Юрин Валентин Евгеньевич: другие произведения.

Отчет: Р. Она: столбовая дорога водного туризма

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 40k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Саян восточный , 5 к/с , Каяк
  • Дата похода 07/07/2001 {16 дн}
  • Маршрут: г.Абакан - 105 км Западно-саянского тракта - р.Она - г.Абаза
  • Иллюстрации/приложения: 62 штук.
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

    Р.Она:
    столбовая дорога
    водного туризма

     []

    ОТЧЕТ

    о водном туристском путешествии
    (на каяках)
    в районе Западного Саяна
    пятой категории сложности
    по маршруту:

    г. Абакан - 105 км Западно-Саянского тракта - р. Она - г. Абаза
    7-22 июля 2001 г.

    Руководитель В.Е. Юрин

    Москва 2001 г.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. История туристского освоения р. Оны
    2. Состав группы
    3. График прохождения маршрута
    4. Лоция и техническое описание маршрута
    5. Транспорт
    6. Обеспечение безопасности
    7. Метеоусловия
    8. Материальное обеспечение похода
    9. Смета похода

    Выводы и рекомендации

    Литература

    Картографические материалы (Tiff, 300dpi, 491KB)

    Фотографии


    1. История туристского освоения р. Оны

    На протяжении почти трех десятилетий р. Она остается едва ли не самым популярным водным маршрутом на территории б. Советского Союза и непременным этапом в становлении туриста-водника. Трудно найти туриста с опытом выше 4 к.с., который не бывал на ней хотя бы однажды. Можно начинать со Мсты или с Воньги, с Томи или с Кемы - лестница туристского роста, если не остановлена вовремя скоропостижной женитьбой или удачной карьерой, неизменно выводит на одну и ту же площадку: р. Она. Именно с нее расходятся дальнейшие маршруты - кому на Чаткал, кому на Башкаус, а кому и на мягкий диван. Именно Она давно уже стала "входным билетом" в мир высоких категорий водного туризма.

    По причине такой популярности вряд ли имеет смысл начинать отчет с традиционного географического обзора. В любом туристском сообществе легко найдутся десятки людей, бывавших там и способных рассказать гораздо более содержательно, чем страничка списанного друг у друга текста. Интереснее остановиться на истории туристского освоения этой реки.

    Первые сведения о прохождении р. Она относятся к началу 70-х годов ХХ в. н.э. [1, 2]. Вероятно, она могла бы быть пройдена и ранее, но на протяжении многих лет она оставалась в тени другой, значительно более популярной реки этого района - Кантегира, притягивавшего к себе наибольшее внимание. Лишь достаточно полное освоение этой реки позволило обратиться к исследованию других рек Западного Саяна, а строительство крупнейшей в мире Саяно-Шушенской ГЭС и затопление нижней, наиболее содержательной, части Кантегира поставили Ону практически вне конкуренции.

    Осваивать реку начали туристы из ближайших городов - Новосибирска, Красноярска, Новокузнецка. Первые прохождения совершались на плотах (деревянных и камерных), но уже в 1974 г. новокузнецкая группа под рук. Э. Брувера впервые осуществила прохождение р. Она на байдарках "Салют" [3]. Интересно, что уже в это время Э. Брувер писал в своем отчете: "Представляет интерес пройти маршрут на жестких полистироловых лодках (каяках и каноэ), позволяющих применять более агрессивную тактику сплава."

    Первой московской группой, оставившей документальные свидетельства прохождения р. Она, была, по-видимому, группа под рук. А.Е. Шишкова в 1976 г. [4]. Примечательно, что ее средствами сплава были уже не промышленные, а самодельные каркасные байдарки. Вслед за этим популярность реки стала расти лавинообразно. В начале 80-х гг. ее имя буквально не сходило с уст московских туристов. На ней были испробованы практически все суда, когда-либо существовавшие в отечественном водном туризме; так, в группе под рук. М. Золотаревского, в составе которой автор в первый раз прошел этот маршрут в 1984 г., впервые применялись малообъемные 4-баллонные каркасно-поддувные каяки конструкции Хазановского - Ефроймовича. (Так называемые "тушинские ТВТ-шные", а один из авторов - К. Хазановский - принимал участие в этом походе.) В начале 90-х годов Она увидела очередной виток эволюционной спирали - большеобъемные 4-баллонные каяки для автономных путешествий, а в конце столетия - и полиэтиленовые каяки.

    Хорошим примером применения полиэтиленовых каяков является, в частности, путешествие, описанное в [5]. Но на повестке дня уже новые модели лодок, новые технические приемы и тактические веяния. Трудно даже сравнить их с тем, как и на чем ходили туристы 70-х. Убогими кажутся сегодня их суда, жалкими - их потуги, смешными - их перекошенные от самоотверженного героизма лица... что ж, недалек тот день и час, когда и нам на смену придет новое поколение туристов, и охотно вытрет об нас свои вонючие ноги.


