|
Помните, первое сочинение, которое мы писали, возвращаясь в сентябре в школу, называлось "Как я провел лето"? И мы писали: "Я был у бабушки в деревне", "Я ездила с родителями в Прибалтику, Крым, на Черное море" (нужное подчеркнуть). Времена изменились, теперь наши дети могут внести в список мест отдыха Канары, Кипр, Грецию, а кое-кто и калифорнийские пляжи. Культурная программа расширилась: теперь спокойно можно посетить Лувр, Прадо, Британский музей, музеи Метрополитен и Пергамон. Слава Богу, открылся для нас весь огромный мир, все сокровищницы мировой культуры. Огромные музей сродни ларцу, берегущему ослепительные драгоценности. Но есть и крохотные шкатулки: маленькие музеи, хранящие скромные, но не менее ценные сокровища. Из драгоценностей "ларцов" слагается культура всего человечества. А эти сокровища хранят в себе дух места, сберегают по крупицам самое ценное, что есть у любого народа - память. Денек был пасмурный, небо хмурилось и сулило дождик, на даче особенно нудный. Огород, таким образом, выпадал из поля нашей деятельности, равно как речка и близлежащий лес с грибами и ягодами. - А давайте отправимся в Верею, благо на ходу машина и семь километров пути до города. - Да что там делать, местный рынок смотреть? У самих хоть продавать иди. - Но в городе же краеведческий музей! Поедем! Поехали. Широко раскинулся рынок на старой площади с торговыми рядами постройки XIX века (Верея в прошлом - богатый купеческий город на реке Протва, в свое время судоходной). Главный, красивейший храм города, колокольня которого видна аж от леса, что за нашей деревней, еще недавно смотрел на рынок пустыми глазницами высоких окон, загаженная лестница вела внутрь, к разбитым и о..., прошу прощения, - расписанным народным фольклором стенам, сквозь который проглядывали лики с контурами нимбов... Слава Богу, за последние пару лет его привели в порядок: там уже идут службы, люди венчаются, крестят детей, отпевают покойных. А музей располагается рядом, в бывшем господском доме. Как хорошо, должно быть, жилось в нем: окна с одной стороны выходили на площадь с храмом и рядами, а с другой - на Протву, окрестные леса и далекие холмы, по которым идет дорога в Москву. Билеты мы купили прямо в помещении музея. Нас было двое, не считая женщины, продавшей нам билеты. Экспонаты давали, как водится, представление о поселениях древнейших людей на территории нынешнего города, рассказывали об истории славного города Вереи, упоминаемого в летописях с 1371 года. Обращало на себя внимание то, что все подписи и карты за редким исключением были сделаны от руки. Подошедшая к нам кассир, оказавшаяся по совместительству администратором, заместителем директора и экскурсоводом, и, естественно, жительницей города, провела нас по трем комнатам, в которых помещается музей. Некоторые экспонаты, рассказала она нам, отдали в фонд музея жители города, достав их с чердаков и раскопав в сундуках. Одна женщина отдала подвенечное платье своей прабабушки, кто-то принес старинную прялку, почти целиком, только не хватало веретена. Наша спутница показала нам также выходной костюм верейской женщины. Сарафану и тканой рубахе больше века, но краски такие же яркие, а ткань такая же прочная, как и в момент, когда его впервые надела на себя неведомая нам модница. Своими руками подготовили работники музея эти экспонаты к выставке: постирали, погладили... Директор музея сам соорудил все стенды, живописными полотнами проиллюстрировал богатую событиями историю родного города, который не миновала ни одна из крупнейших войн последних двух-трех сотен лет: Наполеон ночевал в Верее, двигаясь со своими войсками к Москве, фашисты расстреливали оказавших им активное сопротивление жителей. Последней войне отведен в музее отдельный зал (комната). Здесь бережно хранят память о земляках-героях. И опять - картины работы директора музея, о котором с гордостью отзывалась наша экскурсовод. В городском сквере по его проекту сооружена часовня в память о погибших на Великой отечественной воинах. Сама же она приводит в этот зал на экскурсии верейских школьников и показывает им фотографии их дедов и прадедов, благо достаточно спросить у мальчика или девочки фамилию. Вот она - живая история у них перед глазами. Как вы думаете, они забудут, кто они и откуда? В последней комнате нас ждала выставка художественных работ местных жительниц, матери и дочери, которую потом сменят работы других умельцев этих мест. И все это без такого, знаете, провинциального налета, мол, мы тоже не лыком шиты. Все скромно, но с достоинством, присущим музеям вообще. Уходя, я вспомнила такой же вот краеведческий музей в Одоеве, еще одном старинном русском городе, в свое время богатом и знаменитом - недаром герб его выполнен на щите с червонным полем: такие присваивались в России городам, сыгравшим важную роль в защите Родины и ее процветании. Довелось мне быть в Одоеве еще в 1988 году, но картина, которую я наблюдала там и в Верее похожа как две капли воды: недостаточное финансирование и преданные своему любимому делу энтузиасты. Наверное, сколько будет стоять Россия, столько и будет она держаться на таких вот людях. *** А когда мы выходили из музея, навстречу нам шла пожилая женщина. Она несла в полиэтиленовой сумке веретено...
|
Это наша кнопка |