Голых Алексей (algol): другие произведения.

Дневник: Кавказ-трипп 2002 (Родео-фэмили и примкнувшие)

Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Голых Алексей (algol)
  • Обновлено: 04/11/2003. 57k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Кавказ , 3 к/с (5) , Каяк
  • Дата похода 01/05/2002 {11 дн}
  • Маршрут: р.Теберда - р.Бoльшой Зеленчук - р.Большая Лаба - р.Большой Зеленчук (каньон Курлюк)
  • Иллюстрации/приложения: 72 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Майское путешествие по кавказским речкам.

  • Кавказ-трипп 2002.
    (Родео-фэмили и примкнувшие)

    Оригинал текста: http://www.kayak.ru/reports/kavkaz/kavkaz_2002.php3

    Состав группы:

    Каякеры:

    Алекс Селиверстов
    Андрей Чуличиков
    Иван Климов
    Алексей Борисов
    Алексей Мурынов (он-же Олень)
    Алексей Голых (он же algol, ваш покорный слуга)
    Серхио Наумов
    Алексей Федоров
    Алексей Халенков

    Катамаранщики:

    Инна Карпенко
    Маша Заярная
    Гена Шувалов
    Вадим Дубинский
    Ольга Соколова
    Сергей Старовойтов (он же Сю)

    Идея триппа родилась еще зимой, до меня ее донес Александр Селиверстов, которые организовывал все это безобразие, он же меня и пригласил. Весной он купил автобус (Форд-Транзит), и схема путешествия окончательно сформировалась: так как народу много, больше, чем может вместить автобус, то часть народа едет на Кавказ на автобусе, а остальные, отдав лодки и прочее негабаритное снаряжение на него, едут на поезде. На месте все аналогично: часть перемещается между реками на басе, остальные налегке или почти налегке перемещаются на местном транспорте (что значительно удобнее и проще, чем ездить с лодками и рюкзаками, становятся доступны рейсовые автобусы, любые легковушки и т.д.). Кроме баса к нам присоединилась девятка с Алексеем Федоровым и его товарищами.

    План был следующий: сначала сплавные участки Теберды, Кубани и Зеленчука, а после пара дней на каньоне "Курлюк" в низовьях Зеленчука, который по старым докаячным воспоминаниям Александра был неплохим местом для игрового сплава и родео. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает, все вышло не совсем так, как планировалось.

    День 0, 30 апреля, вторник.

    Казанский вокзал, вечер трудного рабочего дня (еще бы, впереди почти 2 недели выходных и надо "подобрать" все свои долги, доделать все недоделанное, отправить клиентам все не отправленное, плюс и клиенты не прочь закрыть месяц, потратив все оставшиеся деньги именно в этот день). За плечами не слишком тяжелый рюкзак, в кармане билеты в купе фирменного поезда, в голове одна мысль: "наконец-то едем на Кавказ!". На перроне уже собралась часть нашего народа, в частности Саша и Ольга Котельниковы с Лехой Клепиковым, которые едут с нами в одном купе (ну так и билеты все вместе покупали), но на Кавказе будут рассекать самостоятельно. Причем они с каяком, который смутно мне знаком, но не принадлежит ни одному из них (они свои лодки тоже отправили заранее). Выясняется, что это каяк Железного, который он за день до нашего отправления пытался погрузить в поезд вместе с собой, но не смог (а что вы хотели, за минуту до отхода лезть в вагон с такой страшной штукой, это вам не Ленинградский вокзал и поезд называется вовсе не "Карелия"). Но он завещал Котельникову привезти лодку на следующий день, не скупясь на средства. А средства оказались не такие уж и большие: 100 р. за камеру хранения и 150 р. за негабаритный груз.

    Вооружившись квитанцией, лезем в вагон. Причем интересный факт, Кавказ начинается уже здесь, в Москве. Вернее кавказский менталитет проводников: высокомерие быстро сменяется на доброжелательность, стоит только показать, что ты сам не лыком шит. Грозно гаркнув около поезда: "Где проводник пятого вагона!", я показал подоспевшей проводнице билет и прошел в вагон, задевая неудобным рюкзаком за стены и развешанные там фитюльки без малейших замечаний. Погрузившись в свое купе, я отправился помогать Саше и Ольге тащить каяк, который был мною занесен в поезд также спокойно и без возражений. Вторая проводница уже в коридоре робко спросила: "А куда вы его денете", на что получила быстрый и уверенный ответ: "На места для багажа, все бумаги оформили", и была отослана к "молодому человеку с веслами", коим являлся сам Котел. А вот ему досталось на входе побольше, проводница на перроне возопила, что "вы мне своими баулами все цветы посшибаете, немедленно снимите и несите руками", хотя, нужно быть честным, она была права - посшибаем :)

    Ну вот, погрузка завершена, те кто едут в плацкартном вагоне (Серхио, Ольга, Сю и Клепиков) на месте, соседнее купе (Гена, и Гоша Тотев с женой, которые собирались ехать с нами, но потом передумали, и путешествовать будут отдельно) на месте, вроде как едем. И тут меня посещает смутная мысль, что что-то не так. Купе я брал полностью, но нас в нем только трое... Черт возьми, а где же Олень!!!?? Бросаюсь ему звонить: не берет трубку. В голову начинают забираться всякие нехорошие мысли, главная из которых: что же случилось? Проходит 10-15 минут от отправления и вдруг на пороге появляется Он! В одной руке пакет с едой, во второй весло, за спиной рюкзак, а общий вид такой, как будто где-то в коридоре дают бесплатный душ. Как выяснилось, он в последнюю минуту вскочил в последний вагон и пробирался к нам через весь поезд. Ну вскочил, и ладненько.

    Проходит немного времени и появляется Серхио с ребятами из плацкарта, несущий в руке нечто совершенно соблазнительного вида. Со словами: "я думал купить вам местное корейское бухло, но не решился" он выставляет на стол бутылку "Реми Мартин" (надобно сказать, что он только за день до отъезда вернулся из Южной Кореи, где был в командировке, поэтому мы его освободили от закупки продуктов под обещание привезти экзотического бухла). Ну не экзотическое, но тоже ничего :). Появляются кружки, шоколад, лимон, и по прошествии совсем небольшого временного промежутка бутылка пуста. Да, коньяк был хороший, но как всегда - мало (ну еще бы, больше чем на 10 человек).

    Рязань. Выходим подышать свежим воздухом с Геной (а вид у Гены совершенно невообразимый, представьте себе мужика ростом под 2 метра и весом в 120 кг - это он!). Также на перроне стоят какие-то ребята из тех мест, куда мы и направляемся.
    - А, - говорят, - вы, наверное, ФСБ-шники, в Чечню едете?
    - Да нет, мы туристы, отдыхать будем.
    - Да ладно, ФСБ-шники с Дальнего Востока, едете в Чечню, какие туристы в Нальчике!
    Смеемся:
    - Ну так мы в Невинке сойдем.
    - Да не похожи вы на туристов, какие-то не такие.