    2. Состав группы

    No.
    пп.
    Фамилия,
    имя, отчество
    Год
    рожд.
    Туристская подготовка
    (у - участником, р - руководителем)
    Обязанности
    в группе, судно
    1 Юрин
    Валентин
    Евгеньевич
    1963 Кызыл-Хем - Каа-Хем - Улуг-О - Бий-Хем 5р
    Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока 5р
    Ойгаинг - Пскем 6у
    Утулик 3(5)р
    Диби - Ока 4р
    Чон-Кемин 6р
    Она 5р
    Кумир - Коргон - Чарыш 4р
    Чаткал 5р
    Капандар - Сардай-Миена 5у
    Кальджир 5р
    Мургаб - Бартанг 6у
    Сандалаш - Чаткал 5у
    Катунь 4р
    Шавла - Аргут - Катунь 5р
    Ока - Белин-Бажем - Кызыл-Хем - Каа-Хем 5у
    руководитель
    каяк No.1
    Prijon Cyclone
    2 Валяева
    Ирина
    Викторовна
    19## Кызыл-Хем - Каа-Хем - Улуг-О - Бий-Хем 5у
    Хангарул - Зун-Мурин - Жомболок - Ока 5у
    Утулик 3(5)у
    Диби - Ока 4у
    Она 5у
    Кумир - Коргон - Чарыш 4у
    Кальджир 5у*
    Катунь 4у
    метеоролог
    каяк No.2
    Eskimo Kendo
    3 Добронадеждин
    Алексей
    Николаевич
    1969 Сенца - Ока 4у
    Кожа 3у
    Вама - Водла 3у
    Песчаная 3у (байдарка)
    Мзымта 2(4)у
    Кызыл-Хем - Каа-Хем - Улуг-О - Бий-Хем 5у
    завхоз
    каяк No.3
    Prijon Invader
    4 Сопрунова
    Светлана
    Владимировна
    1962 Теберда 3у
    Кубань 3у
    Мургаб - Бартанг 6у*
    Коксу Джунгарская 5у*
    Чаткал 5у*
    Катунь 4у
    медик
    каяк No.4
    Eskimo Kendo
    5 Лакеев
    Сергей
    Георгиевич
    1955 Аварское Койсу 4(6)у*
    Тар - Ак-Бура 6у*
    Чон-Кемин - Чилик 6у*
    Баш-Хем -Улуг-О 5у*
    Чаткал 5р*
    Кеке-Мерен - Нарын 6у*
    VI место на Кубке России по ТВТ (К2) 2001 г.
    хронометрист
    каяк No.5
    Prijon Tornado
    6 Голых
    Алексей
    Анатольевич
    1978 Пшеха 3у
    Писта 3у
    Ю. Шуя 2р (байдарка)
    Прут - Черемош 2(4)у
    ремонтник
    Каяк No.6
    Rainbow Vector
    7 Корчмарь
    Алексей
    Михайлович
    1970 Тунгуда 2у
    Тумча 4у
    Мзымта 2(4)у
    Прут - Черемош 2(4)у
    фотограф
    каяк No.7
    Eskimo Diablo Evolution

    *на катамаране


    3. График прохождения маршрута

    Даты Дни
    пути
    Участки маршрута Км Ход.
    время
    Способы
    передвиж.
    7.07 1 Москва - г. Абакан
    г. Абакан - 105 км Западно-Саянского тракта
    105 км Западно-Саянского тракта - р. Бол. Он


    1


    0.10
    самолет
    автомобиль
    пешком
    8-10.07 2-4 Р. Бол. Он - пер. Каратошский - р. Курукуль -
    - последний правый приток р. Курукуль
    20 4.50 пешком
    в 2 ходки
    11.07 5 Правый приток р. Курукуль - р. Она
    Устье р. Курукуль - устье р. Каратош
    4
    3
    1.00
    0.20
    пешком
    сплав
    12.07 6 Устье р. Каратош - пор. 10 Калибр 8 1.05 сплав
    13.07 7 Пор. 10 Калибр - шив. 17 4 0.30 сплав
    14.07 8 Шив. 17 - пор. 19 Косые Ворота 1 0.20 сплав
    15.07 9 Пор. 19 Косые Ворота - пор. 28 Бобслей 9 0.45 сплав
    16.07 10 Пор. 28 Бобслей - выше устья р. Карасума 23 2.10 сплав
    17-18.07 11-12 Выше устья р. Карасума - пор. 51 72 7.45 сплав
    19.07 13 Пор. 51 - пор. 65 Первый Онский 6 0.50 сплав
    20.07 14 Пор. 65 Первый Онский - р. Абакан 9 0.55 сплав
    21.07 15 Р. Абакан - г. Абаза
    Г. Абаза - г. Абакан
    28
    2.15
    сплав
    автомобиль
    22.07 16 Г. Абакан - Москва самолет
    ИТОГО активными способами передвижения: сплав 163 км
    пешком 25 км

    Примечания: На пешей части километраж и ходовое время указаны в расчете на 1 ходку.
    На сплаве ходовое время указано без учета времени обработки ключевых порогов: Каратошский, Максим, Змейка, Косые Ворота, Бобслей, Первый и Второй Большие Онские.


    4. Лоция и техническое описание маршрута

    Схемы, уменьшено 1 2 3 4 5 6

    Полномасштабные схемы для распечатки (Tiff, 300dpi, 491KB)

    Пешая часть. 105 км Западно-Саянского тракта - р. Она.

    От километрового столба 311/105 км на трассе Абакан - Ак-Довурак несколько троп вразнобой спускаются вправо, в болотистую низину, по дальнему краю которой протекает р. Большой Он. Ориентиры традиционные: первый - единственная нестандартная опора ЛЭП (одиночная, тогда как остальные П-образные), второй - кедровая роща на склоне долины. Пер. Кохошский, через который лежит дальнейший путь, находится левее рощи и легко идентифицируется при взгляде с дороги. Ходовое время от дороги до кедровой рощи 10 мин. Это удобное место для спокойной стоянки после долгой дороги, но именно по этой причине дровами оно небогато.

    От стоянки хорошо заметная тропа поднимается на перевал по краю кедровника. Ходовое время до перевала 45 мин. Возле перевала на боковых склонах остались клочья снега (8 июля). С перевала хорошо видна ближайшая стоянка на следующем боковом отроге, долины р. Курукуль и р. Она. Тропа от перевала уходит резко вправо по гребню. Ходовое время до стоянки 20 мин.

    В долине р. Курукуль лес сильно пострадал от недавнего пожара. От стоянки спуск 10 мин. по редкому горелому кедровнику до ручья, у ручья две стоянки (вторая несколько больше первой). На следующем участке пути много горелых бревен, упавших вдоль склона и преграждающих путь. Тропа хорошо видна (за исключением нескольких обходов бревен) и идет все время по правому берегу. До следующей хорошей стоянки 25 мин. хода, от нее до первого крупного правого притока р. Курукуль еще 5 мин. Через 25 мин. - второй ручей. Через 15 мин. - осыпь, уходящая в воду, проход по камням вдоль уреза воды. Через 20 мин. - третий ручей. После основной его протоки тропа резко сворачивает влево, к р. Курукуль, и через 5 мин. приходит к броду. После 5 мин. пути по левому берегу следующий брод, тропа возвращается на правый берег р. Курукуль перед устьем четвертого правого притока. Хорошие стоянки есть на коротком отрезке пути по левому берегу и у правых притоков.

    Через 25 мин. снова брод на левый берег р. Курукуль, через 12 мин. - обратно перед устьем пятого правого притока. Этот приток помечен на картах пунктиром, но течет в широком галечном ложе. Перед притоком на бугре избушка, тропа поднимается к ней, затем спускается к ручью. (3 мин.) Сразу за ручьем есть небольшое место для стоянки. Через 10 мин. - неприятная, постоянно подмываемая осыпь. Тропа идет поверху по не устоявшемуся склону, постоянно сыпется. Еще через 5 мин. стоянка на обширной сухой террасе перед шестым ручьем.

    От стоянки до ручья 5 мин. ходу. Возле ручья кусты смыкаются над узкой тропой, образуя зеленый туннель. Начинаются густые сырые джунгли. Тропа становится неудобной для волочения каяков: глубоко пробитая в мягком грунте, много промоин, одиночных острых камней, крутых поворотов. Скорость движения существенно снижается по сравнению с предыдущим участком.

    Через 35 мин. ходу от ручья скально-осыпной бом, тропа проходит вдоль уреза воды. Еще через 15 мин. сухое русло последнего крупного ручья, стоянка. Через 15 мин. после нее, слева от тропы - последняя хорошая стоянка перед заключительной частью пути. Далее тропа входит в узкое V-образное ущелье, прорезающее правый борт долины р. Оны, стоянок нет. Через 35 мин. старая, частично заросшая осыпь, типичная для долины р. Оны; каяк приходится переносить на плече около 300 м. В 25 мин. ходу после нее - обширная поляна на слиянии р. Курукуль и р. Она.

    На последней трети пути, начиная примерно от четвертого-пятого притоков, местами возможет сплав по р. Курукуль - по крайней мере, местами, на малогабаритных игровых каяках без груза. Заключительная часть, от последнего (сухого) ручья, пройдена двумя участниками почти полностью, с обносом всего пары бревен. Тем не менее, целесообразность такого сплава представляется сомнительной. Он не экономит ни времени, ни сил, зато сильно дезорганизует движение группы.

