С железнодорожного вокзала Ливорно за полтора часа можно было доехать до Флоренции, жаль, времени оставалось в обрез. В принципе, отсюда легко на поездах добираться до Рима, Неаполя и других городов. Пиза была совсем близко - в двадцати километрах, поэтому решили взглянуть на упрямую башню, категорически не желающую падать. На центральном вокзале купили карту города и двинулись в историческую часть пешком.
Камерный аккуратный, словно игрушечный городок очень понравился - яркий, легкий и очень чистый. Кварталы неправильной формы, маленькие улицы, расходящиеся радиально от вокзала через градообразующую реку Арно. Интереснейшая архитектура, нетипичная для итальянских городов, особенно в старой части. Стоит отметить, что почти каждый итальянский город имеет своё лицо, индивидуальность, и Пиза - не исключение. Этакий классический университетский городок, по улицам которого бродят группами веселые студенты и, конечно,толпы туристов. В некоторых местах возникало ощущение, будто совергаешь променад по старому Таллину.
На подходах к самому интересному месту настроение города кардинально меняется. Плотные колонны туристов беспрерывно перемещаются по огромной зеленой Площади Чудес, пытаясь выбрать ракурс для самой удачной фотографии уставшей от навязчивого внимания Пизанской колокольни. Опутанная проводами башенка кажется беззащитной и миниатюрной, крен строения довольно сильный - говорят, три градуса, но выглядит на все десять. Альпинисты даже в ткристические часы пик ведут ремонтные работы, колупаясь в стенах строения. Гиды по очереди заводят на башню бесттрашных туристов, исправно пополняя городскую казну, - всех поголовно одолевает желание забраться на самую высокую точку местности.
Такая же легкая и ажурная как дворец герцога и часовня, Пизанская колокольня даже вблизи выглядит ненастоящей - трудно повериить, что стройка началась почти восемь веков назад. На лотках в зоне пизанских чудес продают всё, что может принять форму наклонной башни - чашки, бутылки со спиртным, пластмассовые муляжи и прочую дребедень. Под ногами постоянно путаются вездесущие чернокожие торговцы часами и очками. Из оживленной зоны туристического паломничества уходишь с облегчением.
В исторической зоне много парков, садов, кварталов с любопытной планировкой, на первый взгляд противоречащей геометрической логике. Старые костёлы снаружи довольно запущены, но все храмы действующие, с отлично сохранившимися оригинальными витражами. При костелах работают приюты для детей и приходские школы. Днем в городе немного людей - местных не видно, а туристы приезжают в основном на Площадь Чудес к колокольне и быстро покидают небольшую Пизу, направляясь во Флоренцию.
Всю Пизу можно обойти пешком за час-полтора. Арно, перетянутая несколькими мостами без особых архитектурных изысков, напоминает каналы Санкт-Петербурга, если не придавать значения мутно-зеленому цвету воды. Новые набережные и мосты скроены наспех, строго функциональны - никаких парапетов и прогулочных зон, голый бетон и металл. Неторопливая и малолюдная Пиза оставила приятное впечталение - летний город, ненавязчивый и самодостаточный.