Кабанов Игорь Дмитриевич: другие произведения.

Отчет: По Межевой Утке

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Кабанов Игорь Дмитриевич (sa@tagnet.ru)
  • Обновлено: 13/04/2005. 37k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Урал , Байдарка
  • Дата похода 13/04/2005 {3 дн}
  • Маршрут: п.Висимо-уткинск - р.Межевая Утка - п.Усть-утка
  • Оценка: 6.74*12  Ваша оценка:

       Река Межевая Утка.
       В Европейской части, между горой Большой Урал и горой Синей, в Уткинском болоте, берет начало речка Межевая Утка, правый приток Чусовой. В верхней части течения до устья левого притока речки Зырянки Межевая Утка течет па-раллельно подошве водораздельной оси Уральского хребта, постепенно отдаля-ясь к юго-западу, и впадает в Чусовую у деревни Усть-Утка.
       В верховьях речки висимский золотоискатель по фамилии Селиванов нашел россыпное золото, и на этом месте был открыт прииск, получивший название Селивановский. Позже там вырос поселок лесорубов - Межевая Утка, ныне - Синегорский.
       Уткинское болото интересно еще и тем, что из него берут начало и текут в раз-ные стороны две речки: на юг - Межевая Утка, на север, вдоль горы Большой Урал, - Кокуй. У правого притока речки Бобровка Кокуй поворачивает круто на запад и имеет слева два притока - Большой и Малый Болтун.
       На северо-восточном берегу в устье Кокуя в 1582 году зимовал со своей дру-жиной атаман Ермак перед походом в Сибирь. Стоянка Ермака была уничтоже-на, так как в конце 50-х - начале 60-х годов в устье рек Кокуй и Серебрянка стала работать драга по добыче золота, которая все и перерыла...
       Не много о золоте. Старательская артель ушла из п.Синегорска на р.Ашку, примерно в 1987-1988 года, но по "агентурным" данным основная, коренная жи-ла осталась не разработанной, т.к. уходила под поселок, а именно, под школу на снос которой разрешения в то время не дали.
       Ниже п.Синегорский, примерно в 5-7 км. на левом берегу, раньше была дерев-ня Утка, основанная Демидовыми для заготовки угля. Основу жителей которой составляли крестьяне, высланные заводчиками из Нижегородской, Полтавской и Черниговской губерний, но от нее не осталось и следа.
       М49. Река Межевая Утка, 121 км: пос. Синегорский - пос. Висим, 40 км - пос. Висимо-Уткинск, 20 км - устье, 61 км.
       От пос. Синегорский спортивный сплав возможен лишь на пике половодья. Этот участок маршрута имеет препятствия, которые соответствуют II - III кате-гории сложности, и в связи с отсутствием информации его прохождение потре-бует самостоятельной разработки.
      Естественные препятствия: от пос. Висим почти на каждом повороте имеются прижимы; надо своевременно отгребаться. На перекатах камни разбросаны в беспорядке, некоторые из них просматриваются на глубинах 20 - 30 см. Высота валов на перекатах весной 30-50 см.
       После р. Горевая (л) порог, в котором хорошо видны камни. Опасны камни справа - необходим маневр. Валы 40 - 50 см. Летом, видимо, метровый слив. Ис-кусственные препятствия: висячие мостики у пос. Таны (высота над водой 2,1 м) и у д. Баронская (высота 1,8 м) при высоком уровне воды могут быть опасны.
      Многочисленные завалы - остатки молевого сплава - требуют осторожности. От них нужно своевременно уходить.
       Поселок Висимо-Уткинск. Начинать сплав целесообразно именно от сюда. Выше река мелководна, изобилует завалами, к тому же возникает необходимость в ожесточенной гребле по пруду. И вообще, сплав - это когда сплавляются, т.е. плывут, а не тащат свои плавсредства на горбу. Кстати, потаскать (если это не май и не было проливных дождей) обязательно придется, но это так, в качестве разминки, а не от "безнадеги".
      Вторая причина - удобство достижения начального пункта путешествия, а по-просту, сюда легко добраться. Висимо-Уткинск - конечная общественного транс-порта, дальше из Н.Тагила, идут только маршрутки и всего 2-3 раза в день. И третья причина - легко просчитываемый график движения. Весь маршрут, всего - 61 км, легко проходится за 10 часов, почти не гребя.
       Дорога туда. Если, например, за окном уже поздняя весна, т.е. май, (р.Межевая Утка вскрывается в последних числах апреля), у вас под "задницей" исправный автомобиль и огромное желание уехать куда-нибудь, хоть к черту на кулички, из опостылевшего за зиму грязного города, а впереди выходные, смело звоните друзьям, заводите машину и езжайте сюда. Друзей и имущество остав-ляете на берегу в В-Уткинске, машину угоняете в с.Усть-Утка(26км), оставляете там у какого-нибудь дома, хозяева никогда не откажут даже без оплаты, а сами возвращаетесь обратно на попутке, они не редкость, надо только выйти на доро-гу, и в путь. Впереди два, а то и три и четыре счастливых дня!
      Если нет машины и впереди только выходные, то автовокзал г.Н.Тагил с радо-стью встретит вас и поможет добраться. Начиная с 6 часов утра отсюда, практи-чески ежечасно отходят маршрутки в В-Уткинск, Усть-Утку, Сулем, кроме них - рейсовый автобус, достаточно позвонить в справку и узнать расписание. По окончанию сплава, из села Усть-Утка, так же можно выбраться на маршрутном такси, которое ходит два-три раза в день. Примерно в 8.00 утра, в 13.00 часов и в 19.00.
      Ну, а если впереди не выходные, а масса свободного времени, и спланирован сплав по Чусовой, со стартом в Усть-Утке, советую начать в Висимо-Уткинске. Тогда вы до конца поймете всю разницу между главной улицей и переулком, цивилизацией и диким, уже снова, нетронутым миром.
      Мы в Висимо-Уткинске и, оправдывая заглавие, много, много истории.
      Поселок Висимо-Уткинск, ранее Висимо-Уткинский железоделательный завод, Верхотурского уезда Пермской губернии, был "...последнимъ творенiем Акинфия Никитича Демидова". По прошению, Канцелярия главного правления заводов и берг-коллегия дали разрешение на присоединение к Нижнетагильско-му округу земель по левому берегу Межевой Утки до ее устья, где впоследствии "...учреждено было" судостроение и пристань, вместо Сулемской, которая, по-сле насильственного раздела имущества между братьями в 1758г., досталась Прокопию Акинфиевичу.
       С этого момента, река Утка собственно и называется Межевой, т.к. разде-лила земли баронов Строгановых и дворян, а позднее князей, Демидовых.
      После смерти Акинфия Никитича завод перешел к сыну, Николаю Ники-тичу Демидову, который, в свою очередь, завещал завод Павлу Николаевичу Демидову. Последним владельцем был Ефим Павлович Демидов.
      В марте 1917, т.е. сразу же после Февральской революции, было учреждено новое "Акцiонерное общество Нижне-Тагильскихъ и Луньевскихъ горныхъ и ме-ханическихъ заводовъ наследниковъ П.П. Демидова князя Сан-Донато". Теперь округом, а, следовательно, и заводом владел "Русскiй, для внешней торговли банкъ".
       Висимо-Уткинская администрация р.п. Висимо-Уткинск, п. Таны. Числен-ность населения - 1241человек. Административный центр поселок Висимо-Уткинск.
      В 1771 году на том месте, где располагается сейчас Висимо-Уткинск, был ос-нован железоделательный завод ("Новый завод" - так он тогда назывался). Пред-назначен он был для переработки чугуна, выплавляемого другими заводами, в сталь. Первыми жителями поселка были переселенцы из Нижегородской, Пол-тавской и Черниговской губерний, из Арзамаса и Тулы. На реке Межевая Утка была построена плотина, по ней же сплавляли железо на барках и плотах в Усть-Уткинскую пристань. (Именно по этому маршруту нам и предстоит пройти, ну прям, как каким то чушкам чугунным). В начале 1780 года на холме в центре строящегося поселка была построена деревянная Акинфиевская церковь (в 1802 году она сгорела). В 1804 году на средства завода началась постройка новой, каменной церкви, на месте сгоревшей.
       Справка: "Висимо-Уткинск (Висимо-Уткинский завод) - Иакинфиевская цер-ковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1804 г. Построена на средства заводовладельцев Демидовых. Правый придел в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, освящен в 1816г. Главный храм во имя мч. Иакинфа, освящен 31 июля 1832 г. Левый придел во имя прп. Кассиана Римлянина, освящен в 1832 г. В 1899 г. пристроена колокольня. В 1930-е гг. сергиевской ориентации. Закрыта в 1961 г. Перестроена. Снесена колокольня. Слева пристроена котельная. Пустует".
      В 60-х годах ХIХ века развивается в Висимо-Уткинске кустарное производст-во: кузнечное, сапожное, швейное, изготовление изделий из бересты. Появляют-ся свои жестянщики, кровельщики, смолокурные и другие заведения. Развивает-ся частная торговля. В 1860 году открыто церковно-приходское училище. В раз-витие культурной жизни селения сыграло заметную роль открытие начальной школы, заводской библиотеки, частных библиотек (Ф.Ф. Кондратьева, В.А. Бу-лыгина, А.П.Кротова, Ф.М. Захарова).
      1870-1873 г.г. Висимо-Шайтанский, Висимо-Уткинский, Усть-Уткинский за-воды (пристань на р. Чусовой) соеденены телеграфной сетью с Н. Тагильским заводом, всего 81 верста, а в 1897 году к поселку была подведена узкоколейная железная дорога.
      Справка: "Узкоколейная железная дорога строилась и введена в эксплуата-цию для перевозки продукции заводов Нижнетагильского горного округа, золо-тых и платиновых приисков, а также пассажиров Висимского района в 90-х годах прошлого столетия.
       В декабре 1895 года на узкоколейке было открыто движение поездов от Нижнего Тагила до Антоновского завода (19 км), однако затем, по ходу строи-тельства, ее решили довести до Висимо-Шайтанского завода (через Черноис-точинск), а в дальнейшем и до Висимо-Уткинского завода. В итоге протяжен-ность главной линии узкоколейной железной дороги с колеёй 844 мм составила 64 км, и в июле 1897 года она была полностью сдана в эксплуатацию.
       В 1925-1926 годах была построена узкоколейная железнодорожная линия от станции Урал (от главной линии узкоколейной железной дороги) до Метеле-ва Лога и станции Востряк, ныне поселок Уралец, железнодорожная станция Дуниты. В 1942 году дорога перешла в ведение Нижнетагильского металлурги-ческого комбината, а в 1950 году вошла в состав НТМК. После выделения Высо-когорского рудоуправления в самостоятельное предприятие узкоколейная же-лезная дорога была передана Высокогорскому ГОКу.
       На протяжении всей 75-километровой узкоколейной железной дороги име-ется восемь станций и тринадцать остановочных пунктов. В 1960 году была осуществлена ее перешивка с колеи 844 мм на стандартную - 750 мм. В 80-е годы ветхие деревянные мосты и водопропускные трубы заменили на металли-ческие и железобетонные конструкции. На смену паровозам пришли тепловозы ТУ-2, ТУ-7, а специализированные грузовые вагоны заменили универсальными думпкарами ВС-22 и платформами. В 1983 году было введено в эксплуатацию новое тепловозовагонное депо на станции Гальяновская". В настоящее время движение осуществляется только по отрезку Н.Тагил-Дуниты.
      Висимо-Уткинский железоделательный завод был закрыт в 1912 году.
      После Октябрьской революции 1917 года в поселке организована артель "Электросвет", в период коллективизации создан колхоз "Память Ленина". В 1952 году начал работу Висимо-Уткинский леспромхоз. В настоящее время ос-новное занятие населения - заготовка, вывозка и переработка древесины для предприятий города Нижнего Тагила и Свердловской области. В поселке распо-ложены: школа, детский комбинат, больница, торговый центр.
      Справка: "...Никита Акинфiевичъ Демидовъ, младшiй сынъ Акинфiя Ники-тича Демидова, на реке Утке, в 1771 г. построилъ Висимо-Уткинскiй заводъ съ четырьмя молотами. Заводъ стоялъ на р. Межевой Утке, левомъ притоке Ка-мы, въ 40 верстахъ отъ Нижнетагильскaго завода. Къ юго-востоку от Висимо-Уткинскaго завода находился Висимо-Шайтанскiй. Оба были названы Висим-скими - по речке Висимъ, впадающей въ Межевую Утку у самого Висимо-Шайтанского завода.
       Плотина из бревенъ не была бы достаточной для заводскаго пруда, если бы последнiй не имелъ изгиба, который поддерживалъ воду, и если бы прудъ не могъ изливаться въ долину Гаревского ручья. Река давала такъ много воды, что при-ходилось часто открывать прорезъ. Заводъ находился не впереди прореза, а сбо-ку.
       Заводскiе деревянные зданiя были обширны. Вначале было четыре молота: три действующихъ, а четвертый - запасной. Кроме разнаго железа, заводъ вы-делывалъ якоря. Обслуживали заводъ въ те годы до сотни собственныхъ кре-стьянъ. Чугунъ получали съ Тагильскаго завода. В 1772 г. заводъ выпустилъ 37 тыс. пудовъ разнаго железа. Позже производительность снизилась (в 1779 году - 19 тыс. пудовъ), затемъ подвергалась колебанiямъ, позже поднялась до сред-ней годовой цифры в 40 с лишним тыс. пудов. За 1797-1806 гг. было выковано 490 тыс. пудовъ. Въ эту пору на заводе имелось шесть действующихъ кричныхъ горновъ и два запасныхъ. Мастеровыхъ и работныхъ людей насчитывалось око-ло 650. Въ1794 г. за заводомъ числилось 799 мужчинъ (и 819 женщин), въ числе которыхъ было 11 казенныхъ, вечно отданныхъ -199, остальные - собственные. Недолгое время на заводе выплавлялась также медь.
       На полученные в 1821 г. 21 тыс. пудовъ кричнаго железа ушло 29 тыс. пудовъ чугуна. Образовавшiйся угаръ въ 25 пудовъ и 21 фунтъ на 100 пудовъ чугуна по-ставилъ Висимо-Уткинскiй заводъ на 29-е место среди ста железоделатель-ныхъ заводовъ. На 1 кубическiй аршинъ угля было выковано всего 38 фунтовъ железа - этотъ сравнительно неблагопрiятный показатель поставилъ заводъ на 60-е место.
       Къ середине XIX в. заводъ переоборудовали и значительно повысили выработ-ку по сравненiю с началомъ этaго века. Имелись пять сварочныхъ печей, одна калильная, одна отражательная, молотовъ - 10, кричныхъ горнов - восемь (по-мимо оборудованiя гвоздарной фабрики), 14 колесъ въ 248 силъ, две турбины въ 24 силы. Производство железа за 1859-1862 гг. выражалось въ следующих циф-рах: кричнaе железо - от 2,6 до 5 тыс. пудовъ въ годъ и пудлинговaе сортовое железо - от 133 до 165 тыс. пудовъ в годъ.
       В ближайшiе годы производство значительно возросло. Средняя годовая про-изводительность Висимо-Уткинскaго завода достигла в 1870-х гг. 200 с лишним тыс. пудовъ. Въ следующем десятилетiи среднiй уровень поднялся до 350 тыс. пудовъ, въ 1890-х гг. - около 450 тыс. пудовъ, а однажды, в 1892 г., до 655 тыс. пудовъ. Отмеченный ростъ производства связан с техническимъ развитиемъ предприятiя. Число водяныхъ колесъ уменьшилось сначала до пяти въ 1882 г., затемъ ихъ осталось только два - въ 1888 г., а ихъ место заняли турбины: сна-чала пять, а затемъ шесть - среди нихъ две въ 230 силъ, и паровые машины. В 1882-1891 гг. действовало пять сварочныхъ печей, затемъ ихъ стало шесть. Въ соответствiи съ размерами производства менялось и количество рабочих: въ 1884 г. 810 горнозаводскихъ рабочихъ произвели 362 тыс. пудовъ готового желе-за, въ 1893 г. 1029 рабочихъ выдали 415 тыс. пудовъ железа".
       В этом документе настораживает одна фраза: "...Река давала такъ много воды, что приходилось часто открывать прорезъ". Наверное, так было не всегда. Во-первых, Ермак Тимофеевич не смог пройти за Камень поднимаясь по Утке и вы-нужден был вернуться, перезимовать и идти за Урал уже по р.Серебряной. Вот, как это было.
       "...По учиненiи сихъ распоряженiй опредѣлилъ онъ плыть вверхъ по рѣкѣ Чусовой, пока будетъ можно, a потомъ искать дороги сухимъ путемъ до Таги-ля, соединяющагося съТурою, изъ сей послѣдней рѣки перейти въ Тоболъ, a от-туда въ Иртышъ. Но вмѣсто того, чтобъ итти изъ Чусовой на лѣво къ Сереб-рянкѣ, проводники провели его до рѣки Утки, почитая сiе плаванiе удобнѣйшимъ. Обманувшись въ семъ предпрiятiи, поворотили они опять въ Се-ребрянку. Однакожъ и тамъ претерпѣли не мало препятствiй и затрудненiй. По причинѣ множества мѣлей надобно было снять парусы, и расшянувъ ихъ по берегу рѣки, сдѣлать нѣкоторымъ образомъ плотину, для накопленiя воды. Все сiе отнимало много времени, и Ермакъ, вышедши на берегъ, долженъ былъ зи-мовать въ другой разъ. Здѣсь, по причинѣ недостатка въ съѣстныхъ припа-сахъ, принужденъ онъ былъ посылать къ сосѣдственнымъ народамъ партiи, которыя сверхъ получения необходимаго, дѣлали всевозможныя притѣсненiя симъ людямъ, причемъ дошло наконецъ дѣло и до сраженiя"
       Во-вторых. Документально известно, что для выхода барок из Усть-Уткинской гавани (она расположена на р. Межевой Утке и хорошо сохранилась) в Чусовую, на Утке открывали плотину и спускали пруд, тем самым поднимая уровень воды в реке.
       И последнее: "...Замечательным примером деятельности уральского крепо-стного Климентия Ушкова(строителя комплекса гидротехнических сооруже-ний в п. Черноисточинск, р.Канава) является незавершенное строительство в середине ХIХ века канала ("прокопа"), который должен был пропустить часть вод р. Сулём через р. Шайтанку в р. Межевую Утку для сплава барок в маловод-ные годы". Но, как бы там ни было...
      
       Сплав. Лодки собираются в любом, приглянувшемся вам, месте. Благо берег вокруг пологий, хотя и захламлен различным железом. По поводу железа. При сплаве через поселки, а их на пути три, будьте очень внимательны. Для рыбалки в быстрой воде, местное население использует снасти, которые крепятся к сталь-ным арматуринам, вбитым в дно. Так, что русло частенько утыкано торчащими из воды штырями. Кроме этого, на территории населенных пунктов река мелкая, с множеством островков и отмелей.
       От поселка до впадения р.Б.Ашка (П.Б.) ничего особо примечательного нет. Река, то сужаясь то расширяясь, везде не глубока. По правому берегу, между горой и рекою проходит дорога. Есть не плохие места для рыбалки. Воспользо-вавшись небольшой передышкой (это после второй, кто был - тот поймет), не-много о названии.
       "Утка, название нескольких рек в Свердловской и Пермской областях, из них три - притоки Чусовой. Наиболее значительна река Межевая Утка (Нижняя Утка), правый приток Чусовой, в устье которого находится деревня Усть-Утка. Название Межевая Утка (от русского нежа) обусловлено тем, что раньше эта река была границей между владениями уральских заводчиков. Близ устья двух других (левых) притоков Чусовой, которые в прошлом именовались также Средней и Верхней Уткой (Г. Ф. Миллер), находятся рабочие поселки Староуткинск и Новоуткинск, возникшие как заводские поселения в первой по-ловине XVIII столетия.
       От названия Утка, видимо, нельзя отделять и гидроним Ут. Так именуют две реки в Приуралье - притоки Бисерти и Сылвы. Название Ут особенно интересно по той причине, что позволяет видеть в гидрониме Утка русский суффикс ка, который, может быть, появился не без влияния со стороны русского слова ут-ка".
       Река Большая Ашка (правый берег). На впадении советую сделать привал. Не думаю, что здесь удастся переночевать, особенно в выходные, т.к. место чрезвычайно популярно у пеших рыбаков, благо от В.Утки всего 3 км., но ры-балка здесь, порою превосходит самые смелые ожидания.
       Вариант первый. Можно подняться вверх по Ашке и половить хариусов. Но это, на сколько духу хватит. Ашка река совершенно дикая, а после ухода с ее берегов в середине 90-х старательской артели, более - менее цивилизованного жилья на всем протяжении реки не осталось. К тому же, в нижнее течение очень тяжело добраться в любое время года и любым способом, поэтому здесь раздо-лье для всякой лесной живности и если нет ни времени, ни желания тащиться в глухую тайгу...
       Вариант второй. Можно и нужно рыбачить прямо здесь. Перед впадением ти-хая заводь, на впадении - сильное течение, перепады глубин, водовороты с "об-раткой" - красота!
       Ниже устья Б.Ашки воды в реке становится значительно больше. Здесь река легко проходима в любое время года, за исключением нескольких мест. Первое из них примерно в пяти километрах от слияния. Как только вы увидите в конце прямого участка довольно высокую мрачную гору, стоящую поперек движению и не густо покрытую обгоревшими пихтами и лиственницами, значит скоро "веселая горка".
       Река, ударяясь в прибрежные скалки, круто поворачивает на право и все бы ничего, но перед этим виражем она начинает буквально уходить из-под лодки. За 300-400 метров до поворота дно реки как бы переламывается, вода, а с ней и вы начинаете довольно резво ускоряться, лавируя между крупными и не очень кам-нями, пока еще торчащими из воды и тут - вот они, прямо перед вами, в итоге, очень дорогие, береговые скалы. Конечно, страшного ни чего в этом нет, но од-нажды, я оказался таки участником, не побоюсь этого слова, крушения, чуть не закончившегося настоящей трагедией. Повезло, что сплавлялись в конце июня, по теплой, но очень большой, после проливных дождей, воде. Случилось сле-дующее. После перелома, байдарка с женщиной и двумя детьми не сумела сма-неврировать, налетела на камень и затонула. Я, плывя на резинке впереди груп-пы, на секунду отвлекся, за что и был наказан порванной в лохмотья лодкой (вот они, береговые скалки!). И это в первый день двух недельного похода! Если взглянуть на карту будет еще интересней. В этом районе нет дорог, до ближай-шего жилья 20 км буреломов, на руках трое детей, две разорванные в клочья лодки и насквозь промокший хлеб, порванный мешок с которым чудом зацепил-ся за куст. Да... День кройки и шитья, испорченное настроение, а в окончании спринтерский заплыв по стремительно спадающей воде в Чусовую, на встречу с основной группой.
      
       Плывем дальше. Как кому, а мне не нравится Утка от Ашки до Тан. Не за что зацепиться взгляду. Течение ровное, берега, один - горка, другой - бывший по-кос, притом левый, часто горельник либо выруб. Здесь не встретишь рыбаков, а с охотниками лучше и не встречаться, здесь даже нет полезных ископаемых, ну золота там, али каменьев. Скука! Кстати, о полезных ископаемых. Вся округа буквально усыпана россыпным и самородным золотом, платиной хризолитами(демантоидами), гранатами и еще Бог знает чем, а на Утке, если не считать золотую жилу пересекающую реку в п.Синегорск, пусто. Единственное, что здесь нашли, это небольшое содержание алмазов в осадочных породах.
       Поселок Таны. Когда-то многолюдный и процветающий, теперь заброшен и практически разрушен. Расположенный по обоим берегам реки, он соединялся капитальным автомобильным мостом, построенным в 1987 либо в 1988 году. Каждую весну, хотя и были устроены ледорезы, лед на реке тщательно распили-вался, а порой и взрывался. Находясь в этом месте летом, трудно представить, что во время паводка лед проходил над мостом, каждый год ломая перила, нахо-дящиеся в 6 метрах от летней воды.
       Моста нет с начала девяностых. Без обязательной весенней подготовки его разрушило и унесло льдом. Отдельные части до сих пор валяются ниже по тече-нию. В поселке же от моста остались железобетонные "быки" с торчащим из них железом, стоящие на русле. По этому нужно быть внимательным и проходить, чуть ближе к левому берегу, между второй и третьей бывшими опорами. Река, как и говорилось выше, в поселке очень мелкая. В100 ниже "моста" - автомо-бильный брод, а еще ниже, настоящее чудо! Подвесной мост!
      Этот мост, длинной почти 100 метров, каждую весну снимается, укладывается по берегу, вдоль реки, а летом, когда вода спадет, снова натягивается. И так было вплоть до 2004 года! Вся эта история с мостом была понятна в живом поселке с большим населением, но сейчас, снять, а потом поставить такую махину! Ведь нет ни кого!
       Таны начинались в 1953-54 годах, как поселок лесозаготовителей. Люди при-езжали со всей страны. Не мало было и жителей из близлежащих населенных пунктов. Здесь хорошо платили, а главное, разрешали строиться, что по тем вре-менам было огромным плюсом. В лучшие свои годы здесь был клуб, три магази-на, пекарня(пекла очень вкусный хлеб, его обязательно брали с собой на рыбалку в качестве насадки, т.к. он не сваливался с крючка), восьмилетняя школа, столо-вая, детский сад. Количество только работающих, доходило до 300 человек.
       В середине 80-х, с вырубкой основной лесной базы, все начало приходить в упадок. Закрылась школа, сначала восьмилетка, а вслед за ней и начальная, дет-ский сад, из магазинов остался один и тот, после пожара на складе, был практи-чески пуст. Попытки реанимировать участок, путем прорубки новой прямой до-роги через р.М.Утку в делянки Сулемской лесной базы(об этом ниже) ни к чему ни привели, да тут еще грянула перестройка и поселок умер. Сейчас здесь нахо-дится лесничество(живет лесник) да доживают свой век, в виду невозможности уехать, несколько престарелых аборигенов, как и чем живут -вопрос. Оставшие-ся уцелевшими дома используются бывшими жильцами и приезжими, как дачи или охотничьи домики, хотя добраться сюда, что зимой, что летом, большая проблема. Со стороны В.Уткинска, 6 км. почти не приодалимы, через п.Северку, тоже радости мало, но ездят.
       Наконец то, поселок закончился. Еще чувствуется, но уже совсем недолго бу-дет витать в воздухе привкус отчаянья и безысходности, так свойственный бро-шенному человеческому жилью. Не даст окончательно забыть увиденное левый берег, с высохшими и упавшими после пожара деревьями. Но и в этом есть свой плюс. У стволов, лежащих в воде, здорово клюет, а короед - тут, под руками.
       Конец горельнику! Река поворачивает на право, и вы вступаете на самый жи-вописный участок р.Межевой Утки. Забудьте реку по которой вы только, что плыли. Дальше это будет совсем другая река, с веселым течением, красивыми берегами, удобными стоянками, отличной рыбалкой, массой впадающих ручьев и речушек. Как пограничный столб его открывает камень Плакун, левый берег. Название свое он получил за постоянно сочащуюся с выступа и каплями падаю-щую в воду струйку, в конце скалы. Напротив - песчано-галечный пляж, тропа ведет наверх, где у кромки леса, отличное место для отдыха, давно облюбован-ное местными и Тагильскими любителями охоты и рыбалки. А рыбалка здесь преотменная! Водится и ловится все, что живет в небольших Уральских речках. Обладая достаточными навыками, наловить хариуса или головлишек не составит большого труда, только бы время для рыбалки было "правильное". При большой удаче можно стать обладателем такого трофея, как ленок(не линь) и даже тайме-ня. На берегах живут выдры и бобры, хатки которых расположены довольно да-леко от летнего уреза, но присутствие видно не вооруженным взглядом, пеньки по берегам, заточенные с обоих концов и тщательно ошкуренные полешки. Мно-го рябчика, косача. Над рекой слышится свист крыльев утиных стай. И еще, чуть не забыл, если вы плывете в конце мая, начале июня, можете запросто оказаться в компании еще одних сплавщиков. Это здоровые не то жабы, не то лягушки, раздувшиеся до непомерных размеров и плывущие группами вниз по течению. Видно, устали они от всего этого, опостылело, все - на юг! На юг! К теплому морю!...Эх... Так, что не удивляйтесь.
       Ниже Плакуна небольшой плес, несколько веселых перекатов, а примерно в 1-1,5 км, на правом берегу, лежат трубы. Именно здесь должна была пройти трасса дороги, соединяющая Сулемские и Танские делянки. Вот с этого места надо уси-лить внимание и не расслабляться. Потому, что...
       Немногим дальше бурный перекат и гора, начавшаяся по правому берегу, вы-ходит к реке почти гладкой скалой сферической формы, с верху покрытой бере-зовым редколесьем. Это Глобус. Название дано очень точно. Других скал такой формы вы, наверное, не встретите. Ни на Утке, ни на Чусовой таких больше нет. Если же кому-нибудь придется проходить здесь пешком, не пытайтесь пройти по скале, вдоль воды. Лучше это сделать по тропе, обходя Глобус по верху. Объяс-няю. Скала, как уже говорилось, гладкая, покрыта тонким слоем мха и лишайни-ков, да к тому ж, всегда сырая. Попробуйте-ка пройтись, по большому влажному шару... Мокрая одежда и разбитые колени обеспечены.
       Не давая сплавщикам опомниться, перекат выносит ко второму скальному выступу. Он полная противоположность Глобусу. В этом месте гора, как чудо-вищный осьминог, пытается переползти на другой берег и тянет свои остроко-нечные щупальца через реку. Короче, здесь небольшой, но от этого не становя-щийся менее безопасным слив. По средней и большой воде его можно пройти левым берегом, вдоль кромки леса, по малой - только пешком, иначе лодкам ко-нец. Слив сложен из каменных плит, с очень острой кромкой.
       Почти сразу за сливом перекат, река поворачивает налево, при выходе из по-ворота русло сужается, на дне и по берегам лежат крупные камни. Это последнее ощутимое препятствие на реке Межевая Утка. Дальше, красивые берега, не тро-нутая природа, масса впадающих по правому берегу ручьев, мест для стоянок и рыбалки. Если грести, то в д.Баронская вы будете через 5 часов, не трогая ве-сел, через 7 часов.
      
       Ее близость можно определить по спускающейся к воде дороге, на правом берегу. Тут же стоит белая металлическая будка. Проплывающие часто недоуме-вают: нафига в лесу киоск! Это не киоск, а еще один местный уникум. Когда не было капитального моста между Усть-Уткой и Баронской, во время паводка, по-следняя оставалась буквально отрезанной от внешнего мира. Был конечно вари-ант добраться до Харенок, по старому мосту форсировать Чусовую, дальше на станцию и в поезд до Екатеринбурга, в Екатеринбурге, до Н.Тагила, ну, а тут до Усть-Утки рукой подать, где ждет вас любимая теща с блинами. В общем, не успела она через речку крикнуть, чтоб значит в гости заходил, чайку попить, как вы уже и здесь, и недели не прошло. Так вот, будочка эта на берегу не что иное, как головная станция и пост управления подвесной канатной дороги. Во время паводка, машины, привозившие все необходимое, разгружались на противопо-ложном берегу, ну, а уж потом, неспешно, грузы в люльке переправлялись на Баронский берег. При крайней необходимости так же поступали и с людьми.
       От сюда, страждущие сплавщики, могут рвануть до точки(много водки - не бывает), пешком тут рядом, а остальным, плыть и плыть. Не многим дальше, река начинает плавный правый поворот. Течение замедляется, русло расширяет-ся, и начинаются мели. По левому берегу тянется высокая гора и сходит на нет только у самой деревни. Правый - пологий, с узкой полоской леса, которая за-канчивается у первого деревенского забора. Рассказываю для тех, кто еще не знает.
       Итак, левый берег, село Усть-Утка.
       Усть-Уткинская администрация.
      с. Усть-Утка, д. Харенки, д. Баронская, д. Еква. Численность населения - 289 человек. Административный центр - село Усть-Утка.
       Именно здесь, в одном из самых живописных мест нашего края, при слиянии рек Межевой Утки и Чусовой, в XVIII веке, была у горных магнатов Демидовых заводская пристань, неразрывно связанная с заводским хозяйством Нижнета-гильского горнозаводского округа Демидовых и составлявшая наряду с заводами неотъемлемую его часть.
       "...Из встречавшихся по пути селений больше других были пристани Меже-вая Утка и Кашка. Первая раскинулась на крутом правом берегу Чусовой краси-вым рядом бревенчатых изб, а пониже видна была гавань с караванной конто-рой и магазинами, как на Каменке. Два-три дома в два этажа с мезонинами и зелеными крышами выделялись из общей массы мужицких построек; очевидно, это были купеческие хоромины". "Бойцы" Д.Н.Мамин - Сибиряк. Или так.
       "...Мы вышли на берег Чусовой, которая катилась красивой излучиной, - справа ее подпирала река Утка, а впереди точно загораживала дорогу гора Красный Камень. Противоположный берег сплошь был покрыт густым хвой-ным лесом. Самая пристань очень красиво разметала свои бревенчатые избы по угору. На стрелке, где Утка сливалась с Чусовой, стояла караванная контора и был устроен громадный шлюз, за которым строились и оснащивались барки - коломенки. Весной, во время сплава, эта пристань жила самой кипучей жизнью, а потом точно засыпала на целый год. Меня удивляло больше всего то, что дальше с этой пристани не было никакой колесной дороги, точно здесь кончался весь свет". "Отрезанный ломоть" Д.Н.Мамин - Сибиряк.
       "В конце XVIII века, - читаем документе, - Демидовы имели собственные кон-торы по продаже металлов в Петербурге, Москве, Твери, Ярславле, Нижнем Новгороде, Казани, а в 1820-е годы к ним прибавились конторы в Таганроге, Одессе, Вильне. И к большей части из них заводская продукция доставлялась по рекам на барках, вышедших из Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской(61км) пристаней. Назад суда не возвращались - разбирались на дрова, поэтому к сле-дующей весне строились новые караваны. Это делало необходимым содержать целый судостроительный комплекс". В 1820-е годы с обеих пристаней ежегодно отправлялись в путь около 50 судов.
      "Один из интереснейших памятников индустриальной культуры горнозаводско-го Урала ХVIII-ХIХ веков" - так говорят об Усть-Уткинской пристани историки и специалисты музейного дела. Интересна она и с точки зрения литературного краеведения: не однажды сюда приезжал на сплав бытописатель Урала Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк и, по преданию, в доме над рекой писал свои рас-сказы о сплавщиках. Да и биография самого села достойна внимания любителей старины. Еще в XVIII веке сюда совершали набеги воинственные башкиры. По-том село стало пограничным, разделяя земли двух богатейших кланов - баронов Строгановых и промышленников Демидовых.
       "...В 1860 году начал свое плавание пароход "Опыт". (30 л.с.), построенный вольным мастером Утемовым на Усть-Уткинской пристани демидовских заво-дов на Чусовой. Два года спустя сооружен новый, более мощный пароход "Опыт" (40 л.с.), а в 1863 году спущена на воду "Чусовая" (20-30 л.с.). Ориги-нальностью отличался корпус первого судна: он был железный, на прочных за-клепках, но легкий, потому имел небольшую осадку, что было очень важно для плавания по Чусовой, которая сравнительно неглубокая. Испытания на разных участках коварной уральской реки показали, что по ней детище Утемова ус-пешно может не только ходить против течения, но и одновременно тащить за собой тяжеловесные баржи. Тем самым пароход "Опыт" доказал, что на Чу-совой, хотя она и горная река, вполне возможно "взводное" (то есть вверх по течению) судоходство".
       Здесь нужно пояснить, что примерно до середины ХIХ века в России был, так называемый переходный период в судоходстве и суда по рекам двигались не-сколько иначе, чем сейчас. На палубе первых речных пароходов была установ-лена паровая лебедка, называлась она - кабестан, а использовалась, та лебедка, для наматывания канатов завозных якорей (якоря, на маленьких лодках, завози-лись вверх по течению, там опускались на дно и пароход, как бы подтягивался против течения). При помощи таких якорей судно, вместе с буксируемыми гру-жеными баржами, поднималось вверх по реке. Такой тип судов назывался так же - кабестаном. Против течения кабестан, с караваном барж, мог преодолеть за сутки в среднем 30 километровый отрезок пути. Гребные же колеса вращались лишь тогда, когда судно шло вниз по течению или маневрировало.
       Сегодня в поселке работает магазин, есть медпункт и почта.
       Правый берег, деревня Баронская.
       Баронская - первое поселение русских людей на территории района, основано в 1579 году. Жители,- крепостные дворян, а с 1722 года, по указу ПетраI, ба-ронов Строгановых, занимались охотой, рыболовством, земледелием.
       Экскурс закончен, перед нами мост. Но до него еще надо добраться. Утка в этом месте сильно разливается и мелеет. В лодках нельзя пройти даже по сред-ней воде, так что вперед, все в воду! Будьте осторожны, непосредственно перед мостом, на дне полно всякого строительного мусора, кое-где из воды торчат все те же рыбатские арматурины. Выйдя из-под моста река становится не много глубже, и здесь важно не пропустить, пройдя мимо, главное место этой реки, а именно - Демидовскую пристань.
       С воды, по левому берегу, видно только высокий вал с прокопом. Прокопов всего два, вырыты они сравнительно недавно. О верхнем сведений не сохрани-лось, а нижний остался, как память о сильном заторе в устье Утки. Что бы про-пустить паводок разрыли дамбы и пустили воду в обход основного, перекрытого русла. Для того, чтобы увидеть все сооружение, надо подняться на мост. С его высоты отчетливо просматриваются затоны для барок, можно угадать, где была верфь, где стояли склады с железом. Вход в гавань был выше по течению, у горы по левому берегу и отгораживался от реки дамбой, а выход - прямо в Чусо-вую, выше впадения М.Утки. Вход и выход были снабжены шлюзами. Для подъ-ема воды в гавани открывались Висимо-Уткинская и Висимская плотины, с приходом большой воды - верхний шлюз гавани, уровень воды в ней поднимал-ся на 2 - 3 метра, суда всплывали. Вслед за этим открывали Чусовской шлюз, барки, как стая птиц, вылетали в реку, через 100 метров их подхватывала боль-шая Уткинская вода и караван мчался в Каму.
       Дальше река еще расширяется, плавно поворачивает направо и вот оно! всякий раз, проплывая здесь, не перестаю удивляться. И Утка на слиянии не маленькая, но Чусовая..., да какая красавица!... Но это уже другой рассказ!
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 25/04/2009.
  • © Copyright Кабанов Игорь Дмитриевич (sa@tagnet.ru)
  • Обновлено: 13/04/2005. 37k. Статистика.
  • Водный:Урал
  • Оценка: 6.74*12  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка