Глухова Мария Александровна: другие произведения.

Отчет: Sergeevo Savino 2012

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Глухова Мария Александровна (klubpiligrim@nm.ru)
  • Обновлено: 03/11/2012. 83k. Статистика.
  • Отчет. Пеший:Россия средняя , 115 км , 1 к/с , Ноги
  • Дата похода 03/07/2012 {8 дн}
  • Маршрут: г.Иваново – с.Сергеево ( Шуйский р-н) – с.Клочково – с.Волокобино – п. Хотимль (южский р-н) – д. Селищи – п.Холуй – д. Изотино (савинский р-н) – д.Лучкино – д.Алексино – д.Горячево – д.Пельхово – д.Княгиниха – д.Ступино – с.Покровское – п.Савино – г.Иваново.
  •  Ваша оценка:


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    ОТ Ч Е Т

      
      
      

    о пешеходном туристском походе I категории сложности по Шуйскому - Южскому - Савинскому районам Ивановской области, совершенном группой туристов г.Иваново в период с 3 по 10 июля 2012г.

    Маршрутная книжка N8\2012

    Руководители группы: Ефремов М.В.,

    Перминов Д.А.

      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Город Иваново, 2012г.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Оглавление
       с
       1. Оглавление 2
      
       2. Справочные сведения о походе 3-5
      
       3. Общегеографическая и туристская характеристика 6
       района похода
      
       4. График похода 7-8
      
       5. Техническое описание маршрута 8-10
      
       6. Материальное оснащение группы и смета похода 10-11
      
       7. Выводы и рекомендации 11
      
       8. Приложения 12-18
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       2. Справочные сведения о походе
      
       В пешеходном походе I категории сложности 03 - 10 июля 2012 года участвовала группа туристов в количестве 16 человек.
      
       Маршрутная книжка N 8/2012
      
       Выпускающая МКК ОГУ ЦРДОД
       Адрес: г.Иваново, ул.Ленинградская, д.2
      
       Место проведения похода:
       Россия, Ивановская область,
       Шуйский, Южский и Савинский районы.
      
       Справочные сведения о маршруте:
      
       Вид
       туризма
       Категория сложности
       Протяженность активной части похода, км
       Продолжи-тельность
       Общая/ ходовых
       дней
       Сроки проведения
       Пешеходный
       I
       114,8
       8 / 7
       03-10.07.2012
      
       Подробная нитка маршрута:
       г.Иваново - с. Сергеево ( Шуйский р-н) - с. Клочково - с. Волокобино -
       п. Хотимль (Южский р-н) - д. Селищи - п.Холуй - д. Изотино (Савинский р-н) - д.Лучкино - д.Алексино - д.Горячево - д.Пельхово - д.Княгиниха - д.Ступино - с.Покровское - п.Савино - г.Иваново.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Сведения об участниках похода
      
       N
       п/п
       Фамилия,
       имя, отчество
       Год
       рожд.
       Место
       работы/
       учебы
       Тур.
       подго-товка
       Обязан
       ности в группе
       1
       Ефремов Максим Владимирович
       1992
       МБУ ДОД
       СДСТШ,
       тренер
       У - I
       к.с.
      
       I-й руководитель
       2
       Перминов Дмитрий Андреевич
       1992
       ИГХТУ, студ. 2 к
       У - I
       к.с.
      
       II-й руководитель
       3
       Билогривая Татьяна
       Валерьевна
       20.08.
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 8 кл
       У - III c/c
       краевед
       4
       Горелов Никита
       Александрович
       15.12.
       1995
       МБОУ СОШ
       N41 10 кл
       У - III c/c
       Рем
       мастер
       5
       Грязнова Ольга
       Максимовна
       21.05.1995
       МБОУ СОШ
       N41 11 кл
       ПВД
       Фото
       граф
       6
       Ефремова
       Екатерина Владимировна
       22.01.
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 8 кл
       У - I к.с.
       краевед
       7
       Коморин Алексей
       Андреевич
       7.08.
       1994
       МБОУ СОШ
       N41 11 кл
       У - III c/c
       Фото
       граф
       8
       Кованешников Илья Владимирович
       15.07.1999
       МБОУ СОШ
       N41 7 кл
       ПВД
       Топо
       граф
       9
       Кочеткова Татьяна
       Александровна
       26.06
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 8 кл
       У - III c/c
       Завпрод
      
       10
       Куренков Максим
       Сергеевич
       16.01.
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 9 кл
      
       Топо
       граф
       11
       Рудаков Андрей
       Дмитриевич
       26.07
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 8 кл
      
       Завхоз
       12
       Шадрин Егор
       Вячеславович
       15.07.
       1997
       МБОУ СОШ
       N41 8 кл
       У - III c/c
       краевед
       13
       Баранников Сергей Александрович
       1992
       ИГХТУ, студ. 2 к
       У - II с/с
       Рем
       мастер
       14
       Сидорова Людмила Владимировна
       1993
       ИГЭУ, 1 к.
       У - III c/c
       санинструктор
       15
       Черненко Анна Сергеевна
       1994
       НОУ ИФК
       У - III c/c
       санинструктор
       16
       Глухова Мария Александровна
       1967
       МБОУ СОШ
       N41, учитель
       Р - I к.с.
       краевед
      
      
      
      
        -- Общегеографическая и туристская характеристика района похода
      
       Поход проходил в Шуйском, Южском и Савинском районах Ивановской области. Район похода изобилует озерами, реками и болотами, часть его покрыта хвойными и смешанными лесами. Район покрыт разветвленной сетью лесных дорог, что затрудняет ориентирование.
       Климат района умеренно-континентальный. В период совершения похода была ясная, солнечная погода.
       Животный мир разнообразен. Здесь водятся лоси, кабаны, волки, бобры, зайцы, змеи.
       Медицинскую помощь можно получить в с.Сергеево, п. Хотимль, п.Холуй, д.Горячево, с.Покровское, п.Савино.
       Магазины, кроме городов, есть в с. Сергеево, с Клочково, п. Хотимль, д.Селищи, п.Холуй, д.Горячево, с.Покровское, п.Савино.
      
      
       Наиболее интересные природные, исторические и культурные объекты:
      
       - в с.Сергеево - шлюзы времен Петра I и Свято - Федоровский Успенский монастырь;
       - в с.Красноармейское - церкви Троицкая и Архангела Михаила;
       - в п. Хотимль - разрушенные церкви XVII - XVIII вв, старинное кладбище;
       - в п.Холуй - Барковская пустынь (строения бывшего монастыря), Троицкая церковь, часовня А.Невского.
      
      
      
      
      
      
      
        -- Развернутый график движения.
      
       Д
       Е
       Н
       Ь
       Д
       А
       Т
       А
      
       Уч.
       маршру-
       та
       Чист.
       ход.
       время
       Спо
       соб
       пере
       движе
       ния
      
       Про
       тя-
       жен-
       ност, км
       Мес
       то
       ноч-
       лега
       Пре-
       пят-
       ствия
       Ме
       тео
       усл.
       N
       фо
       т
       о
       1
       03.
       07.
       12.
       г.Ивано-
       во- г.Шуя - с.Сергеево-
       с. Волоко-бино
      
      
       4 ч
       ж/д
       Авт.
      
       Пеш
       45
       12
      
       19,2
       Левый
       бер.
       р.
       Люлех
      
      
      
       ?
      
       2
       04.
       07.
       12.
       с. Волоко-бино -
       п.Холуй
       6 ч
       Пеш
       24
       Правый бер. р. Теза
      
      
      
       ?
      
       3
       05.
       07.
       12.
       п.Холуй
       дневка
      
       -
      
      
      
      
      
       ?
      
       4
       06.
       07.
       12.
       п.Холуй - д.Лучкино - оз. у д.Чураково
       4ч 30 мин
       Пеш
       16,8
       оз. у д.Чура
       ково
       Изм. маршр. в связи с непроходимостью
      
       ?
      
       5
       07.
       07.
       12.
       д.Чураково - брод - д.Лучкино - с.Алексино
       4ч
       Пеш
       12
       Пруд южнее с.Алек
       сино
       Изм. маршр. в связи с непроходимостью
      
       ?
      
      
      
       6
       08.
       07.
       12.
       с.Алексино - д.Княгини
       ха
       4ч 30 мин
       Пеш
       16,8
       Лев. берег р.Ши
       жегда сев. Княги
       нихи
       Изм. маршр. в связи с непроходимостью
      
      
       ?
      
       7
       09.
       07.
       12.
       д.Княгини
       ха - с.Покровс
       кое
       4ч
       Пеш
       12
       Прав. берег
       р.Ва
       заль
      
       ?
      
       8
       10.
       07.
       12.
       с.Покровс
       кое - п.Савино - г.Иваново
       3ч
       Пеш
      
       авт
       14
      
       Изм. маршр. в связи с непроходимостью
       ?
      
       Всего активным способом
       114,8
      
      
      
      
      
      
      
      
       5. Техническое описание маршрута.
      
       1 день. 3.07.2012
       Маршрут начинается в с. Сергеево Шуйского района. Движение идет по грунтовой дороге до с. Волокобино ( 19,2 км). Участки Сергеево - Клочково - без покрытия, Клочково - Волокобино - проселок.
       Стоянка на р. Люлех за с. Волокобино, удобное место для ночлега, подход к воде. Нет проблем с дровами.
      
       2 день. 4.07.2012
       С места стоянки на р. Волокобино маршрут продолжается по грунтовой лесной дороге в юго- восточном направлении. Через р. Ундер моста нет, переправиться можно по бревнам. Дорога идет до п. Хотимль. От п. Хотимль идет грунтовая дорога с покрытием до д.Суземье. Далее движение продолжается по грунтовой проселочной дороге без покрытия до д. Селищи. Д. Жуковки на указанном в карте месте нет.
       От д. Селищи до п.Холуй идет дорога с покрытием. Южнее п. Холуй на левом берегу останавливаемся на ночлег. Берег имеет удобные спуски к воде, но есть проблемы с дровами.
      
      
      
       3 день. 5.07.2012
       Переход в предыдущий день был большим (24 км). Поэтому в этот день мы запланировали дневку. В Холуе посетили музей декоративно-прикладного искусства. Докупили продукты. Хлебо-булочные изделия в Холуе дешевле, чем в Иванове, и вкуснее.
      
      
       4 день. 6.07.2012
       Из Холуя вышли в направлении развилки на Снегирево, так как в направлении Сергеево и Стекловского стоит указатель: "Вход в Клязьминский заказник запрещен". Движение по дороге с покрытием продолжали до 14.00 с частыми остановками на отдых, так как дни стояли очень жаркие, и двигаться под палящим солнцем было тяжело.
       Сделав привал на обеденный перекус, продолжили движение в сторону д.Лучкино. У местных жителей узнали, что деревни Редькино не существует и дороги к ней нет. Разведка показала, что в 2-х км от Лучкино есть небольшое озеро, между деревнями Чураково и Маньшино. Решили встать на ночевку около этого озера.
      
