Юрин Валентин Евгеньевич: другие произведения.

Статья: Забытый угол Алтая

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 29/03/2003.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 23/04/2004. 14k. Статистика.
  • Статья. Водный:Алтай , 206 км , Каяк
  • Дата похода 27/07/1992 {17 дн}
  • Маршрут: пос.Усть-кан - д.Усть-кумир - р.Кумир - р.Коргон - д.Усть-коргон - р.Коргон - р.Чарыш - пос.Краснощеково
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткая статья о рр.Кумир, Коргон, Чарыш.

  • 
    
    
    
    Маршруты для каякеров: Забытый угол Алтая
    
    В. Юрин
    
    
    Для большинства туристов-водников Алтай - это, прежде всего, Катунь с ее
    притоками. Любители особо сложных рек, несомненно, упомянут истоки Бии -
    Чулышман и Башкаус. Знатоки назовут отдельно Южный Алтай - исключительно 
    красивый, своеобразный и технически интересный район, относящийся к бассейну 
    Иртыша. И лишь немногие знают четвертую крупную речную систему Алтая: Чарыш.
    
    Эта река стекает с северо-западного склона Алтая и, описав широкую петлю по
    предгорьям, впадает в Обь далеко на равнине. Она быстро набирает силу, и уже в
    середине горного участка представляет собой весьма крупную реку, сравнимую по
    величине, например, с весенней Мстой. Препятствия на самом Чарыше несложные -
    отдельные шиверы 2 к.с. Основной же интерес для сплава представляют его левые
    притоки: Кумир, Коргон и Иня. Это несложные малорасходные реки, пригодные для
    каякеров с небольшим опытом; самая крупная из них - Кумир - имеет расход
    в устье 35 м3/с и уклон около 10 м/км.
    
    Один из вариантов сплава по ним практически от истоков был описан в статье 
    В.Говора "Левые притоки Чарыша" ("Ветер Странствий" No.21). Правда, в статье 
    была опущена одна существенная деталь: этот маршрут был пройден по весеннему 
    паводку. За ее рамками остались и такие подробности, как прокладывание тропы 
    через перевал по грудь в снегу - мазохизм, высоко ценимый на Чемпионате СССР 
    по Рассказам о Водном Туризме.
    
    Более общепринятый вариант пеших подходов - снизу, из долины Чарыша. Вдоль
    Кумира и Коргона идут хорошо набитые тропы от одноименных поселков в их
    устьях. В поселках целесообразно оставлять запас продуктов на последующую
    часть похода. Достоинство такого построения маршрута - относительно небольшой
    вес рюкзаков, недостаток - большая пешая часть, равная по протяженности
    сплаву по этим рекам. Хорошее описание этого маршрута можно найти в отчете А.
    Боброва (библ.МГЦТК, No.5360). Для полноты картины отметим, что в верховья
    всех этих притоков можно попасть и с юга, из долины Убы.
    
    Ключевой пункт для подъездов к началу маршрута - районный центр Усть-Кан.
    До него можно доехать по Чуйскому и Урсульскому трактам, либо с другой стороны
    - от Усть-Коксы, имеющей авиасообщение с Барнаулом. Проблемы заброски по этим
    дорогам хорошо известны туристам, равно как и участившиеся в последние годы
    случаи "гостеприимства" алтайцев. Есть и другая дорога:  Бийск - Солонешное -
    Топольное (автобусом на Степное) - Черный Ануй - Усть-Кан. Основная его
    сложность в том, что от Топольного до Черного Ануя нет регулярного автобусного
    сообщения, а попутные машины редки. Если же ехать на специально заказанной
    машине, то второй вариант, вероятно, предпочтительнее. От Усть-Кана идет
    дорога вниз по долине Чарыша, по которой раз в день ходит автобус до
    Усть-Коргона.
    
    Население долины Чарыша исключительно русское, хотя верхняя ее часть
    административно относится к Республике Горный Алтай (б.Горно-Алтайская АО).
    Кроме крупных поселков, в долинах притоков много пасек, охотничьих избушек,
    весь район покрыт сетью хороших троп. Отношение к туристам исключительно
    радушное и доброжелательное; это один из немногих районов б.СССР, где можно
    путешествовать, абсолютно не опасаясь неспровоцированных конфликтов.
    
    Начало маршрута - мост через Кумир. От него вверх по правому (орографически)
    берегу идет лесная дорога. Через 14 км она подходит к так называемому
    Ипатовскому мосту. Очевидно, когда-то она продолжалась и по левому берегу;
    сейчас она превратилась на этом берегу в тропу. Всего до места начала сплава
    около 30 км. Здесь Кумир принимает несколько крупных притоков, поэтому сплав
    выше этого участка нецелесообразен.
    
    Ниже устья р.Кетьма расположены несколько шивер 3 к.с. Завершается этот
    участок двумя порогами, которые можно отнести к 4 к.с.: "Тормоз" и
    "Красноярка"; за последним впадает одноименный приток. Оба порога однотипны:
    несколько каменных гряд, затем основной слив под скальным выходом левого
    берега, сложная бочка. Высота слива в "Тормозе" - около 1 м, в "Красноярке" -
    1,5 м, общее падение 1,5 и 2,2 м соответственно. Пороги хорошо видны с тропы
    по пути наверх.
    
    Далее следуют шиверы 2-3 к.с, постепенно усложняющиеся. От устья р.Осиновка
    начинается мощная и насыщенная камнями шивера длиной около 3 км, после нее -
    еще несколько шивер покороче. Этот участок заканчивается в устье р.Миндой, где
    стоит характерный ориентир - большой останец в виде тумбы высотой 4 м
    посередине реки. За правым поворотом после него начинаются основные
    пороги нижнего участка реки. По террасе правого берега идет дорога, здесь же
    имеются хорошие места для стоянки.
    
    Первый порог - "Миндойский" - отмечен большим галечным островом в русле.
    Основная протока - правая, в конце ее слив (менее 1м) и несильный прижим к
    скале правого берега. После правого поворота за порогом следует зачалиться для
    обработки каньона "Девичий".
    
    Перед каньоном расположена короткая входная шивера. Основных сливов три: на
    входе в каньон и далее через 70-80 м друг от друга. Высота сливов до 1-1,2 м в
    зависимости от уровня воды. Основной слив - второй. На фотографии он показан
    в высокую воду; при нормальном уровне воды в нем обнажаются камни, на которых,
    по словам местного пасечника, туристы порвали уже не один катамаран.
    Основные проходы во всех трех сливах - у правого берега. За сливами "бочки"
    до 1 м, между ними - валы, бочки менее 1 м. После 3 слива интенсивное
    турбулентное течение, нередко разворачивающее каяк кормой вперед. Через 50 м
    река успокаивается в большом омуте.
    
    Следующий серьезный порог - "Большой". Летом он непроходим. Перед ним на
    крутом левом повороте расположена мощная шивера-горка; под стенкой левого
    берега начинается осыпь, а по правому берегу видны крупные камни. Первый слив
    порога - через 70 м после поворота, высота его менее 1 м. Через 25 м вся река
    сваливается в лоток шириной 1 м под левым берегом и падает на 3,5 м на длине
    8-10 м. В лотке несколько крупных камней-затычек. Обнос по скальным плитам
    правого берега.
    
    Последний серьезный порог - "Малый" - расположен за устьем р.Кириллов и
    представляет собой скальный коридор длиной около 30 м. На входе слив 1 м, на
    выходе - слив менее 1 м и крутой левый поворот. Далее следуют несколько
    простых шивер, Кумир входит в долину Чарыша и успокаивается.
    
    От устья Кумира до устья Коргона - 4 часа несложного сплава по Чарышу. Коргон
    меньше Кумира (в устье около 25 м3/с), но имеет больший уклон - 16 м/км.
    Он впадает в Чарыш относительно небольшой, но сильной струей, и зона "веселой
    воды" при их слиянии тянется до середины реки. Для перехода на Коргон следует
    зачалиться непосредственно за его устьем, выше одноименного поселка.
    
    Первые 2 км пути проходят по дороге Коргон - Усть-Кан, огибающей дельту
    Коргона. Справа по ходу тянется высокий сетчатый забор. За 150 м до моста
    через Коргон в заборе имеются ворота. Отсюда полевая дорога ведет в долину
    Коргона, немного срезая его излучину. Ориентиром может служить небольшой
    округлый холмик в глубине долины, видимый издалека. Пешеходный брод расположен
    немного левее него. Местные жители называют этот брод "косяным": река
    переходится сильно наискось по гребню переката. Брод достаточно сложный и
    глубокий, дно галечное. До этого брода легко доехать на грузовике или
    тракторе.
    
    На правом берегу значительно худшая лесная дорога продолжается, повидимому, до
    т.н. "Чертова моста". Мы же, следуя описанию, свернули с нее на тропу примерно
    через 1 час хода, в районе порога "Абзац". Тропа поднимается высоко на склон и
    затем спускается к мосту (12 км от пос.Коргон); дорога же проходит
    понизу. Это примерно середина нижнего ущелья Коргона. За мостом тропа снова
    круто поднимается на склон и спускается к реке только выше ущелья. Всего до
    верхних порогов - "Спартак" и "Вираж" - 25 км, а до истока реки - слияния
    Прямого и Горелого Коргонов - еще 5 км.
    
    В районе упомянутых порогов на левом берегу хорошие стоянки. Целесообразно
    начать сплав отсюда, либо оставить здесь базовый лагерь и за один день
    подняться до истока Коргона и сплавиться оттуда налегке. Тропа выходит к
    пасеке на Горелом Коргоне в 200 м выше стрелки. Весь верхний участок Коргона -
    сплошная крутопадающая шивера с расходом не более 10 м3/с, однако сплав
    по ней возможен.
    
    Ориентиры порога "Вираж" - остров (правая протока непроходима) и несколько
    крупных камней у левого берега. В пороге несколько сливов менее 1 м наискось
    от правого берега к левому и наоборот. После него 50 м быстротока, одиночный
    слив 0,5 м и еще 30 м быстротока до водопада "Спартак".
    
    Высота водопада 2,5-2,7 м. Слив пологий, около 45 градусов, ниже него
    глубокий омут, поэтому "бочка" мощная и мягкая. В 7-8 м ниже слива с левого
    берега далеко в русло выступает плоская скальная плита, с которой слив виден
    строго анфас. Очевидно, она положена здесь специально для того, чтобы
    поставить на нее штатив с фотоаппаратом. От плиты идет мощный отбойный вал,
    поэтому даже при неудачном прохождении водопада лодку проносит мимо нее. В
    целом это простой и безопасный учебный порог; опасен он только по большой
    воде, когда ниже слива образуется единая мощная турбулентная структура,
    заполняющая всю чашу под водопадом.
    
    Следующий именной порог - "Аврора" - отличается от окружающих шивер только
    выходным сливом (двухступенчатый, с общим перепадом 1 м) и характерным утесом
    ниже него. Далее до устья Антонова Коргона - 5 км - сплошной каскад
    крутопадающих шивер, разделенных короткими плесами. В сочетании с большой
    скоростью течения и крутыми поворотами это образует, вероятно, самый приятный
    для каякера отрезок маршрута. Местные жители называют его "Кривун".
    
    Следующий серьезный участок начинается в 3-3,5 км ниже Антонова Коргона. Его
    ориентир - длинный лесистый остров, левая протока маловодная. За островом
    порог с двумя сливами по 1 м и несколько длинных и мощных шивер, как правило,
    со сливом (менее 1 м) в конце. Долина постепенно сужается и переходит в нижнее
    ущелье Коргона. И по строению, и по характеру препятствий это ущелье похоже на
    верхнюю часть хорошо известной реки Оны.
    
    Ущелье начинается двумя простыми порогами. Первый из них похож на предыдущие
    шиверы, но длиннее и круче. С наплыва видно заметное падение. Второй - через
    100 м, русло сужается, несколько крупных надводных камней образуют лабиринт,
    выход с наплыва не виден. Правый берег - галечная отмель, а ниже порога -
    стенка. Рекомендуется просмотреть эти пороги хотя бы бегло: в них могут быть
    застрявшие бревна.
    
    Далее на прямом участке - шивера. За ней, перед следующим левым поворотом,
    расположен порог "Ступенька" - одиночный слив высотой 1,2 м через все русло.
    Слив крутой, и "бочка" за ним глубокая и жесткая. От поворота начинается, если
    верить описаниям, порог "Разиня" - но на самом деле это просто шивера.
    Ключевое место этого препятствия - в конце его, где река огибает осыпь правого
    берега. Несколько крупных камней с нее докатились до середины реки и лежат
    там, заставляя обходить их.
    
    До устья Малого Коргона, или Коргончика - шивера с плохо читаемой линией
    движения. Ниже этого притока - "Чертов мост". На следующем повороте расположен
    остров, левая протока маловодная, в правой - шивера, заканчивающаяся чистым
    сливом ниже острова. Река успокаивается, разливаясь по широкому плесу. Впереди
    по правому берегу - бом, а на левом в 20 м выше него - крупный обломок скалы.
    Только поравнявшись с ним, обнаруживаешь перед собой крутой слив высотой 1 м
    через все русло. Если вы не просмотрели это место заранее по левому берегу,
    вы, возможно, успеете вспомнить, что это - порог "Сюрприз" и что в сливе есть
    относительно чистый проход ближе к левому берегу...
    
    Имя последнему порогу Коргона - "Абзац" - было дано туристами-первопроходцами,
    у которых из трех катамаранов перевернулись два. Большее издевательство над
    этой громоздкой посудиной трудно придумать. Сначала крупный камень отсекает
    справа примерно треть и без того неширокого русла; следующий отсекает треть
    оставшегося, затем - еще один такой же камень, а последний стоит точно
    посередине, оставляя с обоих сторон проходы по 1,5 м. Для каяков порог особой
    сложности не представляет. За порогом на правом берегу хорошая стоянка.
    Далее до устья Коргона - простые шиверы и перекаты.
    
    Если содержательная часть маршрута ограничивается этими двумя речками, можно
    продолжить сплав по Чарышу до пос.Чарышское (7,5 ходовых часов). Оттуда
    можно, с некоторыми трудностями, уехать автобусом или попуткой в Барнаул,
    Алейск или на другие станции Туркестано-Сибирской ж.д. Можно вернуться из
    Усть-Коргона обратно в Усть-Кан и оттуда добираться до Барнаула. Несколько
    неожиданный, но вполне логичный вариант - из Усть-Кана поехать в Усть-Коксу и
    сплавиться по средней и нижней Катуни; ее мощные и примитивные пороги послужат
    приятным контрастом после миниатюрных, но требующих точной работы препятствий
    Коргона.
    
    Наконец, еще одна река, которую можно добавить к маршруту - это Иня. Описание
    подходов и сплава по ней можно найти в другом отчете А.Боброва (библ.МГЦТК,
    No.5294), а также в упомянутой выше статье В.Говора. Переход на Иню
    начинается от устья реки Сентелек. На ней в 2 км выше расположен одноименный
    поселок, а в 12 км выше него - пос.Покровка. Эти поселки относятся уже к
    Чарышскому району и связаны дорогой с населенными пунктами ниже по течению
    Чарыша. Сквозной дороги от Усть-Коргона до Сентелека практически нет, по
    крайней мере, "Урал" по ней не проходит. С воды пос.Сентелек не виден.
    Ориентирами служат мост через Чарыш в 2,5 км выше устья р.Сентелек и ферма на
    левом берегу.
    
    Начинать сплав по Ине можно от устья р.Шумишихи, ниже которого расположены два
    локальных порога с падением 2-2,5 м на каждом. Остальные препятствия,
    насколько можно судить по имеющимся описаниям, несложные и идутся с ходу.
    Заканчиваются они в районе лесхоза Ионыш (35-40 км от Шумишихи). От него
    1 день сплава по спокойной воде до пос.Чинета, связанного с райцентром
    Краснощеково дорогой с автобусным сообщением.
    
  • Комментарии: 1, последний от 29/03/2003.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 23/04/2004. 14k. Статистика.
  • Водный:Алтай
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка