|
Стандартный маршрут Чуя-Катунь от Чибита дополнен прохождением порога Выходной на реке Кадрин (приток Катуни) |
Томское отделение туристско-спортивного союза России
Клуб водного туризма "Сибирские
ЖАБЫ"
Отчет
о водном туристском походе 4 категории сложности
по рекам Чуя, Катунь, Кадрин (Горный Алтай)
Руководитель группы Филимонов Г.А.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет
и считает, что путешествие
может быть зачтено всем участникам и руководителю
четвертой категорией сложности.
Томск - 2004
Содержание:
1. Общие сведения о походе.
2. Состав групы.
3. Общие сведения о районе маршрута.
4. Организация путешествия.
5. График маршрута.
6. Подъезды и отъезды.
7. Техническое описание маршрута.
8. Обеспечение безопасности.
9. Выводы и рекомендации.
10. Картографический материал.
11. Ссылки по теме.
12. Приложения (списки снаряжения).
1. Вид туризма - водный
2. Район проведения - Горный Алтай
3. Категория сложности - четвертая (усложненная)
4. Число участников - 6 человек
5. Средства передвижения - катамаран-двойка, катамаран-четверка с коленной посадкой
6. Сроки проведения - c 1 по 7 мая 2004 года
7. Полевых ночевок - 7
8. Протяженность активной части маршрута - 206 км
9. Нитка маршрута: г. Томск (Омск) - г. Барнаул (поезд) - г. Бийск - пер. Семинский
- пер. Чике-Таман - р. Чуя - Бегельбашские разбои (машина) - р. Чуя (сплав)
- р. Катунь (сплав) - р.Кадрин (прохождение пор. Выходной) - р.Катунь (сплав)
- пос. Еланда - г. Барнаул (машина)- г. Томск (Омск) (поезд)
Маршрут утвержден Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка
? 0-45-04.
? | Ф.И.О | Год рождения | Домашний адрес | Туристская подготовка | Обязанности в группе |
1 | Карташев Ярослав Юрьевич | 1986 | Томск, ул. Ленина 49a, к. 507 kjmf@mail.ru Тел.89039536027 |
Шавла-Аргут 5 к.с, участие (2002), Урик 5 к.с, участие (2003). Чуя-Катунь-Кадрин 4к.с. участие (2004) | Реммастер, матрос К2. |
2 | Филимонов Григорий Алексеевич | 1979 | Томск, пр. Комсомольский 44, кв 57 | Шавла-Аргут 5 к.с, участие (2002). Чуя-Катунь-Кадрин 4к.с. руководство (2004) | Руководитель, автор отчета, лоцман К2. |
3 | Карташев Сергей Сергеевич | 1977 | Омск, 5-я рабочая, д.70А, кв.24 | Она-Абакан 4 к.с., участие (2000); Шавла-Аргут 5 к.с, участие (2002). | Врач, лоцман К4 |
4 | Омелин Иван Сергеевич | 1979 | Омск, ул. Н.Кузнецова д. 12, кв. 19 | Она-Абакан 4 к.с., участие (2000); Утулик 3усл. к.с., участие (2001) | Завхоз, матрос К4. |
5 | Перепеча Сергей Анатольевич | 1979 | Омск, ул. 19 Партсъезда д.36б, кв. 45 | Она-Абакан 4 к.с., участие (2000); Утулик 3усл. к.с., участие (2001). | Матрос К4. |
6 | Подворный Михаил Васильевич | 1979 | Омск, ул. 2 Барнаульская 11-56 | Омь 1 к.с., участие (2002), Урсул-Катунь 3 к.с., участие (2003). | Фотограф, матрос К4 |
К2 - катамаран-двойка производства клуба "Одиссей".
К4 - катамаран-четверка производства фирмы "Кулик".
Алтай - горная страна на территории юго-западной Сибири, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России - Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка - г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.
Климат Алтая резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но теплым летом. В равнинной части Алтая средняя температура января --190С, июля +190С, годовое количество осадков 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -120С до --310С, июля от +9 до +180С. В горах количество осадков составляет 1500-3000 мм в год, в межгорных котловинах и долинах 150- 200 мм. Характерной особенностью климата Горного Алтая являются горно-долинные ветры (фены).
Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. От слияния рек
Бии и Катуни берет начало р.Обь - третья по водоносности (после Енисея и Лены)
река России. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. Основным
источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет
до 10% всего водосбора. На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны
Телецкое и Маркаколь.
На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко
распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда. В горах - горно-подзолистые
почвы.
Почти 1/3 территории Алтая покрыта лесами, особенно большие массивы которых расположены в долинах горных рек, вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина, а также брусника, голубика и костяника. Для равнинной части характерно сочетание степней, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами. По берегам рек в равнинной части растет облепиха. Животный мир достаточно разнообразен. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны, белки, мыши-пищухи. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек.
Маршрут проходит на территории Алтайского края и республики Горный Алтай, коренное население которой - алтайцы.
Автобусами по тракту можно добраться до Онгудая, Ини, Чибита, Кош-Агача, Кокорю.
Основная транспортная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт (621 км), идущий
из Бийска в Монголию. Основными пунктами заброски на Алтае являются Барнаул
и Бийск, связанные автобусным (и авиационным) сообщением с Горно-Алтайском и
другими городами края. По Чуйскому тракту автобусами можно добраться до Ини,
Чибита, Кош-Агача, Кокорю. Самолетом - из Барнаула до Кош-Агача. Вертолетом
- из Горно-Алтайска до Акташа
Горный Алтай чрезвычайно популярен среди туристов-водников, т.к. здесь можно выбрать маршрут любой сложности с относительно несложной заброской. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Бия, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба, Чарыш, Песчаная, Кокса.
Р. Чуя - правый приток Катуни. Сплав по ней, в зависимости от уровня воды,
можно начинать от поселков Курай или Чаган-Узун. Полное прохождение р. Чуя на катамаранах
оценивается 6 к.с., причем эта сложность определяется 15-километровым Мажойским
каскадом. Выше Мажойского каскада препятствия не выше 4 к.с. Прохождение Чуи
с обносом Мажойского каскада оценивается 5 к.с.
Путешествие было организовано клубом водного туризма "Сибирские ЖАБЫ" ТГУ,ОмГУ. Заявочные данные были рассмотрены Томской областной МКК. Выдана маршрутная книжка ? 0-45-04.
Путешествие имело следующие цели:
приобретения опыта сплава на катамаране-двойке;
знакомство с рекой Чуя, препятствиями соревнований "Чуя-ралли", порогами
средней Катуни;
отработка действий в экстремальных ситуациях: самосплав, взаимная страховка
с воды, движение неполным экипажем;
психологический отдых от проблем цивилизации.
Выбор маршрута был также определен графиком выходных дней и финансовыми возможностями участников. К сожалению, не все участники из изначально планируемого состава смогли принять участие в походе.
Заявленный график составлялся без расчета на отдых, но в принципе для группы с более надежным снаряжением и лучшей физической подготовкой есть возможность для одного дня отдыха или дополнительных тренировок. Прохождение препятствий реки Кадрин изначально не планировалось, но график похода сложился так, что на одну из ночевок мы встали в устье Кадрина. Благодаря тому, что мы были знакомы с отчетом саратовской команды под руководством Д.Постнова по Сумульте-Кадрину 2003г., мы провели разведку последних 5 километров этой реки и на следующее утро успешно преодолели порог "Выходной" 5к.с.
Заброска и выход с маршрута осуществлялась на автомашине барнаульской фирмы "Алтайская Одиссея".
Личное и командное снаряжение являлось собственностью участников, кроме К2,
который мы взяли в аренду в клубе "Одиссей", пос. Копылово. Перед походом
было проведено несколько организационных собраний, по электронной почте
из Омска
в Томск и обратно было отправлено около 200 писем.
Дата | Участок маршрута | Расстояние, км |
Способ передвижения |
30.04 | Омск(Томск) - Барнаул | 1000 | Поезд |
1.05 | Барнаул - Чибит | 700 | Авто |
2.05 | Стапель, Чибит - пор. Бегемот | 14 | Сплав |
3.05 | Пор. Бегемот - пор. Иодринский | 28 | Cплав |
4.05 | Пор. Иодринский - устье Чуи | 29 | Cплав |
5.05 | Устье Чуи - устье Кадрина | 45 | Сплав |
6.05 | Сплав по нижнему участку Кадрина и далее по Катуни до пор. Аяла |
50 | Сплав |
7.05 | Пор. Аяла - устье р. Бийка | 40 | Сплав |
8.05 | устье Тебы - Междуреченск |
62 | Сплав |
9.05 | Устье р. Бийка - Барнаул - Новосибирск - Омск (Томск) | 1500 | Авто, поезд |
.
Классический пункт начала маршрута 4 к.с. по Чуе и Катуни- поселок Чибит. До него можно добраться от Горно-Алтайска или Бийска автобусом на Кош-Агач, а можно и частниками, которые сейчас относительно недороги в сравнении с рейсовым транспортом. Торговаться с частниками можно и нужно. Наша заброска (как и выброска) проходила в довольно комфортных условиях - на нанятой в Барнауле машине фирмы "Алтайская Одиссея", что обошлось нам в 1400 р. на человека. Мы не стали доезжать до Чибита и начали сплав с конца Бельгебашских разбоев по причинам, изложенным в разделе "Выводы и рекомендации".
Выход с маршрута - из поселка Чемал, если не оговорено специального места встречи.
Нумерация препятствий по Чуе соответствует лоции М. Иванова (Новосибирск) 2001 г. По Катуни мы руководствовались лоцией В. Юрина (Москва) 2000г. По р. Кадрин были сведения из отчета Д.Постнова (Саратов) 2003г. (эти лоции мы брали с собой).
Сложность препятствий оценена руководителем группы в соответствии с наблюдавшимся уровнем воды. Поход проходил в условиях поднимающейся воды. Чуя от Бельгебашских разбоев до устья - малая вода, Катунь от устья Чуи до устья Кадрина - ниже средней, до устья р. Урсул - средняя, до устья р. Бийка - выше средней. Уровень воды при сплаве по р Кадрин - выше средней.
Классификация препятствий:
Л- препятствие проходится сходу, линия движения не существенна, ошибки не приводят
к серьезным последствиям.
С- при прохождении требуется выдерживать конкретную линию движения, грубые
ошибки могут привести к аварийной ситуации. Разведка может иметь смысл, но
она не обязательна.
Т- разведка необходима, может возникнуть необходимость в страховке. Ошибка
может иметь серьезные последствия как для судна, так и для его экипажа.
Длина участка Чуи от Чибита до устья порядка 90 км, требует 8- 10 часов чистого ходового времени на прохождение, в зависимости от уровня воды и желания экипажа гоняться за наиболее быстрой струей на прогонных участках. Падение на участке относительно большое для реки с таким расходом (более 7 м/км), но оно вырабатывается равномерно. Поэтому река течет быстро, но порогов достаточно мало.
Пр. 1Л. Бельгебашские разбои. Так называется участок Чуи от
Чибита до правого притока Бельгебаш. Длина участка около 9 км. Много островов,
течение быстрое,
отдельные валы. В протоках возможны завалы. Берега неудобны для чалки.
В конце участка река собирается в единое русло. Появляются высокие скальные
выходы по берегам.
Ввиду низкого уровня воды начали сплав примерно километром выше окончания разбоев, практически не проходя их. Завалы на пройденном участке отсутствовали.
Пр. 2С-. Пор. Сумрачный. Неплохой ориентир - щит на дороге с надписью "Улаганский район", видимый с воды. Порог образован в месте скального сужения русла. Длина 300м. Препятствие можно разделить на две части. В первой - камни в русле, валы, небольшие сливы, река течет одним руслом на прямом участке. После этого начинается вторая ступень порога. В ней струя разделена низким галечным островом с завалом в его начале на две части. Правая часть шире и мельче, левая- уже и глубже. В обеих протоках валы. Разведка по правому берегу (по левому-скальные бомы).
По большой воде проходить удобнее правой протокой, по малой и средней- левой. По большой воде следует избегать попадания в завал, к которому прибивает струя, а вот в малую воду перед завалом отмель и он поэтому не опасен.
Просмотрели с левого берега. Прошли в левой части походной колонной.
Пр. 3С+. Пор. Буревестник. Менее чем в одном километре за Сумрачным, сразу после небольшого левого притока Карадюрек, место впадения которого в глаза не бросается. Ориентиром служит галечный остров перед левым поворотом реки и высокий правый берег, косогор. Чалиться можно прямо перед островом в правой протоке, либо сразу за островом перед правой береговой глыбой в улово. Заходить в порог можно с любой стороны от острова. Состоит из двух ступеней, между которыми можно зачалиться на правый берег. Первая ступень характеризуется большим падением и множеством камней, требует разведки (разведывать по камням правого берега). Легче проходить справа. Вторая ступень более короткая- валы и сливы на коротком участке, основная струя сжата большими камнями, образующими ворота, левая часть русла наглухо перегорожена скальными обломками.
Разведали порог по правому берегу. Оба экипажа прошли в правой части.
На правом берегу над порогом великолепная стоянка, популярная среди коммерческих водников, но за дровами придется бегать или иметь с собой хорошую пилу.
Пр. 4Л. Порог. Через 150 м после Буревестника. Ничем не примечателен.
Пр. 5Л. Порог. Расположен перед низким деревянным мостом. Этот мост надо иметь в виду в случае большой воды - возможно, его придется обносить.
Пр. 6С. Пор. Ярбалыкский расположен сразу за деревней Ярбалык, метров в 300 ниже моста через правый приток Ярбалык. По ходу сплава виден указатель деревни на дороге. Препятствие представляет собой мощную шиверу с быстрым течением, длиной около 500 м. Камней в русле немного.
После этого на реке относительно спокойный участок- галечные острова, пара мелких порожков.
Весь участок после пор. Буревестник до пор. Бегемот шли сходу. Разведали порог вечером перед ужином.
Пр. 7Т. Пор. Бегемот. Длина основной части около 200 м. От порога Буревестник до порога Бегемот примерно 1 час чистого сплава. Ориентир начала порога- деревянный мост через Чую на левом повороте после устья р. Айгулак. Увидев его, следует чалиться, лучше на левый берег (длинный прямой участок, крупная галька). По обоим берегам есть тропа. Разведка по камням либо правого, либо левого берега, полный просмотр структуры порога удобен с высокой полки левого берега.
Порог расположен на плавном S-образном повороте в скальном сужении. Начинается метров за 100 до моста разгонной шиверой, которая перед мостом наваливает на правые камни. Прямо под мостом сложный слив с косой бочкой. Далее серия сливов, валов и бочек, мощность и количество которых зависит от уровня воды. В нашу воду можно было выделить порядка семи ступенек, составлявших два каскада. Линия движения четко видна с воды, т.к. основная струя везде выражена. Примерно в середине порога на левом повороте струя разделена на две части характерным камнем, называемым "Акулий плавник". Необходимо избегать навала на "плавник" и попадания в правую часть струи, т.к. в противном случае можно угодить в прижим под скалы. После этого сложных мест впороге нет.
Просмотр порога по левому берегу показал, что по этой воде он не представляет особой сложности для нашей группы. Поэтому все экипажи преодолели порог с вещами, двигаясь по основной струе и отрабатывая влево. Несмотря на приложенные усилия оба экипажа вынесло на камень "Бегемот", но серьезных последствий не было.
После порога Бегемот длительное затишье. До порога Классический - пара локальных плюх на замусоренных камнями коротких участках, которые как препятствия не выделяются. Далее издалека видно, как река перегорожена камнями - это начало следующего каскада.
Пр. 8С-. Пор. Классический - крупные глыбы со сливами и валами между ними на коротком участке реки. Граница со следующим препятствием находится непонятно где.
Пр. 9С+. Пор. Слаломный. Начинается на правом повороте реки, В русле реки
каменные глыбы. Длина порога около 3 км, а по сути это каскад порогов
3-4 к.с., между
которыми кое-где можно и зачалиться. Река течет в ущелье с высокими осыпными
берегами. В русле много камней, местами узкие проходы, имеются навалы
на камни. Порог соответствует своему названию- сложная линия движения,
местами
требуется
энергичное маневрирование. Течение быстрое. Разведывать бессмысленно,
т.к. препятствие длинное и линию движения все равно не запомнить.
После окончания каскада река резко успокаивается, и далее на протяженном
участке расположено лишь несколько простых (не выше 2 к.с.) порогов.
Пр. 10Л. Пор. Обманный находится в 8-10 минутах сплава от Слаломного, через некоторое время после деревянного моста через Чую.
Пр. 11Л. Порог. Камни в русле.
Пр. 12Л. Пор. Веер представляет собой шиверу с камнями в русле у левого берега от которых веером расходятся струи. На левом повороте несложный прижим к правому берегу
Пр. 13Л. Пор. Городовой - большой камень в русле, небольшие валы.
Пр. 14Л. Пор. Безымянный - препятствие типа порог-шивера.
Пр. 15Л. Пор. Дозорный. В русле реки расположена здоровенная глыба, в большую воду на нее идет навал основной струи.
Шли весь участок после порога Бегемот сходу.
Пр. 16-19Л. Пороги. Локальные порожки на поворотах реки, а по сути- перекаты. Один из них напротив пос. Белый Бом, ориентиры которого- большой белый бом по правому берегу и памятник справа на скале прямо над рекой (в честь четырех красногвардейцев, сброшенных белыми с этой скалы в годы гражданской войны).
Пр. 20С. Пор. Иодринский начинается за мостом через Чую и представляет собой быструю и мощную шиверу с валами до 1 - 1.2м и скоплениями камней. Длина не менее 1 км. Сразу за левым поворотом несколько локальных сужений русла с валами в них. Препятствие проходится в основном в левой части русла.
Здесь отрабатывали самосплав, прохождение неполным экипажем и страховку с воды двойкой.
Далее на участке много шивер, по разной воде одни из них вырождаются, а другие проявляются. Поэтому на лоциях отмечаются лишь немногие из них. Река течет с хорошей скоростью даже на гладких участках.
Пр. 21Л. Пор. Мокрый. Камни в русле.
Пр. 22Л. (Шив. Степная) и пр. 23Л. (Шив. Раздор) - вполне неплохие шиверы по малой и средней воде, а вот по большой воде их надо еще и суметь заметить.
Пр. 24Т-. Пор. Турбинный. Хорошего ориентира не имеет. На участке перед порогом три левых поворота, на которых слева бом, а справа - крутой берег, осыпь с крупными камнями, порог расположен на третьем повороте. В этом месте в верхней части обрыва с правого берега торчит сливная труба, но можно легко и не заметить ее, поэтому это плохой ориентир. Разумно чалиться к левому берегу в конце правого поворота и осматривать порог с правого берега, поднявшись на полочку по тропе. Но, если вы уже влетаете в порог, нужно чалиться направо в улово прямо перед водосбросом.
Порог начинается с короткой разгонной шиверы. Русло на крутом левом повороте перегорожено скальными выходами коренных пород, делящими реку на две протоки. По малой воде можно чалиться, завидев свал воды и крутой поворот, времени и места хватает. Правая протока по нашей воде была недостаточной для прохождения катамарана. В левой протоке два варианта прохождения - справа и слева от большой глыбы. Общий перепад уровня воды в пороге до 4 м.
Сразу после порога река затихает, поэтому страховка с воды очень эффективна - можно без проблем собрать все, что пойдет из порога. С берега можно страховать только прохождение правой протокой.
В случае необходимости обноса порога - обносить по правому берегу, т.к. с полки левого берега долгое время нет нормального спуска к воде.
После разведки по правому берегу прошли порог правой протокой, после чего встали на обед. Во время обеда занесли двойку и прошли левой протокой. Перечалились метров на 300 ниже на правый берег для разведки пор. Турклуб Горизонт.
Пр. 25Т. Пор. Турклуб Горизонт. Находится в 500м ниже порога Турбинный после прямого участка простой шиверы. Разведка и страховка по правому берегу.
Порог расположен в узком каньоне с высокими (до 25м) скальными стенками. Имеет две ступени. В первой ступени ширина реки метров 15 с перепадом около 5м, длина 50м. Расположенные по центру обломки скал делят струю на две части. Левая часть струи по малой воде идет через гряды полуобливных плит и зубьев и является сложно проходимой, на выходе торчит острый камень. Уже средняя вода делает эту протоку вполне ходябельной, но появляются мощные бочки. Правая часть струи более чистая- горка с валами, пара бочек. После слияния проток следует подковообразная обливная плита, образующая длинную неглубокую бочку.
После первой ступени справа, под отвесной скалой имеется улово, которое можно использовать для страховки первой ступени с воды. При большой воде улово исчезает и струя подходит под самые скалы.
Между ступенями на левом повороте река образует прижим к скалам правого
берега, осложненный карманами. По средней воде уход от прижима не сложен,
по малой
прижима практически нет.
Вторая ступень образована сплошной грядой обломков скал, плит, отходящих
от правого берега. По средней воде большая их часть залита и прохождение
не представляет
труда. По малой воде слева есть лишь небольшой проход со сливом 1 -
1.5м, куда довольно трудно выгрести. Большая вода резко усложняет порог-
прижим
вправо
делается мощным, а уход от него- проблематичным, при этом организовать
какую-то осмысленную страховку затруднительно.
Обнос порога удобнее делать по правому берегу по тропе, однако возможен обнос и по левому берегу с преодолением крутого подьема.
После разведки проходили порог, прижимаясь на заходе к правому берегу, а затем уходя на центр и далее влево от прижима.
Пр. 26С. Выходная шивера. Валы и слалом между камнями. Река делает несколько резких поворотов. В пределах шиверы возможно зачаливание, по крайней мере, по средней и малой воде, так что это по сути не одна шивера, а каскад шивер.
Прошли участок сходу и далее шли до стрелки с Катунью.
От устья Чуи до устья р. Б.Ильгумень шиверы с отдельными валами и бочками до
1,2 м, ближе к концу участка - до 1,5 м. Река течет по степной котловине,
пейзаж типично среднеазиатский, только теневой склон левого берега местами
покрыт лесом. По левому берегу идет Чуйский тракт, местами видимый с воды,
местами отходящий довольно далеко. На уединенных террасах обоих берегов есть
хорошие стоянки. В пос. Яломан паром и строящийся мост. В конце участка Чуйский
тракт уходит в горы по долине р. Б.Ильгумень. На ручье несколько домиков
дачного вида - какой-то новый кордон, предлагающий различные услуги отдыхающим.
Ходовое время от пос. Иня 2.10.
Пр. 27Т. Пор. Ильгуменский. Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б.Ильгумень; ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам - начало порога, а также домики на левом берегу. В сужении русла цепочка валов в пределах 2,0 м. Далее под левым берегом бочка, не представляющая особого интереса. Просмотр по правому берегу; порог очень фотогеничный. Берега высокие, сложены из крупных темных валунов, удобная чалка находится довольно далеко.
Проходили по одному судну со страховкой с воды.
За порогом степь быстро кончается, начинается сосновый лес.
Разведка последних 5-ти километров р. Кадрин показала, что этот участок представляет собой постепенно усложняющуюся шиверу, которая плавно начинается после непродолжительного участка гладкой воды. Вначале шивера сложности не представляет (см. дневник с фото), но постепенно уклон нарастает, скорость течения увеличивается, и в 50м от устья шивера (С) завершается эффектным порогом "Выходной" (Т). Чалка возможна в нескольких местах, которые можно обнаружить при просмотре (заносе судов). При разведке мы пользовались тропой по левому берегу Кадрина, которая начинается от стоянки на крутом берегу. Тропа натоптанная, но кое-где узкие проходы между деревьями и в зарослях акации, которые представляют серьезные трудности для заноса катамаранов-четверок. Двойки и каяки занести при желании можно. Если планируется прохождение только порога Выходной, то занос судов проще сделать по правому берегу. Там тоже есть тропа, и вначале она идет вблизи воды, что облегчает занос. Но дальше п. Выходной по этой тропе мы не проходили.
Ввиду нехватки времени на прохождение всего нижнего участка Кадрина мы ограничились прохождением только порога Выходной.
Пр. 28Т. Пор. Выходной, р.Кадрин Находится на р. Кадрин в 50м выше устья. Перепад высоты - около 4х метров на 40 метрах сплава. Занос судов по тропе правого берега. По большой воде прохождение облегчается тем, что первые и последние камни порога закрываются. В начале - маневр по выходу на основную (центральную) струю. В конце - мощная бочка, гряда обливных камней через все русло, труднопроходимая по малой воде. Страховка с воды в конце порога - в улове на Катуни, куда выходит вся вода Кадрина, там же можно выставить живца.
Прошли двумя экипажами на К2.
Пр. 29С. Кадринская труба. Начинается от устья р. Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1,8-2,0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные - ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами.
Прохождение походным порядком.
Пр. 30С. Пор. Мешок Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые поганки. Интересно, что река, ее изгибы, ландшафт, растительность почти в точности повторяют участок в середине Кадринской трубы после предыдущего правого поворота.
Пр. 31Т. Пор. Шабаш. Ориентиры: большая галечная отмель
на левом берегу и крупные скальные обломки на правом. Ходовое время от пор.
Ильгуменский 1.40. Просмотр
по правому берегу.
В первой ступени на входе валы, бочки до 1,5 м: сначала на полреки от правого
берега, затем на полреки от левого. Далее основной слив в скальных воротах:
в центре пульсирующая бочка 2 м, слева косые бочки до 1,5 м, под правым берегом
есть чистый проход. На повороте между входными сливами и основным - поганки,
сложная картина боковых сносов. На выходе валы до 1,5 м.
Проходили по одному судну со страховкой с воды.
Вторая ступень - прямая горка с валами до 2,0 м. На входе возле правого берега крутой слив высотой 1,2-1,5 м через гряду обливных камней, за ним жесткая бочка. За порогом на правом берегу лежат остатки понтонного моста, принесенного и выброшенного давним паводком.
После просмотра ступень пройдена походным порядком.
До устья р. Урсул несколько простых шивер. От устья снова начинается степь, попадаются мотоциклы, машины, новые избы и всякий праздный люд.
Пр. 32Л. Порог за
устьем р. Урсул - гладкие валы до 1,5 м. За порогом слабый
прижим к скале правого
берега, за скалой у берега полощутся остатки канатной переправы.
Далее простые шиверы с валами до 1-1,2 м. Аналогичные шиверы образуют
общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных
сужений
на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные поганки.
Примерно через 5 км после устья р. Сумульта русло сжимается скалами, над очередной шиверой через реку переброшен подвесной пешеходный мостик.
Пр. 33С. Пор. Каянча. Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-я. Валы до 1,8 м, прохождение сходу.
После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих
2 шиверах валы до 2,0 м.
От устья р. Каянча 2-я начинается сосновый лес с хорошими стоянками.
Между устьями рр. Кемечапык и Байтыгем - 2 длинные шиверы с валами до 2,0 м.
Пр. 34Л. Пор. Аяла - за устьем р. Б.Аяла. На входе
в центре слив с плиты, бочка 1,5 м. Далее валы до 1,2 м. Прохождение с
хода. Далее простые
шиверы.
В устье р. Улюта красивые скальные острова.
От устья р. Бельтертуюк по правому берегу видна дорога.
Пр. 35С. Пор. Тельдекпень-1. Ходовое время от пор. Шабаш 5.00. Начинается разгонной шиверой на местном правом повороте после устья р. Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1,0 до 1,8 м, очень фотогеничные. Рекомендуется заранее выслать видеооператора вперед по правому берегу. После шиверы справа большое улово и песчаный пляж, однако плес перед основной частью порога практически отсутствует - только участок быстротока около 150 м.
После местного левого поворота скальные ворота - вход в порог; за ними продолжается скальный каньончик высотой 5-8 м. В воротах слив и валы высотой не более 1,0 м, но очень мощная вертикальная турбулентность. Через 300 м потока, насыщенного воронками и поганками, еще одно сужение, без четко выраженного слива, но с новым усложнением турбулентности. За ним мост, сразу после моста удобная чалка в извилистых шхерах правого берега.
Просмотр по правому берегу возможен, но малопродуктивен. Берега крутые, подойти к воде сложно. Прохождение со взаимной страховкой с воды.
Пр. 36С. Пор. Тельдекпень-2. Ходовое время от моста 5-7 минут. Ориентиры: справа устье р. Чеба; широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним местный левый поворот. Порог начинается на этом повороте. Справа сухая протока. В основной протоке на входе от правого берега отходит гряда полуобливных камней (по большей воде она заливается). Особенность порога - обильная и исключительно сложная турбулентность в нем еще и нестационарна. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга; по большей воде к ним добавляются пульсирующие валы. Поток изначально неустойчив; любое возмущение, даже движение весла в воде, может спровоцировать развитие воронки. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6-10 м. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом.
Прохождение со взаимной страховкой с воды.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого участника каски, спасательного жилета достаточного объема, ножа-стропореза и гидрокостюма. Группа имела подробное описание и лоцию реки.
При сплаве применялась разведка ключевых препятствий и взаимостраховка с
воды. На пороге "Выходной" р. Кадрин выставлялся "живец".
Маршрут по данной воде соответствует 4 (усложненной) категории сложности. Может быть пройден на любых судах. Предпочтительны каяки, катамараны-двойки и четверки. Для прохождения порога "Выходной" на Кадрине удобнее заносить каяки и двойки. Фоновый сплав соответствует 2-3 к.с., и при повышении уровня воды его сложность принципиально не меняется, а вот ключевые препятствия становятся гораздо опаснее. Поскольку последних мало, то, как следующий спортивный маршрут после "троек", Чуя от Чибита подходит не самым лучшим образом.
Уровень воды в Чуе в мае-июне предсказать сложно, в июле-августе он относительно высок за счет таяния ледников, к сентябрю всегда падает.
Планы группы на поход были полностью выполнены. Все ее участники продемонстрировали требуемую техническую подготовленность, успешно освоили катамаран-двойку.
Уровень воды в Чуе в середине мая совершенно непредсказуем и способен резко изменяться, что мы и наблюдали. Мы начинали сплав по малой воде, а через день после нашего ухода с Чуи на реках горного Алтая начался резкий подъем воды.
Реально водная часть маршрута в нашем варианте может быть пройдена достаточно опытной группой за 5 сплавных дней. При наличии свободного времени к этой связке рек можно также добавить нижний каньон Урсула.
Достоинства маршрута - отсутствие пешей части, элементарная заброска, возможность аварийного схода на любом участке. Основной недостаток- заселенность долины Чуи - является неизбежным следствием вышеозначенных достоинств. Конечно, наличие крупной автомагистрали, сопровождающей реку на всем протяжении маршрута, сильно снижает его эстетическую ценность.
Традиционное начало маршрута от пос. Чибит нами было отвергнуто ввиду отсутствия поблизости от дороги в его районе нормальных стоянок (приехали ночью) и нежелания контактировать с местным населением, тем более в выходной день. В дополнение к этому, мы, как и новосибирская команда под руководством М.Иванова, видели мало смысла в прохождении Бельгебашских разбоев по малой воде - кроме возможности продрать чехлы катамаранов эти разбои вряд ли могли нас чем-то порадовать.
Что касается хороших стоянок по ходу движения, то они на Чуе есть. Предпочтительнее располагаться по левому берегу (по правому проходит дорога). На участке за 5 км от порога Турбинный до порога Горизонт хороших стоянок нет (голые полки, мало дров). Чтобы не загаживать и без того часто посещаемые места, настоятельно рекомендуется пользоваться оборудованными стоянками, которые есть везде. Можно стоять и на пороге Бегемот (распространенные слухи о отсутствии там дров распущены людьми, которым лень отойти на тридцать метров от базы), и ниже порога т/к Горизонт. А вот напротив пор. Турбинный стоять неудобно, хотя люди часто стоят именно там. Очень хорошая стоянка напротив устья Чуи.
Вода в реке в обычное время мутная и грязная, пить ее можно, но не хочется. Много взвешенной глины, желательно фильтровать. Чистых притоков на описываемом участке мы не обнаружили.
Из враждебных человеку животных нами было встречено множество клещей. Комары, змеи, крокодилы практически отсутствовали.
Местные жители (я имею в виду берега Чуи) к туристам привычны и никаких препятствий им не чинят, относятся дружелюбно.
Говорят, что за 12 км до стрелки Чуи и Катуни на правом берегу стоит каменная баба, за спиной которой на скалах петроглифы. Можете поискать.
Еще одно замечание: на Чую и Катунь в мае стоит сходить хотя бы для того,
чтобы увидеть горы в цветах.
30.04. Отъезд из Томска, Омска поездами до Барнаула. Стоимость билетов в районе 350 р. (плацкарт). Облачно, снег, температура воздуха -6 С.
1.05. В Барнауле в 9 утра. Из-за того, что Яр отстал от поезда в Заринске, выехали в 10:30. Машина шла средним темпом, иногда приходилось делать остановки, чтобы починить отвалившуюся дверь и оторвавшийся глушитель. В 23:00 были на Бельгебашских разбоях. Погода солнечная.
2.05. Строительство начали в 9:00. Спешки не было, хотя по плану начало стапеля было еще вечером. Срубили 4 продолины для четверки, остальные элементы каркаса были дюралевые.
Фото 1. Стоянка на Бегельбашских разбоях. Утро перед сплавом.
После обеда начали сплав (в 14:30). Сумрачный и Буревестник прошли с предварительным просмотром, но без фотосъемки. Подошли к Бегемоту в 17:45. Встали на стоянку выше порога на левом берегу в 17:40. Стоянка нормальная. Погода солнечная, жарко, уровень воды низкий.
3.05. Подъем в 7:00. На прохождение Бегемота вышли в 10:30. Из-за низкого уровня воды порог видимо упростился (как он выглядит в большую воду, мы знаем только по рассказам очевидцев). Первый слив (под мостом) не представляет особой сложности.
Фото 2. Порог Бегемот. Заход. Четверка Омелин - Карташев - Подворный - Перепеча
Фото 3. Порог Бегемот. Заход. Двойка Филимонов - Карташев (Яр)
Единственный маневр, где требуется точный расчет и техника гребли - вписаться в поворот после камня "Акулий плавник" и не выехать на камень "Бегемот". Однако, как мы выяснили опытным путем, низкая вода прощает некоторые ошибки и на этом участке порога. Проходили с вещами. На порогах "Слаломный" и "Классический" новые купленные дюралевые поперечины четверки погнулись колесом настолько, что идти дальше было невозможно, поэтому встали на ремонт в 12:00, совместив его с обедом. Вырубили и подвязали 3 деревянные поперечины. Продолжили сплав в 1630. Встали на стоянку на левом берегу примерно в 1 км выше д. Иодро в 19:45. Погода солнечная.
4.05. Подъем в 7:00. Начали сплав в 10:00. На пороге "Иодринском" было решено отработать самосплав по препятствиям 3 к.с., сплав неполным экипажем на четверке и заодно страховку с воды на двойке. Пошли кильватерной колонной - сначала двойка, потом четверка. После прохождения под мостом в д. Иодро с четверки на самосплав выпрыгнули диагональные гребцы (с веслами), вызвав оживление и приток зрителей на берегу. Несмотря на то, что самосплавщики днем раньше уже купались в Чуе и были готовы к пребыванию в холодной воде, порог оказался довольно продолжительным. Руки самосплавщиков сильно замерзли, и страховкой пришлось воспользоваться перед последней ступенью порога. Самосплавщики успешно попали между гондол двойки, вылезли на раму и оттуда - на четверку. Далее прошли последнюю ступень порога уже в полном составе, сидя на своих гребных местах. Страховка сработала хорошо, единственное замечание - оторвались далековато вперед. Дошли до порога Турбинный, осмотрели - в правой протоке вода отсутствует, в левой правый вариант на первый взгляд легче левого. Прошли с вещами правым вариантом и встали на обед.
Фото 3. Турбинный - проход правым вариантом левой протоки. Требуется эффективная
работа
Фото 5. Там же, двойка братьев Карташевых.
Во время обеда двойку без вещей занесли на повторное прохождение и прошли левым вариантом. Потом несколько раз отработали прямой-обратный оверкили на двойке. После обеда перечалились на 300 метров ниже для просмотра порога "Турклуб Горизонт". При прохождении четверка страховала двойку с воды, но страховка не понадобилась. Дошли до Катуни и встали напротив устья Чуи на хорошей стоянке. Погода солнечная.
Фото 6. Порог "Турклуб Горизонт".
5.05. Подъем дежурных в 7:00. Начали сплав в 9:00. Вода несколько поднялась. Через 5 минут сплава обнаружили, что левый баллон двойки почти полностью спустил. Встали на ремонт и провели последующие 3 часа в непрерывном сдувании-надувании баллона. Оказалось, виноват клапан со своей хитрой конструкцией. Следующая остановка была в Ине для подкачивания, а затем в д. Яломан, где были докуплены необходимые продукты и перевезены с берега на берег две тетки. К порогу "Ильгумень" подошли в 17:00, в 17:40 завершили его прохождение, и встали на ночевку в устье р. Кадрин на горе вместе с охотниками из Новосибирска.
Фото 7. Четверка на пороге Ильгумень.
Фото 8. Двойка там же.
Сделали разведку последних 5 км. Кадрина, которая показала наличие трехкилометрового участка препятствий нарастающей сложности от шиверы 3 к.с. до порога "Выходной" 5 к.с. в устье Кадрина. Переменная облачность.
6.05. Прошли "Выходной" двумя экипажами.
Фото 12. Порог Выходной, р. Кадрин. Заходный участок. Двойка Филимонов - Карташев.
Фото 13. Там же братья Карташевы. Средний участок
Фото 14. При прохождении основной бочки Выходного
До обеда прошли "Кадринскую трубу" и "Шабаш", обедали в устье Урсула.
Фото 16. Кадры с видео на пороге Шабаш. Четверка
Фото 18. Кадры с видео на пороге Шабаш. Двойка
Вода поднялась еще на метр или полтора. На Урсуле (на "Замке") по отзывам очевидцев вода шла поверх центральных камней. Дальше шли почти без остановок до 19:00, последний час провели в поисках приемлемой стоянки. Вечером поднялся сильный ветер. Переменная облачность.
7.05. Вышли в 10:00. Без приключений добрались до "Пней", и также без особых приключений их прошли. Съемку не делали, т.к. шли на взаимостраховке с воды. Уровень воды в "Пнях" - метров 10-15 от верха скал. Остановились на условленном месте - впадении правого притока Бийка. Здесь нас должна завтра встречать машина.
8.05 В 8:30 уехали на машине до Барнаула. Приехали в Барнаул
примерно в 13:40. Уехали на Газели до Новосибирска, а затем разъехались по
своим городам.
При подготовке похода использовались карты и схемы с выпущенного нами CD "Водные маршруты России / Алтай". Для использования непосредственно на маршруте были подготовлены, распечатаны и заламинированы схемы формата А4, а также краткая лоция, которые и приводятся в данном разделе.
Схема Чуи. Лист 1 (80К)
Схема Чуи. Лист 2 (80К)
Схема Катуни. (Лист 1 , Лист 2) , Краткая лоция Чуи-Катуни для распечатки (350К)
При подготовке похода по данному маршруту мы рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими источниками:
1. http://gaba.su/ser/chuya/chuya04.htm
- Неофициальная версия дневника
2. http://turizm.lib.ru/j/jurin_walentin_ewgenxewich/altai-2000.shtml
- В.Е. Юрин "Вокруг да около Катуни" - описание препятствий Катуни
3. http://www.splav-academ.narod.ru/reports/river/chuya/chuya01/chuya01.htm
- М.К. Иванов Отчет по маршруту Чуя-Катунь 2001г.
4.
http://chaos.ssu.runnet.ru/cyr/KOI/tur/KADRIN03/otchet_kadrin03.html Дмитрий
Постнов Кадрин.
Общественное снаряжение:
Наименование Количество, шт. Вес, кг
Катамаран- двойка 1 30*
Катамаран- четверка 1 30*
Страховочный конец "морковка" 2 1
Палатки с тентом 2 3
Запасные лопасти для весел 5 0.4*Вес катамаранов дается с чалочными концами, лопастями для весел и алюминиевым каркасом.
Общий вес группового снаряжения: 64 кг
Индивидуальное снаряжение:
Наименование Количество, шт. Вес, кг
Каска 6 0.5
Спасательный жилет 6 1
Гидрокостюм 6 4
Гермомешок 6 0.5Общий вес индивидуального снаряжения: 36 кг
в) Костровой наборизолента, скотч, клей- резиновый и ПВХ+этилацетат, бензин, набор игл разных, нитки- капроновые и ХБ, свечка, ножницы, плоскогубцы, проволока стальная, лента- киперная и фторопластовая, напильник, шило, наперсток, брусок точильный, ткани- капроновая, майлар, дождь, Ferrari 900, авизент, резина на заплаты, ножовка, упаковка ремнабора, включая гермомешок
Общий вес ремонтного набора: 5 кг
г) АптечкаВключал два котла на 8 и 5 л, два топора, пилу, верхонку, поварешку и дежурный гермомешок.
Общий вес кострового набора: 6 кг
д) Средства фото-видеосъемкиАптечка располагалась в герметичной упаковке в клапане рюкзака и имела оперативную, легко распаковывающуюся часть.
Раствор йода 20 мл, Спирт нашатырный 20 мл, Валидол 10 таб., Вата 2 упаковки, Бинт эластичный 2 шт., Бинт марлевый стерильный 4 шт., Бинт гипсовый 2 шт., Пластырь бактерицидный 20 шт., Лейкопластырь 2 рулона, Троксевазин 1 тюб., Анальгин 40 таб., Аспирин 40 таб., Димедрол 20 таб., Фурацилин 20 таб., Активированный уголь 40 таб., Перманганат калия 20 мг, Раствор перекиси водорода 50 мл, Но-шпа 10 таб., Цинковые капли 2 уп., Раствор анальгина 10 амп., Шприц одноразовый с иглой 5 шт., Спирт этиловый (медицинский) 0.2 л, Стрептоцид 10 таб., Герметичная упаковка для аптечки
Общий вес аптечки: 4 кг
е) Личные вещиВключали фотоаппараты "Зенит" и Canon, видеокамеру Canon.
Общий вес средств фото-видеосъемки: 2.2 кг
ж) Продукты питанияВключали рюкзак, спальный мешок, коврик из пенополиуретана, одежду, гигиенические принадлежности и т.п. Средний вес на одного человека примерно 8 кг.
Общий вес личных вещей: 48 кг
Количество взятых с собой продуктов соответствовало 800 гр в день на одного человека.
Общий вес продуктов питания: 32 кг
Итоговый вес, взятый группой на маршрут: 191 кг
Максимальная нагрузка на одного мужчину: 45 кг
|
Это наша кнопка |