Голых Алексей (algol): другие произведения.

Отчет: Семь Каякеров (Шавла-Аргут-Катунь на каяках)

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 11/03/2003.
  • © Copyright Голых Алексей (algol)
  • Обновлено: 11/03/2003. 85k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Алтай , 166 км , 5 к/с , Каяк
  • Дата похода 04/08/2002 {15 дн}
  • Маршрут: пос.Чибит - Слияние рек Кол и Шабага - Слияние рек Шабага и Шавла - Радиалка к Шавлинским озерам - р.Шавла - р.Аргут - р.Катунь - пос.Иня
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отчет о походе, совершенном группой каякеров из клуба "Октопус" в августе 2002 года.

  • Клуб "Октопус"

    "Семь каякеров"

    ОТЧЕТ
    о водном туристическом путешествии
    (на каяках)
    пятой категории сложности
    в районе Горного Алтая по рекам
    Шавла - Аргут - Катунь.

    4 - 18 августа 2002 года.

    Руководитель Александр Мачулин.

    Оригинал текста: http://www.kayak.ru/reports/shavla2002.php3.


    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Паспорт туристического путешествия
    2. Общие сведения о районе и маршруте путешествия
    3. Выбор маршрута и подготовка
    4. Состав группы
    5. Список снаряжения
    6. График движения на маршруте
    7. Подъезды и отъезды
    8. Описание пешей части
    9. Описание радиального выхода на Шавлинские озера
    10. Лоция
    11. Дневник
    12. Меры безопасности на маршруте
    13. Смета путешествия
    14. Картографический материал
    15. Выводы и рекомендации
    16. Литература
    17. Приложение 1: описание упаковки багажа в каяки
    18. Приложение 2: Кестушки (Детям до 16 читать не рекомендуется!!!)

    1. ПАСПОРТ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

    Район похода:

    Вид туризма:

    Тип судов:

    Нитка маршрута:

    Сроки путешествия:

    Продолжительность путешествия:

    Протяженность сплава:

    Протяженность пешей части:

    Категория сложности:

    Количество участников:

    Содержание


    2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ И МАРШРУТЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

    Маршрут проходил по территории Горного Алтая, расположенного на юго-западе Сибири, севере Монголии и Китая. Климат - резко континентальный, средние температуры января колеблются от -12°C до -31°C, июля - от +9°C до +18°C. В горах количество осадков составляет 1500-3000мм в год. Для сплавных рек данного региона характерны большой уклон и насыщенность препятствиями.

    Основная река маршрута Шавла берет свое начало в ледниках на Северо-Чуйском хребте Алтая. Множество ручейков собираются в первом Верхнем Шавлинском озере, соединенном короткой протокой со вторым Верхним Шавлинским озером. Фильтруясь после озера через морену, река собирается в одно русло и впадает в длинное Нижнее Шавлинское озеро. Ниже озера река собирает несколько небольших притоков, пока в нее не впадает река Шабага. От устья Шабаги начинается стандартный сплавной участок длиной 50 км. Необходимо заметить, что выше устья Шабаги есть несколько участков, пригодных для сплава, однако они невелики, а их уклон и сложность значительно превосходят основной сплавной участок реки. Поэтому эти участки ходят очень редко. Наиболее полное прохождение данных участков было совершено группой Д. Постнова в 1993 году [4].

    На основном сплавном участке реку можно разделить на две части, почти ровно пополам. На первом участке средний уклон составляет 20 метров на километр (промерено альтиметром). Здесь сосредоточены все препятствия реки, причем большая их часть находится на первой половине этого участка. На втором участке средний уклон составляет 10 метров на километр. Этот участок реки является прогонным, хотя и на нем встречаются отдельные препятствия до 3-ей категории сложности. Несмотря на большой уклон, расход Шавлы невелик и составляет в устье около 20 кубических метров в секунду.

    Питание Шавлы ледниково-дождевое, поэтому вода в реке очень холодная. Но стоки с ледников зарегулированы верхними озерами и поэтому не оказывают большого влияния на колебания уровня воды. А вот дожди в этой узкой долине могут вызывать неожиданные и очень мощные паводки, которые, впрочем, достаточно быстро сходят до среднего уровня. Но во время паводков сплавляться по реке настоятельно не рекомендуется, так как большая вода при приличном уклоне и неразработанном под такую воду русле становится смертельно опасной. В качестве примера можно привести группу из Риги [5], все приключения которой, к счастью, обошлись без смертельных случаев, однако имели место быть серьезные травмы и не менее серьезные психологические проблемы.

    Как уже было указано, Шавла характеризуется большим уклоном и насыщенностью препятствиями. Пороги следуют один за другим и часто не сильно выделяются из общего фона реки. Поэтому здесь имеет смысл не только разведка порогов, но и зачастую разведка чалок перед порогами. При этом на верхнем участке реки очень мало удобных для чалки уловов (что обусловлено земляными берегами), поэтому любое причаливание должно быть быстрым и энергичным. На каяках наиболее эффективным показало себя выбрасывание на подходящую отмель с быстрым вылезанием из лодки. А при отсутствии отмели иногда приходилось хвататься за прибрежные корни или кусты и вылезать из еще плавающей лодки, при этом нужно было не упустить ни лодку, ни весло.

    Дальнейшая часть маршрута проходит по участку Аргута, известному как "Быстрый Аргут". Длина этого участка 26 километров, средний уклон 3 метра на километр. Однако расход Аргута в несколько раз превышает расход Шавлы и составляет 100-150 кубометров в секунду. Препятствия на этом участке не представляют собой особенной сложности и проходятся походным порядком, нужно только учитывать очень большую и жесткую воду Аргута. Это не верно только для порога "Атланты", который резко выделяется по опасности среди всех прочих из-за сифона на выходе и обязателен для просмотра (кроме случаев полного обноса порога).

    Последние километры маршрута проходят по Катуни, расход которой составляет несколько сотен кубометров в секунду, однако уклон невелик и на участке до поселка Иня препятствия исчерпываются цепочками валов.

    Основными достоинствами и причинами популярности данного маршрута являются его небольшая протяженность, что позволяет с запасом уложить путешествие в две недели, небольшие пешие подходы, возможность совершения радиальных выходов к одной из жемчужин Горного Алтая - Шавлинским озерам. При этом маршрут достаточно интересен и сложен технически, препятствия практически равномерны по сложности, на маршруте отсутствуют протяженные каньонные участки, что облегчает его планирование и прохождение.

    Первопрохождение р. Шавла было совершено барнаульскими туристами под руководством Е. Горбика в 1981 г. Однако первое исследование Шавлы наряду с прочими притоками Аргута в этом районе (Карагемом и Юнгуром) было проведено экспедицией известного водника Алтая В. И. Неустроева в 1970 году. Он поднялся по Шавле до порога, впоследствии названного его именем, и составил первую характеристику реки.

    Наиболее логичное и популярное судно для маршрута по Шавле каяк или небольшой катамаран-двойка. Однако часто используются и катамараны-четверки, для которых река откровенно мала и неинтересна. Известна также попытка прохождения реки на байдарке "Таймень", предпринятая туристами из Ярославля в 1996 году. Однако этот случай можно воспринимать не иначе как курьез, так как байдарка смогла пройти только 300 метров, после чего пришла в полную негодность, и ее экипаж продолжил сплав на катамаране.

    Содержание


    3. ВЫБОР МАРШРУТА И ПОДГОТОВКА

    Перед нами стояло несколько целей. Первая, и самая главная, это отдых, причем во время туристического путешествия. Во-вторых, мы хотели пройти интересную для нас реку адекватной нашим умениям категории сложности, причем исключительно на каяках, так как считаем их наилучшим на сегодняшний день средством для сплава. И, в-третьих, мы хотели посетить новый для нас район, совершить пешие радиальные выходы в красивые места. Всем этим критериям отвечал выбранный нами маршрут по рекам Шавла - Аргут - Катунь.

    Все члены команды состоят в клубе "Октопус", давно знакомы между собой, неоднократно вместе ездили на воду и не только. Почти все круглогодично тренируются, зимой в бассейне, летом на открытой воде (как в Москве, так и на Южной Шуе, в Лосево и т.д.), поэтому никакой дополнительной подготовки к походу и "схаживания" нам не требовалось. Более того, для координации всех действий (начиная от определения графика и заканчивая распределением снаряжения и раскладки) использовалась главным образом электронная почта (была создана специальная почтовая рассылка). И группа впервые собралась полностью только перед отъездом в аэропорт.

    Содержание


    4. СОСТАВ ГРУППЫ

    N п/п ФИО Год рожд. Туристский опыт Судно и обязанности в группе
    1. Мачулин Александр Александрович 1972 Волома 2Р
    Охта 3Р
    Вама-Водла 3Р
    Хойто-Ока 3Р
    Белая 2(5)У
    Мзымта 2(5)У, Р
    Prijon Invader
    Руководитель
    2. Винокуров Константин Евгеньевич 1974 Вама-Водла 3У
    Мзымта 2(5)У
    Утулик 3(5)У
    Eskimo Diablo Evolution
    Помощник завхоза, начспас
    3. Каган Дмитрий Миронович 1969 Тумча 3У
    Кутсайоки 3У
    Мзымта 2(5)У
    Утулик 3(5)У
    Шавла 5У
    Pyranha Acrobat 270
    Медик
    4. Глушков Дмитрий Игоревич 1967 Хойто-Ока 3У
    Кубань 2(4)У
    Улуг-О 4У
    Мзымта 2(5)У
    Утулик 3(5)У
    Eskimo Diablo Evolution
    Завхоз, видео оператор
    5. Вяжлинский Станислав Игоревич 1966 Хойто-Ока 3У
    Кубань 2(4)У
    Улуг-О 4У
    Мзымта 2(5)У
    Утулик 3(5)У
    Eskimo Diablo Evolution
    Фотограф
    6. Костин Тимофей Витальевич 1972 Тумча 3У
    Мзымта 2(5)У
    Прут - Черемош 2(4)У
    Prijon Rockit
    Участник
    7. Голых Алексей Анатольевич 1978 Пшеха 3У
    Пистайоки 3У
    Прут - Черемош 2(4)У
    Она 4У
    Зеленчук - Лаба 2(5)У
    Rainbow Zulu
    Дневник, составление отчета

    Содержание


    5. СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ

    Специальное снаряжение:

    Групповое Личное
    Наименование Кол-во Наименование Кол-во
    Весла запасные 5

    Каяк п/э неразборный

    1
    Рации 450 MHz 5 Весло 1
        Юбка 1
        Каска 1
        Спасжилет 7-10 л. 1
        Куртка брызгозащитная 1
        Гидрокостюм неопреновый 1
        Сапожки неопреновые, пара 1
        Термобелье, комплект 1
        Гермоупаковки, комплект 1
        Спасконец 1

    Прочее снаряжение было стандартным для походов 5-ой категории сложности. Необходимо только несколько замечаний. Для экономии веса и места мы использовали цепные пилы отечественного производства, которые отлично себя зарекомендовали. Для подстраховки на случай поломки было взято 2 пилы, однако ни одна из них не сломалась. Топор очень рекомендуется, так как часто на дрова приходилось использовать крупные деревья, которые было необходимо колоть. Также необходим групповой тент для защиты от дождя. И хотя у нас на протяжении основной части маршрута стояла хорошая погода, но это скорее нетипичный случай, да и нам тент очень пригодился, когда погода испортилась.

    Содержание


    6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ

    Дата День пути Участок маршрута км Способ передвижения Погодные условия
    4.08 1 г. Москва - г. Барнаул
    -
    Самолет
    Ясно
    г. Барнаул - пос. Чибит - Автомобиль
    5.08 2 пос. Чибит - устье р. Кол
    -
    Автомобиль
    Ясно, после обеда временами дождь
    устье р. Кол - устье р. Шабага 8 Пешком
    6.08 3 устье р. Шабага - Нижнее Шавлинское оз. 12 Пешком Пасмурно, временами дождь
    7.08 4 радиальный выход на Вер. Шавлинское оз.
    10
    Пешком
    Ясно
    Верхнее Шавлинское оз. - устье р. Шабага 12 Пешком
    8.08 5 устье р. Шабага - ниже пор. "Мономах" 3 Сплав Ясно
    9.08 6 ниже пор. "Мономах" - ниже пор. "Уйгур" 6 Сплав Ясно
    10.08 7 ниже пор. "Уйгур" - "Акоюкские кудри" 4 Сплав Ясно
    11.08 8 "Акоюкские кудри" - препятствие 34 10 Сплав Ясно
    12.08 9 Препятствие 34 - 5 км выше устья р. Шавла 22 Сплав Ясно, после обеда дождь
    13.08 10 Дневка - - Дождь
    14.08 11 5 км до устья р. Шавла - устье р. Аргут 31 Сплав Ясно
    15.08 12 Дневка - - Дождь
    16.08 13 Устье р. Аргут - р. Катунь ниже пос. Иня 48 Сплав Временами дождь
    17.08 14 р. Катунь ниже пос. Иня - г. Барнаул - Автобомиль Переменная облачность
    18.08 15 г. Барнаул - г. Москва - Самолет Ясно

    Содержание


    7. ПОДЪЕЗДЫ И ОТЪЕЗДЫ

    Подъезды к началу маршрута обычно начинаются в городе Барнауле, столице Алтайского края. В городе есть аэропорт и железнодорожный вокзал, они связаны ежедневным авиационным и железнодорожным сообщением с Москвой, Санкт-Петербургом, многими городами Сибири. Также возможна заброска через Новосибирск и прочие крупные города региона, однако дальнейший путь все равно проляжет мимо Барнаула. От Барнаула можно добраться по железной дороге или автотранспортом до Бийска.

    От Бийска начинается Чуйский тракт, основная транспортная артерия Горного Алтая, идущий до Ташанты на границе с Монголией. Он используется для заброски и выброски на большинство рек региона, и Шавла тут не исключение. По Чуйскому тракту необходимо доехать до Чибита (605 км от Барнаула), откуда начинается горная часть заброски. Если до Чибита возможно доехать на любом автомобиле, то от Чибита необходимо нанимать мощный полноприводный автомобиль: ГАЗ-66, полноприводный КамАЗ, Урал и т.д. Автомобильная часть заброски может заканчиваться на перевале Орой (примерно 43 км по горной дороге от Чибита) или, в случае хорошей погоды и отсутствия риска для водителя застрять в грязи на обратном пути, на стрелке рек Кол и Шабага (примерно 50 км от Чибита). Весь путь от Барнаула до начала пешей части занимает около 20 часов и, в связи с утренним прибытием и поездов и самолетов, разбивается на полтора дня (так как путь от Чибита возможно проделать только в светлое время суток). Длина пешей части составляет в зависимости от места окончания автомобильной заброски от 7 до 15 километров.

    Заканчивается маршрут на Катуни, тоже на Чуйском тракте. В зависимости от желания и от возможностей маршрут может заканчиваться в районе поселка Иня, либо ниже, в поселке Чемал, при этом маршрут удлиняется почти на 150 километров (которые приходятся на несложную по сравнению с остальной частью маршрута Катунь). Мы заканчивали маршрут сразу за поселком Иня (в поселке Иня заканчивать маршрут, да и вообще появляться, кроме как проездом на автомобиле, крайне не рекомендуется, из-за постоянно пьяного и враждебно настроенного населения поселка). Оптимальным местом окончания маршрута является устье реки Большой Яломан. Это всего несколько километров от Ини, в этом месте на берегу находится очень приятная рощица, где можно при желании разбить лагерь, есть съезд с дороги и не надо тащить лодки на своем горбу. При этом уже достаточно далеко от криминальной Ини, а находящийся рядом поселок Малый Яломан совершенно мирный и спокойный.

    Для подстраховки рекомендуется заканчивать маршрут днем и заказывать машину в точку выброски заранее на тот же вечер. Тогда рано утром или, в крайнем случае, днем оказываешься уже в Барнауле, где можно спокойно отправить лодки по железной дороге, погулять по городу. На ночь возможно поселиться в относительно недорогой гостинице "Барнаул" (которая находится прямо напротив вокзала). В гостинице же можно заказать такси (легковой автомобиль либо микроавтобус) в аэропорт, стоит это недорого, и машину подадут прямо к крыльцу точно в указанное время.

    От Москвы до Барнаула и обратно мы добирались авиарейсом авиакомпании "Сибирь". Рейсы совершаются каждый день, туда вечером (утром в Барнауле) и обратно утром (днем в Москве). Удобно и выгодно приобретать билеты сразу в оба конца, причем заранее. В 2002-м году при приобретении билетов одновременно с бронированием не позже чем за 14 суток до вылета они обходились в полтора раза дешевле, чем базовый тариф туда - обратно, и почти в два раза дешевле, чем при покупке билетов в каждый конец по отдельности. Учитывая, что со всеми этими скидками стоимость авиабилетов чуть больше чем в два раза стоимости билетов в плацкартный вагон и при этом экономится 4 рабочих дня, можно считать самолет самым оптимальным по времени, по деньгам и по потраченным нервам средством транспорта.

    Автомобиль мы заказывали заранее из Москвы. Мы решили воспользоваться услугами Константина Наумова (http://tank66.boom.ru/, телефон в Бийске (3854) 31-25-81). Однако он был в тот день уже занят и обещал забросить нас от Чибита. А для того чтобы добраться до Чибита, порекомендовал нам обратиться в местную транспортную фирму, которая выделила нам удлиненную грузопассажирскую "Газель". Все обязательства были выполнены в срок, "Газель" забрала нас из аэропорта, мы заехали на вокзал за лодками, после чего спокойно за день доехали до Чибита. Утром Константин нашел нас и довез до начала пешей части. На обратный путь мы заранее договорились с тем же водителем "Газели", который в условленный час ждал нас и так же без проблем отвез в Барнаул.

    Конечно, возможно искать машину непосредственно в Барнауле, а после в Чибите или находящемся рядом Акташе. Это будет наверняка немного дешевле, но так же наверняка дольше и гораздо менее надежно. К примеру, параллельную группу элементарно "кинули" в горах, отказавшись везти дальше. К счастью, в то время там проходил семинар МЧС, и ребят добросили до нужной точки.

    От гостиницы до аэропорта мы наняли микроавтобус непосредственно в гостинице "Барнаул". Он был подан в срок к крыльцу и довез нас до аэропорта.

    Необходимо сделать только одно замечание, связанное с местной спецификой. Все водители (кроме Константина) в момент оплаты (т.е. по приезде на место) начинали требовать денег сверху оговоренного, аргументируя это либо ошибкой в договоренности, либо еще чем. Суммы прибавлялись небольшие, но дело было в принципе. Поэтому все они получали ровно оговоренную сумму и не проявляли из-за этого никакой враждебности. Поэтому не бойтесь применять пословицу, что "договор дороже денег", это действительно так и водители это прекрасно знают.

    Для отправки лодок мы воспользовались железной дорогой. Багажные вагоны в Барнаул ходят от Казанского вокзала, в 2002 году они отправлялись вечером в понедельник и в четверг, время в дороге 2.5 суток. Лодки лучше отправлять заранее и иметь в запасе один поезд для подстраховки. Завезя лодки в понедельник днем, мы узнали, что вагона в этот день не будет. Поэтому лодки пролежали до четверга и были успешно отправлены в этот день. В воскресенье утром мы забрали их прямо из багажного вагона. Обратно отправление проще, так как для Барнаула это очень привычный груз. Да и ко всему прочему не столь критичен срок прибытия лодок в Москву.

    Также возможно отправление багажа самолетом либо оформление его как ручной клади при посадке в самолет. Первый вариант нам осуществить не удалось, а второй держался в запасе как крайний и был бы связан со значительными дополнительными издержками.

    Содержание


    8. ОПИСАНИЕ ПЕШЕЙ ЧАСТИ

    В зависимости от окончательной точки автомобильной заброски длина пешей части различна. В случае подъезда только до перевала Орой она составляет 15 км. С перевала открывается вид на плато Ештык-Коль и на место слияния рек Шабака и Кол. Тропа идет вместе с колеей, она хорошо заметна и огибает плато слева. Сначала она сыровата, но после становится лучше. Перейдя через небольшой ручей (брод неглубокий), тропа (и колея) продолжается дальше по небольшому гребню, разделяющему р. Шабага и р. Кол. В одном месте колея отходит чуть выше, огибая сырое место, тропа же идет понизу. В конце этого участка тропа подходит к площадке над слиянием рек Кол и Шабага, дальше дороги нет, это самая дальняя точка, доступная на машине. До устья р. Шабага 8 километров.

    Тропа переходит через р. Шабага чуть выше слияния, поднимается немного на берег и идет вдоль реки, пересекая многочисленные, но неглубокие распадки. Вскоре она подходит к каменистой осыпи, где идти приходится вдоль самой воды. После осыпи тропа начинает подниматься на склон и входит в лес. После небольшого спуска тропа опять карабкается наверх, на хребетик, разделяющий реки Шабага и Ильтускан. Выйдя к обрыву над Ильтусканом, откуда открывается хороший вид на крутопадающую и заваленную бревнами реку, тропа постепенно спускается к устью р. Ильтускан. Здесь большая оборудованная стоянка, хотя и несколько затоптанная (несколько небольших мест для стоянок есть также чуть выше на спуске).

    Для переправы через реку Ильтускан перекинуто несколько бревен, сделаны перила, перейти даже с грузом достаточно легко. Далее тропа идет в некотором отдалении от реки, иногда поднимаясь чуть выше, иногда спускаясь ниже. Встречаются весьма сложные участки (бурелом, упавшие деревья), но так как по этой тропе проходит стандартный конный маршрут, всегда есть путь в обход бурелома, хотя и порядком побитый лошадьми. Иногда от тропы отходят другие тропы, некоторые возвращаются назад к основной тропе, некоторые, по-видимому, нет. Поэтому рекомендуется всегда держаться правой тропы. Есть пара мест, где самая правая тропа выходит на берег реки и кончается, тогда необходимо вернуться на несколько десятков метров назад и выбрать тропу полевее.

    Ключевым местом является стоянка с некоторым количеством табличек от предыдущих групп, где влево отходит главная тропа на Шавлинские озера, стоянка находится сразу за небольшим спуском. Отсюда до устья Шабаги остается совсем немного.

    Тропа достаточно неплохая и позволяет тащить лодки на веревке за собой одновременно с рюкзаком. В некоторых местах это становится затруднительно (на осыпях, в буреломе), но все равно возможно. Да и эти места непротяженны, и при желании на них можно сходить в две ходки, не сильно отстав от тех, кто идет в одну.

    "Грязное" время пешей части в одну ходку (с перетаскиванием судов на веревке за собой одновременно с рюкзаками), включая отдых, у нас составило 6 часов.

    Содержание


    9. ОПИСАНИЕ РАДИАЛЬНОГО ВЫХОДА НА ШАВЛИНСКИЕ ОЗЕРА

    Радиальный выход на Шавлинские озера имеет смысл начинать, оставив все сплавные вещи и продукты на остальной поход на стрелке Шавлы и Шабаги. Однако место это достаточно оживленное, ходят местные охотники, много туристов, поэтому просто бросать или даже прятать вещи не рекомендуется. Но так как река популярна и групп много, обычно возможно оставить вещи стапелящейся параллельной группе либо какая-нибудь параллельная группа все равно оставляет кого-то в лагере, тогда они смогут посмотреть и за вашими вещами. Другой вариант - оставить вещи на противоположном берегу Шавлы, где туристов и охотников нет. Как туда перебраться - отдельный вопрос, река в этом месте шириной метров 10 и весьма бурная. Но этот вариант может рассматриваться на крайний случай.

    Тропа к озерам начинается от вышеупомянутой стоянки с табличками. Таким образом, от устья Шабаги нужно вернуться немного назад и повернуть направо. После этого тропа выходит к реке и идет недалеко от нее. Встречаются как лесные, так и заболоченные участки, иногда тропа сильно разбита лошадьми, но в целом идти легко, тропа хорошо видна, нигде не расходится, поэтому заблудиться сложно. Подойдя к слиянию левой и правой Шавлы, тропа идет дальше вверх вдоль правой Шавлы (по ходу движения левая река) и выходит к Нижнему Шавлинскому озеру. "Грязное" время в пути, учитывая остановки и отдых, составляет 5 часов, расстояние - 12 километров.

    На левом (по ходу пути) берегу озера огромное количество стоянок, однако туристов стоит тоже много (в основном горники и плановые туристы). Поэтому поиск стоянки может занять некоторое время. Противоположный берег озера - крутая осыпь.

    На нижнем озере имеет смысл поставить базовый лагерь и на утро налегке выйти к верхним озерам. Путь лежит по той же тропе, идущей по берегу озера. В самом конце озера тропа сначала забирается на крупнокаменную осыпь, после обходит небольшой залив около самой воды и идет вдоль правого берега реки дальше вверх (если смотреть по движению, то берег левый). Через некоторое время тропа отходит от реки и, пройдя по небольшому ущелью, выходит к нижнему из верхних озер. Истока реки как такового нет, так как она фильтруется через громадную морену. Обойдя озеро справа (по ходу движения), тропа (едва заметная в камнях) выходит к верхнему из озер. Время в пути от нижнего до самого верхнего озера 1,5 часа, расстояние 5 километров. Обратный путь до нижнего озера также занимает 1,5 часа, а путь от нижнего озера до устья Шавлы 4 часа, так как тропа теперь идет вниз (везде указано "грязное" время).

    Радиальный выход на озера занимает 2 дня. За первый день можно не спеша подняться до нижнего озера, а на следующий день сбегать на верхние озера и спуститься обратно к устью Шабаги.

    Содержание


    10. ЛОЦИЯ

    На маршруте нами использовалась лоция из отчета Валентина Юрина [1]. За исключением нескольких небольших замечаний, она строго соответствует реке. Так как даже близкой по качеству лоции нам не составить, отсылаем читателей к вышеупомянутому отчету.

    Содержание


    11. ДНЕВНИК

    А сколько нас? - Семь!
    А сколько у нас лодок? - Семь!
    А сколько у нас весел? - Двенадцать...

    3.08, Суббота (0-ой день похода)

    День рождения жены Саныча, Киры, отмечали у них на даче. Шашлык, вино - поход начинается определенно неплохо.

    В 20:00 сели в заказанный "Транзит" и уехали в Домодедово. Регистрацию прошли без проблем, рюкзаки от 22 до 32 кг плюс пачка из весел - за пределы (30 килограммов на человека) не выходим. Причем оказалось, что 11 весел (одно осталось в рюкзаке) весят всего 7 килограммов, чудные дела, вот что значит грамотно взвешивать багаж. Параллельно с нами регистрацию проходят ребята из группы Юры Воронова, они летят в Иркутск, а оттуда идут на Барбитай. Проходим в зал ожидания, наш рейс задерживается до часу ночи.

    4.08, Воскресенье (1-ый день похода, 1-ый день заброски)
    г. Москва - пос. Чибит

    В 1:20 ИЛ-86 авиакомпании "Сибирь" взмыл в небо, и мы вместе с ним. Продолжительность полета 3 часа 35 минут, расстояние 3100 километров, средняя скорость 920 км/час, высота 10000 метров. Кормежка как всегда - не шик, но есть можно.

    Приземляемся в Барнауле около 8 утра по местному времени (+3 часа к Москве). Заказанная грузопассажирская удлиненная "Газель" уже ждет, забираем багаж (весла, как ни странно, целы), грузимся и едем на вокзал. Во время погрузки к нам подходит господин, лицо которого показалось мне странно знакомым. А когда он сказал, что увидел знакомые предметы (весла) и потому подошел, я вспомнил: это каякер из Горно-Алтайска, который купил первый в России Райот Бустер (после тестирования которого я купил свой) и еще покупал для друга Прион Мэшин из Питера, а через меня передавал туда деньги. Воистину тесна эта страна, всего-то около 150 миллионов населения и чуть больше 17 миллионов квадратных километров площади - куда бы не поехал, везде встретишь знакомых.

    В 9:45 точно по расписанию приходит поезд с нашими лодками. Забираем их прямо из вагона, грузим в машину, двое в кузов, остальные в кабину, старт от барнаульского вокзала в 10:40.

    Чуйский тракт. Поначалу это типичный подмосковный пейзаж, но показывается Катунь, начинаем понемногу лезть вверх, и вот уже чувствуется приближение гор. На Катуни очень много турбаз, гостиниц, огромное количество машин на дороге, причем большинство - праворульные японки. Обедаем в нескольких десятках километров от Бийска и едем дальше. В Чибит прибываем уже в сумерках, около 21:30, таким образом, весь путь занял 11 часов (включая обед и остановки по разным надобностям). Дорога до места обошлась нам в 7200 руб. Правда в Бийске, когда мы расплачивались, с нас пытались содрать на 200 руб. больше оговоренной суммы, однако из принципа получили ровно столько, на сколько договаривались (т.е. в результате 6 руб. километр при оплате дороги в оба конца, от Барнаула до Чибита примерно 600 км).

    Константина Наумова (который должен везти нас дальше на своей "шишиге") нигде нет, но, рассудив, что утро вечера мудренее, ложимся спать на полу в избе (в которую нас вселили местные представители "транспортной фирмы" по 50 рублей с носа).

    5.08, Понедельник (2-ой день похода, 2-ой день заброски)
    пос. Чибит - устье р. Шабага (р.Шавла)

    День начался с крика Кости Наумова: "Что вы тут спите, проспите все!". На часах половина седьмого, "шишига" у дверей. Быстро собираемся, грузимся и начинаем путь на перевал. Завтракаем около 9 часов у МЧС-овцев (у них тут семинар) перед последним "взлетом" на плато, рядом с рекой Мажой (или Маашей), которая начинает свой путь из языка (ледника) Маашей и впадает в Чую в начале мажойского каскада. Пока готовится завтрак, отправляемся прогуляться к реке, лакомимся там смородиной и, цокая языками, наблюдаем за рекой. Слово "эскалатор" в данном случае наиболее уместно. Вода падает непрерывно, сливы следуют за сливами. Пусть ступеньки и невелики, но отсутствие уловов и присутствие большого количества камней вкупе с расходом кубов в 10-15 наводит на разные мысли. У кого о том, сколько метров необходимо тут для самосплава, чтобы остались только уши, и сколько еще, чтобы и ушей не осталось, у кого вообще о бренности все сущего, а у меня о том, что я хочу пройти эту реку. И тут же возникает мысль номер два: через сколько лет я смогу это сделать и смогу ли вообще?

    Позавтракав, мы продолжаем наш путь вверх на плато Ештык-Коль и далее по нему. Правда Константин утверждает, что на самом деле Ештык-Коль с другой стороны Мажоя, а это плато называется совсем по-другому. Но этот вопрос пусть выясняют географы, главное, что едем мы в нужном направлении. Останавливаемся еще раз поглядеть на Мажой уже в виду языка Маашей. Даже через видоискатель видеокамеры видно, что река и здесь способна удовлетворить (во все дыры) самого взыскательного искателя приключений (на свою задницу).

    Высшая точка нашего пути: 2225 метров (по альтиметру в часах, увы, не Suunto), и, самое забавное, что это был еще не перевал, он оказался метров на 100 пониже. Хотя погода портится, но до этого было несколько солнечных дней, земля подсохла, и Константин завозит нас за перевал, к слиянию рек Кол и Шабага. Немного не доезжая до конца пути, встречаем двух бельгийцев, мужчину и женщину. Они прошли пешком совершенно невообразимый маршрут по этим горам, и все только вдвоем. Общаемся с ними на нашем ломаном английском и их ломаном русском, угощаем пивом. Они были и в Альпах, и на Кавказе, но, к сожалению, я так и не смог добиться от них ответа, какие горы им больше понравились. Да, скорее всего, ответа и не существует, горы прекрасны везде, и везде они прекрасны по-своему.

    На слиянии мы оказываемся к 14:00, до стрелки с Шавлой осталось всего 8 километров. Расплачиваемся (5 000 р. от Чибита), одеваем рюкзаки, впрягаемся в лодки и, попрощавшись с Константином, отправляемся вниз по Шабаге. "Вниз" - в данном случае всего лишь направление течения реки, тропа, как будто, и не знает об этом и постоянно пытается забраться повыше. Каменные осыпи сменяются густым лесом, навстречу постоянно попадается народ, иные даже в пластиковых ботинках, все с любопытством смотрят на наши лодки. Встречаются и конные группы, иногда весьма приличных размеров. Вообще вся тропа очень сильно разбита лошадьми и покрыта отходами их жизнедеятельности. Хотя и тут есть положительная сторона, тропа на Шавлинские озера (по которой мы идем) стандартный конный маршрут, а значит, пока на тропе видны следы присутствия лошадей, мы не заблудились. "Путеводный кал Минотавра", так называем мы эти следы.

    Тактика движения разная: кто-то весь путь идет вместе с лодкой, кто-то постоянно в две ходки, я чередую: на особо сложных участках бросаю один предмет и возвращаюсь за ним, на участках попроще тащу все разом, а на спусках лодка даже сама тащит меня за собой.

    Дойдя до Ильтускана (примерно половина пути), мы рассуждаем, что вставать тут нет смысла, сегодня мы без проблем успеем дойти до Шавлы. Хотя первоначально и было запланировано дойти только сюда, встать лагерем, назавтра отнести вещи на стрелку, а после сплавиться по Шабаге. Но, немного поспорив, решили таки двигаться дальше, а сплавиться уже после прогулки к Шавлинским озерам, если тогда будет желание (забегая вперед, скажу, что ни времени, ни желания не хватило).

    Тут же и выработался стиль принятия решений и разрешения спорных ситуаций, которого мы придерживались весь поход и который зарекомендовал себя на "отлично". Мы все хорошо знакомы, все имеем единую цель в этом путешествии и все уважаем опыт и знания друг друга. Поэтому даже если возникали какие-то разногласия и противоречия, они быстро все приводились к единому знаменателю: кто-то без проблем уступал мнению большинства, кто-то был убежден аргументами противоположной стороны и т.д. Часть ребят уже ходило ранее по схожим сценариям, и, возможно, только для меня этот стиль был в новинку, а все остальные уже хорошо его знали.

    К 20:00 мы, наконец, выходим к Шавле. Все очень устали, но это приятная усталость и есть повод для радости: мы уже опережаем график на день. На стрелке стоит группа минчан, а на каменистом пляже рядом с небольшой заводью у них устроена баня. Нас приглашают посетить это заведение, и мы с охотой соглашаемся. Нет слов, чтобы описать удовольствие от бани, такое, наверное, бывает раз в жизни.

    Ложимся спать поздно, всю ночь льет дождь. Вода в Шавле средняя.

    6.08, Вторник (3-ий день похода, 1-ый день радиалки)
    устье р. Шабага - нижнее Шавлинское озеро

    Встаем в 9 утра. Пасмурно, иногда накрапывает легкий дождик. Не спеша завтракаем, набиваем лишние вещи в лодки, оставляем их минчанам (они тоже собираются на озера, но у них в лагере остается 2 человека) и в 13:00 выходим. Расстояние до нижнего озера 12 километров. Немного возвращаемся вверх по Шабаге и на поляне с табличкой "озеро Шавло - туда" сворачиваем. Качество тропы такое же, как и вчера, ко всему прочему теперь встречаются открытые болотистые участки, где приходится прыгать с кочки на кочку, если не хочешь провалиться по щиколотку в грязь.

    Тропа то немного отходит от реки, то идет по берегу, но в отличие от вчерашнего уже так не скачет вверх-вниз, хотя и сейчас встречаются небольшие подъемы и спуски. Примерно в середине пути выходим к замечательному участку верхней Шавлы - "эскалатор", в общем напоминающий Мажой. Этот участок будет неплохим дополнением к Мажою для тех, кто отправится на него за приключениями.

    Дойдя до слияния левой и правой Шавлы, углубляемся в левую (относительно направления нашего движения) долину правой Шавлы, несущей прозрачные воды, тогда как ее сестра окрашена в коричневый цвет.

    К озеру мы выходим к 18:00, в месте, где река вытекает из него, образовался грандиозный многолетний завал (его ширина несколько десятков метров). Проходим немного дальше и встаем лагерем на поляне идолов, нас окружают деревянные изваяния самых разных форм и размеров, результат деятельности нескольких поколений туристов. По плотности народа окрестность напоминает Подосинки в дни слетов, группы стоят через каждые несколько метров. Тут и горные туристы, как с базовыми лагерями, так и пришедшие с противоположной стороны хребта, и пешие, и плановые конники, вот и мы, водники, пришли.