    Поляна на слиянии р. Курукуль и р. Она традиционно используется для строительства судов и бань многими десятками групп на протяжении десятков лет. По этой причине она сильно вытоптана, на ней нет ни дров, ни леса для строительства, упаси боже от такого варварства, катамаранных рам. (Характерные тонкие пеньки начинают появляться уже за 2-3 км до стрелки.) Аккуратно собранные кучи полусгнившей коры и прочего мусора достигают высоты 1 м. Целесообразно не планировать здесь стоянку, а после короткого обеда начать сплав до р. Каратош, где место пока еще менее затоптанное.

    Водная часть. Р. Она - р. Абакан

    Низкая вода.

    Классичеcким описанием для данного маршрута считается лоция Шишкова [4], которой пользуется большинство групп, либо ее переработка от Д. Кувалина [6]. Нумерация препятствий дана по этим лоциям.

    1. От устья р. Курукуль до устья р. Каратош практически сплошная мелководная шивера с отдельными торчащими камнями. До р. Каратош около 3 км, 20 мин. сплава. Р. Каратош впадает двумя протоками. Сбойка второй (основной) протоки с основным потоком р. Она накладывается на прижим к скале правого берега, под скалой слив с бочкой 0,6 м. Далее плес около 100 м до входа в пор. Каратошский. На левом берегу хорошая стоянка.

    2. Пор. Каратошский. При данном уровне воды - мелководная шивера, на выходе 3 гряды надводных камней со сливами до 0,5 м. Просмотр возможен по обоим берегам. Порог не сложен, но психологически важен для дальнейшего прохождения маршрута.

    3-9. Мелководные шиверы, разбои, перекаты. Стоит отметить п. 5 - шивера-горка в устье правого притока на местном крутом левом повороте, за ней прижим к скале правого берега. На левом берегу хорошая стоянка, традиционное банное место. Встречаются опасные заломы, бревна.

    10. Пор. Калибр. Большой лесистый остров, в правой протоке воды меньше (но пройти можно), в левой на выходе плотная гряда обливных камней, образующая ступеньку высотой 0,5-0,7 м. За порогом плес 200-300 м.

    11. Пор. Максим. После плеса на приверхе бывшего острова большой залом, левая протока летом сухая, вся вода уходит в узкую правую протоку. Протока переходит в каскадный слив-желоб, с основным сливом около 1 м. Слив пологий, бочка за ним мягкая. За порогом 30 м быстротока. Просмотр по левому берегу.

    12. Пор. Змейка. Длинная густая шивера, в начале лабиринт сливов до 0,5 м между крупных полуобливных камней. Далее русло постепенно выполаживается. Препятствие заканчивается перед устьем р. Сараткол. Просмотр по левому берегу.

    13. Каскад шивер до устья р. Арыг. Местами сливы до 0,5 м с мягкими бочками.

    14-18. Каскад мощных шивер в сужениях русла за устьем р. Арыг. Валы, бочки, сливы местами до 0,8 м. Благодаря высокой плотности препятствий, концентрации потока в узком русле, и относительно высокому среднему уклону этот участок можно считать кульминацией Верхней Оны. Необходимость просмотра (вплоть до сплошного) определяется степенью технической подготовки данной группы. На общем фоне можно выделить пор. 17 Трон: река прижата к правому берегу на местном левом повороте, лестница из нескольких крупных обливных плит, за порогом русло резко расширяется.

    19. Пор. Косые Ворота. Ориентиры: небольшой островок с низкими кустиками, за ним 2 притока на левом повороте. Левый ручей малозаметен, правый - крупный, круто падающий со старой заросшей осыпи. (На карте из отчета Шишкова и ее копиях из последующих отчетов порог нанесен неправильно.) Просмотр возможен по обоим берегам, но удобнее по правому, чалка за поворотом. На входе лабиринт надводных камней, далее каскадный слив-желоб с общим падением около 1,5 м. За порогом хорошее улово, справа песчаный пляжик, большая загаженная стоянка. Ниже есть пара боле уютных стоянок.

    20. Простая шивера.

    21. Пор. Мельница. На местном правом повороте галечная отмель, в русле лестница из обливных плит, сливы до 1 м, бочки.

    22. Ложный пор. Бык. Сужение долины, на правом повороте сливы, валы, бочки до 1 м.

    23. Пор. Бык. Длинная шивера на прямом участке, валы и бочки 0,5-0,7 м, на выходе в центре русла камень, похожий на быка.

    24-25. Простые шиверы. Валы, бочки в пределах 0,5 м.

    26. Хлестовский прижим. Образцовый саянский порог - галечная горка перед правым поворотом и прижим к высокой скальной стенке левого берега на повороте. Справа за поворотом хорошая стоянка.

    27. Простые шиверы.

    28. Пор. Бобслей. Ориентиры: устье р. Орту-Чата-Хем на правом повороте, за ним чувствуется подпор порога, широкий левый поворот, на повороте - простая заходная шивера. Просмотр по левому берегу. Вполне возможна чалка слева непосредственно перед порогом, но ее желательно сначала просмотреть. Первая ступень - водопадный слив почти через все русло с жесткой бочкой; слева есть узкий проход-"канализация". Вторая ступень - на местном левом повороте, слева русло забито камнями, справа струя собирается в узкий лоток с общим падением 0,8-1,0 м, весьма глубокая и жесткая бочка 1 м. Третья ступень - пологий слив 0,8 м в воротах из двух крупных надводных камней, бочка.

    29-38. Мелководные шиверы, разбои, галечные отмели. Следует отметить п. 29 - прижим к стенке левого берега на следующем правом повороте после пор. Бобслей, справа за поворотом обширная отмель и хорошая, но, как всегда, загаженная стоянка. Ориентирование - по притокам и поворотам, весьма трудоемкое, поскольку многие притоки малозаметны.

    39. Чистая горка с валами в сужении русла. Это последнее препятствие Верхней Оны. Долина расширяется, за ней начинается котловина пос. Б. Он., появляются лесные дороги и броды.

    40. Участок мелководных шивер, разбоев и перекатов до устья р. Карасума. Нависающие бревна, кусты, один сплошной завал. Ходовое время от п. 39 до устья р. Карасума 1 час. Постепенно река собирается в одно русло у правого борта долины.

    Мост лесовозной дороги на Карасуму разрушен, вместо него используется, по-видимому, брод в 100 м выше. Качество дороги оставляет желать лучшего, но движение по ней весьма интенсивное: за время сплава по этому участку прошло несколько машин в обе стороны. Непонятно, насколько далеко они ходят.

    41-47. Шиверы струйного типа, несложные, но первые из них относительно мощные. Местами валы и бочки до 1 м.

    48-50. Простые шиверы.

    Ходовое время от устья р. Карасума до пос. Б. Он 25 мин., от пос. Б. Он до пос. Кубайка 4.50, от пос. Кубайка до пос. М. Анзас - 1.10, от пос. М. Анзас до п. 51 - 20 мин. В пос. Б. Он еще остались несколько семей, хотя в течение нескольких последних лет ходили слухи, что он полностью брошен. Пос. Кубайка более крупный, полностью живой, есть даже магазин - но он работает нерегулярно. Ниже пос. Кубайка берега низкие, лесистые либо занятые покосами. В районе пос. М. Анзас по берегам ведется интенсивная хозяйственная деятельность. Место для стоянки найти сложно.

    Ориентиры начала Нижней Оны - резкое сужение долины, крупный ручей, круто падающий с левого берега на правом повороте. За поворотом начинается п. 51.

    51-64. Шиверы разнообразного характера - иные мелкие, в иных же валы, отдельные бочки до 1 м. Встречаются пульсирующие валы и прочие проявления нестационарной турбулентности, однако в целом их количество и интенсивность при данном уровне воды существенно меньше обычного. Разделение на отдельные препятствия весьма условное, ориентироваться надо по притокам. Ходовое время 50 мин.

    65. Пор. Первый Онский. Ориентиры: крутой левый поворот у невысокого гребня, перегородившего долину; треугольная скала на правом берегу; галечная отмель в центре русла. Гарь на правом берегу, упоминаемая в лоции 1976 г. и производных от нее, почти полностью заросла и ориентиром служить уже не может.
    За поворотом слева пляжик и стоянка. Далее входная шивера длиной 300-400 м - одиночные камни, небольшие бочки. В конце шиверы слева еще один обширный песчаный пляж и стоянка. Ниже пляжа у левого берега крупные валуны, русло прижато ими к правому берегу. Сливы до 1,5 м, пульсирующие и опрокидывающиеся валы, спрятанные между ними обливные плиты с бочками. Особенно опасно крупная обливная плита в конце порога, основная масса воды уходит с нее влево, за плитой обширный мощный котел 1,5 м. На выходе валы, одиночные жесткие бочки.
    Порог с воды практически не читается. Просмотр по левому берегу, здесь есть хорошая тропа, продолжающаяся далее до р. Абакан. Под левым берегом есть канализация.

    66. Простая шивера на левом повороте. За шиверой обширный плес, образованный подпором Второго Онского порога.

    67. Пор. Второй Онский. В первой ступени слив 1,5-1,7 м, бочка 1,5 м, за ней цепочка сильно вспененных валов 1-1,2 м. Через 70-80 м вторая ступень - слева сливы до 1 м между крупных обливных камней, справа чистый проход с валами. Есть относительно простой проход вдоль правого берега. На выходе расширение русла, шивера.

    68-71. Шиверы, местами валы и бочки до 1 м. Характерная для Нижней Оны разномасштабная турбулентность выражена весьма слабо из-за низкой воды. Ходовое время от Второго Онского пор. до р. Абакан 30 мин.

    На р. Абакан хорошие стоянки встречаются нечасто, и бывают заняты другими группами, рыбаками или отдыхающими. Ходовое время от устья р. Она до г. Абаза 2.30.


    5. Транспорт

    Перелет Москва - Абакан и обратно осуществлялся рейсом авиакомпании "Владивосток-Авиа" Москва - Абакан - Владивосток. (Именно ее самолет, выполнявший аналогичный рейс Челябинск - Иркутск - Владивосток, разбился в Иркутске за несколько дней до начала путешествия.) Альтернативой ему мог служить рейс авиакомпании "Хакассия". Оба рейса выполняются не ежедневно; из Москвы они вылетают практически одновременно в пятницу вечером, но обратный рейс у "Владивосток-Авиа" выполняется днем в воскресенье, а у "Хакассии" - в первой половине дня в понедельник, вынуждая увеличивать отпуск на 1 день сверх обычных 2 недель. Кроме того, обе компании предлагают значительные скидки при покупке билетов в оба конца. Именно этим был обусловлен выбор. Кроме того, как выяснилось впоследствии из опыта других групп, обратные билеты на "Хакассию" продаются в Москве только без мест, места надо подтверждать уже в Абакане, что требует определенных затрат сил и времени уже в процессе путешествия.

    Часть участников, располагавшая большими временными и меньшими финансовыми ресурсами, ехала из Москвы в Абакан и обратно поездом.

    Для доставки из г. Абакан к началу маршрута и обратно была заказана машина в компании "Родник" из г. Абаза. Координаты фирмы:

    662750 Хакассия, г. Абаза, а/я 51
    ул. Филатова, 8-1
    тел./факс 2-32-81 (автоматической междугородной связи нет)
    e-mail rodnik@inbox.ru

    Компания располагает несколькими машинами, требования к ним необходимо оговорить при заказе (особенно для крупногабаритных грузов и больших групп). Нам была предоставлена вахтовка СТГ (на шасси ГАЗ-53). Группа из 7 человек и 7 разнокалиберных лодок вместилась в нее без особых проблем, однако погрузить еще хотя бы одну лодку было бы проблематично. По словам водителя, если бы он знал заранее, то мог бы снять сиденья с одной стороны, тогда грузиться было бы проще.

    Стоимость доставки из г. Абакан на 105 км 4265 руб., обратно из г. Абаза до г. Абакан - 2550 руб. Оплата за оба маршрута по прибытии на 105 км. Все обязательства были выполнены точно и в срок. (Несмотря на некоторый негативный опыт предыдущих групп.)

    Дорога от г. Абакан до г. Абаза занимает 3,5 часа, от г. Абаза до 105 км - 2,5 часа. На АЗС в г. Абаза (за мостом через р. Абакан) есть хорошее кафе. В пос. Б. Он (~260 км) еще теплится жизнь. Далее дорога идет вдоль р. Б. Он, которая выглядит весьма привлекательной для сплава. Движение по дороге редкое, сплаву практически не мешает. Сплав можно начинать, по-видимому, от устья р. Стоктыш (~290 км). Здесь же расположена турбаза "Снежный барс", принадлежащая компании "Родник". При последовательном маршруте по рр. Она и Б. Он здесь, очевидно, можно оставить запас продуктов на вторую часть путешествия.

    Традиционное место завершения маршрута - на правом берегу перед мостом в г. Абаза, в редком лесу. Водителям это место хорошо известно. Дорога до г. Абакан занимает около 3 часов.

    Другие варианты местного транспорта - автобус и такси. Подробными сведениями о них не располагаем, но, по-видимому, для группы из 6 человек две машины такси (с багажниками для лодок) стоили бы примерно столько же, как вышеупомянутая вахтовка, или даже дешевле. Однако для групп численностью более 6 чел. этот вариант мало приемлем, равно как и автобус.

    Не ясна ситуация относительно местного поезда Абакан - Абаза, прежде использовавшегося большинством групп, как минимум, на обратном пути по причине дешевизны и удобного расписания. По одним сведениям, он отменен полностью, по другим - ходит сейчас 2 или 3 раза в неделю. Уточнять эту информацию мы не удосужились; в любом случае, в последующие годы ее придется выяснять заново.

    Лодки перевозились из Москвы в Абакан по железной дороге как билетный багаж. Проблем с оформлением, сдачей и получением не было, за исключением того, что на обратном пути с каяков странным образом отлетели и потерялись все яркие фирменные значки - "НТР" (Hochleistungsthermoplast) и т.п. Багажный вагон курсирует два раза в неделю: из Москвы в пятницу и понедельник, из Абакана во вторник и пятницу. Багажное отделение на ст. Абакан работает ежедневно, с 8:00 до 17:00 по местному времени, обед с 13:00 до 14:00. Камера хранения работает с 8:00 до 22:00.

    Полезные телефоны в г. Абакан:

    Городская справочная (390-2) 99-09-11
    Справочная ж/д вокзала (390-22) 9-38-02
    Багажное отделение (390-22) 9-45-79

    В г. Абакан группа прибыла вечером 21 июля, едва успев к закрытию камеры хранения. (Желательно выезжать из г. Абаза около 18 часов.) Гостиниц в городе немного, они сосредоточены в двух районах - в центре города и вблизи аэропорта. На ночевку остановились в гостинице "Абакан"; номера различной вместимости и комфортабельности, стоимостью от 62 руб. 50 коп. до 200 руб. 50 коп. чел/сутки.


    6. Обеспечение безопасности

    При сплаве, разведке и страховке все участники находились в касках и спасжилетах.

    Пор. Каратошский, Максим, Косые Ворота, Бобслей, Первый и Второй Большие проходились попарно со взаимной страховкой, с дополнительной страховкой первой пары с берега спаконцами, остальных - с воды. Тренировки и катание на препятствиях производились со страховкой с воды.

    Участниками Валяевой, Сопруновой обнесены пор. Бобслей (1 ступень), Первый и Второй Большие, шивера 66.

    При прохождении маршрута (не считая тренировок, катания и повторных прохождений) мело место 15 оверкилей, из которых 9 было ликвидировано с помощью активной страховки с воды, 6 - самостраховкой при помощи эскимосского переворота.

    Наибольшую опасность на маршруте представляют клещи - район энцефалитоопасен. Пик клещевой активности приходится на май-июнь, но в июле она также высока. Опасность сохраняется до конца сезона, в частности, известен прецедент заболевания участника в параллельной группе в конце августа 1994 г. Первый клещ был обнаружен уже в начале маршрута, но наибольшее число - в низовьях р. Она, начиная от стоянки на пор. 51. За три дня на этом участке было обнаружено и снято 15 клещей, не успевших присосаться. Особенно большое число клещей появлялось после посещения ягодных и прочих кустарников.

    Для защиты от клещей принимались традиционные меры предосторожности, включая плотно закрытую капроновую одежду и регулярные осмотры и самоосмотры. Кроме того, все участники принимали профилактический курс препарата йодантипирин. В качестве дополнительной меры предосторожности участники воздерживались от других длительных путешествий в течение 3 недель (продолжительность карантинного периода) после выхода с маршрута.


    7. Метеоусловия

    Перед началом путешествия в районе долгое время сохранялась ясная и жаркая погода. В сочетании с малоснежной зимой это обусловило низкий уровень воды в реках уже в начале сезона. Ясная погода с дневной температурой 25-27oС сохранялась в течение первых нескольких дней, однако вслед за этим наступил период неустойчивой, преимущественно пасмурной погоды с дождями, грозами, иногда - градом, с похолоданиями днем до 12-15oС. В отдельные дни погода радикально менялась каждые 1-2 часа. Однако, дожди не были ни продолжительными, ни обильными, и, несмотря на них, уровень воды не поднимался.

    В дальнейшем, по словам последующих групп, в районе снова установилась ясная и жаркая погода. Уровень воды продолжал падать до самого конца августа.


    8. Материальное обеспечение похода

    Специальное снаряжение

    Групповое Личное
    Наименование Кол-во Наименование Кол-во
    Весла запасные3Каяк п/э неразборный1
    Спасконцы 25 м.2Весло1
    Ремни багажные2 парыЮбка1
    Каска1
    Спасжилет 8-10 л.1
    Куртка брызгозащитная1
    Гидрокостюм неопреновый1
    Сапожки неопреновые1 пара
    Термобелье1 компл.
    Гермоупаковки1 компл.

    Общетуристское снаряжение в особых комментариях не нуждается. Крайне желательна пила, поскольку все удобные дрова на маршруте уже давно выбраны. В связи с непредсказуемой погодой желателен групповой тент. Из личного снаряжения следует отметить комплект глухой капроновой одежды, заправляющейся по принципу "сверху вниз", для защиты от клещей.

    В состав аптечки входил противоэнцефалитный препарат йодантипирин в количестве, достаточном для профилактического приема всеми участниками на протяжении всего маршрута, плюс на 2-3 лечебных курса.

    Продукты питания на маршрут могут быть приобретены практически с равным успехом в Москве и в Абакане. На маршруте пополнить запасы продуктов практически негде, за исключением нерегулярно работающего магазина в пос. Кубайка.


    9. Смета похода

    Наименование расходов На 1 чел. На группу из 7 чел.
    Авиабилеты Москва - Абакан - Москва
    (Владивосток-Авиа, 5 шт.)
    9160 руб. 45800 руб.
    Ж/д билеты Москва - Абакан - Москва
    (фирменный поезд, плацкарт, 2 шт.)
    1995 руб. 3990 руб.
    Продукты питания 833 руб. 5830 руб.
    Автомашина Абакан - 105 км
    Абаза - Абакан
    609 руб.
    364 руб.
    4265 руб.
    2550 руб.
    Гостиница в г. Абакан (1 ночь) 139 руб. (в среднем) 972 руб.
    Аптечка 66 руб. 460 руб.
    Доставка лодок по Москве 64 руб. 450 руб.
    Отправка и хранение лодок на ж/д
    Москва - Абакан
    Абакан - Москва
    камера хранения в г. Абакан

    93 руб.
    64 руб.
    41 руб.

    650 руб.
    450 руб.
    300 руб.
    ИТОГО самолетом 11433 руб.
    поездом 4268 руб.
    65717 руб.

    С учетом текущего курса доллара США стоимость путешествия составила:
    для участников, летевших самолетом - около 400 долл.,
    ехавших поездом - около 150 долл.


    Выводы и рекомендации

    1. В условиях малой воды маршрут по р. Она представляет определенную спортивную ценность, однако она ни в коей степени не соизмерима с достоинствами этого маршрута по нормальной и высокой воде. При малой воде практически все препятствия сильно упрощаются, а наиболее примечательная особенность Нижней Оны - разномасштабная нестационарная турбулентность - почти исчезает.

    2. Рекреационная нагрузка на окружающую среду превышает возможности самовосстановления последней. Все без исключения основные стоянки, а также многие второстепенные, вытоптаны и загажены. Несмотря на очевидные старания туристов сохранить их хотя бы в относительной чистоте, количество мусора таково, что он накапливается быстрее, чем разлагается. Уже в начале сезона на стоянках высятся аккуратно сгребенные кучи коры, консервных банок, и т.п., оставшиеся от предыдущего сезона. Особенно велико количество неразлагаемого и долгоразлагаемого мусора - необожженных консервных банок, пластиковых бутылок и пакетов, и т.п. В сочетании с изначально невысокой эстетической ценностью маршрута, это сводит целесообразность путешествия практически к нулю. Вместо сплава по таежной реке оно, в конечном счете, превращается в игры на многократно пройденном и хорошо обжитом (в негативном смысле этих слов) полигоне типа Лосевского или Мигейского порога, р. Пехорка в пос. Томилино или р. Перетна в г. Окуловка.

    3. Маршрут может быть пройден и в более ранние сроки. Остаточные пятна снега на пер. Кохошский, сохраняющиеся до начала июля, не представляют абсолютно никакого препятствия для прохождения пешей части.

    4. При подготовке к путешествию необходимо следить за метеосводками. Если прогнозируется низкая вода, целесообразно отказаться от путешествия по этому маршруту.

    5. Вероятность укуса клеща на маршруте весьма высока и требует принятия всех профилактических мер.

    6. Примененная схема построения дневных переходов на пешей части, в начале сплава и на Средней Оне вполне оправдывает себя. На остальных участках маршрута традиционные варианты построения дневных переходов имеют под собой твердое обоснование и практически не варьируются.

    7. Прохождение маршрута легко укладывается в 2 недели самолетом от Москвы до Москвы.

    8. Для более протяженного маршрута целесообразно рассмотреть вариант сплава по забытой ныне реке - Б. Ону. Интенсивность движения на Западно-Саянском тракте невысока и снижает эстетическое впечатление от маршрута не в большей степени, чем вытоптанные берега и замусоренные стоянки на р. Она. По крайней мере, при выходе на маршрут желательно иметь с собой лоцию и карту р. Б. Он.

    9. Tornado - это Лодка. Cyclone и Invader - это лодки. Всё остальное - тазики.


    Литература

    1. Зюряев М.В. Отчет о туристском путешествии по реке Она. Новосибирск, 1971. Библ. НКТ.
    2. Говор В.В. Отчет о туристском путешествии группы туристов Новосибирского Областного Совета по туризму и экскурсиям по реке Она (Западный Саян). Новосибирск, 1973. Библ. МГЦТК, No.2566.
    3. Брувер Р.Э. Отчет о водном путешествии по р. Она, правому притоку Абакана. Новокузнецк, 1974. Библ. МГЦТК, No.2793.
    4. Шишков А.Е. Отчет о водном туристском путешествии IV к.с. по Западному Саяну, совершенном с 11.08 по 25.08 1976 г. М., 1977. Библ. МГЦТК, No.3243.
    5. Ловец Душ. Каяки на Оне (мифы и реальность).
    6. Кувалин Д. Каратош - Она.
    7. Юрин В.Е. Она глазами каякера. "Спортивный туризм", No.4-5, 1995.

    Фотографии

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Юрин Валентин Евгеньевич (valentine.iourine@g23.relcom.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 40k. Статистика.
  • Водный:Саян восточный
  • Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка