Аннотация: Автопутешествие в Витязево с посещением Анапы, Темрюка, Абрау-Дюрсо, Утриша.
Готовимся.
Идея поехать отдыхать на юг на собственном автомобиле появилась еще в прошлом году, с легкой руки знакомых. Но лето уже было распланировано, да и компания не совпадала по отпускам, поэтому, отдохнув на турбазе, про поездку к морю мы успешно забыли. Но время шло, приближался очередной сезон отпусков, и мне на глаза случайно попалось объявление на городском форуме "Завалинка" - "Предлагается отдых у Черного моря в пригороде Анапы поселке Витязево в частной мини-гостинице..." с указанием ссылки на сайт. Сайт был изучен и с мыслью "Отдыхают же люди..." был добавлен в "закладки". Идея постепенно переросла в желание, желание - в намерение, и уже к середине мая мы точно решили - "Едем!". Были найдены компаньоны, началась подготовка. Активная переписка с хозяином мини-гостиницы дала нам возможность быть уверенными в том, что это именно то, что мы хотим, и это успокаивало. Вторым важным этапом подготовки была подготовка маршрута. Так как для водителей обеих экипажей такая дальняя поездка была первой, то к составлению "легенды" мы подошли весьма серьезно. Основным подспорьем в этом интересном деле были, конечно, источники сети Интернет, главным образом форумы сайтов www.auto.ru и www.ati.su, где можно было получить информацию из первых рук, т.е. от тех, кто уже ездил подобными путями. В результате был проложен маршрут Сызрань - Балаково - Саратов (объездная) - Камышин - Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецк - Кореновск - Тимашевск - Славянск-на-Кубани - Витязево общей протяженностью около 1600 км. Кроме карты, у каждого экипажа на руках были собранные по крупицам в Сети заметки о проезде тех или иных участков трассы, а так же населенных пунктов. Старт был назначен на 14 июня, 3 часа утра по Московскому времени.
Дорога туда. День первый.
Раннее утро 14 июня, на площади у Дворца творчества фото перед стартом.
Экипажи:
1.Автомобиль "Ока", пробег 21 т. км., экипаж 3 чел., в том числе ребенок 6 лет.
2.Автомобиль ВАЗ-2106, пробег 30 т. км. экипаж 4 чел., в том числе двое детей: 10 лет и 2 года.
На часах 3:33 утра по Москве, старт!
Первые 50 км трассы, что проходили по Самарской и кусочку Ульяновской области, пролетели незаметно, с постепенным осознанием того, что впереди пол-страны и море. Однако знак "Саратовская область" вернул нас на землю в самом прямом смысле. И хотя многое уже написано и сказано о качестве дороги из Сызрани до Саратова, но то, что мы увидели под колесами заставило в первый момент нас сомневаться в том, что мы в обозримом будущем увидим море. Первое впечатление такое, что здесь недавно прошел метеоритный дождь, оставив в когда-то существовавшем асфальтовом покрытии причудливой формы выбоины диаметром до 3 м и глубиной до 30-40 см... Езда напоминала художественное руление с постоянным притормаживанием, причем полоса бездорожья могла совершенно неожиданно прерваться и перейти в нормальное покрытие, которое, впрочем, так же неожиданно обрывалось и снова ямы, колдобины и т.п. Но все плохое когда-то проходит, и вот он, долгожданный поворот на Балаково. В общей сложности на преодоление участка дороги в 100 км мы потратили около двух часов.
Балаково был пройден на одном дыхании, благо было еще 6 часов утра и город практически весь спал. Далее наш путь лежал в сторону Саратова по левому берегу Волги. Качество дороги стало более-менее приемлимым, особенно после того, что нам пришлось проехать, и хотя местами попадались проблемные участки, тем не менее, ехать было несравнимо легче и примерно в 7:30 утра, заправившись, мы свернули на великолепный мост через Волгу, ведущий на Саратовскую окружную дорогу. Если быть точнее, это каскад мостов через несколько проток Волги речушки, впадающие в нее в районе Саратова. Вид с моста великолепен, вот только останавливаться на мосте было нельзя, а сделать фотографии из машины мешал высокий парапет. Объездная дорога практически по всей длине имеет две полосы движения в каждую сторону, а на развязках дежурят ГАИшники. Так же видели несколько засад на ремонтируемых участках с ограничениями скоростного режима, тут надо быть внимательнее. Длина объездной дороги примерно 60 км, и вот последний пост ГАИ на повороте, сотрудники которого не обратили на нас никакого внимания, и мы выходим на волгоградскую трассу, на часах 8:37... Следующий населенный пункт на пути - Камышин, до него порядка 180 км. Дорога становится заметно лучше и позволяет держать приемлемую скорость движения, а при въезде в Волгоградскую область на ней появляется еще и разметка. Обращаем внимание на то, как меняется окружающая природа. Если до Саратова вдоль дорог было достаточно много деревьев, то с приближением к Волгограду стала чувствоваться степь. Вокруг почти ни одного дерева, редкие кустарники, а одинокие пирамидальные тополя видно за несколько километров. Движение по трассе очень редкое, видимо сказывается утро выходного дня. Незаметно пролетаем Камышин, средняя скорость от Саратова примерно 95 км/ч, до Волгограда еще 180 км. Примерно в 12 часов проезжаем живописный населенный пункт Оленье и принимаем решение остановиться на привал. Свернув с трассы, через село выехали на берег реки Оленья, неподалеку от места, где она впадает в Волгу. Изумительный вид, хорошая погода, неплохой обед из горячих поджаренных сосисок с сыром и других взятых из дома запасов, дети отдохнули и размялись, мы пофотографировались и в 13:50 - старт. Уже через 40 минут мы на въезде в город, в руках - карта и описание проезда с сайта www.auto-izhevsk.narod.ru . Едем. После поста ГАИ в Ерзовке через ~3км поворачиваем направо на Москву, Ростов. Едем, никуда не сворачивая, все время по главной, ~30км. По пути проезжаем поселок Водстрой, ещё один пост ГАИ и виадук через ж/д, виадук через проспект Маршала Жукова, развязку на а/порт, упираемся в трассу Волгоград-Ростов. Там развязка в виде треугольника, поворачиваем НАЛЕВО, в город. Проезжаем светофор, поворачиваем направо, указатели на Элисту, Астрахань. Дальше все время едем по главной, ~30 км.
Доезжаем до поста ГАИ. Светофор. Основной поток уходит налево, на виадук через ж/д. Нам - прямо. Здесь самое главное - не проследить поворот налево через ж/д, до него от поста не более километра. Мы с первого раза этот поворот успешно проскочили и проехав примерно 3-4 км, поняли, что пора назад. После железной дорого - направо, по главной. Едем вдоль шлюзов, ещё через ~10 км переезжаем под ж/д, затем через ж/д, потом мост через канал и - пост ГАИ. За постом ГАИ - развилка, нам налево, на Червленое. Небольшая передышка, подведение итогов. 90 км через город пройдено примерно за 1:20, что весьма не плохо. (Надо сказать, что средняя скорость перемещения транспортного потока от светофора к светофору порядка 80 км/час, и хотя в некоторых местах имеются знаки ограничения до 50, выбиваться из потока, следуя знакам, нам не хотелось.) На часах 15:55, намеченная точка ночевки - г.Сальск Ростовской области, до него остается 350 км, планируем добраться к 20:00. Дальше наш путь лежит по проселочным дорогам внутриобластного значения. Вот где душа и тело отдыхает! Хорошее покрытие, немного облачная погода, практически полное отсутствие как встречных, так и попутных машин, сотрудники ГАИ только на стационарных постах в населенных пунктах - что еще надо для спокойной езды? Но вот один из стационарных постов подлил нам ложку дегтя в первый день пути. Кстати, почти все посты по ходу движения оборудованы знаками "STOP". Рекомендую исполнять Правила дорожного движения, предписывающие остановиться на некоторое время перед этим знаком, т.к. это не только 100% штраф, но и еще повышенное внимание сотрудников ГАИ к вашему автомобилю. И даже если у вас все ОК, вы потеряете 10-20 минут драгоценного времени. Так вот, на подъезде к поселку Зимовники начался достаточно сильный дождь, и, как на зло, на стационарном посту тормозят наш второй экипаж. Пока сотрудник ГАИ под ливнем производил досмотр содержимого багажника, вперед нас с поста успели уехать четыре фуры. Дождь усиливался, и, догнав эту колонну, мы смогли обойти только две машины. Дальше совершать обгоны было невозможно, т.к. из за проливного дождя и сильного бокового ветра встречная полоса практически не просматривалась. Следующие 60 км мы ехали не быстрее 70 км/ч, ориентируясь только на "габаритки" впередиидущего КАМАЗа. Но все плохое когда-то заканчивается, закончился и этот ливень. Еще немного - и вот он, пункт ночевки. Город Сальск Ростовской области (1155 км от старта) встретил нас около восьми вечера заходящим солнцем и сухим асфальтом. Дорогу к центральной гостинице "Юбилейная" нашли быстро благодаря доброжелательному местному населению и, поставив машины на стоянку, занялись размещением. Выданные нам трехместные номера на четвертом этаже гостиницы больше напоминали общагу советских времен. Кровати с провисшей сеткой, полусырое белье, жуткий запах, страшный санузел... Но особо сокрушаться сил уже не было, и мы легли спать.
Утром, немного перекусив и сфотографировавшись на площади у гостиницы, на фоне первого и единственного в России памятника белому генералу Сергею Маркову, в 10:00 мы отправились в дальнейший путь, впереди было около 500 км пути.
Дорога туда. День второй.
Примерно через 50 км после Сальска, на посту в п. Песчанокопске, нас остановили на посту ГАИ. На стандартный вопрос инспектора "Нарушаем?" был дан не менее стандартный уверенный ответ "Нет!", хотя к посту мы подлетели на скорости 120 км/ч. Проверка документов и нас с миром отпустили. Явных указателей на перекрестке перед Песчанокопском не было и мы решили проехать через село в сторону следующего населенного пункта - Белой Глины. Но, как оказалось, прямой дороги нет, и нам пришлось вернуться на пост, на перекрестке свернуть направо, и примерно через 15 км мы увидели указатель на Тихорецк. Кстати, на этой дороге находится граница Ростовской области и Краснодарского края и вобщем-то неплохая трасса становится еще лучше. И хотя количество населенных пунктов в Краснодарском крае больше, что, конечно, снижает среднюю скорость, но зато по трассе ехать значительно приятнее. Идеальное покрытие с четкой и грамотной разметкой, по краям дорога обсажена аккуратно побеленными деревьями - едешь, словно по парку.
Перед г. Тихорецком уперлись в трассу М29, но по совету с форума "Дороги" сайта www.ati.su в город сразу не поехали, а свернули направо. Примерно через 5 км увидели автостанцию на трассе, а напротив нее другой, центральный, въезд в город. Туда и повернули. Центр города поразил своей чистотой и аккуратностью, симпатичные скверики и ухоженные газоны вдоль всей улицы. Доехали до Т-образного перекрестка, повернули направо и ехали примерно километра три, до пересечения с более главной дорогой, свернули налево и далее спокойно выехали из города по указателям на Краснодар, Выселки. Далее наш путь шел через небольшие станицы до трассы М4, на которой мы свернули налево, на Краснодар, и через 14 км, перед Кореновском, ушли направо по указателю на Тимашевск. Тимашевск проходится без проблем по краю города по указателям на Слявянск-на-Кубани, Слявянск - все время прямо по главной по указателям на Темрюк. После Славянска проехали станицу Анастасиевскую, и в районе п. Красный Октябрь повернули налево, по указателю на Варениковскую и Анапу. В Варениковской пути тех, кто едет в Витязево и Анапу, расходятся. Для едущих в Анапу лучше ориентироваться на ст. Гостагаевскую, а нам - все время прямо, через Юровку, Джигинку, Виноградное. В Виноградном на въезде постоянно дежурят гаишники с радаром, нас вовремя предупредили встречные, и мы проехали пост без проблем. И вот наконец долгожданный поворот на Витязево, 3 км, переезд и мы въезжаем на центральную улицу поселка - Черноморскую. Слева сразу примечаем ворота и ларек винзавода СПК "Витязево", а по всей улице бесконечные плакаты, щиты, дощечки, листочки с примерно одинаковыми надписями: "Сдам комнату (номер) с автостоянкой (удобствами, верандой, телефоном...)". В общем, сразу понятно, что приехавший сюда без конкретного адреса на улице не останется. Немного поплутав по местным улочкам, находим дом, где мы заказали номера. Увиденное полностью оправдало наши ожидания - отдельный корпус с большой верандой с виноградником, четыре трехместных номера со всеми удобствами (холодильник, телевизор, кондиционер, туалет, душ, горячая вода), просторная веранда, большая кухня со всеми необходимыми принадлежностями, во внутреннем дворике -площадка с бассейном, шезлонгами, столиками, за домом - стационарный мангал. Ура, приехали!!! На часах - 17:00.
Некоторые итоги пути:
Всего пройдено 1691 км, в том числе в первый день 1155 км, во второй - 536 км. Чистое время в пути (без учета остановок и заправок) - 20,5 часов (14 и 6,5 соответственно), средняя скорость 82,5 км/ч, примерный расход топлива на моей Оке - 5,9 л/100 км. Стоимость бензина по пути следования - от 11,8 руб. в Саратовской области до 12,9 руб. в Краснодарском крае.
Витязево.
Для начала немного о том месте, где мы расположились.
Витязево - поселок, названый в честь майора Витязя, совершившего свой подвиг в августе 1809 года. После взятия русскими войсками турецкой крепости Анапа в ней был оставлен гарнизон, которому приходилось постоянно сдерживать набеги черкесов. В 1837 году была основана казачья станица Витязевская, которая была оставлена во время Крымской войны (1854). В 1862 году на месте станицы возникло первое в Кубанской области компактное поселение понтийских греков село Витязево. И до настоящего времени в поселке проживает много греков, об этом говорят как и дома и кафе, выполненные в греческом стиле, так и явно греческие фамилии их владельцев.
Сейчас курортный поселок Витязево является пригородом Анапы от которой расположен в 11 км. и связан городскими и маршрутными автобусами.
Из Витязево до Анапы можно доехать на рейсовом автобусе и на маршрутном такси (примерно 20 мин.). Маршрут пассажирского транспорта проходит по Пионерскому проспекту, на котором размещено более 50 оздоровительных учреждений. Движение грузового и легкого транспорта на проспекте запрещено, но путь до Анапы на собственном автомобиле занимает примерно те же 20 мин, только с выездом из Витязево на трассу М29 и въездом в Анапу с нее же.
Центральная улица поселка Витязево - Черноморская, которая одним концом упирается в шоссе, ведущее в аэропорт Анапы, а другим - в центральный пляжа Витязево. Вдоль Черноморской улицы расположено множество кафе, а так же крупных и мелких магазинчиков, частных павильонов.
Ближайший частный сектор поселка Витязево находится в минутах 15 от пляжа, а почти непосредственно на Витязевской песчаной косе находится множество пансионатов, лагерей и баз отдыха. Со стороны степей Витязево окружено виноградниками.
Витязево расположено непосредственно на берегу Витязовского лимана, лечебные грязи которого используют для лечения опорно-двигательного аппарата. В поселке расположен винзавод СПК "Витязево" (http://www.anapa-vzv.ru), продукция которого неоднократно становилаяь призерами российских и международных конкурсов. При заводе действует магазин. Здесь же расположена конечная остановка пассажирского транспорта, в том числе и внутренней витязевской таксички с весьма занятным маршрутом "Винзавод - Пляж". За время нашего пребывания мы продегустировали множество сортов местных вин, но вина Витязевского завода были вне конкуренции. Завод выпускает большой ассортимент продукции - сухие, полусладкие, десертные вина, мускаты, вермуты, кагоры. Ценовой диапазон - от 40 до 70 руб. за литр.
Пляж Витязево - песчаный с вкраплениями крошек ракушек, его ширина составляет порядка 120 метров. Как правило, пешком на пляж идут двумя дорогами:
- по Черноморской улице через арку Центрального пляжа;
- от улицы Горького, по дороге вдоль нового комплекса.
На автомобиле можно подъехать к песчаной косе дикого пляжа, который находится немного в стороне от Центрального. Для этого нужно с Черноморской свернуть направо в сторону санатория "Витязь". На диком пляже значительно тише и просторнее, даже в часы пик, а при желании воспользоваться аттракционами и развлечениями можно дойти до центра по пляжу за несколько минут.
От пляжа вы можете покататься на банане, такое 10-ти минутное удовольствие обойдется в 50 руб. с человека, можете взять на прокат 2-х или 4-х местный катамаран. Соответственно 80 руб./час или 120 руб./час. Катание с водных горок обойдется в 30-80 рублей. Так же на пляже есть кафе, бильярд, настольный теннис. На диком пляже можно прокатиться на песчаных вездеходах за 50 руб/круг.
По пляжам постоянно ходят частные торговцы с различными припасами от сладостей и пирожков до пива и вина.
Температура воды в море в первые дни нашего проживания было примерно 19?, для местных жителей это холодно. Для нас же - это температура в Волге в разгар купального сезона, так что неудобств не ощущалось. К концу пребывания вода прогрелась до 22?, что было уже значительно приятнее. Конечно не обошлось и без главной неприятности анапских пляжей - водорослей. Их количество то прибывало, то убывало, но в любом случае почему-то на диком пляже их всегда было меньше, чем на центральном. Хотя по сравнению с тем, как "зеленеет" Уса в августе - анапские водоросли это мелочь.
Пешеходная зона ул. Черноморской сплошь застроена кафе и закусочными различного уровня, днем здесь можно приобрести комплексные обеды вполне домашнего качества по цене от 50 до 70 руб. с блюдами на выбор, а вечером потратить любую желаемую сумму денег на местные блюда из морских деликатесов, в том числе и на обязательный в этих местах шашлык из осетрины (80 руб./100 гр.), запивая все это пивом или местными винами. Практически в каждом кафе есть свой исполнитель, во многих еще и с ансамблем. Все кафе работают круглосуточно, поэтому с осторожностью принимайте предложения о проживании неподалеку от пляжа, т.к. ночная музыка вряд ли даст вам спокойно отдохнуть.
Для детей в этой же зоне расположился заезжий Луна-парк со стандартным набором аттракционов. Стоимость сеанса - от 30 до 60 руб., хотя, забегая вперед, скажу, что лучше съездить в Центральный парк Анапы, там выбор и качество аттракционов несравнимо больше.
Желающим посмотреть достопримечательности предлагают свои услуги киоски экскурсионных бюро. Ввиду наличия собственного транспорта мы ими не пользовались, но извлекли немало полезной информации для самостоятельных путешествий.
Неподалеку расположился небольшой рынок, где можно по сходной цене приобрести как местные, так и привозные фрукты/овощи.
На площадке перед пешеходной зоной постоянно дежурят частные такси и маршрутки.
Поселок находится в стадии постоянного строительства. Строится частный сектор, в котором появляются как классные мини-гостиницы, так и корпуса с комнатами бюджетного уровня, ближе к пляжной зоне вырастают гостиничные дома современного класса, а на центральных улицах появляются все новые и новые кафе и магазинчики.
Анапа.
В Анапе мы были несколько раз - приезжали на местные рынки за продуктами, а так же в Центральный парк на прогулки с детьми. Дорога из Витязево в Анапу занимает примерно 15-20 мин, сначала с выездом из поселка на трассу (здесь есть участки с разрушенным покрытием), а затем въездом в центр города. Первый раз мы поехали в город наугад, но это оказалось не так просто, т.к. движение в городе организовано по одностороннему принципу, да еще и сквозной проезд по многим улицам запрещен. Так что лучше сразу приобрести карту, чтобы не плутать по городу. Скоростной режим и разметка местными водителями соблюдается неукоснительно, а еще нас приятно удивило то, что там принято уступать пешеходам, причем за этим во многих местах следят сотрудники ГАИ.
В городе несколько рынков, основной продуктовый - Центральный, основной вещевой - Северный, расположены неподалеку друг от друга. Продуктовый рынок, кроме фруктов и овощей, поражает всевозможными морепродуктами в разнообразных видах. Цены на них вполне приемлемые - местная рыба пеленгас (очень вкусная, особенно в жареном виде) - 60 руб./кг, осетрина свежая - 180-230 руб., осетрина копченая, соленая, вяленая - 350-500 руб/кг. Радует глаз огромных размеров камбала - от полуметра и более в диаметре.
Особо стоит отметить Городской парк, который протянулся вдоль берега Черного моря. Для детей и взрослых работает множество аттракционов, которые разбросаны по всему парку, стоимость посещения от 30 до 80 руб. Все аттракционы в отличном состоянии, выглядят ярко и привлекательно. В парке работают разнообразные выставки, а несчетное количество частных фотографов сфотографируют вас окружении экзотических зверей и птиц, сказочных героев и чудовищ, известных политиков, перекрашенных негров и т.п. Ну а об огромном количестве кафешек и торговых точек и говорить нет смысла. Так же на территории парка расположена знаменитая Летняя эстрада, куда в сезон съезжаются все звезды отечественной попсы, а непосредственно на набережной находится аквапарк "Золотой пляж". Билет в аквапарк стоит 400 руб., для детей до 10 лет - 200 руб., а дети до 5 лет проходят бесплатно.
Анапский дельфинарий в Большом Утрише.
Вряд ли найдется кто-то, отдыхавший в Анапе и пригородах с детьми и не побывавший в дельфинарии в поселке Большой Утриш. Дельфинарий расположен на полуострове в заповедной зоне, примерно в 20 км. от Анапы. Туда постоянно организуются экскурсии, как автобусные, так и морские, на теплоходе. Въезд на собственном автомобиле на территорию заповедника Большой Утриш платный, 100 руб. с машины. Но оно того стоит, т.к. открывающиеся с дороги виды зарождающихся Кавказских гор, уходящих в море, просто великолепны. Вдоль дороги есть несколько смотровых площадок, откуда можно полюбоваться этой красотой.
В дельфинарии ежедневно проходит по два представления, стоимость билета 250 руб., дети до 5 лет бесплатно. Площадка для выступлений дельфинов естественная и находится в небольшом заливчике, на берегу которого установлена крытая трибуна. По окончании представления на пути к стоянке транспорта местные жители утраивают минирынок, на котором можно недорого приобрести различные морские сувениры - от мелких камушек и ракушек до красивых панно из них. Желающие могут за 50 руб. посетить морской аквариум, где представлены многие виды обитателей Черного моря.
Хотя поселок находится в заповедной зоне, здесь тоже достаточно много отдыхающих. Кроме горной природы, привлекает еще и уютный чистый галечный пляж, расположенный в заливе между полуостровом и спускающимися в море горами.
Абрау-Дюрсо
Название этого населенного пункта, расположенного примерно в 14 км от Новороссийска, известно каждому почитателю шампанского. Именно здесь в горных хребтах в конце XIX века был построены первые в России глубокие тоннели для производства шампанских вин. И до настоящего времени местное шампанское считается лучшим в России, не смотря на то, что завод пережил революцию, гитлеровскую оккупацию, наводнение в 2002 году.
Любой желающий может посетить организованные экскурсии по заводу, стоимость экскурсии по музею - 30 руб., с дегустацией и спуском в подвалы - 250 руб.
Вся атмосфера городка наполнена тонким запахом шампанского, это ощущается сразу, как только по горной дороге вы попадаете в этот райский уголок. Впечатляет вид на озеро Абрау, самое крупное пресноводное озеро Северного Кавказа, находящееся на высоте 84 метра над уровнем моря. К озеру примыкает красивый ухоженный парк с редкими видами деревьев.
На центральной площади поселка расположено занятное двухэтажное здание старинной постройки, как оказалось - эдакий местный "муравейник". С одной стороны его центральный вход содержит вывески "Православный храм" и "Милиция", с другой стороны - "Поселковая администрация Абрау-Дюрсо". С боковых входов приютились парикмахерская, аптека, почта и сбербанк. Все удобно и компактно, далеко ходить не надо.
В поселке два фирменных магазина, мы зашли в тот, что расположен у входа на завод. Здесь представлен полный ассортимент выпускаемой продукции, по цене 85-95 руб. за обычные сорта и 300 руб. за выдержанные 4,5 года по старинной классической технологии. Кроме шампанского, можно приобрести разливное вино анапских винзаводов. Доброжелательный персонал даже предложил нам сфотографироваться на фоне прилавков со всем этим великолепием, чем мы сразу и воспользовались.
Темрюк, станица Голубицкая, Азовское море. День первый.
Первая наша поездка к Азовскому морю была на пятый день нашего пребывания на отдыхе. Посмотрев на карту Краснодарского края, мы оценили расстояние примерно в 50 км и отправились в путь. Дорога проходила через небольшой городок Темрюк, через который мы проехали, остановившись у рынка и закупив местных недорогих овощей. Так же нас интересовал местный коньячный завод (http://temruk.narod.ru), но он оказался в другой стороне города и его посещение мы отложили на потом. Выехав из города на запад, через несколько километров мы въехали в станицу Голубицкую, которая как раз располагалась вдоль моря. Мы поехали первой же улицей и, проехав через квартал многочисленных баз отдыха, выехали на грунтовую дорогу, что вела к побережью. Буквально в 50 метрах от берега нам преградил дорогу шлагбаум с охранником и вывеской, гласящей, что въезд на берег платный, 50 руб. с машины. Это было для нас неожиданным, но спорить мы не стали и через несколько минут выбрали себе уютное местечко на берегу. Береговая полоса в этом районе Азовского моря узкая, первые метров 5-7 - мелкие ракушки, далее постепенно переходящие в песок и траву. Вода немного мутноватая, но значительно теплее, чем в Черном море. День выдался хороший, мы накупались и назагорались вдоволь и решили обязательно еще раз сюда приехать.
Темрюк, Азовское море. День второй.
Вторая наша вылазка в этот район случилась за день до отъезда. На этот раз мы решила сначала попасть в магазин коньячного завода, а затем уже ехать на пляж. В магазине на выбор было представлено три сорта местного коньяка 3-х, 4-х и 5-и летней выдержки, а так же настойки вишни и кизила на коньяке. Все это можно было приобрести как в розлив (коньяк от 210 до 260 руб./литр, настойки 150 руб./литр), так и во всевозможной таре, от классической до сувенирной. Затарившись коньяком, мы двинулись в строну моря. Погода тем временем испортилась и пошел мелкий дождь, но мы все-таки решили доехать до места, а там решить, что делать дальше. Ехать было решено через город, благо все время по прямой и по главной. Проехав несколько километров, перед нашими глазами открылась впечатляющая картина - несколько десятков видов боевой техники со времен войны до наших дней, стоящих на площадках на склонах двух холмов, а по другую строну дороги - большой катер и разнообразное вооружение, а так же три самолета конца XX века. Оказалось, что это темрюкский музей "Военная горка". Мимо такого зрелища мы проехать не могли, а поэтому остановились и почти час потратили на осмотр и фотографирование. Вход на осмотр платный, 10 руб., и, хотя территория не огорожена, но по ней ходит смотритель и проверяет билеты. Полные впечатлений, мы поехали дальше. Погода не клеилась, и мы поехали вдоль моря за Голубицкую в надежде найти бесплатный съезд к морю. Но подходы были либо за шлагбаумом с охраной, либо через базу отдыха. И только перед поселком Пересыпь нам удалось найти свободный въезд, хотя табличка с расценками висела и там, но ни ворот, ни охраны там не было. Мы расположились недалеко от моря, развели костер и с удовольствием пообедали борщом из котелка и свежепожаренным шашлыком из осетрины. Обратно возвращались в объезд Ахтанизовского лимана через одноименную станицу, наслаждаясь местным колоритом и видами на лиман и виноградники.
Дорога обратно. День первый.
Но все хорошее кончается быстро, незаметно пролетели и 10 дней нашего отдыха. Всего по Краснодарскому краю пройдено 840 км, примерный расход топлива на моей Оке - 5,3 л/100 км. Отъезд назначен на утро 26 июня, пакуем чемоданы, укладываем в машину вещи и закупленное на местном винзаводе вино, сдаем номера, прощаемся с гостеприимными хозяевами. На часах 11:42, старт! План первого дня - доехать до Волгограда, это примерно 900 км. В основном обратный путь шел гладко, без отклонений, если не считать двух контактов нашего экипажа с местными сотрудниками ГАИ. Сюжет первый. Одна из транзитных станиц Краснодарского края, ограничение скорости стандартное для населенного пункта, по одной полосе в каждую сторону, посередине сплошная, и я догоняю "классику" с гражданскими номерами, едущую со скоростью чуть меньше 40 км/час. Через некоторое время мне надоедает тащиться за ним, и я объезжаю его справа по площади, прилегающей к заправке, понимая, что это нарушение правил, но не ожидая такого поворота событий. Как в последствии оказалось, в машине вел патрулирование местный сотрудник ГАИ и в результате недолгой беседы с полным признанием мной собственной вины в его бардачок перекочевали мои 100 рублей. На прощание он предупредил меня, что аналогичные подставы еще будут на пути в ближайших населенных пунктах. Так оно и вышло, в через следующую станицу мы ехали со скоростью 40 км/час за иномаркой с московскими номерами, которая, видимо тоже зная о шутках местных гаишников, неспеша ехала за белой "классикой". Сюжет второй. На стационарном посту в поселке Зимовники Ростовской области на пытались "развести" на предмет нелицензионного перевоза 10-ти литровой канистры с витязевским вином. В силу некоторых обстоятельств "разводить" нас сотрудник отказался и отпустил нас с миром. (Уже по приезду домой, изучив соответствующие документы, было выяснено, что лицензированию не подлежит перевозка на легковом автотранспорте грузоподъемностью до 500 кг и на прицепах к ним. Так что совет тем, кто, не дай Бог, попадет в подобную ситуацию - требуйте от сотрудника ГАИ документ, на основании которого он собирается предпринимать какие-либо действия по отношению к перевозимому вами вину, а если дело все-таки дойдет до изъятия, то обязательного составления протокола. Так же на всякий случай сохраните кассовые чеки на купленные напитки.) Эти две остановки отняли у нас более получаса драгоценного времени и к Волгограду мы подъехали в полной темноте к одиннадцати часам вечера. Далее нам предстояло найти гостиницу. Гонки по ночному городу с попытками сориентироваться по карте и указателям, расспросы местного населения - все это заняло чуть больше часа и увенчалось успехом. Трехместные уютные номера в гостинице "Турист" по 750 р. за номер с включенным завтраком - что нам еще надо после 12 часов пути?
Дорога обратно. День второй.
Утром, после завтрака, мы разделились - второй экипаж остался на пару часов в Волгограде на осмотр Мамаева кургана, а мы решили потихоньку ехать. Надо сказать, что проезд Волгограда с юга на север даже проще, чем наоборот и не требует предварительной подготовки, т.к. на первой же развилке и далее по всему пути следования через город есть указатели движения на Саратов, так что заблудиться невозможно.
Второй день пути тоже прошел без особенностей, только дорога с каждым километром становилась все хуже и хуже... На Саратовской объездной дороге ремонтировалась развязка на Энгельс и Маркс, как раз там, где нам нужно было сворачивать, пришлось выделывать странные маневры, следуя указателям объезда, но все обошлось хорошо. На участке от Саратова до Балаково было достаточно много гаишников с радарами в совершенно неожиданных местах. На одном из таких участков я понял, что надо внимательно следить за зоной действия знаков ограничения скорости. Знак "Ограничение 50 км/час" установлен перед поворотом и мостом через ручей, а знака отмены нет. Фактически ограничение накладывается еще на 1-2 км ровной прямой дороги до ближайшего перекрестка. Вот на таких участках и пасутся местные инспектора.
Второй экипаж догнал нас на въезде в Балаково. В отличие от проезда с правого берега на левый, обратный проезд не так однозначен, т.к. указателей в начале города нет никаких. При въезде в город надо повернуть сначала направо, а затем после виадука через железную дорогу - налево, и далее уже по главной до плотины и выезда из города.
И вот начинается самый "веселый" участок дороги - последние 150 км по саратовской дороге (назвать это трассой как-то язык не поворачивается). С радостью замечаем, что на подъезде к Балаково дорогу отремонтировали, примерно через 5 км упираемся в ремонтную бригаду, которая ведет обработку покрытия сразу по всей ширине дороги. Участок длиной в километр густо сдобрен гудроном, ехать невозможно, хорошо еще что есть ровная обочина, пылим по ней 30 км/час. А дальше все как раньше - совершенно разные участки, резко переходящие друг в друга, затем большой кусок бездорожья по территории Хвалынского лесхоза, и вот он, долгожданный знак окончания Саратовской области. Дорога становится хорошей, педаль в пол, 120 км/час и вот мы уже в Сызрани, и каждая колдобина тебе улыбается... Совместное фото обеих экипажей на ул. Рабочей - и по домам. На часах 20:30 по Москве...
Некоторые итоги пути:
Всего пройдено 1691 км, в том числе в первый день 942 км, во второй - 749 км. Чистое время в пути (без учета остановок и заправок) - 22 часов (11,5 и 10,5 соответственно), средняя скорость 76,8 км/ч, примерный расход топлива на моей Оке - 5,6 л/100 км. Стоимость бензина по пути следования - от 12,9 руб. в Краснодарском крае до 12 руб. в Саратовской области.
Все время поездки наши автомобили вели себя замечательно, поломок не было, если не считать залипшего датчика вентилятора на моей "Оке".
Выводы.
Ездить на отдых на своем авто можно и нужно. С одной стороны, это экономия расходов на билеты от 30% до 50%, особенно если едете семьей. С другой - полная свобода передвижения как при заселении, так и во время отдыха, это мы поняли по себе. И если вы вкладываете в понятие "отдых" что-то большее, нежели лежание на пляже весь световой день, то дополнительная мобильность будет вам на пользу, и каждую свою поездку вы запомните надолго.
==========================
Полная версия отчета с фотографиями у меня на сайте.