|
г. Нижнеудинск - устье р. Дергушка - р. Казыр -
- пос. Жаровск - г. Абакан
Руководитель В.Е. Юрин
Москва 2007 г.
Северная часть Саянских гор, расположенная на стыке Красноярского края, Иркутской области и Тувы - регион хорошо известный, но в настоящее время не слишком популярный среди туристов. Реки северо-восточного склона (Уда, Гутара, Ия с притоками) относятся к бассейну р.Ангара, западного (Кизир, Казыр) - к бассейну р. Енисей, южного (Кижи-Хем, Ак-Суг) - к бассейну р. Хамсара. С запада и северо-востока регион окружают железные дороги Абакан-Тайшет и Тайшет-Нижнеудинск-Иркутск, соответственно.
Долгое время этот район оставался крайне малоизученной окраиной страны. Определённую роль в этом сыграли его труднодоступность, удалённость и приграничный статус. Уместно напомнить, что до 1917 г. Тува (Урянхайский край) была даже не частью Российской империи, а всего лишь её протекторатом, с весьма неопределёнными внутренними и внешними границами. Юг Красноярского края использовался как царским, так и советским правительствами как место ссылки и заключения политических и уголовных преступников. Именно здесь, в селах Шушенское и Ермаковское, на рубеже XIX-XX вв. отбывали ссылку многие деятели РСДРП, в том числе небезызвестный В.Ульянов; именно Абакану посвятил одну из своих самых известных песен А.Галич. Сюда же, на окраину империи, с допетровских времен массово бежали староверы, преследуемые официальной церковью и соединенным с ней государством. После развала Российской империи было образовано независимое государство - Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика (ТНР), и лишь в 1944 г. оно де-юре вошло в состав СССР и РСФСР на правах автономной советской социалистической республики (АССР).
Северо-восточная часть региона - Тофалария - тяготеет к г. Нижнеудинск и населена малочисленной народностью тофа*. Как и сойоты, населяющие западную часть Бурятии (верховья р. Ока и прилегающие районы), этот народ относится к тюркской группе, но рано отделился от основного семейного древа и почти затерялся, уйдя на север в глухую тайгу. Основным занятием тофов с тех пор стало кочевое оленеводство - что, собственно, и разделило их с сойотами, оставшимися в более благоприятном климате (южнее и ниже) и имевшими возможность разводить более разнообразный скот.
Протяженные спокойные участки рек издавна использовались местными жителями, старателями, геологами и изыскателями как основные пути сообщения в обширном таёжном краю. Водные походы по основным рекам региона совершались на ставных плотах ещё в 50-е годы ХХ века н.э. Первопрохождение р. Казыр было совершено группой под рук. Ю. Пржиемского. В 1957 г. на р. Казыр состоялась киноэкспедиция "Центрнаучфильма", которой был отснят фильм "В горах Саянских". В начале 60-х годов определённый романтический ореол вокруг р. Казыр создала повесть Владимира Чивилихина "Серебрянные рельсы", посвященная трагической гибели изыскательской партии под рук. А. Кошурникова в 1942 г. - одному из многих примеров бессмысленного героизма того жестокого времени. Группа из 3 человек была отправлена на разведку маршрута для прокладки предполагавшейся железной дороги из Абакана на восток (крайне своевременный проект в дни надвигающейся военной катастрофы!) Действительно, широкие долины Казыра, Гутары и Уды, видимые в их нижней части, выглядят достаточно многообещающе для этой цели. Но авторы проекта упустили из виду (или, скорее, просто не знали на тот момент), что между ними лежит самое сердце Центрального Саяна - горный узел с высотами до 2900 м, узкими ущельями, курумными осыпями и вечной мерзлотой. Группа заходила в верховья р. Казыр на лошадях со стороны Тофаларии (этот маршрут до сих пор остаётся одним из самых актуальных, см. [1]) и планировала сплавиться до населённых низовьев. Организационная неразбериха, отсутствие достоверной информации, элементарного снаряжения и чрезвычайно поздний старт обеспечили гарантированно смертельный исход экспедиции. Начав сплав в октябре, уже по замерзающей реке, Кошурников и его товарищи погибли, не дойдя 40 км до ближайшей погранзаставы в низовьях реки. Проект был закрыт и уже в 50-е годы заменён более реалистичной дорогой Абакан-Тайшет - одной из громких "строек века" эпохи бурно развивающегося социализма. На память о первопроходцах остались имена на карте и памятник в устье р.Запевалиха.
Впоследствии, однако, интерес к р. Казыр и к данному региону в целом постепенно угасал - в силу его труднодоступности для водных групп, относительно сурового климата и ряда других причин, описанных в заключительной части настоящего документа. Против него сыграло, в первую очередь, то обстоятельство, что основной горный узел, из которого растекаются все реки региона, весьма удалён от любых железных и шоссейных дорог. По этой причине поход неминуемо включает либо длительную пеше-вьючную наземную часть, соизмеримую по протяжённости с основной (водной) частью, либо использование местной авиации со всеми присущими ей проблемами: дефицитностью/ценой, зависимостью от метеоусловий и т.п.
По мере освоения более перспективных и благоприятных регионов и рек, внимание туристов смещалось на них, и северо-восточный Саян надолго утратил популярность. В последние годы, однако, наблюдается повторный рост интереса к этому региону. Прежде всего, это относится к р. Уда, но и остальные реки не остаются без внимания. По всей видимости, оно обусловлено тем, что данный регион, в силу своей труднодоступности и многолетнего забвения, остался едва ли не единственным в Алтае и Саянах, не тронутых цивилизацией, не загаженных в массовом порядке туристами и не посещённым (или мало посещённым) даже туристами с большим опытом**. В его пользу (уместнее написать - "пользу") сейчас работают два существенных фактора. Во-первых, это систематический рост благосостояния российских граждан, что делает вертолёт доступным средством передвижения для широких масс. Во-вторых, данный район удалён от внешних границ РФ и тем самым выигрывает у ряда других популярных ранее мест, путешествия по которым с 2007 г. осложнены реставрацией погранзоны. Благодаря этому, северо-восточный Саян становится перспективным регионом для развития коммерческого туризма (как водного, так и иного), и попытки его коммерческого освоения уже предпринимаются, по словам местных жителей, отдельными фирмами из Новосибирска и Красноярска.
Р. Казыр выделяется среди других рек региона своей протяжённостью и, не в лучшую сторону, неравномерным расположением препятствий. Подходы к верховьям реки возможны пешком или на лошадях из Тофаларии, либо вертолётом из г. Нижнеудинск. Основные препятствия расположены на верхнем участке, до впадения правого притока р. Прямой Казыр. После этого уклон резко падает, и на оставшейся части маршрута (более 250 км) имеются только отдельные простые шиверы и локальные пороги: Щёки, Верхнекитатский и Базыбайский. За исключением этих трёх порогов, река проходима для гребных и моторных лодок, и местные жители с низовьев поднимаются вплоть до рр. Левый и Прямой Казыр, где область их хозяйственной деятельности смыкается с территорией, освоенной тофаларскими охотниками.
Наиболее популярным источником информации по р. Казыр на сегодняшний день можно считать интернет-отчёт группы под рук. С.Сухоцкого [1]. Документ вполне актуальный и соответствующий действительности, за исключением а) чрезвычайно благоприятного стечения случайных обстоятельств - метеоусловий и уровня воды - на повторение которого, безусловно, ни в коей степени не следует рассчитывать; б) отдельных нестыковок в графике движения и километраже на нижней части. Любопытен также отчет [2], написанный коллегами А. Кошурникова и содержащий профессиональные оценки полученных им результатов.
Ряд отчетов по р. Казыр, датированных преимущественно 50-80 гг. XX в., имеется в библиотеке МГЦТК. Ныне они представляют, в основном, литературную и историческую ценность. Из их числа можно упомянуть [3] - прохождение верхней части, начиная от р. Озёрная, на резиновых лодках. Хотя её описание приведено достаточно сумбурно и содержит некоторые ошибки в ориентировании, характер данного участка передан в целом верно. Также заслуживает внимания путешествие [4] на резинотехнических изделиях "Щука" из Бурятии по рр. Чойган-Хем, Хамсара, пеший подъём по р. Кижи-Хем и сплав по рр. Левый Казыр и Казыр. Помимо общегеографической и познавательной ценности данного путешествия, факт прохождения нижней части р.Казыр на данном типе плавсредств более чем наглядно демонстрирует уровень спортивной ценности данной реки.
Вертикальный профиль верхнего участка р.Казыр.
* Часто тофов называют также тофаларами, однако это не вполне корректно грамматически: "-лар" в тюркских языках - обычное окончание множественного числа, т.е. следует говорить либо "тофы", либо "тофалар".
** Для примера, автор данного отчёта за более чем 20 лет посещал этот регион лишь однажды в 1985 г. (рр. Кара-Бурень - Уда).
|
||||||||||||||||||||
*на катамаране |
Даты | Дни пути |
Участки маршрута | Км | Ход. время (чистoe) |
Способы передвиж. |
---|---|---|---|---|---|
04.08 | 1 | Москва - Красноярск техническая днёвка, зап. "Столбы" |
самолёт - |
||
05.08 | 2 | Красноярск - г. Нижнеудинск | автомашина | ||
06.08 | 3 | днёвка по метеоусловиям | - | ||
07.08 | 4 | г. Нижнеудинск - р. Казыр выше устья р. Дергушка | вертолёт | ||
08.08 | 5 | днёвка по метеоусловиям | - | ||
09.08 | 6 | р. Дергушка - выше устья р. Малая Кишта | 7 | ~0.40 | сплав |
10.08 | 7 | р. Малая Кишта - ниже устья р. Большая Кишта | 5 | 0.50 | сплав |
11.08 | 8 | р. Большая Кишта - конец Верхнего каньона | 2 | * | сплав |
12.08 | 9 | конец Верхнего каньона - р. Прямой Казыр | 3 | 0.20 | сплав |
13.08 | 10 | р. Прямой Казыр - правый приток ниже р. Запевалиха | 23 | 2.20 | сплав |
14.08 | 11 | р. Запевалиха - ниже р. Прорва | 31 | 3.00 | сплав |
15.08 | 12 | р. Прорва - пор. Щёки | 44 | 4.00 | сплав |
16.08 | 13 | пор. Щёки - пор. Верхнекитатский | 11 | 1.10** | сплав |
17.08 | 14 | пор. Верхнекитатский - пор. Базыбайский | 35 | 3.20 | сплав |
18.08 | 15 | пор. Базыбайский - выше устья р. Чет | 40 | 3.50** | сплав |
19.08 | 16 | р. Чет - пос. Нижняя Тридцатка | 40 | 4.30 | сплав |
20.08 | 17 | пос. Нижняя Тридцатка - пос. Жаровский | 24 | 2.10 | сплав |
21.08 | 18 | пос. Жаровский - г. Абакан | автомашина | ||
22-24.08 | 19-21 | г. Абакан - Москва | поезд | ||
* Ходовое время зависит от тактики прохождения каньона.
** Без учёта времени прохождения пор.Щёки, Верхнекитатский, Базыбайский.
ИТОГО активными способами передвижения: сплав 265 км
Примечание. Первоначальный план путешествия предполагал сплав до пос. Гуляевка с прохождением Гуляевского порога (шиверы). Однако ввиду неблагоприятных метеоусловий продолжение сплава ниже пос. Жаровский было признано нецелесообразным.
Полномасштабные схемы для распечатки (Zipped Tiff, 300dpi, 579KB)
Уровень воды в абсолютном измерении, т.е. применительно к расходу, под который разработано русло, можно считать средним на верхней части и ниже среднего - в нижней части реки. Однако по утверждениям местных жителей, наблюдаемый уровень воды был выше обычного для середины августа.
Начало маршрута планировалось от устья р. Озёрная, где, судя по карте, можно было предположить относительно широкую висячую долину, удобную для посадки вертолёта. Эта же точка сразу всплыла в ходе переговоров с аэропортом, из чего можно было предположить, что она знакома местным авиаторам и там уже имеется отработанная посадочная площадка. Смущало, однако, наличие участка длиной около 1 км с большим уклоном (порядка 50 м/км) - это определённо означало обнос длиной в несколько километров по сомнительной охотничьей тропе. Поэтому по договорённости с вертолётчиками было принято решение искать площадку ниже, в районе устья р. Дергушка.
Оценка реки с воздуха подтвердила существовавшие опасения. На протяжении первой 1/4-1/3 пути от р. Озёрная белый цвет ощутимо преобладает над зелёным. Далее уже возможен сплав. Приземлились на длинной прямой отмели правого берега в пределах 1 км выше устья р. Дергушка. Место для стоянки посредственное, но уже расчищенное одной из предыдущих групп. Группа катамаранщиков, летевшая вместе с нами, перебазировалась на другую отмель 300 м ниже по берегу - там место более просторное, но надо пробираться со всем грузом сквозь густую тайгу. По совету вертолётчиков, спилили подмытое и наклонившееся дерево в начале отмели, чтобы облегчить заход на посадку для последующих групп.
На участке от р. Дергушка до р. Малая Кишта река носит однородный характер: крутопадающие мелководные шиверы-горки с короткими участками быстротока между ними. По характеру напоминает верхнюю часть р. Она, но уклон больше - судя по карте, в средней части данного участка свыше 20 м/км; субъективные ощущения соответствуют этой цифре. Особо приметных ориентиров нет, за исключением пары притоков в расширении долины: сначала правый стекает в миниатюрном ущельице с высокого склона, затем крупный левый вливается водопадом с высокой горки. Встречаются упавшие или нависающие деревья, заломы, целиком или частично перекрывающие русло или отдельные сливы. Под одно из таких деревьев в крутом сливе, плохо видное с наплыва - толстое лиственничное бревно с коротко обломанными сучьями - попал и был заклинен ведущий каяк. Гребец выбрался, отделавшись повреждённой юбкой, но лодку, нанизавшуюся кокпитом на сучья, достали не без труда.
По берегам густая, труднопроходимая тайга. Удобных стоянок мало. По правому берегу идёт слабо заметная, но явно хоженая охотничья тропа.
Перед устьем р. Малая Кишта - относительно мощная шивера, на выходе лабиринт из крупных обливных камней.
В устье р. Малая Кишта - старая заросшая гарь, одна или две охотничьи избушки. Для стоянки место ничем не примечательно. Можно стоять напротив, на песчаной полке левого берега.
Далее река заметно расширяется и выполаживается. Чистое ходовое время до устья р. Большая Кишта - около 40 мин. В конце этого участка русло снова сужается, появляются уже ощутимые сливы и бочки до 1,0 м. Здесь расположены три прижима к правому берегу - их важно не пропустить, так как они являются ориентирами приближения к пор. Боец:
Р. Большая Кишта впадает из-за этой скалы, сзади под острым углом, и по этой причине легко может остаться незамеченной. Необходимо повышенное внимание, поскольку примерно в 250 м ниже начинается входная шивера пор. Боец. Непосредственно за устьем на правом берегу неширокая отмель, удобная чалка, стоянка. Отсюда вниз уходит натоптанная туристская тропа к Верхнему каньону и вокруг него.
ВНИМАНИЕ! Подходы к пор. Боец выглядят существенно иначе, чем можно было бы ожидать. Никакого правого поворота, упоминаемого в лоции Сухоцкого, нет (возможно, он имел в виду небольшой местный поворот струи вокруг вышеупомянутой скалы). Каньон как таковой с наплыва не виден - он формируется далее постепенно, по мере того, как река углубляется в кальный массив. Здесь же река течёт в однородном широком прямом русле, никаких скальных стенок впереди нет. Шум порога не слышен и не может быть слышен за равномерным шумом входной шиверы, которая, в свою очередь, не так уж сильно отличается от фона. Таким образом, попасть в порог без просмотра не составляет большого труда.
Ниже р. Большая Кишта - прямой участок быстротока длиной 200-250 м. Ориентиром входной шиверы (и её началом) можно считать два невысоких (1,5-2,0 м) скальных выхода, поросшие лесом и расположенные строго напротив друг друга на правом и левом берегах. Непосредственно за правым находится небольшая отмель - последнее штатное место для чалки перед порогом. По высокой воде эта отмель, вероятно, будет залита. Настоятельно рекомендуется (при уровне воды выше среднего - обязательно!) предварительно разведать место чалки от устья р. Большая Кишта.
Над отмелью хорошая, но уже несколько затоптанная стоянка. От стоянки тропа продолжается вдоль воды к пор. Боец, далее резко поднимается на береговую террасу и идёт далеко от реки. Характер тайги сильно изменился по сравнению с началом сплава: вместо хвойных пород преобладают широколиственные, вместо мха - трава, много почти спелой брусники, кустов черной смородины и жимолости, есть ягоды. Встречаются также грибы (подберёзовики, сыроежки), кусты красной смородины и малины, ревень, бадан и другие вкусные и полезные растения. Ходовое время пешком до нижней стоянки - 25-30 минут. Нижняя стоянка сильно вытоптана и загажена; от неё виден лишь слив на выходе из ущелья.
Верхний каньон. Для просмотра и обработки пор. 1 и 2 Водопадные, Сюрприз следует двигаться вдоль правого берега, отходя локальные бомы. После пор. 2 Водопадный формируется постоянная туристская тропа. От отмели перед пор. Сюрприз она поднимается на высокий берег и идёт до нижней стоянки по верху каньона.
Общей особенностью каньона являются, как выяснилось, весьма жёсткие бочки, мощные обратные течения (улова, подсосы под сливы) и резко выраженные границы между прямыми и обратными течениями. Спокойное улово найти сложно: в каждой точке лодку либо подсасывает наверх, либо сносит вниз, поэтому стоять на страховке в каньоне утомительно. Уклон около 20 м/км. В целом каньон напоминает таковые на р.Сандалаш.
Каньон проходили участники Юрин, Лакеев в частичном взаимодействии с катамаранной группой. Основную часть вещей обнесли по берегу, в лодки грузили только легковесные грузы (спальные мешки, коврики, сушки и т.п.) и ёмкости непотопляемости.
Пор. Боец (по другим лоциям - Щель). Ориентиры см. выше. Начинается разгонной шиверой. Собственно ключевое место порога с наплыва выглядит как невысокие ворота, образованные скальными выходами с обоих берегов; на них, как правило, остаётся 1-2 застрявших бревна. Весь расход реки собирается в одну струю, которая срывается с выступа левого берега, падает на 1,5-2,5 м (точную глубину определить сложно, поскольку не видна глубина пенной щели под сливом), бьёт в крупный осколок скалы (собственно "боец"), отражается от него на 90o влево и при этом закручивается по спирали вокруг своей оси на 360o. Ниже порога обширное спокойное улово.
Теоретически, порог проходим, однако шансы не выбить весло/руку/плечо, не приложиться о камень подставкой для каски и не быть подсосанным под него - существенно отличны от единицы. Несомненно, рано или поздно какие-нибудь гоблины из нового поколения одноразовых каякеров пройдут его в стиле "упал - отжался". Но это не наш метод. Поэтому порог был без сожаления обнесён. Для особо отчаянных голов можно порекомендовать попытать счастья по особо высокой воде, когда, возможно, будет залита отмель у правого берега и откроется заход справа с прыжком через "бойца" или справа от него. А может быть - и не откроется...
За порогом улово, 200-250 м быстротока с небольшими валами и бочками, затем правый поворот. За поворотом на правом берегу большой ромбовидный обломок скалы - ориентир пор. 1 Водопадный. Чалка в улове перед этим камнем или, в крайнем случае, сразу за ним. Непосредственно от этого улова начинается порог.
Пор. 1 Водопадный (Редут). Ориентиры см. выше. На входе реку перегораживает каменная гряда через всё русло. Собственно "редут" - большой прямоугольный камень в центре этой гряды. Справа от него вода падает последовательными ступенями через узкие проходы слаломного типа, с небольшими, но неожиданно глубокими и жёсткими бочками. Основная же масса воды устремляется слева от "редута" - слив высотой около 1,5 м с горки из крупных глыб, лежащих в шахматном порядке. В принципе, слив проходим для всех судов, но через 50 м пенного быстротока - второй пологий слив, в который собирается бoльшая часть потока. За ним через 30 м - косая бочка почти через всё русло; есть относительно чистый проход в правой трети, но струя со слива бьёт в левую треть, и вырваться из нее не слишком просто. Есть узкие проходы-"канализации" под правым и левым берегами.
Далее 150-200 м быстротока в скальных стенках, валы, небольшие бочки. Страховка возможна только после него, на 20-метровом плёсе непосредственно перед пор. 2 Водопадный. Можно также поставить спасконец на камнях над промежуточным сливом, но это контрпродуктивно, поскольку клиент в этом месте будет только вылезать из лодки после 2-3 попыток эскимосского переворота и ещё не будет готов принять спасконец.
Учитывая протяжённый характер порога, сложность страховки и недостаточную "прикатанность" к реке, основным сливом решили пожертвовать и первую ступень проходили под правым берегом. Выходную бочку - во всех случаях по-разному, не всегда точно в соответствии с планом, но относительно чисто. Шли тандемом с взаимной страховкой и, на крайний случай, спасконцом внизу на плёсе. После этого перегнали третий каяк, с двойной страховкой на плёсе (с воды и спасконцом).
Пор. 2 Водопадный (Толян). Ориентиры: после скального коридора плёс 20 м, справа отмель. Непосредственно за плёсом находится основной слив высотой около 2,0 м. Левая часть слива загромождена глыбами. Справа чистый заход, но после слива струя, идущая слева, припечатывает судно к скале правого берега. На выходе несильный прижим влево. Места для чалки за порогом весьма неудобные - в скальных берегах или на гладких скользких камнях. Во входном сливе стоит обратить внимание на камень причудливой формы - естественную скульптуру, изображающую свинячье рыло с пятачком. Г-ну Церетели такое и не снилось!
Один каяк обнесли и поставили на страховку, после чего два других прошли без проблем, по диагонали справа налево.
После порога левый поворот на 90o, затем правый на 180o, здесь левый берег - неширокая, но высокая тёмная скальная стенка. За правым поворотом, напротив конца стенки, небольшая отмель у правого берега.
От этой отмели начинается пор. Сюрприз. Основная струя с валами и парой достаточно мощных бочек идёт по дуге под правым берегом, прижимая сначала длительное время к нему, а затем - к скале левого берега на входе в заключительную часть каньона. Можно предположить, что по высокой воде бочки исчезают, валы становятся более пологими, а прижим ослабевает, поскольку более значительная доля потока идёт напрямую через камни у левого берега, срезая поворот; вероятно, по этой причине Сухоцкий не смог правильно идентифицировать данный порог.
Заключительная часть Верхнего каньона - действительно каньон, скальный коридор шириной от 5-6 м со стенками высотой до 15-20 м. Течение в коридоре относительно спокойное. Через 150-200 м справа отмель, пригодная для страховки. После отмели еще одно скальное сужение с чистыми валами 1,2-1,5 м. За каньоном крутой правый поворот, долина резко расширяется, и сразу на повороте последний слив высотой около 1,5 м с крупным камнем в центре. Всё видно с ходу, но по вечерам, когда обычно завершается прохождение каньона, низкое солнце бьёт строго в глаза. От слива 200 м спокойного быстротока до нижней стоянки.
Пор. Сюрприз и заключительную часть каньона прошли тандемом со взаимной страховкой, затем перегнали третий каяк со страховкой снизу.
От нижней стоянки тропа снова поднимается на 60-80 м на склон правого берега и далеко отходит от реки. Тропа хоженая, хорошо видная, но сильно заваленная буреломом. В конце пути она выходит на водораздельный гребень и по нему серпантином спускается к Прямому Казыру в 400-500 м выше стрелки. Ходу пешком 1.15-1.30. Ориентир начала тропы на Прямом Казыре: непосредственно перед устьем разбои и острова; в 50 м выше них - невысокий скальный выход левого берега, с хроническим заломом на нём. К нему и выходит тропа.
По реке от стоянки около 1 км - простые шиверы. Далее начинается Нижний каньон. На входе горка с прижимом к левой скале. В самом каньоне небольшие валы и бочечки, длина 500-700 м. Единственный приметный порожек из нескольких крупных обливных камней расположен непосредственно перед выходом. Сразу после выхода из каньона слева с крутой горки впадает мощный ручей, долина которого видна издалека. Далее ущелье постепенно раскрывается, от каньона остаются только отдельные локальные бомы, есть места для чалки и даже для стоянки. До устья р. Прямой Казыр около 1,5 км, простые мелководные шиверы.
Долина р. Прямой Казыр хорошо видна, но впадает он достаточно неожиданно, из-за выступа правого берега. Ходовое время от стоянки за Верхним каньоном - около 20 минут. В 100 м выше стрелки охотничья избушка (с воды не видна). На стрелке несколько стоянок как на Прямом, так и на Толстом Казыре.
Ниже р. Прямой Казыр - простые шиверы и перекаты. Перед устьем р. Левый Казыр начинаются разбои, острова с огромным (даже по сибирским меркам) количеством плавника. Многие мелкие протоки перекрыты им полностью, но главные протоки идентифицируются без проблем. В устье р. Левый Казыр полуразрушенная избушка, более это место ничем не примечательно. Далее река начинает сильно петлять, ориентироваться нетрудно по долинам крупных притоков. В устье р. Запевалиха перекат и памятник группе Кошурникова. В устье следующего правого притока - безымянного крупного ручья - удобная, но небольшая стоянка.
Через 10 минут сплава после ручья на правом берегу красуется огромный металлический бак 1961 г. выпуска, водружённый на деревянный сруб - вероятно, остаток какой-то базы геологов или изыскателей. Начинают попадаться рыбаки-староверы, оставленные ими лодки и сети. Перед устьем р. Катун на левом берегу избушка, в ней живет одинокий охотник Ваня. (По словам других местных жителей, человек со странностями - ну да у кого же их нет?) На участке от р. Верх. Гришкина до р. Прорва долина сужается, течение немного ускоряется, по берегам появляются бомы. От р. Прорва до р. Томская течение снова вялое, далее - побыстрее, появляются шиверы.
Начиная от р. Яшина, долина сужается и принимает мрачный, негостеприимный характер. Склоны узкого V-образного ущелья, покрытые густым лесом, спускаются прямо в воду, стоянок нет, за исключением нескольких неудобных мест на порогах. Для небольшой группы ближайшая хорошая стоянка - справа на пор. Верхнекитатский, для большой же - только в устье р. Верхний Китат. Рекомендуется планировать график движения таким образом, чтобы пройти этот участок за один день, включая пор. Щеки и Верхнекитатский. Для предшествующей ночёвки можно рекомендовать, в частности, галечную отмель на резком правом повороте реки в "зигзаге" ниже р. Татарка - если она ещё не загажена предыдущими читателями данного отчёта.
Пор. Щёки. Ориентиры: ручей Пермяцкий в начале прямого участка, за ним безымянный ручей справа на местном левом повороте. Примерно через 500 м у левого берега небольшой скальный выход, образующий первый перекат каскада. Чалка за этим перекатом на левый берег. Далее видно, как река с ускорением входит в левый поворот русла, в русле крупные надводные глыбы, ниже - невысокие скальные стенки. В районе места чалки есть небольшая, неудобная, тёмная стоянка на песке в сырых кустах, без дров (sic!). От начала порога идёт тропа, по которой местные рыбаки обносят вещи, моторы и перетаскивают лодки. Тропа почти не набирает высоту (только круто спускается по распадку в конце), но проходит далеко от реки, срезая излучину. Много черники, есть красная и чёрная смородина. До конца порога 2-2,5 км, 25-30 минут ходу. Место ниже порога очень уютное и живописное, удобное для обеда, но не для стоянки: нет практически ни одной ровной площадки для палаток.
Порог разделён на 2 ступени. Первая ступень - каскад невысоких пологих сливов, валы до 1,2 м, всё читается сходу. Просмотр требуется, в основном, на предмет застрявших брёвен. Основную сложность представляют огромные ленивые поганки, заполняющие повороты русла и легко отбрасывающие каяк на многие метры в сторону от намеченной линии движения. После входной части первой ступени - местный правый поворот, слева большое улово, от которого удобно просмотреть её вторую половину. Далее плёс 200-300 м, чалка на правый берег для просмотра второй ступени.
Вторая ступень начинается разгонной горкой с валами 1,2-1,5 м, далее в скальном сужении прижим вправо, затем влево. Оба прижима обходятся без труда, но беспорядочная толчея пульсирующих пенных валов немного сбивает с курса. Далее спокойное течение в скальных стенках, расширение каньона на местном левом повороте, и на следующем правом повороте каньон резко обрывается. Слева огромное улово, к которому по распадку спускается тропа обноса.
Порог проходили участники Юрин, Лакеев: сначала тандемом со взаимной страховкой, затем третий каяк со страховкой снизу с воды. В целом порог напоминает Кадринскую трубу на р. Катунь или пор. Московский на р. Каа-Хем.
От пор. Щёки до пор. Верхнекитатский чистое время сплава около 1.10 (на каяке), простые шиверы.
Пор. Верхнекитатский. Ориентиры: за 600-700 м до порога - шивера с большим надводным камнем в центре русла. Второй большой надводный камень, треснувший надвое, лежит в русле за 100 м до порога. Ниже в русле виден скальный остров, поросший лесом, на местном правом повороте. На правом обрывистом берегу лежат рыбацкие лодки. Мы же, следуя лоции Сухоцкого, зачалились на левом берегу перед порогом. Однако обещанной стоянки не обнаружили в принципе - только густой кустарник и бурелом.
Ввиду напряженной тактической обстановки (позднее время, усталость, дождь и низкая температура, перспектива идти неопределённое время дальше до приемлемой стоянки) бегло просмотрели основную левую протоку и прошли ее по той же схеме, что и пор. Щёки.
Ниже порога на левом берегу стоянок также нет. Для полноты картины решили зачалиться на правый берег ниже порога. Здесь обнаружилась, как и можно было предположить, тропа обноса для рыбацких лодок, срезающая поворот, а наверху на гребне - пара удобных пятачков для палаток. Очень много черники. Правая протока короче и потому имеет бoльший уклон, чем левая, но существенно бoльшего интереса не представляет - тоже пологие сливы, валы, требуется только целенаправленно обойти пару обливных камней на выходе. Последующим группам можно рекомендовать обработку порога по правому берегу и прохождение правой протокой - так быстрее.
Ниже порога река замедляется, стоянок по-прежнему нет до самого устья р. Верхний Китат (чистое ходовое время 22 минуты). Напротив устья на правом берегу - охотничья избушка и лабаз на высоком стволе дерева. На левом берегу - галечная отмель, удобная для стоянки. Далее до пор. Базыбайский ничего примечательного нет, однообразная гребля утомляет и притупляет внимание.
Пор. Базыбайский. Ориентиры: 1) На местном левом повороте слева галечная отмель, справа скальный остров и скальный же мыс из красного гранита, между ними шивера с мощной вертикальной турбулентностью. Отсюда до порога около 2 км, 10 минут сплава. 2) На следующем левом повороте аналогичное сужение в скалах из красного гранита. 3) Далее широкий разбой, за ним и на третьем левом повороте - 3 светлых скальных выхода правого берега. 4) Далее на правом повороте левый берег - подмытый обрыв. 5) За правым поворотом по правому берегу начинаются скалы, по левому - невысокие скальные выходы чередуются с отмелями. Над порогом на левом берегу памятник. Вход в порог хорошо виден, течение перед ним несильное, чалка слева на галечной отмели. Стоять можно или здесь же в начале отмели, или ниже порога.
Порог - скальное сужение длиной около 150 м, на входе слив слева направо с косой бочкой, заход возможен многими вариантами. Далее прижим к скале правого берега. В конце скального коридора одиночная обливная плита в центре.
Тропа обноса начинается непосредственно перед порогом и сразу же раздваивается. Правый вариант короче, через небольшой пересохший заливчик и плоские скалы.
Порог проходили на частично разгруженных лодках по той же схеме, что и пор. Щёки и Верхнекитатский.
Ниже порога много рыбаков на моторных лодках - как из посёлков в низовьях, так и из Абакана; вероятно, в нашем случае ситуация усугубилась выходными днями. Долина широкая, река течёт довольно вяло, сильно петляет, гребля утомляет. Примерно от района заимки Казыр (она же Верхняя Казырская, Верхняя Тридцатка) характер берегов снова резко меняется: галечные отмели исчезают напрочь, русло реки - широкая, почти прямая труба с обрывистыми берегами, покрытыми густым лесом. Отсюда до Убинских шивер мест для стоянки практически нет (если не считать варианты стоянки непосредственно в посёлках), поэтому крайне желательно планировать ночевку выше этого отрезка.
Заимка Верхняя Тридцатка расположена в правой протоке. Это метеостанция и гидрологический пост, несколько изб, лодки, спутниковые тарелки. Нижняя Тридцатка - уже относительно крупный посёлок, к нему ведёт грунтовая дорога, в начале посёлка красуется новенький терем - загородное поместье какого-то преуспевающего бизнесмена из Абакана. Достопримечательность посёлка - могила А. Кошурникова. На ночёвку встали на правом берегу на левом повороте после пос. Нижняя Тридцатка: здесь обнаружилась поляна, используемая приезжими гостями для пикников, с ещё не остывшими углями. Грязно, гадко, комарино, дров нет, подход к воде чрезвычайно неудобный (обрыв 2-3 м, единственное место для чалки в 100 м ниже поляны, в самом конце поворота), но выбирать не из чего.
Далее до Убинских шивер единственная стоянка, пригодная для большой группы - за правым поворотом у высоты 735, на галечной косе правого берега. Первые шиверы - просто мелководные каменные поля. Две самые мощные шиверы - последние, расположены сразу после устья левого притока р. Камышта; в них чистые валы до 1,2 м. Между шиверами есть большие песчаные пляжи, вполне пригодные для стоянки (за исключением заметного поката). Ниже шивер есть много загаженных стоянок на правом берегу, с выходом на дорогу, и немного на левом. Течение ускоряется по сравнению с предыдущими отрезками реки. Ходовое время до пос. Жаровск (Жаровский, ударение на первом слоге) - около 50 минут.
От посёлка вниз по реке идёт уже дорога, отгрейдированная не далее чем в нынешнем году и гордо именуемая "федеральной трассой". Имеется, хотя и ограниченная, сотовая и радиосвязь с внешним миром. Ввиду хронически неблагоприятных метеоусловий, было принято решение пожертвовать порогом Гуляевским и прекратить сплав здесь. Для ночёвки и переупаковки остановились на низкой полке правого берега, практически на краю деревни (около первой лодочной стоянки). В 50 м выше стоянки из-под берега бьёт чистый родник, к которому местные жители ходят за питьевой водой - для него сооружён небольшой сруб прямо в реке. Местные жители - люди мирные и неназойливые, но этот берег, похоже, используется ими в качестве отхожего места. Помимо человеческого навоза, имеется также коровий и козий, а в остальном - место вполне уютное.
Ниже посёлка, насколько можно было видеть на следующий день с дороги, течение остаётся относительно быстрым, поэтому 18 км пути до пос. Гуляевка можно преодолеть, предположительно, за 1.40-2.00 часа сплавного времени. Порог, насколько можно судить по лоциям, представляет собой шиверу длиной около 100 м с чистыми валами 1,2-1,5 м. Мы сочли, что это не такая большая ценность, чтобы ради неё махать веслом ещё 2 часа под дождём. Сплав до пос. Гуляевка или Черемшанка можно рекомендовать, скорее, по причине лучшего качества дороги и наличия регулярного автобусного сообщения, либо заранее и твёрдо заказанного транспорта для выезда с реки.
Заброска к началу сплава в любом случае осуществляется из г. Нижнеудинск - старинного поселения, расположенного на Транссибирской магистрали примерно посередине между Красноярском и Иркутском. Это районный центр, ныне пришедший в глубокий упадок и недавно лишённый статуса города. Наиболее логичный вариант езды до него из Европейской части России - самолётом до Красноярска, далее поездом. Однако взять билеты на самолёт на желаемое число не удалось, поэтому пришлось лететь на сутки раньше. В связи с этим в плане маршрута первоначально значилась техническая днёвка 05 августа в Нижнеудинске. Однако по месту было принято более рациональное решение - провести день в Красноярске, выспаться в цивильных условиях после утомительного ночного полёта и съездить в зопаведник "Столбы".
Аэропорт Емельяново находится далеко за городом (около 20 км), но Аэрофлот предлагает своим пассажирам бесплатную доставку в город до гост. "Полёт" и обратно. По дороге заслуживает внимания местная достопримечательность - труп самолёта ИЛ-62, стоящий на одном из дачных участков в качестве сарайчика, как обычно используются списанные кузова грузовиков или отрезки ж/д вагонов.
Перемещаться по городу удобно на такси - в городе действует около 70 компаний-перевозчиков, поэтому цены боле чем умеренные. (За исключением нескольких обычных "хлебных" точек - автовокзала и т.п. - где законы местной таксистской мафии жестоки и непреклонны.) По городу ездит множество машин с легко запоминающимися номерами на борту, поэтому вызвать машину, при наличии телефона под рукой - дело нескольких минут.
Ночёвка в городе не представляет труда. Помимо гостиниц, имеется большое число частных фирм, предлагающих постой на квартирах за вполне умеренные деньги - рекламой их украшены все заборы и павильоны автобусных остановок в городе. Мы пользовались услугами агентства "Альянс", найденного ранее по Интернету.
На следующий день планировалось ехать поездом до Н-Удинска, однако взять билеты на восток непосредственно с утра не удалось: в наличии имелось только 3 купейных билета на разные поезда. (Очевидно, стоило озаботиться этим в предыдущий день или заранее в Москве.) По этой причине пришлось переориентироваться на такси. Из нескольких обзвоненных компаний немедленно обеспечить машину на такое расстояние смогла только "Такси-рикша" (тел. 511-115), её и рекомендуем. Поездка обошлась в 8500 руб. - дороже, чем 3 плацкартных билета, но, вероятно, несколько дешевле, чем 3 купейных (к тому же без разделения группы). Дорога с хорошим водителем заняла около 6 часов. Трасса Москва-Чита местами представляет собой вполне приличную автостраду, по которой можно без труда ехать со скоростью 160 км/ч, местами же - грязный просёлок, где на подъёмах буксуют тяжёлые фуры, оставляя в жирной красной грязи колеи глубиной по брюхо. Основной трафик составляют подержанные японские машины всех классов и моделей, перегоняемые частными лицами с востока на запад. Как правило, их ведут попарно на жёсткой сцепке, оклеив переднюю часть скотчем - чтобы не попортить полировочку. Наш водитель тоже планировал осенью слетать в Находку, взять там 5-тонный грузовичок, в него поставить 3-тонный, в него - легковую, и ещё микроавтобусик на прицеп.
Лодки и некоторая часть снаряжения были заранее отправлены из Москвы багажом по железной дороге - вместе с багажом катамаранной группы, арендовавшей вместе с нами вертолёт из Н-Удинска. Следует отметить новую услугу: ныне в поездах Москва-Иркутск "Байкал" (No.9/10) и Москва-Пермь (No.18) постоянно имеются багажные вагоны, именуемые "передвижной камерой хранения" и функционирующие как отдельное коммерческое предприятие. Сдать в них грузобагаж можно в дневное время в отдельном павильоне справа от платформы 1а Ярославского вокзала, билетный багаж - непосредственно на платформе перед отправлением. Взвешивание и оформление билетного багажа производится в кассе оплаты сверхнормативного багажа, справа от платформ 3-4. Количество багажа не ограничено, цены умеренные. Это гораздо удобнее, чем заранее сдавать через багажное отделение в Красносельском тупике по обычной схеме (что, впрочем, также остаётся в силе). Однако перевозчик не работает с обычными багажными отделениями и требует, чтобы на промежуточных станциях багаж и грузобагаж был получен непосредственно из вагона за время стоянки поезда. В противном случае он везётся до конечной станции и разгружается там. Для нас это условие принципиальных сложностей не создавало.
ВНИМАНИЕ! В составе поезда No.9/10, как и ряда других фирменных поездов, в настоящее время используются новые плацкартные вагоны производства Тверского завода, выполненные по антитуристской конструкции - с глухой переборкой между третьими (багажными) полками. Размещение длинномерных предметов свыше 180 см (неразборных вёсел, катамаранных рам) в таких вагонах чрезвычайно проблематично.
Для дальнейшего пути был заказан вертолёт, совместно с упомянутой выше катамаранной группой в составе 6 чел. Местом посадки первоначально было выбрано устье левого притока р. Казыр - р. Озёрная (высота 1341 м), однако целесообразно садиться ниже - в районе устья р. Дергушка, где также имеются удобные отмели и высота составляет около 1080 м. (Подробнее см. раздел "Лоция и техническое описание маршрута".) Заявку на совершение рейса следует отправлять заранее по факсу:
Нижнеудинское авиапредприятие
директор Рытиков Виктор Петрович
тел. (39517) 7-16-68
факс (39517) 7-15-05
тел./факс (39517) 7-01-79, 4-16-68, 4-01-79, 4-17-01 (не проверено)
665106, Россия, Иркутская обл., г. Нижнеудинск, аэропорт, а/я 23
E-mail avia_nu@irmail.ru (не проверено)
В авиапредприятии эксплуатируются, по состоянию на 2007 г., 2 или 3 вертолёта МИ-8. Заявки на выполнение заказных рейсов принимаются охотно и конструктивно. Стоимость одного лётного часа - около 48 тыс. руб., весь рейс обошёлся примерно в 120 тыс. руб. Заявленная грузоподъёмность машин при полётах на такое расстояние и посадке с таким превышением - 1 тонна, т.е. 9-10 чел. с жёстко лимитированным грузом. На практике, по нашим наблюдениям, постоянно улетали группы в составе 12-14 чел. с большим количеством снаряжения (в расчёте на 1 чел. - гораздо больше, чем у нас). Однако такой полёт требует благоприятных метеоусловий, большого мастерства пилотов и дополнительных хитростей. Например, в некоторых случаях вертолёт садится в пос. Верхняя Гутара, сливает там часть топлива, с минимальным количеством топлива в баках перелетает хребет, а на обратном пути заправляется снова.
Полёты осуществляются настолько регулярно, насколько это позволяет погода по маршруту. Заявки на заказные рейсы также заранее ставятся в план полётов. Недостатка в технике, топливе и трезвых экипажах авиапредприятие в настоящее время, насколько можно судить, не испытывает, поэтому может выполнять столько рейсов, сколько нужно. Бывают случаи, когда на р. Казыр или иной популярный маршрут одновременно уходят сразу две машины с разными группами, которые так и летят парой всю дорогу. В любом случае, погода почти неизбежно вносит свои коррективы. Поэтому беспокоиться о том, чтобы сильно заранее "застолбить" вертолёт на требуемое число, не стоит - лучше не торопиться с заявкой, чтобы подготовка к путешествию достигла стадии 100% определённости и не пришлось бы отзывать заявку обратно. Также нежелательно (просто по-человечески неудобно) планировать полёт на выходные дни - это требует выхода на работу, специально для вашего рейса, большого числа технического персонала и т.п.; однако при необходимости руководство авиапредприятия идёт на такие меры, понимая, что в разгар туристского сезона день год кормит: насколько можно было наблюдать, в аэропорт ежедневно прибывает и, соответственно, улетает из него в среднем 2 группы в день.
Наряду с воздушным, для доступа к водным маршрутам данного региона широко используется наземный путь от г. Нижнеудинск - сначала, по возможности, автомашинами повышенной проходимости, далее на лошадях.
Для обратного отъезда с маршрута была заказана автомашина из г. Абакан. Местные компании, предлагающие услуги такси, нетрудно найти через Интернет. Мы пользовались услугами следующих двух компаний-партнёров:
"Престиж" (легковое; другие виды через партнёров)
http://taxi-abakan.narod.ru/
тел. (39022) 66-056
тел. (903) 077-49-34
тел. (913) 510-70-11
"Байкал" (газель)
тел. (39022) 5-03-11
тел. (39022) 3-59-58
Поскольку первоначально планировалось участие 4 человек, а дорога от низовьев р. Казыр до г. Абакан достаточно длительная, была заказана автомашина "Газель-фермер" с кабиной на 5 пассажиров и удлинённым кузовом. Сложность при организации отъезда состоит в том, что точно спланировать дату достаточно проблематично из-за 3 больших неопределённостей:
Последняя неопределённость позволяет, в случае необходимости, принудительно компенсировать две предыдущие, но это возможно только в ограниченных пределах (в нашем случае, группа едва ли могла бы пройти эту часть быстрее, чем получилось в реальности). Поэтому желательно иметь свободную дату отъезда. В нашем случае с бригадиром компании "Байкал" была достигнута договорённость о том, что предварительно машина резервируется на 20-22 августа; по достижении посёлков, оснащенных телефонной связью, группа должна была связаться с ним и уточнить время и место подачи машины. Планировалось позвонить в первой половине дня из пос. Жаровск или, в крайнем случае, Гуляевка, а время до прибытия машины использовать для завершения сплава, просушки и переупаковки снаряжения. Первая связь обнаружилась уже у одной из семей в пос. Жаровск (сотовый телефон Енисей-Телеком с антенным усилителем), что позволило согласовать прибытие машины на следующее утро и перенести место подачи из пос. Гуляевка в пос. Жаровск.
Дорога от пос. Жаровск до пос. Гуляевка представляет собой весьма посредственный грейдер, особенно на первых километрах. Но по словам местных жителей - это хорошая дорога федерального значения, улучшенная не далее как в нынешнем году. После пос. Гуляевка и Черемшанка качество дороги в среднем несколько улучшается. Асфальт начинается незадолго до ст. Курагино. Весь путь до г. Абакан занимает около 3,5 часов.
Поскольку у большей части группы были весьма неясные планы относительно дальнейшего проведения отпуска, а также в связи с вышеописанными неопределённостями, обратные билеты заранее не приобретались. Оперативно вылететь из г. Абакан самолётом малореально, поскольку в неделю есть только 6-7 проходящих рейсов Владивосток-Москва (компания "Владивостокские Авиалинии"). Билеты на них дороги и дефицитны - ближайшие единичные билеты были только на 9-10 дней вперёд по самому дорогому тарифу.
Билеты на поезд (купе, верхние полки) удалось взять на этот же день, примерно за 4 часа до отправления, безо всяких проблем - очевидно, ввиду их относительной дороговизны. (При этом по факту в вагоне ещё оставались свободные места.) Поезд ходит 6 раз в неделю, отправление около 18 часов местного времени - как и десятилетия назад.
В случае отсутствия любых билетов на ближайший день целесообразно немедленно выезжать на Транссибирскую магистраль (ст. Ачинск или Красноярск) любыми видами местного транспорта (электричками, автобусами, такси). До Красноярска в настоящее время ходит 3 пары поездов ежесуточно, в т.ч. одна электричка-экспресс повышенной комфортности.
Багажное отделение на ж/д вокзале Абакан работает до 18 часов местного времени, поэтому отъезд с маршрута целесообразно планировать именно в первой половине дня, чтобы по прибытии в Абакан немедленно сдать лодки в багаж.
Большинство авиарейсов на Москву проходит утром по местному времени; в отдельные дни добавляется вечерний рейс, в иные же - нет ни одного. При необходимости, переночевать в комфортных условиях за относительно умеренную цену можно в гостиницах "Абакан" или "Хакассия".
Со стороны г. Нижнеудинск население района составляют тофы и русские. Поскольку заброска к началу маршрута осуществлялась вертолётом, контактов с местным населением в этой части путешествия не было. Тофы компактно проживают в пос. Покровский, Октябрьский, Верхняя Гутара, Алыгджер, и широко путешествуют по району с целью выпаса оленей, охоты и рыбалки. Хозяйственная деятельность тофов распространяется также на верховья р. Казыр, где по правому берегу имеются малозаметные, но определённо хоженые охотничьи тропы.
Посёлки в нижнем течении р. Казыр основаны русскими староверами несколько веков назад. Значительную часть их хозяйственной деятельности во все времена и поныне составляют рыбалка и охота. Так, во время Второй мировой войны на местный колхоз была выделена бронь - 5 охотников; за зиму они добыли соболя на стоимость целой танковой колонны.
У староверов сложились давние связи с единоверцами в Туве, в частности, живущими в верховьях р. Каа-Хем, и они достаточно хорошо знают этот район. Так, один из наших собеседников-рыбаков только недавно вернулся из пос. Эржей, где был в гостях у родственников. По-видимому, между ними широко практикуются смешанные браки, чтобы избежать вырождения в своих замкнутых популяциях.
В последнее время в этих же посёлках обосновалось большое число сектантов сомнительной религиозной принадлежности: "виссарионовцев", "детей солнца". Стороннему человеку различить их трудно, но это не имеет существенного значения: в любом случае это люди богобоязненные, сторонящиеся внешнего мира (особенно сектанты) и не агрессивные. Поэтому можно полагать, что ночевка даже непосредственно на краю посёлка не представляет ни опасности, ни даже центра притяжения для местной детворы. Вместе с тем это люди вполне осведомленные о благах цивилизации: в некоторых домах имеются сотовые телефоны, спутниковые тарелки и даже компьютеры. Они достаточно квалифицированно обращаются и с лодочным мотором, и с ружьём, и с цифровым фотоаппаратом. Некоторые местные жители даже видели по телевизору передачи о сплаве на каяках по бурной воде, и встреча с живыми туристами вызывает у них неподдельный интерес. Особенно общительны, как и следовало ожидать, рыбаки в необитаемом среднем течении р. Казыр, где каждая встреча с новым человеком представляет собой целое событие и законы таёжного гостеприимства берут верх над религиозными догмами.
Среди новоприбывших сектантов немало людей с высшим техническим образованием, вырвавшихся сюда из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. В частности, в пос. Жаровск обнаружился, как было установлено впоследствии, бывший авиационный инженер и турист из Москвы, лично знакомый одному из участников и даже прошедший вместе с ним на несколько маршрутов и школ ТП в середине 1980-х годов. Позже он уехал в другой город из-за проблем в личной жизни и в конце концов, как выяснилось, пошёл по вере. Однако от очной встречи этот человек уклонился; при приближении своего визави он, вероятно, первым опознал его и поспешил попрощаться.
Рыбаки и охотники снизу добираются, меняя или перетаскивая лодки через 3 основных порога, вплоть до района рр. Катун и Левый Казыр. По мере продвижения вниз их число растет. Зимой они перемещаются на лыжах по льду - как и во времена Кошурникова, постоянных троп по берегам нет, кроме как для обноса порогов. В нижнем течении, помимо местных жителей, встречается большое число рыбаков и отдыхающих из Абакана, Минусинска, Красноярска и других окрестных городов. Прохождение порогов туристами может собирать изрядное число зрителей, оказавшихся в этот момент на данном пороге - такой цирк приезжает сюда в тайгу не слишком часто.
При сплаве, разведке и страховке все участники находились в касках и спасжилетах.
Пор. Боец обнесён всеми участниками.
Участницей Валяевой обнесены Верхний и Нижний каньоны, пор. Щёки, Верхнекитатский, Базыбайский.
Пор. 1 Водопадный, Сюрприз (включая завершающую часть Верхнего каньона), Щёки, Верхнекитатский, Базыбайский проходились сначала тандемом со взаимной страховкой, затем третьим каяком со страховкой с воды. На пор. 1 Водопадный использовалась также страховка с берега спасконцом (на плёсе перед пор. 2 Водопадный).
Пор. 2 Водопадный проходился поочередно, со страховкой обоих каяков с воды третьим каяком, обнесённым ниже порога, и с берега спасконцом.
Верхний каньон проходился методом базовых лагерей, на максимально разгруженных лодках (за исключением объёмных легковесных грузов и ёмкостей непотопляемости). Пор. Базыбайский проходился на частично разгруженных лодках.
При прохождении маршрута имели место 2 оверкиля (оба - на участке выше Верхнего каньона, оба - с покиданием лодки), в т.ч. 1 - с заклиниванием лодки под бревном в сливе и угрозой заклинивания гребца в лодке. Оба были устранены при помощи само- и взаимостраховки.
Лето в данном регионе характеризуется суровой и неустойчивой погодой. Данное путешествие не было особым исключением, более того, можно считать, что нам дважды чрезвычайно крупно повезло. Во-первых, вылета из г. Н-Удинск пришлось ожидать всего полтора дня: к вечеру второго дня открылось "окно" в облаках, и наш вертолёт благополучно достиг цели. При этом весь следующий день снова была беспросветная облачность и дождь. Во-вторых, нам выпало подряд три ясных солнечных дня, с температурой до 25-28oС, ровно для прохождения верхнего участка реки до Верхнего каньона включительно. В остальное время, за исключением одного дня, преобладала облачная погода и затяжные дожди самого неподходящего характера: не настолько сильные и продолжительные, чтобы из-за них объявлять днёвку, но достаточно сильные и продолжительные, чтобы превратить ходовой день в одну беспросветную сырую хмарь. При этом погода имела тенденцию меняться в среднем 2 раза в сутки, с дождём до середины дня и прояснением после 17-18 часов. Дневная температура составляла 16-18oС, в отдельные дни от 10-12oС с сильным ветром. По ночам в верхнем течении температура опускалась иногда почти до 0oС.
Уровень воды в абсолютном измерении, т.е. применительно к расходу, под который разработано русло, можно считать средним на верхней части и ниже среднего - в нижней части реки. С другой стороны, по утверждениям жителей пос. Жаровский, лето (по крайней мере, в этом посёлке) было дождливым и наблюдаемый уровень воды был выше обычного для середины августа.
Вода в р. Казыр, особенно в верхнем течении, отличается необычно низкой для Саян температурой, а также большим суточным ходом температуры. Минимальная температура - от 6-7oС - наблюдается в утреннее время.
Помимо этого, вода в реке имеет весьма специфический химический состав со сдвигом в щелочную сторону. (Жители нижних посёлков стирают в реке бельё без мыла.) По истечении 5-7 дней это приводит к нарушению солевого баланса в организме и вынуждает его прокачивать через себя увеличенное количество воды, чтобы набрать требуемое количество солей. Это, в свою очередь, создаёт определённые неудобства как на сплаве, так и на отдыхе, а последствия недостатка солей ощущались ещё более недели после завершения путешествия. Одним из возможных решений этой проблемы может быть применение солекомпенсирующих напитков (растворы "Изостар" и аналогичные).
В параллельной катамаранной группе был зафиксирован 1 случай укуса клещом на стоянке между Верхним и Нижним каньонами. На всём протяжении маршрута наблюдалось некоторое количество кровососущих и беспокоящих насекомых: мошки, непуганых мух (их можно даже не бить, а неспешно снимать с себя пальцами, как муравьёв), комаров (от района р. Левый Казыр и ниже), оводов и слепней (в нижнем течении). Создаваемые ими неудобства нельзя назвать чрезмерными, но они имеют место. Рекомендуется иметь в группе небольшое количество репеллентов.
Групповое | Личное | ||
---|---|---|---|
Наименование | Кол-во | Наименование | Кол-во |
Весла запасные | 2 шт. | Каяк п/э неразборный | 1 шт. |
Спасконцы 25 м. | 1 шт. | Весло | 1 шт. |
Ремни багажные | 1 пара | Юбка | 1 шт. |
Каска | 1 шт. | ||
Спасжилет 8-10 л. | 1 шт. | ||
Куртка брызгозащитная | 1 шт. | ||
Гидрокостюм неопреновый | 1 шт. | ||
Сапожки неопреновые | 1 пара | ||
Термобелье | 1 компл. | ||
Гермоупаковки | 1 компл. |
Наименование расходов | На 1 чел. | На группу |
---|---|---|
Авиабилеты Москва - Красноярск | 8585 руб. | |
Отправка лодок багажом Москва - Нижнеудинск | 1180 руб. | |
Такси Красноярск - Нижнеудинск (легковое) | 8500 руб. | |
3/9 доли вертолёта Нижнеудинск - устье р. Дергушка | 39912 руб. | |
Такси пос. Жаровский - г. Абакан (Газель-фермер) | 4200 руб. | |
Ж/д билеты Абакан - Москва | 7147 руб. | |
Отправка лодок багажом Абакан - Москва | 736 руб. | |
Прочий транспорт | 1681 руб. | |
Гостиница в г. Красноярск | 1600 руб. | |
Продукты питания | 8665 руб. | |
Итого | 37890 руб. | 113670 руб. |
Сплав по р. Казыр от устья р. Озёрной нецелесообразен. Рекомендуемое место начала сплава - от устья р. Дергушка (при заброске вертолётом) или Малая Кишта (при подходах пешком или на лошадях через пер. Федосеева). При подходах по долине р. Ужур начало сплава можно планировать примерно посередине между рр. Озёрная и Дергушка, но серьёзно рассчитывать на охотничьи тропы на этом участке не следует.
Верхнее течение р. Казыр, до устья р. Прямой Казыр, характеризуется высоким уклоном (на отдельных участках свыше 20 м/км), высокой насыщенностью препятствиями, опасностью (нависающие деревья, застревающие брёвна, заломы) и сложностью страховки. С технической точки зрения, этот отрезок следует квалифицировать 5 к.с. по отечественной и 4+ к.с. по международной шкале, и только его малая протяжённость не позволяет отнести маршрут в целом к полноценной 5 к.с.
Среднее и нижнее течение р. Казыр, составляющие основной километраж маршрута, не представляют собой существенного спортивного интереса. Три основных порога (Щёки, Верхнекитатский и Базыбайский) для современной техники сплава и современных судов представляют умеренную сложность и могут быть оценены не выше 4 к.с. по отечественной шкале. По сравнению с другими крупными, традиционно "плотовыми" реками Саян и Алтая, в них нет ни злобной мощи, присущей Уде или Оке, ни плавного величия Катуни или Каа-Хема, ни даже стремительного выката, как в нижнем течении Уды. Остальные пороги и шиверы представляют лишь номинальный интерес.
Подавляющую часть маршрута составляют участки гладкой гребли. Они весьма утомительны для прохождения на каяках, предназначенных для сплава по бурной воде. Группа предприняла максимум возможного, чтобы преодолеть их за кратчайшее время, и дальнейшее уплотнение графика движения на участке ниже р. Прямой Казыр едва ли представляется возможным. Однако для крупных многоместных судов, допускающих свободное перемещение и отдых гребцов внутри судна, прохождение этих участков может быть значительно ускорено за счет сплава по 12-24 часа в сутки.
Ввиду краткости содержательной части и преобладания участков гладкой гребли, данный маршрут нецелесообразен для проведения походов и путешествий с преимущественно спортивной направленностью. Следует оговориться, что применительно к данному путешествию одна из основных целей изначально состояла в посещении ненаселённого таёжного района, и эта цель была достигнута.
Езда до г. Нижнеудинск самолётом через Красноярск или Иркутск не обеспечивает существенной экономии времени. В основном она создаёт дополнительные проблемы и пересадки, а также усложняет адаптацию к смене часовых поясов и рода деятельности. Скорый поезд в данном случае определённо можно считать более целесообразным видом транспорта, даже при приблизительно равной стоимости купейного и авиабилетов. Для перевозки лодок, катамаранных рам, крупногабаритных упаковок и т.п. рекомендуется использовать услугу "передвижная камера хранения" в поезде No.9/10 "Байкал".
Заброска вертолётом из г. Нижнеудинск при заблаговременной и планомерной организации путешествия представляет собой достаточно надёжный и, в общем-то, приемлемый по цене вариант. Стоимость заказного рейса в расчете на 1 участника не превышает стоимости авиа- и ж/д (купе) билетов из европейской части России и обратно. Утверждения авиаторов о жёстком потолке грузоподъемности в значительной мере можно считать перестраховкой, реально рекомендуется рассчитывать на группу из 10-12 человек со снаряжением.
Учитывая метеоусловия и другие природные факторы, обязательными предметами снаряжения для данного маршрута следует считать палатки с высокой устойчивостью к дождю и с противомоскитными сетками, групповой тент, неопреновые гидрокостюмы-полукомбенизоны, толстое термобельё и тёплую одежду (кроме пуховой). Рекомендуется наличие небольшого запаса репеллентов против кровососущих насекомых, а также использование солекомпенсирующих растворов для питья ("Изостар" и т.п.).
Животный мир в верхнем и среднем течении р. Казыр, судя по следам и отметинам, весьма разнообразен и обилен числом (в том числе медведь). Однако ввиду традиционно интенсивной охоты зверь пуганый и людей обходит далеко стороной. Рыбалка имеет место, особенно в верхнем и среднем течении, но назвать её особенно обильной и выдающейся трудно. Урожай ягод, грибов и орехов сильно зависит от года, от места, и сбор их не всегда удобно вписывается в график движения и стоянок.
Эстетическая ценность маршрута невелика. Верхняя его часть проходит преимущественно в узком ущелье, средняя и нижняя - в широкой лесистой долине. Ни особо выдающихся видов и обзорных точек, ни величественных живописных стенок, как на соседней р. Уда, здесь нет.
Число групп, путешествующих по данному району, растёт чрезвычайно быстрыми темпами - как в вариантах с вертолётной, так и в вариантах с пешей или вьючной заброской. Под влиянием растущего потока самодеятельных и коммерческих туристов можно ожидать окончательного разрушения традиционного уклада жизни и экономики местного населения. Судя по опыту других аналогичных регионов в России и за её пределами, неизбежно вытаптывание и загрязнение наиболее популярных стоянок (в районе Верхнего каньона оно уже имеет место), повсеместное загрязнение маршрута отходами жизнедеятельности туристических групп, в т.ч. трудноразлагаемыми (пластик, стекло, резина, металлические банки). В экономической деятельности местного населения произойдёт резкое снижение роли охоты и рыбалки, их место займёт обслуживание туристов; позже неизбежна утрата традиционных навыков охоты, рыбалки, земледелия и жизнеобеспечения в тайге. В социальном аспекте назревает разрушение самоизоляции как коренного староверческого населения, так и сектантов; при этом весьма вероятны конфликты с лидерами сектантских общин, которые будут пытаться сохранить свою паству.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что маршрут по р. Казыр представляет собой относительно скромный интерес практически во всех отношениях. Учитывая наблюдаемую тенденцию к неуклонному росту доходов российских граждан, растущую популярность вертолётного туризма, а также высокую активность туристических фирм, едва ли можно сомневаться, что в течение ближайших нескольких лет этот маршрут полностью перестанет представлять какую-либо ценность, за исключением коммерческой.
|
Это наша кнопка |