Евлахов Михаил Васильевич: другие произведения.

Отчет: Из Литвы в Литву через Калининград

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 5, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Евлахов Михаил Васильевич (turist4475@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 23k. Статистика.
  • Отчет. Вело:Европа ,Прибалтика , Велосипед
  • Дата похода 09/05/2002
  • Маршрут: Литва - Калининград - Литва
  • Оценка: 4.94*12  Ваша оценка:


    Из Литвы в Литву через Калининградскую область.

       Я никогда не был на море. Наверное, этим и был определен маршрут моего велопутешествия. Да и желание посмотреть на жизнь одной из областей России, где я не был несколько лет. Поэтому взял я десять дней отпуска, выполнил профилактику своего старенького, проверенного временем "Туриста" и двинул в сторону Калининградской области. Надо сказать, что дороги Литвы меня интересовали мало, поэтому до границы с Россией я доехал на поездах пригородного сообщения. Итак...
      
       День первый. 7 мая 2002г.
      

    На пограничный переход Кибартай я прибыл в четвертом часу дня. Отдохнул немного после дизеля и в 16.00 поехал через границу. Переход для пешеходов и таких как я представляет из себя узкую дорожку, огороженную заборчиком. Машины проезжают в стороне. С литовскими пограничниками у меня никаких проблем не было. Поставили штамп в паспорте и вперед, к россиянам. Тут уже порядки построже. Надо остановиться за десять метров до окошка паспортного контроля и по одному подходить для проверки документов. Образовалась, даже, небольшая очередь, т.к. на каждого человека уходило 5-10 минут. Наконец подошел мой черед предстать перед пограничником. Тот долго сверял мою фотографию. "Повернитесь боком, снимите очки, наденьте очки, снимите очки, посмотрите мне в глаза". В таком духе продолжалось минут десять. Спросил цель приезда, маршрут и, сказав, - "Решили, значит, ударить велопробегом по российскому бездорожью", поставил штамп и отпустил меня. Здравствуй, Россия! Первым делом решил приобрести рублей, что оказалось непросто. Единственный обменник оказался закрыт. Обратился с вопросом по поводу обмена к мужчине, с которым стоял в очереди на контроль. Тот сказал, что обменник этот никогда не работал и порекомендовал обратиться к менялам. Связываться с ними я не стал и поехал от границы, в надежде найти по дороге официальное учреждение. Дорога, на мое удивление, неплохого качества. Проехал несколько километров и увидел слева зеленые вывески. Обрадовался, что сейчас решу финансовые вопросы, но, оказалось, здесь оформляют зеленые карты и страховки. Тем не менее, подъехал к копающемуся в машине пареньку и спросил насчет обмена. Тот порекомендовал зайти в один из домиков. Зайдя, увидел троих мужиков, расслаблявшихся за пивом. Поменял у них $20 и дальше в путь. Ехать решил пока не стемнеет, чтобы на следующий день меньше осталось до Калининграда. Проехал г. Нестеров. Указатели отсутствуют. Кругом поля. Воздух напоен запахами навоза и падали. Изредка встречаются оазисы в виде лесхозов. Одно из таких мест Гусевский лесхоз на 34-м километре. Оборудовано место для отдыха. В размеренном темпе въехал в Черняховск и по дороге выложенной булыжником пересек его. Проезжая села обратил внимание, что еду я постоянно по улице Калининградской. После 50км. хорошая дорога закончилась и я вспомнил слова пограничника про удар велопробегом по бездорожью. Дорога стала узкая, битая. Временами встречаются участки, выложенные булыжником. Проехал еще 30км. и стал высматривать место ночевки. Присмотрел подходящие кусты в стороне от дороги и свернул к ним. Распаковался, натянул веревку, продетую сквозь п/э рукав, внутрь спальник и набоковую.
      
       День второй. 8 мая 2002г.
      
       Ночь прошла спокойно. Утром короткие сборы и дальше в путь. Доехал до р.Глубокой, где привел себя в порядок и перекусил. После 90км. дорога опять стала неплохая. Километров за 20 до Калининграда заехал на заправку. Купил продуктов, сравнил цены с литовскими. Все стоит дешевле. В Калининград я въехал в 10 ч. утра На въезде в Калининград купил карты области и города т.к. эти вещи на заправках не продаются. Карта города составлена в 1995 году, но я не нахожу в ней нужных мне улиц.
    Кафедральный Собор
    Видно такими темпами развивается город, что картографы не поспевают. Ведь я в свободной экономической зоне . Проезжая по Московскому проспекту обратил внимание на полуразрушенное здание с полустертой надписью по-немецки, указывающей на то, что это была раньше аптека. Перед поездкой я нашел на городском сайте адреса мест, где можно остановиться на ночлег недорого, поэтому стал искать улицу Фрунзе 9, где должна была находиться турбаза "Omnitur". Нашел эту улицу и, начиная с больших номеров домов, поехал к ее началу. Добрался до дома ?11 и выехал на площадь, на которой находилось здание городской телерадиокомпании, находящейся на другой улице. Никто из прохожих слыхом не слыхивал ни про какую турбазу. Остановившаяся женщина, прогуливающаяся с ребенком в коляске, сама была сильно заинтригована отсутствием домов с нумерацией меньше 11 и вызвалась мне помочь в розысках. Долго мы с ней нарезали круги в поисках злополучного дома, звонили по указанному телефону (тот не отвечал), пока не встретили пожилую женщину, которая поведала о том, что домов этих не существует - они были разбомблены во время войны. Попрощался я с моей добровольной помощницей и отправился по следующему адресу. На плавучую гостиницу, расположенную на теплоходе "Чеботарев". Нашел довольно быстро, несмотря на отсутствие на карте набережной Петра Великого, где у этого т/х была стоянка. Свободные номера были и я за 260 руб. в сутки снял одноместный на два дня. Места общего пользования в коридоре. Для велосипеда мне отвели место в маленькой каморке. Принял душ, освежился и, переодевшись в цивильную одежду, пошел знакомиться с городом. Пройдя вдоль набережной, увидел маленький катерок, хозяин которого предложил экскурсию по реке Преголе. За 20 минут экскурсии без рассказов о местных достопримечательностях заплатил 25 рублей. После этого пошел на остров Канта осмотреть Кафедральный собор. Возле собора повстречал мужчину, который приглашал на экскурсию по Преголе, но уже с гидом. Времени достаточно, желание получить побольше информации присутствует, поэтому согласился еще на одну речную прогулку. Эта экскурсия оказалась гораздо содержательней, чем первая, да и катер оснащеннее. Женщина-гид была, видимо, влюблена в свой город и подробно обо всем рассказывала. Некоторые вещи меня удивили. Например, когда она рассказывала о бомбардировке английской авиацией Кенигсберга и показала разрушенную бомбой каменную набережную. Неужели за 60 лет не нашлось времени восстановить... Сложилось впечатление, что она, будь ее власть, потребовала бы у Англии компенсации за бомбардировку. Вернувшись к месту стоянки, я продолжил осмотр собора. Обратил внимание на цены на входные билеты. Для граждан России-15 руб., для иностранцев-54 руб. Как раз подошла экскурсия из Латвии, и их руководитель вступил в полемику со служителями музея по этому поводу. Русский язык я еще не забыл, поэтому прошел за россиянина. Осмотрел собор, постоял возле могилы Канта и направился в современную часть города. Она меня не очень впечатлила. Несмотря на предпраздничный день кругом были кучи мусора, особенно во дворах, которые источали неприятные запахи. Автомобильное движение кошмарное. Светофоров нет, на редких пешеходных переходах хозяин не пешеход, а автомобилист. Прошелся по Московскому проспекту и, зайдя в пару-тройку магазинов и купив местных газет, отправился в свое плавучее пристанище. В одном из магазинов я оказался невольным участником сценки. Витрины в нем еще советского образца. Высокие и закрытые. Когда меня обслуживала продавец, покупательница спросила, сколько стоит какой-то товар, лежащий за стеклом витрины, т.к. он был развернут от нее ценником. На это продавец рявкнула, что ей тоже не видно. Тогда покупательница, перегнувшись через витрину, отодвинула стекло и сама разобралась с ценой, вызвав новый приступ неудовольствия работницы прилавка.
       Вернувшись на теплоход, поужинал и почитал местную прессу (колонка объявления несет в себе массу информации). Ближе к ночи на пристань стали подъезжать машины. На "Чеботареве" расположено казино, бильярд, сауна. За окном громкие разговоры вперемежку с матом, но наездившись и находившись уже не до них. Пора отдыхать. Утром хочу по прохладе продолжить свое знакомство с Калининградом, т.к. днем сильно печет солнце.
      
       День третий. 9 мая 2002г.
      
       Утро. Проснулся от громких причитаний за окном одной из посетительниц местных увеселений по поводу утери ключа от квартиры. Позавтракал и в город. На улицах еще никого нет. Только курсанты милицейского училища собираются, чтобы проследовать для оцепления праздничной колонны. Накануне, в газете, я прочитал о праздничных мероприятиях и хочу заранее пройти по местам проведения, чтобы потом было проще ориентироваться. Поднявшись от набережной в центр, окунулся в прохладу парков и фонтанов. Центр города отличается от набережного района в лучшую сторону. Видимо сказывается присутствие здания администрации Калининграда. К 10 часам, возле к/т "Россия" стали собираться участники праздничного шествия. Ветераны в орденах и медалях с цветами в руках, члены ВКП(б) с плакатами и фотографиями В.И. Ленина и И.В. Сталина, а также "афганцы", "чеченцы", ОМОН, "че геварцы", "путинцы", пионеры и даже казаки с плетками за голенищами сапог. Все поздравляют друг друга с праздником. Наконец заиграл военный оркестр и колонна начала шествие для возложения цветов к памятнику 1200 гвардейцам, погибшим при освобождении Кенигсберга.
    Путешествие по Преголе
    После возложения цветов праздник продолжился на площади Василевского. Прошелся до нее пешком километра два. Обратил внимание на бомжа, который сидел на одном из перекрестков и громко кричал здравницу В. В. Путину. Успел на прохождение рот почетного караула, после чего началась торжественная часть. Последовали выступления губернатора, мэра, представителя президента и командующего Балтфлота. Из речи губернатора отметил про себя слова о скором достижении уровня жизни в области уровней соседей (Литвы и Польши). После этого начались выступления участников художественной самодеятельности. Вышел хор ветеранов и одна из женщин, участница штурма Кенигсберга, рассказала немного о штурме, о своей жизни. Закончила она свою речь словами- Да здравствует наш самый лучший, самый любимый (у меня в голове, как само собой разумеещееся-Калининград) Владимир Владимирович Путин. Все аплодируют. Солнце к тому времени поднялось в зенит. Жарко, но сесть некуда. Скамеек нет. Вокруг площади разместились торговые палатки от военторга, предлагающие прохладительные напитки и закуски. Возле палаток стоят столы, но стулья забрали зрители. Купив в одной из палаток, стоящей в тени, пиво, пошел к полевой кухне отведать каши. Возле нее еще можно было сесть. Военные с семьями расположились за сценой в тени деревьев. Не успел к каше приступить, как подбегают два солдатика и просят пересесть за другой стол. Мой приглянулся одному из офицеров. Пока ел все остальные стулья унесли, и рядом топчется мужик бедолага с тарелкой, ждет меня. Наскоро запихал в себя кашу, запил пивом и пошел с этого мероприятия гулять по городу. Давно уже хотел позвонить домой сообщить о себе, но нигде не видел телефонов. Те, что есть, только по городу. Проходя мимо гостиницы "Калининград" подумал, что тут то должен быть международный телефон. Действительно, есть переговорный пункт с кабинами. Закончив разговор, подходишь к стойке и тебе говорят сколько платить. Поговорив с Висагинасом, вышел опять в пекло. Народ кучкуется группами возле городских водоемов. Что-то я уже находился. Купил пива и на теплоход. Жара невмоготу. Принял душ и прилег отдохнуть. Вечером сходил в близлежащий частный магазин "Вектра". Ассортимент неплохой. Пиво представлено различных сортов. Есть даже литовские сорта, не говоря о московских, питерских и т.д. На салют не пошел. Наблюдал с палубы. Показалось, что в Висагинасе, на "кантри-фестивале" салют гораздо лучше. Вот и день закончился. Завтра с утра в путь дорогу.
      
      
       День четвертый. 10 мая 2002г.
      
       Рано утром сдал ключ от своего кубрика и через порт, вдоль набережной взял курс на г. Светлый. Дорога проходит через лес. Проехав километров 15 наблюдаю справа кладбище, с которого ко мне с громким рычанием бросаются две огромные овчарки. Умные животные. Одна мчится наперерез, а вторая отсекает дорогу назад. Пришлось поднажать на педали. Проехав еще несколько километров, встречаю двух девушек, которые интересуются в какой стороне Калининград. Не останавливаясь, машу рукой за спину и качу дальше. Воздух свеж, машин нет. Время 6 часов утра. Проехал памятник А. Космодемьянскому. За г. Взморье развилка на Балтийск и на Светлый. Свернул на Светлый. На въезде в город меня встретил выцветший, облупившийся плакат - Твой город - твой дом, заботься о нем.
       Дорога в безобразном состоянии. Вся битая и в ямах. Появляющийся на улицах народ видимо отходит от вчерашнего праздника. Проехал вдоль весь город и асфальт кончился. Начинается мелкая гравийка. У женщин, сидевших возле обочины в ожидании автобуса, спросил про дорогу на Приморск и они направили меня в сторону леса. Подъехав к тому увидел, что влево и вправо идут ограждения колючей проволоки. Прямо передо мной плакат с предупреждающими надписями на английском, немецком и русском языках о том, что это охраняемая зона и иностранцам путь сюда закрыт. Меня не прельщала перспектива быть задержанным военным патрулем, и я вернулся к женщинам уточнить дорогу. Те очень удивились, вновь увидев меня и стали уверять, что ничего опасного нет, только с дороги не надо сворачивать и не заезжать в воинские части расположенные в этом лесу. Выбора у меня не было и, понадеявшись на удачу, поехал в Приморск через Балтийский Лес. Не останавливаясь, пересек его и выехал на берег бухты Приморской. Местность довольно болотистая. Дорога выложена из камней. Местами булыжников нет. Впечатление, что в это место падал снаряд или бомба, а воронку просто засыпали землей. Попадаются полуразрушенные доты. Приморск оставил впечатление как чистенький, уютный городок. Зато село Дивное, по дороге на Янтарный, запомнилось разрушенным хозяйством как после той английской бомбардировки. Дорога до Янтарного хорошая, машин мало, правда от моря я отдалился. Уже в Янтарном, заехав в магазин заправиться, я поинтересовался у продавщицы - где же море? На что, смеясь, она отправила меня за угол ближайшего дома. Вот оно! Передо мной простиралась Балтика. Спустившись по бетонной дорожке к берегу, с трудом миновав песчаные дюны, я выбрался к воде. Скинул кроссовки, обмыл колеса своего железного коня в набегающей волне. Маленько отдохнув, решаю путь держать на поселок Донское. Вот, где проверяется техника. Дорога выложена булыжником. Такого количества дорог выложенных камнем я еще нигде не встречал. Донское представляет из себя маленький провинциальный поселок с одно-, двухэтажными домами, где, как я понял в основном проживают военные.
    На  Чеботареве
    Из Донского на Светлогорск идет две дороги. Короткую мне преградил шлагбаум за которым ничего видно не было, но рядом висел плакат, извещающий о том, что на территорию аэродрома въезд на личном транспорте запрещен. Ну что же. Сворачиваю на бетонку. Замечаю слева ряды недостроенных личных гаражей. Все заросло бурьяном. Дальше стоят в поле штук двадцать коробок двухэтажных коттеджей. Тоже все брошено. Кругом запустение. Чем ближе к Светлогорску, тем больше стали проявляться признаки цивилизации. Появились турбазы, кемпинги. Светлогорск оставил впечатление большого больничного городка. Еще бы прохожих в пижамы одеть. Кругом тишина и умиротворенность. На выезде из города много машин. На ближайшем перекрестке принимаю решение свернуть на пос. Пионерский, чтобы по берегу добраться до Зеленоградска. В Пионерском меня отговаривают от этой затеи - идет ремонт дороги и приходится опять вернуться на зеленоградскую трассу, правда другим маршрутом. На подъезде к Зеленоградску обращаю внимание на ветряные генераторы. Их около двадцати. Ветер дует постоянно, но, к сожалению, мне навстречу. Зеленоградск, в отличие от Светлогорска довольно оживленный город. Проезжаю его вдоль и устремляюсь на Куршскую косу. На въезде стоит пост. Туристы на автомобилях покупают билеты, а я могу бесплатно. Дорога отличная, природа прекрасная. Мигом долетел до пос. Лесной. Там остановился у информационного центра, в надежде получить проспекты и буклеты о местах отдыха, но он оказался закрыт. Одна из женщин, стоявших на остановке, оказалась зам. директора местного дома отдыха и вкратце рассказала, где можно остановиться. У нее места были. Стоит 100 руб. за место. Чем дальше к границе, тем будет дороже. Можно было бы остановиться в Лесном, но я находился в Калининградской области уже четвертый день, а без регистрации мне можно только три. И, хоть праздничные дни в этот срок не входят, сомнения оставались. Поэтому решил доехать до границы и там спросить у пограничников т.к. российские законы не предсказуемы. В 8 часов вечера подъехал к пограничному посту. Дали мне еще сутки пребывания на территории России и я поехал в близлежащий поселок Морское, где, по данным официального калининградского сайта можно недорого переночевать. Прибыв на турбазу, зашел к администратору и мне предложили двухместный домик за $48. Не выказав удивления ценами и, сославшись, что я один и вынужден отказаться, спросил насчет ужина. Без проблем. Скоро передо мной стояли тарелки с аппетитной ухой, пельменями и сто грамм хорошей водки. Как-никак прощальный ужин в России. Отужинав, отправился в дюны, на берег. Посмотрел как солнце садится в море, достал свой спальник и под шум набегающих волн уснул. В этот день я проехал 200 км.
      
       День пятый. 11 мая 2002г.
      
       Проснулся в пять часов, собрался и в путь. На предварительном пограничном посту вчерашний воин выписал мне талон, с которым я еду до постов таможенного и паспортного контроля. Каждый из них проставляет в этом талоне печати и на выезде его сдаю. Прощай Россия. На литовской стороне тишина. Время на час меньше, чем на российской территории. Наконец подошел пограничник. Проверил паспорт, спросил насчет спиртного и сигарет и я в Литве. Подъехав к Ниде, увидел велосипедные дорожки и свернул к морю. Стоящий телефон, с которого мог позвонить куда угодно, я воспринял как чудо. Как и туалеты. По дощатым настилам проехал на вершину дюны, оставил велосипед на смотровой площадке возле киоска по продаже всяких мелочей и спустился по деревянной лестнице на берег, где умылся и привел себя в порядок. Так подробно я пишу потому, что после российской половины Куршской косы, на литовской любая незначительная деталь, к которой все привыкли, бросалась в глаза. Проехав километров двадцать я увидел на стоянке карту из которой следовало, что неподалеку находится одна из самых высоких дюн. Упускать такую возможность я не стал, свернул вправо и по дорожке доехал до начала песков. Дальше дорожка была выложена дощатыми щитами, по которым я добрался почти до вершины. Оставил велосипед и дальше, утопая по щиколотку, пошел пешком. Вспомнились рассказы, что где-то здесь снимали "Белое солнце пустыни". Это было бы неудивительно. Вокруг простираются барханы из песка. Виднеется море. Полюбовавшись, спустился вниз и опять в дорогу. Незадолго до JUODKRANT увидел слева указатель на смотровую площадку. Поднявшись на нее, залюбовался открывшимся видом. Лес, дюны, море и Куршский залив. Никакой суеты. Птицы поют, благодать. Проехал чуть дальше, опять смотровая площадка. Спешить мне некуда. Я и сюда поднимусь. Поднялся по деревянной лестнице и обомлел. Передо мной стоял мертвый, высохший лес с тучами птиц, гнездящимися в вершинах деревьев. JUODKRANT мне очень понравился. Очень симпатичный, чистый и уютный городок. А его набережная выходящая на Куршский залив выше всяких похвал. Начали попадаться велосипедисты. Надо сказать, что пока я ехал по России я не встречал велотуристов. А тут и по одному, и группами с детьми. Проехал полицейский пост. До Клайпеды осталось шесть километров. Подъехав к переправе увидел, что стоит паром и вместе с каким-то рыбаком прошел на него. Поинтересовался сколько стоит проезд. Говорит бесплатно. Платят только те, кто переправляет машины. Из Клайпеды путь на Палангу. Приехал в Палангу и сразу к морю. Выехал на пляж и вдоль кромки берега еду осматриваю, где бы мне остановиться. Народу много. Вдруг замечаю на дюне обнаженную женщину. Посмотрел перед собой, а я оказывается заехал на пляж натуристов. Разворачиваюсь и еду обратно. Нашел место наверху дюн и расположился на отдых. Солнце печет, но море холодное. Под вечер съездил в город, купил продуктов на ужин и вернулся на обжитую "сковородку". В очередной раз посмотрел морской закат, расстелил спальник и набоковую. За день проехал 100 километров.
      
       День шестой. 12 мая 2002г.
      
       Ночь прошла не очень хорошо. Рядом до трех часов гуляла компания. Проснулся не выспавшимся. Пора ехать к дому. Доехал до Кретинги, где купил билет на дизель до Радвилишкиса. Отправление в 8 часов. Прибыл в 11.15. Следующий дизель до Рокишкиса будет в 17.00. Ждать его не стал и поехал до Паневежиса, через который он проезжает, своим ходом. В этих местах я никогда не был. Кругом поля, поля. Леса очень мало. Километров за шесть до Паневежиса началась велосипедная дорожка. Город мне понравился. Очень много велосипедистов. Повсюду дорожки для них проложены. Да и вообще симпатичный город. Нашел ж/д вокзал. До дизеля еще два часа. Вокзал очень большой, но пустой. Многие поезда сняты. Остался только дизель Шауляй - Рокишкис, который проходит два раза в день. Судя из окна, от Паневежиса пошли леса. Природа глаз радует. В Рокишкис приехал в 20.00. Решаю ехать на велосипеде пока не стемнеет. Курс на Обеляй. Дорога хорошая, отремонтированная. Машин практически нет. Проехал Обеляй и через несколько километров свернул в лес. Стало совсем темно. Развернул свой п/э рукав, кинул внутрь спальник и, не обращая внимания на доносящиеся из леса звуки уснул.
       За этот день своим ходом проехал 100 километров.
      
       День седьмой. 13 мая 2002г.
      
       Хорошо выспался и по утренней прохладе покатил дальше. Впереди Зарасай. Дорога для велосипеда не очень удобная, спуски и подъемы, но, зато, какая вокруг природа. Проживая здесь, как-то не особенно это замечаешь. Проехал Зарасай. Город только просыпается. Дальше по дороге на Дукштас. На границе Игналинского района свернул к оз.Трилипис, где освежился и привел себя в порядок. И вот, я уже на ж/д станции Пасмальвес, откуда неделю назад началось мое путешествие. На спидометре 611 км. А у меня остается масса впечатлений и твердая уверенность, что лучше нашего края нет.
      
      
       Михаил Евлахов
       2002 г.
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Евлахов Михаил Васильевич (turist4475@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 23k. Статистика.
  • Вело:Европа
  • Оценка: 4.94*12  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка