3 июля в Москве собралась группа велосипедистов, наметившая маршрут: Серпухов - Таруса - Протвино, приехала на электричке до начала маршрута и начала со знакомства с городом Серпухов.
И до того примечателен, оказался, этот скромный город своими старинными архитектурными памятниками, что поражал всё больше и больше.
Примечателен - не то слово, дышит, всё дышит стариной. Об их обилии можно не говорить - это надо смотреть. Бросается в глаза забота о них и восстанавливающаяся красота, порой и в лесах, но вселяющая надежду.
Великолепны ансамбли: храм у Троицкого собора 17-18 веков, Храм Спаса Нерукотворного образа, монастыри мужской и женский.
Фотографируя у прилесочка с соснами указатель Шатовского лесничества, где сова крылом указывает направление, мы с попутчиком отстали от основной группы.
Устремились догонять, но поняв, что выехали из города, а должны были заехать в женский монастырь, вернулись и нашли его. Но начавшийся дождик позволил только бегло ознакомиться с восстанавливаемыми руинами. Появившийся отец Игорь (молодой красивый мужчина, не лишённый чувства юмора) благословил на фотокадры мужского монастыря, что виднелись сквозь прорези кирпичной ограды женской обители (Введенского Владычного монастыря).
Прислонила чело к надгробию Святого Варлаама, у которого прихожане искали исцеления от болезней суставов и позвоночника, и поспешила ко входным воротам, где ждал Костя с велосипедами.
Непонятный зов устремил нас вперёд короткой дорогой через сосновый бор. Дождь усиливался. Я хотела переждать дождь, но попутчик не желал терять время. К тому моменту, когда выехали из сосняка на автотрассу, дождь уже лил вовсю.
Брызги от бескрылого колеса и дорожная грязь совсем не прельщали меня такой ездой догонять группу, и я решительно заявила Косте, что остаюсь в городе Серпухов, попрощалась с ним и свернула в сторону магазина стройматериалов.
Постояла под узеньким карнизом, затем переместилась к дверям магазина. Пока дождик пел тягучую песню, я, пристроив велик в нише дверного проёма, открыла консервированную красную фасоль с кукурузой и поела.
Вскоре дождь прекратился, и я вернулась во Введенский монастырь, для более полного ощущения его атмосферы. Тем более, что хотелось горячего чая, а там был организован буфет с пирожками и булочками.
Пробравшись с велосипедом сквозь боковые ворота для въезда автотранспорта, беспрепятственно прошла к буфету, прислонила велосипед и через очередь в три человека купила выпечку.
И вот, попивая чаёк с пирожками, проданными улыбчивой буфетчицей - дочерью булочницы, выпекавшей изумительные вкусности, в неспешном общении выяснилось, что дочери всего 13 лет, а в этом действующем монастыре всего 12 послушниц.
Солнышко собиралось проглянуть сквозь сизость неба, и томная вальяжность откормленного посетителями монастырского кота, отогревала от сырости и серости.
Почувствовав к себе внимание, он направился ко мне, стал отираться, напрашиваясь на ласку, а я в свою очередь щёлкала затвором фотоаппарата, в надежде запечатлеть подкупающую грацию (фото здесь http://zhurnal.lib.ru/img/f/filina_l_h/kats-1/index.shtml).
Заехав за стены монастыря, ещё раз обозрела восстающее величие и сделала прощальный снимок, удивляясь той высоте духа, которая воздвигала буквально из руин этот огромный монастырь, в былые времена вмещавшим 400 монахинь.
"Спаси от бед рабы Твоя, Богородицэ!" висит мольба на стенах восстанавливаемого ансамбля.
Бог в помощь!
Историческая справка: основан монастырь в 1360 году строителем и настоятелем преподобным Варлаамом, назначенным святителем Алексием, митрополитом Московским и всея Руси.
Теперь путь лежал к мужскому монастырю, что по другому берегу реки Нара. По пути встретила Часовню Тихвинской иконы Божьей Матери (конец 19 века, восстановлен 2003 году) и Собор Николы Белого, основанный в 1835 - 1857 годах. Размах реставрационных работ поражает для такого малого городка как Серпухов.
Удивителен и своеобразен мужской действующий монастырь. Везде проходят службы.
В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях. Настоятель обители, архимандрит Пантелеймон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки. До 1931 года, пока не арестовали архимандрита Пантелемона, в Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели монахини. Но после ареста настоятеля монахини разошлись кто куда, часть из них была выслана, а монастырь был превращен безбожной властью в тюрьму, где не раз производились массовые расстрелы. В послевоенные годы помещения монастыря использовались под жилье и складские помещения. В это время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс постепенно разрушался, и в нем были начаты реставрационные работы, которые хоть как-то сохранили обитель от полного разрушения.
25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. Настоятелем был поставлен архимандрит Иосиф. Торжественное открытие монастыря было в среду Светлой Седмицы 1991 года. С этого дня началась молитвенная и трудовая жизнь Высоцкого монастыря, его внешнее и внутреннее духовное созидание. (по материалам сайта "Православный Серпухов")
7 июля 2004 г.