Юрин Валентин Евгеньевич: другие произведения.

Советы: Индийские Гималаи. Дополнения и комментарии 2009 г.

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/02/2011.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 16/11/2009. 29k. Статистика.
  • Советы. Пеший:Индия , Ноги
  • Дата похода 15/08/2009 {27 дн}
  • Маршрут: Ладакх - Лахол - Спити - Кашмир - Киннаур
  • Иллюстрации/приложения: 170 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Комментарии и дополнения к отчёту 2001 г.

  • Индийские Гималаи.
    Дополнения и комментарии 2009 г.

    В 2005, 2006 и 2009 г. автором были совершены дальнейшие путешествия в Ладакх, причем в некоторых аспектах условия проведения путешествий изменились весьма существенно. Кроме того, были выяснены и уточнены дополнительные обстоятельства, также важные для планирования и проведения путешествий. Поскольку написание исчёрпывающих отчётов по этим путешествиям в обозримом будущем не предвидится, ниже приведены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание.


    1. Глобальное потепление.
    2. Сезонность путешествий.
    3. Обмен валюты.
    4. Продолжительность путешествия.
    5. Питьевая вода на маршруте.
    6. Дорожная сеть и транспорт.
    7. Трансфер Дели-Лех.
    8. Кашмир и г.Сринагар.
    9. Туристическая индустрия и местное население.
    10. Продукты.
    11. Топливо.
    12. Отели и турагентства.
    13. Связь.
    14. Визы.

    Фотографии


    1. Глобальное потепление. Последовательно посещая Северную Индию в течение 2001-2009 гг., можно наглядно видеть, что изменение климата действительно имеет место. В течение прошлого века и первых лет нынешнего Гималайский хребет в течение всего лета надёжно преграждал путь муссонам, что гарантировало стабильно сухую и тёплую погоду в Ладакхе. После 2005 г., однако, муссоны стали существенно более мощными и продолжительными, и систематически переваливают через Гималаи, принося в Лех дожди и даже грозы, а в горы - снег и обложную облачность. Волны облачности приходят, как правило, с периодом в 3 суток, что делает совершенно невозможным вписать между ними даже короткий акклиматизационный маршрут.

    В 2006 г. необычайно мощные муссонные дожди в июле и начале августа привели к наводнению в Ладакхе, разрушению многих дорог, мостов, пеших и вьючных троп, а также человеческим жертвам. Это вынудило нас отказаться от всех первоначально намеченных планов и забраться в самый дальний и потому сухой угол - на оз.Цо-Морари; что, впрочем, завершилось прохождением маршрута от Цо-Морари до д.Кибар в долине Спити - вполне успешным, если не считать обложной мокрой метели за пер.Парунг-Ла 31 августа.

    В 2009 г. муссон был менее разрушительным, но значительно более стабильным и затяжным, даже в относительно тёплой и сухой долине р.Марха в конце августа и начале сентября (!) неоднократно шёл дождь в течение суток, на перевалах наблюдались многочисленные снежные заряды и грозы, в конце концов, снег лёг на высотах от 4500 м, сопровождаемый резким похолоданием. Всё это снова вынудило нас сменить все планы и направиться на юг, на более тёплые маршруты в штате Химчал-Прадеш. Однако здесь мы столкнулись с муссоном уже в полную силу - многодневными непрерывными ливнями, разрушенными дорогами и т.п. В результате пришлось практически аварийно прервать путешествие и, сменив билеты, вернуться в Москву ближайшим же рейсом. На день вылета (11 сентября 2009 г.) в Дели продолжался дождь, не прекращавшийся, по-видимому, с момента нашего прибытия 15 августа, и муссон не подавал никаких признаков скорого окончания.

    Поскольку бОльшая часть гор в Ладакхе - это, по существу, кучи песка, бывшего когда-то морским дном, то резкое изменение количества осадков влияет с удвоенной силой на всё сущее здесь: дороги, тропы, ирригационные системы, здания, дикую растительность и животный мир, сельское хозяйство и т.п. Исчезает вода в одних руслах, и появляется в других, где она раньше бывала только весной. Бывшие зелёные поляны и кустаники заваливаются оползнями и выносами ручьёв, вместо них начитают появляться новые в других местах. Выходят из употребления и разрушаются тропы и арыки, складывавшиеся веками, и прокладываются новые. Забрасываются поля, деревни и пастбища, а население перемещается в лучшем случае на новые места, в худшем - в город, пополняя ряды ищущих работу. И т.д. и т.п. В Лахоле, например, за последние годы появилось заметное количество построек с покатыми, как в России, крышами - тогда как раньше все дома здесь строились с плоскими крышами, надобности в свободном стоке воды и снега с них не было.

    Применительно к организации путешествий, повышенная влажность не только причиняет массу проблем сама по себе, но и усугубляет воздействие высоты и проблему высотной акклиматизации.

    Дополнение от 16.11.2009 - письмо из Къелонга:
    "here in these days heavy snowfall in the valley its near about 2feets all the communication and transportation system r distructed due to the unexpected snowfall. bcoz normally it starts in december but this time it happened too early. n so many people r trapped here n there. but now sky is slowly improving n forecast is predecting clear weather for the next coming days. so we will hope for the opening of the Rohtang Pass."

    2. Сезонность путешествий. В силу п.1, конструктивный ответ на этот вопрос более не представляется возможным. Сухое и нежаркое лето, бывшее одним из ключевых достоинств Ладакха, стремительно сокращается и в ближайшие годы, по-видимому, может исчезнуть совсем. Вполне возможно, что муссон будет приходить сюда каждый год (а если даже в каком-то году не придёт - то как узнать об этом заранее?), мощно и обильно, вплоть до середины или даже второй половины сентября. После чего будет наступать осень - сухая, но уже более чем прохладная, с температурами в Лехе не более 15-20oC днём и 0-5oC ночью, а в горах - соответственно, ниже. Несомненно, и на такую погоду найдутся свои любители, найдётся и желание, и тёплое снаряжение... но это будет уже совсем другой тип путешествий.

    Пора возвращаться в Таджикистан...

    3. Обмен валюты. Ситуация изменилась по сравнению с 2000-2001 гг. очень сильно. В 2005-2006 гг. в Манали и Лехе было уже много обменных пунктов, при вполне разумном курсе, так что обмен в аэропорту уже не был необходимостью. В других городах всегда можно найти, как минимум, отделение State Bank of India (SBI) с обменом и с банкоматом.

    В 2009 г. в международном аэропорту Дели осталось всего 2 обменных пункта: SBI и Thomas Cook; первый был закрыт, по-видимому, давно и надолго, второй же, будучи монополистом, насчитал всяких сборов и комиссий в общей сложности почти на 12% (!) - при том, что собственно курс, вывешенный на табло, выглядел вполне прилично. Однозначно можно сказать, что более менять здесь деньги не следует, или же, как минимум, необходимо для начала точно выяснить, сколько рупий вам дадут за 100$.

    Банкоматы в Индии за последние годы появились, как и в России, повсеместно. Преобладающая система - MasterCard, её карточки принимают везде. Visa исправно принимают банкоматы SBI, банкоматы других банков могут и не принимать. Однако лимит выдачи наличных за одну транзакцию ограничен, у разных банков, 5000-15000 руп (110-330$). Комиссия за выдачу наличных по картам чужих банков находится в пределах 0,5-1% от этой суммы, помимо этого, нужно учитывать возможные комиссии вашего банка: за снятие наличных в банкоматах других банков, за конвертацию, за снятие валюты. В сумме они также могут составить существенный процент, не считая потерь на разнице курсов. Кроме того, в 2009 г. в Лехе появилась тенденция переводить всех сотрудников, военнослужащих и др. на зарплатные проекты, поэтому в 3 местных банкомата постоянно стоит очередь на 30-60 мин., состоящая преимущественно из местных жителей.

    Рекомендуемый вариант, по состоянию на 2009 г. - это иметь с собой наличные доллары или евро и менять их в Лехе/Манали. В качестве резерва, а также для первого снятия валюты в аэропорту, желательно иметь кредитку.

    4. Продолжительность путешествия. Несмотря на все суровые реалии сегодняшней рыночной экономики, на путешествие в Индийские Гималаи следует закладывать никак не менее 4 недель (желательно - 5 или более), поскольку полноценная акклиматизация происходит только к концу второй недели. Поездка в горы на 2-3 недели с прохождением маршрута, подразумевающего более или менее значительные физические нагрузки, представляет собой исключительно бессмысленное истязание организма и кошелька - несмотря на то, что так отдыхает подавляющее большинство клиентов из стран Европы и Северной Америки. Тому, кто жёстко ограничен продолжительностью своего отпуска, можно только посочувствовать и настоятельно рекомендовать поискать другой способ его проведения. В Гималаях за 2 недели делать нечего.

    5. Питьевая вода на маршруте. Воду из горных ручьёв и речек можно пить без опасения, как минимум, пока вы находитесь выше постоянных населённых пунктов. Проблема, однако, в том, что весьма часто на маршруте может не быть воды на протяжении нескольких ходовых часов. Многие речки и ручьи, отмеченные на картах, на самом деле представляют собой пересыхающие русла, вода в них бывает, по-видимомому, только весной. Так, в сезоне 2005 г. группа была вынуждена отказаться от прохождения пер.Рубранг-Ла и вернуться в долину р.Марха из-за того, что на всём протяжении ручья, якобы текущего с перевала, не было ни капли воды - в том числе и в источниках перед перевалом, которые были обещаны в путеводителе.

    Планировать ходовой день и выбирать места для ночёвок также почти повсеместно необходимо с учётом, в первую очередь, наличия воды. Однако даже в относительно благоприятном случае понятие "наличие воды" может подразумевать несколько сотен метров по горизонтали и/или несколько десятков по вертикали от удобной ровной площадки. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда иметь в хозяйстве ёмкости для воды - обыкновенные пластиковые бутыли - из расчёта не менее 1 л/чел.

    6. Дорожная сеть и транспорт. В настоящее время в Индийских Гималаях идёт бурное и планомерное строительство и реконструкция почти всех стратегических дорог: Манали - Лех, Кару - оз.Пангонг, мост Махе - оз.Цо-Мораpи и других. Многие участки дорог заасфальтированы, скорость перемещения по ним значительно возросла. Так, если в 2001 г. езда от Манали до Леха (или обратно) однозначно занимала 2 суток на джипе, а в 2005-2006 г. можно было выбирать между утомительным 1-дневным или более спокойным 2-дневным маршрутом, то сейчас все регулярные джипы, организуемые турагентствами по мере набора пассажиров (shared jeeps), проходят его за 1 день, туристские экспрессы (Deluxe Bus) - 1,5 дня, и только обычные рейсовые автобусы - за 2 дня. Стало заметно больше городских бензиновых автомобилей, которым теперь посильны эти дороги.

    Возобновлено и быстро прогрессирует строительство дороги Ниму-Падум вдоль р.Занскар. По планам, уже в 2010-2011 гг. она должна выйти в Занскар и тем самым избавить его жителей и посетителей от утомительного 2-дневного кружного пути через г.Каргил. Мост и ответвление от этой дороги выше д.Чилинг свяжут с внешним миром нижнюю часть долины р.Марха - деревни Кайя и Скиу (Скью), к которым в 2009 г. уже было подведено электричество. Всё это существенно изменит карту туристских маршрутов Ладакха, сделает ряд маршрутов неактуальными, но, возможно, и откроет новые варианты.

    Относительно дороги Каргил - Падум достоверных данных нет, но по аналогии с остальными - можно предполагать, что её состояние также улучшилось по сравнению с предыдущими годами.

    Количество блокпостов на дорогах существенно уменьшилось, например, на 400-км пути между Манали и Лехом их осталось всего 3. Изменилась также процедура их прохождения: теперь водитель (или кондуктор автобуса) собирает все паспорта иностранцев, и сам несёт их на полицейский пост. Регистрация происходит заметно быстрее, по-видимому, выписываются только наиболее важные данные паспорта.

    Ограничения, связанные с погранзоной, и пропуска в неё (inner line permits) остались на месте и даже местами усилились. Например, пропуск для посещения пер.Хардунг-Ла требуется теперь даже в том случае, если вы не планируете двигаться дальше в долину р.Нубра. Впрочем, всё это не идёт ни в какое сравнение с изменениями, произошедшими за это время в России по аналогичному вопросу.

    7. Трансфер Дели-Лех. Рекомендуется прежняя схема, тем более, что билеты на местные авиарейсы теперь можно без труда заказывать через Интернет. При выборе дня начала путешествия следует обратить внимание на время выполнения аэрофлотовского рейса (оно варьируется по разным дням), поскольку это критично для того, чтобы успеть в то же утро на местный рейс. Для перемещения между международным и внутренними терминалами удобно использовать бесплатный автобус, посадка на который производится непосредственно в здании международного терминала слева после выхода из международной зоны. Возможны и сбои, так, в 2005 г. наш самолёт 2 дня подряд (!) не мог сесть в Лехе и возвращался обратно в Дели; на третий день мы сдали билеты и поехали по земле. Правда, относилось это только к одной авиакомпании, в течение одного сезона. На пути туда это не столь критично.

    Однако на пути обратно задержка местного рейса будет означать опоздание на московский, тем более, что стыковка крайне неудобная: Аэрофлот улетает из Дели ночью или рано утром, а все местные (из Леха, Сринагара, Бхунтара, Шимлы) прибывают позже утром, так что приходится фактически убивать один день в Дели. Закладывать ещё один день на случай проблем с местным рейсом уже совершенно нерационально, тем более, что это не гарантирует успеха в случае, скажем, затяжной непогоды. Поэтому рекомендуется делать выбор на месте. Если погода лётная, рейсы выполняются стабильно и недорогие билеты имеются в продаже (в Лехе последнее маловероятно), то можно лететь местным рейсом в последний день. Если нет - то ехать 2-3 дня от Леха до Дели по земле. Это наиболее надёжный вариант, проверенный неоднократно. Следует иметь в виду, что по дороге вероятны различные приключения: проколы шин, поломка машины, пробки в Пенджабе и в окрестностях Дели, блуждание в Чандигаре и т.п. Поэтому желательно в предпоследний день доехать до Кулу (1,5 часа езды от Манали), а в последний - выезжать с запасом времени, в районе 6-8 часов утра.

    При выезде с маршрутов, выходящих в Спити и Киннаур (оз.Цо-Морари - д.Кибар, пер.Баралача-Ла - оз.Чандра-Тал - д.Батал, г.Кулу - пер.Пин-Парбати - г.Каза, кольцо вокруг г.Киннаур Кайлас) целесообразно воспользоваться дорогой Каза - Реконг Пио - Шимла (2 дня). Часть дороги между Каза и Реконг Пио проходит в непосредственной близости от границы с КНР, поэтому для проезда требуются пропуска. Получить их можно в Tourist Information Office в г.Каза в кратчайшие сроки, но только в будний день. От г.Шимла легко можно добраться до Дели в течение 1 дня, при этом в качестве культурной программы можно воспользоваться узкоколейной железной дорогой Шимла-Калка.

    8. Кашмир и г.Сринагар. В настоящее время этот район вполне безопасен для иностранцев, несмотря на повсеместное присутствие войск, полиции и продолжающиеся террористические акты. Как нам объясняли местные жители, местные мусульманские сепаратисты и террористы вполне отдают себе отчёт в том, что туризм играет важнейшую роль во всей экономике Кашмира, поэтому нападают только на полицейские посты, армейские колонны и т.п. Гражданское население они не трогают, гостей из других районов Индии - тем более, а уж иностранцев - упаси аллах! Ну разве что можно, по большому невезению, оказаться в неподходящем месте в неподходящее время...

    Тем не менее, район это крайне некомфортен по причине невероятно агрессивной мусульманской предприимчивости. Конечно, пророк Мухаммед учил, что торговаться - богоугодное дело, но не до такой же степени. Охота на иностранцев начинается ещё в Каргиле, где вас рвут на части, зазывая в плавучие дома (houseboats). Не дай бог вам кому-то что-то пообещать - в Сринагаре вас, именно вас, немедленно схватят под руки и потащат именно на этот хаусбот. Не дай бог туристскому джипу остановиться, когда кто-то голосует, буквально бросаясь под колёса, по дороге между Каргилом и Сринагаром - результат будет тот же. При этом разборки между толпой маклеров, таксистов и т.п. из-за единственного клиента то и дело доходят до драки, это вполне в порядке вещей.

    Собственно Сринагар ничем особо не примечателен. Хаусботы - тоже, это просто баржи величиной с вагон, с 2-3 просторными комнатами, стоящие на якорях рядами по всему озеру Дал. Прогулка по озеру на гондоле (shikhara) тоже не представляет собой ничего особенного: обыкновенный индийский город, грязный, зловонный и перенаселённый, только вместо улиц - протоки в болоте. Душно, влажно, комары, постоянно какая-то возня за окном, спать невозможно. Единственное, что заслуживает внимания - лотосы, но их достаточно увидеть в жизни ровно 1 раз; стоит ли ради этого тащиться сюда? Астрахань ближе и пока ещё дешевле... Можно съездить ещё на горнолыжный курорт Гульмарг, там довольно приятный хвойный лес, но всё впечатление портит та же самая навязчивость местных услуг и непомерная дороговизна канатки. В общем, долго находиться в Кашмире невозможно до отвращения.

    Авиарейсы в/из Сринагара выполняются более стабильно, чем в Лех, практически без сбоев. Но учитывая, что все они выполняются также только утром, а ехать по земле от Сринагара до Дели - 2 дня и от/до Леха тоже 2 дня, получается, что трансфер через Сринагар не имеет смысла практически ни в каком случае. Напомним, от Леха до Дели по земле 2 дня быстрой езды или 3 дня комфортной. Даже если вы заканчиваете последний маршрут в Занскаре и выезжаете через Каргил, то варианты отъезда через Лех и через Шринагар получаются практически равноценными.

    9. Туристическая индустрия и местное население. Обилие иностранных туристов заметно сказалось не только на экономике, но и на образе жизни и на менталитете местного населения. Лех за 2001-2005-2009 гг. ощутимо разбогател, в городе стало намного больше машин, уплотнилась застройка в центре, начались пробки на улицах... В скотоводческих районах Восточного Ладакха обычной картиной стал личный джип, стоящий возле отары овец и истрёпанной ветрами палатки. Д.Корзок к 2006 г. превратилась в большой туристический центр - а ведь ещё в 2001 г. нам с трудом удалось найти там местную машину, чтобы уехать. Манали уже к 2005-2006 гг. из зрелого курорта превратился в перезрелый - навязчивый, перенасыщенный собственными сервисами и, как наркоман, зависимый от них.

    Наиболее удручает то, что, вкусив относительно лёгких денег с туристической отрасли, местное население стало забрасывать свои традиционные занятия. Так, в долине р.Марха и Нималинг в 2009 г. по сравнению с 2005 г. стало заметно меньше возделанных полей и скота. В то же время возросла активность местных жителей, любого пола и возраста, по взиманию денег с туристов - за постановку палатки, "на школу", "на храм", "на дорогу к храму" и т.п., причём ставка возросла до 100 руп. с палатки, а квитанции выдаются далеко не всегда - определённая часть вымогает просто в свой карман.

    Размывается сложившаяся этническая и ментальная целостность и самодостаточность ладакхцев. В сезон сюда стало приезжать большое количество гастарбайтеров из других штатов Индии и из Непала. Больше стало мусульманских торговцев, центральные улицы Леха почти полностью оккупированы их сувенирными лавками, вытеснившими не только повседневные продуктово-бакалейные лавки, но даже некоторую долю турагентств (!). Навязчивый кашмирский стиль торговли передался и некогда скромным тибетцам/ладакхцам: на трассе Лех-Манали они уже точно так же, как кашмирцы, истошно вопят "Tea! Tea! Breakfast! Breakfast!" и едва не хватают за рукава туристов, вылезающих из автобуса. Раньше тут такого не было...

    10. Продукты. По сравнению с 2000-2001 г. несколько упростилась ситуация с мясными продуктами, при необходимости в Манали и Лехе можно купить колбасный фарш, консервированные сосиски в банках и т.п. Однако доля мяса в них невелика, а цена высока. Таким образом, тушёнку, достойную таскания на собственном горбу через перевалы 5000+ м, сублимат (для любителей) и сыро/вялено/копчёное мясо по-прежнему желательно иметь свои. Также есть смысл везти с собой гречку, растворимое картофельное пюре, хлопья, каши быстрого приготовления, российский шоколад.

    Макаронные изделия (spagetti) в местных магазинах имеются, даже с надписью "Made in Italy" - но исключительно невкусные. Овсяные хлопья (oat) и кусковой сахар теперь есть. Очень удобно сухое молоко (Dairy Whitener) в мелкой расфасовке, от 42 г., и хорошо гранулированное - оно не слипается комьями, его нет нужды разводить и можно сыпать прямо в почти готовую кашу, помешивая. Пожалуй, это единственный продукт Nestle, заслуживающий внимания.

    Одним из нововведений в 2009 г. стала новая форма миграционной карты, заполняемой при въезде в Индию. Корешок карты представляет собой таможенную декларацию, в которой нужно ответить на вопросы, среди прочих, ввозите ли вы предметы растениеводства (саженцы, семена и т.п.) и продукты из мяса/рыбы/птицы/etc. Насколько существенны ответы применительно к гречке, тушёнке и др. - нами не установлено. Процедура таможенного контроля (по состоянию на 2009 г.) заключается в том, что на выходе из международной зоны сидит на стульчике специально обученный человек, который, не глядя, собирает с выходящих пассажиров эти корешки и складывает их в аккуратную стопочку.

    Питьевая вода в бутылках продаётся повсеместно, но преобладает совершенно бессмысленная Aquafina - очищенная и обессоленная, практически дистиллированная. Она не утоляет жажду, а, наоборот, усиливает её и препятствует физической активности. Применять её можно разве что для научно дозированного приготовления напитка "Изостар". В качестве питья лучше использовать артезианскую воду местного разлива: Indus, Rothang, Bisleri и др.

    11. Топливо. В настоящее время в Лехе (и, вероятно, в Манали тоже) имеется в продаже газ в мелких баллонах различных марок (за исключением Camping Gas), хотя на практике он используется крайне редко. В Лехе его можно приобрести в магазинах туристского снаряжения, занимающих целый дворик (крайний южный) в торговом центре на западной стороне Bazaar Road. При необходимости здесь же можно приобрести практически полный комплект прочего снаряжения, а также специфические батарейки для фото- и видеокамер. Если везти с собой газовую горелку, то следует озаботиться переходниками к ней для различных типов баллонов.

    Из керосиновых горелок следует отметить безупречную работу Primus LFS на протяжении всех путешествий. Местный керосин может быть грязным, в этом случае его следует профильтровать при помощи подручных средств. Для переноски керосина удобно использовать, вопреки всем правилам безопасности, обыкновенные пластиковые бутыли из-под воды.

    В Манали, Лехе и некоторых сельских районах, в частности, в долине р.Марха, широкое распространение получил газ в 50- и 25-литровых баллонах. В результате в г.Манали сейчас сложно стало купить керосин, в Лехе им торгуют только несколько лавок в дальнем конце базара. Бензин, однако, можно купить на бензоколонках без труда в любую тару, в любом количестве. В сельской местности и среди коммерческих групп соотношение газа и керосина сейчас примерно 50:50, так что при необходимости можно рассчитывать докупить его в летних кафе (обычно в относительно труднодоступных районах, таких как долина Нималинг) и у встречных групп.

    12. Отели и турагентства. Однозначно рекомендовать какой-либо отель в Лехе затруднительно, всё зависит от личных предпочтений и бюджета. Относительно отеля Khangri, упоминаетого в отчёте 2001 г., можно отметить, что к 2009 г. там полностью сменился персонал; возможно, старый владелец умер, а его сын мог продать бизнес или начать вести его по новым принципам т.наз. "эффективного менеджмента". Так или иначе, взаимопонимания с сотрудниками отеля достичь не удалось ещё на этапе бронирования (что требовалось для получения визы, см. ниже). К тому же его двор и окрестности повсеместно покрыты камнем и асфальтом, что отнюдь не радует глаз.

    По итогам путешествия 2009 г. можно обратить внимание на квартал отелей к востоку от юго-западного конца Fort Road: Yasmin, Mayflower и др. Они сочетают удобное расположение (на краю делового центра), умеренные цены (600 руп/сутки за 2-местный номер) и уютное, относительно зелёное, окружение.

    Из турагентств можно упомянуть Yasmin Trek and Tour, с которым у нас сложилось хорошее взаимопонимание в 2006-2009 гг. В целом следует сказать, что большинство агентств в Лехе работают весьма добросовестно, большинство их сотрудников - действующие гиды и продают услугу, которую производят лично. Этого нельзя сказать о Манали, где сотрудники турагентств, в основном, выглядят уже типичными офисными менеджерами и едва ли в последние годы лично вьючили лошадь или ставили палатку.

    Из числа прочих достопримечательностей непременно стоит посетить тибетский ресторан Summer Harvest (расположен в начале Fort Road), исключительно ради блюд тибетской кухни: момо (пельмени) и тхукпа (суп). Тибетская кухня весьма близка русскому желудку, включает в себя все привычные овощи, относительно высокую долю мяса (хотя бы баранины) и свободна от острых приправ и специй; это наиболее съедобное, что можно найти в местных предприятиях общественного питания.

    13. Связь. Благодаря программе всеобщей телефонизации, запущенной ещё при Радживе Ганди, международная телефонная связь в Индии доступна повсеместно и стоит в буквальном смысле копейки. Это, в свою очередь, создало хорошие предпосылки для внедрения услуг Интернет; в туристических центрах (Лех, Манали) имеется большое количество Интернет-кафе. Они также оказывают дополнительные услуги - распечатку файлов, запись файлов с различных носителей на CD/DVD-ROM - но при этом стоит опасаться вирусов и по возвращении домой тщательно дезинфицировать носители. В менее посещаемых городах (Кьелонг, Каза) интернет-кафе не столь многочисленны, но также имеются.

    В работе связи, тем не менее, возможны существенные и долгосрочные проблемы. Так, в 2009 г. в период подготовки путешествия не передавались факсы из Леха в Москву (по-видимому, не проходил вызывной тон факса), а во время самого путешествия вообще не проходила маршрутизация со стационарных телефонов на московские городские номера. При этом вызовы с местных мобильных на МГТС или с местных станционарных телефонов на московские мобильные проходили нормально. Впредь целесообразно иметь в группе один мобильный телефон для подобных ситуаций.

    Собственно мобильная связь в Индии работает во всех населённых районах, где имеется нормальная дорожная сеть и электроснабжение для строительства вышек и работы базовых станций. Однако роуминг у отечественных операторов стоит дорого, поэтому целесообразно, по возможности, пользоваться услугами местной фиксированной связи.

    14. Визы. Правила получения индийской визы изменились по сравнению с 2001 г. в худшую сторону: теперь требуется предъявить также бронь из отеля. Однако при наличии Интернета и кредитки сделать её не очень сложно. И по-прежнему требуется указать в анкете адреса двух гарантов (references) - в России и в Индии.

    Можно воспользоваться также услугами отечественных турфирм, организующих туры или отдельно визы в Индию.

    При регистрации на рейс и в иммиграционной карте в 2009 г. требовалось указать адрес, по которому вы будете проживать в Индии. Связано ли это с предосторожностями против свиного гриппа или с перманентным ужесточением правил - неясно. В любом случае, это просто очередная формальность, адрес типа "отель такой-то, Лех, Ладакх" вполне всех устраивает. Как гласит первое правило канцелярского делопроизводства - чем больше бумаги, тем чище задница.

  • Комментарии: 1, последний от 22/02/2011.
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 16/11/2009. 29k. Статистика.
  • Пеший:Индия
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка