Особенность Арабатской стрелки - отсутствие воды. Пресной воды. Солёной там по обе стороны хватает. Поэтому при отъезде сразу закупился бутылями с водой на весь период отпуска, благо в машине место было. Ну что ж, вперёд!
| |
На МКАД не заезжал, двигался через подмосковные Лосино-Петровский, Обухово, Электроугли (иначе, как ЭлектроГуглями, про себя не называл), ещё одно Обухово, которое на Егорьевском шоссе, в Бронницах поворот, вокруг Коломны, потом Луховицы, и после Серебряных Прудов свернул, наконец, на Волгоградку, она же Р22 "Каспий". Немного постоял только в Бронницах, потому что надо было проезжать насквозь сразу на развязку с Волгоградским шоссе, а я свернул в самОм городе.
Волгоградское шоссе от Бронниц и дальше вполне нормальное, если не считать необходимости периодического обгона чадящих КамАЗов, которые везли в Москву арбузы, а оттуда возвращались пустыми, но двигались всё равно медленно.
За первый день (обогнув Тамбов) доехал до Борисоглебска, и, пересёкши речку Хопёр, с которой когда-то (при участии родителей) начиналась моя туристическая эпопея, свернул направо на просёлок. По карте там располагалась база отдыха "На Черкасском затоне", на которой решил попытаться переночевать.
|
Песчаная дорога через сосновый лес быстро привела к воротам базы. Останавливаю машину, выхожу. От долгого сидения за рулём затекло всё, что только могло, поэтому пройтись под соснами при хорошей тёплой погоде приятно. Захожу в ворота. Кругом деревянные домики разных калибров, отдыхающие, занятые разными делами. Они и показывают, где найти администратора. Из домика выходит молодая девушка.
- Здравствуйте! Вы администратор? - спрашиваю.
- Да.
- Можно у вас переночевать?
- Нет. У нас все домики заняты.
- Может, можно палатку поставить на вашей территории? База-то у вас туристическая...
- Нет, нельзя.
Уф-ф! Вернулся к машине. Что предпринять? Замечаю (и вспоминаю по карте), что просёлочная дорога идёт дальше в лес. Еду по ней. Хотелось бы выбраться на берег Хопра... Берег появляется, высокий, песчаный. Кое-где места для стоянки подходящие есть, даже столик был с лавками. Но кругом непонятные домики. Вроде дешёвых турбазовских, хотя встречаются и приличные с высокими с заборами, и вообще халупы из фанеры. Наконец, забрался уже совсем в дебри, где дорога попрыгала по буеракам, да и закончилась в кустах. Подошёл к домикам, смотрю, там семья жарит шашлык. Спрашиваю про строения.
Оказывается, это самострой, а называют они себя Тупки, потому что тут тупик. Ну, думаю, встану в сторонке, одну ночь никому не помешаю (так и вышло). Поставил палатку (в этом месте было много выкопанных и съеденных яиц. Черепашьих, что ли?). Пошёл и искупался в речке. Вода тёплая, хоть и мутноватая, дно песчано-илистое. На противоположном берегу пляж.
Сварил ужин, завалился отдыхать. Ночь прошла хорошо.
| |
Утренний подъём, каша и чаёк. Второй день автотуризма. Двигался по Волгоградке до Михайловки, где свернул уже на юго-запад, к Серафимовичу. На этом участке, от Михайловки до Суровикино, дорожное покрытие было самым неважным, к тому же попал под дождь (на фото). На одном отрезке пути удачно пристроился за малышом Дэу Матиз. Тот джигит на ухабах притормаживал только в крайних случаях, поэтому, замечая, когда Матиз начинал больше лететь, чем ехать, своевременно сбавлял скорость.
Выбрался на дорогу А-260, идущую от Волгограда на запад, потом через некоторое время с неё свернул на Волгодонск. В Цимлянске плутал как по пути туда, так и обратно. Несмотря на наличие навигатора и схемы проезда.
Ночевать остановился в городе Пролетарске в гостинице "Гостиный двор", расположеннной почти сразу после въезда в город. Номер как номер, с душем и кондиционером. В гостиничном комплексе был продуктовый магазин и кафе, но ими не пользовался. За стоянку авто на охраняемом месте около гостиницы взяли дополнительную (небольшую) плату, был сторож. Все постояльцы и персонал были заняты трансляцией с Чемпионата мира по футболу. Сам смотрел по телевизору, пока хватало сил, фильм про Циолковского. В фильме он, конечно, выглядит чудаком, однако всегда помню его слова (возможно, не дословно): "если лучше ракеты пока ничего нет - будем летать на ракете", и за одну эту фразу его очень уважаю.
Ещё вечером в гостинице стало понятно, что моё туристическое снаряжение для гостиницы не очень подходит. Горелка шумит, да и небезопасно, а алюминиевые котелки не поставить в микроволновку. Обошёлся маленьким кипятильником. Вечером делал салат из купленных по дороге помидоров и пил чай.
| |
Третий день путешествия. С вечера заварил на утро геркулесовую кашу. После неё - чаёк. Едем дальше!
При движении по Краснодарскому краю - бесконечные поля, ближе к югу всё чаще и чаще встречаются бахчи. Мне достались сильнейшие ливни (местные говорили, что до этого было очень сухо), когда впереди кроме фонарей предыдущей машины ничего не видно. Но чем дальше на запад, чем ближе к морю, тем погода становилась лучше.
Всё-таки начались пробки. Причем даже не из-за каких-то препятствий, а просто многокилометровые пробки из-за того, что пропускной способности дорог не хватало.
В одном месте удалось немного объехать. Не помню точно, где-то между Славянском-на-Кубани и Темрюком. Смотрю, некоторые машины срываются с дороги и, поднимая за собой шлейфы пыли, мчатся куда-то по просёлку между полями. "Не иначе, им Яндекс чего-то на ушко нашёптывает." - подумалось мне. Свернул за ними. Действительно, часть пробки обошёл по очень пыльной грунтовке, и поскольку машин было достаточно, пыль закрывала весь обзор и набилась в машину во все щели и на вещи в багажник. На выезде обратно на дорогу стояли гаишники. Издалека показалось, что они штрафуют таких хитрецов-объездунов, однако потом понял, что просто оформляли аварию.
После Темрюка свернул налево на дорогу 03Н-486. В селе Стрелка остановился затариться овощами-фруктами. Базар тянулся вдоль дороги и казался бесконечным (а по дороге в тех местах было ещё много мелких базарчиков). Забегая вперёд скажу, что всё купленное оказалось очень вкусным. Однако посоветую присматриваться как к товару, так и к продавцам: перекормленные удобрениями арбузы, дыни и т.п. вполне могут встретиться.
| |
Дотолкался по переполненной дороге примерно до Старотитаровской. После неё уже начался участок новой широкой трассы (Таврида?), ведущей к Крымскому мосту. Только там можно было вздохнуть спокойно и ехать без пробок. Интересно, как долго она пробудет бесплатной?
Перед въездом на мост заправился на Лукойловской заправке с видом на пролив. Почему-то на обратном пути она оказалась закрыта.
| |
Сам Крымский мост - впечатление поизвёл. Охватить его взглядом не представляется возможным, к тому же непосредственно при съезде с берега стоят защитные щиты по бокам. Едешь и едешь, и только слышно "тутук...тутук..." - на стыках мостовых пролётов постукивают шины. Вот, - думаешь, - так и весь мост проеду. Ан нет, вдалеке появляются арки судового хода, висящие где-то наверху, и дорога взмывает к ним.
| |
При этом недостроенный на тот момент железнодорожный мост забирается на нужную для прохода судов высоту медленнее, плавнее, чем автомобильный, поэтому его конструкции нависают рядом железными чудовищами.
| |
На фотографиях - снимки, сделанные при возвращении, однако решил разместить их здесь, чтобы дать представление о мосте сразу.
| |
На стороне Крымского полуострова трасса "Таврида" тоже только строилась, и все машины после Керчи двигались по извилистой двухполосной дороге, видимо, той, что была раньше. Туда же добавились самосвалы со стройки и другая обслуживающая техника. Пробка тянулась на много километров. Бесконечное толкание скрашивалось красивыми видами на покрытые степными травами холмы, за которые заходило Солнце. Более-менее поехали только ближе к селу Батальное, где уже нужно было сворачивать.
| |
Стемнело. Решил всё-таки добраться до берега моря и где-нибудь там поставить палатку.
Мимо промелькнули дома посёлка Семисотка, ярко освещённая заправка, и стало совсем темно. Наконец, когда не очень хороший асфальт почти кончился и вдали показалось несколько огней - село Каменское, навигатор, радостно потирая клешни (или ласты, кто ж его разберёт), доложил, что до конечной точки маршрута он меня довёл, а остальное не его дело.
Пока стоял и разбирался, куда повернуть, обратил внимание, что несмотря на кажущуюся глухоту места, несколько машин проехало куда-то влево. Развернулся и свернул на грейдер, который, оказалось, вёл параллельно берегу. Через некоторое время, найдя съезд, свернул с грейдера и, периодически вылезая и присматриваясь, чтобы не завязнуть в песке, выехал к воде.
Было совсем темно, только слабо-серым виднелось море. Дул сильный и довольно прохладный ветер. На фоне шумящих волн с удивлением обнаружил, что на берегу через каждые 100-200 метров чернели силуэты машин и палаток. Проехал по прибрежной колее ещё немного и выбрал между машинами место для стоянки. Стал ставить палатку.
Палатка ставиться решительно не хотела. Сильный ветер не давал даже расправить её как следует, а когда придавил углы вещами, то оказалось, что обычные колышки совершенно не держат стойки, потому что песок пляжа - не плотный, и это не совсем песок, а рыхлые мелко перемолотые ракушки. Пришлось разворачивать машину в качестве ветрозащиты и привязывать оттяжки палатки к колёсам и порогам.
Наконец удалось разместиться в палатке, и, под хлопанье тента от порывов, заснуть. Ничего себе ласковое крымское побережье!
Утром всё же дела стали налаживаться. Солнце нагрело пляж, ветер чуть-чуть стих и стал тёплым, и море оказалось вполне пригодным для купания. Особенно после завтрака. Сделал вывод: ехал не зря!
Весь день больше отсыпался с дороги, купался, жевал купленные фрукты. Из местных "саксаулов" сделал колья для палатки подлиннее.
Не нравилось обилие машин. Это были и рыбаки, и просто отдыхающие. Одна весёлая компания на двух машинах с детьми остановилась совсем рядом, метрах в 30 от моей стоянки. Никак не могу найти у себя магнит, который таких ко мне притягивает, и выкинуть его, наконец!
|
Решил на следующий день переместиться дальше по Стрелке. Собрал утром после завтрака лагерь и поехал, сначала по грейдеру до Соляного, потом по просёлку - "стиральной доске" дальше.
Хотелось чтобы было безлюдно, но везде стояли рыбаки. Так доехал до приграничной зоны.
Вот там-то и нашёл подходящее место, где не было почти никого (машины рыбаков были совсем далеко), был "персональный" пляж, ровное место для палатки под защитой небольшой "ступеньки", и машину тоже можно было хорошо поставить. Ветер, хоть и тёплый, даже горячий, дул и здесь, поэтому палатку к машине закрепил, растянул изготовленными деревянными кольями.
Тут на небо наползла туча. "Не беда", - подумалось мне, - "Залезу в палатку, под дождём чайку попью". И только упали первые капли - включил горелку и поставил котелок.
Но тут ветер рванул с такой силой, что несколько деревянных кольев вырвало из песка. Едва закрепил их кое-как под порывами, как хлынул ливень. И тут выяснилось, что старая дешёвая палатка, которой не пользовался много лет и взял с собой из-за её большого размера, течёт как решето!
Какой уж тут чай! Пока лил ливень, держал стойки под напором ветра, спасал вещи и документы от затопления, периодически сливал воду из днища палатки, собирал тряпкой.
Когда дождь прекратился, вЫрезал кусок плёнки и накинул его под тент на палатку. После этого она перестала промокать. И в ней стало невозможно находиться, когда светило солнце. А несколько раз было, что шёл дождь и солнце светило - настоящая была баня! Хорошо, что дождики были короткими.
После дождя собрал все имеющиеся на берегу палки (деревьев в этом месте не было) и изготовил полуметровые колья для палатки. На некоторые оттяжки забивал по две штуки. Только так удалось хорошо закрепить палатку.
| |
А дальше пошёл, собственно, отдых. Купание в чистом тёплом море, сидение на песке и ничегонеделание.
| |
В качестве развлечения занялся сбором мусора вокруг своей стоянки. Мусора было очень много! Пластиковые и стеклянные банки и бутылки, остатки сетей, верёвки... У меня был с собой большой, литров на 200, полиэтиленовый чёрный мешок. Наполнял его, потом закапывал собранное в землю. С ближайшей округи собрал таких мешков штук 15. Зато глядеть на берег стало значительно приятнее.
В море, как только оно хоть немного успокаивалось, появлялись медузы. Это были правильные медузы, размером с перекормленный нитратами арбуз, и их было много. Один раз нарвался на медузу, потом дня два бок болел, как будто его отхлестали крапивой.
| |
Сходил на разведку на солёное озеро Севаш, и так понравилось, что потом часто ходил туда. Там было очень интересно. Сначала, когда подходишь, трава расти перестаёт, и на голой земле появляются маленькие солончаковые растения совершенно инопланетного вида. Их становится всё больше на берегу мелких лагун с горячей, что аж ногам больно, водой, на дне которых - сплошной розовый слой соли. Эта соль набивается в обувь (у меня были "коралловые тапочки"), кристаллы колют и могут поцарапать ноги. Если не хочется терпеть, лагуны лучше обойти, где это возможно.
(Между прочим, в этом солёном кипятке живут! Поглядев в Интернете, предположу, что это рачки Artemia. Мне они больше всего напоминали маленькие ожившие рыбьи скелеты. И было их очень много! К рачкам относился с большим уважением: попробуйте дома насыпать в ванну пачек двадцать соли и залить её кипятком, а потом поплавайте в "этом". Для рачков это - любимый дом.)
| |
Потом после небольшой полосы редкой травы появляется пляж и берег Севаша. Это такой же ракушечный пляж, как и на берегу Азова.
А вода в Севаше другая. Она мутновато-зеленоватая, с остатками водорослей у самого берега. Тёплая. Но самое главное: она настолько солёная, что на ней можно просто лежать! Главное, при этом не обгореть на солнце.
Берег с пляжем Севаша тянется на километры. И кругом никого! Можно сидеть в костюме Адама, можно в этом же костюме купаться или бродить по пляжу. Именно так и проводил время. Кстати, после захода в воду на дне появляется вполне себе лечебная и чудесно чёрная грязь, которой очень приятно вымазаться с ног до головы. Можно добывать эту грязь и на высохших заводях, но там нужно быть аккуратным, чтобы не поцарапаться: она перемешана с ракушечником и кристаллами соли.
| |
Добавлю несколько слов о природе Стрелки. Несмотря на то, что это узкий перешеек между двумя солёными водоёмами, всё в нём казалось необычным. Инопланетные солончаковые растения у Севаша - солерос солончаковый.
| |
Эфедра двухколосковая, плоды которой похожи на рассыпавшуюся по земле малину.
| |
Василёк одесский - нежно-голубой цветок.
| |
Колючка - мордовник.
| |
И ещё большое разнообразие трав, которые там росли и которые где-то на горизонте косил комбайн. И над всем этим - стрекот кузнечиков и цикад.
Один раз видел лису.
Рядом с палаткой был уступ-"ступенька", на котором ракушечник был сырой . На него прилетали большие мотыльки-бражники, и, зависнув в воздухе и басовито гудя крылышками, тянули хоботками влагу. Очень походили на птичек-калибри бурого цвета.
| |
И всё-таки пробыл на Стрелке не до конца отпуска. Почему? От жары днём некуда было спрятаться, в палатке было душно и ещё жарче, чем снаружи. Не было пляжного зонтика, а растянутую на жердях простыню ветер надувал пузырём и трепал, так что под ней было неудобно. В море были медузы, а в Севаше было так солёно, что костюм Адама через несколько дней стал чесаться и на нём появилсь раздражения, от которых можно было избавиться, только приняв душ из драгоценной пресной воды.
К тому же, на стоянке появились полчища мух. В том числе кусачих мух-жигалок.
Всё это создавало неудобства. И тогда решил поехать в Феодосию, благо, что до неё по расстоянию было совсем недалеко, километров пятьдесят. Да и интересно было посмотреть. Решил, что если из-за высокого сезона не найду жилья, то просто вернусь вечером, ведь дорогу уже знаю. Так что 23 июля собрал стоянку и поехал.
| |
Почти сразу после выезда на трассу встал в пробку. Пробка тянулась до самой Феодосии.
Как только дорога, пройдя через Приморский, приблизилась к берегу Чёрного моря, началась пляжная зона. Мотели, гостевые дома, мини- и обычные гостиницы, кемпинги платные и бесплатные. Рестораны, кафе, закусочные, магазинчики и даже передвижные тандыры на колёсах. Через каждые 10 метров - "Сдаётся жильё!", "Есть свободные места в гостинице!". Ага, занчит, есть надежда поселиться хотя бы здесь. На всём протяжении - очень много отдыхающих. Дорога проходила через зону отдыха почти посередине, поэтому люди часто выходили на проезжую часть, а около светофоров скапливались толпы. Высокий сезон, однако! Интересно, подумалось мне, это они все здесь, потому что в Феодосию не вмещаются уже? На что же надеюсь, двигаясь в город?
В самой Феодосии, однако, пробок не было. Была только жара. Стал искать место, где остановиться на двое суток.
Еду, смотрю по сторонам. Вижу объявление у дороги "Гостиница. Есть свободные номера!" Останавливаюсь, захожу в гостиницу. На входе к администратору объявление: "Свободных мест нет и не будет". Еду дальше. Ещё одно объявление у дороги. Ситуация повторяется. Может, попробвать частный сектор? На каждом заборе и калитке висит объявление о сдаче жилья. Решил попробовать так.
Очень скоро выяснилось, что никто из частников не хочет сдать свой жильё на две ночи. Им это просто невыгодно. Как же поступить?
В поисках доехал уже почти до середины города. Ну, думаю, здесь уже точно всё занято... Вышел из машины, иду по улице, вижу вывеску "Гостевой дом", рядом, как водится, "Есть свободные места". Из-за двери появляется пожилая женщина. Обращаюсь к ней.
- Можно у вас поселиться на две ночи?
- Мне уже позвонили, сказали, что приедут и заселятся в последний свободный номер. Но если не приедут через час, я могу вас поселить.
- Угу, всё понятно... Может, подскажете, где можно ещё спросить про жильё?
- А вы пройдите по улице немного дальше. Там жёлтая вывеска будет, спросите там.
- Спасибо!
|
Иду по указанным ориентирам. Вижу что-то типа небольшого хостела. Захожу, спрашиваю молодого человека - администратора о наличии свободных мест. Есть целых два варианта заселения!! Выбрал номер с телевизором, кондиционером, раковиной, с удобствами на этаже. Ура, остаюсь в Феодосии, поселился почти в центре города! Единственное неудобство - машину парковать пришлось на тесной поперечной улочке (ул. Листовичей), стоянки не было. Однако с автомобилем ничего не случилось за это время.
Закинул вещи в номер и решил сходить на рынок. Оказалось, это был больше вещевой рынок, с вкраплениями овощных ларьков. Тем не менее, закупился овощами-фруктами и вернулся в номер, отмываться и отдыхать. Смотрел телевизор, грыз семечки.
| |
С утра и на весь день - культурная программа по осмотру города. Прошёл до набережной. Она отделена от города железной дорогой - как проложили в позапрошлом веке, так и осталась. Купающиеся-отдыхающие - на каждом свободном пятачке. Прогулялся по набережной.
| |
Обнаружил дом-музей Айвазовского. Посетил. Отличная выставка! Все картины - оригиналы. Работают гиды. Айвазовский (настоящая фамилия, если не ошибаюсь, Гайвазян) часто рисовал на картинах себя, надо только повнимательнее приглядываться к человечкам, изображённым где-нибудь в углу полотна на фоне бушующего моря.
| |
Потом дошёл до порта и дальше, до развалин генуэзской крепости. Оттуда открывается красивый вид на бухту и город. Сама крепость - остатки башен и стен, вход свободный. Рядом со стенами, практически впритык - жилые дома.
| |
На территории крепости - рыбный магазин, выход к рыболовецкому порту. Было немного удивительно, что крепость расположена не в самой бухте, а с краю. Думаю, что это было сделано так, во-первых, чтобы поднять её повыше на гору, а во-вторых, потому что там была пресная вода - полуподземный ручеёк.
| |
Поглядел на маленькие каменные христианские храмы, расположенные рядом с крепостью, потом повернул назад.
| |
В город проехал немного на автобусе. Покушал очень вкусно в кафе.
По дороге увидел вот такой памятник. Написано, что это апостол Андрей. Но кого же напомнили черты его лица?..
Вернулся в номер.
Перед заходом солнца сходил на берег и искупался. Народу там, конечно, было много, но приткнуться было куда. Вода погрязнее, зато не было медуз :)
Вернулся в гостиницу, поужинал, посмотрел телевизор и лёг спать. Завтра в обратный путь!
|
|
Утро. Покушал, собрался, загрузился в машину, с трудом вырулил с узкой улочки и взял курс на возвращение. И тут же, на окраине города, опять упёрся в пробку! Было обидно, что пробка появляется в одну сторону. На въезд в Феодосию утром пробки не было. А вечером, когда два дня назад в Феодосию въезжал, была пробка именно на въезд, а на выезд не было.
Сначала думал дехать до Пролетарска, в котором ночевал по дороге "туда". Из-за пробок это не удалось. Дотянул только до Тихорецка, и то устал, дальше ехать было неправильно, надо было отдыхать.
Въехал в город, стал искать гостиницу. Смотрю - объявление: гостиница при конно-спортивном комплексе. Ну, думаю, наверное, дорогая, раз там все на конях ездят, однако же зайду и спрошу. Оказалось, номера есть, переночевать можно, и стоит недорого. Остался там.
Вечером смотрел по телевизору фильм "Возмещение ущерба". "Вы грабите нашу страну, убиваете наших детей и насилуете наших женщин, и поэтому мы будем устраивать у вас теракты!" - говорит повстанец герою Шварценеггера. "Так может, вам когда-нибудь надо остановиться?" - с чисто американской логикой спрашивает тот.
К утру стало ясно, почему плата за номер была небольшой. Ночью появился весьма крепкий запах из канализации. Спрсонья не разобрал, как с ним бороться. Хотя достаточно было включить свет в туалете, при этом заработала бы вытяжка и всё было бы нормально. Ладно, утром открыл окно, а потом уже собрался и уехал.
Опять тот же маршрут, каким ехал на юг. В Волгодонске и Цимлянске во время плутания попал под сильный дождь, при этом вода в лужах и дождевых потоках была молочного цвета, видимо, из-за растворившейся в ней пыли.
На Волгоградку вырулил, когда солнце уже клонилось к закату. Скоро стало совсем темно, стал накрапывать дождик. Машин было мало, только изредка светились населённые пункты и заправки.
|
Планировал доехать опять до Черкасского затона, на берег Хопра. Тогда можно было бы считать, что "нагнал график". К сожалению, навигатор опять подвёл. Совсем недалеко от нужного места произошла смена карты, и он не смог построить маршрут. Поэтому получилось так, что остановился в микроскопическом мотеле (там было пять или шесть маленьких номеров) буквально за два километра до нужного поворота. Да и ладно, была уже темень, накрапывал дождь, разворачивать лагерь было бы не очень комфортно. А требуемое расстояние, можно считать, было пройдено. К тому же, выехав утром из мотеля, на свету быстро тот поворот нашёл и свернул туда для приготовления завтрака.
Последний день пути! Чувствуется близость Московской области: скорости машин возросли, увеличилось их количество. И опять медленные чадящие КамАЗы, везущие арбузы в Москву.
| |
Вот, в общем-то, и вся история. По тем же объездным дорогам добрался до дома практически без пробок. И вроде бы и устал, но всё равно отдохнул. Ну, про дорожную усталость знаю, поэтому перед выходом на работу всегда оставляю два дня для распаковки походных вещей и реакклиматизации.
У этой истории есть продолжение. В частности, ситуация на Арабатской стрелке изменилась. Читайте!
|