Горяйнов Антон Викторович: другие произведения.

Отчет: Отчет о горном пешем походе по Адыгее и Краснодарскому краю

• Комментарии: 7, последний от 27/04/2009.
  • © Copyright Горяйнов Антон Викторович (_anthony81@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.
  • Отчет. Горный:Кавказ , 63 км , 1 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2003 {5 дн}
  • Маршрут: ст.Хаджох - пос.Гузерипль - Партизанская поляна - пер.Гузерипль - пер.Армянский - Приют Фишт - пер.Белореченский - пер.Черкесский - Бабук-аул - Солох-аул - г.Дагомыс - г.Лазоревское

Отчет о пешем горном походе "Через горы к морю".

Маршрут: г. Ростов-на-Дону - г. Майкоп - ст. Хаджох - пос. Гузерипль - Партизанская поляна - пер. Гузерипль - пер. Армянский - приют Фишт (гора Фишт) - пер. Белореченский - пер. Черкесский - Бабук-Аул - Солох-Аул - Дагомыс - Лазоревское - г. Ростов-на-Дону.

Участники похода: Александров Андрей (22 года, руководитель, аптечка, г. Шахты, студент ЮРГУЭС), Горяйнов Антон (22 года, рем.набор, фотограф, ведение походного дневника, г. Шахты, студент ЮРГУЭС), Зуева Ольга (20 лет, участник, г. Ростов-на-Дону, студентка ДГТУ), Крайсветная Анна (28 лет, зав.хоз, фотограф, повар, г. Ростов-на-Дону).

Дата проведения: 2 августа 2003 г - 18 августа 2003 г.

Протяженность маршрута: за 5 ходовых дней (от Гузерипля до Солох-Аула) пройдено 63 км.

Руководитель похода: Александров Андрей (Alex). Опыт: Архыз 2003 (1 к.с.)

Сложность маршрута - н.к.

Идея похода возникла еще зимой, после возвращения из Архыза. Наш общий товарищ Дима Кистнер предложил летом полазить где-нибудь в горах, а потом спуститься к морю. Идея нам показалась довольно заманчивой, и мы сразу же взяли в руки карту Западного Кавказа. После недолгих размышлений и обсуждения различных предложений (с использованием информации из Интернета) мы сошлись во мнении, что лучше всего будет рвануть на Фишт, спуститься к Солох-Аулу и выйти к морю в районе Дагомыса. В течение последующих месяцев мы активно искали в Интернете информацию о местности, которую мы собирались посетить летом. Оказалось, что в копилке Интернет - ресурсов довольно много отчетов с описанием нашего маршрута на Фишт. Самыми популярными оказались два маршрута, отличающихся только на начальном участке пути. Первый маршрут - из Хаджоха через плато Лагонаки и дальше через Фишт и Оштен на Бабук-Аул. Второй путь - от Хаджоха до Гузерипля и через Партизанскую поляну тропа также выводит на Фишт. Мы выбрали второй вариант, т.к. от Хаджоха до Гузерипля ходит рейсовый автобус. Недостаток этого направления один - дорога на Фишт занимает два дня, тогда как через плато можно дойти и за один день. Но мы никуда не спешили.

Первоначально в поход собиралось идти человек 12, но по различным причинам большая часть предполагаемой группы отсеялась. Уже незадолго перед походом нас осталось всего четверо: я, Андрей, Аня и Оля.

До Майкопа мы решили добираться автобусом, а дальше электричкой до Хаджоха. Наш горный маршрут планировалось пройти за семь дней, и еще с недельку отдохнуть на море. Итак, хронология похода.

2 августа. Оперативно собираемся на автовокзале в Ростове. Нас пришли провожать наши "боевые" товарищи - Ваня Седов и Галя Гапонова. Ваня в этот же день отправлялся в водный поход на байдарках по Белому морю.

В 12.45 подъехал автобус, и мы, попрощавшись с товарищами, направились в Майкоп. В столицу Адыгеи мы прибыли около девяти вечера. Нас сразу же окружили таксисты. Узнав, что нам надо в Гузерипль, они предложили свои услуги в обмен на 700 рублей, на что мы ответили вежливым отказом и пошли на ж/д вокзал. Там нас уже ждала майкопская милиция. Стражи порядка в довольно вежливой форме попросили предъявить документы и объяснить цель и маршрут нашего путешествия. Узнав, что мы идем самодеятельно (да еще в этих местах никто из нас не бывал), они посоветовали нам взять в Хаджохе проводника или присоединиться к какой-нибудь группе. По их словам, маркировка на тропах давно уже истерлась и мы с легкостью можем заблудиться. Мы с ними вежливо согласились, но остались при своем - идти самим.
       Электричка до Хаджоха должна была подойти в 3.26 ночи, и мы решили поспать на вокзале. Около 2-х ночи подошел уже знакомый милиционер и познакомил нас с местным жителем (адыг по имени Магомед). Магомед сам оказался туристом со стажем и часто работал проводником для разных тур.групп в районе Фишта. До приезда электрички он успел сообщить много полезной информации, касающейся нашего маршрута.
       Ровно в 3.26 пришел электрон, и мы поехали в Хаджох.

3 августа. В Хаджох приехали в 5.30 утра. Там к нам прицепился таксист с предложением за 600 рублей отвезти нас до Гузерипля, мы, конечно, отказались. В 17.30 на Гузерипль шел автобус из Майкопа. У нас в запасе было еще 7 часов, и мы решили немного отдохнуть и попить чайку, а заодно полюбоваться окрестностями Хаджоха. На водопады Руфабго (о которых мы столько слышали) так и не попали, возможно, из-за того, что устали, а скорее всего нам было просто лень туда идти.

В 18.20 уже в Гузерипле. Немного не доезжая самого поселка, направо от шоссе отходит старая лесовозная дорога (вдоль нее течет р. Желобная), которая ведет на партизанскую поляну. На этом повороте мы и вышли. От знака р. Желобная начался наш пеший поход. Погода так себе, переменная облачность, перед нашим приездом прошел дождь.

Пройдя около полутора километров, вышли на опушку лесоповала. Здесь нас встретил дровосек - Анатолий и предложил заночевать у него (в фургонах). Мы с радостью согласились, т.к. место было довольно удобное, да и палатки не надо ставить. Поужинали и легли спать в 10 часов.

4 августа. Анатолий (по моей просьбе) разбудил нас в 7 утра. Погода отличная, безоблачно. Позавтракали и выдвинулись на партизанку. Все время идем по лесовозной дороге. Около полудня вышли к развилке. Одна дорога уходит вправо с набором высоты (на северо-запад), а вторая налево (запад). Тут мы сели на пенек и задумались. Решили почитать отчеты наших предшественников (их мы предусмотрительно распечатали и взяли с собой). Судя по отчету, надо идти налево (пройдя по этой дороге чуть дальше, будет отчетливо слышен шум ручья). Мы так и сделали. Вскоре, мы действительно услышали шум воды, а чуть позже увидели сам ручей. Под дорогой проложена труба, через которую он протекает, образуя слева небольшой водопад. Здесь мы решили пообедать. Вода в роднике чистейшая.

Вскоре к нам подошла группа из двух человек (отец и дочь). Они направлялись на Армянский перевал. Дочь училась на биофаке и по дороге собирала растения для гербария. Пообщавшись, мы решили идти вместе до Партизанской поляны. Дорога довольно тяжела и однообразна. Все время идет крутой подъем.

В пять часов вышли на партизанку. Потихоньку начинает смеркаться. На поляне есть небольшое озеро, а возле пара скамеек. На них нас поджидал какой - то мужичок - хозяин приюта, мы с ним немного посидели. Оказалось, что здесь все платное, например, купание в озере обойдется в 20 руб. с человека, палатка на берегу - 30 руб. за день. Мы, конечно, возмутились и решили не останавливаться на этой "коммерческой" поляне. Стало совсем холодно, поднялся сильный ветер. Пройдя с километр, стали лагерем на небольшой поляне, внизу возле дороги есть родник с кристально чистой водой. За день все вымотались и уснули довольно быстро. Погода весь день была хорошая, только под вечер немного похолодало. За день пройдено 12 км (все время крутой подъем).

5 августа. Общий подъем в 8.30. Пока готовили завтрак, мимо протопали две группы, понятно, что на Фишт. Вскоре мы отправились за ними. Набежали тучи, но дождя пока нет. В 12.10 вышли на поляну, на месте которой когда - то стоял приют Армянский. От приюта не осталось и следа. Здесь же и заканчивается лесовозная дорога. Дальше идут две тропы, причем обе с маркировкой. Мы пошли по левой (на юго-запад), опять же руководствуясь отчетами наших предшественников. Тропа спускается вниз, к речке и дальше петляет по лесу (довольно высокая влажность). Проведя по лесу километра два, тропа выходит на горные луга. Места очень красивые. Идти очень интересно, это уже не та нудная дорога на партизанку. Крутые подъемы чередуются с не менее крутыми спусками. Много чистых и холодных родников, встречаются снежники. Все время идем вдоль отрогов Оштена, слева гора Гузерипль. Маркировка попадается на каждом шагу и уже начинает надоедать.

В 15.30 вышли на перевал Гузерипль. На перевале нас ожидала семейная группа из Москвы - муж, жена и сын (тоже Антон). Люди оказались очень дружелюбными и общительными. Они здесь уже были в начале лета. Посидев немного с нами, они отправились дальше, а мы остались на перекус, параллельно фотографируя окрестности. Позже нас нагнала еще одна группа из Москвы, на этот раз довольно многочисленная.

Около шести часов поднялись на Армянский перевал. С него нам открылся вид на гору Фишт. Вершина Фишта была закрыта облаками, поэтому в полной мере насладиться его красотой нам так и не удалось. Внизу виднеются домики фиштинского приюта. Начинаем спускаться. Пересекли небольшую речку и не доходя до приюта встали на ночевку на небольшой поляне в лесу. Место довольно неприятное, большая влажность и дрова все время сырые. Все - таки мы кое - как развели костер и сварганили ужин. К ночи пошел мелкий дождик. За день пройдено около 13 км.

6 августа. Дневка. На сырых дровах кое - как приготовили завтрак. После пошли фотографировать Фишт. Осторожно, пытаясь не показываться егерям, вышли на поляну приюта. С нее открывается чудесный вид на Фишт, Оштен и Фишт-Оштенский перевал. Здесь же берет начало р. Белая. Вода в реке идеально чистая и очень холодная, стекает прямо с Фишта. Через речку проходит небольшой мостик, а дальше стоят два домика. Забираться на сам Фишт мы не рискнули, т.к. опытного проводника у нас не было, да и снарягу мы с собой не брали. Побродили по поляне, пофоткались и к обеду вернулись обратно в лагерь.

Только занялись готовкой, как пошел настоящий ливень. Остаток дня пришлось провести в палатке. К вечеру похолодало.

7 августа. Проснулись позже обычного. Погода не фонтан - пасмурно и сыро, настроение у всех соответствующее. Позавтракали и решили побыстрее отправляться в путь. Когда мы уже собирались выходить, на нас набрели два местных егеря из приюта (с явными признаками похмелья). Узнав, что мы из Ростова, они обрадовались и попросили водочки для согрева (но скорее для опохмелки). Услышав, что спиртное мы вообще не брали (оно попросту не поместилось в рюкзак), они сразу потеряли к нам интерес. Напоследок они посоветовали подойти на приюте к какой-то Вале и заплатить ей денюжку за пребывание в заповеднике, мы согласились. На поляне нас действительно встретила какая-то женщина (Валентина) с уже знакомыми признаками похмелья на лице. Складывалось впечатление, что все здешние егеря только и делают, что бухают (а вокруг такая красотища!).

Валентина быстренько оформила нам штраф (т.к. шли мы незаконно) в размере 500 р с человека и выдала на руки специальную бумажку. С этой бумагой мы имели пропуск на всех следующих кордонах до самого Солох-Аула. О нашем плане идти на озеро Хуко она отреагировала скептически. По ее словам, тропа на Хуко закрыта, т.к. в тех местах идет строительство дачи президента и туда никого не пускают, а если кого там находят, то заставляют платить большие штрафы. Мы все же решили не отказываться от нашей затеи.

В 14.30 вышли на перевал Белореченский. Здесь нам встретилось большое стадо коров вперемежку с лошадьми, за ними шел пастух. Сделали небольшой перевал для перекуса и отдыха.

В 16.00 вышли на перевал Черкесский. На перевале есть несколько пастушьих балаганов и колонка с чистой водой. Немного отдохнув, пошли дальше к озеру Хуко. Судя по карте, от Черкесского перевала тропа через пару километров делает разветвление. Одна тропа ведет на Бабук-Аул, а другая, поворачивая направо, ведет на Хуко (сюда то нам и надо было). Протопав траверсом километров шесть, развилки мы так и не обнаружили, зато вышли на какую-то поляну (поляна Стадника), где готовились к ночевке четыре группы (численностью около сорока человек). Оказалось, что они тоже хотели идти на Хуко и тоже промахнулись. Поляна была довольно небольшая, да и людей было многовато, поэтому мы не стали разбивать лагерь, а двинулись дальше. Начинался "Веселый спуск" - 7 км. Пройдя километра четыре, вышли на поляну "Холодный родник", правда, сам родник - одно название. Здесь уже стоял лагерь туриков из Нижнего Новгорода. Мы расположились рядом с ними, неподалеку от родника (воды в нем было с гулькин нос). За день пройдено 15 км.

8 августа. Проснулись часов в девять. Наши соседи уже вовсю собирались в дорогу. Когда мы уже позавтракали и собирали вещи, к нам спустился отряд из Дзержинска (в основном дети) и стал на обед. Мы пожелали им удачи и двинули вниз. Только начали спуск, как к нам навстречу вышла большая группа французских туристов с проводником. Они выбрали нелегкий путь - из Бабук-Аула подняться до перевала Черкесский и дальше на Фишт. Веселый спуск для них превращался в не менее веселый подъем. Тут я очень пожалел, что мы не вышли хоть на чуток позже. Всю свою сознательную жизнь я изучал французский язык (в школе и универе), а тут представилась уникальная возможность пообщаться с настоящими французами и опробовать свои скудные знания языка. Пришлось лишь ограничиться банальными "bonjour" (взмыленным французам было не до общения с нами).

Пройдя метров 500, наткнулись на егеря из Бабук-Аула. Он уже знал кто мы, куда идем, и затребовал с нас штраф за ночевку и костер на "Холодном роднике", т.к. по закону, жечь костры, а тем более мусорить, там запрещено. Когда он узнал, что мы из Ростова и что мы уже заплатили штраф на Фиште, то сменил гнев на милость и даже посоветовал нам переночевать у него на кордоне в Бабуке. Вы, говорит, ростовские жулики, а мы - кубанские. На том и разошлись.

За "Веселым спуском" тропа расходится. Одна уводит направо, на Хуко, а вторая вниз, на Бабук-Аул. Идти на Хуко мы уже не отважились и начали спускаться вниз. В Бабуке мы останавливаться не стали, а пошли дальше на Солох-Аул, предварительно пройдя по подвесному мосту через р. Шахе.

Километров через пять вышли на последний кордон. К нам вышел егерь и затребовал документы. Мы передали ему квитанцию, а также привет от предыдущего егеря. Узнав, что мы из Ростова, тоже назвал нас жуликами.

Часам к семи вышли к месту слияния рек Бзыч и Шахе. Слева от тропы есть ветхий подвесной мостик. Перейдя речку вброд, встали на ночевку на поляне возле речки. В этот день мы прошли рекордное для нас расстояние 17 км. На ужин сварили целый котелок какао. Помимо нас на полянке стояло еще групп восемь, толпа была приличная.

9 августа. Последний день нашего горного похода. Проснулись как всегда поздно. Пока поднимались и готовили завтрак, мимо протопали три группы. Среди них выделялись турики из Харькова с жовто-блокидным флагом (самостийная Хохляндия, блин,). От места нашей ночевки до Солоха километров пять. По дороге встречаются уазики с туристами (в основном встречные).

К Солох-Аулу вышли после обеда, часа в два. Дальше вышли на остановку и рейсовым автобусом доехали до Дагомыса. Затем пересели на электрон и поехали в Лазаревскую, где и стали лагерем в Мамедовом ущелье, в яблоневом саду. Место довольно уютное, рядом протекает чистая река, до моря минут двадцать ходьбы. Здесь мы благополучно и остались на недельку.
  • Комментарии: 7, последний от 27/04/2009.
  • © Copyright Горяйнов Антон Викторович (_anthony81@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 15k. Статистика.