Каменев Николай Сергеевич: другие произведения.

Отчет: Пимжа, июль 1977

• © Copyright Каменев Николай Сергеевич (forest-tramp@mail.ru)
  • Обновлено: 12/05/2022. 5k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Финляндия эстония (1) , другое
  • Дата похода 01/07/1977
  • Маршрут: ст. Пиуза - Печоры
    Небольшое плавание по реке Пимжа (Пиуза), которое сейчас невозможно повторить.

Не помню какого числа в июле, в субботу, 8-00 утра вышли на железнодорожной станции Пиуза (тогда в ходу был дизель Таллин- Валга-Псков, который в народе прозвали ·СкобарьЋ) ~ 12 км от Печор. Проводница не хотела открывать нам дверь, переругались и немного переволновались.
      День серенький: не холодно - не жарко. Быстро надули новую польскую лодку ·ZefirЋ, поели и около 12-и спустились на воду. Я сидел на корме, между двумя рюкзаками и сеткой с подводным снаряжением для Женьки, а он ко мне лицом: не очень удобно ему, но если учесть, что первый день мы шли 5 часов, почти не вылезая, терпимо.
      Нам повезло, перед нами прошли большие дожди и вода прибыла: будь мельче на 5 см - многие участки были бы не проходимы. Около станции Пиуза река Пимжа по ширине достаточна для прохождение и более крупных лодок, но настолько захламлена упавшими или сильно наклоненными стволами деревьев, иногда с обеих сторон, что 20 метров воды без припятствий для нас было хорошим участком. В совсем заваленных местах для байдарок сделаны проходы: отпилены ветви или стволы и мы проходили (пролезали), как рука в перчатку. Я и сейчас мысленно вижу затопленные палки, часто видимые, как тёмные силуэты, были в основном двух типов: вторкнутые одним концом в грунт - ·колыЋ или стволы поперек течения чуть притопленные.
      Над водой много склонённой спелой черёмухи: мы рвали её и ели, (в Таллине в это время была совсем зелёной).
      Наше плавание закончилось, когда стали обносить, кажется, вторую по счету мельницу (плотину). В это время пошел сильный и затяжной дождь - накрыли рюкзаки плёнкой и сами накрылись, поели в сухомятку. Желание продолжать плыть не было: мы мокрые, а дождь всё усиливается. После разведки остановились рядом с впадением речки (ручья?) Белки, (Белка - холодная хариусная речка) перетащили снаряжение к холму за железной дорогой и там заночевали.
      После разговора с местным аборигеном выяснилось, что за 5 часов прошли не менее 10 км, по прямой ~ 5 км, до Печор по дороге осталось 6.5 км.
      Во второй день лодку спустили поздно, в 14 часов. Начался относительно спокойный участок: речка стала полноводней, меньше петляла и коряг поубавилось (попадались участки до 1 км без препятствий). Кругом много дичи: выпрыгивала рыба, слышали голоса крупных неизвестных нам птиц, видели много мелких куличков, когда я увидел ондатру, которая нырнула с берега в воду -закричал - Женька испугался, подумал, что мы тонем. В это время мы потеряли бдительность (в первый день нам везло больше), многие столкновения остались безнаказанными, иногда ·перелезалиЋ днищем по веткам и мелким местам. Женька стал подгребать веслом: мы гребли, как на каноэ более активно, но не очень толково: в результате большинство царапин получили во второй день. Женька как более тяжёлый перевешивал и мы пересели так, что кормою стала более узкая часть.
      Встречали уток с выводками очень маленьких утят, при встрече с нами птицы ныряли; попадались рыболовы с удочками.
      Прошли большой остров ~ примерно 15 соток (для такой небольшой речки), скорее всего о нём не знают даже местные: остров зарос кустарником и лиственными деревьями, как и противоположные берега, с берега видишь лишь противоположный берег, с другого тоже самое; здесь глубоко и нет хорошего подхода к воде. Попадались и маленькие островки, один совсем рядом с тем, покрытые деревьями и кустарниками, по берегам много хмеля. На всём протяжение нет ни одного мостика.
      Возникло предложение: хорошо бы если лодка была бы длиннее на 50 - 70 см и чуть шире, чтобы нам лучше разместиться с рюкзаками.
      Лодка легкая, при сильном течении на поворотах её прижимает к берегу: я сильно выгребаю слева, а её разворачивает бортом к течению, когда же подгребает Женька справа - мне лодку не удержать, т.к. с носа её сильнее и быстрее разворачивает.
      Мой спасательный жилет из-за малого пространства выжимает к подбородку - будет у меня мозоль на заду от ремня.
      Самый захламленный и неприятный участок начался в непосредственной близости от Печор: берега подошли почти вплотную и мы продирались под ветвями. Здесь есть старицы, сюда ходил с родителями купаться, когда жил в Печорах. Речку Пачковка сильно загрязнял ткацкий комбинат, а ниже городская больница. После впадения Пачковки река Пимжа была заражена. Под двумя железнодорожными мостами перед Печорами что-то вроде порогов, обнесли: под одним сделан лоток для проводки байдарок (обложен камнями) в два раза уже нашей лодки.
      Последнее о питании (мы готовились к водному походу на реке Кереть). У нас были продукты, которые не получала, может быть ни одна экспедиция со времён Амундсена. У нас был пемпикан, который насушил Женька, после варки мясо такое же, как свежее, была вяленая рыба...
      P.S. Теперь это небольшое плавание невозможно повторить, т.к. местами по реке Пимжа пролегла граница между Россией и Эстонией. Этот материал нашёл в своём давнем письме.

• © Copyright Каменев Николай Сергеевич (forest-tramp@mail.ru)
  • Обновлено: 12/05/2022. 5k. Статистика.