       5 день 7.07.2012
       От озера и д.Чураково выдвинулись в направлении С-З по проселочной дороге идущей, через луг. Через 500 м у триангуляционной деревянной вышки дорога поворачивает на запад и еще через 1 км скрывается в лесу. По лесу движение продолжилось в том же направлении. Еще через 500 м дорога поворачивает на север и теряется в лесу. Многочисленные попытки найти продолжение дороги успеха не принесли. Попытка найти брод через реку Маньшинка тоже не удалась. Потеряли много времени. Пришлось возвращаться в д.Лучкино и от нее двигаться в направлении с.Алексино по другой дороге. В топографическом атласе Ивановской области данная дорога не отображена. В Алексино вошли с Ю-В. На северо-западной окраине села находится пруд, недалеко от которого группа остановилась на ночлег.
       Вечером осмотрели достопримечательности Алексина, пообщались с местными жителями, которые сообщили, что прохода к деревне Федорово нет и деревни тоже. Решили продолжать движение в обход через деревню Горячево.
      
       6 день 8.07.2012
       От пруда в Алексине выдвинулись на Ю-З в направлении д.Горячево по проселочной дороге между засеянными полями. От Горячево до Пельхово движение проходило по дороге с покрытием. У Пельхово группа свернула на проселок, идущий на север. На этом участке много развилок, сориентироваться без помощи местных жителей трудно. Пройдя около 5 км, группа повернула на запад и еще через 1,5 км вошла в деревню Княгиниха. Деревня стоит на берегу реки Шижегды, берега которой заболочены и покрыты густыми зарослями осоки. Подходов к берегу практически нет, вода в реке для питья не пригодна. Долгие поиски места для ночлега вне деревни результатов не дали. Лагерь пришлось разбить на северной окраине, где нет жилых домов. Воду для приготовления пищи брали в деревне, в колодце.
      
       7 день 9.07.2012
       Из д. Княгинихи группа выдвинулась на юг по тропе, переправилась на правый берег р. Шижегды по двум мосткам, и продолжила движение на запад до трассы Иваново-Ковров. От д.Ступино до с. Покровское шли по проселочной дороге. Южнее с. Покровского протекает небольшая
       река Вазаль, на левом берегу которой группа встала на ночлег и столкнулась с тем, что вода в этой речке непригодна для приготовления пищи и мало дров. Воду пришлось брать из колодца в селе.
      
       8 день 10.07.2012
       Тропы вдоль Вазаль не нашли и обратились за помощью к местным жителям, узнали, что старыми тропами никто не ходит, так как река обмелела и местами заболочена. Решили продолжить движение до дороги Воскресенское
       - Савино на С-З от Покровского и потом по дороге до п.Савино. На подходе к п.Савино группу подобрал автобус Савино - Иваново.
      
      
        -- Материальное оснащение группы
      
       Список снаряжения:
       Г р у п
       п о
       в о е
       Л и ч
       н о
       е
       Наимено-
       вание
       Кол-во
       Общ.
       вес, кг
       Наимено-
       вание
       Кол-во
       Общ.
       вес, кг
       палатки
       4
       12
       рюкзак
       1
       0,5
       топоры
       2
       4
       сп. мешок
       1
       1,5
       тенты
       2
       2
       коврик
       1
       0,5
       фотоап-
       парат
       2
       1
       комплект
       посуды
       1
       0,3
       костровые
       принадлеж.
       1
       0,5
       туалетные
       принадлеж
       1
       0,2
       котелки
       3
       4
       обувь
       2
       1
       половник
       1
       0,2
       шторм.
       костюм
       1
       0,5
       ножи
       6
       1
       спорт.
       костюм
       1
       0,5
       фонари
       3
       0,9
       свитер
       1
       1
       компасы
       2
       0,1
       нижнее
       белье
       2
       0,4
       топ. карты
       2
       0,1
       носки
       4
       0,5
       Всего
      
       25,8
       Всего
      
       6,9
      
      
       Ремонтный набор: шило, отвертка, капроновая нить, иголки, нитки, проволока, наждачная бумага, пассатижи, куски брезента, ткани, клей, лампочки, изолента, пуговицы, реп. шнур.
      
       Аптечка: бинты стерильные (10 шт), термометр, жгут резиновый, ножницы, вата, лейкопластырь (10 шт), синтомициновая мазь, сода питьевая, йод, спирт нашатырный, марганцовка, перекись водорода, вазелин, мазь от комаров, валерьянка, корвалол, аспирин, темпалгин, бесалол, фталазол, уголь активированный, тетрациклин, мукалтин, бальзам "Звездочка", зеленка.
      
      
       Расход продуктов: продукты выделены группе в рамках программы "Ивановская кругосветка".
      
       Смета расходов:
      
      
       Вид расходов
       Общая
       сумма,
       руб
       На 1 человека,
       руб
       Поезд Иваново - Шуя
       320
       20
       Автобус Шуя - Сергеево
       352
       22
       Билеты в музей п.Холуя
       480
       30
       Автобус Савино - Иваново
       1408
       88
       Итого
       2560
       160
      
      
      
      
       7. Итоги, выводы, рекомендации
      
       Маршрут с. Сергеево - п. Холуй - п.Савино может представлять интерес для туристов, имеющих походный опыт в объеме норматива "Турист России" в связи с возможностью усовершенствовать навыки ориентирования в условиях пересеченной местности.
       С краеведческой точки зрения, маршрут так же представляет большой интерес. Он изобилует историческими памятниками.
       Маршрут может быть рекомендован туристам не моложе 14 лет, прошедшим начальную туристскую подготовку.
      
      
      
        -- Приложения
      
       Село Сергеево
      
       Здесь расположен мужской монастырь (до революции был женский). В окрестностях сохранились деревянные шлюзы на р.Тезе.
       Ансамбль Воскресенского Фёдоровского монастыря
    (Ивановская область, Шуйский район, село Сергеево)
       "Эта общежительная обитель находится в 10-ти верстах от города Шуи, при селе Воскресенском на реке Шуе. Ранее, в 1881 году здесь была устроена женская, которая после семилетнего своего существования была возведена на степень монастыря. Обитель управляется игуменьей" - такую краткую справку об этой обители можно найти в книге "Православные русские обители", переизданной в 1991 году (стр. 225-226).
       В годы советской власти монастырь был закрыт. В 1998 году здесь вновь возродилась монашеская жизнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, в стенах этой обители открыт Воскресенский Фёдоровский мужской монастырь. Настоятелем назначен игумен Георгий (Ильин).
       Ансамбль Воскресенского Фёдоровского (женского) монастыря основан сравнительно поздно, в 1881 г. А.Н.Шубиной. Он расположен при въезде в село Сергеево, с правой стороны от дороги. Недалеко протекает река Теза. Местность очень живописна. Задолго при подъезде к селу из зелени окружающих его деревьев выглядывают широкие купола Успенского собора и восьмерик колокольни с главкой.
       Первоначально основу обители составляла приходская церковь Михаила Архангела, каменная кладовая и построенные три двухэтажных корпуса келий (два деревянных, один полукаменный). В самом конце XIX в. на средства основательницы монастыря А.Н.Шубиной владимирский архитектор П.Г.Бегин разработал проект ансамбля. Комплекс строился в течении почти десяти лет, с 1897 по 1905 год.
       Проект в целом оказался очень удачным. Он достаточно хорошо вписал культовые постройки в сельскую застройку и окружающий ландшафт.
       В состав единого памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями.
       УСПЕНСКИЙ СОБОР (1897-1905 гг.). Храм шестистолпный, двусветный, с двумя боковыми приделами и массивным пятиглавием. В оформлении фасадов использованы мотивы византийской архитектуры. После закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт. В 1942 г. в результате удара молнии в пятиглавие одна (малая) главка сгорела. В 1954 г. в южной стене собора пробит проём для проезда автомашин внутрь подтклета-подвала, который был неряшливо заложен кирпичом в 1966 г. Конструктивное состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное.
       МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1732 г.). Первоначально являлась приходской, а при возведении ансамбля органично вошла в его состав, замкнув одну из сторон ограды. Постройка состоит из четверика одноглавого храма, алтаря, трапезной и нижнего яруса колокольни, расположенных по длинной оси. Верхние ярусы колокольни разрушены в 1942 г. Сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. здесь размещался спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное.
       КОЛОКОЛЬНЯ (1902-1903 гг.). Она четырёхстолпная, трехярусная с центральным арочным проездом в первом ярусе, является типичным примером конструктивного типа: "восьмерик на четверике". Четверик представляет собой четыре мощных столба, связанных арками. Перекрытие над проездом - крестовый свод. Второй, восьмериковый ярус значительно меньших габаритов, имеет четыре арочных проёма и перекрыт сомкнутым сводом. На него опирается восьмигранный барабан с луковичной главкой. Снаружи и внутри колокольня оштукатурена цементной штукатуркой и окрашена жёлтой меловой краской. Кровля металлическая, чешуйчатая. Композиция колокольни строго вертикальна, это подчеркивается значительным уменьшением объёмов к верху и характером декоративного убранства. С запада и востока к ней примыкает монастырская ограда. Под колокольней устроен проезд шириной 3,5 м. На восточной и западной стенах есть окна, дающие ему дополнительное освещение. После закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшая здесь до 1969 г.
       УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ (1902 г.). Расположены в северо-восточном и юго-восточном углах ограды монастыря. Башни восьмигранные, с деревянным шатровым завершением и угловым примыканием стен. В основе планировки лежит восьмигранник со стороной 2,03 м и 1,43 м соответственно. Башни различаются лишь декором и габаритами: юго-восточная - малая, северо-восточная - крупная. Несущие кирпичные стены первой башни с деревянным завершением беседки на восьми деревянных столбах, поддерживающих деревянный шатёр, крытый железной кровлей. Восьмигранный объём второй башни завершается высоким шатром, украшенным флюгером. Спрятанные в листве деревьев, башни придают интимность монастырскому ансамблю. Декор: пояски из кирпича, поставленного углом; небольшие консоли, образующие арочные ниши. На малой башне имеются стрельчатые ниши, размещенные на каждой грани.
       ТРАПЕЗНАЯ (1904-1905 гг.). Представляет собой некультовую, зальную постройку с рядом вспомогательных помещений. Лестница расположена со стороны южного фасада. Общий габарит сооружения: 28,7х23,5 м. Постройка кирпичная, с несущими наружными и внутренними стенами. Перекрытия деревянные по балкам, оштукатуренные изнутри. Кровля металлическая на деревянных стропилах. Снаружи и внутри стены здания покрыты цементной штукатуркой. Фасады выкрашены меловой краской в белый и желтый цвета. Фундаменты ленточные кирпичные. Композиция представляет собой прямоугольный объём с двумя портиками на южном фасаде. Трапезная обращена главным фасадом на площадь перед собором и дает ей определенные границы, таким образом, является существенным элементом ансамбля монастыря.
       ОДНОЭТАЖНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОСТРОЙКА. Построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. Стены выполнены из кирпича. Кровля металлическая, на деревянных стропилах, опирается на наружные несущие стены, покрытые побелкой. Здание имеет подвал. Постройка представляет собой невысокий прямоугольный объём под двухскатной вальмовой кровлей. Своими небольшими размерами и простой формой здание удачно контрастирует с парадным Успенским собором и трепезной, располагающимися неподалеку. Здание имеет два основных помещений, вход в которые осуществляется через двери восточного фасада. В одно из помещений ведет дополнительная дверь в северной стене.
      
      
       Село Красноармейское
      
       Ансамбль Архангельского погоста
       Храмы ансамбля:
    Церковь Михаила Архангела
    Церковь Троицы Живоначальной
       Расположен на высоком берегу реки Теза в окружении старых лип и вязов. Село первоначально называлось Архангельским, или Михаило-Архангельским, погостом - по находившемуся здесь с 1629 г. храму Михаила Архангела. В нач. 18 в. рядом с ним выстроили деревянную церковь Троицы. В кон. 18 в. оба храма были заменены новыми, кирпичными: в 1780-84 гг. сооружена невысокая зимняя церковь Михаила Архангела, в 1797-1800 гг. - летняя церковь Троицы. Тогда же образовавшийся комплекс окружили оградой (не сохранилась). Храмы поставлены параллельно, "уступом" по отношению друг к другу - Троицкая ближе к берегу, Архангельская - северо-западнее, ближе к селу. К северу от них, вдоль единственной сельской улицы, вытянулись в один порядок избы. Доминирующая роль в композиции принадлежит крупной Троицкой церкви, но при въезде в село она в значительной степени уравновешивается в силуэте комплекса шатровой колокольней церкви Михаила Архангела.
       0x08 graphic
    Церковь Михаила Архангела - своеобразный памятник, формы декора которого восходят к зодчеству 17 в., а композиция - к клетским деревянным храмам. В нач. 20 в. были расширены оконные проёмы, устроен притвор у колокольни, а стены внутри оштукатурены. Над невысокими объёмами собственно церкви доминирует четырёхъярусная шатровая колокольня с восьмигранным столпом на четверике. Слегка выделенный по размерам основной объём покрыт двускатной кровлей с главкой на глухом гранёном двухъярусном барабане. У крупного алтаря едва намечена двухчастность восточной стороны с лопаткой в центре между дугами. Окна на боковых фасадах четверика и трапезной расположены по двум осям и обрамлены характерными для нарышкинского барокко наличниками с разорванными заострёнными фронтонами. Убранство дополняют лопатки и ширинки на углах объёмов, пояски поребрика, отмечающие цоколь и карниз, а также фронтоны в завершении четверика колокольни. Килевидные завершения арок звона врезаны в основание гранёного шатра с двумя рядами слухов.
       Основной четверик и трапезная перекрыты одинаковыми коробовыми сводами с разделяющей их подпружной аркой и лотком у западной стены, а глубокий алтарь - коробовым сводом, переходящим в конху. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом с распалубками над окнами. В трапезной и четверике сохранились круглые печи. На северо-западном углу трапезной расположен вход на внутристенную лестницу колокольни.
       0x08 graphic
    Церковь Троицы принадлежит к типу крупных пятиглавых храмов с сильно пониженными и уменьшенными апсидой и трапезной. К западному фасаду примыкает притвор нач. 20 в. Архитектура, сохраняющая объёмно-композиционную схему 17 в., использует декоративные формы барокко. Высокий двусветный четверик с гранёной апсидой и широко расставленными главами-маковками на барабанах имеет традиционную трёхосевую структуру боковых фасадов. Стены завершает широкий наборный карниз и своеобразный двухчастный аттиковый ярус: пояс декоративных кокошников, а выше, отделённый полочкой, - пояс квадратных ширинок. Ярусы света разделены профилированным карнизом; как и венчающий, он раскрепован над спаренными пилястрами, поставленными с выпуском углов на флангах. Наличники окон с лучковыми перемычками имеют барочные ушки и фартуки и завершены филёнками с дугообразными сандриками. Грани барабанов (центральный - световой) обработаны нишками.
       Четверик перекрыт восьмилотковым сводом (диагональные лотки очень узкие) с кольцом светового барабана и голосниками в лотках. Трапезная имеет полулотковый свод с распалубками над окнами, а апсида - цилиндрический свод, переходящий в трёхлотковую конху. Особую стройность интерьеру четверика придают глубокие вертикальные ниши, объединяющие проёмы первого и второго света. Низкий притвор входа перекрыт коробовым сводом.
       Первоначальная клеевая роспись 1-й трети 19 в., выполненная в стиле классицизма, сохранилась на западной стене четверика: гризайльные карнизы и две фигуры спящих ангелов, фланкировавшие композицию "Сошествие Св. Духа" в верхнем ярусе.
       Масляная роспись нач. 20 в. является провинциальной интерпретацией стиля васнецовских росписей во Владимирском соборе в Киеве. Исполнена без соблюдения иконографии и расположения старой живописи, за исключением повторенной центральной композиции на западной стене. Сюжетные сцены немногочисленны, преобладают одиночные изображения. Колорит построен на локальных холодных тонах, среди которых выделяются интенсивный голубой и серый.
       На восточном лотке свода написана "Новозаветная Троица", на западном - Богоматерь, на боковых - парные фигуры евангелистов. В простенках южной и северной стен в два яруса изображены архангелы и Иоанн Предтеча. На западной стене по сторонам первоначальной композиции "Сошествие Св. Духа", написаны "Преображение" и "Успение". Внизу арку в трапезную фланкируют фигуры князей Владимира и Александра Невского.
       На своде трапезной помещена композиция "Ветхозаветная Троица", а на западной стене - "Воздвижение креста" и "Николай Чудотворец".
      
       Село Хотимль
      
       В селе имеются почта, дом культуры, магазины, реставрируются церкви. Так же есть старое кладбище с сохранившимися надгробиями.
      
               История поселка Хотимль.

            Старинное село Хотимль расположено на берегах реки Тезы, игравшей прежде важную роль как естественный водный торговый путь, выводивший на Клязьму, Оку и Волгу. Кроме того, в окрестностях обоих сел строились водяные мельницы, что давало значительный и стабильный доход. В XIX в. по идее, высказанной Петром Великим при его посещении в 1722 г. Шуи, расположенной выше по течению Тезы, на реке была сооружена деревянная шлюзовая система, что позволило восстановить судоходство по Тезе и дало мощный толчок быстрому развитию Хотимля как процветающих торговых сел.
            В стародавние времена на месте села Хотимль было древнее селище, о чем свидетельствует ныне сохранившийся курган-могильник V-VI вв. н.э., находящийся между деревней Кишариха и селом Хотимль.
            Насчет происхождения названия села существует несколько предположений. По мнению местного писателя Ю.А. Виноградова, название Хотимль могло происходить от слов, или фразы, "хотим ли мы?", то есть хотели ли остановиться новопоселенцы в этих местах или нет. По другой версии, название Хотимль пришло с западными славянами, переселившимися в здешние места в очень давние времена с территории нынешней Украины и Белоруссии, там и по ныне сохранились такие названия, как Путивль, Новолукомль и другие.
            Село Хотимль было основано взбунтовавшимися холопами суздальских бояр и беглыми монахами в 1560 году, о чём свидетельствует чудом сохранившаяся до нашего времени рукописная летопись старожилов села рода Саловых-Тюревых и устное предание основателей Хотимля - рода Рыжаковых-Виноградовых.
            В конце XV - начале XVI вв. в этих глухих местах поселились несколько иноков из обители преподобного Сергия Радонежского. Они основали здесь пустынь, построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Впервые Хотимльская пустынь упоминается в 1565 году в "духовной памяти княгини Пронской-Шемякиной (урожденной Мезецкой)".
            В начале 17 века богатый Хотимльский монастырь был причислен Шуйско-Троицкому монастырю, который в свою очередь находился в ведении старейшего и знатного в России Николо-Шартомского монастыря, расположенного поблизости от Шуи, в старинном селе Введенье. Поселяне вошли в сословие монастырских крестьян. Со временем из их среды вышли известные в округе купцы Морозовы из деревни Фофаново, Архангельские - из Емельянова, Хамины - из Максимова, Замыцкие - из Кишарихи. Они сплавляли из Шуи на стругах, а потом и на специально построенных баржах-тезянках полотно, кожу, мыло и другие товары. Плыли по Тезе, Клязьме, Оке, Волге и даже добирались до Дона и Аральского моря. Обратно привозили "заморские товары" на местные ярмарки и сырьё для фабрик и заводов Шуи.
            Хотимль рос и богател. Уже в 1640 году значится, что при Хотимльской пустыни в день Успения Богоматери была по тем временам значительная сельская ярмарка, которая проводилась вплоть до 20-х годов 20 века. Перепись 1659 года указывает, что в Хотимлье - церковь, базар, 61 двор и 217 человек населения. После "Великого раскола" (при патриархе Никоне) и гонения на старообрядцев, а также после морового поветрия 1650-х годов население резко сократилось. Переписная книга 1678 года указывает: "Хотимльский монастырь, при монастыре две кельи, в нём живёт смотритель и двое монахов. Рядом деревня Дубнево 8 дворов, два пусты (вымерли)". В 1694 году монастырь был упразднён, и его храмы стали приходскими.
            В 1721 году, в Хотимлье на берегу Тезы была возведена деревянная вальцовая мельница, прославившаяся помолом лучших сортов муки, в том числе и знаменитой крупчатки. На помол стали съезжаться крестьяне всей округи: из-под Шуи, Коврова, Вязников, из соседних старинных сёл Палех и Холуй.
            По инициативе хотимльских купцов взамен устаревшей деревянной церкви в начале 18 века началось сооружение каменной Никольской церкви с шатровой колокольней. Поблизости, на месте залежей глины, был построен кирпичный завод, известь закупали в Шуе и на стругах по реке доставляли в Хотимль. Внутреннюю роспись куполообразного храма делали местные "богомазы", которые снабжали деревянными иконами всех односельчан. Роспись осуществлялась с таким расчётом, чтобы сплошь неграмотные поселяне могли по фрескам изучить священную историю. В верхней части куполообразных стен изображались сюжеты картин Ветхого Завета, а в нижней - Нового Завета. Фрески безымянных художников, частично сохранившиеся до наших дней, уникальны по своему замыслу и исполнению, не имеют себе равных и представляют большую ценность.
            Для шатровой колокольни на месте отливали 10 колоколов. Особый звон, малиновый, был у большого колокола, при литье которого местные богатеи бросали в расплавленный металл золотые и серебряные изделия.
            Освятил Никольскую церковь суздальский митрополит в 1725 году. Значительно позднее к ней был пристроен придел, почти равный по размерам самому храму.
            В 1775 году, после Генерального межевания, Хотимль с деревнями Кишариха и Погорелка отошли в Ковровский уезд Владимирской губернии.
      
       Храмовый комплекс: церкви Николая Чудотворца и Успения
       Расположен на левом берегу реки Теза, на холме, отделённом оврагами от села и от находящегося западнее, на соседнем холме, кладбища. Стоит на месте существовавшего здесь в 17 в. Успенского Хотимльского монастыря (пустыни) с деревянными постройками. В 1694 г. монастырь был упразднён, а деревянные храмы погоста постепенно заменили каменными: в 1791 г. сооружена церковь Николая Чудотворца, а в 1829 г. к северу от неё - церковь Успения. В 1873 г. к церкви Николая на средства шуйского купца Китаева с севера пристроен придел Трёх Святителей и одновременно изменён декор фасадов. Второй, южный Иверский, придел, пристроенный им же в 1889 г., к настоящему времени разобран. Храмы эффектно поставлены на возвышенности над рекой, разлившейся перед плотиной старинного шлюза 1837 г., и образуют исключительно живописный ансамбль, который особенно красиво смотрится с воды на фоне окружающей зелени. Несмотря на утрату глав господствует в нём более крупная Успенская церковь, тогда как стройная колокольня Никольского храма усиливает выразительность общего силуэта.
       Церковь Успения сооружена из кирпича, оштукатурена и покрашена в два цвета: жёлтый фон и белые детали; в архитравах, базах и капителях пилястр и колонн применён белый камень. Выполненный в стиле раннего классицизма храм редкого для 19 в. двустолпного типа. Высокий трёхсветный четверик завершён пятью главами со сравнительно небольшими цилиндрическими барабанами (центральный - световой). Низкий и узкий прямоугольный алтарь заканчивается с востока полукружием апсиды, равновысокая ему прямоугольная трапезная чуть шире четверика.
       Подчёркнутая пластичность декора близка барокко. Четверик разделён антаблементом на два яруса (нижний - в два света) и украшен в вынутых углах пучками из трёх колонн и парными пилястрами в простенках. В центре боковых фасадов в более высоком нижнем ярусе поставлены портики входов, охватывающие проёмы обоих светов, с двумя парами массивных тосканских колонн на постаментах и пологими фронтонами. Рамочные наличники прямоугольных окон с консолями или восьмигранными нишами под подоконниками увенчаны в первом и третьем свете оригинальными, очень рельефными треугольными сандриками. Несколько более скромное убранство (пилястры, простые наличники, филёнки) имеют фасады алтаря и трапезной; западный вход последней также отмечен портиком.
       0x08 graphic
    Сложная система перекрытия основного объёма, с двумя столбами по оси север-юг и подпружными арками между ними и стенами, восходит к 17 в. Столбы (внизу квадратные, а вверху крещатые) поддерживают коробовые своды центрального нефа, переходящие в сомкнутый свод в середине между столбами, прорезанный световым кольцом барабана; четыре ячейки боковых нефов перекрыты половинками сомкнутых сводов. Алтарь имеет коробовые своды с конхой, в трапезной система крестовых и цилиндрических сводов опирается на два сдвинутых к западной стене столба и пилястры против них на стенках. Росписи маслом (сюжетные композиции) и клеевыми красками (гризайльный орнамент) исполнены в 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Подчеркнутая монументальность композиций, их несколько мрачный пафос и натурализм, скульптурность в изображении фигур придают яркую выразительность этому произведению. Фон стен - бирюзово-голубой. Краски потемнели, в настоящее время они глухие коричневые, серо-синие и тёмно-красные.
       Крупные композиции сомасштабны интерьеру храма. На боковых стенах и столбах они расположены в три яруса, на западной - в два. В иконографической программе преобладают аллегорические иллюстрации к молитве "Отче наш" (северная стена) и цикл "Страстей" (южная и западная стены). Большие промежутки между сценами заполнены гризайльным орнаментом. Средняя часть западной стены занята большой композицией "Страшный суд"; посторонам - гризайльные изображения евангелистов.
       В своде апсиды расположена барочная композиция "Сошествие Св. Духа" (сохр. фрагментарно), отличающаяся повышенной эмоциональностью и патетикой в изображении персонажей. В проёме западного входа сохранились остатки клеевой живописи 1-й пол. 19 в. - изображения архангелов Гавриила и Михаила.
       Церковь Николая Чудотворца сооружена из кирпича, в нижней части оштукатурена, вверху побелена; цоколь белокаменный. Достаточно традиционный по структуре храм выполнен в упрощенных формах архитектуры 17 в.
       Двусветный четверик с пятигранным алтарём и высокой четырёхскатной кровлей завершён пятью маленькими, почти круглыми главами с перехватом на тонких цилиндрических шеях (северо-восточная утр.); центральная поставлена на более крупный световой восьмерик (позднее сделан глухим). К прямоугольной трапезной (северный фасад - в линию с четвериком, южный заметно выступает к югу) примыкает типичная для сер. 17 в. колокольня. Её низкий четверик несёт восьмигранный столп с ярусом звона вверху, увенчанный высоким шатром с тремя рядами слухов и миниатюрной главкой. Композицию нарушает низкий и длинный поздний придел, который закрывает весь северный фасад первоначального объёма.
       От прежнего декора фасадов, сильно искажённого одновременно с пристройкой придела, осталось немногое: пучки тонких полуколонок на углах четверика, в верхней части переходящие в лопатки, а также фрагменты срубленных мелких кокошников в венчающем стены поясе и треугольных фронтончиков над растёсанными окнами. Традиционное убранство хорошо сохранила лишь колокольня: лопатки на углах, два пояса ширинок на гранях столпа, обрамления арок звона и слухов шатра. Декор нижнего яруса колокольни, трапезной и светового восьмерика центральной главы, включающий пилястры и антаблементы, имеет барочный характер.
       Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с гранёным световым кольцом в центре и с узкими диагональными гранями, опирающимися на трёхступенчатые тромпы. В алтаре коробовый свод с гранёной конхой; в трапезной - коробовый с лотком с запада; ярусы колокольни имеют плоские деревянные перекрытия. Лестница на колокольню устроена в северной части западной стены трапезной, вход снаружи. Помещения придела, кроме западного притвора, завершённого парусным сводом, перекрыты коробовыми сводами. Сохранились кованые решётки в ряде окон и дверь с засовами, пол из каменных плит, а в трапезной - из чугунных 1806 г.
       Частично уцелела масляная живопись 2-й пол. 19 в.: на сводах четверика - библейские сюжеты, а на его стенах - евангельские.
      
      
       Поселок Холуй
       Происхождение названия
       Хо?луем на Руси назывались плетённые из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались "холуи на Тезе", получило название Холуй[1]. С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово "холуй" сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли[2].
       История
       Основателями села Холуя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.
       Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года "Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря" записано: "... у них у новыя соли на Холую... варницы и трубы и дворы"[1]. На холую, то есть на заболотившейся протоке. Отсюда, видимо, и происходит странное название старинного села, произносимое единым выдохом, с ударением на первый слог. Впрочем, "холуями" назывались и плетённые из ивняка запруды -- западни для крупной рыбы, ставившееся под углом к берегу против течения.
       В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. "Холуй -- посадец", пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицина, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права "графские люди" превратились в государственных крестьян, не имеющих земли.
       К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село -- здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород -- Мстёра -- Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обеим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, "расхожих" икон, распространявшихся офенями и коробейниками во все концы Российской империи.
       Искусство
       Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628--1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: "поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха". Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
       Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови -- Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову "... по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село...".
       После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.
       Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.
       Село Алексино
       В настоящее время село Алексино относится к территории Савинского района Ивановской области. Впервые оно упоминается в начале XV столетия под названием Алексинский стан, расположенный в 30 км вниз по течению реки Клязьмы от села Рождественского (ныне г. Ковров Владимирской обл.).
       Упоминание это связано с тем, что один из героев Куликовской битвы, князь Андрей Федорович Стародубский, поделил свои родовые владения между четырьмя сыновьями. Старшему, Федору, достался центр княжества - Стародуб, а в придачу к нему - Алексинский стан. Само поселение, конечно же, гораздо древнее своего первого письменного упоминания. Вероятнее всего, оно существовало уже в XIII в. В XV в. жители этих мест стали свидетелями и участниками трагических событий - княжеских междоусобиц, известных в истории как "Феодальная война второй четверти XV века".
       Следующее "мирное" упоминание относится уже к середине XVII столетия. Связано оно с описанием действующей в селе церкви Святых Иоакима и Анны, которая тогда была деревянной. Таким образом, поселение к этому времени уже окончательно закрепило за собой официальный статус села. Более того, Алексино и округа прославились широким распространением ремесел и торговли. Особенно бурно в эти годы начал развиваться в селе отхожий промысел коробейников-офеней. Он принял в Алексине значительный масштаб, и уже к концу XVIII в. несколько местных крестьян-офеней разбогатели настолько, что сумели выкупиться из крепостной зависимости. Дунаевы, Синельниковы, Юсовы - основатели купеческих династий торговли вразнос.
       До 1764 г. Алексино входило во владения Троице-Сергиевой лавры, в селе было три деревянных храма. В XIX в. Алексино, выгодно расположенное на перекрестке дорог из Иванова и Шуи в Ковров и Нижний Новгород через Холуй, насчитывало не менее 150 дворов. В селе уже были две каменные церкви: Рождества Богородицы (1806-1813 гг.) и Св. Иоакима и Анны (1808 г.). Работало народное училище (с 1842 г.). Дважды в год, на Петров день (12 июля) и на Масленицу, в Алексине проводились ярмарки. Купцы из Иванова, Шуи привозили продавать "красный" товар - мануфактуру; дуниловские скорняки - дубленые овчины, шубы, полушубки, меховые шапки; холуйские, мстерские и местные алексинские иконописцы поставляли в широком ассортименте недорогие иконы; павловские мастера с Оки славились изделиями из металла: крестиками, кольцами, серьгами, брошками; ландеховские мастерицы продавали вышитые изделия. Нередко приезжали в Алексино и московские предприниматели - печатники с лубочными картинками и книгами. Цены на ярмарке были сходными. В конце XIX века в Алексине на центральной площади было установлено не менее 50 торговых рядов и лавок. К этому времени село являлось волостным центром.
       Известно село и тем, что в нем в середине XIX столетия прожил два месяца знаменитый языковед и писатель, составитель "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даль. Он приехал в Алексино для изучения необычного жаргона коробейников - "офенского языка".
       В селе сохранился дом бывшего волостного управления, где останавливался Даль. Сохранились также обе алексинские каменные церкви, представляющие собой значительный образец сельского храмового строительства эпохи классицизма. Еще одним памятником архитектуры в селе является здание бывшего народного училища, выстроенное в начале ХХ века.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       20
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Глухова Мария Александровна (klubpiligrim@nm.ru)
  • Обновлено: 03/11/2012. 83k. Статистика.
  • Пеший:Россия средняя
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка