Фокин Юрий Германович: другие произведения.

Дневник: Утулик -2003

• Комментарии: 2, последний от 22/01/2007.
  • © Copyright Фокин Юрий Германович
  • Обновлено: 22/01/2007. 19k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Сибирь средняя , 4 к/с , Ноги
  • Дата похода 27/07/2003 {11 дн}
  • Маршрут: ст. Слюдянка - р.Утулик - оз.Байкал

Утулик 2003

Оригинал расположен на сайте: http://alpgarant.ru

Маршрут 3(5) к.с. в районе хребта Хамар-Дабан, совершен туристами из Москвы и Питера в июле 2003 года, на двух каяках и двух катамаранах двойках.

командa -
    Дмитрий Назаров (dimus, красный кат (Чахлик), Храпуново)
    Ольга (красный кат (Чахлик), Храпуново)
    Сергей (Серега, синий кат (Шмель), Храпуново)
    Алексей Пофланков (Леха, MonsterWW, синий кат (Шмель), Санкт-Петербург)
    Алексей Мозолев (/\еха большой, Мозолев, necky blunt, Москва)
    Юрий Фокин (yur, eskimo salto, Москва)

27 июля. Поезд. Едем с Димусом в поезде. Позади - поход по Шавле (см. http://reka.pp.ru). Съели купленный в Новосибирске арбуз. Еле дотерпели до красноярского туалета (кстати, бесплатного!). Пиво.

28 июля. Слюдянка - ГАЗ-66 - 1-ый день пешки. Прибыли в Слюдянку в 10.00 по местному времени (+5 часов относительно Москвы). Я впервые увидел озеро Байкал - ура! Нас никто не встретил. Сходили на пляж к озеру. Там тоже никого нет. Поговорили с прогуливающимися местными. Они сказали, что очень много клещей, и гусениц, пожирающих деревья, последние - результат диверсии со стороны Китая. Вернулись на вокзал. Через минут 10 наконец встретили Ольгу с Серегой, они приехали раньше. Скоро подъехали и Лехи - из Иркутска, они летели самолетом. Мозолев Леха идет на Бланте. Оказывается, мы с ним виделись в июне на Уксуне на день Независомости. Закупили продуктов в местных магазинах и рынке, вышло 50 кг на 6 человек на 9 дней. Димус заказал машину у геологов - ГАЗ 66 за 1000р до тропы (это за 12-м бродом через Слюдянку, около 14 км от поселка). Поехали. Купили копченого омуля и пива. Ещё у нас 4 литра спирта. Доехали, перепаковались. На тропе много пешеходников-горников. Около 16.00 стартовали, в одну ходку. Я каяк подвесил поверх прюкзака поперек. Шел, еле вписыаясь в тропу. Леха Мозолев скоро перешел на 2 ходки. Дошли до Казачьих полян в темноте часам к 10-11 вечера, уже никакие. Можно сразу сказать, что пешка удалась.Воду перли с собой с самого начала, сделали чай, доели остатки еды с поезда, пиво, омуля. Омуль холодного копчения хорош. Срубились около часа ночи. Клево. Хамар-Дабан. Мечта. Палатки Мозолев взял огромные, две двойки, реально тройки. Кайф. (это я так думал, пока не капало сверху.)

29 июля. 2-ой день пешки. Довольно быстро дошли до ГМС, заправились водой. Мозолев - настоящий водохлеб, без воды не может. Каяки привязали теперь оба вертикально к рюкзакам. Мой рюкзак идет на Утулик 2-ой раз - первый раз ходил с моими родителями 20 лет назад. Был сшит специально для того похода. Сейчас он трещит по швам всю дорогу, я постоянно думаю, что вот он развалится, и будет беда, придется идти в 2 ходки. К счастью, рюкзак выдержал все испытания, и меня не подвел.Погода супер - не жарко, не дождь. Виды очень красивые. На высшей точке взлета после ГМС, на склоне пика Черского, где бурхан с тряпочками, мы съели по сникерсу. Потом залезли на пик Черского, очень красиво. Горы в лесах. Встали на ночлег на спуске к реке Подкомарная, около её правого притока. До воды недалеко. Начинаем нормально питаться.

30 июля. 3-ий день пешки. С утра дождь, который шел всю ночь. Встали - кругом туман. Вот он, Хамар-Дабан. Видимость - 50 м. Позавтракали, и все, кроме Лехи Монстра, пошли на экскурсию к водопадам реки Подкомарной (монстр тут был в прошлом году). Пока шли, все промокли. Водопады красивые, горки, каньончики, последний около 10 м. Димус с Мозолевым искупались, мазохисты. Погода все сырая. Вернулись в 12.00, дождь все капает. В районе 13.30 вышли с рюкзаками, каяки теперь ьащим на веревочке до самого Утулика. На перевале Четровы Ворота нас встретил уже град, ветер. Быстро сняли видео, и поскакали вниз. В 1 км от перевала съели по сникерсу - счастье, и ломанулись до самого Утулика (около 8.5 км). Были на реке уже в 21.00, сильно уставшие, промокшие и замерзшие. Пешка определенно удалась. Вернуться на эту тропу? - да никогда больше, так я думал в тот момент. Тропа на Утулик на самом деле вставляет - широкая, натоптанная, но местами очень крутая, на подъемах. При этом подъем занимает две трети пути по времени, так что ноги надо иметь крепкие, и спину тоже. Ну а в плане ореинтировки пешка, конечно, эта - просто халява. Стоянка хорошая, до реки около 2 м по вертикали. Палатки, дрова, ужин, отбой. Дождь все идет. Утулик красив - скалы, зеленая вода. Мелко - видно дно.

31 июля. Дневка, стапель. Дождь все идет. С утра сходили за дровами метрах в 200-х вверх по склону. нашли сушину. Ура. Ближе дров уже нет. Думаю, с рамой тоже будут проблемы - один кат у нас деревянный. поздний завтрак, потом поиски рамы, резка вязок, сборка катов, просушка вещей - все за вчерашний день и ночь отсырело. Ночью было холодно, я даже спал в свитере по такому случаю. Видео тоже отсырело, работать не хочет. У нас в палатке дождь шел и изнутри тоже - то ли швы текут, то ли конденсат такой жуткий, но спальники у нас с Мозолевым утром были мокрые. Дождь шел весь день. Димус собрал кат. Леха с Серегой только нарезали и подготовили жерди для рамы.

1 августа. Полудневка. Начало сплава Подъем у катамарнщиков ранний. Продолжение стапеля. Позавтракали. В небе появляются разрывы в облаках. Подошли пешеходники. Им на другой берег. Помогли им переправиться - переправили мужика с веревкой на кате, натянули переправу, и они по веревке на карабинах и обвязке бродили Утулик. Вода поднялась с момента нашего прихода на 30 см. Группа эта из Асбеста, Свердловской области. Переправились удачно. Правда, ничего сладкого нам не дали, даже шоколадки. Эх, пешеходники....Пообедали, и в 18.00 сплыли вниз. Ура! Мы наконец на воде. Прошли несклолько шивер. Вода простая и мягкая. Паводок уже идет вниз, пик был дня за 2 до нашего прихода, а сейчас практически нормальный уровень воды. Берега скалистые и очень красивые. В нескольких километрах за притоком Глухая Падь (или Голая?) видим улово, решаем вылезти, размять ноги. А там стоит палатка и ПСН. Оттуда вылез мужик и 5 детей. Один 14 лет, остальные 7-8. Оказалось, что мужик повел их на Утулик, заложил 3 дня на пешку, и 4 дня на сплав. В итоге они пришли на реку, увидели сильный паводок, ждали 2 дня, а потом решили все-таки сплавиться. Доплыли до этого места (около 10 км), испугались, пройдя все шиверки с осмотром. Продуктов у них осталось совсем мало. Вообщем, попали. Пришлось встать рядом с ними и разделить ужин.

2 августа. Разведка, сплав. C раннего утра мы с Димусом и мужиком пошли на разведку назад, в надежде дойти до тропы, ведущей обратно в Слюдянку. Однако, путь оказался слишком труден, и до тропы мы не дошли - не хватило времени. Вернулись обратно. Позавтракали все вместе. Я стряхнул с себя 3-х клещей, один уже присосался. Начал есть иодантипирин (прививки я не делал). Решили сплавиться вместе до правого притока Рассоха, а оттуда мужик сможет дойти со своим детсадом по реке до тропы. Пока усаживались, подъехала группа пермяков на двух четверках, больших с деревянной рамой. Посадили детей на один кат, мужик с пареньком сели на ПСН, и всем табором мы поплыли. Прошли несколько шивер, сходу порог Рассохинский (3 к.с.), и остановились у притока Рассоха. Пермяки остались на ночевку, а дети с мужиком (иркутяне) отсюда пойдут назад. По реке им сплаляться очень опасно. Мы пошли дальше, прошли порог Раздельный (3 к.с.) с фото-видео, потом порог Чижик (4 к.с.). перед ним делали сухой перекус. Все прошли Чижик хорошо, только я лег во воторой части и оставшуюся часть порога вставал в косых валах, успешно. Погода отличная - солнце. Река супер - скалы, красота. Вообще скалы постоянно на Утулике. Прошли сходу порог Снежок - одна большая бочка, проносная. Время от времени снимаем фото-видео, сходу. Встали на стоянке на левом берегу за притоками. Стоянка отличная. Помылись, посушились, персчитали продукты - чатсь из них мы оставили иркутянам. Выяснилось, что продуктов все-таки хватит, правда дефицит сахара. Вообще с сахаром мы просчитались и на шавле, и тут, раза в два. Расслабились - наконец-то отдых. Леха пошел ловить рыбу. Блесна, леска + бревно в руку толщиной. Ничего не поймал, однако. Другой Леха (Мозолев) делает апргрейд каяка - подрезает пиллерсы. Как теперь поплывет. интересно.

3 августа. Сплав. С утра прилетел вертолет, покружил над нами, потом в верховьях реки. Как потом оказалось, этот мчс-ский Ми8 прилетел за детьми, нашел их, выбросил команду спасателй с честером, и спасатели сплавили потерпевших вниз. Мы сплыли, прошли порогТрехкаскадный сходу, Траверс - во второй его части, в прижиме, я лег до прижим, встал уже после него. Потом порог Гротовый, на нем нас доганли пермяки. Потом сразу порог Трек, сходу. Все эти пороги 3 к.с. Пермяки положили один кат в Треке, налетев на зуб - олень талантливо. Жалко, мы не видели этого шоу. Кат большой, самодельный и легкий, весит всего 12 кг ! Вторая их четверка объемом тонны 3, а весит всего 22 кг. Круто. Оставив пермяков за Треком, мы ломанулись дальше и дошли до Мангутайского. Всего ходового времени грязного шли 5 часов. Встали за поргом, оставив суда вверху. Сегодня праздник - за Треком на левом берегу - осинник, там мы набрали кучу грибов - целый котел получился порезанных и почищенных (7 литров). Еле дождались обеда, сейчас жарим грибы. Завтра будем проходить Мангутайский - порог очень красив - куча сливов между большими камнями. Леха большой срубил удочку, сйчас будем ловить рыбу. Сколько нас ни корми, все мало. Погода целый день отличнаяю Везет же нам. Река по-прежнему красивая, скалы, горы в лесах - это то, о чем я мечтал. Хамар-Дабан, однако. На ужин объелись грибами. Кроме всего, двойная порция казенак, шоколад - очень нелегко. Но все съели. Спалось хорошо.

4 августа. Мангутайский - покатушки. Сплав. До обеда- обкатка Мангутайского. По отчетам это 5 к.с. Прошли на каяках по несколько раз, по разу на катах. Все удачно, с одним килем и отстрелом у Мозолева.Посмотрели, как пермяки проходят этот порог на своих пупындрах, сняли их на видео. Мангутайский похож на Шабагу - такое же падение, если реку вдоль разрезать, то получится как раз. Прошли несоклько шивер, и порог Зев (4 к.с.) Порог явно мощнее Мангутайского. Первые идут ребята на синем кате, ложатся в бочке через корму. Оба не зацепились. Ложились очень медленно. После порога они поставили с третьего раза кат обратно - деревянный, груженый. Смотрелись первые две попытки замечательно. У обоих это первый киль на горной реке. Потом пошли мы с Мозолевым, он лег в поганке за большим камнем, встал, прошел слив с бочкой лагом по языку, и ушел вправо к берегу. Я прошел, как хотел, после языка по центру, в бочках на выходе развернуло пару раз, опирался, но все обошлось. Я бы дал Мангутайскому 4-, а Зеву - 4+. Вода средняя. Потом пошли Димус с Ольгой. Глядя на предыдущие прохождения, было ясно, что они лягут в той же бочке, кат у них слабее синего. Так оно и получилось - легли они через борт, тоже красиво. Потом Димус весь порог вытаскивал Ольгу на раму, все это смотрелось очень драматично. Видео должно получиться замечательным. В итоге, серьезно никто не пострадал, весло выловил страхующий кат. На левом берегу после порога набрали кучу подосиновиков, поели костяники и объелись черной смородины, спелой и крупной. Потом была шивера, где я полег (вообще у меня так всегда - где все ложатся, я прохожу чисто, а где все идут чисто, я ложусь). Дошли до порога Большой, обнесли вещи за стоянку за ним, что будем делать с порогом - решать завтра. Пока все пороги, кроме Мангутайского, идем груженые. Страховка - катом с воды, + спасконец на Зеве. Вечером опять объелись макакрон с неучтенным сублиматом - вкусная штука, но очень дорогая. Грибы чистить сил уже не хватило. На ночь читали с Мозолевым описания команды "октопус" об этом пороге, - кто занес, кто прошел, кто отстрелился, кто проплыл в сифоне...

5 августа.Пороги Большой и Малый. Утро началось с плотного завтрака. Группа думает, идти или нет порог. Леха Мозолев ещё вчера занес лодку сюда, на стоянку, и идти не собирался. Неожиданно подошли люди. Оказалось, это спасатели МЧС, с вертолета, прилетевшего за детьми из Иркутска на Рассохе. Сейчас они на честере сплавляются все вместе вниз. Плот на четырех поперечных гондолах они связали за полдня - круто, погрузили туда детей с вещами, и быстро вниз. За день они дошли до Мангутайского, и вот догнали нас на Большом До Утулика дойдут сегодня. Вот работа у людей. Высадив детей, они прошли Большой, мы снимали их на видео. Мужики все здоровые, шли неплохо. Ведет их Л. Измайлов, известный иркутский водник и спсатель. Они ушли, Измайлов посоветовал нам не сомневаться насчет проходимости Большого. Но мы и так уже практически решились. Сначала Димус с Лехой монстром прошли на обоих катах первую ступень, и я на своей лодочке. Потом они прошли на синем кате вторую ступень, красиво, по центру, а за ними и я, там же, правда, последний слив проехал кормой. Все были очень рады и довольны. Технически сложность порога по нашей воде заключалась в том, что надо было не ошибиться на заходе во вторую ступень, успешно пробить первую бочку. Кат её просто раздавил, а я сильно разогнался, и даже не задержался в ней. Потом надо было проехать по центру мимо зубьев справа, и рулить направо от скалы с сифоном. Так мы и сделали. Все происходит очень быстро, и внизу чувствуешь себя прекрасно! Хотя не будь там сифона слева, порогу была бы категория около 4+. МЧС--цы сказали, что уровень воды сейчас высокий (мы думали, а я и сейчас думаю, что средний), и что в малую воду порог становится опаснее. Съели по пол-батончика, и поехали дальше, до порога Малый. По дороге снимали красивые виды, водопады, стекающие рассыпними ручьями в Утулик с многометровых стен. Порог Малый - очень неудобный просмотр (справа). показался легким, однако половина группы в нем зажгла. Сначала успешно прошли монстр с Серегой, и встали на страховку. Потом пошел я. Лег ещё в заходной части, легко встал, но не успел сманеврировать и разогнаться, и в первой бочке остался жить. Жил долго, 40 секунд, несколько раз ложился, вставал, даже через свечку не выехал. Цепляния веслом за донную струю не помогли, в итоге я сместился к центру реки, к языку, и выполз на ровном киле поверху, правда, сам уже не очень осознавал это все, потом на видео разглядел подоробности. Сил уже не было, и с большими глазами я сместился к правому берегу, проехал по обливнякам и далее по канализации справа. Мозолев прошел хорошо, прострелив бочку по сбойке впритирку к камню. Потом Димус с Ольгой зажгли, застряв посреди порога в бочке у левого берега. Зацепившись оба, они долго позировали, Монстр успел их два раза щелкнуть, наконец, их развернуло кормой к струе и вынесло. Было весело. Потом народ прошел самосплавом выходную часть Малого, и пытался серфить в бочечке в конце на спасжилетах. У некоторых это получалось, а Мозолев все больше подныривал под бочку, тяжелый, наверное, очень. Вообщем, порезвились. Встали за порогом, метров через 200 на правом берегу. Завтра останется расслабон до Утулика, прогон. Я попробовал Лехин блант, повставал, покренился - вспоминается люф, на котором я учился - плоское дно и квадратные борта. Но к сальте я уже привык, и менять испытанную подругу не хочется. Народ помылся, кое-кто даже побрился. Сегодня опять хотим как следует поесть, и уже начали обсуждать меню обеда и ужина - самое наше популярное занятие последние три дня. На ужни были грибы. Опять объелись. Ещё я выменял у Монстра и сереги сегодняшнее сладкое на завтрашние сыр и колбасу (они надеялись купить в Утулике омуля - и обломались!). Остальные тоже активно меняли еду. Один Мозолев был самодостаточен и ничего не хотел.

6 августа.Последний день сплава, антистапель. Погода снова теплая и солнечная. Прошли оставшйся прогонный участок легко и быстро. Вплыли в Байкал. Там покилялись, подурачились. Байкал - синее озеро в тумане и дымке с синими горами. С озера тянет облачность - похоже, погода меняется. Антистапель происходил чуть справа от устья Утулика. Два часа символической просушки, резвые сборы под начинающимся дождем, - и на станцию. До неё - около 1 км по дороге. Купили еды и пива, и в 18.06 сели в электричку. С нами же едут пермяки. В Слюдянке купили билеты назад - монстр едет сегодня же, ему надо на работу срочно, я еду из Иркутска завтра вечером плацкартом. Погода испортилась - льет дождь. Поехали ночевать в музей минералов. Там проводили монстра, легли спать. Завтра ранний подъем. Дождь все льет. Мы лежим на чердаке, ветере завывает. романтика. А Светка все едет в поезде (на Жомболок).

7 августа.Отъезд. С утра ветер все завывает, дождь льет, вставать никому неохота. Спим на деревянном полу в спальниках. В 6.30 все-таки встали. В 7.00 с Мозолевым мы выдвинулись в сторону вокзала в поисках машины. Доехали на маршрутке до рынка, там сняли такси с верхним багажником (мне этот вариант сразу не понравился, но другого не было, а мы спешили). Поехали за лодками. Спешно попрощались с оставшейся в музее Ольгой, и погрузились. Лодки привязали только одной веревкой поперек - водила, урод, очень торопился. Поехали. Метров через 500 слетела моя лодка, назад, и поскакала по дороге самостоятельно. Водила тормозит резко, и Лехина лодка летит вперед. Грузим их обратно, повреждений лодок вроде нет. Теперь привязываем лодки получше. к электричке приехали как раз вовремя, к отправлению, покупать билеты и искать Димуса с Серегой, встречающих часть команды на следующий поход, времени уже не было. Отправление электрички задержали на 15 минут. Билеты взяли у кондуктора, до Иркутска 36 р, за лодки - ничего не взяли. По дороге кое-как спали, ехать 3 часа. В Иркутске встретили пермяков, они едут со мной на однои поезде, значит, будем вместе зажигать, хорошо. Погуляли с Лехой по городу, я купил себе понтовую красную майку, а Лехе не удалось купить рыбснасти. Зато он дозвонился в Москву, и ему привезут другую палатку, взамен той, в которой у нас шел дождь изнутри. Посидели в кафе Мечта - не понравилось - еда не очень. Поезд мой опоздал, м.б. в связи с визитом Жириновского в Иркутск. Погрузка прошла на ура, проводница не гундела, зато гундели пассажиры, в купе которых мы пытались сначала с Лехой затолкать лодку. Пришлось тодкать в соседнее, там оказались более адекватные люди. Сам я еду, понятное дело, на боковушке у сортира. Ничего, хоть как-то. Впереди 4 сутток. Вечером общались с пермяками. Основатели их команды много где побывали. Дорога прошла нормально, немного грустно - кончился отпуск. Позади осталось много хорошего. Хочется верить, что впереди будет ещё больше.

Заключение Утулик - неожиданно красивая река, очень много скальников. Они же сильно затрудняют пешую дорогу вдоль реки, без лодки пройти вдоль реки очень сложно и долго. Пешка красивая, экскурсии на пик Черского и водопады Подкомарной - обязательны (если нет дождя). По средней воде чалки есть везде, пороги локальны, ориентиры - большие валуны в русле, падение. Только порог Большой расположен так, что надо ориентироваться по берегам, но есть хорошие описания, где все указано. Следует внимательно отнестись к порогам чижик, мангутайский, зев, большой, малый - их надо посмотреть, остальное при опыте можно идти сходу (по средней воде). .

Кили -
    1 место - yur: 5 (Чижик, Траверс, Малый(2), шивера после Зева)
    2 место - /\еха: 2 (Мангутайский (отстрел), Зев)
    3 место - dimus-Ольга: 1 (Зев)
    4 место - MonsterWW-Серега: 1 (Зев)
  • Комментарии: 2, последний от 22/01/2007.
  • © Copyright Фокин Юрий Германович
  • Обновлено: 22/01/2007. 19k. Статистика.
  • Водный:Сибирь средняя

где купить справку нарколога и психиатра.