    7.08, Среда (4-ый день похода, 2-ой день радиалки)
    нижнее Шавлинское озеро - верхние Шавлинские озера - устье р. Шабага

    Подъем около 8-ми часов. На небе ни облачка, хотя вчера регулярно шли небольшие дожди. Налегке выходим на верхние озера в 9:30, нам предстоит пройти 5 километров в каждую сторону. Немного не доходя конца длинного нижнего озера, выбираемся на грандиозную скальную осыпь. Наверху построена стена высотой до метра и каменные туры - развлечения пешеходников или горников в ожидании погоды.

    Озеро кончается, и мы двигаемся дальше, тропа все время идет по берегу или очень недалеко от него. В некоторый момент тропа отходит в сторону и еще через несколько сотен метров мы выходим к нижнему из верхних озер. Истока реки из озера почти не видно, видно лишь небольшое количество воды, исчезающее в камнях. На обратном пути все выглядело еще забавнее. Отходишь от озера, из которого "вытекает" Шавла, идешь по совершенно сухому ущелью в окружении скал и вдруг слева, из-за очередной скалы, появляется весьма полноводная река.

    В 11:00 доходим до верхнего озера. Со всех сторон в него впадают ручейки с окрестных ледников, над нами голубое небо, вокруг снежные вершины. Захватывает дух. Желающие купаются (хотя сложно назвать купанием прыганье в воду на несколько секунд с последующими плясками на прибрежном камне) и в 11:30 мы выдвигаемся обратно. К 13:00 доходим до нижнего озера, собираем лагерь и в 14:00 идем дальше.

    Я не буду говорить про красоту Шавлинских озер - это бесполезно, нет таких слов. Фото и видео не передают даже частички того, что чувствуешь, глядя на них и окружающие их вершины. Это нельзя описать - это надо увидеть. А увидев - уйти, обязательно бросив туда монетку и пообещав вернуться.

    Около 18:00 мы возвращаемся к стрелке Шавлы и Шабаги. Там кроме минчан уже стоит команда Миши Струкова, многих знаем, радуемся встрече, а также сборная команда Ульяновска и Перми с примкнувшим к ним нашим знакомым Пашей Абрамовым на каяке. Выпивка, взаимные угощения. Все-таки мир тесен!

    8.08, Четверг (5-ый день похода, 1-ый день сплава)
    устье р. Шабага - ниже пор. "Мономах"

    Подъем в 8:00. Сегодня первый сплавной день, сегодня начинается то, ради чего собственно мы и приехали за 3 с лишним тысячи километров от дома. На небе солнце, вода в реке прозрачная, уровень ее средний - лучших условий для сплава не придумать. Но плыть почему-то не очень хочется. Все-таки перед нами достаточно сложная и совершенно незнакомая река, хватит ли у нас умения? У большинства из нас последний сплав был в мае, а у кого-то и в прошлом году, после этого только Лосево и Шуя, на которые река совсем не похожа. Но одновременно со страхом испытываем и радостное возбуждение от предстоящего сплава, очень сложные и противоречивые чувства, которые, как мне кажется, знакомы почти любому туристу, да и не только им.

    Таким образом, готовимся к отплытию. Первая загрузка каяков долгий и утомительный процесс, поэтому выходим в 12:30. Проходим первую шиверу походным строем до порога "Пунктир". Смотрим его, порог несложен, поэтому проходим его попарно, выставив страховку и съемку. Следующий порог "Шлагбаум" проходим по-походному, предварительно разведав чалку перед порогом "Эшафот".

    Дима Каган (он здесь уже был), наконец, говорит: "Вот это - настоящая Шавла", тогда как до этого реку "настоящей Шавлой" он признавать отказывался. И действительно, порог разительно отличается от предыдущих: и сливы выше, и река уже, а значит, вода мощнее. Выставляем страховку, фото- и видеосъемку и по очереди проходим порог. Митяй решает его обнести, остальные проходят без аварий, хотя некоторые и не без ошибок. К счастью, они не фатальны: в первой бочке есть основная струя, видная с воды (но не видная с берега), а кажущийся заварным котел во втором сливе таким не является. Очень помогают рации - не обязательно ждать прохождения предыдущего и не надо никаких сигнальщиков, можно спокойно стоять у своей лодки и ждать, пока страховка даст отмашку на прохождение.

    Шиверу "Z" проходим походным порядком без разведки. В конце шиверы остров, идем в левую протоку, идущим первым Саныч дает сигнал остановиться и скрывается за заломом. По рации передает, что из залома торчит бревно и проход есть только вдоль левого берега. По очереди проходим это бревно (1 оверкиль с эскимосом у Митяя) и чалимся перед следующим порогом.

    Митяй при чалке упускает свою лодку, но Саныч, быстро сориентировавшись, бросается в воду с морковкой в руке (на берегу ассистировал Дима Каган) и возвращает лодку благодарному владельцу.

    Перед нами порог "Мономах", весьма длинный и изматывающий, в середине его заварная бочка (причем с берега она не выглядит особо серьезной). Выставляем страховку и съемку, идем порог парами. Саныч в первой паре пытается перепрыгнуть бочку, но изображает эффектную кормовую свечу (на Инвайдере!) и остается в бочке на боковом серфе. Однако быстро выезжает через ее край. Дима, идущий следом, бочку объезжает, Кест и Тимофей так же аккуратно проходят ее с краю, а вот Стас и Алгол падают прямо в нее, по очереди. Сначала Стас, кильнувшись в заходной бочке, встав и оказавшись кормой вперед, падает в нее с нулевой скоростью, а после прямо на его уже перевернутую лодку падает Алгол. К счастью, Стас вылезает за секунду до этого и через несколько десятков метров выбирается на берег с помощью Тимофея. Алгол же остается в бочке на боковом серфе вместе с лодкой Стаса, но выезжает через край аналогично Санычу, отделавшись легким испугом. После шоу, которое мы устроили, Митяй принимает решение порог обнести.

    Лодку и весло Стаса прибило к острову в конце порога, откуда ее вытащили Саныч с Кестом. Спасательные работы были закончены к 17:00, и мы встали сразу за порогом.

    Надобно сказать, что в солнечные дни (какие у нас и стоят) сплав по реке после 16:00 представляется очень проблематичным, так как река течет на запад и после этого времени уже достаточно низкое солнце слепит глаза. В течение всего маршрута мы учитывали этот фактор и старались вставать на стоянку не позже указанного времени.

    Параллельно с нами идет группа Михаила Струкова, мы почти одновременно вышли, постоянно пересекались в течение дня и на стоянку тоже встали вместе, пусть и немного в тесноте. Группа Михаила в отличие от нас шла почти без вещей, и они отправились назад за своими рюкзаками, тогда как мы, довольные тем, что приняли решение сплавляться гружеными, отдыхаем после напряженного дня и отмечаем клубный день (ведь сегодня четверг).

    9.08, Пятница (6-ой день похода, 2-ой день сплава)
    ниже пор. "Мономах" - ниже пор. "Уйгур"

    Подъем в 8:00, в 11:00 выход. Солнечно. Идем походной колонной с наплыва "Трек" и "Суваки", в первом из них Стас киляется, но встает. Чалимся на отмель у правого берега очень вовремя, впереди порог "Тройной". Порог в общем не сложен, но есть одно неприятное место - бочка почти в самом конце. Правая ее часть заварная, так как подперта камнем чуть ниже и скалой у правого берега. В левой части чуть ниже слива виднеется подводный камень. Прыгать надо правее подводного камня, и при этом не попасть в заварную часть бочки.

    Ставим около бочки фотовидео и морковку, а также морковку в нескольких десятках метров ниже. Первым идет Саныч, удачно прыгает бочку, попадает бортом в тот камень, но нормально справляется с ситуацией и встает на страховку. Идущий следом Кест прокладывает новый путь, вдоль левого берега, через камни и канализации с финальным прыжком через бревно. Следом идут Дима и Тимофей, они оба поначалу следуют путем Кеста, но заменяют эффектный финальный прыжок обносом бревна по берегу. Алгол очень удачно прыгает через бочку в нужном месте, Митяй и Стас решают порог обнести.

    Следующий порог "Калибр" проходим с ходу и чалимся перед островом до порога "Осыпь". После просмотра проходим его походной колонной и чалимся перед шиверой 14. Во время чалки Стас исполняет традиционный элемент "заход в улово винтом". Разведываем чалку перед "Уйгуром" (параллельно лакомясь голубикой, которая растет здесь в немыслимых количествах) и сам порог. Нагромождение камней и бревен, хаотичные сливы и струи. Вслед за Юриным приходит в голову мысль, что порог, безусловно, проходим (что и подтвердил каякер из идущей следом группы, уже упоминавшийся Паша Абрамов), но не для нас. Хотя Саныч долго думает, оценивает варианты, но, в конце концов, и он решает нести. Находим стоянку за порогом, возвращаемся к нашим лодкам, перечаливаемся (в процессе Алгол ложится в какой-то небольшой бочке, встает), обносим основную ступень и скатываемся по выходной шиверке до лагеря. Время 16:00. Во время обноса нас догоняют ребята из группы Струкова, пришедшие разведывать "Уйгур", они вышли сильно позже нас, но пилили все (в том числе и "Тройной") без осмотра.

    10.08, Суббота (7-ой день похода, 3-ий день сплава)
    ниже пор. "Уйгур" - "Акоюкские кудри"

    Подъем в 8:00, в 11:30 выход. Солнечно. В пороге "Батут" ставим съемку и страховку, идем парами с взаимной страховкой. Стас, идущий последним, прыгает с большого обливного камня (собственно "батута") и ложится за ним. Пара попыток эскимоса и отстрел, к счастью, неглубоко, и Стас самостоятельно со всем снаряжением выбирается на берег.

    Разведываем чалку перед "Тушкемом". Через несколько метров после бочки в заходном сливе висит бревно, пройти в принципе можно, в перевернутом состоянии вообще пронесет мгновенно, но определенный риск есть. Решаем бревно обнести и стартовать прямо из-под него, дальше и так много интересного. Ставим страховку и съемку, идем парами. Тимофей проходит небольшой участок порога "винтом", Митяй, идущий последним, ложится уже при чалке и отстреливается, упустив лодку. Кест и Алгол вылавливают упущенное снаряжение чуть ниже и загоняют на отмель в середине реки. С помощью пары "морковок" перечаливаем лодку на берег и отправляемся смотреть чалку перед "Лесной трубой".

    Совершаем стандартные операции (береговая страховка и съемка), идем на этот раз двумя группами (4 и 2 человека), Митяй стартует ниже ключевой части, но ложится в самом конце порога. Кест и Алгол, исполняющие сегодня роль Чипа и Дейла, опять бросаются вдогонку. Продравшись через пару заломов (указанных в лоции, однако, от этого не легче), они вылавливают лодку, но опять на отмели в середине реки. Перечалив лодку и перечалившись сами, решаем вставать прямо напротив этой отмели на небольшой полянке, время 16:00. В 16:30 приходят ребята из группы Струкова, у них авария катамарана (продрались), решают встать тут же. В 17:20 приплывают их каякеры, помогаем им зачалиться, оптимизируем палатки. Лагерь очень тесный, но это не проблема - главное для каждой палатки место нашлось, а между ними можно и попрыгать.

    11.08, Воскресенье (8-ой день похода, 4-ый день сплава)
    "Акоюкские кудри" - препятствие 34

    Подъем в 8:15, в 11:15 выход. Солнечно. Идем походным строем с взаимной страховкой, периодически собираемся по уловам. Река это позволяет, на этом участке сложных препятствий нет. В 11:45 подходим к устью реки Баксара (Каракол), там кордон: дом, баня, сушилка для рыбы. Везде надписи "Просьба убирать за собой мусор!". Очень приятное место, высокий, чистый, проветриваемый берег, опять же баню можно сделать без проблем или переночевать в доме в случае плохой погоды. Неплохое место для дневки, но у нас другие планы и мы отправляемся дальше.

    Следующая остановка за шиверой 29, Стас исполняет традиционный финт: "заход в улово винтом". Вылезаем на красивой поляне из лоции Юрина: "осколок аргутских степей, непонятным образом закатившийся в эту горную долину". Не найдя на этой "аргутской поляне" искомого (что и неудивительно, во время заброски на Чуе надо было искать), идем дальше до порога "Кечу".

    Порог оказывается очень примитивным по нашей воде, копай себе и копай (однако на левом берегу, если идти не по камням вдоль берега, а по тропе, есть табличка на весле). Порог типа "унитаз", как охарактеризовал его Кест. Ну что же, ставим фото и видео, выстраиваемся впятером в кильватерный строй, кто-то невидимый нажимает ручку и нас смывает вниз. Следом идут операторы Митяй и Стас, страхуем их с берега и с воды. Митяй делает попытку зажечь из-за смытой линзы, но встает, успевает поправить линзу и удачно зачаливается внизу порога.

    Ставим страховку и съемку на вторую ступень, проходим без экцессов по очереди и, следуя дальше походным порядком, встаем в районе 34-го препятствия в 15:15.

    На противоположном берегу от нашего лагеря обнаруживаем одиноко стоящий рюкзак. Саныч решает перечалиться и посмотреть. По возвращении рассказывает, что это мужской пешеходный рюкзак (каны, ботинки большого размера), насквозь пропитанный известью. Документов там не было, был только дневник с вложенной запиской, которая гласила примерно следующее: "Рюкзак был выловлен нами из этого залома. Предположительно он принадлежит кому-то из группы пешеходных туристов из Москвы, у которых утонула девушка Морозова Татьяна 1978-го года рождения. Группа водников из Владивостока". Мы на заброске уже слышали историю про утонувшую девушку-пешеходницу, и вот сами столкнулись со следами аварии. Мне сразу же пришла мысль, что как бы это не оказалась знакомая мне Таня из Перовского клуба, но, решив, что имя и фамилия очень распространенные, я отбросил от себя эту мысль. Однако по возвращении в Москву оказалось, что это была та самая Таня.

    12.08, Понедельник (9-ый день похода, 5-ый день сплава)
    Препятствие 34 - примерно 5 км до устья р. Шавла

    Подъем в 7:50, выходим в 11:00. Дует сильный ветер, погода меняется, но еще солнечно. Сразу после старта залег и сразу встал Митяй. Идем походным порядком до порога "Лестница". Смотрим его - порог длинный, но не очень сложный, хотя есть и камни, и приличные бочки - нужно держать линию движения. Решаем идти походным порядком с взаимной страховкой. Митяй киляется, но встает, Дима зажигает - после какой-то бочки проезжает несколько метров на кормовой свече. Идем дальше походным порядком до порога "Неустроева".

    Заход в порог вполне прост, но на выходе сплавляющегося ожидает месиво из каменных глыб с бочками и сливами, дополненное приличным падением. Но одновременно с этим это порог нижней Шавлы, т.е. основная линия движения очевидна, нужно только строго ей следовать (тогда как наверху часто было непонятно где лучше идти, чтоб навставляло поменьше). Митяй и Дима (второй из-за беспокоящей его руки) обносят, остальные готовятся к прохождению.

    Первым идет Саныч, немного "грязновато" в одном месте, вылетел на зуб в центре струи, но дальше было все ОК. Следующий Кест, он учел прохождение Саныча и не наступил на те же грабли, зуб остался сбоку. Дальше Алгол, поначалу осмысленно, в середине отбиваясь от плюх и пытаясь поставить лодку носом к струе, но прошел. Тимофей прошел просто красиво! Четко и аккуратно, везде делая то, что надо и не более того. Замыкал Стас, несмотря на все попытки залечь, это все-таки не получилось, и вниз он приплыл в полном порядке.

    В 14:00 следуем дальше. Вроде кажется и все, река закончена, но нет - впереди еще вполне себе колбасные шиверы, отягощенные завалами, так что расслабляться рано. Митяй лег трижды, правда, все три раза встал, Алгол застрял в камнях и пришлось вылезать из лодки, Тимофей залег и отстрелился в бочке (на левом повороте слева залом, а справа от него слив сложной формы), но вылез на камень чуть ниже и был снят оттуда "морковкой".

    Но вот вроде и все, впереди только прогоны. Но, тем не менее, встречаются вполне себе троечные плюхи, а также завалы, поэтому осторожность не помешает. Один завал пришлось обнести, а сколько же их обносят катамаранщики! Погода окончательно испортилась, пасмурно, иногда идет дождь. В 17:00 встаем, не доплыв примерно 5 километров до устья Шавлы.

    13.08, Вторник (10-ый день похода, 1-ая дневка)
    Дневка

    Дневка, запланирован выход в горы. Но половину ночи лил дождь, пасмурно. Поэтому желающих нашлось только трое: Саныч, Тимофей и Алгол. Доходим до устья Шавлы, последние километры очень красивы, скалы, узкие долины расходятся вправо и влево от реки. По пути забредаем на костяничную поляну - ягод очень много, все они разного вкуса, какие-то со вкусом малины, какие-то со вкусом морошки, просто чудеса. На половине дороги начался дождь, поэтому решаем никуда не лезть, перекусываем и в 14:00 выходим обратно.

    Тем временем оставшиеся в лагере занимаются кто чем, кто-то спит, Митяй начал вырезать табличку "Октопус-2002" для "Кафе Аргут". Дождь продолжается и недалеко от лагеря образуется довольно бурный ручеек на месте сухого русла. Вода в Шавле поднимается и меняет цвет со своего обычного ярко-зеленого на болотный. К вечеру дождь прекращается, но вода продолжает подниматься. Ставим палку с зарубкой и думаем про тех, кто остался выше: там как минимум три группы. Это и не догнавшие нас позавчера ребята Струкова, и минчане, и сборная команда из Ульяновска и Перми. Но около 17:00 мимо проходят сначала последние, а после струковцы. Минчане, вероятно, остались наверху, но у них очень много времени, поэтому без проблем смогут переждать паводок.

    14.08, Среда (11-ый день похода, 6-ой день сплава)
    Примерно 5 км до устья р. Шавла - устье р. Аргут ("Кафе Аргут")

    Подъем в 8:00, солнечно. Вода за ночь выросла сантиметра на 3 (и еще вчера черт знает на сколько). Вода мутная, болотного цвета. Выходим в 11:15. На Шавле явный паводок, в некоторых местах вода течет через лес. Выходим в Аргут в 11:50, что в одной, что в другой реке цвет воды против обыкновения одинаковый. Ко всему прочему на Аргуте большая вода, что несколько напрягает после маловодной Шавлы, ждем подвохов и они не заставляют себя ждать. Саныч решает проверить Аргут на вкус и проверяет, киляясь в поганке размером с его Инвайдер. Совершенно другая река, много, очень много воды, большие валы (от метра до трех), поганочные улова. Обгоняем уже стартовавших ульяновцев-пермяков, на время забираем у них Пашу Абрамова и идем до "Атлантов" походным строем. Почти все имеют по килю: Тимофей, Алгол, Саныч, Митяй (2 раза, 1 раз заплыл в конце "Тихони"), Стас (3 раза, 1 раз заплыл одновременно с Митяем).

    Чалимся перед "Атлантами" и, несмотря на призывно сверкающие таблички на той самой скале, решаем просмотр совместить с обносом. Спонсор обноса - фирма "Октопус"! Залезаем на скалу с табличками, буквально половина реки уходит под нее и выходит с противоположной стороны. Плюс огромный пульсирующий отбойный вал у левой оконечности скалы: вот его нет, но вдруг, вздымаясь, он половину оставшейся струи кидает на камни и снова исчезает. И это я еще не упомянул несколько бочек на участке выше камня, каждая из которых способна на многое. Порог-убийца, тупой, но очень опасный!

    Заканчиваем обнос и еще через 15 минут сплава (Митяй разок тренируется в исполнении эскимосского переворота винтом) подходим к "Воротам". Его совсем залило, вместо обещанной бочки здоровый язык с валами. Прыгаем туда вшестером, махая веслами, оря и дурачась, Митяй снимает. Проскакиваем со свистом, Стас по дороге ложится, но встает. Убрав камеру, Митяй проходит по канализации, совершенно сухой в нормальную воду.

    Становимся в "Кафе Аргут", на берегу изумрудной Катуни, занимая лучшее место, благо первые. Изучаем музей, находим кучу записок от знакомых. Чуть позже приходят еще 4 группы, 2 с Катуни и 2 с Аргута, наши старые знакомые. Назавтра опять решаем делать дневку, так как до места выброски максимум полдня сплава, а выброска только послезавтра.

    15.08, Четверг (12-ый день похода, 2-ая дневка)
    Дневка

    Погода опять внесла свои коррективы в наши планы, хотели забраться на какую-нибудь горку, но дождь не позволил этого сделать. Поэтому отдыхаем, расслабляемся, наблюдаем за проплывающими группами. Останавливается группа на двух рафтах с привязанным сверху каяком Rainbow Voodoo. Туристы организованно выдвигаются к музею, изучают экспонаты, читают записки. В гидрах, в куртках, все как положено при температуре ниже +10 градусов по Цельсию и дожде. Появляется их первый гид и заставляет нас поежиться, глядя на его неопреновые шорты и голые ноги. Появляется второй гид, и мы просто замираем. На нем нет даже и неопреновых шортиков, только обыкновенные из плащевки. Дискуссия о материале, из которого изготовлены его яйца (сталь или таки полиэтилен), приводит нас к мысли о том, что если каждую неделю, начиная с мая, тут плавать, то они и каменными станут без всяких проблем.

    Митяй доделывает табличку, получается вещь! Главное, соблюден корпоративный шрифт, все сделано аккуратно, скромно и со вкусом. Я пишу записку, заклеиваю ее скотчем (глядя на размокающие под дождем неупакованные записки предыдущих групп).

    Дождь не прекращается, и к вечеру изумрудная Катунь приобретает цвет Аргута, песок в воде ощущается даже руками. Но нам уже все равно, основной маршрут прошел в идеальных условиях, а на этом участке Катуни по большой воде будет даже интереснее.

    16.08, Пятница (13-ый день похода, 7-ой день сплава)
    Устье р. Аргут ("Кафе Аргут") - р. Катунь ниже пос. Иня (700-ый километр Чуйского тракта) - где-то на Чуйском тракте

    Подъем в традиционное время (в 8:00), завтракаем и перечаливаемся на противоположный берег Аргута. Еще вчера у нас возникла мысль с помощью лодок выложить главное русское слово на песчаной осыпи. Лодки удивительно подошли и по размеру и по цвету, горка из касок изобразила галочку. Сфотографировав это безобразие в 11:30, мы выходим вниз по Катуни. Впереди 48 километров быстро текущей воды без каких-либо серьезных препятствий. Идет дождь, весьма холодно, но это не мешает любоваться удивительными окрестностями реки и безуспешно охотиться на уток с дикими криками "Еда!". Редкие шиверки с валами не мешают созерцательному стилю сплава, и около половины третьего мы пристаем к берегу в месте предполагаемой выброски.

    Было весьма опрометчиво с нашей стороны назначить точку выброски, ориентируясь по километровым столбам на тракте, с реки их совершенно не видно, как мы ни старались. Поэтому пришлось ориентироваться по памяти Димы, который тут уже был два года назад и снимался как раз в требуемом месте. Про себя мы думаем, что в случае чего просто отметелим его, а с машиной уж как-нибудь разберемся. Ко всему прочему берег в месте нашей высадки круто уходит вверх. Не раздеваясь, мы размещаемся под редкими ветвями прибрежных деревьев, а Дима отправляется вверх по склону искать машину.

    К счастью мы угадали, это 700-ый километр и машина уже тут. Переодеваемся, собираем рюкзаки, приводим лодки в транспортное положение, обедаем и с матюками, кряхтя, забираемся наверх к машине как раз к оговоренным 19:00. Заезжаем в Иню за водой и пивом (причем второго не обнаружилось) и выдвигаемся в сторону Барнаула - активная часть похода окончена.

    Небольшое замечание к месту выброски. Выбрасываться с Катуни в этом районе стоит чуть ниже, в устье реки Большой Яломан. Это всего несколько лишних километров, но в этом месте на берегу находится очень приятная рощица, где можно при желании разбить лагерь, есть съезд с тракта и не надо тащить лодки на своем горбу. При этом уже достаточно далеко от криминальной Ини, а находящийся рядом поселок Малый Яломан совершенно мирный и спокойный.

    17.08, Суббота (14-ый день похода)
    Где-то на Чуйском тракте - г. Барнаул

    Ночь проходит в периодической дреме и оживляется покупаемым по дороге пивом. Но конец нашим мучениям приходит в 3 часа, вместе с вокзалом города Барнаула. Расплачиваемся с водителем и опять сталкиваемся просто с неприличной любовью местных водителей к деньгам. Цена, оговоренная заранее, составляла 5 рублей за километр, т.е. 5200 руб. за 520 километров, умноженные на два. Однако водитель сказал 7000 руб., аргументируя это тем, что мол в Бийске разрушен мост и путь стал длиннее на 30 километров. Про то, что-таки Иня на 80 км ближе и что цена за км тоже ниже он выдал совершенно замечательный аргумент: ну так и беру на 200 руб. меньше! Однако, получив 6000 руб., что и так на 500 руб. больше чем, чем положено (даже учитывая удлинение пути), он отвалил.

    Выгружаемся на пустынную площадь, сдаем лодки в камеру хранения и отправляемся в гостиницу "Барнаул", ярко горящую вывеску которой мы обнаружили как раз напротив вокзала. Ознакомившись с весьма либеральными правилами данной гостиницы (при вселении до расчетного часа, т.е. до 12:00, плата не взимается, т.е. проведя там практически две ночи, мы заплатили только за сутки), мы занимаем выделенные нам номера (двухместные с ТВ и санузлом по 250 руб. с носа) и отходим ко сну около 4-х часов утра. Не забываем выключить телефоны (отдых с девушками нас сейчас совершенно не интересует).

    Утром, днем и вечером были кафешки, поход в краеведческий музей (всем рекомендую!), сдача лодок в багажное отделение, безуспешные поиски интернет-кафе и успешные алтайского бальзама. Заказав такси в той же гостинице (микроавтобус за 250 р.) и просмотрев отснятый в походе фильм, мы отправляемся спать.

    18.08, Воскресенье (15-ый день похода)
    г. Барнаул - г. Москва

    Проснувшись пораньше, грузимся в уже ждущий нас автобус и выезжаем в аэропорт. По приезде опять сталкиваемся с извечной гримасой: "Диспетчер ошибся, 350 стоит дорога до аэропорта, какие 250, это мало!". Однако холодно вручаем оговоренную сумму и бесплатное пожелание разбираться с диспетчерами самостоятельно. Выпив пива и побазарив с едущей одним рейсом с нами группой Струкова, мы вылетаем в Москву.

    А в Москве... В Москве все просто: аэропорт "Домодедово", электричка, метро, трамвай и я снова дома. 2 недели пролетели незаметно, еще слышится в ушах шум Шавлы, еще стоят в глазах вершины Сказка, Мечта и Красавица, а на языке ощущается вкус спирта, такой приятный там и такой противный тут.

    Легенда о семи октопусах (вместо послесловия, как ситуация, близкая к идеальной).

    Завхоз (Митяй) сквалыга - это неоспоримый факт. Зажимает продукты, экономит спирт. А вот если бы не экономил, то мы бы, наверное, от "шишиги" и не отошли, а там бы и залегли. Шесть вечно пьяных тел и один Шаман (несколько лет назад на Хойто-Голе в Митяе признали шамана в третьем поколении) на перевале. Шаман вливает в глотки спирт через воронку, стоит только шевельнуться какому-либо телу. И все проходящие группы он благословляет на хорошую погоду за несколько литров спирта. А если вдруг спирт будет плохой, то он хорошую погоду не обеспечивает, а является руководителю в страшном сне, говоря: "У тебя был плохой спирт! Не будет тебе погоды!".

    Содержание


    12. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

    На сплаве, при разведке препятствий, страховке, видео и фотосъемке все участники находились в касках и спасжилетах.

    Пороги "Уйгур" и "Атланты" обнесены всеми участниками.

    Участником Глушковым также обнесены пороги "Эшафот", "Мономах", "Тройной" и "Неустроева".

    Участником Вяжлинским также обнесен порог "Тройной".

    Участником Каганом также обнесен порог "Неустроева".

    Прохождение всего маршрута и всех порогов велось на загруженных лодках.

    При прохождении маршрута в группе всего имело место 27 оверкилей, из которых 21 был ликвидирован посредством эскимосского переворота, 1 - посредством самостраховки, 2 - при помощи активной страховки с воды и 3 - при помощи береговой страховки.

    Содержание


    13. СМЕТА ПУТЕШЕСТВИЯ

    Траты на одного (руб) * 7 (руб)
    Дорога:
    Самолет в оба конца 5 750 40 250
    Машина по Москве до аэропорта 143 1 000
    Барнаул - Чибит 1 029 7 200
    Чибит - начало пешки 714 5 000
    Иня - Барнаул 857 6000
    Барнаул - Аэропорт 36 250
    Отправка лодок
    Газель по Москве до вокзала 29 200
    Газель по Москве от вокзала 29 200
    Багаж Москва - Барнаул 243 1 700
    Багаж Барнаул - Москва 314 2 200
    Камера хранения в Барнауле 50 350
    Раскладка
    Раскладка 1 043 7 300
    прочие траты
    Гостиница в Барнауле 250 1 750
    Всего: 10 487 73 400

    Или приблизительно $ 330 на человека при курсе доллара на август 2002 года 31,5 руб.

    Среди трат не учтены расходы на пиво, еду, развлечения в Барнауле и по дороге, на сувениры и подобное.

    Содержание


    14. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Схемы маршрута (с исправленным масштабом) приведены в отчете Валентина Юрина [1], желающие могут взять их оттуда. В данном отчете они не приводятся.

    Содержание


    15. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

    Путешествие прошло в целом успешно, без аварий и чрезвычайных происшествий. Маршрут по реке Шавла с посещением Шавлинских озер и с последующим прохождением нижнего течения рек Аргут и Катунь, несомненно, имеет пятую категорию сложности, отличается насыщенностью и равномерной сложностью препятствий, а также эстетической красотой. Кроме того, этот маршрут кроме основной достаточно маловодной реки дает возможность почувствовать мощный и многоводный Аргут, пусть и на самом простом своем участке.

    Маршрут без проблем укладывается в 2 недели от Москвы до Москвы (при условии использования авиатранспорта от Москвы до Барнаула и обратно). При этом остается до 4-х запасных дней (при условии прохождения основного участка за 4 дня, как это приведено в отчете Р. Айбатулина [3]). Эти дни могут быть использованы либо для дневок в конце маршрута, либо для радиальных выходов, либо для скоростного прохождения какой-нибудь из близлежащих сравнительно несложных рек (к примеру, Чуи от конца Мажойского Каскада или Урсула). Использовать эти дни для удлинения маршрута за счет участка Катуни ниже Ини представляется нецелесообразным, так как этот участок крайне прост по сравнению с основной частью маршрута. Одновременно с этим не рекомендуется использовать запасные дни в начале маршрута, так как в случае сложно предсказуемого мощного дождевого паводка сплав по Шавле становится смертельно опасным и настоятельно рекомендуется паводок переждать.

    Пешая часть несложна и в случае подъезда к устью реки Кол проходится за половину дня вместе с каяками. Даже в случае окончания автомобильной заброски на перевале Орой сильная группа с разборными судами может пройти ее за то же самое время.

    Несомненной изюминкой данного маршрута является радиальный выход на Шавлинские озера. До половины впечатлений от всего похода получаешь именно во время этого выхода. Можно с уверенностью сказать, что без посещения озер путешествие потеряет очень многое.

    Несмотря на рекомендации в отчете Валентина Юрина [1], сплав по основному участку Шавлы на каяках с полной загрузкой не только возможен но и рекомендуется, как наиболее быстрый и наименее изматывающий. Несомненно, все члены группы должны обладать достаточной квалификацией, отлично владеть эскимосским переворотом, уметь упаковывать свои вещи в каяк так, чтобы они не намокли и не уплыли в случае самостоятельного плавания лодки. Но эти требования, как нам представляется, являются обязательными для любого туриста-каякера. Экономия же места в лодках за счет продуктов на основной участок сплава (и, как следствие, возможность брать меньшие лодки) является минимальной и не имеет особого смысла.

    Видео- и фотосъемка возможна на всех ключевых препятствиях реки. Однако из-за небольшого количества эффектных локальных сливов фотосъемка на большинстве препятствий проигрывает видео, хотя иногда (например, в порогах "Эшафот", "Тройной", "Неустроева") есть шанс получить очень неплохие фотографии. Тогда как видео на всем протяжении маршрута отлично передает как динамику потока, так и напряжение участников при сплаве.

    При сплаве большую пользу нам оказали рации (мы использовали рации Talkabout фирмы Motorolla). Из-за протяженности препятствий и узкой долины визуальный контакт между точкой старта и точками страховки практически нигде невозможен. Использование раций позволяет эффективней организовывать прохождение и страховку, значительно экономит время группы, а также весьма полезно при сплаве походной колонной для поддержки связи как минимум между первым и последним участником.

    В случае если группа после окончания маршрута на некоторое время останавливается в Барнауле, очень рекомендуется посетить местный краеведческий музей, старейший в Сибири. Кроме традиционного для таких музеев обзора животного и растительного мира Алтая (причем экспозиция отличается полнотой и очень высоким качеством), здесь также представлены интересные данные о реках Алтая. История освоения, гидрологические характеристики, фотографии (к примеру, фотография порога "Атланты" начала XX века) и так далее. Кроме того, в музее много исторических и тематических экспозиций, которые будут интересны любому любознательному человеку.

    Содержание


    16. ЛИТЕРАТУРА

    1. Юрин В. Е., Шавла - Аргут - Катунь (http://www.lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/). Москва, 2000
    2. Бронер Ю. Е, Медведев Р. Е., Шавла-Аргут-Катунь (руководитель В. И. Лебедев) (http://www.lib.ru/TURIZM/shawla4.txt). Москва, 1999
    3. Айбатулин Р., Шавла - Аргут - Катунь (http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/shavla/altaj_shavla_01_ajbatulin.html). Москва, 2001
    4. Постнов Д., Шавла - Аргут - Катунь (http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/altaj/shavla/altaj_shavla_93_postnov.html). Саратов, 1993
    5. Яхнис Борис, Шавлинские озера - Шабага - Шавла - Аргут -Катунь (http://www.lib.ru/TURIZM/shawla6.txt). Рига, 2001

    17. ПРИЛОЖЕНИЕ:
    ОПИСАНИЕ УПАКОВКИ БАГАЖА В КАЯКИ

    Все личные вещи, а также свою часть продуктов и общественного груза участники везли с собой в лодках с первого дня сплава. Здесь представлено описание используемого снаряжения и его упаковки на примере упаковки в каяк Rainbow Zulu (самый короткий из каяков, участвовавших в походе, и имеющий наименьшее место для упаковки багажа).

    Для минимизации объема использовалось современное компактное снаряжение, как личное, так и общественное (пила-цепь). Набор личных вещей был следующим:

    Все эти вещи (за исключением обуви) с запасом упаковывались в 1 гермомешок объемом 40 литров. Продукты были частично расфасованы по бутылкам (сахар и крупы), а частично упакованы в гермомешок объемом 20 литров (занимали его не целиком). Кроссовки были упакованы в отдельный гермомешок объемом 20 литров (занимали его не целиком), а сандалии были упакованы в свой штатный чехол объемом около 5 литров. Миска была упакована в отдельный мешочек.

    В корму сначала вставлялся большой гермомешок и сдвигался к одному из бортов. После этого сбоку от него вставлялись 2 других гермомешка, а также рассовывались бутылки с крупами. Оставшееся место занимали миска, сандалии, спасконец и прочая мелочь. Рюкзак перед началом сплава был упакован за пяточные упоры и не доставался до самого конца путешествия.

    Кроме перечисленного в лодку была возможна упаковка разборного запасного весла (в корму, таким образом, чтобы его лопасти ложились на дно и оказывались частично под банкой). Однако все весла были упакованы в другие лодки.

    Прочие участники везли так же общественный груз, как-то:

    В связи с большим объемом прочих лодок этот груз без проблем размещался в отдельных упаковках (чехлах либо гермомешках) в каяках участников при аналогичном наборе личного снаряжения (с поправкой на чуть большие спальные мешки и использование некоторыми полноразмерных ижевских ковриков).

    Кроме вышеописанного способа упаковки (отдельные гермомешки для разного багажа) возможно использование одного большого гермомешка во всю корму. Использование этого способа позволяет сэкономить некоторое место в лодке, однако упаковка становится более трудоемка. Необходимо отметить, что для спального мешка (особенно пухового) в этом случае рекомендуется использовать отдельный гермомешок, в котором укладывать его в общий.

    Содержание


    По всем вопросам и замечаниям, связанным с отчетом, просьба обращаться в форум на kayak.ru.

  • Комментарии: 1, последний от 11/03/2003.
  • © Copyright Голых Алексей (algol)
  • Обновлено: 11/03/2003. 85k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка