Горяйнов Антон Викторович: другие произведения.

Отчет: Теберда - Архыз 2004. Отчет о походе 2 к/с.

• Комментарии: 3, последний от 27/04/2009.
  • © Copyright Горяйнов Антон Викторович (_anthony81@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.
  • Отчет. Горный:Кавказ , 120 км , 2 к/с , Ноги
  • Дата похода 29/04/2004 {10 дн}
  • Маршрут: пос.Теберда - пер.Азгек (1а) - пер.Хаджибей сев. (1б) / - пер.А(о)рючат (1а) - пер.Каракая сев. (1б) - пер.Озёрный (или Чабаклы) (н/к) - пос.Архыз - таулу.
  • Иллюстрации/приложения: 4 штук.

Отчет о походе 2-й категории сложности Теберда - Архыз 2004.

"Ты помнишь, как все начиналось?"

Кажется, только вчера мы с Ваней долбили ступени на неуступчивом перевале Федосеева и радовались, едва стоя на ногах, нашему первому серьезному восхождению. Но время летит незаметно, и вот мы уже готовимся к новому приключению. Где-то в середине января подруга всех "скитальцев" - Галя, сообщила, что от турклуба "Ковчег" (при РГУ) на майские праздники в Теберду собирается идти три группы: две единички и одна двойка, и что руководитель клуба - Леша Сказик, не против нашего с Вано участия.
       И вот мы уже наматываем круг за кругом на стадионе, пытаемся вязать всякие хитрые узлы, стянутые из Интернета. В конце марта вместе с ковчегавцами мы выехали на турсбор в "Горный лес". Там нас немного подучили азам горовосхождения и переправы, и там же мы познакомились с участниками будущей двоечки, а именно в нее мы и собирались с Ваней идти. Хорошо, что мы защитили свой зимний поход, и у нас была справка о прохождении похода первой категории сложности. У Алекса такой справки не было, и поэтому его взяли в единичку. Позже прояснилась ситуация с маршрутом. Леша заявил следующий маршрут: пос. Теберда - пер. Азгек (1А) - пер. Хаджибей Сев. (1Б) / - пер. А(О)рючат (1А) - пер. Каракая Сев. (1Б) - пер. Озёрный (или Чабаклы) (н/к) - пос. Архыз - Таулу. В качестве запасного: пос. Теберда - пер. Джугутурлючат (1Б) - пер. А(О)рючат (1А) - пер. Каракая Сев. (1Б) - пер. Озёрный (или Чабаклы) (н/к) - пос. Архыз - Таулу. Выезд запланировали на 29 апреля. Чтобы побыстрее уладить документы и пропуска у погранцов, Леша собрался выехать в Черкесск на день раньше.
       Кое-как решив проблемы с работой и учебой, я, Ваня и Алекс отправились в Ростов. В 22.30 все собрались на условленном месте возле "Якоря". Скоро подъехал автобус и мы, лихо, закидав рюкзаки, и попрощавшись с провожающими, отчалили.

29 апреля. В Черкесск прибываем около 5.00. По дороге подобрали нашего порядком подзамершего руководителя. Леша "обрадовал" нас приятными известиями по поводу погоды - черкесские метеорологи обещали в ближайшие два дня дождь и сильный туман. Прогноз не замедлил себя ждать и в Теберду мы въехали под мрачный аккомпанемент дождя. Быстренько выгрузились на остановке и попрощались со второй единичкой - автобус повез их в Домбай.
       Спрятавшись под навесом, начали делить, взвешивать и перекладывать все наше имущество. Этот процесс сопровождался громким смехом Паши, который все это время, стоя одной ногой на лавочке, пытался надеть штаны. Позавтракав, выдвинулись примерно в 9.50.
       Движемся вдоль орографически правого берега реки Муху. Дождь не прекращается. Через пару километров переходим по ж.б. мосту на левый берег. Дальше начинается подъем серпантином, довольно продолжительный.
       У слияния р. Азгек и р. Муху распрощались с "единичкой". Катя умудрилась, не снимая рюкзака, совершить кульбит на 360 градусов.
       В устье Азгека, по полуразвалившемуся мосту, переходим на ор. левый берег. Примерно через 4 км набредаем на мост, здесь же, на правом берегу, обнаружили кош. К этому времени почти все насквозь вымокли, поэтому вопрос о месте ночевки даже не обсуждался.
       Быстренько растопили печку и развесили одежду для просушки. Пообедали. Поспали. Поужинали, и снова спать. Долго не могу заснуть - Петя громко рассказывает анекдоты про каких-то ежиков.

1 мая. Подъем в 6.00. Позавтракали, собрались и вышли в 8.00. Погода уже лучше, но сильный туман. Перед выходом на большой снег, Леша проводит краткий инструктаж на тему "как нужно правильно ходить по снегу". Проходим мимо еще одного коша.
       Снега уже по колено, начинается продолжительный набор высоты. Тропим по-очереди, меняемся каждые 40 шагов. Ручьи, которые в изобилии нам встречались по дороге, теперь скрылись и единственным источником воды становится снег.
       Движемся на юго-запад. Вдали уже виднеется наша сегодняшняя цель - М-образная скала, а чуть правее сам перевал Азгек. Около 13.00 подходим к стоянке ставропольцев. Они тоже идут "двоечку", но немного по другому маршруту. К нашему удивлению, обнаруживаем среди людей маленького спаниеля. Ребята угостили нас водой, а их руководитель проконсультировался у Леши по маршруту. Оказывается, они перепутали перевалы, и Леша указал им по своей карте правильный путь. Попрощавшись, двинулись дальше.

0x01 graphic

Идти становится все тяжелее, снега местами выше колена. Меняемся уже чуть ли не через каждые два метра. В 17.30 вышли под перевал Азгек. Устроили небольшое совещание - подниматься на Азгек и становиться лагерем за ним, или же устроить бивак здесь, а к перевалу сделать тропежку на завтра. Решили остановиться под перевалом.
       Солнце уже почти скрылось, и нас плотной пеленой окутал туман. Завораживающее зрелище! Перед глазами встают кадры из мультфильма "Ежик в тумане". Поужинав, разбредаемся по палаткам.

2 мая. Подъем в 5.30. Природа, между тем, снова балует нас своими красотами - сказочный восход. Вдалеке, откуда мы вчера пришли, раскинулся облачный "океан", а над ним, постепенно набирая силу, поднимается огненный диск, окрашивая в алые тона соседние вершины.

0x01 graphic

Позавтракали и начали подниматься на перевал. По заранее вытоптанным ступеням идется очень легко. В 8.20 мы уже на Азгеке. Проведя видео и фото съемку, спускаемся. Наша новая цель - перевал Северный Хаджибей. По карте до него примерно 2,5 км.
       Солнце уже заметно припекает. Идется тяжеловато. Снег сверху покрыт тонкой коркой, наступая, проваливаешься по пояс. Местами применяем очень удобный, в данном случае спуск - "жопслей". Используем рюкзаки вместо санок и притормаживаем ледорубом. На одном из спусков я не справился с управлением, и меня так швырнуло, что я успел сделать в воздухе пару кульбитов.
       В 13.00 устроили обед на склоне. Натопили снега и сварили каркады. Солнце жжет неимоверно. Все кутаются во все, что только можно.
       В 15.40 поднялись на Сев. Хаджибей. С виду довольно легкий перевал. Но, немного спустившись, видим, что не так все просто. Спуск с перевала достаточно крутой и без веревок не обойтись. Решаем заночевать чуть ниже перевала, а спуск начать завтра как можно раньше. Ставим лагерь. Солнце еще не село и поэтому все выставили на просушку свои изрядно промокшие ботинки. Прямо, на наших глазах, справа от лагеря пошла небольшая лавина. Высунув морды из палаток, мы неотрывно наблюдаем за сходом и спорим: дойдет или не дойдет. Не дошла. За день вымотались и легли спать раньше обычного.

3 мая. Подъем в 5.00. Быстренько одеваем снарягу и идем вешать веревки для спуска. Справа от нас, на перевале Джугутурлючат, замечаем несколько движущихся точек - это, скорее всего, спускаются ставропольцы.
       Леша закрепил первую веревку. Наташа спускается, чтобы закрепить вторую. Мы с нетерпением ждем. Для меня и Вани это первый реальный спуск "дюльфером". Наконец, снизу раздался призывный крик Наташи, сигнализировавший о начале спуска. Первым его уловил Дима и начал осторожно спускаться. Вторым пошел я. Пока простегивал веревку, выслушал от Паши лекцию по спуску дюльфером. Первую веревку я прошел отлично, но при перестегивании на вторую произошел казус - заклинило карабин. Что я только с ним не делал - и дышал на него, и бил ледорубом, и, наконец, просто уговаривал - никак. И тут сверху на помощь мне снизошел Паша, вернее, сначала его каска, которая чуть не долбанула меня по голове. Увидев, в чем проблема, Паша призадумался, но вскоре нашел выход из положения - связал мне УИА, и я полез дальше.

0x01 graphic

В конце второй веревки меня уже ждала Наташа. За нашим завхозом спуск был уже более пологий и все спускались сначала в три такта, а потом уже и просто "солдатиком".
       В целом, спуск прошел без происшествий, правда, немного затянулся, аж на 3 часа. Начинаем спускаться к реке Уллу - Марка. Идется великолепно - снег еще не подтаял, и мы очень быстро спустились к реке. Наконец-то настоящая вода и деревья! Наша первая костровая за два дня. Я, первым делом, пошел купаться. Вода в реке - "освежающая". Кстати, долина реки Уллу - Марка или по-нашему Большая Марка очень живописная. Сама речка распадается на множество маленьких бирюзовых родников, утолять жажду из которых одно удовольствие.
       По плану, следующий наш заявленный перевал - Арючат, но, оценив обстановку, решаем его не идти - снега очень много и мы можем там увязнуть дня на два. Одна проблема - километраж. Отказавшись от запланированного перевала, мы теряем в километраже, однако, как оказалось позже, волновались мы напрасно. В общем, решили идти вдоль реки Уллу - Марка к селу Красный Карачай, а там постараться договориться насчет транспорта и доехать до места запланированной стоянки.
       По дороге наслаждаемся окружающей нас красотищей. В одном месте, на реке обнаружили что-то похожее на шлюз. Макс, Петя и Дима, мигом скинув всю одежду, кинулись открывать купальный сезон. Судя по плавающему в реке льду и стремительно выпрыгивающих из воды "боевых плавунов", температура там была не самая высокая. Но это не важно, главное процесс.
       В 13.55 прошли мимо коша на левом берегу Марки. Примерно через 9 км от места стоянки перешли по мосту на левый берег и вышли на тропу. После недолгого подъема тропа спускается опять к реке. По пути пересекаем несколько мостов. В 17.40 вошли в Красный Карачай. Справа от тропинки возвышаются, невесть откуда взявшиеся здесь, каменные истуканы - глыбы, напоминающие окаменевших троллей из сказочной повести Толкиена. Селение, на вид, довольно унылое и мрачное, много заброшенных домов. По дороге встречаем коров и лошадей, из людей встретили только двух чабанов, да и те недружелюбно наблюдали за нами на расстоянии. С транспортом мы обломались, только если на местных лошадях. До места назначения еще топать и топать, примерно 23 км. С надеждой, что встретим транспорт по пути, пошли по дороге вдоль Аксаута пешком.
       Солнце начинает садиться, а мы все идем и идем. Через некоторое время подошли к одинокому дому и "О радость!", рядом стоит грузовик. Паша пошел на разведку, однако, почти сразу вернулся - дома никого не оказалось. Ничего не поделаешь, идем дальше. Уже совсем стемнело. Группа сильно растянулась. Наташа убежала далеко вперед. Я, Дима и Петя тоже оторвались, арьергард где-то затерялся позади. Я уже иду на полном автомате, усталость уже не ощущается. Очень вовремя вышла луна, и все время освещала нам путь. Пройдя еще пару километров, мы все-таки решили подождать своих отставших на пеньке. Вдруг, впереди, со стороны дороги мы услышали, что нас кто-то зовет. Мы пошли на крики и наткнулись на двух местных парней. Они рассказали, что встретили Наташу и послали машину за остальной частью группы. При этом позади нас, из-за поворота появился ЗИЛ с нашими отставшими товарищами. Кое-как закинув себя и рюкзаки в то место, которое парни назвали "кузовом", тронулись. Примерно через километр обнаружили лагерь ставропольцев, а вместе с ним и нашего потерявшегося завхоза. Так, сидя на рюкзаках, и удерживаясь за что только можно, мы добрались до запланированной поляны между двух мостов. По плану здесь нас должна была ожидать единичка Миши Папазова. Ребята, которые нас подвезли, оказались очень гостеприимными, не только ничего с нас не взяли за проезд, но еще и угостили айраном и свежим хлебом.
       Мишиной группы на месте не оказалось, зато здесь расположились, как минимум, четыре группы: две из Ставрополя, из Краснодара и из Москвы. Сил и времени на разведение костра уже не было, поэтому мы попросились на огонек к ставропольцам. Неожиданно к нам подошел непонятно откуда здесь взявшийся Юра - руководитель второй единички. Его группа стала лагерем несколькими километрами выше по течению.
       Среди ставропольцев оказался гитарист, и пока мы ужинали, он решил спеть нам несколько песен. После ужина мы с Галей тоже решили немного попеть под гитару, как будто и не было позади n-го количество километров. Так с песнями у костра, поочередно передавая, друг другу гитару, мы просидели аж до трех ночи. В итоге, за этот день мы прошли примерно 34 км, вследствие этого проблема километража отпала сама собой.
       4 мая. Полудневка. Решили немного отдохнуть после тяжелого перехода. Растянули веревки для просушки всего того, что успело отсыреть за три дня похода. Я пошел купаться в Аксауте. Впечатлений, которые я при этом испытал не передать словами. На завтрак дежурные (а дежурными на этот раз были Галя и Леша) приготовили отличный соус из сушеных овощей с приправами.
       В 13.00 выдвигаемся. По маршруту следующий наш перевал - Северная Каракая (1Б). Вскоре набрели на Юрину единичку, стоящую лагерем прямо возле дороги. Посидели немного с ними, и пошли дальше.
       В 10.50 вышли к базе МЧС, огороженной большущим забором. Пока Леша регистрировался, Петя, Катя и Макс устроили небольшую шишечную войну. Пофоткались на машине химической разведки и тронулись в путь.
       Примерно через километр от базы встретили заброшенный МТФ. По сведениям Паши где-то недалеко должны быть источники минеральной воды. Проходим через небольшой мост, у места впадения рек Кти - Теберда и Аксаут. Погода, между тем, не предвещает ничего хорошего - начинается моросящий дождь. Отказываемся от нашего первоначального плана на сегодня идти на перевал Северная Каракая. Почти сразу за слиянием рек обнаружилась классная поляна, на ней и решаем стать на ночевку. Кто-то заметил на склоне, по которому нам завтра предстояло ползти, группу туристов. Да, им не позавидуешь - под дождем лезть по крутому травянистому склону.
       Быстро собрав палатку, я, Дима и Паша пошли разыскивать источник. Метров через двести нашли первый Нарзан, а чуть дальше и второй. Вкус воды довольно-таки специфический - отдает ржавым железом, но пить можно.
       Поужинали, поиграли немного в карты и завалились спать.

5 мая. Подъем, как обычно, в 5.30. Перешли вброд Аксаут и начали подниматься серпантином по травянистому склону. Далее по тропе идем траверсом на северо-запад.
       В полдень догоняем группу, замеченную нами вчера - снова ставропольцы. Посидели, пообщались. Ставропольские девушки угостили нас двумя ложками меда, а мы взамен выделили немного сала. Все остались довольны, особенно ставропольцы, так как с мясом у них была напряженка. Пожелав друг другу удачи, идем дальше. Солнце палит нещадно. То слева, то справа от нас периодически сходят небольшие лавины.

0x01 graphic

В 16.00 берем перевал Сев. Каракая. Тура не наблюдается, да и не удивительно, все покрыто полуметровым слоем снега. Сразу за перевалом небольшой снежный надув, обходим его справа. Открывается красивейшая панорама - Марухский ледник, слева гора Каракая, вдали виднеется вершина Софии. Спускаемся и идем по краю ледника, на северо-запад.
       В 18.20 чалимся на морене. После ужина решаем побаловать себя десертом. Паша вспомнил рецепт мороженого "По-Македонски": снег, сгущенка, орехи и изюм. Получилось довольно вкусно, но после такого десерта мы замерзли окончательно, и срочно пришлось согреваться остатками коньяка.

6 мая. Стандартный подъем. За сегодняшний день мы должны подойти к перевалу Озерный, соединившись, по дороге с обеими нашими единичками в районе озера Кара - Кель. Спускаемся в долину реки Маруха. С утра наст держит отлично, но местами, все-таки проваливаемся. Движемся сначала траверсом, но затем используем более эффективный в данном случае - жопслей. Я уже приноровился управлять ледорубом и спуск прошел в одно мгновение, остались только яркие впечатления и две дырки на задней поверхности моих многострадальных штанов. Примерно через 40 минут спускаемся в долину реки. Подходим к лагерю какой-то группы, замеченный нами во время спуска. По статистике это должна быть очередная группа из Ставрополя. Так оно и оказалось.
       Примерно в 10.00, переправившись на правый берег по снежному мосту, подходим к урочищу "Медвежья пасть".
       Урочище представляет собой, обрамленный соснами, живописнейший каньон с водопадом. Где-то в полдень к нам навстречу вышли двое погранцов, проверили документы и паспорта и проводили нас до заставы. Возле заставы обнаруживаем стоящую на приколе нашу первую единичку. В ходе продолжительных бурных приветствий, сопровождающихся метанием шишек, окончательно рвутся мои героические штаны. Устраиваем второй обед. Единица угощает нас чаем и сушеной колбасой. Чуть позже к нам присоединяется и вторая группа, у них был непростой спуск с перевала Ходюки. Дальше идем уже объединенным составом.
       В 17.10 становимся на ночевку на левом берегу Марухи, за МТФ. Погода портится. Поднялся сильный ветер. Один из сильнейших порывов поднял соседнюю палатку в воздух метра на полтора и понес вдоль берега, при этом раздался чей-то заинтересованный возглас: "А в палатке кто-нибудь есть?".

7 мая. Подъем в 6.00. В 9.00 выходим под перевал Озерный. Чтобы не толпиться идем по-очереди. Сначала уходит первая группа, через некоторое время вторая, потом третья. Мы с Вано оторвались от своих и догнали впередиидущую единичку Папазова. Ошибочно полагая, что они идут в правильном направлении, мы устремились за ними. Свою ошибку мы поняли, когда увидели своих на соседнем, слева от нас, склоне. Пришлось пройти еще несколько десятков лишних метров подъема, чтобы выйти на нужное направление. В 11 часов, одновременно с первой группой мы поднялись на перевал Озерный. Здесь была обнаружена единственная за весь поход перевальная записка. Спустившись с перевала двинулись вдоль Ревунка на Архызское седло. В четыре часа мы уже на Седле - единственный наш перевал, который не был покрыт снегом. С Архызского седла отлично виден поселок Архыз, особенно в бинокль. За перевалом начинается продолжительный спуск, примерно 4 км. Спускаемся уже почти бегом, поход практически завершен и многие хотят побыстрее вкусить прелести цивилизации. На ночевку стали у места впадения Ревунка в Большой Зеленчук.

8 мая. Первое утро, когда мы не услышали бодрый возглас руководителя: "Рота подъем!!!". Все уже окончательно расслабились. Я с утра, наконец-то заштопал свои походные штаны. Плавно передислоцируемся в район Церковной поляны и ставим там лагерь. На поляне Таулу в это время проходил ежегодный фестиваль бардовской песни, и мы решили понаблюдать за этим действием. Когда пришли на Таулу, то обнаружили там целый палаточный городок. Среди кучи народа заметили знакомые лица ставропольцев, которых мы встречали на маршруте. Сам концерт планировалось провести ночью, поэтому мы не стали дожидаться начала и, побродив немного среди палаток, повернули обратно к лагерю.

9 мая. Утро начинается с обряда посвящения новичков в туристы. Среди "новичков" оказались и трое "скитальцев": я, Ваня и Алекс. Обряд состоял из нескольких этапов. Сначала нам предстояло под перекрестным шишечным огнем наших "товарищей" пройти трассу с препятствиями. Затем надо было связать стремя на шее своего соседа. После этого нам приготовили какое-то пойло, содержащее zoko, чай, специи и какую-то гадость. Все это нам предстояло выпить.
       И, наконец, нам предстояло, предварительно произнеся клятву туриста, слизать с ледоруба смесь майонеза, горчицы и кетчупа.
       После окончания обряда собираем лагерь и выдвигаемся в поселок. В заранее договоренное время нас должен был забрать автобус. Пока мы запасались у местных айраном и хычинами подошел двухэтажный автобус. Распихав наши рюкзаки в багажное отделение, мы погрузились в автобус и с легкой душой отправились домой.

• Комментарии: 3, последний от 27/04/2009.
  • © Copyright Горяйнов Антон Викторович (_anthony81@mail.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 21k. Статистика.