    Ну да, не такие, много туристов пьет по дороге в поход "Реми Мартин"? Ну так какие есть :)

    День 1, 1 мая, среда.

    День очень хорош: солнце, тепло. Но нам это совершенно не в кайф, в вагоне стоит ужасная духота. Идем к проводнице с требованием включить кондиционер.
    - Не могу, - говорит, - еще не летний период, поэтому в кондиционер не залит фреон.
    Мы пока смеемся:
    - Какой такой не летний, на улице +25!
    - Не летний, - настаивает она, - да и все равно фреон не залит.
    - Ну откройте окна в купе, дышать нечем.
    - Не могу, окна завинчены намертво, так как когда работает кондиционер, они должны быть закрыты.

    Нам смешно, но хочется дышать все равно очень сильно. Находим открывающееся окно в коридоре, оставляем дверь в коридор открытой - так хоть как-то можно жить. Потом приходит мысль: какого черта мы платим такие деньги за билеты на поезд, когда он идет черти сколько, когда в нем черти какой сервис и когда билеты стоят совсем как на самолет? У меня нет ответа, есть только решение: хватит пользоваться ублюдочными услугами МПС, теперь дальше, чем на 1 ночь только самолетом.

    День проходит бестолково и скучно, даже преферанс заглох, едва начавшись. К вечеру подъезжаем к Ростову, там же нас догоняет Адлеровский поезд, который выходит из Москвы на несколько часов позже. Думаю про себя: "в случае чего Олень бы нас догнал именно на нем". Выходим из вагона, остановка длинная, поэтому идем к ларькам вдоль вокзала. Изучаю ассортимент без особой цели что-то купить, но мало ли, может найдется что интересное. Слышу за спиной звук идущего поезда, думаю: "вот, наверное, Адлеровский отходит, наш-то еще стоит, и народу на перроне полно". Лениво оборачиваюсь, ба, да это же мой поезд! Вдоль медленно идущего состава бегут пассажиры и проводники, на ходу запрыгивая в вагоны. Бегу и я, забираюсь на ступеньки, захожу. Пробираюсь через половину поезда к себе в купе, вроде все на месте, рассказывают, что наша проводница вскочила в последний момент. Да, приключения начинаются.

    Анекдот в тему:
    Поезд дальнего следования. В каждое купе с вежливой улыбкой заглядывает проводница, спрашивает:
    - Иностранцы есть?
    Везде отвечают, что нет. Она выходит в коридор и кричит:
    - Коля! Вырубай кондиционер! Тут одни наши!

    День 2, 2 мая, четверг.

    День начался рано, даже очень рано. По расписанию поезд приходит в Невинку в где-то в середине ночи, опаздывает, как водится, на час. Зевая, выгружаемся, все на месте, напоминаем друг другу не разбегаться по вокзалу, менты тут свирепые и охочие до чужих денег. Подходит девушка, с которой я договаривался по поводу машины. Отлично, значит уедем не за дорого (легковушки-то всегда есть, но за эти деньги можно вертолет нанять). Прощаемся с Котельниковыми и Клепиковым, выбираемся на площадь, скидываем барахло, покупаем по стаканчику кофе и ждем. Выходит заминка: нас немного, всего шестеро, такса у них ориентированная на человека: 250 р. с носа, значит, гнать Газель нет никакой выгоды. Но машина поменьше не находится, ну что ж, значит Газель. Грузимся и едем.

    На выезде из Ставропольского края менты проверяют Газель, отъехавшую за полчаса до нас, на нас личного состава не хватает, поэтому проезжаем свободно. Светает, вокруг очень красиво. Долина Кубани, а потом Теберды поражает воображение окрестными скалами и лесами. Огорчает одно: воды очень мало, ну да ладно, поживем-увидим. Глазея по сторонам чуть не пролетаем мимо таблички "Октопус" (которую Александр спер на каком-то октопузятнике) и его припаркованного "Транзита" в стороне от дороги. Ребята еще спят, но разгружаясь и вынимая причиндалы для завтрака, мы их быстро перебудили: ну так и хватит спать, уже 8 утра!

    Александр подтверждает наши впечатления, воды нет совсем. Но и фиг с ней, в такое прекрасное солнечное утро, когда вокруг горы, лес, недалеко шумит река, а если отойти чуть в сторону, то открывается неземной красоты вид на заснеженные горы Домбая, совсем не хочется огорчаться.

    Завтракаем. У нас очень большая группа, поэтому было принято мудрое решение разделиться на пищевые ячейки по максимум 4 человека и готовить на горелках. Это позволило сократить время, сэкономить силы и учесть гастрономические пожелания большей части народу. Тяжело представить, что было бы при готовке на 15 человек на костре в этих местах, где поход за дровами занимает заметное время и заметные усилия.

    После завтрака катамаранщики начинают стапелиться, каякеры перепаковывают рюкзаки: сплавное на себя, остальные шмотки на бас. Особенно хорошо выглядит стапель нового катамарана Александра, он недавно купил "Кулик-110". На нем плывут Инка с Машей, поэтому стапель на нем. Развернув баллоны и положив их рядом на земле, он вставил поперечины в замки на баллонах и вручил помпу Инке со словами: "Все, я отстапелился, надувайте". Весь процесс занял от силы 5 минут.

    Каяк на плечо, весло в руку. "Эта дорога идет к реке? Отлично!". 100 метров и мы на месте. Вода в Теберде прозрачна и холодна, жалею, что так и не купил неопреновые перчатки. А вверх по реке такой вид! Непонятно что приятнее: кататься на вальчиках в ожидании остальных или любоваться белыми горами на горизонте. Ну, вот все собрались (кроме катамаранщиков "традиционной конструкции", они свои плавсредства еще не собрали, будут догонять), определился порядок следования и вперед. Хотя воды очень мало, но сплав доставляет истинное удовольствие. Пусть не сложно и не страшно, для первого дня большего и не требуется. Так, играясь и любуясь природой, доходим почти до "Гай-порога", места, где определена "раскаточная" тренировка. Вдруг один из баллонов ката (того самого Кулика) оказывается под водой, и девченки начинают лихорадочно пытаться пристать. Каякеры, которые шли позади, помогают, вот все уже на берегу. У катамарана лопнул один из баллонов, так что его сплав на сегодня завершен. Ребята вытаскивают "инвалида" на дорогу, где он и дожидается пока не приедет автобус.

    А мы подходим к "Гай-порогу". Порог достаточно прост, но эффектен и не позволит задавить себя без малейших усилий: нужен маневр. Правая часть представляет собой трубу с несколькими небольшими бочками по дороге, которая в результате приезжает в гряду камней, а основной слив левее и находится вдоль реки. Правда, вынос на гряду не опасен, и камни перепрыгиваются, но разве интересно идти туда, куда несет вода, интересно сделать чисто и по задуманному. Не с первого раза, но всем это удается.

    А слева порог носит иной характер: бочки и сливы совсем игрушечные, но их много, реку перегораживает 3 или 4 гряды камней, проходы в которых находятся в шахматном порядке. Только и успевай поворачивать. Обкатав порог по много раз, вылезаем на берег и переодеваемся. По плану сейчас обед, и он весьма кстати: день начался рано и всем уже хочется подкрепить свои силы. Да и погода испортилась, поднялся сильный ветер, вот-вот пойдет дождь, и дальнейшее пребывание в холодной реке уже не так приятно, как утром. Думаем что делать. По такой воде на Кубани скорее всего ничего серьезного и интересного нет, поэтому решаем ехать на Зеленчук, а дальше уже смотреть по обстановке. Сдаем свои рюкзаки в бас, он с частью группы уезжает, а мы остаемся дообедывать.

    Вылезаем на дорогу и идем вдоль нее в попытках поймать машину. Но все они свистят мимо. Идем медленно, так как лазая вдоль порога по камням, Леша Борисов сбросил себе на ногу камень, и он нанес ему достаточно неприятную и глубокую рану над пяткой. Вдруг видим автобус до Карачаевска, он нас и подбирает. Ехать совсем недалеко, дай бог 5 километров. По дороге уговариваю Лешу зайти в травмопункт и зашить ногу, он соглашается. Поэтому в городе мы с ним остаемся искать больницу, а остальные отправляются дальше. Больница оказывается совсем недалеко от остановки, хирургическое отделение тоже находится без проблем. 30 минут - и мы вновь возвращаемся на главную улицу, садимся в маршрутку до Черкесска и отправляемся вслед за всеми. На повороте в сторону Зеленчукской высаживаемся, тут же выясняем, что автобус туда будет через 5 минут. Вот и автобус. Хотя тут уже не обошлось без приключения, хотя какое это приключение поломка автобуса? К счастью водитель все исправляет своими силами и мы в Зеленчукской.

    Выясняем сколько стоит доехать до Архыза (где-то не доезжая его и должны встать наши ребята). 250 р. на двоих платить не хочется, поэтому решаем заняться автостопом. Но нет, нынче не наш день, не останавливается даже ПАЗ-ик, груженый туристами. Делать нечего, значит такси нет альтернативы, хорошо, что удается сторговаться до 200 р. под жалостливые рассказы о травмированном товарище. Уже начинает смеркаться, боюсь, что не сумеем заметить наших ребят, но таксист успокаивает, все будет ОК. Мужик оказался весьма знающий о местных местах, и проводит нам небольшую экскурсию: здесь самая вкусная вода в ущелье, а вот отсюда видно обсерваторию, а также отсюда, и т.д. При подъезде к Архызу уже совсем стемнело, едем медленно, высматривая на берегу наших ребят: лагерей очень много, и кто где понять сложно. Но не проехали мимо: ребята встали совсем близко к дороге, вывесили утреннюю табличку, захочешь - не пропустишь.

    Хорошо! Успели как раз к готовому ужину, к вечерней чарке "за первый день". День действительно был длинный и тяжелый, но это и приятно, хорошо, когда много успеваешь сделать.

    День 3, 3 мая, пятница.

    Опять утро встречает нас хорошей погодой, хотя после ночи еще весьма прохладно. Вылезаю из палатки часиков в 7 и решаю пробежаться до Архыза (думал устраивать утренние пробежки каждый день, но увы, моей силы воли хватило только на этот раз :). До туда всего 4 км вверх по ущелью. Ущелье очень красиво, и совсем другое чем то, где мы были вчера. Если там снежные горы видны на горизонте, то здесь они рядом, причем обступают со всех сторон, даже с нижней части ущелья. Пусть они ниже, поросли лесом, но они так близко, что кажется, что до них можно дотянуться рукой. Машин на дороге почти не встречается, зато в больших количествах встречаются пасущиеся коровы и лошади. Если первые флегматичны и совершенно не боятся ни людей, не автомобилей, то вторые пускаются рысью, стоит подойти к ним на расстояние в несколько метров.

    Возвращаюсь назад, и вижу недалеко от нашего лагеря УАЗ-ик со знакомыми лодками на крыше. Ба! Да это же Палыч (Сергей Яковлев) и компания! Хотя конечно я ожидал встретить их здесь, они собирались, но все равно неожиданно. Они на Зеленчуке уже второй день и очень довольны, хотя воды и немного.

    После завтрака собираемся на сплав. Наши катамаранщики еще не готовы, но Маша выразила желание поехать на каяке. Александр отдает ей свой Джайв, а сам пересаживается на Делириус - по несложному и немноговодному Зеленчуку гораздо интересней плыть на "лодке чтоб втыкало", чем на хорошем сплавном каяке. Перед самым отплытием сверху сваливается Котел с Ольгой, Клепиковым и Андреем Нестеровым, четвертым в их компании (он приехал на поезде чуть позже нас), они живут на базе в Архызе уже второй день. Встреча приятная для всех и неожиданна для них: они-то думали, что мы на Теберде или Кубани. Но, как было сказано в самом начале, "человек предполагает, а бог располагает".

    Выдвигаемся вперед, останавливаясь в уловах перед очередным порогом, иногда вылезаем поглядеть. Зеленчук гораздо серьезнее Теберды по нашей воде, воды здесь больше, она жестче, но все равно все препятствия достаточно игрушечные (что не мешает многим совершить по паре оверкилей с последующими эскимосскими переворотами). Подходим к Пушке, незадолго до нее Мария вылезает на берег - ей уже хватит. Она и так для первого серьезного каячного сплава держалась молодцом, даже смогла встать после киля. Кому говорить спасибо за это: школе РФР или врожденным способностям, я не знаю, но сейчас это и не так важно.

    Итак, Мария остается на берегу ждать нашего возвращения на автобусе, а мы подходим к Пушке. Вылезаем было на берег, но поступает команда плыть дальше, это только заходная шивера, до самого порога еще далеко. Прыгаю в каяк последним и иду. Шивера серьезнее всего того, что было до этого, хотя ужасов опять же никаких. Иду осторожно, ожидая что мелькающие впереди ребята зачалятся перед порогом, но они идут вперед. Вдруг вижу перевернувшийся каяк Нестерова, и бросаюсь к нему. Перед левым поворотом в середине реки каменная отмель с бревнами, застрявшими там, туда и приплывает каяк, и я вслед за ним. Тут уже не до спасения чужой посудины, не остаться бы на бревне самому. Как-то извернувшись, вылезаю с отмели, заплываю за поворот, вижу каменную лестницу на берегу и наш народ в улове. Прыгаю туда, показываю на плывущий сверху каяк (он застрял где-то по дороге, и я смог его обогнать). Но Андрей Чуличиков уже видит его и бросается на спасение. Меньше минуты, и каяк уже на нашем берегу в руках у радостного хозяина. Андрей был вторым открытием сегодняшнего дня: ведь он тоже ходит на каяке очень мало, единственный его сплав - это Большая Лаба прошлой осенью по очень малой воде, а здесь он себя показывает молодцом. Школа РФР? Наверняка, столько совпадений (Андрей, Саша Селиверстов, Мария) - не бывает. Остается только позавидовать ребятам, и порадоваться за Величайшего и его школу.

    Вылезаю по лестнице наверх, идем с Клепиковым к ребятам, зачалившимся чуть ниже. Вылезает Котел, хотя ему и скучновато, но все равно доволен - хорошо идем. Я рвусь на осмотр. "Осмотр чего?" - спрашивает Клепиков. "Как чего, Пушки!". "Какой Пушки, а что мы только что прошли?!". Да: Недаром эта шивера была сильнее предыдущих, она и есть самый серьезный порог на реке. Вернее будет сказать "была", раньше здесь был четко выраженный слив, а теперь не осталось ничего, его смыло.

    Пока я стою наверху с Котлом и его компанией, остальные уплывают вниз. Ну, ничего, как-нибудь доберусь наверх. Нестеров дрожит от холода, и решает закончить сплав и уехать обратно в Архыз. Выплываем догонять Селиверстова вчетвером, благо ребята тут уже были вчера и все знают. Останавливаемся перед последним порогом, "Косым", чалка не простая - на струе приходится вылезать на каменистую отмель на внешней части поворота. Как-то вылезаем, идем смотреть, Котлу где-то тут обещали родео бочку, вчера он ее не заметил, ищет сегодня. Слева от обливняка в начале порога он ее находит, и решает покрутить родео, если получится. Мы остаемся наверху наблюдать за процессом, подтягивается группа катамаранщиков. Котел идет, и к вящему удивлению зрителей (кроме нас, конечно) перед самой бочкой разворачивается, гасит скорость и падает в бочку полулагом. Начинается родео, но не совсем такое, какое планировалось, бочка жесткая и глубокая, поэтому крутит она. После пары замысловатых элементов Котел решает завязывать с этим, с легкостью выходит, проходит оставшуюся часть и чалится ниже. По очереди идем мы. Я решаю выпендриться, и пройти не через бочку, а объехав камень по струе с другой стороны. После серии ошибок и лихорадочных движений, падаю, захожу в очередной слив перевернутым и встречаюсь там с камнем. Эскимос дается нелегко и встав, я обнаруживаю весло сломанным почти точно пополам, оно держится только за счет верхнего слоя материала. Кое как догребаю остаток порога, чалюсь, хвастаюсь "трофеем". И мой сплав на сегодня закончен. Кроме этого болит левая рука, на кисти ссадины и быстро растущая опухоль - приложился о камень вместе с веслом. Хотя пальцы и работают, но наверняка треснула кость (то, что рука беспокоила меня как минимум все лето, это подтверждает).

    Алексей (Олень) Мурынов в Пушке на фоне той самой отмели Александр Селиверстов и Иван Климов в Пушке Александр Селиверстов и Иван Климов в Пушке Серхио Наумов в одном из взрывных порогов Алексей (algol) Голых в одном из взрывных порогов
    Александр Селиверстов в одном из взрывных порогов Алексей Халенков в одном из взрывных порогов Иван Климов в одном из взрывных порогов

    Вылезаю на дорогу, помахивая сломанным веслом, а ребята плывут дальше. Не успеваю я вылезти и снять куртку, как появляется наш бас. Залезаю к ребятам, рассказывая о своих "приключениях", и думаю, что нет худа без добра, хоть до лагеря доеду без проблем.

    По приезду в лагерь обедаем, и народ собирается на повторный сплав. Мне же на сегодня хватит, так думают про себя еще несколько человек, и мы отправляемся в Архыз. Серхио, Гена, Олень и я, вот и весь наш отряд. Идти недалеко, дорога приятная и проходит быстро. В Архызе мы решаем найти Котла с компанией, и, проведя небольшую разведку, находим их в весьма спартанском домике на турбазе. Они лежат в спальниках на кроватях и релаксируют после утреннего сплава. Но бутылка вина и наше совершенно боевое настроение быстро поднимают их на ноги.

    Показываю свою руку, и Ольга предлагает сделать компресс из травы. И из непростой, а практически волшебной. Пока Ольга готовит компресс, Котел рассказывает страшную историю, как на какой-то алтайской шестерке человек проплыл самосплавом несколько шестерочных препятствий, как Котел сделал ему компресс из этой травы, как народ посмеивался, но заткнулся, когда пострадавший на следующих день пошел по берегу, а еще через день сел обратно на катамаран. Кто-то из присутствующих подкалывает меня: мол и ты завтра пойдешь по берегу, а послезавтра сядешь на катамаран :)

    Компресс наложен, решаем пойти покататься на лошадях. Всего 100 р. в час, а прогулка по красивым местам и новые ощущения гарантированны. Выдвигаемся к верхней базе, скоро появляется предыдущая группа. Считаем сколько нас, однако трое лишних (всего лошадей 5 и одна инструкторская). Котел и Олень решают остаться, а Гена жалеет лошадь и тоже не жаждет взваливать на нее свои 120 кг :). Таким образом нас точно столько, сколько нужно, нам вручают поводья, помогают сесть и вперед.

    Однако все оказалось одновременно и сложнее и проще, чем предполагалось. Сложнее, так как поначалу лошадь решительно не желала идти туда, куда надо, останавливаться тогда, когда надо, и вообще не крутиться на месте. А проще, так как после 10-15 минут мучений таки мне удалось заставить ее хотя как-то слушаться, успехи прочих были схожи.

    Прогулка наша проходила по Архызскому заповеднику, по древним оросительным канавам адыгов, по лесным тропкам, по зеленым полянам, и все это с видом на заснеженные горы. Пару раз лошадь даже пускалась в галоп, хотя не всегда по моему желанию.

    Но все хорошее быстро кончается, мы возвращаемся обратно, угощаем наших лошадок сахаром, расплачиваемся и, попрощавшись с ребятами, прихрамывая, возвращаемся в лагерь к ужину. Прихрамывая, так как прогулка не прошла даром, болят ноги, болит копчик, а в голове крутятся слова инструктора, сказанные им в самом начале прогулки: "Ничего, ребята, трудно только первые 15 лет".

    Конная прогулка

    День 4, 4 мая, суббота.

    Сегодня планируем сплавится несколько раз, желательно побольше, а вечером уехать на Большую Лабу, куда мы вовсе и не собирались, но в других местах просто нет воды. Собираемся и быстро валимся вниз уже ничего не осматривая, только раз или два вылезая размять ноги. Сплав доставляет истинное удовольствие, река не сложная, а после вчерашних сплавов хорошо разведана "изнутри". Жаль, что участок короткий, чистого времени минут 20-30, с учетом отдыха - 40. Перегоняем вниз автобус и едем обратно в лагерь на вторую сегодняшнюю попытку. Подъезжая, вижу знакомую фигуру на берегу - это Глеб Королев. Александр говорил, что видел его тут, но я его так и не нашел. И вот он сам нашел нас. Он приехал сюда с Колей Тимониным и украинскими хлопцами (во главе с Олегом "Си" Сизоном), и до Зеленчука успел побывать на Большой Лабе. Облизываясь, смотрит на мой новенький (но уже несколько поцарапанный) Райот Бустер, соглашаюсь махнуться на тимонинский Эскимо Сальто (тоже давно хотел попробовать что за лодка). Пока мы меняемся лодками и юбками, подгоняем упоры вся компания, в том числе и Си, уходят вниз. Ну что ж, будем догонять вдвоем, речка несложная, опасного ничего нет. Сальто своими размерами и поведением напоминает чемодан, пока Глеб ненапряжно крутит вейвилы на Бустере перед глазами восхищенных девченок-катамаранщиц, стоящих на берегу, я подлетаю на каждом валу: прикольно, но не контролируемо. Вот бы килограмм 20 груза в корму, и будет самое то. Быстро пролетаем Пушку, чалимся там. Одновременно с нами чалятся коммерческие катамаранщики с горящими глазами, радуются, поздравляют нас с прохождением. Думаю про себя: "очередным".

    Меняемся лодками обратно, и я уплываю догонять наших ребят, очень не хочется пролететь мимо автобуса. Вылезаю из реки сразу за "Кривым", точно в том месте, где вчера вылезал со сломанным веслом (дальше ничего интересного нет, а тут достаточно удобно выходить на дорогу). Со мной вылезают катамаранщики, которых я обогнал в "Кривом", пока они осматривали порог. Удивляются:
    - Ходишь в одиночку принципиально?
    - Да нет, отстал просто, да и третий раз иду, страшного ничего нет.

    Вскоре появляется автобус, подбирает меня, едем в лагерь обедать. После обеда ребята на басе и девятке уезжают на Лабу, а мы остаемся: уедем завтра утренним автобусом. Проводив уехавших, решаем пойти все вместе в Архыз, Ольга хочет покататься на лошади, да и делать все равно нечего. В лагере остается Гена.

    К сожалению, нашим планам не удалось осуществиться, по дороге в Архыз начался дождь, поэтому лошадей загнали домой. Котельников со своими тоже уже уехал на Аксаут, осталось только найти пристанище в магазинчике, купить местного пива и съесть хычынов, которые тут совсем другие, чем в приэльбрусье. Там хычын - это блин, выпеченный из теста, в которое уже вмешана начинка, а тут он похож на чебурек, только тесто другое. Там же взял местную газету с замечательной по своей тупости статьей про рафтинг, которая в Москве вызвала настоящий фурор. Поглядев расписание автобусов, мы двинулись обратно в лагерь. К счастью в поселке удалось найти ЕрАЗ-ик, который за 50 р. довез нас всех до лагеря.

    День 5, 5 мая, воскресенье.

    Встали рано, очень рано. Дождь кончился, что приятно, хотя вокруг все совершенно сырое. Ольга и Сю еще спят, так как мы договорились что группа, стоящая радом с нами и тоже уезжающая на Лабу, их заберет, ну а мы уж автобусом. Собрались, позавтракали и вылезли на дорогу. Автобуса долго ждать не пришлось, и вот мы уже едем в Зеленчукскую, любуемся долиной, радуемся появившемуся солнцу. В Зеленчукской смотрим на расписание автобусов до Курджиново, и решаем взять такси - автобусы будут очень не скоро. Загружаемся вчетвером в пятерку, заезжаем на заправку. Водитель рассказывает страшную историю, как он, заправляясь неизвестно где, получил вместо бензина воду, а в ответ на претензии ему сказали: "Так бывает". Поэтому он теперь заправляется только в проверенных местах.

    Доезжаем до Курджиново, проезжаем за него вдоль Лабы, расплачиваемся и дальше идем пешком, с надеждой поймать какую-нибудь машину. Скоро нас догоняет тентовый УАЗ-ик, едет как раз на поляну за Солеными скалами забирать какую-то группу на Малую Лабу. По дороге устраивает нам экскурсию: улово в Рожкао, порог "Затычка", порог "Кирпич".

    По приезде обнаруживается, что он ехал за группой Вадима Липгарда, они покатались на Лабе (причем прошли "Затычку") и теперь едут на Малую Лабу и Уруштен. Поздоровавшись с Вадимом, выходим на поляну, где со вчерашнего вечера сидят наши товарищи. Там же обнаруживаем и Сергея Кондрашкина с Володей Семушиным и компанией - воистину вся московская (и не только, вспоминая Глеба) тусовка сорвалась именно в эти места. Хотя что тут удивительного, куда еще ехать на майские, как не на Кавказ?

    Кондрашкин подговаривает прямо сейчас сплавиться по "Соленым скалам", они тут уже давно, все разведали и прошли, в общем будет классно. Еле отбиваюсь, хочется поставить палатки, попить чаю, прийти в себя после дороги, но после я готов. Через часок мы загидриваемся и идем к воде всей компанией. Начинаем от моста, еще до входа в каньон, река не кажется очень сложной. Но проходит немного времени, валы увеличиваются, бочки становятся более жесткими, линия движения все сложнее и сложнее. Эта река значительно серьезней Зеленчука, халявы не будет. Доплываем до "Кирпича", пару раз я кильнулся, разок выехал из бочки на носовой свече, но вроде все в порядке, хотя силы на исходе. А вот Серхио повезло меньше, он кильнулся, не смог встать и отстрелился, упустив весло и лодку. Лодку и Серхио народ ловит прямо перед "Кирпичом", а весло ушло вниз (как оказалось - безвозвратно). Ему совсем плохо, еще бы, проплыть несколько сот метров по достаточно серьезной воде. Но вроде живой, ничего не повредил, собирается возвращаться в лагерь.

    А мы идем дальше. Скидываем лодки сразу за "Кирпичом" (сам порог обносим, пока он нам не по зубам, надо раскататься), выгребаем на середину струи и ломимся друг за другом по весьма мощным пенным валам. Вспоминая первую половину каньона и опыт Серхио, мне немного не по себе, но Кондрашкин уверяет, что ничего особо серьезного там нет, только в одном месте бочка почти через всю реку, проход справа, прямо около берега, в общем он покажет. Действительно тут проще, чем наверху и, увлекшись сплавом, я забываю про бочку. Вспоминаю я про нее уже увидев пену, быстро пытаюсь уйти направо, успеваю достать носом камень у берега и сваливаюсь лагом, зацепив бочку кормой. Эффектная кормовая свеча и я в улове, слава богу, что обошлось, успел! Идем дальше, и вскоре каньон кончается. Вылезаем на берег около камня, носящего имя "Дом", отдыхаем. Иван Климов во время прохождения тоже заплыл пару раз, первый раз наверху, а второй раз около "Дома", но оба раза был быстро выловлен (хотя лодка его во второй раз ушла до "Затычки", но после была выловлена и возвращена хозяину).

    Александр Селиверстов в Соленых Скалах Оверкиль Серхио Наумова в Соленых Скалах Старт из под Кирпича в Соленых Скалах
    Иван Климов в Соленых Скалах

    Возвращаемся в лагерь, идем пешком. Тут недалеко, километра 2-3, а дорога очень плохая, гонять бас жалко. В лагере обедаем, после обеда опять лезем сплавляться, на это раз только по первому участку "Соленых Скал" до "Кирпича". Сплавившись пару раз, я ухожу в лагерь - устал, а Селиверстов и Чуличиков катаются дальше, им явно река по силам, а для меня почти на грани.

    Но возвращаются и они, вечером отдыхаем, делаем оладьи, пьем с ними чай. Хорошо :)

    День 6, 6 мая, понедельник.

    Как и вчера с утра светит солнце, как и вчера вечером пошел дождь - такой уж климат нам достался в этой долине.

    После вчерашнего на воду не очень хочется - хочется отдохнуть, погулять по окрестностям, подумать о смысле жизни :) Поэтому после завтрака отправляюсь вверх по реке, думая дойти до "Прощай Родины", поглядеть на горы и реку. Ребята остаются внизу ждать попутной машины наверх (сегодня первый рабочий день после праздников, должны быть лесовозы). Дорога очень живописна, вокруг лес, скалы, подъемы сменяются спусками, спуски подъемами, а внизу течет река. Постоянно встречаю группы, осматривающие реку и проходящие по ней. Много знакомых: кого-то видел на слетах, с кем-то пересекался на Поломети или иных паводковых речках, но меня это уже не удивляет, слишком много встреч.

    Дохожу до "Прощай Родины" и вижу наверху на камнях много народу смотрящего и снимающего порог, другие внизу готовится к прохождению. И здесь над порогом встречаю знакомых: Дикого Сандлера и Ловца Душ, воистину мир наш очень тесен, круг узок и от народа мы далеки :) Присоединяюсь к наблюдателям, в порог идет четверка. Порог состоит из 2-х ступеней, в первой небольшая бочка в правой части и груда камней с канализационными сливами в левой. После первой ступени река сужается и падает почти 2-х метровым сливом, образуя бочку по всей ширине. Справа от слива и бочки вертикальная скала, с которой хорошо ставить страховку, слева тоже скала, но за ней жесткое улово, затаскивающее обратно в бочку. Страховка ниже порога осложняется бочкой через большую часть русла метрах в 50 от слива, которая даже имеет собственное название: "Пронеси Господи". Бочка не страшная, но в процессе страховки совершенно лишняя.

    Катамаран пытается обойти заходную бочку, и из-за этого у него не получается угрести в левую часть основной бочки, где слив выглядит поприятнее. Он падает вниз впритирку к скале справа, на мгновение задержвается в бочке и летит через правый борт прямо на скалу. Кажется что слышно, как гребцов на левом болоне прикладывает касками о камень. Все замирают. Но вроде все ОК, всплыли 4 каски, все двигаются, потерявших сознание нет. Катамаран уходит за поворот, а мы наверху обсуждаем только что виденное. Желание идти это порог у меня лично нет, ну так и не надо этого сегодня делать.

    Не спеша, возвращаюсь в лагерь, по пути встречаю наших ребят, трясущихся на машине, идущей наверх - удачи им. Обедаю, приезжают довольные ребята, Александр и Андрей прошли "Прощай Родину" и "ПП", а Алексанр еще и "Кирпич" в "Соленых Скалах". В "Кирпиче" бочка на заходе, а дальше плита, если шмякнешься вначале, то приезжаешь акурат мордой в эту плиту, а там уж как повезет. Но Александр прошел хорошо, кильнулся только на выходной шивере, с которой мы начинали сплав по второй части каньона в первый день. Остальная команда нормально сплавилась от конца "ПП" до лагеря. Заказали завтра на утро машину, вот завтра поеду и я с ними.

    Кирпич, вид снизу Александр Селиверстов перед заходной бочкой Кирпича
    Александр Селиверстов на выходе из Кирпича

    Остаток дня проходит безыдейно и скучно, идет дождь, но это неплохой отдых как телу, так и нервам, подготовка к завтрашнему дню.

    День 7, 7 мая, вторник.

    Утром опять солнце. Собирается уезжать Гена, ему надо быть 9-го мая в Москве, сегодня вечером поезд, а тут попутка. Забывает свой спас-жилет типа "холодильник", Гена большой и тяжелый, но по-моему даже для него спас великоват :) Но сейчас мне это очень по душе, перед сложными порогами нужны емкости непотопляемости! Вытаскиваю 2 самых больших, остальные каякеры просекают это дело и довершают начатое разграбление :) Воистину, катамаранщик - друг каякера. Иногда :)

    Машина приходит вовремя, грузимся и едем. По пути выбрасываем катамараны собираться за "ПП", и каякеров, идущих отсюда. Я решаю ехать с Александром и Андреем, по их рассказам пороги совсем не страшные, в общем я созрел. Выгружаемся на поляне выше "Прощай Родины", одеваемся, грузимся в лодки и перечаливаемся к отмели на правом берегу непосредственно перед порогом. Берем морковку на случай вытаскивания человека из бочки и идем на скалу над ней. Напротив нас уже ждут ребята, с фото-видео, в общем готовы к шоу. Еще раз поглядев на все это безобразие Александр уходит наверх. Вот он появляется на заходе, хорошо проходит заходную бочку, но перед самым сливом переворачивается на косом вале и падает в бочку дном вверх. Промывает его мгновенно, он делает эскимосский переворот и встает на страховку. Следом идет Андрей, отдав морковку мне. Он хорошо заходить, прыгает прямо в бочку, его кладет через корму, лодка на мгновение исчезает в пене, потом появляется и выходит оттуда. Он встает, но несколько неуверенно, все-таки помесило его изрядно. От захода в бочку в первой ступени до момента, когда он встал прошло всего 10 секунд, но какие это были 10 секунд!

    Моя очередь. Сажусь в лодку, отталкиваюсь, иду. Хорошо прохожу заходную бочку, гребу налево и прыгаю в слив в левой его части. Погружаюсь в воду на мгновение, всплываю и понимаю, что я на килю, хотя уже и не двигаюсь вперед. Делаю несколько мощных гребков и вот я уже на струе, счастью моему нет предела: я прошел этот порог, которого так боялся вчера, причем единственный из сегодняшних без оверкиля. Андрей смеется: "я понимаю теперь, почему твоя лодка стоит штуку баксов, ходит она хорошо". И действительно, мне кажется, что киль в этом пороге по нашей воде функция случайности и лодки (короткую и толстую лодку бочка не успевает "схватить" за корму), и только после этого - мастерства гребца.

    Александр Селиверстов в сливе Прощай Родины Андрей Чуличиков в сливе Прощай Родины Алексей (algol) Голых в сливе Прощай Родины
    Алексей (algol) Голых в заходной бочке Прощай Родины

    Идем дальше, впереди каньон "Сосновый". Против всех ожиданий он оказывается примитивен и не особо интересен, валы да редко раскиданные и хорошо обходящиеся бочки. Но он быстро кончается, чалимся для просмотра "ПП". Вернее смотреть собираюсь я, Александр и Андрей хорошо его помнят со вчерашнего дня, поэтому просто ждут подхода страховки и съемки. А я лезу наверх на дорогу, так как по берегу пройти кажется проблематичным. Спускаюсь вниз к порогу. При приезде Володя Семушин говорил мне так: "Там нет воды, там течет пена, причем с огромной скоростью. Вставать после оверкиля трудновато, лучше подождать немного и встать уже на ровной воде. А вообще, чтобы идти этот порог, нужна особая безбашенная психика". В общем его слова почти верны: в узком (метра 4) и длинном (метров 100) каменном коридоре с огромным падением несется пенный поток, в нем есть отдельные бочки, но любая его точка будет колбасить не меньше чем иная отдельно стоящая бочка в другом пороге. Ребята проходят на моих глазах - падают, встают, но все ОК. Я решаюсь идти, страховка стоит, камни, на которые можно вылететь только водном месте, наверху, уж дотуда доехать на килю реально. А остальное не так важно, в конце концов есть даже живец.

    Иду к лодке, мандраж увеличивается, но вернуться я не могу, и так все прождали черти сколько в ожидании меня, а реальной опасности тут нет. Сажусь в лодку, мандраж мгновенно проходит. Обхожу заходную бочку, лечу по пене. Вдруг падаю, на удивление легко встаю, еще через некоторое время вижу летящий куда-то ввысь нос лодки, и вот я опять под водой. Вывожу весло, пытаюсь встать, еще раз, и еще, но ничего не получается. Решаю покидать судно. Сдергиваю юбку и снимаю каяк с себя на удивление легко (несмотря на хитрые и сильно затянутые упоры), делаю глоток воздуха и ухожу вниз. Под водой очень светло, кажется что поверхность рядом, но всплыть не получается (как потом рассказали, я был метре, а то и в 2-х под водой). Вдруг чувствую, что жилет сжимается, думаю, что он пополз на плечи. Но нет, меня тащат вверх и вынимают на воздух - это сработал живец. Одновременно со мной он сумел подцепить и лодку, плавающую в улове, а весло я и так не упускал. Вылезаю на берег, все отлично. Снимаю каску, и вижу на ней кровь - немного разбил через каску голову. Совершенно не больно, но хороший предмет для насмешек над хиковским "Лайфом", которая позволяет через себя получать ссадины.

    Иван Климов к конце ПП в роли живца ПП Александр Селиверстов в ПП Андрей Чуличиков в ПП
    Андрей Чуличиков в ПП Андрей Чуличиков в ПП Оверкиль Алексея (algol-а) Голых в ПП Спасработы в ПП

    Ребята, оставшиеся внизу, готовы идти, мы выступаем. Впереди каньон "Блып" и прогонный участок до моста. Вопреки ожиданиям в каньоне не оказалось вообще ничего, не считая бочки через пол реки, которая хоть и имеет подсос в несколько метров, но видна очень издалека и отлично объезжается по гладкой струе. Также на выходе прижим, но он совсем не сложен, уйти от него удается всем без малейших проблем. Дальше до моста просто гладкая текуха, хорошо, что проходится она очень быстро. Вылезаем на берег все, кроме Александра и Андрея, они решили покататься еще в "Скалах", ну а мне уже хватит.

    День 8, 8 мая, среда.

    Сегодня последний день на Лабе. Девятка и ее экипаж уезжают на Кубань, хотят захватит еще и ее, а назавтра приехать на "Курлюк". Утром идем кататься в "Соленых Скалах", после пары сплавов Александр решает еще раз пройти "Кирпич", и то, что ниже него. Я и Иван обносим порог, я спускаю лодку на воду, прохожу выходную шиверу порога и встаю на страховку за поворотом. Вдруг мимо меня проплывает Иван уже отдельно от лодки. Бросаюсь к нему, помогаю подплыть ближе к берегу, он отталкивается от своей лодки и самостоятельно вылезает на берег. Идти за лодкой в одиночку не решаюсь, поэтому вместе вылезаем на дорогу и отправляемся вниз.

    Вскоре встречаем катамаранщиков, которые выловили лодку и весло Ивана ниже "Затычки" (второй раз она прошла этот порог отдельно от гребца). Спускаемся к реке по заросшему лесом обрыву и вытаскиваем лодку и весло наверх. Все, на сегодня хватит, поднимаемся в лагерь.

    После обеда бас собирается и уезжает, мы остаемся одни на поляне - уехали все. Вечереет, идет уже привычный дождь, мы обсуждаем как завтра утром будем отсюда уезжать, и во сколько вставать. Вдруг на противоположном берегу появляется едущий вверх УАЗ-буханка. Сразу начинаем фантазировать: "Вот, сейчас он переедет через мост, подъедет к нам и спросит, а не желаем ли мы совершенно забесплатно уехать на Курлюк?". Каково же наше удивление, когда через пару минут УАЗ подъезжает к нашей поляне и оттуда вываливается группа туристов. Подхожу к водителю, интересуюсь возможностью уехать. Аксакал за рулем живет в Зеленчукской, оттуда до Исправной, где находится "Курлюк", совсем недалеко, он согласен нас отвезти. Выставляет полную стоимость, хотя ему все равно ехать обратно в любом случае :) Немного сбив цену, собираемся в течение получаса, грузимся и выезжаем.

    УАЗ-ик представляет собой чудо отечественного автопрома, удивительно как оно вообще еще ездит. Хотя уже сумерки, едем без света, он не работает. Плюс большие проблемы со стартером, да и машина иногда глохнет. Ну ничего, нам все равно на чем, главное доехать. Останавливаемся у улова в Рожкао, поглядеть весло Серхио - его там нет. Двигаемся дальше, водитель гонит, так как его не прельщает ехать по этой дороге в полной темноте, но вот и Курджиново, выезжаем на трассу. Но ехать без света не стоит и по асфальту, поэтому наш аксакал лезет под капот. К счастью удачно, фары загораются и мы едем дальше. Но не проходит и получаса, как вдруг слышим под днищем ужасный скрежет, как будто отвалился глушитель. Аксакал лезет под машину, проходит немного времени, мы опять едем и без приключений добираемся до лагеря на "Курлюке" около полуночи. Пока ставим палатки, наступает 9-е мая. Открываем бутылку водки, пьем за День Победы и отправляемся спать.

    День 9, 9 мая, четверг.

    Сначала пара слов о том, где мы оказались. "Курлюк" - это каньон в нижнем течении реки Большой Зеленчук. Километров 20-30 ниже станицы Зеленчукская в станице Исправная. Каньон сложен из песчаниковых плит, поэтому дно и стены имеют четкую слоистую структуру, порождающие замечательные водные штучки-дрючки независимо от уровня воды. Каньон длиной метров 500, вдоль всего каньона разбросаны валы, бочки, пенные валы разной конфигурации, мощности, размеров, причем по качеству значительно лучше Шуйских или Мстинских.

    Антураж очень приятный: степь, окруженная низкими горами-холмами, на юге виден снежный хребет. Рядом станица (но стоянка не в станице, а на другом берегу через мост), там магазины, автовокзал. Отношение местных дружелюбное.

    Вода в каньоне только мутная, но чистая от химии-заразы, да и рядом есть чистый ручей, падающий водопадом в реку.

    Вот в таком месте мы оказались. Прошедшая ночь была очень холодная, выпал иней на траву и тенты, равнина! Ребята, ездившие на Кубань, вернулись еще вчера, покатались там, довольны, что не поехали прямо сюда.

    Пошли на реку, выбрали себе один пенный вал через пол реки с удобным заходом из улова под правым берегом, на нем и катались. Серфили, крутили плоские фигуры, Александр делал бланты, в общем отдыхали. Это все дополнялось отличной погодой: ясное небо, жаркое солнце, просто курорт какой-то!

    Верхняя часть каньона Курлюк Александр Селиверстов на нашем валу в Курлюке Андрей Чуличиков на нашем валу в Курлюке Алексей Халенков на нашем валу в Курлюке Александр Селиверстов и Андрей Чуличиков на нашем валу в Курлюке Александр Селиверстов и Андрей Чуличиков на нашем валу в Курлюке
    Александр Селиверстов и Андрей Чуличиков на нашем валу в Курлюке Верхняя часть каньона Курлюк

    После обеда сходили в станицу за продуктами для праздничного стола, магазинов много, в них все есть. Правда, идти далековато, станица вытянута вдоль реки в основном вдоль одной улицы, поэтому очень длинная. Там же на автовокзале посмотрели расписание автобусов, определили, что автобус до Черкесска, отправляющийся в 14:00, нам вполне подходит.

    Вернулись в лагерь, поглядывая на машины в станице: хочется все таки подрядить машину прямо до Невинки, уехать попозже, да и не скакать на пересадках. Но ничего не нашли, жаль. Вдруг видим, что мимо нас проезжает УАЗ-буханка, я выбегаю на дорогу его остановить. Оттуда выходят трое местных жителей весьма солидного вида и возраста, интересуются:
    - А кто у вас главный?
    Ну все, думаю, сейчас начнутся разборки. Говорю:
    - А что вы хотите ему сказать? У нас все члены группы равноправные, можете все сказать и мне.
    - Хорошо, дорогой, водки с вами хотим выпить, за знакомство и эту землю.
    О-е-е: Но делать нечего, достаю кружку и на четверых выпиваем бутылку под мирный разговор о том, как тут хорошо, какая тут земля и горы. Уговаривают ехать с собой праздновать:
    - Какой у вас тут отдых, вот у нас - отдых! Баран, водка, овощи, поехали! Вечером обратно привезем.
    Отказываюсь, несмотря на настойчивость, предлагают оставить в залог свои документы. Выручает Инка, которая говорит, что никак нельзя, так как в лагере из мужчин кроме меня и нет никого (благо все в палатках, кроме Александра и Андрея, которые катаются), все на воде, а если что случится, то они сами не справятся.
    Раз женщина просит, они не могут отказать и собираются уезжать. Оставляют вторую бутылку:
    - Если мы выпивку достали вас угостить, забрать никак не можем, выпьете сами!
    И как раз в тот момент, когда они идут к машине, из одной из палаток начинает вылезать народ. Я чуть ли не ногами заталкиваю ребят обратно, посидите еще минутку! Но вот "опасность" миновала, народ вылез, посмеялся как я за всех отдувался. Через некоторое время появляется Александр, выслушивает историю, качает головой:
    - Знаешь чем это все кончается? Пьянкой с главой района и похмельем на несколько дней вперед!

    Темнеет, начинаем делать праздничный стол: кто сделал пирог, кто достал готовые закуски, мы сделали салат с майонезом. Выпиваем местного вина, радуемся тихому и теплому вечеру.

    День 10, 10 мая, пятница.

    Утро, как и вчера, проходит в катаниях для одних и трекинге для других. К часу обедаем и собираемся, грузимся в бас и нас отвозят на автовокзал. Автобус приходит вовремя, покупаем билеты и едем. Погода хорошая, дорога красивая, вокруг поля, холмы, живописные станицы, дорога до Черкесска проходит незаметно. Там мы подъезжаем прямо к автовокзалу, идем туда узнавать насчет автобусов до Невинки и по иным неотложным делам :) Автобус нескоро, поэтому договариваемся с такси. Выходим из вокзала - Серхио нет. Говорят, что к нему подошел мусор, придрался к отсутствию регистрации в паспорте и повел в отделение. Мдя: Отдаю все деньги, беру паспорт, и только собираюсь идти за ним, как он выходит. Менты поняли, что им ничего не обломится, отпустили. У нас нет слов на этих скотов, ну да и хрен с ними - такси уже стоит, грузимся едем.

    До Невинномысска доезжаем с ветерком, времени еще полно, решаем погулять, сходить в баню. Оставляем вещи знакомым горникам, случайно встретил университетского товарища с командой, которого я не видел пару лет. Я уже ничему не удивляюсь, уж слишком многих притягивает Кавказ в начале мая.

    Записываемся в баню, берем на 2 часа номер люкс за безумную сумму в 250 рублей :), и отправляемся гулять по городу. Пьем пиво, разглядываем красивых девушек, ужинаем, и в баню! Кайф от нее не описать словами, так хорошо, так расслабляет, что уже нет сил идти на вокзал, но надо. Кое-как добредаем до него, дожидаемся поезда, садимся, вот теперь уже действительно все, конец триппа. Еще больше суток дороги, но это не то же самое, что дорога туда, поездка закончена.

    Алексей "algol" Голых

    фотографии: Алексей Федоров, Алексей Борисов, Андрей Нестеров


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Голых Алексей (algol)
  • Обновлено: 04/11/2003. 57k. Статистика.
  • Водный:Кавказ
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка