Карманов Искандер Ильгизович: другие произведения.

Дневник: Из Азии в Европу - 2003

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]

  • Комментарии: 2, последний от 17/01/2021.
  • © Copyright Карманов Искандер Ильгизович (hrapitan@mail.ru)
  • Обновлено: 29/01/2015. 51k. Статистика.
  • Дневник. Водный:Урал , 365 км , К4
  • Дата похода 30/06/2000 {19 дн}
  • Маршрут: Полуночное - пер.Хоза-тумп - Посьмак - Велс - Вишера - Красновишерск
  •  Ваша оценка:


    ИЗ АЗИИ В ЕВРОПУ-2003

    (Казань -) Полуночное - Посьмак - Велс - Вишера - Красновишерск (- Казань)

    (30.06.03 - 22.07.03)

    - компания "КУКУЙ" -

    Иллюстрированная версия находится здесь: http://www.marshruty.ru/travel/hrapitan_asia-to-euro_2003/

      
      
       Район путешествия: Северный Урал.
       Вид туризма: пеше-водный.
       Продолжительность похода (в активной части): 2-20 июля 2003 г.
       Протяженность маршрута: 365 км, из них 90 км - пешка, 275 км - сплав.
       Средства передвижения: ноги, КАТ-4.
       Число участников: 5 чел.
      
       Состав группы:
      -- Олинка (она же Алина) - Завхоз (главный человек в походе, по совместительству казначей);
      -- Матрос Дизель (он же Серега) - Завмат (ответственный за всяческие ремонтные работы, снаряжение и пр., в общем, за матчасть. Плюс добыча билетов и участие в "транспортной беготне");
      -- Боцман-Налиль - Завсек (второй по значимости человек в походе: распределяет спиртные напитки, в основном фирменный кукуйский 40-градусный "Секач", откуда и произошло название его должности; отвечает за своевременный розлив, определяет суточную норму, инициирует сбор средств на пополнение походных закромов и т.д.);
      -- Котюшка (она же Катя) - Завбес (отвечает за всяких "бесов", как то: беспорядок, бесёж, беспредел, бессонница (вынужденная), беспрерывная стирка, бесследное исчезновение мужских секачезаначек и т.п.);
      -- Храпитан - Завкук (заведует компанией КУКУЙ (самый бесполезный человек в походе: руководит тем, что и без него прекрасно существует). Ну а если серьезно, то за ним: идея похода, разработка маршрута, капитанство, рыбалка, фотосъемка и ведение дневника).
      
      
      
      

    ДНЕВНИК ПОХОДА

      
       1 июля 2003 г. 15-45 (моск.). Станция Серов.
      
       Сидим в зале ожидания ж/д вокзала г. Серов. Алина и Сергей стоят в очереди за билетами до ст. Ивдель-2.
       Вчера, 30.06.03., выехали из Казани поездом "Харьков-Казань-Свердловск" в 10-54 (стоимость билета - 320 р., места указывает проводник, билеты продаются в Казани за трое суток). Нам достались 3 места в 1-м купе - две нижних полки с рундуками и одна верхняя - и два в другом конце вагона (верхние полки). Прибыли в Екатеринбург сегодня в 03-32 по московскому времени, уже было светло. Еще в Казани у нас были куплены билеты до Серова на поезд "Пермь-Приобье", причем, как выяснилось в Екатеринбурге, этот поезд идет и до Ивдели, так что мы немного лопухнулись. Информации по Полуночному (судя по атласу Пермской области, туда проведена ж/д ветка) на екатеринбургском вокзале нет.
       Таким образом, у нас было 2 варианта: а) доплатить в Екатеринбурге к купленным билетам до Ивдели, б) доехать до Серова, а там пересесть либо на электричку, либо на что-то еще. При первом варианте мы прибывали в Ивдель довольно поздно (18-00 по московскому, соответственно в 20-00 по-местному) и могли застрять в Ивдели на ночь. Решили - лучше пересидеть в Серове, чем ночевать неизвестно где в Ивдели, кроме того, надеялись сэкономить на билетах от Серова до Ивдели.
       И вот мы в Серове. До Ивдели 2 варианта:
        -- поезд "Свердловск-Приобье", аналогичный тому, в котором мы сюда приехали, в Серов прибывает в 22-08 по московскому, стоимость билета до Ивдели - 68 р. (общий), 110 р. (плацкарт);
        -- поезд "Серов-Приобье" (пригородный), в 5-36 отходит от Серова, стоимость билета - 40 р.
       Ехать до ст. Ивдель-2 порядка 4 часов. В первом случае мы прибываем в Ивдель около 4-х утра, а во втором - 11-30 (по-местному). 11-30 для нас поздновато, т.к. нужно найти попутку или автобус до Полуночного, поэтому едем поездом "Свердловск-Приобье" в общем вагоне (в целях экономии).
       Немного измотались в дороге: не очень доброжелательное отношение пассажиров и проводников в поезде от Екатеринбурга до Серова ? то ли не доверяют туристам, то ли просто мы им не понравились; так или иначе, мы были рады сойти в Серове и проститься с негостеприимным поездом. Сейчас покупаем билеты, потом поедим, что давно уже пора сделать, ? график питания как-то сбит (нерегулярно и вразнобой) - завхоз немного волынит. Ну а я нахожусь под неприятным впечатлением оттого, что взял только половину желаемый суммы денег: что-то заклинило в голове и вместо 2000 р. взял 2 банкноты по 500 р. Кажется, на поход должно хватить, но все же чувствую себя неуютно, привык брать деньги с приличным запасом.
       Только что пришли Сергей с Алиной и "обрадовали": комиссионный сбор составляет почти 50% от стоимости билета, т. е. билет до Ивдели в общем вагоне обошелся в 94 рубля! При этом езды всего 4 часа. Для сравнения: те же 4 часа езды на пригородном поезде "Казань?Йошкар-Ола" стоят чуть больше 64 руб. Из расспросов стоящих в очереди пассажиров стало известно, что по железной дороге в Полуночное не доберешься, но есть автобусное сообщение (автобусы приезжают к приходу поезда), однако надо сходить на ст. Ивдель-1, а не Ивдель-2.
      
      
      
       2 июля, 19-45 (моск.). Лагерь 1 на р. Тошемке.
      
       Прибыли в Ивдель-1 сегодня в 2-17 по московскому, тут же сели на автобус (цена билета 5 р.) и доехали до поселка Ивдель (станция находится в стороне) примерно за 10 минут. Вышли на автовокзале.
       Автобус до Полуночного уходит в 6-10 по-местному. Это первый рейс, есть еще несколько, но позднее. Нам надо проехать чуть дальше, за уже нежилую дер. Кедровая - до "Тошемской", как называют ее местные, развилки. Местное население словоохотливо. Нам посоветовали дождаться автобуса до Шипичного, который уходит на час позже, т.е. в 7-15 по-местному и идет через Тошемскую развилку. (Повезло, т.к. этот автобус ездит 1 раз в неделю.) Так мы и поступили, и за 16 р. 50 к. с человека (12 р. 50 к. билет + 4р. багаж) нас довезли до Тошемской развилки. Из автобуса вылезли в 8-45 по-местному, автобус опоздал, отправились фактически около 7-45, т.е. ехали около часа.
       Началась пешая часть похода.
      
       Погода стоит сухая, жаркая, очень много комаров, слепней и мошки, но, в общем, терпимо. Хорошо накатанная грунтовая дорога идет прямой, далеко видимой лентой на З., слегка в гору, по обеим сторонам ? густой смешанный лес. Переходы делаем по 45 минут + 15 минут отдых, за один переход удается пройти 4 км. В конце второго перехода вышли к р. Толтия - она пересекает путь по вкопанной под полотном дороги железной трубе. Здесь, в ложбине, речка подболочена, вода имеет красный торфяной оттенок, а стекает она сюда прямо по придорожной канаве - чистая, бурлящая. Скорее ручей, чем речка.
       Идти тяжеловато из-за душной жары, полное безветрие. Хоть в Ивдели нам говорили, будто по этой дороге никто не ездит, навстречу уже попались 2 грузовика с каким-то грунтом в кузовах. На 11-м километре нашего пути один из этих грузовиков, возвращаясь порожняком, подхватил отставших Боцмана и Катю, а потом и остальных, и подвез до моста через р. Тошемка, т.е. еще на 12 км. В 3-4 км выше моста по Тошемке, по словам ивдельских собеседников и водителей нашей машины, находится поселение манси (т.н. "мансюков"). Электричества у них нет, живут охотой, рыбалкой да редкими шабашками. Против них нас очень предостерегал один из ивдельских говорунов, назвавшийся Сергеем Кирпичным и уговаривавший нас идти на Мойву через Вижай, "как все". Увидев, что мы упорствуем в своем решении двигаться на Посьмак, он посоветовал нам пройти мимо Тошемки ночью, чтобы уменьшить вероятность столкновения с "мансюками", от которых, по его словам, следует ожидать худшего. Однако подвозившие нас мужики развеяли этот миф. По их словам, в этом направлении идут довольно интенсивные дорожные работы, вывозится т.н. "медь" (по-видимому, медная руда), сами они - рабочие данной дороги и вместе с ними работают манси, зарекомендовавшие себя вполне приличными людьми. По пути, пока мы ехали в кузове, навстречу попались бульдозер и еще один грузовик. Таким образом, движение по тошемской и велсовской трассам сравнительно интенсивное и дорога поддерживается в приличном состоянии.
       На тошемском мосту мы оказались в 10-м часу утра по Москве. Речка Тошемка - чистая, холодная, с сильным течением. По словам рабочих, в ней есть хариус, правда вода высоковата и они пока не ловят. Вообще, июнь у них здесь тоже был холодным, хорошая погода настала несколько дней назад. На мосту мы обнаружили медвежьи следы и помет. Следы невелики, размером с ладонь взрослого мужчины, а вот помету ? прилично. Медведей здесь, по словам местных, много.
       Искупавшись и перекусив, решили стать здесь лагерем и хорошенько выспаться - сказывается трехдневная дорога. Очень кстати оказалась оборудованная стоянка у моста (столик, скамьи, кострище). В полдень настала такая жара, что стало невозможно находиться вне тени, мы расползлись по палаткам. Сейчас проснулись, но из палаток не вылезаем, заняты кто чем. Хотим попробовать идти по ночам, когда прохладно, а в жару отсыпаться. Ночи здесь светлые, полной темноты нет, так что это вполне осуществимо.
      
       P.S.: В Ивдели, на автовокзале, к нам подъехала милицейская машина, спросили кто такие, куда идем и т.п. (они встречали каких-то туристов из Екатеринбурга, да те не приехали), а потом предложили нам нанять машину - отвезти куда хотим. Минут через 5 подошел мужик - с той же целью. Но мы отказываемся, а им это в диковинку - чтобы туристы пёрли сами, а не нанимали автотранспорт через перевал до реки.
      
      
      
       3 июля, 23-06 (время местное). Лагерь 2 на р. Ивдель.
      
       Идти, как хотели, ночью не получилось - проспали мощно. Встали около 6 утра по Москве, т.е. в 8 по-местному. Переставил часы на 2 часа вперед и теперь буду давать время по-местному.
       После плотного завтрака вышли в11-15. Сделав 3,5 перехода (каждый по 45 мин. хода + 15 мин. отдыха), подошли к р. Ивдель (на атласе Свердловской области - "ур. Вторая Плотина"). На мосту увидели человека - звать Михаил, сам родом из Набережных Челнов, бывший геолог. Охотился, рыбачил. Про дорогу на Посьмак через Хоза-Тумп ничего сказать не смог - не ходил. На берегу около моста пообедали лапшой и чаем, переждали под пленкой несколько коротких ливней. Потом к реке подъехало сразу 2 машины с разных сторон. Одна вскоре уехала, а другая высадила 3-х человек с резиновыми лодками, они расположились рядом с нами и стали надуваться. Мы же потихоньку собрались и двинули дальше в 18-15.
       Идти было тяжеловато: палящее солнце, ни тенька, ни ветерка, да и после обеда расслабились. Решили в дальнейшем обедать на скорую руку, без горячего и недолго. Сделали 1 полный переход и решили искать хорошую стоянку на берегу Ивдели, т.к. до начала перевала через Урал осталось, если верить карте, совсем немного. После передыха стали исследовать сходы с дороги к реке. Нашли один, он вывел на маленькую комариную полянку, зато на противоположном берегу реки - шикарный галечный пляж. Олинка с Дизелем высказались за то, чтобы перейти Ивдель вброд и встать лагерем на пляже. Я на всякий случай прошел минут 10 вперед по дороге - не попадется ли другой сход к реке - но ничего не нашел, и мы, переправившись без особых проблем при помощи посохов и дизелевских кед, разбили лагерь на левом берегу Ивдели. Место отличное, мошкары и комаров мало, дров - полно, впрочем, как и везде. Поужинав, разошлись по своим палаткам. Завтра планируем подъем в 7-00 (поставил будильник), мытье тел и короткий переход к подножию Хоза-Тумпа. Собираемся встать в двух километрах западнее слияния Мал. и Бол. Ивделей, т.е. завтра мы должны миновать Ивдельские Ворота. Хорошо бы завтра лечь спать пораньше, а ночью или под утро выйти на перевал. По словам Михаила, ночью идти значительно легче - прохладно , нет слепней и мошки, однако у комаров - жор. Посмотрим...
      
       P.S.: Боцманский GPS сожрал второй комплект батареек. При этом часто "срывается" со спутников - плохая чуствительность приемника, да и антенна слабовата. Но, в общем, координаты выдает и расстояние мерит исправно - полезное подспорье. Думаю, самая работа для него начнется в день перехода через Хоза-Тумп.
       Кстати, точность вычисленных нами по карте координат вполне сносная, достаточная для определения местоположения. Вчера прошли за день 11 км + 12 проехали на попутке, итого 23 км, по карте меньше, но карта привирает, GPS ? точнее; сегодня прошли около 20 км (GPS несколько раз отрубался, точнее не определишь). Рюкзаки пока сильно не полегчали: у парней в среднем 28 кг (18 кг общественного и 10 кг личного груза), у девок - около 18 кг (9 кг общественного, 9 личного); у Дизеля личного груза поменьше, но он немного разгрузил Олинку. Съели и выпили пока немного.
       Лучше всех идут Дизель с Олинкой - опережают остальных за 1 переход в среднем на 2 минуты. А я от них отставал - что-то сердце покалывает, но терпимо. Видимо, действительно пора бросать курить.
      
      
      
       5 июля, 20-37. Привал у моста через безымянный приток Ивдели.
      
       Боцман с Котюшкой и Дизель с Олинкой ушли в разведку: появилась необозначенная на карте развилка; каждая пара ушла по своей дороге на 1 час (30 мин. туда и 30 мин. обратно). Начиная со второй половины вчерашнего путевого дня карта (двухкилометровый атлас Свердловской области) стала слегка привирать. Первая изба, точнее, ее остатки, после ур."Вторая плотина" нанесена правильно, совпали и показания GPS; место слияния Мал. и Бол. Ивделей также совпадает. Чуть дальше оказался полуразрушенный мост через Мал. Ивдель. Около этого мостка вчера остановились, и мы с Олинкой и Дизелем отправились в разведку - искать место для стоянки с водой. Прошли почти 4 км, но до места пересечения безымянного (на карте) притока Ивдели с дорогой так и не дошли - атлас врет. Сейчас мы находимся как раз в этой точке ~ 5 км от моста. Прошли мимо второй избы (тоже разрушена), она находится в 2-х км от моста.
       Ночевали сегодня на острове, образованном рукавами сливающихся рек Мал. и Бол. Ивделей: поставили палатки прямо на дороге как на самом ровном месте островка. Дорога редко посещаемая, в одном месте поперек лежит упавшая пихта, видимо, с весны - хвоя успела пожелтеть. Тем не менее, сегодня утром были разбужены подъехавшей "Нивой" с тремя пассажирами городского вида. Они, как выяснилось из короткой беседы, едут на Сибиревский прииск. Карта у них та же, что и у нас, т.е. дорога на Сибиревский обрывается, что теперь, по словам подвозивших нас рабочих, не соответствует действительности: дорога проведена до самого Сибиревского прииска и ее поддерживают в порядке эти самые рабочие. Таким образом, мы могли бы пойти на Велс, свернув направо (развилка у первой избы). Автомобилисты, узнав о дороге, развернулись и поехали в обратном направлении, оставив нас наедине с моросящим дождиком.
       Моросило ночь и всю первую половину дня до 16-00 - первый дождливый день похода. Вышли сегодня поздно, около 18 часов и прошли менее двух переходов, достигнув точки, с которой потребовалось провести разведку и где я пишу эти строки. Дорогу здесь пересекает (по вкопанной трубе) довольно бурная речка, по обеим сторонам - охотничьи стоянки. Грунт сырой, пронизанный ручейками, дорога сплошь в лужах - все мы промочили ноги. Пока дожидался разведчиков, спустился к воде и сделал снимок - классическая горно-таежная речушка. Кстати, похоже, мы вступили в медвежий край: начиная от последнего лагеря постоянно видим их следы. Мишки ходят по дороге, как по проспекту ? тут и ветерок мошкару сдувает, да и идти удобней - все истоптано их босыми лапами, навалом помету ? того и гляди, вляпаешься. Но нам на глаза они не показываются, видимо, осторожничают, хотя к лагерю, судя по следам, ночью подходили.
       А вот и показалась разведка...
      
      
      
       7 июля, 21-19. Лагерь 5 на р. Посьмак.
      
       Дописываю ранее прерванное...
       Разведка показала, что отворот налево - ошибочный, т.е. мы свернули правильно. Решили, несмотря на поздний час, максимально приблизиться к Хоза-Тумпу, пока будет возможность найти воду. По пути попалось еще 3 необозначенные на карте развилки, но наша дорога выделяется своей накатанностью. Миновав последнюю развилку, поднялись в гору, после чего дорога стала заметно спускаться на С., оставляя слева и сзади взятую на GPS точку перевала. Убедившись, что неподалеку (минут 5 вниз по дороге) есть ручей, решили встать на ночевку в наивысшей точке дороги, т.е. как можно ближе к перевалу. В этом месте очень кстати оказалась небольшая удобная полянка с кострищем и дровами неподалеку. Поужинав, все быстро уснули.
       Вчера, 6 июля, проснулись в 8 утра и до завтрака сходили в разведку. Исследовав развилки и убедившись, что все они уходят от намеченного нами маршрута, решили штурмовать Хоза-Тумп напрямик, по бездорожью, через чащу и бурелом. До вычисленной точки перевала GPS показывал 4,85 км, до точки на Посьмаке - 8,9 км. Все это, конечно, по прямой и без учета рельефа местности. С утра прошел дождь, и нам предстояло идти по мокрому лесу.
       Вышли из лагеря  4 в 12-30 и углубились в чащу. Сразу пошел дождь. Сплошной молодой осинник, преграждавший путь, вскоре сменился более просторным смешанным лесом. Тут и там видны старые следы лесоповала - крупные пиленые пни. Идти следует осторожно, т.к. в густом папоротнике скрываются полусгнившие стволы поваленных ветром деревьев. Скорость продвижения сильно упала ? бездорожье.
       Кругом обширные черничники, но ягоды пока не созрели. Подъем на Хоза-Тумп - ступенчатый: не доходя до перевала примерно 2 км, он сменился временным спуском, таким уверенным, что мы некоторое время были в сомнении относительно правильности рассчитанного пути. Спуск продолжался около километра, а затем новый подъем вывел нас на перевал. Лес кончился, обнажились поросшие мхом камни. Отличная панорама и на пройденный путь, и на долину Посьмака: видны острая Караульная Сопка, заснеженный хр. Мартай и г. Посьмак с лысой вершиной. На перевал мы поднялись в 16 часов, перекусили сух. пайком и в пятом часу начали спуск к Посьмаку, держа направление на Караульную Сопку, пока ее не скрыл густой лес на западном склоне Хоза-Тумпа.
       Спускаться тяжело: в лесу плотный бурелом, ноги постоянно скользят и застревают в сплошном нагромождении поваленных стволов, почва местами сильно заболочена. Около восьми часов вечера мы, покачиваясь, вышли-таки к Посьмаку (хотя до вычисленной по карте и занесенной в GPS точки оставалось еще около километра). С большим трудом пробились к руслу - река здесь мелкая и узкая, берега заболочены и у кромки поросли густым ивняком. Вдоль реки идут две еле заметные колеи - старая, давно неезженая дорога ? видимо, на Сибиревский прииск.
       Встали лагерем  5 чуть выше на полянке, разожгли гигантский костер и стали сушиться. Разумеется, был праздничный вечер с усиленным ужином и "Секачем". Легли поздно, и, соответственно, встали сегодня около полудня. Целый день неторопливо готовились к отплытию: вырубали и шкурили раму катика, делали весла, прорубали проход к воде в ивняке и т.п. В перерывах вкушали результаты кулинарных изысков Завхоза: самопальные мюсли, так и не завоевавшие кукуйских сердец, были сварены в банальную геркулесовую кашу, остатки которой экономная Олинка перемешала с мукой, маслом и т.п., и получила что-то вроде теста для оладушек, причем дело обошлось без яиц, а мука при этом была обычная, не блинная. Поджаренные на рафинированном масле до хрустящей корочки, "мюслики", как тут же были названы эти геркулесовые котлеты, окунаемые в сгущенку и запиваемые горячим чаем - весьма недурны. Таким образом был открыт новый рецепт походного теста: если нет яиц, вари геркулесовую кашу и замешивай тесто на ней - своей липкостью она заткнет за пояс любое яйцо!
       Завершили мы все дела только к восьми вечера, решили выплыть завтра пораньше и искать хорошее место для стоянки - хотим подольше побыть в диких верховьях. Продуктов осталось на 4 дня, к концу этого срока мы уже доберемся до пос. Велс; по пути будем рыбачить и собирать грибы-ягоды. Сейчас после ужина пойду копать червей - всю ночь снилась рыбалка...
      
      
      
       8 июля, 18-51. Лагерь 6 на левом берегу Посьмака.
      
       Встали сегодня в 7-30, после завтрака стали спускать катик, вязать шмотки и т.п. Отплыли в 10 с чем-то. Отплыли - это громко сказано: катамаран едва вмещается в русло, на крутых поворотах наскакивает на берега. Весь день мы не столько сплавлялись, сколько тащили за собой катик, яростно прорубаясь в частых завалах. Вода ледяная, ноги стынут моментально. Разрубленных завалов было около десяти + один обнос. Обедали на катамаране (сух. перекус). После обноса, в 16 часов, встали лагерем на куцем галечном пляжике - у девчонок слишком замерзли ноги в холодной воде и они были не в состоянии продолжать движение. Так что плыли всего около 6 часов. Река сильно петляет, коэффициент извилистости около 5, и мы удалились от лагеря  5 по прямой всего на 3 км, а до устья Посьмака GPS показывает около 12 км. Завхоз устроил переучет продуктов - осталось на 3,5 дня. Надеемся доплыть до п. Велс за это время и там отовариться. Сейчас поужинали и собираемся спать, чтобы завтра встать пораньше - поставил будильник на 5-00. По идее, русло должно расширится, и тогда плыть станет легче.
       Вода в Посьмаке чистая, но рыбы совсем не видно - очень мелко, вода частенько доходит лишь до колен.
      
      
      
       10 июля, 10-06. Лагерь 7 все еще на берегу Посьмака.
      
       Вчера плыли (точнее, тащились) весь день допоздна - встали лагерем около 22 часов. Посьмак действительно стал шире, но постоянно разбивается на протоки, которые завалены плавником. Число пройденных (разрубленных, разобранных, приподнятых, утопленных, обнесенных) завалов не поддается подсчету. Больше таскали, чем гребли.
       Особенно тяжелым был последний вчерашний завал - многометровый, распространившийся в две протоки. Невысокие, но крутые берега густо залесены, изрезаны овражками, завалены плавником и не пригодны для обноса. Пришлось разобрать катамаран и по частям перетаскивать прямо через завал. Закончили эту работу в 21-20 и, проплыв немного и натолкнувшись на следующий завал, встали лагерем на небольшом левобережном пляже.
       На реке появились длинные прямые участки - около километра длиной - сплошные перекаты, приходится слезать в воду и тащить катик по камням. По берегам стали попадаться небольшие скалы, почти все камни содержат большое количество слюды. Странное отсутствие рыбы. Даже на прогреваемых солнцем отмелях и в заливчиках - ни единого малька, что совершенно не характерно для других виденных мною рек. Не слышно рыбьего плеска, нет чаек, не видно следов выдры или норки. Зато часто попадаются следы бобров: погрызенные ветки, плотины (одну из них мы были вынуждены разобрать, дабы пробиться сквозь протоку). Беззубок тоже не видать, зато в реке много личинок комара; они в большом количестве пристают к ногам, когда бродишь в воде. Личинок очень много - видимо, не кому их съедать.
       Сейчас будем завтракать гороховой кашей "с таком" - вследствие незапланированно долгого прохождения Посьмака находимся в режиме строгой экономии продуктов: в обед только сух. перекусы, на ужин - жидковатые супы. Мечтаем о реке Велс (рыба, грибы) и поселке Велс (магазины и частные огороды).
      
      
      
       11 июля, 14-10. пос. Велс (устье р. Велс).
      
       Все ушли по магазинам, а я сторожу.
       Вчера к обеду были в устье Посьмака. Завал прошли всего один, тот самый, перед которым разбили лагерь  7, потом только рубили ветки у "расчесок". Вблизи устья Посьмак растекается, образуя множество галечных островов, на них впервые за последние дни увидали людей: рыбаки понаехали на машинах, много их промышляет в самом устье. Не доплывая до устья, обедали - пристали в одной из проток (кажется, правой крайней) к левому островному берегу и обнаружили разрушенные деревянные бараки и поломанную технику возле них. Пока завхоз распределял сух. перекусы, мы насобирали хороших досок, навыдергивали гвоздей, и сколотили отличную палубу, которая будет служить нам также в качестве стола.
       Велс - широкая река, сравнима с Вишерой, с очень быстрым течением; с 16 до 20 часов вечера проплыли больше трети велсовского участка пути (за приток Чурол) и встали на островном мысу лагерем  8. Появились признаки рыбы - мальки, всплески, рыбаки; вчера вечером рыбачил на удочку, поймал одного хариуса (засолили) и пескаря (отпустили). У меня очень мало червей - осталось всего 2 штуки, новых найти не удается, надеюсь, на Вишере найду. Кстати, одна из причин отсутствия рыбы в Посьмаке - это, возможно, обилие слюды: вчера попадались пляжики крупнозернистого песка, на котором сверкали обширные слюдяные намывы. Да и на вкус Посьмак резковат, чай из него оставляет желать лучшего. В какой-то момент при впадении Посьмака в Велс вода резко замутилась и оставалась мутной на протяжении 3-4 км вниз по Велсу, а затем снова стала прозрачной. Похоже на результат деятельности прииска. Велс - очень быстрый, обилие перекатов с редкими крупными камнями.
       Вышли сегодня из лагеря  8 в 9-30 утра и вот уже достигли поселка Велс. Хотим отплыть немного по Вишере, найти хорошее место и встать пораньше.
       У меня неприятность - сломался спиннинг. То, что продали под видом углепластика - обычный стеклопластик, причем, видимо, китайский, очень хрупкий; при зацепе за камень и не очень сильном рывке он переломился сразу в трех местах. Дерьмо. Придется сегодня снимать с него кольца и прикручивать их к деревянному удилищу - день спиннингиста пропал, хотя по Велсу попадались очень соблазнительные ямы. С нетерпением ожидаю возвращения товарищей с продуктами.
      
       Там же, 15-48.
      
       Гонцы вернулись из поселка с провиантом ? купили: 1) молоко (8 руб./баллон), 2) картошка (20 р./ведро), 3) сало соленое домашнее (60 р./кг), 4) хлеб (6 р./бух.), 5) лук, укроп, салат и др. зелень (бесплатно), 6) свекла, морковь (забыл почем). Магазин откроется в 16 часов (продавщица на покосе), все вышеперечисленное купили в домах. Хлеба здесь завозят по 3 буханки на дом, некоторые пекут сами. Нашим продали 1 буханку дети из какого-то дома. Хлеб белый, вкусный, а вот молоко снятое. Вообще, здесь привыкли к туристам (по Вишере сплавляются толпами по путевкам якобы через заповедник), соответственно, привыкли драть - цены высоки. Боцман с Катькой набрали под досками червей - их там вволю, так что будем рыбачить.
       Перекусили молоком, хлебом и салом, затем они снова поперли в магазин, а я снова остался. Должны купить круп, масла, кетчупа, яиц, пряников, печенья и т.п. Соответственно, долго плыть сегодня уже не получится, планирую встать лагерем до Усть-Гаревой.
      
      
      
       12 июля, 12-37. Борт катамарана, плывущего по Вишере ниже Усть-Гаревой.
      
       Вчера в Велсе затарились всем, кроме хлеба (удалось купить только одну буханку), сахара, гороха и яиц. Предполагаем докупить позднее. Плыли до упора, встали в 20-30, т.к. не было свободных стоянок, везде косари, рыбаки, а в одном месте притулились 2 байды. Мы встали чуть ниже их на противоположном обрывистом берегу в березняке и ромашковых полянах (лагерь  9). Как оказалось, чуть в глубине леса находятся разрушенные бараки, много старой техники и железа. Эти бараки обозначены на карте на левом берегу немного выше Усть-Гаревой. Набрали грибов - сварили суп, наловили вандышей - пожарили сегодня с утра и съели с рисом.
       Подняться удалось в 7-30, а отплыли в 10-50. Спешить некуда - движемся довольно быстро - сильное течение, отсутствие препятствий, долгие переходы. Вчера общими усилиями отковыряли от сломанного спиннинга кольца, сегодня я сижу без гребли и уже смастерил и опробовал новый спиннинг - деревянный: прикрутил кольца и катушку медной проволокой к березовому удилищу. Работает нормально, правда, когда удилище подсохнет, проволоку придется подтянуть. Вода в Вишере очень прозрачная, даже на большой глубине просматривается дно, особенно если стоять в полный рост. Так я и рыбачу, стоя на палубе - очень удобно. Видел, как блесну сопровождали 2 довольно крупных, кажется, хариуса, размером с руку от ладони до локтя. Они проводили блесну до самого катамарана, но так и не попробовали схватить - думаю, великовата для них. Если далее не будет поклевок, попробую блесну поменьше.
       Вошли в обычный "матрасный" режим питания - вчера напились молока, пива, наелись хлеба, печенья, сала и шоколадок. Вечером ели густой грибной (старания Дизеля и Олинки) суп с нормальной картошкой и зеленью. С непривычки встали с утра совершенно сытыми, но, вкусив свежесваренного кофе, нашли в себе силы обратить внимание на рис с жареной рыбой. Желудки полные - на душе сонно и лениво.
       Где-то в 1130 проплыли Усть-Гаревую - это заброшенная деревенька, дома развалились, на холме виден торчащий деревянный крест.
      
      
      
      
       13 июля, 8-47 утра. Лагерь  10.
      
       Встали вчера на островном мысу, на низком галечном пляже, не доплывая 4 км до Ваи. Хотим сегодня посетить магазин, но надежда невелика - воскресенье. В любом случае надо зайти в Ваю, прогуляться по дворам (молоко, зелень, овощи и т.п.) - готовимся к празднику; вчера составляли меню. Планируем встать после Ваи на хорошем галечном пляже с тем, чтобы устроить 14-го дневку. Сегодня немного проспали - встали в 7-40, сейчас готовится завтрак; я уже собрался, остальные - в разной степени. Тарта-суза...
       Соорудили из подручных средств шашки: расчертили стол-палубу на квадраты, замалевали углем, а в качестве фигур использовали белые и черные округлые камни - благо, их здесь навалом. Завтра займусь изготовлением лука и стрел, предназначенных для праздничной спартакиады.
       Зовут к столу.
      
      
      
       16 июля, 9-02. Лагерь  12 напротив д. Писаное.
      
       Пишу в палатке, изредка крапает дождь.
       13-го проплыли мало - долго отоваривались в Вае: хлеба нет, но купили баранки местного производства, очень вкусные. Поскольку было воскресенье, государственные магазины не работали, но зато работал коммерческий под названием "Ольга". Встали лагерем  11 примерно в 5 км ниже Ваи, перед длинным прямым участком Вишеры на обширном галечном острове. К вечеру того же дня нас догнали 2 группы катамаранщиков (похоже, плановые) и байдарочники на 2-х "тайменях". Одна группа катамаранщиков устроилась напротив нашего острова на покосном лугу, а байдарочники, приплывшие очень поздно, встали чуть ниже нас на крутом левом берегу.
       Следующий день, 14 июля, был праздничным - помылись, постирались, побрились. Наготовили салатов, напекли пирогов, сделали торт; удалось даже приготовить "хреновую" закусь. Готовили допоздна, а ночью был обжирательный курултай с песнями, плясками, игрой в "городки" и стрельбой из лука по мишени; в общем, оттянулись в полный рост. Легли где-то между тремя и четырьмя часами.
       Утром 15-го проснулись поздно под шум дождя. Все небо затянуто плотным слоем серых облаков. Позавтракали вчерашними пирожками и тортом в палатке у Дизеля и Олинки, собрали вещи, и под мелкой "моросейкой" поплыли дальше. Шли с 15-30 до 21-00, встали напротив д. Писаное, сразу после комплекса скал (в т.ч. Писаный Камень) снова на галечном острове. Вообще, острова на Вишере представляют собой удобные, хорошо обдуваемые стоянки с галечными пляжами, без комаров и с дровами. Странно, но все без исключения встреченные нами туристы, и плановые, и самостоятельные, встают на луговых берегах в траве и кустах. Кстати, всех, кто проплыл мимо нас 13-14-го июля, мы обогнали вчера - они встали в начале Писаного Камня. Таким образом, за полдня мы проплыли их двухдневную норму (что, собственно, не мудрено: все они практически не гребут, крутятся на своих катиках и плывут по течению, мы же привыкли грести более-менее активно, да и вчерашний мокрый и холодный день благоприятствовал такой активности).
       В общем, поход постепенно подходит к концу, вчера планировали варианты отъезда. Осталось 4 дня, включая данный, но и плыть уже совсем недалеко, следовательно, будем двигаться без особой спешки.
      
      
      
       Тот же день, 19-36. Лагерь  13 на острове у д. Мартино.
      
       Пристали к берегу около 18 часов после нескольких пробных осмотров. Слазили на камень - не высок и панорама так себе (камень чуть выше д. Мартино, с пещерой). В 14-00 побывали в магазине в Сыпучах: хлеба нет, круп нет, кетчупа нет. Купили пряников, молока и бутылку портвейна "777" ? будем варить глинтвейн.
       Вишера наполнена туристами "до краев". В основном, катамараны, 2 группы байдарочников. Обогнали их всех. Пока сидел в Сыпучах на берегу и ожидал своих магазинщиков, подплыла группа из 7 человек на одном катамаране, познакомились. Они из Перми, плывут от Мутихи, двигаются медленно; удивлялись нашему маршруту и скорости передвижения. От байдарочников-пермяков узнали, что из Красновишерска до Перми автобус ходит 2 раза в сутки - в час ночи и в пять утра. Идет около 6 часов, стоимость билета - 230 руб. Решили уезжать из Красновишерска 20-го в час ночи, дабы быть в Перми рано утром 21-го - легче будет купить билет на поезд "Пермь-Казань" (отходит из Перми в 18-30, в Казань прибывает около 10 утра след дня).
      
      
      
       18 июля, 9-45. Лагерь  14 чуть ниже д. Щугор.
      
       В ночь с 16-го на 17-е случилась спонтанная гулянка; наутро, разумеется, встали поздно, отплыли от лагеря  13 около 12-30. Надеялись заплыть в Велгире или Щугоре в магазин, но встреченный у Велгира рыбак сказал, что ближайший магазин - только в Вишерогорске. Обломились с хлебом, крупой и пивасиком.
       Плывем еле-еле, почти не гребем - дней осталось много, а пути мало. Часто пристаем к берегу в поисках грибов - иногда с успехом - вчера на ужин был грибной суп. Изготовили с Боцманом снасть под названием "рулетка". Это тот же спиннинг, но вместо блесны подвязан большой поплавок, а выше него по леске - несколько поводков с мушками. Снасть ориентирована на ловлю хариуса, местные рыбачат как на червя, так и на мушку. Хариуса в реке много, а крупной рыбы - хищника - похоже, мало (нет боя и т.п.). По словам местных рыбаков, таймень появляется на Вишере осенью. Я думаю, это следствие холодолюбивого характера тайменя - летом он поднимается в притоки, где вода холодней, а с осенними заморозками возвращается в Вишеру. Этим, по-видимому, объясняется хороший спиннинговый лов летом на Колве и Березовой и плохой здесь. Сегодня попробую рыбачить на "рулетку". Надо подобрать какой-то якорь для катамарана, чтобы останавливаться на перекатах. Думаю, большой камень вполне сойдет.
       Сегодня опять проспали: хотели встать в 7-00, чтобы попасть в вишерогорский магазин до обеда, но слишком сладко спалось...
       Достал последний лист карты - заканчивается наш поход, осталось всего 2 ночевки.
      
       Вчера обогнали своих знакомцев-пермяков, с которыми разговорились в Сыпучах. Они стояли лагерем на берегу прямо в д. Бол. Щугор. Удивителен был вид их палаток - необычно высокие, похожие на верблюдов - потом, приглядевшись, понял - это обычные брезентовые "домики", просто неправильно поставленные: продетая под коньком жердь поднята очень высоко, а дно и боковые растяжки - болтаются, в общем, они просто не знали, как ставятся палатки...
       Вечером мимо нашего лагеря проплыла уже объединенная группа плановиков-путевочников: не гребут, крутятся на месте, ветер несет их против течения, а еще позднее продефилировал деревянный плот с мотором и под флагом России; мотор особой пользы не приносит - плывут со скоростью течения. На наш приветственный взмах рукой семеро обитателей плота замахали неожиданно дружно, с криками и т.п. Похоже, что местные, аналогичны "матурщикам", встреченным нами на Юрюзани несколько лет назад. (Те говорили, что, живя на реке, постоянно наблюдали туристов и вот решились сами - соорудили какое-то подобие плота из понтонов, бочек, камер и т.п., прицепили мотор и под флагом ВМФ двинулись вниз по Юрюзани. Неплохо.) Похоже, что вчера наблюдали аналогичный случай. На это указывают, во-первых, наличие мотора (деревенские, привыкшие к перемещению под мотором, как-то стремаются сплавляться на веслах), во-вторых, непривычно охотная, даже бурная реакция на наше приветствие (хотя, возможно, это результат внутреннего подогрева), и, в-третьих, отсутствие ярких деталей одежды, чем так отличаются городские жители в походах. Да и размеры флага - крупноват...
       Ладно, завтрак на подходе.
      
      
      
       19 июля, 13-15. Дневка в лагере  15 между Говорливым и Романихой.
      
       Вчера были в Вишерогорске в 14-00. Там два магазина, у одного обед до 15-00, у другого до 16-00. Решили дождаться открытия обоих. Рядом с нами встали на обед 4 катамарана - сборная команда из 3-х городов - Тольятти, Перми и (?). Плывут с Улса до Красновишерска. Снаряжение - напрокат, заброска и отъезд на заказных автобусах, т.е. путевочники. Они варили борщ, купались и т.п.; большие фанаты майонеза. Среди них есть один рыбак, который плывет на отдельном катамаране с общественным грузом, целыми днями ловит хариуса. На уху хватает. Ловит на мушку; пробовал на спиннинг - без эффекта.
       Плотовики с мотором оказались отнюдь не местными, а из Удмуртии (г. Воткинск). Мы их обогнали на веслах. На плоту стол и скамьи, сзади плывет привязанная надувная лодка. Приглашали нас на борт в гости, но мы торопились в вишерогорский магазин.
       Отплыли от Вишерогорска в 17-00, хлеба, разумеется, нет. Хотели встать сразу же, не заплывая далеко, но до Говорливого удобных мест для стоянки не оказалось. Напротив Говорливого камня на выкошенном лугу рядышком стояли 2 компании, в т.ч. и знакомые нам пермяки. Характер реки изменился: перекатов почти нет, скорость течения упала, вода помутнела и приобрела зеленоватый оттенок - большую лепту внес мутно-зеленый Щугор - следствие работы щугорского прииска "Алмазный". Много плывущих водорослей. Галечные острова исчезли, по берегам ? густые пойменные леса, кусты, трава. Кое-как отыскали стоянку на правом берегу, на примятом лужке. Вдоль берега торчат старые столбы ЛЭП. До Красновишерска осталось всего около 20 км; решили сделать дневку, а завтра за полдня проплыть остаток маршрута.
       Весь вчерашний день дул сильный встречный ветер (З.), а ночью пошел дождь. Утром проснулись - небо серое, но пока сухо. Жаль, хотели постираться и помыться. Правда, Котюшку холод не останавливает - она опять что-то полощет в ведре, как, впрочем, и всегда. Сижу в палатке, зашил рубашку, футболку и рюкзак - готовлюсь к отъезду.
       Сварил на завтрак манную кашу на сух. молоке с изюмом и курягой, - противники этого блюда уничтожали его молчаливым ожесточением. Сейчас Олинка и Дизель ушли в лес по грибы, а Боцман с Катькой сидят в своей палатке, тоже шьют или что-то типа того.
       Как обычно в конце похода, ощущение преждевременности отъезда.
      
      
      
       21 июля, 11-45. Ж/д вокзал г. Перми.
      
       Вчера, 20-го июля, встали в 7-00 и, позавтракав и собравшись, отплыли в 9-50 от лагеря  15. В 13-00 были в Красновишерске. Зашли в левый рукав Вишеры, образованный островом бонного происхождения, высадились на полосу гальки вдоль обрыва, наверху - городской парк, до автостанции 10 минут ходьбы. Пока мы разбирали катик, Дизель с Олинкой пошли покупать билеты и продукты. Когда они вернулись, выяснилось, что билетов на час ночи нет, имеются только на 5 утра. Этого я и боялся, учитывая, что это будет ночь с воскресенья на понедельник. Делать нечего - взяли на пять утра, хотя в Перми могут возникнуть проблемы с билетами до Казани.
       Просидев на берегу до 21-00 (высушили катик, сложились, помылись, побрились, поужинали и т.п.), отправились на автовокзал. Выяснилось, что он открывается не с 21-00, как написано в расписании на двери, а с 23-00. Сидели на скамье у входа, ждали хозяйку автовокзала. Чуть позже одиннадцати вечера она открыла и сказала, что в час ночи она нас закроет и выключит свет до 4-х утра. Не став спорить, перекусили, почитали, сбегали в туалет (кто куда) и устроились спать на скамьях. Я и Дизель заняли, скрючившись на боку, по полскамьи, Олинка легла "буквой "Зю" на стульях, а Боцман с Катькой бодрствовали сидя. Среди ночи в темноте раздался грохот - Олинка звезданулась вниз, затем Дизель уронил свой рюкзак, но в целом кое-как поспали. В 4 утра зажегся свет, открылась дверь, и появились пассажиры.
       В 4-30 подъехал автобус из Перми, высадил народ и уехал собирать пассажиров по Красновишерску. В 4-50 он вернулся и мы погрузились (автобус ЛАЗ с высокими сиденьями, рюкзаки заставили сунуть в багажник под брюхом). В пути поспали, трясло не очень, хотя места - задний ряд. В Пермь прибыли не через 6,5 часов, как сказали на автовокзале, а через 5,5. Перешли дорогу по подземному переходу, завернули налево за угол и сели в трамвай 5, который идет до ж/д вокзала (остановка "Пермь-II", конечная, стоимость проезда - 5 руб.).
       На вокзале нас ждал неприятнейший сюрприз ? лопухнулись, поверив казанскому расписанию пассажирских поездов - по четным числам поезд "Пермь-Казань" не приходит в Казань, а уходит из Перми. Вот так! Ругал себя за ротозейство. Сунулись в справочную - нам порекомендовали отбыть в Казань с пересадкой в Балезино. Маршрут: из Перми в Балезино поездом "Ноябрьск-Горький" (отправление в 14-50, прибытие - в 19-39, стоимость плацкарта 153р.10к., места указывает проводник.), от Балезино до Казани поездом "Киров-Казань" (отправление в 22-18, прибывает в Казань в 9-45, стоимость плацкарта 266р., билеты продали с местами). Пока стояли в очереди в кассу, услышали, как на просьбу впередистоящей женщины продать ей билет на "Пермь-Казань" на 24 июля в кассе ответили: "На 24-е билетов нет!". Т.е. мы в любом случае поехали бы с пересадкой в Балезино, даже если бы приехали в четный день. Судьба. Таким образом, хорошо бы брать билеты от Перми еще до отъезда, в Казани, но при нашем маршруте (пешка + неизвестная водная часть) это было бы слишком рискованно.
       Затарившись билетами, переселились в зал ожидания, перекусили и теперь собираемся пройтись по предместью - купить продуктов в дорогу и посмотреть город. То, что мы увидели из окон трамвая, нам понравилось - довольно симпатичные постройки, особенно собор: красный кирпич, зеленый купол - тот, что изображен на атласе Пермской области, вроде чистенько.
       Душевное и желудочное равновесие располагают к спокойному созерцанию...
      
      
      
       22 июля, 7-00. Поезд "Киров-Казань".
      
       Полчаса назад проехали Вятские Поляны.
       Вчера прогуливались по Перми: ул. Ленина, ул. Коммунистическая, парк, магазины ? город производит в целом благоприятное впечатление, чистый. Цены на продукты питания чуть ниже казанских (хлеб, сало, молоко и т.п.), зато пиратские CD - по 150 р., когда в Казани - 80. По возвращению на вокзал выяснили, что снова лопухнулись: оказывается, до Балезино из Перми 2 раза в день ходит электричка (в 7-00 и в 15-03), билеты - вдвое дешевле. Да уж, век учись - век дурак... Конечно, сыграла свою роль спешка - боялись, что кончатся билеты на наши поезда, а также очень скупая информация на вокзале: ни схем, ни графиков, одно "диалоговое" справочное окошко на весь вокзал, нет даже старинных перелистывающих странички автоматов, но все равно - лопухи!
       Так или иначе, в 14-30 пришел с небольшим опозданием поезд "Ноябрьск-Горький", мест много - мы заняли купе и боковушки напротив, вагон так до конца и не заполнился. В дороге поезд нагнал опоздание и прибыл в Балезино точно по расписанию - в 19-32.
       Зал ожидания Балезино приятно поразил наличием зеленых растений - пальмы, розовые кусты, все - крупное, метра 2-3 в высоту. Сквозь зелень светило солнце, зал был почти пуст, очень симпатично. Правда, спустя минут 15 для меня впечатление от Балезино несколько помутнело - подошел сотрудник милиции (из всего зала он почему-то выбрал именно меня) и попросил пройти с ним в отделение без всяких объяснений. Я захватил с собой паспорт, ощущая внутренний дисбаланс. У самых дверей отделения он все-таки буркнул что-то типа: "Вы нужны для опознания". Действительно, пройдя сквозь все "препоны и рогатки" чрезвычайно вонючего и грязного отделения, я увидел нескольких милиционеров, еще одного мужичка вроде меня, - явно пассажирского вида, и растянувшегося на полу ближайшей камеры в дребадан пьяного гражданина. Осмотр занял несколько секунд, далее один из сотрудников заполнил протокол, где указал наши с мужиком адреса и ФИО, и, дав нам расписаться, отпустил, даже не поблагодарив. А пока он заполнял протокол, привели еще одного мужика, довольно пьяного. Он утверждал, что карточные шулеры "увели" у него 75 000 рублей - это его с братом аванс. Милиционеры изумились: "Где же ты заработал такие деньги?!". Он ответил, что занимается евроремонтом квартир, кажется, в Глазове. На вопрос о том, зачем же он сел играть в карты с незнакомцами - молчание. Вот как бывает.
       Я вернулся в зал ожидания, где, уже в несколько нервическом состоянии, сидели Олинка с Дизелем. Рассказал им, посмеялись, а затем они пошли смотреть привокзальные ларьки, а на их место подошли Катька с Боцманом. Пока я рассказывал им происшедшую со мной историю, в зале ожидания появились еще 2 сотрудника милиции (я их в отделении не видел), и, оглядевшись, направились к нам. Выяснив, куда мы едем и на каком поезде, отошли. Но весь фикус в том, что подрулили они опять-таки ко мне! Что за фигня - то ли рожа у меня бандитская, то ли еще что... Боцман предложил мне надеть очки - мол, до очкариков не докапываются. Последовав его совету, нацепил окуляры и принялся меланхолично гадать кроссворды. Вот в таких занятиях мы и дожидались прихода кировского поезда.
       Пассажиров при посадке было много, все без мест (указывает проводник), попытались нахрапом занять наши места, но мы с честью отбились. Хотели заварить китайскую лапшу, да вода в титане оказалась холодной, однако, проводники растопили его по нашей просьбе и через час кукуйцы перекусили, а я лег спать чуть раньше, удовольствовавшись бутербродом с салом.
       Встал сегодня в 8-30, умылся и теперь жду подъема остальных, и прибытия домой, в Казань. Вчера Завхоз произвел предварительные подсчеты: поход обошелся, без учета личных расходов, а также трат на спирт и пиво, в 1936 руб. на человека, т.е. чуть больше, чем я рассчитывал. Тут сыграла роль политика РЖД - в разгар отпусков они поднимают тарифную сетку; дорога обратно обошлась дороже, чем туда, хотя должно было быть наоборот. Ну, да это уже мелочи....
       Итак, поход закончился 22.07.03.
      
      
      
       ЗАКЛЮЧЕНИЕ (09.06.2005)
       Изначально никакого заключения не предполагалось, т.к. дневник предназначался для "внутреннего пользования". Однако, решившись пустить его в Инет (начитался чужих отчетов, в каждом находя что-нибудь полезное, и подумал: может и наш кому-то пригодится?), перечитал, подправил, снабдил списком участников и фотками и понял - чего-то не хватает. Видимо, без заключительного слова никак...
      
       В общем и целом, поход, несомненно, удался.
       Конечно, Посьмак малопригоден для летнего сплава на катамаране. Зато в весеннее половодье, я думаю, там есть где поработать веслами - будут и прижимы, и пороги (только как же попадешь туда весной из Казани - майские-то ведь не резиновые!). Река совершенно дикая и при этом уютная. Летом же лучше идти на Велс, тем более что дорога до Сибиревского прииска поддерживается в приличном состоянии и есть некоторая вероятность поймать попутку. Правда, Велс уже не так безлюден...
       Хотя, честно говоря, нисколько не жалеем, что пошли на Посьмак (такое заключение было официально озвучено и единогласно принято на "точке"). Как и всегда, сработал принцип: самые приятные воспоминания остаются от самых заковыристых участков маршрута; впрочем, я думаю, это характерно для большинства туристических групп.
       Приятным новшеством этого похода стало использование GPS-приемника. Польза его в пеших переходах несомненна, если обладаешь заранее рассчитанными координатами основных точек пути. К этому походу нам удалось достать карту с координатной сеткой, правда пятикилометровку, но, как выяснилось на практике, точность расчета согласуется с точностью нашего GPS и вполне достаточна для определения местоположения. К тому же, я слышал, что сейчас можно скачать за небольшие деньги GPS-карту любого района РФ (ваш приемник должен иметь возможность загрузки электронных карт).
       Полезным открытием Завхоза в этом походе явилась способность геркулесовой каши заменять собою куриное яйцо при изготовлении теста для блинов, оладушек и даже тортов(!), что было неоднократно проверено и подтверждено "независимыми экспертами" - животами избалованных кукуйцев. Смело рекомендую сей рецепт для употребления в местах, отдаленных от курятников и магазинов.
       Хотя западный склон Урала считается весьма богатым на осадки, нам в этом походе досталось всего четыре дождливых дня (для сравнения: в 1994 году, почти в тех же краях, погода расщедрилась всего на три сухих дня за весь поход!). Так что с солнцем в этот раз нам определенно повезло, чего желаю и всем остальным турикам на всех маршрутах "нашей необъятной Родины".
      

    Храпитан Кукуйский.

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       13
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 17/01/2021.
  • © Copyright Карманов Искандер Ильгизович (hrapitan@mail.ru)
  • Обновлено: 29/01/2015. 51k. Статистика.
  • Водный:Урал
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка