карту более крупного масштаба и изготовил три брошюры формата А5 по типу перекидных календарей. В каждой 50 листов освещающих участок дороги протяженностью 700 километров. Забегая вперед, скажу, что такая с виду громоздкая картографическая подготовка оправдала себя полностью. В успешном осуществлении проекта большую роль сыграли отчеты от Горлумчика., Комбрига, Александра и Тани Симо и многие другие ресурсы интернета. В том числе и фото (http://www.destination-iceland.com/, http://www.inca.is/show/index.html, http://www.photo.is/search.html).
      
       ОТЪЕЗД (ОТЛЕТ)
      
       Вот и наступил день отъезда. Спайдер разобран и упакован в п/э пленку. При посадке в Вильнюсе водитель автобуса предложил доплатить за велосипед 20 литов (6 евро). Утром прибыли на центральный автовокзал Берлина. Мой самолет улетает вечером. Я оттащил в сторону вещи, собрал вел и поехал на юго-восток в аэропорт Schoenefeld. Два часа я мотался по берлинским улицам и улочкам, пока не прибыл на место. Отъехал на левый край и начал упаковываться. Супружеская пара средних лет, сидевшая неподалеку, с интересом наблюдала, как я снимаю колеса, руль, педали. Давно известно, что самое занимательное для человека смотреть на огонь и на чужой труд. В конце концов, подошли и выразили свое восхищение, тем как я ловко управился с таким сложным механизмом. Поднявшись наверх, в зал регистрации и отправления, я понял, что велосипед с притороченными к нему палаткой, спальником и велоштанами как одно багажное место не пройдет. На входе в зал стояла камера с транспортерной лентой, через которую надо было пропускать все вещи. Контроль очень тщательный. Все более-менее опасные на взгляд охраны вещи заставили переложить из ручной клади в сдаваемый багаж. И Спайдера я зря разбирал. Вместе со мной летели два немца. Так они как приехали на своих велосипедах в аэропорт, так не снимая даже колес, прошествовали с ними на регистрацию. А за провоз велов что с меня, что с них взяли по 20 евро. Так грузчик, который пришел забрать наш нестандартный багаж еще и поворчал на меня. Немецкий транспорт он просто укатил, а мой ему пришлось тащить. После регистрации повторный контроль вещей. Тех, что с собой берешь. Опять просвечивающая камера, рамка металлоискателя. Если здесь обнаружат что-либо вызывающее опасение, с точки зрения охраны, с этой вещью придется расстаться. Ведь багаж уже сдан. У меня металлоискатель сработал на ботинки. Пришлось разуваться и их тоже просветили. После этого контроля все проходят в зал ожидания и магазин дьюти-фри. Исландцы, летящие домой, стали активно затариваться спиртным и сигаретами.
      
       ПРИЛЕТ img2
      
       В Кефлавике самолет приземлился поздно ночью. Нас долго вели длинными коридорами пока мы не оказались в зале получения багажа. Нестандартный багаж выставляют отдельно. Немцы, осмотрев свои аппараты, уложили вещи и уехали. Ну, а я, выйдя на улицу и укрывшись от пронизывающего ветра за стеной, приступил к сборке вела. Благо, что светло как днем. Тут же в аэропорту поменял 150 евро на всякий случай. Впоследствии оказалось, что банковские карточки (как кредитные так и дебетные) принимают повсеместно.
       Прилетев в Исландию, одна часть туристов отправляются вокруг острова по часовой стрелке. Другая выбирает противоположное направление. Есть еще и третьи, которые двигаются по диагонали. Это те кто не знает , что их ждет , либо наоборот. Очень хорошо знает и выбирает эту дорогу для того, чтобы уединиться от всего человечества. У меня маршрут был составлен по второму варианту. Переработав массу информации, я знал, что период с 20-го июля до 10-го августа является наиболее благоприятным временем посещения этой северной страны. Было известно и то, что южное побережье является самой дождливой местностью. Вот исходя из этих соображений я и хотел миновать богатый на осадки юг в самый благоприятный период. Дальнейший ход событий показал правильность выбранной стратегии. Дождь шел не каждый день. Снега не было. Средняя температура +8 градусов. А раз в неделю выглядывало солнце.
      
       ПОЕХАЛИ!!!
      
       Из аэропорта по 41-й (она одна) и от кольца вправо. Через несколько километров, слева, на въезде в Кефлавик я увидел кемпинг ALEX. Заезжать не стал. Просто отметил про себя объект с которым был заочно знаком по чужим отчетам. К тому же раннее утро. Чего зря народ беспокоить. (Сейчас я бы обязательно туда заглянул. Поставил бы вел возле ресепшн, прошел на поляну, свернул влево, зашел на кухню-столовую и взял необходимое количество полупустых газовых баллонов, которые ежедневно оставляются отлетающими туристами). Далее по 44-й на HAFNIR. Справа тянется колючая проволока. Ощущаю себя этаким шпионом. Как-никак рядом американская военная база. img5
    img6











    (Потом я узнал, что американцы уже год, как ушли оттуда). При подъезде к океану был атакован птицами. Благо, что шлем одет. Не имея возможности клюнуть в голову- стремятся обгадить. О присутствии птиц информируют никогда, ранее, не виденные плакаты. img3 img4Уже дома, просматривая буклеты и карты, которые набрал в инфоцентрах, я увидел, что в 6-7 км. за Хафниром расположен мост. Этот мост условно соединяет два континента. Америку и Евразию. А я его не заметил. Обидно. За Гриндавиком 427-я дорога несколько отдаляется от побережья. Птиц не слышно и наступает полная тишина. Полнейшая. До звона в ушах. На фоне дымящихся источников, запаха серы, отсутствия какой-либо растительности, замершей дорожной техники и безлюдья эта тишина производит неизгладимое впечатление. Картину дополняет вздыбленная вулканическая лава, принявшая по капризу природы различные формы. Я наяву увидел последствия атомной войны. Однако надо газ где-то искать. Что-то он мне на глаза не попадается. 42-я, 38-я и я в HVERAGERDI. В здешних многочисленных теплицах, говорят, растут даже бананы. Картриджей 'Campingaz' нет, зато купил SIM-карту VODAFON за 2500 кр. (80кр=1евро). Забегая вперед, скажу, что ее мне хватило на час разговоров с домом и отправки 30 SMS. Поехал за газом в SELFOSS. На заправках сети 1 есть "Coleman" и "Primus", но они не подходят к моей горелке по креплению. Только на заправке 'Shell' я, наконец, увидел знакомые голубые баллоны. img7 img9 470-й обошелся мне в 1000 крон. Ночевать поехал на берег океана к селению STOKKSEYRI. Давным давно в этом месте раскаленная лава сползала в холодные воды Атлантики. Остывая, она образовала островки которые впоследствии стали местом обитания птиц. Все это я узнал благодаря информации со стенда, возле которого на берегу поставил палатку. Так закончился мой первый день на исландской земле. Из трех наиболее характерных признаков страны (ветер, дождь и бездорожье) лишь третий давал о себе знать. Проехал 160км. Из них половину по грунтовке.
       Утром начался мелкий дождик. Опять проехав SELFOSS, я продолжил путь по 35-й с поворотом на 37-ю. Дорога оживленная и хорошего качества. Много туристов, желающих посетить культовые места. Все хотят посмотреть на гейзер. Я еще издалека увидел периодически выбрасываемые клубы пара. На поверку оказалось, что GEYSIR ( от исл. Geyza - хлынуть) давно не работает. Мне рассказали ( не знаю насколько это правда), что GEYSIR "обиделся". Несколько лет назад местные жители, желая повеселиться, закачали в него мыло, чтобы надуть пузыри. Вот с тех пор он и молчит. А мыло до сих пор, время от времени, появляется на поверхности. Его функции взял на себя другой горячий источник - STROKKUR, который расположен рядом. Он очень активен. Не зря переводится как - маслобойка. Далее, в 10км., находится еще одно место паломничества туристов. GULLFOSS - Золотой водопад. Впечатляет. Народу, правда, много. img8 img10 img11 В этом месте у меня была запланирована ночевка и, увидев на другом берегу пару человек, предпринял попытку найти переправу (как-то ведь они там оказались). Поехал по F35 вверх по течению реки HVITA, на которой и находится Гуллфосс. Переправы не нашел, вернулся к водопаду, сложил из камней пирамидку и покатил вниз на 30-ю. Скоро пересек мост и остановился на берегу мелкой речушки DALSA, впадающей в Хвиту, где и заночевал. img13
       В городке FLUDIR задержался, изучая ассортимент продовольственных товаров в местном 'супермаркете'. Забегая вперед скажу, что магазины встречаются крайне редко. Дома я читал о том, что лучше покупать в BONUS т.к. там дешевле всего. Это верно. Но лишь отчасти. img12 Когда ты знаешь (это придет потом), что в ближайшие 100км. не встретишь ни одной торговой точки, то за счастье будет увидеть любой торговый знак, а не только розового поросенка. А разброс цен на один и тот же товар в разных магазинах значителен. Например:молоко Nymjolk (я обратил внимание, что местные, в основном, берут его и тоже последовал их примеру) в синей упаковке стоит 70-120 крон. Хлеб 100-200. Кола- 2-х литровая 80-150. Брикет сухой лапши от 20 до 70. Банка пива 50-100. Правда пиво, стоящее в торговых залах, имеет крепость 2,25%. А еще мне запомнилась цифра 200. Упаковка с пятью сосисками, две сардельки, пять минут горячего душа в одном из кемпингов, пятнадцать минут в интернет кафе - все по 200 крон. Затарившись во Флудире на 1500 крон, я по 30-й еду до пересечения с 32-й и, далее, по ней вдоль реки PJORSA. Дорога хорошая, асфальтированная. По пути заехал на водопад HJALPARFOSS. Красивое место. Народа мало и есть где отдохнуть. Если бы не планировал в этот день добраться до Геклы, то обязательно остался бы на ночевку. Но HEKLA зовет, притягивает своей снежной вершиной. Вскоре, миновав мост и выехав на 26-ю еду в обратном направлении по другому берегу Пъерсы. И почему ей индекс 'F' не присвоили? Любая литовская грунтовка по сравнению с ней - автострада. У стиральной доски поверхность ровнее. И ведь не присядешь, не отдохнешь. img14 img17 Кругом черное поле шлака. Это все равно, что посидеть на золоотвале какой-нибудь ТЭЦ, работающей на угле. Через 14км. доехал до поворота на F225. Здесь на развилке, как указатель лежит большой кусок лавы, на котором белой краской написано название вулкана. Внезапно, впереди возникает какое-то движение. Мимо меня проносится табун лошадей голов в сто. Впереди на лихом коне ковбойша лет сорока. Ей помогают несколько подростков. Это моя первая встреча с местным населением в природных условиях. До сих пор исландцев я видел только в магазинах и за стеклом проезжающих джипов. Здесь не встретишь прогуливающихся людей. Погода не располагает к тому, чтобы, увидев знакомого, остановиться и поговорить о том о сем. img16 img15 Встречаются в магазинах, куда, как правило, приезжают на автотранспорте. Жизнь за стеклом - такое впечатление у меня сложилось поначалу. А видя любопытные взгляды из машин, мне пришла мысль об обоюдном интересе. Народ отовсюду прилетает посмотреть здешнюю природу, а местное население наблюдает за гостями. И еще неизвестно, чей интерес сильнее. Однако, мне налево. Проехав по разбитой F225 с десяток километров, ухожу вправо по безымянной дорожке, петляющей по пустыне среди вулканических бомб и лавы. HEKLA прямо передо мной. Мне пришла несколько кощунственная идея, глядя на глыбы, вылетевшие из жерла вулкана. В Европе эти причудливые скульптуры, созданные самой природой из расплавленного камня наверняка имели бы спрос. Не думаю, что это было бы в ущерб Гекле. Извержения происходят раз в 7-10 лет и она обязательно создаст что-нибудь новенькое. В средние века Гекла была самым активным и самым известным вулканом в Европе. Слухи об исландской огнедышащей горе ходили по всей Европе, наводя ужас на христианский мир. О Гекле сочинялись легенды, одна нелепее другой. В любом монастыре Англии или Германии ученые монахи рассказывали пастве, что именно в кратере этого вулкана находится вход в ад. А в трудах итальянских иезуитов XVII века можно встретить, например, такие строки: "Бог знает, что подобные отверстия должны быть на Земле, чтобы люди могли видеть муки ада и чистилища и были более набожными". Вскоре доехал до подножия вулкана. Здесь стол с сундучком в котором лежит журнал с записями туристов. Уже было поздно и я решил заночевать здесь. Укрывшись от ветра, за бомбой поставил палатку. Народа нет. Приготовил ужин и принялся читать чужие отзывы о Гекле. За неделю до меня здесь была группа москвичей из Русского Велоклуба. В лучах заходящего солнца на фоне ясного неба вершина сверкает своей белизной. Вобще-то я планировал пересечь вулкан по верху с северо-востока на юго-запад и, оставив все вещи внизу, налегке отправился разведать предстоящее восхождение, чтоб не было потом горько за зря предпринятую попытку. Скоро я понял бесперсперктивность моей затеи. Придется утром подниматься без велосипеда. Ночь была довольно прохладная. Да еще и проколол где-то на острой лаве свой надувной матрас. Всю оставшуюся дорогу, впоследствии, ругал себя за то, что не взял изомат Therm-a-Rest. Приходится через каждые три часа подкачивать. img19 img18
       Утром, взяв с собой минимум вещей отправился на вершину. Пока шел по сигнальным вешкам была хорошая видимость, а как они закончились начал опускаться туман. Во время разрывов белой пелены определяю дальнейшую дорогу и карабкаюсь все выше и выше по вздыбленной лаве и снеговым полям. Когда захотел пить, то набрал большую кружку зернистого снега. На верху увидел блестящий металлический цилиндр. В нем находится тетрадь с записями покрителей Геклы. Здесь их гораздо меньше чем внизу. Цилиндр герметично закрывается, поэтому никакие осадки записям не грозят. Укрывшись от пронизывающего ветра в кратере, вскипятил на горелке воды, заварил кофе и позвонил домой. Пусть родные тоже порадуются моей маленькой победе. Когда спустя полчаса я выбрался из кратера наверх, мне стало не по себе. Вокруг стояла пелена такого густого тумана, что дальше пяти метров ничего не было видно. Пару раз я отходил от блестящего контейнера и возвращался к нему.не решаясь идти дальше. Его блеск был единственным ориентиром. Но не ночевать же здесь, в самом деле. Благо, что компас с собой. Стараюсь придерживаться северо-восточного направления. Спуск занял около трех часов. Вызывало опасение провалиться в скрытые под снегом трещины. Кинув на прощание несколько литовских монет в сундучок, я поехал в обратный путь. Вокруг по-прежнему ни души. Опять зубодробильная F225 с выездом на 26-ю. И по ней до главной исландской дороги 1. Проезжая городок HELLA, решаю прикупить продуктов в местном маркете. Еще в торговом зале я заприметил этих двух мужичков. Показалось, что слышу знакомую речь. img21 img20 Заплатил за покупки, вышел, укладываю все в рюкзак. Вскоре и они выходят, оживленно переговариваясь и обильно сдабривая свою речь матом. Мне показались знакомыми их лица. Наших висагинцев сейчас по всему миру можно встретить. Они были крайне удивлены, когда я окликнул их. Работают на стройке. Добро пожаловать, - говорят - к нам на Колыму. Это были первые русские которых я встретил с момента отъезда из дома... Доехав до HVOLSVOLLUR, свернул на 261-ю. Дорога асфальтированная и, даже, есть растительность. Слева спадают многочисленные водопады. Правда, местность эта, довольно плотно застроена и они являются личным атрибутом подворья. Наконец вижу огороженный садик. На полянке стоит памятник какому-то Эрлингстону. Место отличное. И, видимо, пользуется популярностью среди местных жителей. Только я поставил палатку, как подъехала машина и из нее вышли парень с девушкой. Они направились к водопаду, побыли там с полчаса и вернулись обратно, пожелав мне на прощанье спокойной ночи.
       Утром я продолжил свой путь к местечку PORSMORK, которое исландцы сравнивают со Швейцарией. Туда я собирался попасть, перейдя вброд пойму реки MARKARFLJOT. Асфаль кончился. На указателях к 261 добавилась буква 'F'. Начались многочисленные броды через речушки, впадающие в MARKARFLJOT. Слева, недалеко от дороги, внушительных размеров грот, в котором можно укрыться от непогоды и остановиться на ночевку. Но мне это сейчас не надо. Скоро на противоположном берегу увидел домики кемпинга. Оставив велосипед с вещами, начал разведку глубины. И если один рукав я миновал, то следующий заставил задуматься. Идя вверх по косе несколько раз предпринимал попытки переправиться и,столько же раз, зайдя по пояс в ледяную воду вынужден был возвращаться. Я понял, что если упаду, img22 img23 img25 то выбраться на берег будет непросто. К тому же поднимающаяся вода с тающих ледников грозит отрезать меня от оставленного багажа. Горько было осознавать свое бессилие перед природой, но благоразумие взяло верх. Пришлось возвращаться обратно. Опять через пройденные утром речушки, мимо грота. К одной из переправ, когда я уже перевел велосипед и собирался возвращаться за оставленными вещами, подъехал джип с img24прицепленной конюшней. За рулем сидел упитанный исландец и рядом его жена. В голове яственно послышался их диалог. 'Смотри, Эрикссон, еще один ненормальный. Да с жиру бесятся. Какой ты у меня умный. А то'. Другой бы захватил в кабину мой рюкзак и перевез его, но тут такой номер не прошел. Одарили только снисходительной улыбкой. На последнем броде сразу из трех машин начали меня фотографировать. Видимо надеялись, что я грохнусь со всем своим скарбом. Выехав на асфальт, принял влево на 250-ю. На карте отмечен мост через MARKARFLJOT. Через восемь километров я свернул к нему. Мост оказался перекрыт железными воротами. Проезд закрыт в связи с аварийным состоянием. Ну не ехать же обратно. Протиснувшись в узенькую щель, через верх перетащил свой транспорт и, вот я уже на другом берегу. Здесь проходит 249-я, которая доставляет меня к водопаду SELJALANDSFOSS. Этот водопад часто изображен на фото в буклетах о Исландии. Красиво. Только народу многовато. Палатки рядом ставить нельзя. Дальше еду по асфальтированной 1. Слева тянется горный массив EYJAFJOLL. img27 img26 Через 20км. водопад SKOGAFOSS. Народу также много. На поле, перед падающим с 60-ти метровой высоты потоком, стоят десятки палаток. Полежал на травке, полюбовался зрелищем. Летящая водяная пыль не дает запечатлеть картинку вблизи. Два мужичка прошли мимо с намерением искупаться в ледяной воде. Чем дело кончилось не знаю. Мне сегодня надо еще доехать до местечка DYRHOLAEY. Когда я туда прибыл, свернув с 1 на 218-ю, то был поражен открывшимися видами. В переводе с исландского означает Остров горы-двери. Это скалистая арка высотой 110 метров. Сквозь нее могут проплывать небольшие судна. Я сначала вышел на берег и, задрав голову рассматривал нависающие скалы, а потом поднялся к маяку на вершине. Палатку поставил с видом на скалы REYNISDRANGAR. По легенде это застывший под первыми лучами солнца корабль троллей. img28Метрах в ста от меня какой-то велосипедист тоже встал на ночевку.

       Насколько хорош был вечер, настолько отвратительным было наступившее утро. Дождь не думает прекращаться. Сворачиваю мокрую палатку и трогаюсь в путь. Проезжая мимо соседа громко кричу ему про доброе утро.
    Он тоже собирает свои вещи. По опыту своих прежних путешествий, я давно понял, что не надо стеснятся русского языка при общении с незнакомыми людьми. Никогда не знаешь, где встретишь земляка. Поэтому здороваюсь я на родном языке. Ну кроме, может быть, случаев когда точно знаю, что меня не поймут. Занятно видеть лица немцев, англичан не знающих как реагировать на мое - Здравствуйте, братья! Привыкли, понимаешь, все хай да хай. Скоро сосед догнал меня. По наклейкам на рюкзаке, определяю, что он из Польши. Разговорились на славянском. Оказался тезка. Зовут Михал. Моложе меня лет на десять. На своем туринге ему по шоссе ехать гораздо легче, но стараюсь не отставать. В городок VIK заехали в поисках магазина. Не нашли. Все какая-то лабуда в виде сувенирных лавок и кафе-ресторана. Может искали плохо. Не хотелось бы пересекать впереди лежащую пустыню без достаточного количества продуктов. Ближайший населенный пункт в KIRKJUBAEJARKLAUSTUR. До него 70км. А здешние километры и европейские это две большие разницы. На моросящий дождь и постоянный ветер внимания почти не обращаем. Взгляд цепляется за стоящий у обочины старый американский военный грузовик. Через 50км. у меня громко простреливает заднее колесо. Странно. С чего это вдруг на ровной дороге? Заменил лопнувшую камеру. Стал накачивать и вовремя заметил раздувающийся пузырь. Ё-мое. У меня же покрышка разорвана вдоль проволочного корда на 5-6 сантиметров. Вот такой подарок на день рождения. Заклеил разрыв и переставил покрышку на перед. Тогда я испытал чувство легкой тревоги. Ведь запаски-то у меня нет. Михал терпеливо ждал, пока я закончу ремонт. В Киркъюбаерклаустуре останавливаться не стали. Проехали еще 30км и разбили палатки возле NUPSSTADUR. Место удачное. Скрыты горой от ветра. Рядом река с чистейшей водой. Определил места проколов в матрасе и заклеил. Вечером приготовил праздничный ужин. Все по полной программе. На первое суп. Вторым блюдом пошли макароны с сосисками. Своеобразными пироженными стали тосты, на которых я кетчупом нарисовал цифры 47. img29 Выпили с Михалом по глотку виски за день рождения и встречу. Гоню прочь тревожные мысли. Завтра разберемся с ними.
       Утром миновали речку NUPSVOTN и продолжили наматывать на колеса лунно-марсианский пейзаж. Через сорок километров подъехали к SKAFTAFELL. Это крупнейший национальный парк Исландии. Визитной карточкой парка является водопад SVARTIFOSS. Он окружен базальтовыми колоннами. Чтобы до него добраться, народ поднимается пешком с нижней стоянки. Мы проехали чуть дальше и по очень крутой асфальтированной дороге забрались на верхнюю. Оставив там велосипеды, уже вместе со всеми пошли к подножию водопада. Повезло с погодой. Ветер стих и выглянуло солнце. Такая бы была через 20 км. Покрышка разъехалась в другом месте и новая камера громко выстрелила. Произошло это опять в пустыне. Жуткий ветер, дождь, отсутствие какого-либо укрытия добавляли свою лепту в мое незавидное положение. Ко всему прочему еще и насос сломался. До предполагаемого места стоянки в бухте JOKULSARLON оставалось 30км. Я был на грани отчаяния и готов был идти пешком. Немалую роль в сложившейся ситуации сыграла моральная поддержка Михала. В конце-концов общими усилиями устранили неполадки и двинули дальше. Нас догнал какой-то велосипедист и пристроился в хвост. Так мы до бухты и ехали. Впереди Михал рассекает тугой воздушный поток, за его спиной я, ну и за мной незнакомец, у которого тоже не оказалось запасной покрышки. Возле самой бухты он свернул, а мы переехали мост под которым айсберги проплывали в океан и остановились возле здания, где кучкуются прибывающие туристы. Здесь находится ресторан и отсюда отправляются амфибии с желающими поплавать среди медленно дрейфующих ледяных глыб. Бухта Йокульсаарлон примечательна тем, что в нее сползает ледник Ватнайокудль. Ледяные скалы отламываются и медленно уплывают в океан. Глубина бухты около ста метров. Очень красиво. Здесь снимались эпизоды фильмов о Джеймсе Бонде "Вид на убийство" и "Умри, но не сейчас". Увидели парочку тюленей. Таблички предупреждают, что ставить палатки нельзя и мы возвращаемся через мост на противоположный берег. Здесь уже расположились такие же как мы путешественники. Ветер стих и в вечернем солнце айсберги засветились синевой. Тут нас ждало маленькое открытие. img31 img30 Когда зачерпнули воду для ужина, она оказалась соленая. Хотя чего удивляться. Из океана все-равно заброс идет. Что бы выйти из положения, набрали плавающий лед и растопили его. И вот тут меня поджидала очередная неприятность. Газа в горелке хватило только на приготовления лапши. img32 А вот для чая воду пришлось кипятить на бензиновой горелке Михала. Да когда же это кончится? Михал глубокомысленно заметил, что Исландия проверяет меня на прочность. До ближайшего города HOFN 70км. Если я не куплю там резину, то придется вносить серьезные коррективы в дальнейший маршрут. Соваться в моем положении в центральную необитаемую область было бы неразумно. К тому же (не знаю насколько это правда) нас "обрадовали" информацией, что веломагазинов всего два. Один в Рейкъявике, а другой на севере в Акурейри. Что до одного, что до другого продолжительность пути 500км. И тогда я отправил сообщение моему оставшемуся дома товарищу с просьбой найти в интернете того, кто помог бы мне в этом Хофне.
       Еще на въезде в город мы приметили фигуру человека, сидевшего к нам спиной рядом с навьюченным велосипедом. Светлые волосы спадали ниже плеч. Смотри-ка, Михал мотнул головой, едет девчонка одна и не боится. Фигура, услышав нас, обернулась и мы увидели загорелого обросшего паренька, уплетающего печенье. Оказался канадец. Полгода назад выехал из дома. Через Францию попал в Европу. Доехал до России. Из Питера двинул в Скандинавию. Из Норвегии прибыл паромом в Исландию и сейчас добирается до Рейкъявика. Был бы рад помочь мне, но запаска у него, как и у Михала, на 28 дюймов. Когда, безрезультатно покружив по городу, мы уже собирались трогать на выезд, я увидел у придорожного ресторанчика парочку велосипедов с прицепленными тележками. Местные жители отдыхали после прогулки по окрестностям. Уже без особой надежды я обратился к ним и, о чудо, в моих руках вожделенная покрышка 'Ritchey'. Не новая, но в отличном состоянии. Они продали мне ее за 1000 крон. Я был безмерно счастлив (как мало надо человеку) и на радостях подарил им мешочек янтаря., объяснив, что это подарок. Правда, мне показалось, что янтарь они видят впервые. Уж очень недоуменно смотрели на него. Переобувать колесо не стал. Решил дотянуть до стоянки. Через десяток километров проехали через длинный тоннель, вырубленный в скале. Табличка извещала, что он был открыт в 2005-м году. На карте у Михала его еще нет, а на моей указано, что он еще строится. Едем по-прежнему вдоль берега. Справа Норвежское море. В одной из низинок недалеко от дороги увидели одиноко стоящую палатку. Проехали чуть вперед и, согнав овец, укрывшихся от ветра, расположились на ночлег. Опять пришлось задействовать михаловскую бензиновую горелку. В Хофне картриджей КЕМПИНГАЗ не нашли. img33 img34
       Рано утром, пока мой напарник еще спал, поменял резину. Как раз пришло сообщение от моего друга. Он нашел по скайпу девушку Олю, живущую в Рейкъявике. А у нее, в свою очередь, есть знакомые в Хофне и она может помочь посодействовать. Телефон прилагал. С проблемой я справился сам, а телефон зафиксировал. Поблагодарю, при случае, за желание оказать помощь. Ну, а мне теперь никакая пустыня не страшна. img35 Теперь пришел черед Михалу задумываться, т.к. через два дня пути нам предстояло разъехаться. Он планировал двигаться по кольцевой 1, а я собираюсь на вулкан ASKJA. С его тонкими шинами и жесткой вилкой не особо-то по бездорожью поездишь. А мне, в свою очередь, асфальт не интересен, т.к. до нетронутых уголков по нему не доедешь. Вскоре, мимо проехал владелец виденной вчера вечером палатки. Через несколько минут и мы тронули. Догнали его, а это, оказывается, тот самый велосипедист который на хвосте сидел перед Йокульсаарлоном. Молодой парнишка. Из Чехии. Маршрут частично совпадает с моим. По русски понимает столько же сколько я по чешски и Михал выполняет функции переводчика. Зовут Ондра. Вот так втроем дальше и покатили. Такого ветра я еще не встречал. Приходится крепко держать руль, чтобы не снесло с шоссе. Исландцы особо не обременяют свои дороги какими-либо заградительными барьерами и, поэтому, слететь вниз проще простого. В DJUPIVOGUR на заправке как обычно продаются только баллоны Cooleman и Primus. Проезжая по берегу фьорда BERUFJORDUR обратили внимание на кораблик тянущий за собой какие-то круглые садки. Назначение не понятно. Пришли к выводу, что таким образом выращивают рыбную молодь. В конце фьорда нас ждала развилка. Дорога 1 уходит вправо по берегу, а 939-я влево. Далее они опять сходятся. Если по 1, то ехать 80км. вдоль берега. По 939 всего 20км, но через перевал OXI. Выбираем второй вариант и оставив позади ферму MELSHORN, останавливаемся на ночевку на берегу речки Беруфьярдара. img38 img39 img37
       Утром собрался раньше всех и не дожидаясь попутчиков начал восхождение. Если до сих пор я либо ехал на велосипеде, либо вел его за руль, то сейчас мне пришлось осваивать новый метод передвижения. Одной рукой держу руль, а второй толкаю под сидение. При этом армейские ботинки еще пробуксовывают на щебенке. Через полчаса меня обогнал Михал, который принципиально никогда не слазит с велосипеда, какой бы трудный не был подъем. Ондры не видно. Когда миновал перевал и скатывался вниз, то из обгоняющего меня джипа показалась женская рука с поднятым вверх большим пальцем. img36 Надо полагать, что это было одобрением нашего мероприятия. Михал поджидал меня на развилке, где 939 опять стыкуется с 1. Ондру дожидаться не стали. Дорога одна. Заблудиться невозможно. А нам еще надо пробежаться по EGILSSTADIR. Это крупнейший населенный пункт Восточной Исландии. Здесь проживает около 2000 человек. Михал принял важное для себя решение ехать на Аскъю. Магазинов не предвидится несколько дней и надо основательно запастись едой. Когда на заправке Shell на мой, уже дежурный, вопрос о наличии картриджей Кемпингаз хозяин ответил утвердительно, я не поверил. Покажи-говорю. Он подводит меня к полке и показывает на ряды голубых баллонов. Я схватил одиноко стоящий 470-й и расцеловал его (баллон я имею ввиду), чем явно развеселил продавца. Неси еще один,- говорю. Тот скрылся в подсобке. Выходит, руками разводит. Последний оказывается. Пришлось вторым взять маленький 270-й. img40 Ну теперь мне газа должно хватить надолго. В Бонусе встречаем Ондру и, уже все вместе, едем из Эгильсстадира в обратном направлении по 1.Через 11км вправо уходит 931-я дорога. Она пролегает вдоль озера LAGARFLJOT. Это самое длинное озеро в Исландии. Говорят, что в нем водится чудовище, схожее с шотландским Несси. На берегу растет настоящий лес. Очень нам тут понравилось. Еще через 20км. по мосту переправляемся на другой берег и выезжаем на 910-ю. img41 img42 Крутым серпантином она поднимается вверх. На одном из поворотов я увидел вывалившийся из машины ящик с репчатым луком. Луковицы здоровые, с кулак размером. Будет чем разнообразить наш рацион. Впоследствии этот лук меня очень выручил в сыром исландском климате. На перевале попадаем в низколежащие облака. Ночевать здесь приятного мало и мы вкручиваем еще километров двадцать. Останавливаемся возле маленькой речушки. Обрывистые берега хорошо защищают от ветра.
       На следующий день уходим с асфальтированной 910 на F910. По ней нам предстоит ехать до Аскъя. До сих пор удивляюсь, как Михал одолел этот участок. Только условно это можно назвать дорогой. Участки с нагромождениями щебня сменяются полями вулканического пепла, в котором вязнут даже наши с Ондрой широкие шины. Регулярно проезжаем броды. На крутом спуске в долину к селению ADALBOL у меня раскаляются диски тормозов. Какого же Михалу с его резиновыми колодками. Очень удачно расположен этот Адалбол. Узкая долина со всех сторон окружена горами и здесь тихо и спокойно. На броде нас опять начинают фотографировать. Сразу из нескольких машин. Остановились на легкий перекус возле фермы BRU на берегу бурной Йокульсы. Местная собака радостно завиляла хвостом при нашем появлении. Видать соскучилась по общению. Нигде не видно ни души. Слопала несколько печенинок и, видимо, решила проводить. Бежит рядом, не отстает. Когда стали разбивать лагерь, отбежала в сторону, чтобы не мешаться и терпеливо ждала пока мы ужин не приготовим. img46 img45
       Утром следующего дня выехали к реке Креппа. Чтобы миновать мост, надо открыть ворота. Я так и не понял их назначение. Полоска суши, по которой пролегает дорога, зажата двумя крупными речками Креппой и Йокульсой. Дорога из разряда веселых. Крутые повороты влево и вправо, чтобы объехать вулканические бомбы. Крупных камней нет. Только неглубокий песочек сменяет ровные участки застывшей лавы. Здесь бы ралли проводить. Наша вчерашняя знакомая не отстает. Хотя дается ей это с трудом. Начала прихрамывать. Как-никак уже 60км. нас сопровождает. Замечаю Михалу, что мы как те танкисты из фильма. Три велосипедиста и собака. img43 img44 Ондра не понимает о чем мы говорим. Он фильм не смотрел. Скоро подъехали к мосту через Йокульсу. Здесь такие же ворота как и на въезде. Встречный джип уже было мимо проехал, но потом остановился и стал сдавать назад. Ехавшие в нем исландцы увидели нашего Шарика и поинтересовались откуда он у нас. Когда мы им рассказали, те выразили желание отвезти собаку обратно в Брю. Хозяева, мол, потеряли, наверное. Так мы попрощались с нашим попутчиком. Через 25км. мы подъезжали к DREKI. Это базовый лагерь возле Аскъя. Здесь крутится много народа. Стоят стационарные палатки. Мы набрали воды и отъехали на пару сотен метров для оборудования своего лагеря. Разбили палатки, перекусили и, оставив вещи, налегке, отправились к вершине вулкана. До нее 8км. Шесть проезжаем на велосипедах, оставляем их на стоянке и дальше пешком. Вода в озере центрального кратера холодная, а вот по периметру находятся горячие источники. По крутому склону мы спустились на глубину 60м. в боковой кратер VITI (по исландски - ад). На дне горячее озеро градусов 40-50. img48 img47 Повсюду серные испарения. Кроме нас больше никого нет. Через какое-то время пошли наверх, а навстречу парочка.Парень с девушкой. Лет по 25 обоим. Как вода?- спрашивают. Нормальная, горячая. Ну все. Они вниз, мы вверх. Когда уже выбрались наружу и пошли по краю, то увидели, что парнишка раздевается и собирается лезть в воду. Мы остолбенели и стали наблюдать, чем дело кончится. А он, как ни в чем ни бывало разделся догола и поплыл на середину озера. И уже оттуда зовет свою подругу. Та немного помялась, а затем, скинув с себя одежду, отправилась к нему. Когда они слились в объятиях, то это было настолько романтично, что мы восторженно закричали. Я потом всю дорогу сокрушался, что не решился поплавать в жерле вулкана.
       Следующий день выдался безветренным и солнечным. Мы проехали 13км. по вчерашней F910, а на развилке свернули на F88. Сегодня нам предстоит катить по ней. img49 img50 Cлева величественно возвышается древний вулкан HERDUBREID. Его называют королем исландских гор. Высота 1682 метра. Дорога, как и вчера, проходит по шлаковым полям, лаве и песку. Водители встречных машин, видя что шлейф пыли из-под их колес может нас накрыть, останавливаются и ждут пока мы не проедем. Особенно это практикуют водители автобусов. Через 20км подъезжаем к оазису HERDUBREIDARLINDIR. Как еще можно назвать участок земли поросший травой среди черной пустыни. Здесь стоит несколько домиков для туристов. Протекает небольшая речушка Lindaa. Очень много мух, которые лезут в глаза и уши. Видимо солнышко пригрело, они и оживились. Нигде мы их столько не встречали. Рядом маленький аэродром с оранжевым самолетиком. Воздушное сообщение вообще очень распространено в Исландии. img51 Шлаковые поля представляют из себя почти готовые взлетно-посадочные полосы. Остается только покрасить люминесцентной краской выступающие крупные камни. Переправляясь через очередную речку встретили двух девушек. Студентки из Австрии. Едут по нашему маршруту, но только навстречу. К вечеру выехали на кольцевую 1. Четыре километра вправо по асфальту и сворачиваем на грунтовку 864, которая приведет к водопаду DETTIFOSS. Заехали по пути в селение GRIMSSTADIR за водой. Здесь расположен небольшой кемпинг. Я вижу как одна женщина ходит с мобильником и пытается нащупать сеть. Наконец нашла и так и разговаривает почти лежа на земле. В этом районе со связью туго. Возле Аскъи мы были вне зоны доступа. Пока набирали воду, увидели объявление приглашающее отдохнуть в этой деревне. Ночлег с завтраком обошелся бы в 900 крон. Там же предлагалось купить свежий домашний хлеб. Ночевать здесь мы не планировали, а вот от хлеба бы не отказались. На мой стук вышла пожилая исландка. Села на свой велосипед и мы за ней поехали к соседнему строению. Оказалось, что там у нее морозильник в котором хранится обычный магазинный хлеб. Продала нам две буханки по 200 крон. Я решил ей подарить пакетик янтаря. Она не поняла, что это такое и положила несколько кусочков в рот. Мы отъехали от деревни и за первым же встретившимся мостом расположились на постой. img53 img52
       Утром, как обычно, я выехал первым. Ветер сильный, но попутный. Уже возле Деттифосса меня нагнал Михал. Водопад этот считается мощнейшим в Европе. Я как-то поделился с Михалом размышлениями о том, что его земляков можно встретить в любой точке Земли (польская диаспора по количеству занимает первое место в Исландии). Когда я летел в Рейкъявик, то в самолете половина пассажиров была из Польши. Русские-же встречаются крайне редко. Тут он подходит и говорит, что слышал русскую речь. Кто? Где? Я замечаю у впереди идущих мужчин на куртках надпись RUSSIA. С ними женщина. Неужели, говорю громко, я услышу в этом диком краю родную речь? Когда они обернулись, на лицах было явное удивление.. Ну как водится, что да как. Идем беседуем. Наверное подумали, ну болтун. А я не могу наговориться на нормальном языке. Они сняли два джипа и путешествуют вокруг острова. Главу семейства зовут Стас и раньше он служил летчиком в Шяуляй, недалеко от нас. Его супругу Лена. img54 Так совпало, что мою тоже Лена зовут, а старшего сына Стас. Неожиданное совпадение. На прощанье подарили нам карту Исландии и предложили продуктов. От еды отказались, а карту взяли. Тут уже пришел черед Михалу удивляться. Ему было странно, что посторонние люди просто так отдали новую карту стоимостью 12 евро. Вот такая приятная встреча произошла у меня на Деттифоссе. Вскоре подъехал Ондра. Он остался фотографировать водопад, а мы с Михалом двинули дальше по 864-й. Договорились встретиться в Хусавике. Через 26км. выехали на асфальтированную 85-ю. Еще через пару километров свернули в аппендикс ASBYRGI. Когда-то здесь протекала река. После землетрясения вода ушла и вырос невысокий лес. Глубина каньона, говорят, местами достигает 100 метров. Пока Михал поправлял свою поклажу, я пошел прогуляться по зарослям. Вокруг полно грибов. За пять минут набрал пакет подберезовиков. Значит на ужин у меня грибница. Когда выехали на северное побережье, пошел дождь. Перед нами Гренландское море. Рукой подать до полярного круга. В HUSAVIK приехали вечером. Разведали откуда отправляются экскурсии для наблюдения за китами.img56 В близлежащем магазине закупили еды и поехали обратно. Поясняю. Что там будет впереди мы не знаем. А еще при въезде в город приметили кемпинг. Так вот через дорогу от него, на склоне холма мы и определили место стоянки. Ну, а кемпинг нужен только для того, чтобы набрать воды и цивильно посетить места общего пользования. Пока разбивали лагерь, подкатил Ондра. Дождь не прекращается. В такую погоду не китов смотреть надо, а телевизор. Где-нибудь в уютном гнездышке, а не в мокрой палатке. Но у меня сегодня изысканный ужин. Почистив грибы, отварил их и переложил в пустое ведерко из-под варенья. На гарнир приготовил картофельное пюре. В прикуску с луком-вкуснотища-а.
       На утро дождь продолжается. img55 Мы с Михалом решаем ехать дальше, а Ондра остается ждать прояснения. Больше мы с ним не встречались. Из Хусавика берем направление на озеро MYVATN по 87-й дороге. Грунтовка. Многочисленные качели. Дождь. Радует то, что ветер поменялся и продолжает толкать нас в спину. В REYKJAHLID часа два обсыхали в информационном центре. Надеялись, что Ондра все-таки подъедет. Палатки поставили возле вулканической бомбы недалеко от перекрестка. Погода немного улучшилась и, оставив вещи, налегке отправились на вулкан KRAFLA. До него 15км. Здесь находится геотермальная электростанция. Тут и там вздымаются в небо клубы пара. На обратном пути заехали на термальную зону. Здесь тоже сильно парит, булькает грязь. В воздухе витает специфический запах.
       Утром объезжаем озеро по 1. img58Дорога проходит по самому берегу. Миватн считается одним из чудес Исландии. Хоть и переводится как "комариное", но этих кровососов мы не заметили. Видимо спрятались от холода. Придерживаемся 1. Лихо скатываем под гору, в долину к водопаду GODAFOSS. Это тоже одно из культовых мест исландцев. В древние времена, когда они принимали христианство, в этот водопад были сброшены языческие идолы. Вот с тех пор его и называют Божественный. По плану следующая остановка в северной столице острова - городке AKUREYRI. img57 По разным источникам здесь живет от 14 до 16 тысяч человек. За 20км до города начинается изумительный спуск с горы. Тучи окончательно рассеялись и светит ослепительное солнце. В те редкие моменты когда оно выглядывает, надо прятать открытые части тела. На что уж у меня кожа дубленая, а и та лезет лоскутами с носа и ушей. И никакой крем не помогает. Город мне очень понравился. Маленький, уютный. Расположен в глубине фьорда EYJAFJORDUR. В порту стоят крупные корабли. Взлетают самолеты с близлежащего аэродрома. Когда закупились в местном Бонусе, Михал предложил палатки разбить тут-же, метрах в ста от магазина в редком кустарнике. Он вобще не комплексует насчет стоянок. Еле уговорил выехать хоть за черту города. В итоге расположились на берегу фьорда. Чайки, встревоженные нашим появлением, нарезают круги над нашими головами пронзительно крича. Под ногами ковер из голубики. Она только начала созревать. Михал с подозрением наблюдает за тем как я ее уминаю горстями. Ночью подморозило. Когда я в три часа вылез из палатки по нужде, то в сланцах, оставленных снаружи был лед. img59
       Основную часть пути на следующий день едем по ложбине между двумя горными грядами. Справа Хоргардалур, а слева Окснадалур. Облака зацепились за вершины гор и низко висят над нами. Хмуро, но дождя нет. В VARMAHLID заехали купить продуктов к прощальному ужину. Завтра наши пути с Михалом расходятся. У него через несколько дней самолет, а он еще хочет на GULLFOSS заехать и гейзеры посмотреть. Поэтому он утром отвернет на 731-ю, а дальше по F35 между ледниками LANGJOKULL и HOFSJOKULL с заездом в долину горячих источников HVERAVELLIR. Поэтому взял я парочку банок пива, Михал кекс к чаю и проехав еще 20км остановились под указателем на 731-ю дорогу на берегу реки BLANDA. Приготовили ужин, повспоминали под пиво и чай наше совместное путешествие. Как никак 1200км бок о бок одолели.
       Утром душевно попрощались. Обменялись сувенирами. Михал пообещал обязательно написать про меня в своем отчете (уже выложил). Спешить мне некуда. Я еще повалялся в палатке, потом неторопясь собрался и покатил по 1. Попутный ветер ощутимо подталкивает в спину. Миновал городок BLONDUOS, выехал к длиннющему фьорду HRUTAFJORDUR и вдоль берега еду в южном направлении. Дорога сегодняшнего дня не отобразилась в памяти чем-то ярким. Изрядно надоели тянущиеся вдоль нее проволочные изгороди. Про эти заборы я еще дома читал, когда готовился к поездке. Якобы сделаны они для того, чтобы милые овечки не выходили на проезжую часть. Мне кажется, что это из разряда сказок. На огороженных участках в несколько десятков гектаров пасется баран с двумя овцами ну и пара тройка лошадей. Да ладно если бы трава там росла, а то ведь бывает, что кроме шлака внутри ничего нет. В районе Геклы наблюдал картину как фермер вез сено своим овцам, чтобы те с голода не сдохли. Меня так и подмывает сказать про Исландию, что это страна за колючей проволокой. Изгороди тянутся на сотни и сотни километров. А ведь через каждые два метра еще и столбик деревянный стоит. Может поэтому и лесов на острове нет? Все деревья на столбики пошли. Сдается мне, что правительство раздает землю просто так всем желающим с единственным условием ведения на ней хоть какой-нибудь хозяйственной деятельности. Вот новоявленные землевладельцы и изображают из себя фермеров. А сам, в душе, надеется, что на его участке начнется извержение вулкана и он с этого сорвет куш. Иначе какова же будет себестоимость молока и мяса трех коров расположившихся на участке в сотню гектаров если хозяин уплатит налог на землю? Заночевать в этот раз мне пришлось на перевале. Стремительно опустившийся туман сделал опасным дальнейшее передвижение. Машины выныривают из молочной пелены в нескольких метрах. Напротив меня вершина TROLLAKIRKJA (в переводе как-будто - церковь троллей. Хотя какая церковь может быть у нечистой силы?). Я спустился под дорогу и поставил палатку возле протекающего ручья. Троллей ночью не видел, но замерз капитально. img60
       Когда утром спустился в долину, облачность прошла и стало жарить солнце. Еду вдоль реки NORDURA. Справа тянется горный массив, в котором выделяется вулкан BAULA своей острой вершиной. На пересечении с 50-й зашел в магазин при заправке. Для статистики в очередной раз убедился в отсутствии баллонов Cempingaz. Зато там продавались спальники и палатки Coleman. По всем признакам в Исландии рулит эта фирма. На этой развилке я оставляю 1. Сворачиваю налево и направляюсь по 50-й, а затем по 518-й мимо городка REYKHOLT. Это одно из культовых мест исландцев. В течение многих веков Рейкхольт являлся культурным центром страны. В 1206-1241 гг. здесь жил и работал великий исландский ученый-историк и государственный деятель Снорри Стурлуссон. В окрестностях полно горячих источников. Горная порода имеет различную окраску. От бирюзового до бурого. Мой путь лежит к местечку SURTSHELLIR. Я хочу посмотреть там на пещеры. Так называемые - лавовые трубки. Длинной они достигают нескольких километров. Ну а пока я, вскоре после Рейкхольта, сворачиваю посмотреть на парочку водопадов. HRAUNFOSSAR и BARNAFOSS. Они находятся рядом. Особенностью первого является то, что он вытекает из-под застывшей лавы. Думаю, что он по праву считается одним из красивейших водопадов. Спустившись немного вниз от обзорной площадки, я с удовольствием полежал на травке, наблюдая за ниспадающим потоком. Второй свое название (в переводе Детский водопад) получил после того, как в этом месте упали в воду два ребенка. Когда спустя какое-то время я вернулся к велосипеду, оставленному на стоянке, пожилой немец показал на спущенное колесо. Я чуть было не заподозрил его в злом умысле. Ну как же. Когда приехал, все было в порядке. Два часа отсутствовал и вот такая неприятность. Пришлось на виду у многочисленных зевак распаковываться и заниматься ремонтом. Подошедший немец предложил воспользоваться его велоаптечкой. Асфальт вскоре кончился, и я выехал к ферме KALMANSTUNGA. Дальше по 578-й. img62 img61 img64 К пещерам подъехал уже в наступающих сумерках. Кругом нагромождения лавы и ни единой души. Немного жутковато лезть в черные тоннели. Палатку поставил неподалеку, укрывшись от ветра за каменной глыбой.
       Утром двинул в обратный путь. За Калманстунгой свернул на 550-ю дорогу. Иначе она еще называется KALDIDALUR. В одном из путеводителей я прочитал, что эта высокогорная дорога в древние времена использовалась как кратчайший путь между северо-западной Исландией и парламентской долиной Тингвеллир. Высшая точка находится на высоте 727 метров над уровнем моря. Перед самым подъемом, справа, наблюдаю маленький водопадик с чудной лужайкой, усыпанной спелыми ягодами голубики. Идеальное место для стоянки. Дальше нет ни воды, ни травы. Только камни и ледники слева и справа. На перевале был насыпан курган из камней. Может тут обычай такой? img63 img67 img65 Кидать камень в общую кучу, когда оказываешься наверху. Не знаю. Но свой камешек я положил. Когда до Тингвеллира оставалось около 30-ти км., я увидел слева, недалеко от дороги, красный домик службы спасения. На карте он был обозначен. Такие домики мы неоднократно встречали на маршруте, да все как-то не приходилось внутрь заглядывать. Из путеводителей было известно, что там должно быть все необходимое, что может понадобиться в случае оказания экстренной помощи. Случаев таких не было вот и не получалось зайти. Да и встречались они нам то утром, то в полдень. Вобщем решил я посмотреть на внутреннее убранство. Тем более, что дело шло к вечеру. В домике был топчан с ватным спальником. На столе стояла кухонная плитка, кастрюля. Большой газовый баллон на цепи. На полках свечи, лампа керосиновая, две укомплектованные медицинские аптечки, набор продуктов, чай, кофе, соль, сахар. Вплоть до туалетной бумаги. В углу газовый обогреватель. Над ним, на веревках, пара шерстяных одеял. Над кухонным столом висело переговорное устройство. При нажатии на кнопку, следовало рассказать о своих проблемах и ждать помощь. Инструкция прилагалась. Электричества нет. Для обеспечения связи, снаружи, на стене домика закреплена панель солнечной батареи. Там же антенна. Вот в каком райском уголке я оказался. Первым делом решил помыться и постираться. Недалеко, в низинке, протекает ручей и я затарил все емкости которые нашел. Газ не жалел. Раз 5-6 кипятил в кастрюле воду. Ну а после приготовил ужин и начал читать отзывы посетителей этого убежища путешественников. img66 img68 На полке лежали две большие толстые тетради с записями. Публика со всего света. Последняя запись за два дня до моего появления. Русских нет никого. Исписал целый лист своих впечатлений от Исландии.
       Утром я продолжил спуск в долину. Дорога стала получше и номер у нее уже 52. А за несколько километров до Тингвеллира вобще асфальт начался. Здесь, на берегу озера PINGVALLAVATN, в длинном вулканическом разломе до 1800 года собирался для решения насущных вопросов древний исландский парламент - Альтинг. Очень много людей. Автобусы без конца подвозят экскурсантов. Мне эта сутолока совсем не по душе и я отправляюсь вдоль разлома по кромке берега. img70 Несколько раз приходится открывать калитки, чтобы проехать по узкой тропинке. Береговая линия плотно застроена частными владениями. Вскоре добрался до начала разлома и свернул вправо. Грунтовка выводит меня на 36-е шоссе. По нему еду до отворота на 48-ю дорогу. На картах ей присвоена вторая категория, но меня ждет приятная неожиданность. Свежий асфальт тянется до самого HVALFJORDUR (Китовый). Возле этого фьорда, на пересечении с 47-й, я и заночевал. img71 img72
       Утро порадовало отличной погодой. Очень тихо. Отлив обнажил берег и я, любопытствуя, спустился к воде. Прилепившиеся к камням водоросли и ракушки выглядят очень живописно. Машин на 47-й мало. Думаю, что это результат открытия подводного тоннеля, связавшего два берега. Кому охота пилить крюк в 50км. Ну, а я держу путь в долину BOTNSDALUR. img69 Здесь на реке BOTNSA находится самый высокий водопад Европы GLYMUR высотой 200 метров. Как всегда, оставил на парковке велосипед с вещами и пешком отправился по тропе, отмеченной желтыми камнями. Сквозной проход через пещеру, затем по перекинутому бревну и вперед по крутому склону. Сверху открывается чудесный вид. Я перешел вброд на другой берег, передохнул немного и начал спуск. Основная толпа туристов по этой стороне водопада и ходит. Внизу меня встретили заросли карликовых берез с изумительными лужайками среди них. img73 img74Зрелой голубикой все усыпано. Ни мошек, ни комаров. Я лег в траву и принялся губами срывать сладкие ягоды. Если бы не нужно было ехать, то обязательно остался бы в этом райском уголке на ночь. Но по плану стоянка у меня в старинном рыбацком городке AKRANES. А до него еще полста километров. Поэтому я продолжаю катить по 47-й вдоль берега фьорда. Когда достиг пересечения с очень загруженной в этом месте 1, меня ждал сюрприз. Стоял знак запрещающий далее проезд на велосипеде. Ну это уж ни в какие рамки. Нырнул под знак, немного проехал и отвернул вправо на 51-ю. Таким образом в Акранес я попал с тыла. Заночевал на берегу, с видом на океан. img77
       Следующий день, также, принес очередной сюрприз. Чтобы добраться до Рейкъявика, надо пересечь Китовый фьорд по подводному тоннелю. Когда я подъехал к нему, то из будки высунулся дедок, собирающий плату за проезд, и замахал руками. Нельзя, говорит, тебе на таком транспорте. Мои уговоры ни к чему не привели. 'Либо езжай в объезд (а это 100км), либо жди. Может кто перевезет'. Оставалось встать возле его будки ждать пока кто-нибудь не поможет. Водители останавливаются возле окошка, суют деньги деду и исчезают в тоннеле. Минут двадцать прошло, пока не появился подходящий пикапчик. Когда они остановились, дед сам попросил двух ребят, сидящих в кабине, перевезти меня. Один из них шустро заскочил в кузов, принял вел и кивнул мне на заднее сиденье. Когда я уселся и с облегчением произнес по русски - Спасибо, то оба рассмеялись. Неужели, говорят, русский? Да. А вы? Оказались поляки. Работают строителями. На другой стороне тепло попрощались, выгрузили меня и умчались по своим делам. img76 img75 А я поехал в сторону Рейкъявика. После трех недель странствий по Исландии город показался настоящим мегаполисом. Неудивительно. Ведь в нем живет половина населения страны. Всего лишь 200 лет назад здесь обитали три сотни человек, а сейчас уже 150 тысяч. Покружив по городу, я выехал к Hallgrimskirkja. Эта церковь отличается своей необычной формой. Говорят, что архитекторов к этому подтолкнуло созерцание водопада Свартифосс. Там также эффектно выделяются базальтовые колонны. Перед церковью стоит памятник викингу, первооткрывателю Америки Лейфу Эрикссону. Это подарок США в честь 1000-летия основания Альтинга. Начавшийся ливень решил переждать в информационном центре. Здесь можно купить сувениры, перекусить и набрать бесплатных буклетов. Позвонил Оле - девушке, которая вызвалась помочь в трудный период, когда у меня лопнула покрышка на южном побережье Исландии. Она жила рядом и приехала на велосипеде. Оказалась очень милой и скромной. Приехала из Омска. В Рейкъявике учится и работает. Проболтали с ней часа полтора пока дождь не кончился. На прощание подарил ей последний мешочек янтаря. Из города выбираюсь по 41-й дороге в сторону Кефлавика. Шоссе довольно оживленное и через 30км я ухожу вправо на 420-ю. Здесь, на берегу и останавливаюсь, созерцая в очередной раз океанский простор. img80
       Утром, проехав через деревушку VOGAR, опять вернулся на 41-ю. Заехал в кемпинг ALEX разузнать обстановку, цены. Завтра планирую заночевать здесь. А пока путь мой лежит на западное побережье Рейкъянеса в рыбацкий поселок GARDUR посмотреть на здешний маяк. Туда я добираюсь по 45-й. Передо мной безбрежный Атлантический океан. Хотя почему безбрежный? Если прямо, то через 800км Гренландия. А если взять чуть левее, то попадешь в Канаду через 3000км. Продолжая движение по 45-й проехал SANDGERDI и далее до маяка на ферме NYLENDA. Все. Дальше дороги нет. Возвращаюсь чуть назад и отворачиваю на свежепроложенную грунтовку. Вскоре попал на территорию американской военной базы. Пустая будка КПП и рядом такой же пустой ангар. img78 img79 Военные ушли отсюда год назад. Предупреждающие знаки еще остались. Палатку поставил на берегу тихой бухточки. Бетонная аппарель спускается в воду. Рядом расположены огневые точки, обложенные мешками с песком. Облазил всю местность в поисках каких нибудь американских 'сувениров'. Ведь 60 лет простояли вояки здесь. Ничего. Все подобрали за собой. В конце концов я попытался представить себя на месте какого-нибудь Джона. Как он стоит на скале и с тоской смотрит вдаль, вспоминая далекую Америку. Определил подходящее место и более внимательно стал смотреть под ноги. В расщелине что-то блеснуло. Через несколько минут монета в четверть доллара была у меня. Тут же на этом каменистом плато были россыпи стреляных гильз (никогда такие не видел) и куски пулеметной ленты. Так же меня удивило большое количество пустых панцирей морских ежей. Откуда? От воды высоко. Никак не могло их океанским прибоем сюда занести. А еще у основания обнаружил большой камень с выдолбленной надписью о чьем то присутствии тут в 1840-м году. img81
       Когда утром я вылез из палатки, то показалось, что местность немного изменилась. Так и есть. Вход в бухту стал совсем узкий. Бетонная дорожка удлиннилась на метров десять. Все ясно. Отлив обнажил береговую линию и чайки сгрудились возле кромки воды что-то высматривая. Мне тоже стало интересно и я спустился вниз. На черном песке лежали многочисленные панцири маленьких крабиков. Тут я понял каким образом морские ежи попали на каменную площадку. Птицы, просто напросто, сбрасывали их с высоты, чтобы разбить твердую скорлупу. Утренний туман рассеялся и я после завтрака, укрывшись от ветра за скалой, лег загорать. После полудня тронул в путь. Выехал на 44-ю. По ней я проезжал в день своего прилета. А затем на 41-ю. Все. Кольцо замкнулось. В кемпинг "ALEX" img83 img82 прибыл в пересменку. Вчерашние постояльцы почти все уже покинули поляну. Девчонки из обслуги наводили порядок. В крытой столовой стояло с десяток оставленных газовых баллонов. После уплаты 750 крон на ресепшене, пошел ставить палатку. При регистрации дают самоклеющийся стикер, на котором маркером пишутся даты приезда - отъезда. Вечером, в 9 часов ходит сотрудник кемпинга и проверяет нет ли должников. Так, что любители халявы могут смело разбить палатку после десяти-одиннадцати. Кемпинг мне очень понравился. В уплаченную сумму все включено. Под душем мойся сколько угодно долго, заряжай аккумуляторы к камерам и мобильникам, стирайся. И до аэропорта рукой подать. Есть камера хранения, где можно оставить ненужные вещи по приезду. Моими соседями оказались две молодые немки. Тоже путешествуют на велосипедах. Глядя на походку понимаю, что пришлось им не сладко. На следующий день пробездельничал до пересменки. Постиранная одежда просохла и я, весь чистенький и приятно пахнущий отправился в аэропорт. Скорее по привычке, чем необходимости разобрал велосипед (достаточно было снять педали и развернуть руль). Когда возился с велом, к автобусу вышла дневная смена аэродромной обслуги и я услышал оживленный польский говор. Ночью работают, в основном, афроисландцы. Вскоре подъехали знакомые 'лебедушки'- соседки по кемпингу. Помог им разобрать свой транспорт. Ночным, последним рейсом они улетали в Мюнхен. Мой же самолет на Берлин отправляется в семь утра. img84 В зале отправления висят предупреждения, что пассажирам, отправляющимся утренними рейсами оставаться на ночь запрещено. Когда началась регистрация на Мюнхен, подошедший сотрудник службы безопасности, указав на предупреждение, предложил покинуть помещение. Рядом со мной два парня с девушкой также ожидали берлинский рейс. Все мы немного растерялись. Я предложил перейти в зал прибытия, поскольку там грозных плакатов не было. До двух часов мы пребывали в относительном спокойствии, наблюдая прилетающую публику. Когда стал пустеть и этот зал, появился уже знакомый охранник и, не допускающим возражения тоном, приказал всем убраться, пообещав крупные неприятности. Мои доводы, что до регистрации осталось три часа не возымели действия. Немцы тихо скрылись куда-то, а я, собрав вещи, двинул на улицу. Хорошо хоть дождя нет. Температура около ноля. Вышел за пределы аэропорта, нашел укромную впадинку, распаковал спальник и залег в ожидании рассвета. Через несколько часов, подремав на свежем воздухе, отправился обратно. Регистрация уже началась. Половину очереди составляют поляки. Я попал к китаянке (а может вьетнамке). Она была явно удивлена, раскрыв мой паспорт. Девушка оказалась очень предупредительной. Прежде всего поинтересовалась где бы я хотел сидеть, потом сходила за тележкой и сама увезла велосипед в нестандартный багаж (за вел опять пришлось уплатить 20 евро). В дьюти-фри прикупил литровую бутылку (меньше не было) исландской картофельной водки с тмином-brennivin. Много читал раньше про нее. Оказалась совсем не страшная. В самолете сидел один на трех креслах. Это при том, что остальные места были заняты. В Берлине по прилету было +30. Одновременно с нами совершил посадку борт из Турции. Мы с любопытством рассматриваем друг друга пока идем до здания аэропорта. Те недоумевают над нашей теплой одеждой, а мне, лично, странно видеть полураздетых женщин. В Исландии, на маршруте, женщины встречались не раз, но внешне они мало отличались от мужчин. Набор, в основном, стандартный. Ботинки на толстой подошве, штаны, непромокаемые куртки и шапки. Унисекс - одним словом. Дальнейшую дорогу домой описывать не буду. Ничего примечательного. Правда, пока доехал до автовокзала, пришлось пол Берлина исколесить. Экипаж автобуса попался эстонский. За провоз вела заплатил десять евро. На следующий день, вечером, был дома. Встреча, объятия, подарки, воспоминания и т.д. и т.п. Я уехал из дома 16-го июля, а вернулся 14-го августа. На велосипеде по острову откатано 2300км. Этот отчет я пишу кидая, время от времени, взгляд на кусок лавы, лежащий перед монитором. Так легче вспоминается Исландия. Вернее некоторые детали путешествия. Забыть эту землю вулканов и ледников невозможно. Я уже начал скучать по ней....
      
  • Комментарии: 5, последний от 25/12/2008.
  • © Copyright Евлахов Михаил Васильевич (turist4475@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 84k. Статистика.
  • Вело:Европа
  • Оценка: 6.93*7  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка