Ишмуратов Рустам Ризаевич: другие произведения.

Впечатления: Фанские горы

• Комментарии: 5, последний от 04/02/2015.
  • © Copyright Ишмуратов Рустам Ризаевич (ishmuratovr@mail.ru)
  • Обновлено: 03/09/2015. 7k. Статистика.
  • Впечатления. Горный:Статьи и обсуждения ,.Информация , Ноги
  • Дата похода 01/01/1999
  • Маршрут: Самарканд - Фаны - Душанбе
    К чему я это рассказываю? Главное - климат в группе. Как это делать, я не знаю. И вообще, зачем нужны восхождения, если нет взаимопонимания.

•   AT004
      Рустам Ишмуратов
      E-mail: ishmuratovr@mail.ru

Июнь - июль 1961 года.

Мы - Володя Мовчаренко, Вадим Баширов, Леша Газейкин и я собираемся в поход 3-ей категории сложности в Фанские горы. Володя инициатор и руководитель - добыл у москвичей ЈсинькуЋ района, а еще мы читали книгу Гусева ЈФанские горыЋ. Мы уже сходили в зимний похода по Кольскому полуострову, но горный поход был впервые. В клубе туристов походы мы не оформляли. В наши планы входило восхождение на пик Энергия 5400 м. по маршруту 2А к./т., и если повезет, и на пик Чимтаргу, самую высокую точку района. В последний момент к нам присоединился Женя Приймак имевший горно-туристский опыт. Осмелюсь утверждать, что это был первый выезд казанских туристов в этот район.
      Первый день похода. Рюкзаки под сорок, жара под тридцать, втягиваемся с трудом. Идем по каменистой тропе вдоль горного ручья. Между Лешей и Володей из-за темпа движения возникает легкое трение.
      Третий день похода. Мы на озере Большое Алло. Прозрачная сине-бирюзовая вода в чаше гор. Здесь наш базовый лагерь. Отсюда начало радиального выхода на пик Энергия. Вокруг настоящие скалы. Недалеко, со стометровой стены сочится вода, под стеной осыпь и небольшой снежник. Для нас это первый снег и мы радостные поднимаемся к нему. Подъем занял около получаса. Пока радовались и бросали снежки друг в друга, сверху посыпались некрупные камни с кулак или кирпич. В три минуты сбежали вниз и спрятались под огромным камнем. Камнепад вскоре прекратился. Это нам наука.
      Познакомились с чабанами. Их двое - пасут отару около 1000 барашков. Пол дня сидели на камне, затем один ушел вниз по ручью искать двух отставших баранов. Вернулся через час с баранами.
      Утром, оставив Женю дежурить в лагере, идем на разведку и заброску снаряжения. Уходим по ущелью влево по каменистой тропе. Она едва просматривается, помечена каменными турами. Проходим лог, ведущий на Чимтаргу отдохнув, идем дальше. Доходим до поворота в лог на перемычку между Чимтаргой и пиком Энергия. Просматриваем подходы. Прячем в камнях снаряжение, перекусив, отправляемся в лагерь.
      В лагере готов обед. Женя взял у чабанов большой казан и сварил обед на всех. Приходят чабаны, едва подойдя к нашему костру, отворачиваются и обиженные уходят. Все в недоумении. После недолгого расследования выясняется, что Женя запустил в казан единственную остававшуюся у нас банку свиной тушенки. Чабаны это мгновенно учуяли. Приходится мне, тюрко-говорящему и как бы мусульманину, тщательно мыть казан и идти извиняться. Отношения испорчены.
      На следующий день, посомневавшись и оставив лагерь без присмотра, всей командой уходим на восхождение. План - подняться на перемычку, там заночевать и на завтра штурмовать пик Энергия.
      Подходим к заброске, берем необходимое снаряжение, движемся дальше. Настроение хорошее, дыхание тоже. Красота суровая, скалы, снеговые вершины... Погода солнечная, как всегда в это время в Фанских горах.
      Подъем становится круче. Идем, уже, который час. Время далеко за полдень. Перемычку видно, но до нее далековато. На очередном привале Володя жалуется на головную боль. Делаем еще один переход. Володя говорит, что дальше он не пойдет, болит голова. До перемычки уже близко, но идти вверх он не может. Как руководитель, принимает решение идти вниз. Сопровождающим к нему определяется Вадим. Он тоже не в лучшей форме. Руководить восхождением остается Женя. Вадим возражает против отправки его вниз. Следуют не очень красивые выяснения: ЈА почему я, а почему не онЋ? Спор затягивается.
      Неожиданно слышу свой голос: ЈЯ пойду с ВолодейЋ. Уходим вниз.
      Спускаемся до места заброски. Едва успеваем до темноты. Здесь ночуем. На утро состояние Володи улучшилось, но, увы. Идем вниз в лагерь. По пути делаем разведку лога на Чимтаргу. Доходим до ледника. Дальше идти не решаемся. Уходим в лагерь. К полудню мы на месте, готовим обед. Часа через три приходят ребята.
      Рассказывают. Дошли до перемычки. Поставили палатку. Ночь была холодная. Спали плохо. Наутро Вадим из-за головной боли не смог идти. Его оставили в палатке. Леша с Женей ушли наверх. Подъем технически не сложен. Скалы, затем ледник. Шли в связке, сначала попеременно страхуясь, под конец одновременно. Вот и вершина. Сняли записку, сфотографировали панораму и вниз.
      Итак, группа выполнила задачу. Вершина покорена. Но радость была не полной. Не все взошли, а между Лешей и Женей к этому времени возникло напряжение. Вообще в группе постоянно висело напряжение. Его полюс перемещался от личности к личности, но оно постоянно было.
      На следующий день, обсудив ситуацию, отказываемся от планов взятия Чимтарги, и после полудня уходим по правому ущелью к перевалу. Кстати за эти дни произошла акклиматизация группы, и далее все перевалы были пройдены спокойно. Поход завершали на озере Искандер-куль. Остановились около метеостанции и два дня отдыхали. Бултыхнулись в воду, как в кипяток (вода десять градусов) и тут же выскочили на берег. Ходили на водопад. С сорока метрового уступа вода из озера с грохотом срывается в узкое ущелье. Завораживающее зрелище.
      К этому времени климат в группе окончательно испортился. Женя оказался в изоляции и только со мной еще как-то поддерживал отношения. На следующий день он отозвал меня в сторону и сказал, что дальше так не может, что он собирается уходить и просит меня идти с ним. Что меня заставило идти с ним, я не знаю. Здесь оставались мои друзья, и было ясно, что я их теряю. Но я согласился. Через час мы ушли. К вечеру у Жени поднялась температура и держалась четыре дня. Я его поил чаем и лечил антибиотиками. Поправился он только при подъезде к Куйбышеву (Самара) где у него была пересадка на Пермь.
      В Казани у меня было неприятное объяснение с Лешей и Володей, мы остались друзьями, но былая близость исчезла. Группа распалась.

Осенью меня призвали в армию.

Позднее я ходил еще с одной группой, но после сложного горного похода по Джунгарскому ала-тау она так же распалась. И только потом, мы создали команду, которая близка мне уже тридцать пять лет.

Группа это Казанские спелеологи.

2000

• Комментарии: 5, последний от 04/02/2015.
  • © Copyright Ишмуратов Рустам Ризаевич (ishmuratovr@mail.ru)
  • Обновлено: 03/09/2015. 7k. Статистика.