Федоров Максим Станиславович: другие произведения.

Отчет: Утулик-2001

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Федоров Максим Станиславович
  • Обновлено: 18/04/2006. 73k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Саян восточный , 105 км , 4 к/с , К2
  • Дата похода 15/08/2001 {19 дн}
  • Маршрут: г.Москва - г.Слюдянка - Гмс Хамар-дабан - Устье р.Спусковая - р.Утулик (сплав) - ст. Утулик - г.Иркутск - г.Москва.
  •  Ваша оценка:

    ОТЧЕТ

    о водном походе четвертой категории сложности
    по реке Утулик (Хамар-Дабан),совершенном с 15 августа по 3 сентября 2001 г.,
    группой туристов г. Москвы.

    Руководитель:Федоров М.С.
    Маршрутная книжка: 1/4-417
    Адрес руководителя:г. Москва, ул. Пестеля, д.8, кв. 283

    Москва 2001


    Содержание отчета

    1. Паспорт маршрута
    2. Сведения о районе путешествия
    3. Основные препятствия
    4. Состав группы
    5. Состав экипажей, суда
    6. Общая идея похода
    7. Варианты подъезда и отъезда
    8. Аварийные выходы
    9. График движения
    10. Описание прохождения маршрута -дневник
    11. Потенциально опасные участки на маршруте
    12. Наиболее интересные природные и исторические объекты
    13. Групповое и личное снаряжение
    14. Погодные условия
    15. Финансовые затраты
    16. Итоги, выводы и рекомендации
    17. Лоция маршрута
    18. Карта маршрута

    Паспорт маршрута

    Вид туризма Водный
    Район путешествия Хамар-Дабан (Саяны).
    Категория сложности четвертая
    Число участников 6
    Сроки проведения 15 августа - 3 сентября 2001 г.
    Продолжительность похода 19 дней
    Протяженность маршрута 105 км (пешая + водная части)
    Уровень воды Средний, чуть ниже среднего
    Средства сплава Катамаран-2, катамаран-4

    Маршрут группы:
    г. Москва - г. Слюдянка - гмс Хамар-Дабан - устье р. Спусковая - р. Утулик (сплав) - ст. Утулик - г. Иркутск - г. Москва.

    Маршрут утвердила МКК 01 августа 2001г.,
    в составе: Рязанский, Солода, Потемкин

    МКК рассмотрела отчет и признала, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут соответствует четвертой категории сложности.

    Отчет использовать в библиотеке МКК.

    Сведения о районе путешествия

    Расположенный в Южном Прибайкалье хребет Хамар-Дабан представляет собой сильно расчлененную горную систему, занимающую площадь свыше 30 тыс. кв. км., и относящуюся административно к Бурятии и Иркутской области. Хребет имеет субширотное направление и состоит из нескольких ветвей: Хамар-Дабана, Хангарульского хребта и Малого Хамар-Дабана.

    Генетически район близко связан с Восточным Саяном, являясь северо-восточным окончанием единого складчатого образования, лишь в последнее время отделенным Байкало-Хубсугульским разломом. Как и Восточный Саян, Хамар-Дабан сформировался в три Этапа. Около 200 млн. лет назад произошло поднятие обширных территорий. Образовавшиеся горы затем интенсивно разрушались и были выровнены в единую, почти плоскую поверхность-пенеплен. Наконец в период новейшего горообразования пенеплен был во многих местах прорван выходом базальтовых расплавов. Лавовые потоки заняли значительную часть Хамар-Дабана и Саян. Одновременные интенсивные поднятия всей области как целого дали толчок очередному периоду действия разрушительных рельефообразующих сил. Последний Этап по времени совпал с процессом проваливания Байкальской впадины, к которой приурочены озеро Байкал, Тункинская долина и озеро Хубсугул. Запоздалое образование горных хребтов с обеих сторон Байкальской впадины послужило основанием для предположения, что их поднятие зависело от предварительного большого углубления озерной впадины. Горные хребты рядом с Байкалом, Включая хребты Хамар-Дабана, являются тектоническими противоподнятиями.

    Наряду с общими для всей территории горообразования процессами, в Хамар-Дабане, по мере формирования Байкала, все отчетливее проявлялись специфические особенности, связанные с влиянием водного бассейна на весь комплекс рельефообразующих факторов. В результате горные сооружения Хамар-Дабана, ориентированные в субширотном направлении, привели к резкому размежеванию территории Южного Прибайкалья на подобласти Байкальского склона и Южного склона с характерным для каждой подобласти климатом. Байкальский склон имеет сильно смягченный континентальный климат.

    В зимнее время подобласть включается в общий сибирский антициклон, имеющий общеконтинентальное значение. В переходные сезоны и в особенности в летнее время климат соответствует типично приморским районам при существенно более низкой средней температуре. Южный склон почти полностью сохраняет континентальный климат и в летний период, что является причиной формирования лесостепного, степного и полупустынного ландшафтов, в то время как Байкальский склон целиком относится к горно-таежному ландшафту. Смягчающая роль Байкала в климатообразовании Байкальского склона способствовала сохранению здесь нескольких десятков представителей доледниковой флоры, что в свою очередь позволяет ботаникам отнести Эту часть Хамар-Дабана к зоне холодных субтропиков.

    Существенное различие двух подобластей ярко иллюстрирует распределение осадков по месяцам по данным расположенных здесь метеостанцией "Хамар-Дабан" в верховьях реки Слюдянка (1442м) и "То-рей" в бассейне реки Джида (758м). Высота Этих пунктов над уровнем моря соответствует общему понижению рельефа с запада на восток и является типичной для данной подобласти.

    Станция ср. год
    кол-во
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    Хамар-
    Дабан
    1309 30 26 30 35 107 215 350 280 130 42 43 21
    Торей 310 1 2 3 6 18 65 98 68 33 7 5 4

    Это средние многолетние данные. За последние десять лет максимумы для байкальского и южного склонов составили соответственно 2100 и 450 мм за год, а для июля 520 и 150 мм.

    Такая разница в уровне осадков привела к тому, что реки Байкальского склона существенно глубже врезали свои долины, образовав множество каньонов и вскрыв глубинные водоносные горизонты. На Байкальском склоне сформировался типичный для молодых гор режим разработки речных долин с двумя наиболее характерными закономерностями. Уклон реки возрастает с уменьшением площади водосбора. Начиная с определенного уклона, при ливневых паводках формируются селевые потоки, которые могут сохранять разрушительную силу вплоть до устьевых участков. Наиболее значительный среднегодовой расход воды имеет река Снежная (53, 4м/с). Далее следует река Зун-Мурин (48, 7м/с), р. Джида (39. 4), р. Темник (34. 6)р. Хара-Мурин (22. 7), р. Утулик (16, 9).

    Реки Джида, Зун-Мурин и Темник по уклону, расходу воды, характеру речных долин, количеству и типу препятствий имеют достаточно близкие аналоги в Восточных Саянах и относятся в различных вариантах ко 2-5 категории сложности. Три реки байкальского склона: Хара-Мурин, Утулик и, в нижнем течении Снежная, представляют собой уникальное природное образование.

    Наиболее высокой частью Хамар-Дабана является одна из трех ветвей складчатой системы - Хангарульский хребет (голец Ургужеевский 2754 м). Хребет Хамар-Дабан, давший название району имеет более 10 вершин выше 2300м. Среди них наиболее известна г. Хан-Ула (2374м). Хребет Малый Хамар-Дабан, расположенный в подобласти Южного склона с высотой 1700 метров в отличие от первых двух хребтов имеет сглаженный рельеф.

    Особенностью района является положение транспортных магистралей, окаймляющих с трех сторон горную провинцию, которая пересекается лишь вьючными тропами. С северо-запада удобные подъезды связаны с дорогой Слюдянка-Монды. Северные границы района совпадают с берегом Байкала и Кругобайкальской железной дорогой. С юга удобной магистралью является автодорога Джида-Закаменск с ответвлениями на поселки Армак, Алцак, Баян-Гол, Санага, Утата, Дала-хай. Наиболее известные тропы проходят по древним караванным путям, проложенным во времена, когда берег Байкала представлял наиболее сложный участок пути с запада на восток. Это тропы Жемчужная, а позднее Веселовская, от пос. Жемчуг в долину реки Джида. (Проходит через верховья р. Зун-Мурин), "Чайный тракт", а позднее Старо-Комарская дорога от г. Слюдянка до р. Утулик. Далее по реке Шибутай, через озеро Патовое в долину реки Снежная. Лангатуйская тропа, или Игумновский почтовый тракт, от пос. Мурино, по р. Лангатуй, в долину реки Снежная. В прошлом к Этим тропам были приурочены небольшие хутора, наиболее известный из которых Байри на р. Снежной.

    Протяженность маршрутов, пересекающих Хамар-Дабан невелика, всего около 100-120 км. Однако пеший выход из центральной части района по бестропью сопряжен с трудностями т. к. долины рек врезаны на байкальском склоне до 600-1000 метров. Заметные тропы поддерживаются местными рыбаками и ягодниками.

    Растительность в основном представлена горной тайгой. В сложении лесов принимают участие сосна Сибирская, Даурская, лиственница, ель сибирская, пихта, береза, тополь, осина, кедр сибирский. Преобладают хвойные леса.

    На склонах обращенных к Байкалу граница леса проходит на высоте 1100м. Северные склоны хребтов покрыты горно-таежными лесами, преимущественно темнохвойной тайгой. На западных и южных частях хребтов растут кедрово-лиственные и лиственные леса. В верхней части пояса леса часто заболочены, в подлесках преобладают багульник, береза, ива, рододендрон.

    Вблизи верхней границы леса, на высоте 1600-1700 метров, леса сильно редеют и сменяются предольцовым редколесьем с зарослями кедрового стланика, круглолистной березки и рододендрона.

    Для гольцовой зоны характерны небольшие кустики кедрового стланика. Изредка встречаются участки субальпийских и альпийских лугов с пышным разнообразием травянистого покрова.

    В тайге много ягод и плодов растений. Это черная и красная смородина, дикий лук и чеснок, ревень, кедровый орех, жимолость, шиповник, малина, голубика, брусника и черника. Во второй половине лета бывает много грибов.

    Малая населенность края, труднопроходимая тайга создают условия для огромного разнообразия животных и птиц. В тайге водится медведь, лось, косуля, кабарга, кабан, рысь, волк и горный козел. В реках в изобилии водится рыба: Хариус, Ленок, Таймень.

    На маршруте группа постоянно пользовалась дарами природы, которые составили серьезную добавку к пищевому рациону.

    Хамар-Дабан с конца 50х годов стал местом проведения массовых походов выходного дня и туриад. Наиболее популярными стали районы пика Черского, реки Бабхи и пика Порожистого. К Этому периоду относятся первые путешествия 1-5 к. с. Первый водный маршрут, зафиксированный Иркутской МКК - прохождение на деревянных плотах р. Темник от устья реки В. Хандагайта в мае 1965 г. в условиях завершения ледохода. В конце 60-х годов в районе проложены первые лыжные маршруты 2-5к. с.

    С конца 70х годов Хамар-Дабан полностью вовлечен в орбиту самодеятельного туризма, особенно с освоением водных маршрутов практически по всем рекам. Тем не менее, многие интереснейшие объекты посещаются не каждый год.

    Объективными причинами того, что расположенный рядом с удобными подъездными путями горный район Хамар-Дабан еще недостаточно популярен, является, в первую очередь, высокое количество осадков в летнее время, частые дожди ливневого и затяжного характера, низкие температуры в июле - августе. Однако не следует забывать, что именно эти климатические особенности определяют уникальность растительного мира района.

    В период похода, с 19 августа по 1 сентября погода была солнечная и теплая, (было всего 2 дня с мелко моросящим дождем). Это подтверждает сведения от других групп, ходивших в этот период в данный район, что после середины августа устанавливается хорошая погода на 2-3 недели.

    Основные препятствия

    Описания порогов приведены в лоции (п. 12 отчета), уровень воды (средний) соответствовал ей.

    Вид препятствия К. с. Длина Характеристика препятствия Путь
    прохождения
    п 16
    Рассохинский
    5 150 Образован крупными валунами Начинается на плавном левом повороте. Чалка с левой стороны в конце п. 15. В пороге 3 основных слива, которые однозначно пройдены быть не могут - все зависит от уровня воды Проход по центру
    п. 26
    Раздельный
    5 150 Состоит из двух ступеней. Характерен наличием мощной струи в конце порога и сильного навала воды, без отбоя, на валун. Лавировка в скальных берегах
    п. 28
    Чижик
    5 200 Наиболее сложное препятствие на маршруте. Ориентир: перед левым поворотом ручей справа. Разведка слева, страховка и съемка справа. Порог делится на две ступени. Первая ступень - лавировка между крупными камнями за левым поворотом. После короткого и мощного быстротока начинается вторая, более сложная ступень Начинается навалом струи на левобережный огромный валун. Затем струя перескакивает через гряду подводных и обливных камней, образуя мощный(1. 5м. ) слив с бочкой. Лавировка между камнями. За левым поворотом проход вправо.
    п 37.
    Трехкаскадный
    5 150 Состоит из трех ступеней: Первая ступень слив до 1м. в центре зуб. Вторая ступень образована тремя валунами, между ними зигзагообразный проход Третья ступень расп. в 30 м. ниже второй и представляет собой узкий извилистый слив под левым берегом. Заход под левым берегом
    п 53
    Траверс
    5 1000 Состоит из двух ступеней. Первая ступень похожа на п 44 но короче. За первой ступенью плес, чалились на него для разведки второй ступени. В ней струя проходит через центральный полуобливной камень наваливает на скалу с левого берега.
    п 54
    Гротовый
    5 250 Расположен на прямом участке, завален валунами. Порог начинается от левого ручья. Заход в порог чистый затем струя уходит через гряду мелких камней вправо, где основная струя, обмывая крупные валуны, образует ряд сливов высотой 0. 8 м. с бочками. На выходе вода ударяясь о стенку поворачивает вправо, образуется косой отбойный вал и уходит в ворота между скальной стенкой и огромным валуном справа. Заход в первой трети левой стороны
    п 55
    Трек
    5 150 Расположен на левом повороте русла. В русле 2 огромных валуна. Основная струя бьет в правый карман, образуя сильный прижим без отбоя в первой части и с отбоем во второй. В левой части русла струя несколько слабее.. Проход влево.
    п. 66
    Мангутайский
    5 150 Самый сложный. Образован несколькими рядами надводных и подводных валунов. Вода в русле пробивается сквозь валунник по всей ширине. Основная струя с левой трети русла постепенно уходит к правой скальной стенке и образует два мощных слива до 1. 5м. с навалом на правобережные валуны. Чалиться на левой песчаной отмели. Заход по центру с переходом в правую струю
    п. 68
    Зев
    По существу это мощная шивера со множеством ворот и сливов до 1м. Расположен после правого поворота на прямом участке. Проход по основной струе.
    п 72
    Большой порог
    5 100 Имеет два слива высотой 1. 5м. и 2м. разделенных между собой быстротоком 30м. В сливе косой вал мощный. Страховка съемка с правой стороны. Заход по центру со смещением влево, затем вправо
    п 90
    Малый порог
    150 Начинается на крутом левом повороте. Просмотр по правому берегу. После разгонной шиверы на правом плавном повороте ряд мощных сливов до 1 метра вдоль скал левого берега. Проход по правой части основной струи

    Состав группы

    Љ
    п/п
    Фамилия, Имя,
    Отчество
    Год
    рожд.
    Место работы,
    должность
    Туристическая
    подготовка
    Обязанности в группе
    1 Федоров Максим
    Станиславович
    1969 ЗАО "Аэрософт"
    Администратор
    локальной сети
    Умба - 3р
    Пшиха (Пши-хашка) - 3у
    Руководитель
    2. Бурова
    Ксения
    Александровна
    1982 Институт
    Молодежи,
    Студентка
    Умба - 3у
    Пшиха (Пши-хашка)
    - 3у
    Завхоз
    3. Дрожжин
    Дмитрий
    Юрьевич
    1977 Страх. Общ.
    "Ренессанс"
    Пшиха (Пши-хашка) - 3у Фотограф
    4. Панкова
    Анастасия
    Геннадьевна
    1982 РГМУ,
    Студентка
    Умба - 3у
    Пшиха (Пши-хашка)
    - 3у
    Врач
    5. Лупанин
    Артем
    Викторович
    1983 МТУСИ,
    Студент
    Кица - 3у
    Мста - 2у
    Хронолог
    6. Попов
    Андрей
    Юрьевич
    1974 СГУП,
    "Мосфинагенство"
    эксперт
    Охта-Кемь - 3у Реммастер

    Состав экипажей, суда

    1. Катамаран - 2 Рапира,
    Водоизмещение (с наплывами): 1500 кг Длина 3,5 м
    Ширина става 1,9 м
    Рама продольны: кедр
    Вязка продолин к баллонам: реп д. 4 мм
    Рама поперечины: ель
    Вязка поперечин к баллонам стропа ш. 30 мм
    Максим - командир
    Ксения - матрос
    2. Катамаран - 4
    Самодельный (без названия)
    Водоизмещение 3500 кг
    Длина 5,5 м
    Ширина става 2,2 м
    Рама продольны: ель.
    Вязка продолин к баллонам: стропа ш. 45 мм
    Рама поперечины: ель.
    Вязка поперечин к баллонам стропа ш. 45 мм
    Дмитрий - капитан
    Андрей - матрос
    Артем - матрос
    Анастасия - матрос

    Общая идея похода

    Целью и основной идеей похода было повысить свое спортивное мастерство, познакомиться с новым краем, отдохнуть в красивых местах, на дикой природе, вдали от городов, интересно провести свои отпуска и каникулы в дружной и веселой компании.

    Варианты подъезда и отъезда

    До станции Слюдянка можно доехать поездами, идущими в Читу. Можно доехать/долететь до Иркутска и оттуда доехать до Слюдянки на электричке (ходят редко) или на автотранспорте (обойдется рулей в 800 на группу). От Слюдянки можно еще проехать на машине до бродов через р. Слюдянка: если на Урале то почти до конца дороги, если на машине попроще - то до 4 брода максимум. Далее пешая часть.

    Из Утулика можно на электричке доехать до Слюдянки (мы проехали на машине за 100р. всего) и оттуда на поезде в Москву. Можно дальше в Иркутск если на машине - обходится в 150р. с человека, меньше практически нереально. Электричка из Утулика в Иркутск идет в 23:20, из Утулика в Слюдянку - примерно в 4, 10, 15 и 21 часов.

    Предупреждаю! Если ехать из Слюдянки в Иркутск на машине - не берите в дорогу еду и питье: водилы - рокеры. Мы ели одного омуля полчаса, он летал по кабине как канарейка: поймать и прижать его к полу удавалось очень редко.

    Аварийные выходы

    Пешая часть маршрута полностью проходит по малонаселенной территории, вследствии этого аварийный сход с маршрута - это возврат назад. Но туристы до метеостанции Хамар-Дабан ходят табунами - в принципе могут помочь. До реки спусковой иногда ходит местное население. Но выход все равно один - возврат назад.

    С водной части маршрута выходов практически нет, есть тропы в сторону Ореховой Пади, которые начинаются на левом берегу в районе препятствий 5, 44 и 70, но мы их не видели, да и при практически любых происшествиях проще будет реку пройти, обнося пороги.

    График движения.

    Число День Љ Характеристика дня Местность
    15-19.08.01 1-4 Преферанс, сон, пиво, еда. Поезд Москва - Слюдянка
    19.08.01 4 Ходовой А/м до 4 брода И 2 км пешком до ночевки
    20.08.01 5 Ходовой Р. Слюдянка - метеостанция Хамар-Дабан
    21.08.01 6 Ходовой метеостанция Хамар-Дабан - развилка Старо-Комаринской дороги
    22.08.01 7 Ходовой развилка Старо-Комаринской дороги - чуть ниже устья р. Спусковая
    23-24.08.01 8-9 Стапель чуть ниже устья р. Спусковая
    25.08.01 10 Сплав чуть ниже устья р. Спусковая - пор. Россохинский
    26.08.01 11 Сплав пор. Россохинский - пор. Чижик
    27.08.01 12 Сплав пор. Чижик - пор. Трек
    28.08.01 13 Сплав пор. Трек - пор. Мангутайский
    29.08.01 14 Дневка пор. Мангутайский
    30.08.01 15 Сплав пор. Мангутайский - пр. 80
    31.08.01 16 Сплав пр. 80 -л.б. напротив т.б. Утулик
    01.09.01 17 Антистапель, Дневка: преферанс, омуль, грибы, (пищевая шестерка) л.б. напротив т.б. Утулик
    02.09.01 18 Ходовой, Автомобильный Осмотр г. Иркутск л.б. напротив т.б. Утулик - г. Иркутск, Г. Иркутск
    03.09.01 19 Летный г. Иркутск - г. Москва

    Описание прохождения маршрута - дневник.

    При сплаве по маршруту и прохождении препятствий использовалась лоция (п. 11 отчета) уровень воды соответствовал лоции. Детальное описание порогов в п 1.3.

    День 1-3 (15.08-18.08).

    Сели в поезд и поехали, ехать надо было долго, 3 суток и 17 часов, поэтому к этому готовились заранее и обстоятельно, было намечено: пиво, преферанс, сон, поедание своих и местных продуктов, починка и шитье снаряжения (чем и занялись на 3 день, когда все остальное надоело). Надо заметить, что дорога все-таки далась легко и вот на

    День 4 (19.08).

    мы прибыли в Слюдянку. Поезд опоздал совсем немного, часа на 3 с половиной, но главное нас дождались. Мы погрузились в УАЗик и поехали. По дороге купили миску и ложку Андрею. Ведь надо же было все таки кому то чего то забыть в Москве, иначе что за начало похода? Проехали мы совсем немного, только до 4 брода через р. Слюдянка. Вылезли, выгрузились, перекусили, вздохнули - дальше только пешком, и пошли. По дороге встречались большие толпы туристов. В общем места оказались очень популярными. Прошли мы недолго, километра 3, и решили становиться на ночь. По дороге преодолели около 5 бродов через р. Слюдянка и ее притоки. Броды неглубокие - от 20 до 40 см., дно - скользкие камни. Пока дежурные (Артем и Андрей) ставили свою палатку, остальные занимались ерундой: поставили лагерь, нарубили дрова, разожгли костер, сварили ужин, разложили, разлили. Позвали дежурных - те забили на палатку и пришли. Поели-попили, стали петь (орать) разные песни. Культурная программа закончилась далеко за полночь, потом пошли спать, дежурные тоже.

    День 5 (20.08).

    Проснулись (8:00), позавтракали (9:00), собрались (10:00) и пошли. Тропа не то что бы отличная - просто тракт какой-то. Сначала подниматься вверх было легко. Шли 20 минут, потом 10 отдыхали. Потом очередные туристы нам сказали, что мы еще не поднимаемся, а идем к подъему, что и выяснилось после обеда. А пока мы резво еще шли, броды сходу проходили. Так как их было много, около 15, дно - скользкие камни, голец, то оказалось, что проще идти их в ботинках, не переобуваясь в сплавную обувь, как думали некоторые в начале пути. Глубина бродов 30-60 см. Перед тем как р. Слюдянка поворачивает от тропы влево, встали на обед. Поели, отдохнули, и пошли дальше (14:20). Тут то и начался подъем. "Мы все умрем" - фраза родилась во время заброски на р. Пшихашку, весной этого года. Она почти осуществилась. Какое то время после начала подъема еще встречалась вода в каких-то ручейках, потом куда-то делась. Шли уже по 10 минут, отдыхали по 10. Еще через тройку переходов стали отдыхать по 15 минут. Вышли на заболоченную поляну, думали все, пришли!, а вот и нет, до метеостанции Хамар-Дабан оставалось еще 100 метров... вверх. Это нам сообщили какие-то дети, (и оказались правы), которые там стояли типа какого-то спортивного лагеря, и весело побежали вниз, сказав, что у них пробежка на 12 км. В общем, мы конечно доползли до метеостанции (17:00), рухнули, потом некоторые встали за водой. Там колодец есть, в нем вода, но посуду и себя мыть рядом с ним нельзя, а то все обратно вернется. Потихоньку отошли, встали лагерем чуть выше метеостанции. Обнаружилось, что навалом черники и есть кедровые шишки, но их еще надо умудриться сбить с дерева. Дежурные приступили к еде (в смысле достали из рюкзака и начали готовить). Во время ужина родилась ФРАЗА ПОХОДА. Ксюха у Димки умирающим голосом попросила сахара, который лежал в шаге от нее, (а все уставшие такие), она ему сказала: - "Дима, подойди, нагнись, дай сахара". Причем "Дима" было сказано еще громко, "подойди, нагнись" тоже все слышали, а вот "дай сахара" было сказано только имеющим абсолютный слух. Все заржали как лошади, и до конца похода любая просьба начиналась: подойди, нагнись, дай типа топор. Тема перед сном записал в дневнике: спирта осталось 4 литра, дело плохо.

    День 6 (21.08).

    Подъем (8:00). Прохладно. Завтрак. Фотографируемся у метеостанции (9:30) и вперед, на всего то 350 метров, естественно вверх. Воды по дороге нет, надо брать с собой. Потом вниз на 120 метров - ненамного лучше. Внизу ручеек. Больше проблем с водой не было. Отдых, расслабуха. Потом еще метров 150 вверх, но уже плавного такого подъема и мы на перевале (14:00)! Дальше только вниз. На перевале здорово (было вначале). Озеро Чертово - верховое озеро, вода чистая, жарко, пошли купаться - удалось окунуться по паре раз и вылететь обратно: вода ледяная. Решили пообедать. Только суп стал закипать - из-за гор показались тучи, и ветер поднялся. Не понравилось нам это. Судорожно поели, на чай забили. Перекурили и пошли вниз (16:00). Тропа хорошая, все время вниз, много серпантинчиков. В преддверии дождя и большого нежелания прыгать под ним по серпантинам шли резво. За 3 часа сбросили 500 с небольшим метров, преодолели пару неглубоких бродов (~30 см., дно - камни) и в 19:00 встали на ночевку. Грибов маловато, черники и брусники навалом. Стоянка неплохая, но дров не найти. Девченки пошли за дровами (чем изрядно посрамили ребят), и через полчаса принесли небольшую сушину. Без нее нам бы пришлось грустно. Легли спать заполночь.

    День 7 (22.08).

    Проснулись (8:00), все сделали и в 9:30 пошли дальше. Скинули еще метров 150 и пошли вдоль реки Спусковая. До Утулика прошли 11 бродов, глубина их потихоньку нарастала, от 30 см. в начале дня до 0.6 м у последнего, дно скользкое, каменистое. Погода нас баловала. Глубоких бродов не было. Переправ тянуть не пришлось. Андрей открыл новый способ чистки кедровых шишек, они в смоле, и если ее в костре не запечь, то пока орехов наешься, все руки липкие. Так вот: подкарауливаешь бурундука с шишкой, он начинает ее чистить, и счищает все чешуйки; тут надо громко крикнуть, топнуть или еще чего сделать. Бурундуку громкий голос человека не нравится, он избавляется от шишки и отбегает туда, где потише. Тут надо шишку эту подобрать и начать применять по назначению. Совет: не смотрите после этого на зверька - взгляд такой, что не только шишку вернешь, а еще сухариками поделишься. Некоторые по дороге собирали грибы, а потом выяснили, что потеряли спининг, и побежали его искать, нашли быстро. К Утулику вышли в 14:00. Посмотрели, порадовались и пошли вдоль него искать стоянку. Нашли через километр. Встали лагерем в 15:00. На этом пешая часть, и вся заброска закончилась! Мы не умерли!, хотя были иногда очень близки к этому. Поставили лагерь, обед типа грибы где только можно. Стоянка неплохая, но видать мы шли после большого числа групп и дрова для катамаранных рам так просто не искались. Начался дождь и мы решили сегодня больше ничего не делать (в принципе и не начинали). Кое кто решил половить рыбу. Одно могу сказать - здесь рыбы нет. Это Тема это выяснял в течении часа, пока не забрался на середину реки, и там не завис. Что делать - в речке было течение, стоя по пояс в ней Тема еле удерживался и подавал звуковые сигналы, что мол не все у него в порядке. Морковку ему конечно кинули, и на берег вытащили. Естественно 100 килевых налили - вода-то холодная была. В общем даже не приступая к стапелю мы поимели: потерянный спиннинг, мокрого Тему, первые спас работы и подъем воды на 40 см.

    День 8 (23.08).

    С утра встали, раскачались и занялись понятием стапель. В общем, ничего интересного за день, погода так себе. После обеда Тема поймал рыбу (одну), его это немного воодушевило, но как потом оказалось он выловил последнюю рыбу в это месте. Рыба сдохла и ее отпустили. До вечера стапелились, но так и не достапелились.

    День 9 (24.08).

    С утра нашли, утраченный было, спининг - он мирно лежал под водой рядом с берегом. Воодушевило. До обеда продолжение стапеля. После - тренировка. Кидание морковок самосплавляющимся, спас работы, отработка чалки, просто катание на кате, раз по 5 прошли небольшой прижим у правого берега и успокоились. К сведению: на противоположном берегу куча шишек.

    День 10 (25.08).

    Подъем в 8:00, завтрак, 4 часа на первую укладку катов, и в 13:00 мы начали сплав.

    Порядок на весь маршрут такой: первым идет кат-2, за ним через 30-70 метров кат-4. Мы взяли с собой 2 рации, в случае потери друг друга - выход на связь каждые ровные полчаса. Стандартный порядок прохождения порогов (СППП-1 - несложные пороги): чалка, просмотр, первым идет кат-2, как более опытный экипаж, и встает на страховку снизу, потом идет кат-4. Стандартный порядок прохождения порогов (СППП-2 - сложные пороги): после просмотра экипаж кат-4 встает на сигнализацию и страховку морковками с берега, после прохождения кат-2 встает на активную страховку с воды после наиболее опасного участка или в конце порога, сигнализация с помощью раций.

    В начале большого пути отрабатывали чалку, просто чалились куда капитанам катов взбредет в голову. Потом надоело и пошли без извращений. До порога Россохинский прошли без просмотров и страховок. У порога зачалились, и пошли на разведку. Порог больших опасений не внушал, и поэтому решили применить СППП-1. Порог был пройден без происшествий. Внизу порога решили устроить перекус, и осуществили решение, попутно решив, что для 1-го дня достаточно. Речку Рассоха мы не нашли! Доели и посплавлялись дальше, ища место для ночевки. Довольно скоро мы его нашли. Разбили лагерь. Так как все устали, то поужинали, обсудили прошедший день, прошли 16 препятствий - было о чем поговорить, наметили планы на завтра и легли спать.

    День 11 (26.08).

    Проснулись (стандартно), завтрак, сборы и мы на воде (11:20). Погода отличная, видимость на 5 баллов. Прошли 8 препятствий (шивер-порогов), и подошли к порогу Раздельный, вылезли, прошлись, ничего сложного не увидели, прошли применив СППП-1. Перекусили и до порога Чижик прошли без просмотров и страховок. Препятствия хорошо просматривались с наплыва. Перед Чижиком зачалились, так как еще были силы - решили проходить сегодня. Применили СППП-2, долго пристреливали морковки. Попутно выяснилось, что народа у нас маловато и на фотосъемку кого-то не хватает, так за этот поход мы остались без фотографий прохождения основных порогов. Начали прохождение. Кат-2 немного держало в бочках, кат-4 навалился на какой то обливняк, народ вылез и протолкнул кат, немного перекосил раму, но все прошло нормально. Ниже по течению встали на ночевку. Кат-4 за полчаса починил раму. Дежурные сотворили ужин. Отметили прохождение первого серьезного порога (отмечали не очень серьезно), обсудили ошибки, прикинули, что завтра придется идти больше, так как стали отставать от намеченного графика на полдня. Уснули (22:с чем-то).

    День 12 (27.08).

    Стандартное утро (8:00 - 11:30). Светит солнышко, все замечательно. А мы гидримся, укладываемся и отчаливаем. До порога Трехкаскадный дошли спокойно, преодолев 8 шивер - порогов. Капитаны пошли просматривать Трехкаскадный. Наметили путь прохождения и вернулись обратно. Трехкаскадный показался не очень сложным, поэтому пошли сходу (СППП-1). Внизу порога кат-2 задержался, так на всякий случай, но случая не произошло, и мы пошли дальше. До порога Траверс шли почти без просмотров, просматривали только препятствия 44 и 47, опять все хорошо: все видно с наплыва проходы легко читаются. Перед Траверсом зачалились, посмотрели, применили СППП-1, прошли без потерь. Почти сразу за ним - порог Гротовый. Посмотрели, ничего страшного, решили перекусить, чем дежурные заготовили. Перекусили и прошли Гротовый (СППП-1). Немного нам оставалось до порога Трек. Перекурили и почти сразу - трек. Кат-4 решил не идти, опасаясь негабарита, провели кат и на левом берегу встали на страховку. Мы на кат-2 пошли, с воды поменяли траекторию прохождения, упали в слив, повернули влево, ушли от кармана, и тут кат встал, то есть стоит в пене и не двигается (не на камне висит, а в воде). Куда там вода течет я так и не понял, но после 3 гребка кат вырвался на свободу, пролетел вперед и угодил в прижим на левом берегу, правда ненадолго и несерьезно, так по стенке Ксюху протащило. График мы наверстали, и решили дальше не гнать. Встали на ночевку чуть ниже на правом берегу. Кат-4 чинится - оторвало какие-то петли от баллонов, остальные готовят ужин. Поели, поболтали и спать легли (устали, но виноваты сами - нечего было от графика отставать).

    День 13 (28.08).

    Стандартное утро. В 11:40 спустились на воду. До порога Монгутайский дошли без проблем., но постоянно чалились и просматривались, боясь в него влететь, как выяснилось зря. Перед Монгутайским, на левом берегу торчала палка с привязанным воздушным шариком (спасибо). Зачалились на левый берег (14:05), пошли смотреть и поняли, что Монгутай мы будем обносить, там полный негабарит, при заходе, да и дальше не намного лучше. Так как обнос предстоял нешуточный, то решили заодно хорошо пообедать. Заняло это все часа 2 с половиной. и решили дальше сегодня не ломиться, а встать на стоянку и отдохнуть. Тропа для обноса чуть ли не Бродвей: широкая, деревья спилены, посередине ручеек течет - все 33 удовольствия для обноса. Внизу порога нашли неплохую стоянку. Дрова, грибы, шишки есть, ягод нет. Рыбы, как оказалось позднее тоже нет. Я уже начал подозревать наших рыболовов в полной профнепригодности. До конца похода больше не было выловлено ни одной рыбки, пойди, разберись - то ли действительно рыбы нет, то ли они спиннинги не умеют кидать? Устроили ужин, отметили прохождение очередного участка реки, и первый (и единственный, как оказалось) непроход. Развлекались как могли, т.е. орали песни так, что бурундуки в норах бились головой друг об друга. Время 23:30. Бурундуки уснули, правда после того, как уснули мы.

    День 14 (29.08).

    Дневка! Думали устроить ее на пороге Зев, но устроили чуть раньше - километра на 2. проснулись - кто когда, завтрак в 12, развлекаемся, попытки половить рыбу (безнадежные). Обед 18:00, плавно переходящий в полдник и ужин с грибами (22:с чем-то). Отдохнули на славу.

    День 15 (30.08).

    Проснулись в 8:00, типа привыкли уже к распорядку дня, позавтракали, солнышко светит, делать нечего - надо идти дальше. В 11:20 продолжили сплав. Пр. 67 - просмотрели еще вчера. Кат-2 проходил вдоль правого берега, кат-4 вдоль левого, никто ничего не выиграл, все прошли и состыковались внизу, покурили и пошли до порога Зев. На порог Зев применили СППП-2. Кат-2, проходивший первым все-таки наткнулся на зуб правым баллоном - не успел вырулить, но обошлось, правда кат сильно крутануло. Пока выворачивали обратно, наехали левым баллоном на обливняк, соответственно кат встал лагом, правым баллоном в некислой бочке, где то под 45 градусов к горизонту, чуть не опрокинулся, но Максу удалось дотянуться до нижней струи, в общем, выплыли. Кат-4 ошибся при заходе, наскочил в начале порога на обливняк, так что Тему чуть не выбило из упоров. Минут 5 они сползали с обливняка и потом прошли весь порог гладко, без происшествий. Перекурили, и до Большого мордоворота шли без остановок. Порог Большой Мордоворот проходили СППП-2. Все прошли гладко, даже вспомнить нечего. Перекусили и рванули дальше. До препятствия 80 прошли кучу шивер-порогов, постоянно просматривая, но ничего страшного на было. Встали на ночевку. Поужинали и спать.

    День 16 (31.08).

    Утро дождливое, противно, а что делать? Надо. Вышли в 12:30, ленивые подъемы и сборы. Дошли до Малого мордоворота (река - сплошные шиверы) - просмотрели, решили устроить перекус. Поели и с новыми силами, применив СППП-2, прошли порог без происшествий. Погода не радует, вылазить на берег лениво - все равно мокрые. Решили идти дальше. Дальше до туристического лагеря Утулик (бывш. Ангара), прошли довольно быстро, да и речка стала попроще. Думали, что заставит повозиться порог Прямоугольный, но прошли без разведки и страховки. Выплыли к т.л. Утулик, пообщались с народом, переплыли на левый берег, и поднявшись метров на 100 вверх по течению, в 19:40 встали на стоянку. Много, безумно много грибов, дров в достатке, больше из даров природы ничего нет, за водой ходить неудобно. Спрятали каты, и стали отмечать конец Большого пути.

    День 17 (01.09).

    Встали все, кому как захотелось, поели, вроде как чем бог послал. Занялись понятием антистапель. Всем грустно. После антистапеля Дима, Тема и Андрей пошли в поселок, на разведку. Остальные решили закусывать грибами. Вернулись разведчики, принесли пива и копченого омуля, доели оставшиеся грибы, сами от омуля отказались, мотивируя тем, что уже как целый час рыбу не любят. Начали отмечать антистапель и продолжали до вечера.

    День 18 (02.09).

    Проснувшись с утра, решили перебираться в Иркутск. Собрались и в 13:00 двинулись. Дошли до дороги, за 15 минут поймали машину до Слюдянки (обошлась в 100 р. за всех). В Слюдянке посмотрели расписание поездов, почесали в затылке - в ближайшие три часа поездов на Иркутск не было. Пиво-омуль. Подошел какой то мужик предложил за 780 руб (по 130 с человека) довезти до Иркутска. Согласились за 800 до аэропорта. Эх, дороги... Куда там Шумахеру, омуль по кабине летал то как воробей из угла в угол, то как гордый орел, непонятно как зависая в воздухе, к пиву было лучше не прикасаться. Через полтора часа мы оказались в Иркутске. Около гостиницы аэропорта подсуетился один товарищ, и мы на день поселились в двухкомнатной квартире. Со всех за все про все - 300 рублей.

    Гуляли по Иркутску, город большого впечатления не произвел, цены московские, делать нечего.

    День 19 (03.09).

    Пришли в аэропорт, самолет задержали на 6 часов. Должен был лететь в 9:30, но туман, и т.п. вылетели в 16:00 (примерно), и долетели до Домодедова. Приехали в Москву, взгрустнули, попили пива и поехали по домам. Поход закончился.

    Потенциально опасные участки на маршруте

    Опасные участки на маршруте были как на пешей, так и на водной части.

    На пешей части - это, в основном, броды, крутые подъемы и спуски. Хорошая, солнечная погода помогла преодолеть броды без проблем, но в дождливую погоду велика вероятность наведения переправ. Так же при дождливой погоде затруднено движение по горным тропам, надо быть предельно внимательным на спусках и подъемах.

    На водной части маршрута - это все именные пороги, наиболее опасные из которых: Чижик, Мангутайский, Зев, Большой и Малый мордовороты. Кроме этого необходимо уделить внимание при проведении разведок порогов, так как камни скользкие, иногда поросшие мхом, в который легко провалиться ноге.

    Наиболее интересные природные и исторические объекты

    Хребет Хамар-Дабан, сам по себе имеет очень красивые места, с неизгаженной природой, живописными реками, красивыми берегами, долинами и скальниками. Весь маршрут проходит по прекрасным местам. Пик Черского и водопады на Подкаменной - нам не удалось на них посмотреть, но кто там был - не пожалел, на перевале Чертовы Ворота есть красивое верховое озеро Чертово, да и вид с перевала завораживающий. На реках - красивые и мощные пороги.

    Из исторических памятников на маршруте присутствуют только тропы. Старо-Комарская дорога - это бывший "Чайный тракт", от г. Слюдянка до р. Утулик, далее по реке Шибутай, через озеро Патовое в долину реки Снежная.

    Групповое и личное снаряжение

    Специальное снаряжение, групповое:

    Катамаран - 2 - 1 шт.
    Катамаран - 4 (Кат-4) - 1 шт.
    Спасконцы (морковки) - 2 шт.
    Весла - 6 шт.
    Запасные весла - 2 шт.
    Ремнабор - 1 шт.
    Аптечка - 1 шт.
    Рация - 2 шт.

    Специальное снаряжение, личное:

    Спасжилет, стропорез, каска, гидрокостюм, гермоупаковки - 1 комплект на каждого участника.

    Наименование На 1 человека На группу 6 человек
    Продукты (всего/в день) 9.3/0.66 56
    Групповое снаряжение 12 72
    Личное снаряжение 12 72
    Всего: 33,3 200

    Максимальная нагрузка на мужчину 38 кг., на женщину 24 кг.

    Погодные условия

    Поход проходил в условиях благоприятной погоды. В период похода, с 19 августа по 1 сентября погода была солнечная и теплая, (было всего 2 дня с мелко моросящим дождем). Это подтверждает сведения от других групп, ходивших в этот период в данный район, что после середины августа устанавливается хорошая погода на 2-3 недели. Температура днем около 20 градусов, ночью 10-15.

    Финансовые затраты

    Куда шли деньги С одного человека С группы
    Ж.Д. Москва-Слюдянка 960 5760
    Проезд до 4 брода Слюдянки 20 120
    Проезд Утулик-Слюдянка 20 120
    Проезд Слюдянка-Иркутск 135 800
    Перелет Иркутск-Москва 3800 22800
    Пропитание 640 3840
    Всего: 5575 33440

    Таким образом затраты на одного человека составили 5575 рублей, на группу из 6 человек 33440 рублей.

    Итоги, выводы и рекомендации

    Маршрут интересен как в спортивном плане, так и в плане отдыха. Проходит по красивым местам. Очень живописная природа.

    Весь намеченный маршрут был пройден полностью. Обносов было полтора: один полный - порог Мангутайский, в связи с непроходом (негабарит), и порог Траверс, который кат-4 не пошел, опасаясь негабарита.

    С рыбалкой по всему маршруту проблемы, по крайней мере в то время, когда ходили мы, рыбы почти не было. Большое обилие грибов, кедровых шишек и ягод. Проблем с дровами, как для костра, так и для стапеля, не было.

    Сам по себе сплав по Утулику оказался очень коротким, поэтому желательно эту речку брать в связке, используя в качестве разгонной реки.

    Довольно тяжелая заброска предъявляет повышенные требования к подготовке участников для пешей части маршрута.

    Лоция реки Утулик.

    Использовалась лоция из отчета А.А. Суворова (Новосиб. Гос. Университет, 1996 год.)

    Курсивом выделены - наши примечания.

    1. шивера

    2. шивера за островом

    3. шивера-порог у брода

    4. порог. Начинается у острова; много камней, сложных ворот, на выходе несколько больших валунов, на правом повороте в русле скальные обломки.

    В основной струе слив 1м проход по сливу.

    5. шивера-порог

    6. шивера

    7. шивера

    8. короткая шивера-порог, в русле камни

    9. шивера

    10. длинная шивера

    11. шивера-порог

    12. шивера-порог

    13. порог На крутом левом повороте в русле скальные обломки, сливы до 1 м.

    14. шивера-порог

    15. длинная шивера

    16. порог Рассохинский особых примет нет. Ориентир - правый приток р. Рассоха и белые валуны в русле Утулика. Чалка и разведка по левому берегу. Порог начинается на плавном левом повороте. После небольшого пологого слива до 1 м. вода устемляется на полуобливной камень, разделяющий поток на две струи: правая через обливной камень уходит под правый берег; левая бьет в большой камень в центре русла. После впадения р. Рассоха Утулик входит в ущелье!

    Ущелья мы не заметили, по крайней мере - не хуже, чем было раньше.

    17. шивера-порог на левом повороте.

    18. шивера-порог.Проход по левой протоке.

    19. длинная шивера

    Пр. 17,18,19 близки к непроходам и трудно читаются с воды.

    Может, у нас был уровень воды повыше, но непроходов мы не заметили, с воды все нормально читалось.

    20-24 шиверы-пороги

    25. шивера-порог в "щеках"

    26. порог Раздельный. 1 ступень - слалом среди камней в "щеках". Разведка второй ступени - по левому берегу. Чалка влево в улово за скальным прижимом на резком правом повороте. 2 ступень - обилие камней. Заход справа, затем от скального валуна - влево.

    27. длинная шивера.После нее сразу - чалка на левый берег перед левым поворотом напротив правого притока. Других ориентиров порог Чижик не имеет. Пропустив поворот, вы получаете отличный шанс влететь в Чижик. На левом берегу за поворотом - отличная стоянка!

    28. порог Чижик28. порог Чижик Находится на левом повороте. Особых примет нет. Красный налет на камнях правого берега виден уже из порога и помочь в ориентировке не может. Чалка и разведка по левому берегу. Заход осложняют многочисленные камни, струя делает зигзаг и прижимается к левому берегу. Навал на камень у левого берега. Весь участок - хаотически расположенные сливы до 1 м. От правого камня последнего слива - косой вал. Конфигурация порога слабо соответствует приведенной ниже картинке.

    29 Небольшой порогна левом повороте, за ним ручей справа.

    30. короткая шивера-порог

    31. порог СнежокПО МАЛОЙ ВОДЕ БЛИЗОК К НЕПРОХОДУ! По всей видимости - первопроход!!!!! Оритентир - ярко-желтый слом скалы левого берега, видный еще с плавного правого поворота, спокойный участок 60-80 м., с воды виден перепад уровня около 2 м. Русло поделено на три части свежеобвалившимися огромными обломками скалы высотой 4-6 м. Чалка и разведка - по правому берегу, по малой воде можно зачалиться прямо над сливом. С воды предпочтительным кажется центральный проход, но в малую и среднюю воду он непроходим из-за острых скальных обломков. Правый проход представляет собой пологий слив между обломком скалы и берегом шириной 2.5-3 м. За порогом - длинный спокойный участок. Порог достоин разведки при любом уровне воды.

    Порог красивый, но нормально проходимый и не такой ужасный.

    32. длинная шивера

    33. шивера

    34. длинная шивера

    35. шивера

    36. шивера-порог.

    37. порог ТрехкаскадныйЧалка и разведка по правому берегу. Обозначенный на карте правый приток находится между первой и второй ступенями порога.
    1 ступень - слив до 1 м., затем - плес.
    2 ступень - 3 скалы в русле, сложный заход в ворота, проход по центру.
    3 ступень - слив у левого берега. По малой воде близка к непроходу. Проход возможен только слева.

    38. шивера

    39. порог, начинающийся на левом повороте, по центру - скальные обломки. Проходы чистые.

    40. шивера

    41. шивера-порог

    42. шивера

    43. шивера-порог

    44. порог Длинный. Слалом среди скальных обломков, сливы, ворота. Близок к непроходу. Долина расширяется!

    45. длинная шивера

    46. шивера-порог. Проход по левой от галечного острова протоке.

    47. короткий порог Слив до 0.5 м. Далее спокойный участок в щеках.

    48. шивера

    49. короткая шивера-порог

    50. шивера-порог

    51-52 шиверы

    53. порог Траверс. Расположен на прямом участке. Разведка по правому берегу. Слив около 1 м., бочка, за ней бой в скальную стену. Проход по центру, прижимаясь после слива к правому берегу. Длина 80-100 м.

    54. порог Гротовый. В 500 м. ниже пр 53. В малую воду возможен непроход, необходима разведка. На входе - нагромождение камней, но струя слабая и проходы достаточно широки. Центральная часть порога - резкий поворот вправо, русло перегорожено обливными и полуобливными камнями, далее - бой в скалу левого берега.

    55. порог Трековый. 150-200 м. ниже пр 54. Находится на левом повороте. На протяжении всего порога - прижим в правый берег. В центре порога 2 валуна друг за другом. За ними - гнусный карман.

    Проход вдоль левого берега, траверсируя на протяжении всего порога. По малой воде траверсировать негде, порог проходим на положительном ходу.

    Кат-2 проходил по правому берегу, за последним валуном резко нос влево, неплохо подержало в бочке, но выгребли. По левому берегу - явно непроход. При большой воде перед карманом наверное неплохой водоворот. Кат-4 не проходил.

    56. порог.Начинается в протоках у острова. Проход по левой протоке.

    57. шивера

    58. длинная шивера

    59-61 шиверы

    62. шивера-порог.Слева наблюдается скальная терраса, и река делает 2 крутых поворота: направо, затем налево. Общий поворот почти на 180 градусов. Это ориентир о приближении Мангутайского порога. После этого поворота - около 500 м. шивер - и порог Мангутайский.

    63-64 шиверы

    65. шивераперед порогом 66. Чалка к левому берегу в ее начале или в середине.

    66. порог Мангутайский

    Мы не проходили.

    Расположен на плавном левом повороте, перед ним плес длиной около 100 м. С левого берега галечная коса, справа бом. Чалка и разведка по левому берегу. Разведка обязательна! Русло перегорожено валунами, принесенными селевым потоком, проход невозможен. НЕПРОХОД!!!!!

    Если уровень воды больше среднего, то проход, но довольно лихой.

    Вторая ступень проходима по правой части струи, справа от центрального валуна, на который наваливает струя, далее под правым берегом через выходные ворота из больших белых камней.

    67. длинная шивера около 1 км.

    68. порог Зев.Разведка и страховка обязательны. Один из возможных ориентиров - огромное горелое бревно, лежащее на левом берегу и видное еще из-за поворота. Чалиться надо сразу за поворотом на левый берег. Зачалившись ниже можно существенно осложнить заход. После правого поворота вход в ворота у правого берега. Ключевой участок - средняя часть порога. Слив с зубом между двумя полуобливными камнями. Далее струя бьет в валун, расположенный на плавном левом повороте реки. За камнем - слив около 1 м. Выход из порога - слалом. Общая протяженность порога - 200 м

    от этого зуба вверх бьет фонтан воды метра на 1.5 - далеко видно.

    69. короткая шивера

    70. шивера

    71. входная шивера.После нее чалка к правому берегу для разведки пр 72.

    72. порог Большой МордоворотРасположен на крутом левом повороте. Ориентиры - большие камни в русле, левый берег - бом, правый - курумник. Чалка в улово по правому берегу перед самым порогом. Разведка обязательна.
    1 ступень - заход слева, затем переход в правую часть струи, в ней сливы различной высоты.
    2 ступень - перепад 4-4.5 м. на 8-10 м. протяженности. Заход по центру через серию сливов. После сливов по центру камень, на который наваливает струя. С камня вода сваливается влево и затем наваливает на стену левого берега. После сливов уход влево и траверс под правый берег от прижима в стену левого берега.

    73-89 шиверы.

    90. порог Малый МордоворотЧалка и разведка по правому берегу. Расположен на прямом участке после крутого левого поворота. Ориентир - в русле большие камни, правый берег - крупный курумник, левый - галечная отмель, а над самым порогом - бом. На правом берегу стоит временный ориентир (дай Бог, чтобы он простоял подольше) электрочайник на палках. Вход в чайник по центру. Далее река делает зигзаг, в начале которого основной слив. За сливом камень, не видный с берега и плохо видный с воды. Проход по правому краю слива. Центральная часть порога - слалом среди камней, слабые прижимы. На выходе слив до 2.5 м. с мощной пенной ямой.

    Чайника не было.

    91. шивера-порог.Проход слева.

    92. шивера.

    93. шивера-порог Прямоугольный. Резкий поворот вправо, слева - улово.

    94-100 Шиверы со сливами и высоким валом.

    Карта маршрута

    Карта Љ4
    Паспорт маршрута.
    Сведения о районе путешествия.
    Основные препятствия.
    Состав группы.
    Состав экипажей, суда.
    Общая идея похода.
    Варианты подъезда и отъезда.
    Аварийные выходы.
    График движения Описание прохождения маршрута -дневник.
    Потенциально опасные участки на маршруте.
    Наиболее интересные природные и исторические объекты.
    Групповое и личное снаряжение.
    Погодные условия.
    Финансовые затраты
    Итоги, выводы и рекомендации.
    Лоция маршрута.
    Карта маршрута.
    Фотографии.
    Верстка - Григорьева Татьяна , 2006 г. Главная страница
    фото
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Федоров Максим Станиславович
  • Обновлено: 18/04/2006. 73k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка