Иванова Юлия Владимировна: другие произведения.

Впечатления: Первое знакомство с Хибинами

• © Copyright Иванова Юлия Владимировна (andwari@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/08/2008. 8k. Статистика.
  • Впечатления. Пеший:Кольский п-ов , 20 км , Ноги
  • Дата похода 04/08/2007 {1 дн}
  • Маршрут: От Кировска на север в направлении Куэльпорр к озеру Длинному
    Поход к озеру Длинному в начале августа - с фотографиями

•   Началось все с набора открыток о Хибинах, приобретенного на вокзале перед поездкой на Абрам-мыс.
      Виды на скалистые пустоши и долины заворожили меня. И названия - Кукисвумчорр, Куэльпорр, Вудъявр, Юкспоррйок - музыка для слуха. Так что я решила туда попасть во что бы то ни стало. Потом выяснилось, что можно обернуться за выходные - это решило все. Я предложила подруге съездить со мной за компанию. Она согласилась, она тоже давно туда хотела попасть.

Дорога до Кировска была тяжелой: 5 часов на автобусе. Жара, духота, шоссе на ремонте, все перекопано. Но в тот миг, когда в голубой дымке далеко впереди проступили туманные силуэты гор, от восторга меня бросило в жар и в холод. А потом мы подъехали к Имандре (это система озер, которая тянется на десятки километров ), там мне слезы на глаза навернулись. Это было то самое место, которое я видела в снах, где мне хотелось остаться навсегда.
      Кировск - потрясающий город, он расположен в долине озера Большой Вудъявр, по склонам, в кольце гор. У самого озера дымит и сливает отходы комбинат, и это, конечно, немного портит картину.
      Мы поселились в гостинице "Хибины", там я забронировала номер - потому что понравилось название : ) Впрочем, название соответствовало реальности - это отель у горнолыжного спуска, с видом на гору Айкуайвенчорр, а самый короткий путь в него через лесопарк, который представляет собой просто-напросто участок горного леса с кривыми березами и елями.
      На следующие утро мы отправились на перевал. Так как карты города у нас не было, мы проехали лишних пять остановок и попали в горняцкий поселок Кукисвумчорр, над которым возвышаются отвесные, срезанные взрывом скалы, вздымающиеся на сотни метров - открытый карьер по добыче апатита и медно-никелевых руд. Не знаю, работает ли он сейчас. Многие пятиэтажки в поселке заколочены и имеют нежилой вид. Разузнав все у водителя маршрутки, мы вернулись обратно и оказались в прекрасной долине. Удивительно видеть пышное цветущее разнотравье - лютики, кипрей, ромашки - на крайнем севере.
      Потом, следуя карте, мы направились к подножию горы Вудъяврчорр, где располагается Полярно-альпийский ботанический сад. Мы заглянули туда и разузнали насчет режима работы и экскурсии. Экскурсию отложили на следующий день, полагая, что за полдня только туда и успеем.
      А потом свернули с дороги в гору, чтобы срезать крюк и не тащиться по проезжей местности.
      Настоящий, дикий, волшебный лес с кривыми березами, отливающими серебром, стреловидными елями, и громадами гор, куда не брось взгляд.

(338x450, 35Kb)

Одно плохо в этом лесу - комары. Только в Хибинах такие водятся: мелкие, шустрые, нахальные и кусают больно, в отличие от остальных комаров, которые вызывают лишь зуд. Мазь на них действует плохо.
      За обширным взгорьем открылся чудесный вид на озеро Малый Вудъявр. Окруженное лесом, чем-то похожим на тайгу, и стеной гор, с сохранившимися снежниками.

Вид на Вудъяврчорр

(500x375, 32Kb)

(500x375, 25Kb)

Нормальные герои, как известно, всегда идут в обход -
      чтобы посмотреть на озеро у подножия горы, прыгать, как джедаи, по каменистым осыпям, лазить по болотам, в общем, развлекаться по полной.
      То маленькое озеро у подножия мы обошли вдоль склона и поднялись наверх, где и устроили привал. Фото озера получилось мрачноватым, на самом же деле солнце светило ярко, и весь пейзаж, зеленые предгорья, склоны, осыпи, валуны и заросли можжевельника были пронизаны светом.  (500x375, 51Kb) На склоне было жарко, ой как жарко. Чуть выше начиналась настоящая тундра, за которой как будто пролегала граница иного мира.
      Ручей Вудъврйок, бегущий среди камней, каменистая дорога, достаточно торная чтобы кое-как прогромыхать по ней на машине, за ней - альпийские луга на склонах, заслуживающие отдельного разговора, и горы. Хибины когда-то были огромным плато, но они сложены из мягких пород, и в результате выветривания и действия весенних потоков, обратились в систему невысоких и крутых хребтов.
      Дорога шла вдоль ручья, по узкой долине Кукисвум. Лес остался далеко позади, а кустики карликовой ивы высотой по колено - только у самой воды. По обе стороны - крутые склоны, поросшие нежно-зеленой травой, яркими и крупными колокольчиками, белыми свечками горца и бледно-желтыми лапландсками маками, которые растут только здесь в Хибинах. Выше начинались каменистые осыпи, а еще выше - почти отвесные скалы.
      Позади остался привычный мир. Мне казалось, что все это сон, неотличимый от реальности. Повсюду были лица. На восточном склоне лежит камень, похожий на голову огромного мрачного идола. От него веет покоем и силой. А вдалеке темнее пик с изогнутой вершиной, и его склон напоминает профиль.
      Лик бога, высеченный на скале Нгранека из "Поисков неведомого Кадата".
      Еще чуть-чуть - и из-за скал выглянут ночные призраки, и послышится шорох крыльев.
      У подножия горы громоздились огромные валуны странной формы и мне хотелось дойти до них и взглянуть поближе. Что-то притягательное было в них, что-то необычное.
      Когда мы взошли на перевал (дорога и правда оказалась довольно пологой) внизу темной бирюзой блеснуло озеро Длинное. Небо было сумрачным и серым, накрапывал дождь, но вода в озере оставалась необычайно синей, с еле уловимой прозеленью, и блестела, как драгоценный камень. Такой же она оказалась и вблизи, у самого берега. Она отливала серебром, чистая, холодная как лед. На дней не росли водоросли и почти не было ила. Возможно, все дело в присутствии медно-никелевой руды, которая там попадается.

(500x375, 70Kb)

Гора нависала над озером, и она действительно напоминала лик. Мрачный, гордый, отстраненный. И от нее веяло силой, и этой силы было столько, что перехлестывало через край.
      Аня осталась на берегу озера, а я решила подняться наверх, где со скал стекал водопад. По склону забраться не проблема, потом начались каменистые осыпи, там довольно зыбко, под ногам едет, так что выше я не полезла. Поднявшись метров на 60, чуть-чуть не дойдя до водопада, сфотографировала колокольчики и перевал

(700x525, 60Kb)

А потом спустилась чуть и села на траву.
      В тот момент что-то у меня в голове переключилось я поняла, что это - единственная реальность, которая существует. Не город, не повседневная жизнь, а эта сила, эти горы.

Из состояния медитации меня вывел звонок на мобильный. Аня разыскивала меня. : ) Мобильный в горах, оказывается, работает. Я поднялась и увидела ее далеко-далеко внизу. Потом я закричала, но было далеко и поэтому не слышно. Я стала махать руками и ногами, пытаясь привлечь к себе внимание :)
      Я спустилась, вниз и мы пошли дальше.
      Те огромные камни лежали на том берегу озера и у каждого из них было лицо. Самый большой камень, метров 6 в высоту, напоминал череп. Они были живыми, и я не стала их снимать. Есть вещи, которые нельзя фотографировать.

Потом мы повернули назад. Удивительное дело - мы шли по пересеченной местности почти 5 часов, и было такое чувство, что я сейчас еще столько же бегом пробегу. Ощущение полета и свободы.

Обратно возвращаться не хотелось.
      Потом, уже по возвращении мы завернули на озеро Малый Вудъявр, вблизи оно оказалось еще красивее. С настоящей тайгой на склонах, где можно лазить и лазить.
      А когда мы выходили к поселку Кукисвумчорр, срезанный взрывом скалы оказалось совсем иными.
      Вместо трещин и разломов на правой южной скале отчетливо виделись высеченные профили воином, похожих на римских легионеров или спартанцев в шлемах. Мир преобразился.

Теперь я каждый день думаю о том, как бы вернуться туда.
      Именно -вернуться

• © Copyright Иванова Юлия Владимировна (andwari@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/08/2008. 8k. Статистика.